| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Символика зарубежных стран › : Черных А.П. Гербовники XIII века / 2007 | ||
Черных А.П.
Гербовники XIII векаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени / Ин-т всеобщей истории РАН. Вып. 68 (2). М.: Наука, 2007. С. 90–110. Аннотация: Первые европейские гербовники, как принято считать, появились в середине XIII века. Уже этот первый тезис представляется не таким бесспорным, если уточнить определение гербовника. Гербовник в обыденном понимании представляет собой книгу с рисунками гербов. Для всех средневековых гербовников это не столь однозначно, а для гербовников XIII в. тем более. Об авторе публикации/статьи: Черных Александр Петрович (Москва) Текст публикации:
Гербовники XIII века Первые европейские гербовники, как принято считать, появились в середине XIII в. Уже этот первый тезис представляется не таким бесспорным, если уточнить определение гербовника. Гербовник в обыденном понимании представляет собой книгу с рисунками гербов. Для всех средневековых гербовников это не столь однозначно, а для гербовников XIII в. тем более. В западноевропейской терминологии в зависимости от формы гербовниками (armorial, Wappenbuch, stemmario) и гербовыми свитками (roll of arms, rôle d’armes, Wappenrolle) [1] называются рукописи, представляющие собой собрания гербов. Общий термин «гербовник» объединяет в один ряд с ними и другие гербовые комплексы, не существующие ни в форме кодексов, ни в форме свитков. Здесь оказываются важны дефиниции, поскольку традиционные классификации гербовников по их внешнему виду к середине XX в. уже настолько устарели, что стали затруднять исследование полного корпуса памятников.
Во-первых, значительная часть всех гербовников, и гербовников XIII в. в особенности, представляет собой собрания не рисунков, а списков так называемых блазонов (вербальных эквивалентов изображения герба). Для XIII в. их доля выше, чем для последующих столетий. Поэтому гербовником считается собрание блазонов или изображений гербов в виде свитка или кодекса. Если бы не включение блазонных гербовников в число полноправных источников этого вида, классификация была бы проще, но оно давно общепринятое и вполне оправданное. Во-вторых, до середины XIII в. значительная часть ранних гербовников существует не виде собственно геральдических памятников, а как вкрапления в литературные и нарративные произведения. Они представляют собой перечисления в тексте, т. е. чаще блазоны, но иногда и изображения, инкорпорированные в повествования, цели создания которых были отнюдь не геральдическими [2]. Эти тексты — предшественники и в известном смысле прародители гербовников. Собственно, один из старейших классических гербовников — Гербовник Матвея Парижского — представляет собой включенные в текст хроники гербы. Ситуация дополнительно усложнена тем, что традиция включения геральдической информации в текст не осталась в пределах XII-XIII вв., а продолжала существовать в художественных, генеалогических, хроникальных текстах и в XIV–XV вв. уже наряду с «классическими» гербовниками [3].
