| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Пастуро М. Геральдика (2003) › Свидетельства и документы | ||||||
Свидетельства и документы// Пастуро М. Геральдика (2003)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика. М.: АСТ, Астрель, 2003 г. Мягкая обложка, 144 с. С. 96-131 Просмотр публикации в формате PDF:
Иллюстрации к статье/публикации:
![]() 1.
ID: 219
![]() 2.
ID: 220
![]() 3.
ID: 221
![]() 4.
ID: 222
![]() 5.
ID: 223
![]() 6.
ID: 224
![]() 7.
ID: 225
![]() 8.
ID: 226
![]() 9.
ID: 227
![]() 10.
ID: 228
![]() 11.
ID: 229
![]() 12.
ID: 230
![]() 13.
ID: 231
![]() 14.
ID: 234
![]() 15.
ID: 235
![]() 16.
ID: 236
![]() 17.
ID: 237
![]() 18.
ID: 238
![]() 19.
ID: 239
![]() 20.
ID: 240
![]() 21.
ID: 241
![]() 22.
ID: 242
![]() 23.
ID: 243
![]() 24.
ID: 244
![]() 25.
ID: 245
![]() 26.
ID: 246
![]() 27.
ID: 247
![]() 28.
ID: 248
![]() 29.
ID: 249
![]() 30.
ID: 250
![]() 31.
ID: 251
![]() 32.
ID: 252
![]() 33.
ID: 253
![]() 34.
ID: 254
![]() 35.
ID: 255
![]() 36.
ID: 256
![]() 37.
ID: 257
![]() 38.
ID: 258
![]() 39.
ID: 259
![]() 40.
ID: 260
![]() 41.
ID: 261
![]() 42.
ID: 262
![]() 43.
ID: 263
![]() 44.
ID: 264
![]() 45.
ID: 265
![]() 46.
ID: 266
![]() 47.
ID: 267
![]() 48.
ID: 268
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 121787 знаков (с пробелами)
СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Герб это ключ истории, Жерар де Нерваль, АнJ 1се.лика 1854 г. 97 98 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Неужто историки боятся флёр де ЛИС королеве.кую геральдическую лилию Вопрос звучит диковато, 1ю поневоле приходит на ум всякому, кто узнает, сколь убога библиография на эту тему А ведь речь идет о подлинном историческом явлении, имеющем в одно и то же время политическое, династическое, художественное, эмблематическое и символическое значение. Но предмет этот далеко не нейтрален, и мешавшие его исследовать идеологические предрассудки сложились во Франции, видимо, вскоре после рождения Республики. Сами геральд 11с,ъ 1и до сего дня нередко предпочитают уход 1ть от разговора на эту тему и предпочитают не вндеть в символе французской монархии плоды многовековых трудов, увенчавшихся синтезом, более чем достойным шш 1ания исследователей. Документов, которые стоило бы из, чить, достаточно много геральдическая лилия использовалась с ХН по XlX в. и претерпела за это время множество приключений. Эрудиты Старою Режима расчистили исследовательСК 10 площадку и собрали немало млериальных свидетельств. Их работы, несколько старомод 11ые, во м 11огом устаревшие и нередко простодушные, тем не менее, превосходят сочинения много печатавшихся полиграфов XIX 11ач. хх в. Цветистые речи последних зачаС 10 топят геральдический цветок в пол 11тической воинсrвенности или скрывают его под разглагольствованиями, притязающими на эзотеричнос,ъ. Самое время медиевисгам обратиться к разысканиям и документам и опереться в своих исследованиях на научную проблематику, чтобы мы смогли увидеть столь же солидные и плодотворные трvды. как те, которыми мы уже располагаем и которые, в частносги, посвящены истории германского орла, английского леопарда, бельгийского и нидерландского львов или скандинавских крестов. Большинство авторов. писавших о происхождении геральдической лилии и о том, как складывалась ее графическая форма, сходятся на том, что к природной лилии облик лилии геральдической имеет мало отношения, но постепен 110 выработался из 1ут мне 11ия расходятся образа ириса, дрока, лотоса, утёсника, а то и если учесть самые f ерб Франции с изломом. На следу l ющей странице герб дофина диковин 11ые предположения из трезубца, стрелы, секиры, даже голубки. Все это. по моему, 11е очень серьезно. Существен 110 то, что речь идет о фигуре стилизованной, несомненно о цветке, который в качестве декоратив 11ого мотива или эмбле 1атического атриб, Та использовался но 1ногих обществах Старрго и Нового Света. В самом деле этот цветок обнаруживали на месопотамских цилиндрических печатях, египетских барельефах и микенской керамике. а также на галльских монетах, сассанидских тканях, одеяниях американских индейцев и японских эмблемах. При это 1однако, символический смысл, придававшийся цвет 1у в различных кvльтурах, был не одинаковым. Гдето геральдическая лилия обозначала чистоту и девственность, где то знаменовала изобилие и плодородие, еще 1де то власть и независимость. Древнейшими образчиками цветка, походившими на эмблему, распространенную в Европе н Средние века и после них, считаются изображения на ассирийских барельефах III тысячелетия СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ 99 до н.э. Ими украшены тиары, ожерелья, скипе тры, и похоже. что веток воспринимался как атрибут царственного величия. Сходные изображения, созданные несколько позже на Крите, в И 11дии и Египте, видимо, играли ту же роль. Затем лилия появляется на греческих, римских и галльских монетах. Однако если у греков и римлян на разных монетах цветок выглядит неодинаково 11об устойчивом образе говорить трудно, то у галлов он почти всегда оче 11ь похож на хорошо знакомую нам геральдическую лилию. Мариологический атрибут Сохраняя достоинство царственного атриб 10 rа. геральдическая лилия в начале Средневековья имела еще мощный хрис, ологический аспект. Истоки такой трактовки восходят к библейской Песни Песней, к сгиху, многократно цитированному Отцами Церкви и богословами Я нарцисс Са ронский, лилия долин Песн. 2 1Вот почему до XI I в. нередко посреди лилии или стилизованной розетки изображали Христа. Постепенно на это христологическое содержан 11е накладывалась символика поклоне 1111Я Богородице, по мере становления К льта Пречистой Девы и в соответствии со следующим библейским стихом Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами Песн. 2 2 К тому же и во многих иных местах Песни и в других книгах П 1ка 11ия тоже упоминается лилия как символ чистоты и целомудрия. Мало помалу лилия превратилась в атриб Т Дены. Первые свидетельства тому предлагает нам нумизматика на монетах XI XII вв., которые чека, 1ил, 1епископы, кафедры которых располагались 100 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ в соборах, посвященных Деве Марии, цветок чеканился на ребре или реверсе монеты. Потом капитулы самих соборных церквей ввели в обиход печати с изображением Пречистой Девы, держащей лилию в правой руке. Примеры собор Парижской Богоматери 1146 г., а также соборы Богородицы в Нуайоне 1174 г. и Лаоне 118 1г. Вскоре епископам начали подражать аббаты, а затем и приоры настоятели не столь значительных монастырей. С тех пор количество изображений Девы Марии с лилией или окруженной лилиями становится неисчислимым. Порой это стилизованная виньетка, порой садовая лилия, подчас настоящая геральдическая лилия. Иногда Дева изображалась с державой, в венце или в ризах из лилий или украwенных стилизованными лилиями, либо изображениями геральдических лилий. Пик этого поветрия пришелся, похоже, на XIII в. К концу Средних веков с геральдической лилией как атрибутом Девы Марии стала со все больwим успехом соперничать роза. Похоже, что цветок любви в ту пору сильно потеснил цветок девственности. Лилия Капетингов Время, сопуrствующие