Это — серьезная проблема, теснейшим образом связанная с проблемой классификации гербовников. Попытки классификации также имеют свою историю; сегодня наиболее практичной является предложенная в середине XX в. типология Э. Уагнера. Эта типология имеет критерием не внешние различия гербовников — свиток или кодекс, изображения или блазоны, — а внутреннюю, сущностную характеристику содержания, связанную с основными особенностями конкретного памятника. По ней гербовники делятся на пять основных типов: гербовники «по случаю», институциональные, всеобщие, систематизированные и «вторичные». В XIII в. существовали гербовники только трех из них: «по случаю», всеобщие и «вторичные». К гербовникам «по случаю» относятся созданные в связи с какими-либо конкретными событиями военного или политического характера: осадой, турниром, походом, договором и т. п. Всеобщие, или универсальные, или, как их иногда называют, провинциальные гербовники объединяют гербы некоего «универсума»: всего королевства или даже всего христианского мира в представлении создателей гербовника. И, наконец, «вторичные» гербовники — это собрания гербов в литературных или других нарративных произведениях, о которых шла речь в самом начале, и иных, вовсе не литературных и не нарративных творениях художественной культуры. Основные затруднения возникают именно в связи с «вторичными» гербовниками. Этот тип был совершенно справедливо введен Э. Уагнером, с целью иметь возможность учесть множество источников, которые не подходят под остальные категории. Иногда их еще называют «маргинальными» [4], поскольку они часто состоят из гербов на полях рукописей хроник и историй. Это наименование невольно оказывается двусмысленным, так как в целом они представляют собой пограничную категорию геральдических памятников. Принцип определения границы между ними и гербовниками в полном смысле слова, видимо, может быть достаточно простым, а именно — дополнительная эта информация в тексте или вся рукопись посвящена конкретно гербам. Если учитывать и эту литературно-нарративную традицию, то в ранние гербовники следует включить и произведения XII — первой половины XIII вв., в которых присутствуют комплексы гербов или блазонов (например, уже упомянутую «Энеиду» Генриха фон Фельдеке, произведение Петра из Эбуло и пр.) [5]. А с другой стороны, традиционно рассматриваемая как гербовник в собственном смысле слова, Поэма об осаде Кэрлаверока 1300 г. — это рифмованная поэма-реляция о военных действиях [6], так что эта блазонная традиция ранних произведений и не прерывалась. Поэтому правильнее говорить в целом о ранних гербовниках, в которые, вероятно, имело бы смысл включать и произведения XII в. Таким образом сегодня практически и подходят к классификации гербовников. Однако нельзя не упомянуть о том, что среди литературно-нарративных памятников существует достаточно обширная группа описаний разной степени полноты примерно 90 средневековых турниров. Частично они включаются в число вторичных гербовников, однако в отношении потенциала геральдической информации всей этой группы источников ясности пока нет [7].
Все же типологических шероховатостей не так много, пока мы находимся в пределах письменных источников. Но включать ли в число «вторичных» гербовников те, что по форме действительно очень далеко отстоят от классических гербовников? К ним относятся совокупности гербов, изображенных на ларцах, покрывалах, предметах костюма, столешницах, балках, в интерьере конкретного храма или дворца и т. д. Ничем, кроме носителя, они не отличаются от традиционных гербовников. А по количеству гербов иногда и превосходят их: в Музее Виктории и Альберта хранятся две столы (епитрахили), на одной из которых 46 гербов, на другой — 38, а также манипл [8] с изображением 18 гербовых щитов; на ларце Св. Людовика 1236 г. из Лувра помещено 37 гербовых щитов; на балке из Schоеne Haus в Базеле, датируемой ок. 1270 г., 63 цветных герба, из которых только два не прочитываются.
Одним словом, общее определение гербовника, вероятно, будет лапидарным: гербовник — это собрание гербов или блазонов. Такое определение отказывается от многих нюансов, однако учесть их все — задача источниковедения геральдики. В данной работе это не представляется возможным. Принимая во внимание то, что и большинство классических гербовников остаются малоизвестными отечественному читателю, хотелось бы предложить некоторые соображения в отношении гербовников XIII в. как начало подхода к теме. Признав наличие проблемы вторичных гербовников для определения их количества, вернемся к классическим гербовникам. Какое количество гербовников можно отнести к XIII в? Если даже в их число включить гербовники, датировка которых называет в качестве вероятной близкую к 1300 г., последнему году века, то их наберется около 30 памятников. Далеко не все из них — оригинальные памятники, некоторые известны только по позднейшим копиям [9]. Однако надо иметь в виду и датировку, которая при уточнении может вывести за пределы формальной границы XIII в. близкие к ней по дате создания памятники. Тем не менее, если учесть, что они, судя по тем данным, которыми сегодня располагаем, начали создаваться с середины века, то их количество за полвека приближается к трем десяткам. Много это или мало? Это менее 10% от числа всех средневековых гербовников. Но прежде чем давать напрашивающийся ответ на этот вопрос, посмотрим на локализацию. В основном они происходят из английских, северофранцузских и единицы из германских земель, и если принять во внимание это обстоятельство, то плотность оказывается довольно высокой. Кроме того, нельзя не отметить относительную одновременность их появления и количественное абсолютное изобилие для первых примеров памятников этого типа. Так что отличия по сравнению с XIV-XV вв. оказываются совсем невелики.