обсrоятельства и смысл решения королей Франции, избравших своим знаком лилию, остаются спорными. Некоторые авторы обращаются к rлоссам второй половины XIII в., тогда как литературные сочинения на протяжении oсero следvющеrо столетия по большей части написанные ради доказательства законности притязаний на престол рода Валуа объясняют, что король Франции носит герб с тремя цветками лилии как знаменование Троицы ибо через ангела Божия посланы они были Хлодвиrу, первому христианскому королю, и ангел велел ему стереть трех жаб, которые были на щите, и поместить на очищенное место три И Это ск. 1зание к концу XVI в. получило очень широкое распространение. Три цветка мыслш Ись к тому времени не иначе, как только знаменование трех добродетелей веры, мудрости и рыцарственного благородства это толкование восходит к эпохе Людовика Святого, когда так объясняли наличие у геральдической лилии трех лепестков а сама лилия это символ Троицы, которая покровительствует королевскому дому Франции. Три геральдических лилии бьии ниспосланы небесами Хлодвиrу, первому королю и основателю монархии, как раз тогда, когда он обратился в христианство, заодно обзаведясь новым гербом ЛИ. И заменИ. 11и жаб а последние суть фигуры явно дьявольские и он начал носить новый герб с ЯМИ в преддверии крещения. Предание это выказало замечательную живучесть. Никакие удары, наносимые по нему эрудитами XVII в., не помешали его возрождению под перьями историков XIX в. Сегодня, понятно, никто не оспарнвает выводы эруд 11тов Старого Режима. Нигде в Европе до первой половины XII в. никто 1111о каю, х гербах не слыхал, да 11 король Франции был далеко не первым государем, воспринявшим это изобретение. Надо бьио дождаться 12 11г., чтобы увидет 1на печати изображение принца из рода Капетинrов с шиией 11а щите. И ю 1язем этим был вовсе не король Филипп II Август 1180 1223 лично, но его старший сын, пр 1111ц Луи, будущий Людовик V 1223 1226 Воспринять новое поветрие помогло влияние аббата монастыря Сен Дени Суrерия 108 1115 1бы вшеrо советником Людовика V 11108 1137 и Людовика Vll 1137 1180 и св. Бернара Клервоскоrо 109 1115 3 Оба предс 11вителя высшего духовенства внушали обоим монархам особенное почитание Пречисrой Девы и уговаривали и,х предать королевство Фрш щии под Ее покровительство. И сначала Людовик Vl, а затем Людовик Vll мало по 1алу начали выводить этот цветок на си, волическую сцен, гюзднее лилия заняла особое положение в эмблематике французской монархии. Во второй половине царсгвования Людовика Vll самого бла 1очестивоrо из старших Капетинrов идеологическое использование цветка зам rно усилшюсь. Уже тогда короли Франции пользовались лилией чаще и охотнее, чем любой иной государь христианского мира. Наконец, когда несколькими десятилетиями спустя, в начале царствования Филиппа II Августа решили подобрать э 1блему для королевского герба, естественно было сразу вспом 1ить о фигуре, которая уже при двух королях проч 11ьши узами связала дом Капетинrов с Пресвятой Девой. Отныне. подобно Богоматери, с которой он СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ 10 1 разделял общ флора. 11ьны 11атр 11б Т, король Капетинr мог 110 ИСТИННОМ Г рЗВj 11ритязать на посредничество между Небесами и землей, между Богом и подда 1111ыми своего королевсгва. Разделенный цветок Король Франции, его семейство 11ч 111юв 11ики были не единственными лица 1и, носившими 11а своих щитах изображе 1rие лилии. В конце XII в. этот цветок превратился н одну из тех rеральдичеСЮ 1Х фигур, которые в изобилии распространились по всей Западной Европе. В подавляющем большинстве случаев наличие геральдической лилии на щите не означает ничего особенного и разве что указывает лишь на частоту распрос ранения этой фигуры среди прочих 1юдвижных геральдических фи 1ур. Лилия нередко играла в гербах ту же техническую роль, что и мелкие фигуры наподобие звездочек, безантон ф 11rура в форме круга колец, полумесяцев, дроздиц изображение стилизованной птицы без клюва и лал она сопровождается или нагружается геометрическими долями, которые заполняются одноцветными полями. Более того, есть гербы, на которых геральдическая лилия служит гласной фигурой. Такая связь может выстраиваться между словом jlos лат.j оs цветок и именем города как в гербе Флоренции. или же обыгрывается слово li ium лaт. lilium лилия как в гербе города Лилля, на печатях которого цветок появился еще н конце Xll в. и остается до сего дня. Мишель Пастуро, Корапь с цветками геральдическ0 1i лzиит, статья н журнале L Нistoiгe, январь 1995 г. L02 С В ИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Орел и лев на средневековых герб ах Гербы как эмблемы сильно нагружены многими сопутствующими смыслами и потому представляют собой одну из знаковых систем. Поэтому они легко поддаются изучению с помощью количественных методов, что позволяет отображать результаты исследования в виде таблиц, диаграмм или карт. Карты особенно наглядно показывают, 1сак и с какой частотой те или иные цвета либо фигуры распространялись от страны к стране, от области к области, причем на карте можно отобразить также и влияние деления общества на J Jlaссы и категории. К. 1рто, раф 11ческое представлеш 1е показателе часта 1ъ 1распространен, я тех 11т, 1 иньLх гербовых фиrур зачас,ую оказывается 1астоящим сп 1ровен 11см. Две приведенные здес к I 1Ъ 1отображ. 110 г распросгранен,юс,ъ орлов и львов в гербах по всей Европе. Они составпены 1а ос, юванш 1сгатистического обспедования пр, 11ерно 25000 средненековых XII XV вв. гербов. По 1азанные на карте границы это границы главных фьефов или групп фьефов в конце ХТV в. Несмотря а разпичие в количесгвенны х показателях лев по распросгранснносги нам, юго опережает все проч 11е фигуры карты четко показывают, что повсюду, кроме Испа 11ии, регионы, богатые львами, бед, 1ы орлами 11наоборот. В средневековой rер,IЛьдике оба цесгва по и дела враждовали др,т с др ТОМ, будучи инсигниями мощных власгных сил. В XIII в., похоже, вся Европа делипась на часги орла сгороннию, императора и льна партия его противников так что большинсгво сеньоров, принявших щит со львом или, напрагив. с орлом, р, Ководсгвовались в своем выборе соображениями политического характера. Наряду с противосгоянием орла и льва в эблематике Средневековья возникали и др тие распри. Известна также борьба медведя с вепрем, отображавшая 11рот 11воречия между кельтсЮ 1ми и германскими сгранами в лоне единой цивилизации раннего Средневековья. Мишель Пасгуро, Новая геральдика сг тья в Jh PHaлe Рош fа sсienсe, ноябрь 1977 г. Т ербы с орлом более 15 J 2 15 15 12 менее 5 Гербы со львом более 70 60 70 50 60 30 50 менее 35 Чем выше доля соответствующих гербов, тем более темным цвсrом закрашена территория. СВИДЕТЕЛЬСТ ВА И ДОКУМ ЕНТЫ 1 03 104 СВИДЕТЕЛЬСТВАИ ДОКУМЕНТЫ Геральдика во французской словесности Многие прозаики и поэты описывали гербы в своих произведениях. Но далеко не все литераторы были сведущи в правилах гербовой науки. Одни, подобно Рабле, не упускали случая посмеяться над гербовыми герольдами. Другие, подобно Бальзаку начиная с 1839 г. описывая гербы, консультировались со специалистами, чтобы избежать досадных ошибок. Герб