На вопрос о месте создания гербовника XIII в. трудно ответить. Некоторые сведения могут предоставить косвенные свидетельства, связанные с географическим охватом содержащихся данных, локализацией заказчика и т.п. Так, естественно предположить, что английские гербовники времени Эдуарда I создаются в его окружении. Но точнее вряд ли удастся определить. Тем более, что в отношении создания гербовников имеются разные мнения. Есть предположения, что Гербовник Гловера заказан Симоном де Монфором, Гербовник Деринга — Ст. Пенчестером, Гербовник Сент-Джорджа — Роджером де Мортимером или кем-то из его ближайших родственников, Фолкиркский гербовник — Райнольдом де Грей и Генри де Перси, Гербовник Коллинза — Робертом Клиффордом; он же, возможно, патронировал и создание Поэмы об осаде Кэрлаверока [10], но существуют примеры и весьма скептического отношения к этим гипотезам [11].
Обстоятельства создания гербовника большей частью укладываются в схему их типологизации с учетом, разумеется, конкретных деталей, особенно если это связано с гербовником «по случаю». Однако следует учесть то обстоятельство, что речь идет именно о гербовниках XIII в. — т. е. времени, когда не только герольды могли заниматься составлением разного рода собраний гербов. Гербы были привлекательны многим и в литературе высказываются мнения о наличии таких людей в XIII в. [12]. Кстати, они существовали и позднее, правда, в несколько иной исторической ситуации, когда это уже было связано с коллекционированием. Но и позднее случалось, что гербовники составляли отнюдь не профессиональные герольды.
Одной из трудноразрешимых проблем в изучении ранних гербовников является проблема авторства. О наличии у Эдуарда I герольда или специального чиновника для подготовки гербовых свитков ничего не известно [13]. Гербовники анонимны, как и значительное число произведений этого времени служебного, если так можно выразиться, характера. Это не значит, что их возникновение случайно или у них коллективный автор; конкретный создатель, конечно, был, но чаще всего его имя установить не удается. Иногда, как в случаях с Матвеем Парижским или Конрадом фон Муре — оно ясно. В большинстве же случаев это были, скорее всего, герольды, около полутора десятка которых фигурирует в английских документах того времени. В последующие века, когда создавались новые гербовники и с ранних гербовников делали многочисленные копии, эта ситуация с установлением авторства гербовников несколько изменилась, но в отношении XIII в. она очень далека от ясности.
Когда речь идет о гербовниках «по случаю», их датировка устанавливается и проверяется по другим источникам. В остальных случаях время создания гербовника, как правило, определяется не точнее кодикологической датировки рукописи. Геральдические данные надежного уточнения не дают [14]. Более того, содержание гербовника может быть хронологически неоднородным: так, например, в Вийнбергенском гербовнике гербы, происходящие из Иль-де-Франса относятся к 1265-1275 гг., а гербы из Нормандии к 1284-1293 гг. [15]. Приблизительно датируемые рукописи рубежа XIII–XIV вв. тоже обычно включаются в число ранних, превышающее три десятка памятников. Конечно, перспективны уточнения дат, дальнейшее кодикологическое изучение гербовников существуют, и возможности новых открытий есть. Например, в Национальной библиотеке в Париже есть рукопись, условно называемая Гербовником Озье-Сеналис (Hozier-Cénalis), которая наряду с поздними геральдическими памятниками включает копию гербовых свитков, которые могут быть датированы 1260 г. [16]. Если датировка и геральдическая оригинальность рукописи подтвердятся, то, возможно, число ранних европейских гербовников увеличится.