Монтеня Цвета и одеяния Гаргантюа Цветам 11Гарrш 111оа был 11белый и синнГ 1 Понимаю, что, читая эти слова, вы сразу же вспоминаете то, чему на 1е 11ы мол, белы 11обоз а чает верv, а син 11й стойкость. Да кто вам сказал, что белый это вера, а с 11ниГ 1стойкость А в книжке вы это прочт 1потрепанной такой, ею вы у какого нибудь коробей 1шка разжились, они сбывают ее под 11азванисм Гербовая наука о колерах Уrадал А если она даже звалась как то иначе, то никак из робости посгес 1LЯЛась, з 11ать. принять такое имя. Рабле, Iаргантюа 1535 г. Во времена героические Геро 11чес кие времена Тот, кто хотел I юказать свою доблесть. Носил 11а то, 1сваряжен 1111которое одевал, Или Iia своем щIIте нечто узнаваемое Чтобы таки, образо.ч а 1ъ знать о своей боевитости, Кто выбирал дня себя змею. кто льва. еще,то тоОрла. леопарда И так вот с лобры 111umион За мннувш 11е с тех пор, как это узнали 11научились этому. века Появилось подобньLх поро 11выбираб 1ых знаков. Ронсар, Послание к.Рене де Санзе 1550 г. Суетное тщеславие разночинцев Уж такое оно, это простонародье несчастное, и до того ему скверно и неvютно. и так оно тоскует от неусгроенности своей, ежели нету герба, да еще такого, чтоб на щите некал благородная часгь имелась. и щитодержатели по бокам. и гребень, и девиз, а то и клич боевой почему бы и 11ет Лабрю 1kр. Характеры 1688 г. Гербы для Франции Серьезные люди ищут герб или, скорее, гербы для Франции. Звери уже разобраны. Лев досгался Испании орел проб 1ает страшные вос 1юминания пе rух из 11ашеrо h J я 11111ка слишком зауряде, 111может 1а,ч понатвор 1пь метафор от дипломаnш. По правде, ll ЖHa сгзрИ 1111ая а 1mrчная, 11пучка. Иначе говоря, надо выстроить новый дом, но так, чтобы он был старым. Я бы предложил две цифры 29. Да, это оригинально, и великий день 29 июля Ию lьская революция 1830 г. уже блистает таким античным героизмом, который прогоняет любые насмешки. Стендаль Письмо главному редактору газеты Глоб 1830 г. Человеческая комедия Этот щит восхитил бы любителя геральдического искусства своей просгm ой, которая доказывала rордосгь, дреннОСJъ рода. Оювно бы герб 11ришел на све г в тот самы день, когда ресюносцы христианского мира только что изобрели эт 11 опознавательные знаки. Гени к никогда не рассекался на четыре часги, но всегда как будто бы оставался тем же самым, как гот СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ 105 герб, что принадлежит дому Франц 11и и обнаруживается знатоками в изломанных нли четверочастньо, гербах, посеянных в гербах стариннейших родов Фран 1ИИ. Бальзак, Беатриса 1839 г. Гербы Германтов Я в 1ювь осмотрел герб, нарисованный на цоколях витражей Комбре, четверти которого заполнялись, столетие за столетием, всеми теми сеньсриями, что похищались, посредство брачных союзов или приобретений, этим блистательным домом во всех углах Германии, Италии и Франции необъя 111ые земли 11а Севере, могущественные города Юга, все 0 1ш влеюшсь в ермант, где соединялись и сочетались друг с дрvrом, 11 теряя свою вещественность. аллеrор 11чески выписываткь на его донжоне зеленью или на замке серебром 11а лаЗ рном фо 11е. Марсель Прvст, По направлению кСВС 111у 1920 г. внизу воображаемый герб Растиньяка. Вверл у герб Рюбампре девиз Qшd те сonlinehil лат. Кто со 11юю потягается 106 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ РазбиnатеЛЬСТВО Од 1ю 1111з 11аболее 1111тересных и нажнейших в нстор 1111геральдию, в АJ 1глии счиВ суде из за геnбов, тают тро 11стве 1111ЮТЯЖбу междуСкрослучившееся В XIV в. упами, Гровенорами Н Карм 1111оу. 0 деле этом за пределами Англии знают мало. в XII и ХПI вв., когда гербы в 1385 r когда король Р 11чард 11вторгся в Шот ла щию, двое его рыцарей сэр еще OrrLЛUЧaлUсb просто Ричард Скроуп из Болтона, что в Йорктой одна фигура, два ЦВе шире, и сэр Роберт Гровенор из Чешира та бывало, и очень неред обнаружили, что 1них одинаковые гербы dazzлe оие l ende do 1e перевязь золоКО, что два рода, никаким том на лазури старофр Скро l подал родством MeJtсдy собой не иск, но Гровенор стоял 11а ТШI, что сэр СВЯЗаННЫе, 1МeJZU nO IсUe Гилберт Гровенор прибыл в АJ,rлию с В mьгельмом Завоевателем при этой сагербы. И никого э 1по не за мой ЗОЛОТОЙ перевязи, и с тех пор все его девало. Но сe в XIV в. потомки всегда ее НОСIШИ. Дело рассматтакое неудобное сходст ривала военная Курия рыцарсю 1й с у д, заседавший I юд водительством коннетабВО давало повод к СUЛЬНЬlМ ля AHГЛ Сотни свидетелей предстали переJ 1сиваниям и, значит, перед курией, и среди высказывавшихся в пользу Скро Па Джон IЬнт, король Касти расnрям, U Чем дальше, лии и герцог Ланкастер, его сын Генри тем подобных раздоров впоследствии король Генрих IV и поэт становилось больше. Джеффри Чосер. Тяжба затянулась. Наконец, в 1389 г. констебль решил спор в польз, Скро lа, но с пожалование. Гровенору права на ношение es ditzol e ип р ауп hoгdio e d шge 11t герба с простой сплошной каймой серебром. Решение слева и снрава Пре стаменис гербов гербовы герольдам. не устроило ни Скро Па, ни Гровенора, и этот последний обратился к королю. Ричард II огласю 1личное суждение сное 27 мая 1390 r 1юдтнердив право Скроупа на зол0 1ую перевязь и отменив решение констебля, разрешившего Гровенору носить ГЗК Ю же перенязь. но изломанl 1ЛО серебряно каймой. Изла, ая причины, побvдившие его отменить разрешение констебля, король объясню что подобная кайма не есть гакая бриЗ 1а, которая прнличесгвовала бы двvм семейсгвам, кои 11е состоят в родстве, но об 11тают в од 1юм и том же королевстве она удобна только в случае родов, находящихся в очень тесном, двоюродном родсгве., Многие свидетели ратовали за третьего соискателя, Томаса Карм и ноу из Корнуэлла. носив 111еrо перевязь золотом на лазури в 1360 г. н походе во Францию. По такому СЛ чаю Гровенор у ке оспаривал право Кар 1иноу на ношен не I юдобноrо герба. Мало что можно сказать об исходе этой тяжбы. но очевидно, что оба соперника продолж, 1Ли носить один и тот же герб, не внеся в него никаю 1х изломов В другой раз, во время той же военной кампании, Карминоу вызвал с Ja aпgea Скроупа, оспаривая права последнего 11а золо 1ую перевязь. Суд на этот раз был скорым констебль при помощи шести рыцарей потребовал от обоих обосновать ю, права на герб. Как сообщали судьи, Кар, 1ино доказывал. что все его праСВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ l07 щ 1ы носили герб с золотой перевязью со времен короля Артура, тогда как Скроуп возво ИЛ дренносгь своих прав всего лишь ко временам Завоевания 1066 1 После суда 1390 г. Скроупы и Карм и ноу не прекращали носить золоn,ю перевнзь безо ва 1Ю 1Х ИЗ, lенений. Гровенор, однако, бьт вынужден переменить свой герб. Он выбрал для своего герба щит на лаз, 111 сноп золотом Эт0 1герб ныне носит его потомок герцог Весгминсrерский. Отдельные современные авторы vтверждают, что Карминоу и Грове 11ор погибли в этой распре, бив друг друга. На самом деле все споры бьши реше 11ы юридически. Х. С.Лондо 11Распря Скроу 11Грове 11орКарлшноу статья в геральд 11ческом издан 11и A 1с L es bl 1a сliцues suisses Шве 11царск 11е rеральдическ 11е знак 11195 1I 108 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Уничтожение знаков феодалъности В 1790