Исторические названия гербовников очень разнородны и скорее это кодикологическая традиция именования рукописей, а не исключительно геральдическая. За гербовниками закрепились названия, которые они получили по герольду, его владельцу или создателю (Гербовник Гловера, Гербовник герольда Вермандуа), по событию (Гербовник турнира в Компьене, Гербовник фландрского похода, Фолкиркский гербовник, Поэма об осаде Кэрлаверока, Гербовник Рождества), по позднему владельцу или издателю (Гербовник Гэньера, Вийнбергенский гербовник), по региону (Гэллоуэйский гербовник). Порой гербовники существуют под двумя названиями: иногда это отражение исторической судьбы рукописи (например, Гербовник Ле Бретон, он же Гербовник Монжуа-Шандон; или Гербовник фландрского похода, он же Гербовник Шиффле-Принэ), иногда разные рукописи одного гербовника фигурируют как самостоятельные гербовники (например, Фицуилльямский гербовник, представляющий собой одну из рукописей Гербовника Герольдов). С точки зрения географического охвата материала ранние гербовники также неоднородны. Например, весь комплекс английскиx гербовников времени царствования Эдуарда I по содержанию преимущественно английский. В то же время гербовники Герольдов и Уолфордский содержат гербы иностранных сеньоров [17]. Среди английских гербовников меньше всеобщих, тем не менее Гербовник лорда Маршала начинается с трех десятков воображаемых гербов королей-язычников. Иногда гербовники, как, например, Вийнбергенский, объединяют гербы, сгруппированные по гербовым провинциям; иногда, как гербовники «по случаю», они охватывают регионы проживания участников события.
Проблема географического аспекта гербовников тесно связана и с социальной характеристикой представленных в них гербов и сеньоров. Гербовники практически не дают социальной, региональной или национальной разницы между индивидуумами. В гербовниках XIII в. геральдически ничто не отличает гербы крупных сеньоров от мелких, в отличие от печатей, где конная печать свидетельствовала о высоком статусе обладателя. С идентификацией крупных сеньоров проблем не возникает. Обычно в гербовнике хорошо узнается король; особым вниманием к королевской семье отличается Гербовник Герольдов: в нем представлены гербы короля, его брата, матери, супруги и их сына в возрасте пяти лет, хотя эта семейная детализация исключительна [18].
Список ярлов, графов часто помещается в начале универсальных гербовников, сразу после списка королей. Затруднения с идентификацией, как правило, появляются в отношении владельцев гербов, находящихся внизу представленного слоя социальной лестницы, которые единожды появляются в гербовниках. Французские гербовники XIII в. группируют сеньоров по гербовым маркам или гербовым провинциям, что облегчает распознавание конкретного лица, если его имя не искажено копиистами до неузнаваемости [19]. Правда, при построении социальных характеристик на основании одних лишь гербовников, без использования данных печатей, надгробий и др. источников всегда существует риск получить искаженную картину [20].
Гербовники — своеобразные источники, редко отвечающие на вопросы историка впрямую. Так, например, известно, что летом 1298 г. королем Англии Эдуардом I под Фолкирк было приведено огромное войско: около 2000 рыцарей и 12000 пехоты [21]. А в составленном по поводу победы в этой битве Фолкиркском гербовнике насчитывается всего 112 блазонов. Даже если не принимать во внимание пехоту, тем более вероятных наемников, все равно остается непонятным, почему чести включения в гербовник удостоились только 5,6% общего числа рыцарей, вполне вероятных обладателей гербов? Или к исходу второго века существования геральдики рыцарская масса войска Эдуарда I не имела гербов? Или же гербовник составлялся на особых принципах? Н. Денхольм-Юнг подсчитал, что Эдуард I теоретически мог располагать 3000 рыцарей, а практически никогда не имел более 1200 единовременно, из которых в боевом состоянии насчитывалось всего 500. Возможно, что только эти последние имели право на герб и именно они фигурируют в гербовниках [22].
Гербы епископов и другого высшего клира, к концу XIII в. уже имевшего свои эмблемы, редко можно встретить в этих гербовниках. Правда, трое из них, епископ и два клирика высокого ранга на государственных должностях, встречаются в английских гербовниках, но они были непосредственными участниками военных кампаний Эдуарда I в Шотландии [23]. В гербовниках XIII в. нет гербов купцов и ремесленников, поскольку ранние гербовники — это пример геральдизации того слоя, с которого началось социальное распространение геральдики — т. е. знати, и, прежде всего, военной знати.
В какой мере один гербовник зависит от другого? Для гербовников «по случаю» эта зависимость минимальна. Они создавались на основе информации, получаемой, скорее всего из первых рук [24]. От этих гербовых собраний, в свою очередь, уже зависели гербовники других типов (например, всеобщий Гербовник Герольдов испытал влияние Гербовника турнира в Компьене [25]. Начиная с середины XIII в. герольды старались копировать все собрания гербов, которые проходили через их руки [26]. При создании всеобщего гербовника составители стремились включить в него максимум доступных и ценных с их точки зрения гербов. Так, Гербовник лорда Маршала заимствовал список королей-язычников из Вийнбергенского гербовника. Иногда близость гербовников настолько высока, что в отношении некоторых, например гербовников Герольдов, Деринга и Кэмдена, у исследователей возникают предположения, что это три версии одного и того же гербовника [27]. К тому же, как уже упоминалось, многие гербовники представляют собой не только не оригинальные, но даже не средневековые копии, а копии XVI в. и еще более поздние. Эти поздние копии подчас выполнены в форме довольно свободных набросков пером, где геральдические цвета обозначены буквами.
В этой области существует еще немало проблем. В исследовании филиации рукописей гербовников значителен вклад, сделанный Э. Уагнером [28]. Более половины ранних гербовников опубликованы, но многие из них на основании лишь одной какой-либо копии, без сопоставления, и это надо учитывать.
Если говорить о закономерностях, то нередко гербовники «по случаю» являются блазонными, а всеобщие — рисованными. Значительное число гербовников XIII в. — блазонные, поэтому анализ группирования по листам и расположения на листе актуален лишь для рисованных гербовников. Рисованный гербовник может содержать несколько десятков гербов (Файфский гербовник, Гербовник похода на Плоэрмель), как правило от нескольких сотен до тысячи, иногда и более (1312 гербов в Вийнбергенском гербовнике). В то же время уже ранние гербовники с точки зрения содержательной стороны изображенного герба не делают различий между знаменной и щитовой формами [29], а помещают их в одной рукописи.
Связаны ли помещаемые рядом гербы какими-либо родственными, вассальными, территориальными или иными связями? Возможно. Наряду с этим есть примеры одинаковых гербов при отсутствии родственных связей (или они нам неизвестны): в Поэме об осаде Кэрлаверока Джон де Бошан (его герб есть и в Гербовнике Гловера) и Джерард де Гудревиль обладают совершенно одинаковыми гербами — «сплошной белкой». Некоторые гербы были очень распространенными. Так, например, такой герб, как «в красном поле серебряная перевязь», в разных гербовниках XIII в. (Герольдов, Деринга, Сент-Джорджа, Коллинза, Вийнбергенском и герольда Вермандуа) встречается у пяти разных сеньоров, а в Гербовнике Герольдов этим гербом обладают трое. Аналогичная картина с гербом «в серебряном поле синяя перевязь». Гербом «в серебряном поле красная перевязь» обозначены 10 сеньоров, из них четверо в Гербовнике лорда Маршала. Подобная же ситуация наблюдается с гербами «в красном поле золотая перевязь», «в золотом поле красная перевязь» или «в серебряном поле черная перевязь». Разве ответы на возникающие при этом вопросы могут быть получены на основе только геральдических данных? Гербовник — не более чем зафиксированное отражение представлений об иерархии, возможностях группирования и пр., но основная информация для ответов на вопросы о том, каковы эти представления лежит, безусловно, за пределами гербовника, который оказывается лишь поводом к исследованиям в социальной, политической, генеалогической истории. Во многих случаях эта аналитическая работа с изображениями гербовника еще не проделана. Она очень трудоемка и эта черта весьма показательна с точки зрения специфики гербовника как источника. Блазонные гербовники XIII в. достаточно убедительно демонстрируют нам, что к середине XIII в. в Англии и Франции уже практически завершилось складывание особой геральдической терминологии [30]. В то же время они свидетельствуют об очень сильном влиянии французской терминологии на формирование общеевропейской [31]. Действительно, большинство блазонных гербовников написаны на старофранцузском или англонорманском, немногие на латыни. Некоторые из них — рифмованные (Клипеариус Тевтоникорум, Поэма об осаде Кэрлаверока). В связи с особенностями и требованиями рифмованного произведения язык блазонов Поэмы об осаде Кэрлаверока не вполне геральдичен, но возможно, что это пример неустоявшейся терминологии, прежде всего в обозначении цветов. Так, вместо серебра (argent) используется white, вместо синего (azur) — bleu или inde (индиго), вместо красного (gules) — rouge, vermeille.
Каковы же цели, побуждавшие к созданию гербовника? Вопрос простой, в отличие от ответа на него. Часть гербовников XIII в. составлялась со своего рода коммеморативными целями. Гербовник по случаю похода или осады как совокупность гербов участников был документом-свидетельством единства объединивших усилия в конкретном, достойном памяти предприятии, ориентированным на современников и потомков. Участники турнира совокупностью гербов подтверждали свое право на определенное место в обществе и связанные с этим обязанности и привилегии, обращаясь также к современникам и потомкам. Всеобщий гербовник, объединяя гербы реальной знати с гербами фантастических персонажей, объединял современников с образами-носителями основополагающих ценностей Средневековья. Очевидно, что смысл гербовника в зависимости от типа мог изменяться. Ценность гербовника в восприятии человека Средневековья не сводилась к утилитарности справочника. Гербовник не предназначался для публичного пользования и был известен сравнительно небольшому кругу лиц, но как собрание визуальных признаков он был устойчивой фиксацией важных для современников социальных вех. Причем это была устойчивость, уверенно протяженная во времени: ведь не может ориентированное на потомков обозначение быть временным, сиюминутным, случайным — тогда теряется его смысл. И неважно, что впоследствии реальные гербы могли претерпеть изменения [32] — на момент составления устойчивость представлений налицо. Поэтому в отношении вопроса о целях составления гербовников памятники XIII в. особенно показательны.
Гербовники — давно известный исторический источник, но вплоть до нач. XX в. он воспринимался историками как сборник отдельных гербов, в котором отыскивается или, напротив, отсутствует искомый герб. Практически анализ гербовника в целом начался только в XX в., т. е. оценка его типологии, структуры, своего рода внутренней топографии. Оказалась информативной принадлежность гербовника, так как от нее напрямую зависел подбор включенных гербов. Важна и последовательность размещения гербов — для ранних гербовников это всегда иерархический принцип, учитывающий статус гербовладельцев. Если так, то каков принцип отбора герба в гербовник? Вряд ли это можно назвать верной постановкой вопроса. В гербовник отбирался не герб, а персонаж, им визуализированный. Однако каково соотношение между этими избранными и прочими? А какова степень геральдизации остальных? Можно ли утверждать, что эти прочие не имеют гербов? Очень сомнительно. А если имеют, то почему не включены? Гербовники XIII в. оставляют больше вопросов, чем дают ответов, и данная публикация — лишь попытка обрисовать круг источников и связанных с ними проблем. Насколько правомерно выделение гербовников именно XIII в.? Не правильнее ли решать вопросы каждого гербовника в рамках локальной истории и времени? Противоречия нет: действительно, каждый гербовник требует такого подхода. Но рассматривать их в целом также возможно и необходимо, так как это самые первые примеры кодификации геральдики и примеры возникновения того типа источников, который получит широкое распространение в XIV-XV вв. К тому же появление во второй половине XIII в. гербовников – явление общее для целого ряда европейских регионов, которые традиционно рассматриваются как ареал возникновения геральдики; у них общих черт больше, чем региональной специфики и различий; гербовники XIII в. демонстрируют единство правил и принципов изображения и блазонирования гербов. Гербовники XIII в. свидетельствуют о стабильности содержательной стороны гербов; у составителя есть определенные устойчивые представления на этот счет и есть основания обозначать некоего персонажа именно этим гербом. Это значит, что сам составитель, как носитель представлений времени, осознает, что будет говорить на понятном для современников языке. Статус гербовника — не правовой (средневековые гербовники вообще не имеют, строго говоря, правового статуса), а ментальный, весь его социальный и культурный смысл лежит в сформированном геральдическом пространстве Средневековья. Это свидетельствует о широком распространении института герба за полтора века и складывании геральдики как социальной системы визуальных признаков. * * * Приложение ОСНОВНЫЕ ГЕРБОВНИКИ XIII ВЕКА Гербовник Матвея Парижского (Matthaeus Parisiensis, Matthew Paris shields).
Клипеариус Тевтоникорум (Clipearius Teutonicorum, Clipearius Teutonicus).
Гербовник Гловера (Glover's Roll).
Гербовник Биго (Rôle d'armes Bigot).
Гербовник турнира в Камбрэ (Tournoi de Cambrai). Известен также как Гербовник Годфруа (Rôle d’armes Godefroy).
Фицуилльямский гербовник (Fitzwilliam Roll).
Гербовник Герольдов (или Герольда) (Heralds’ Roll, Herald's Roll). Иногда называется Гербовник Элеонор (Eleanor's Roll) т.к. включает герб королевы Англии.
Вийнбергенский гербовник (Armorial Wijnbergen).
Уолфордский гербовник (Walford Roll).
Гербовник Деринга (Dering Roll).
Гербовник турнира в Компьене (Armorial du tournoi de Compiègne).
Гербовник Кэмдена (Camden Roll).
Гербовник Сигара (Segar’s Roll).
Гербовник Чарльза (Charles’ Roll. Известен также под названием Arden Roll).
Гербовник турнира в Шованси (Jacques Bretel. Тournois de Chauvency).
Гербовник Сент-Джорджа (Saint-George’s Roll).
Гербовник герольда Вермандуа (Armorial du Hérault Vermandois).
Гербовник Ле Бретон (Armorial Le Breton), известен также под названием Гербовник Монжуа-Шандон — Armorial Montjoie-Chandon).
Гербовник Гиллима (Guillim’s Roll).
Гербовник Коллинза (Collins’ Roll).
Гербовник похода на Плоэрмель (Rôle d’armes de l’ost de Ploërmel).
Гербовник фландрского похода (Armorial de l'ost de Flandres, Rôle d’armes de l’ost de Flandre), известен также как Гербовник Шиффле-Принэ (Armorial Chifflet-Prinet).
Фолкиркский гербовник (Falkirk Roll).
Поэма об осаде Кэрлаверока (The Caerlaverock Poem).
Гэллоуэйский Гербовник (Galloway Roll).
Гербовник Рождества (Nativity Roll).
Файфский гербовник (Fife Roll).
Гербовник Гэньера (Rôle Gaignières).
Гербовник Уильяма ле Нив (Sir William Le Neve’s Roll).
Гербовник лорда Маршала (Lord Marshal’s Roll).
Старый гербовник лорда Маршала, часть II (Lord Marshal’s Roll, Old, II).
Гербовник Смоллпис (Smallpece’s Roll).
Гербовник Годфруа — см. Гербовник турнира в Камбрэ Гербовник Монжуа-Шандон — см. Гербовник Ле Бретон Гербовник Шиффле-Принэ — см. Гербовник фландрского похода Гербовник Элеонор — см. Гербовник Герольдов Фицуилльямский гербовник — см. Гербовник Герольдов Arden Roll — см. Гербовник Чарльза Raine-Dunn roll — см. Старый гербовник лорда Маршала, часть II › См. также другие статьи Черных А.П. в библиотеке найдено еще 39 публикации(й) автора
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Черных А.П. Гербовники XIII века (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |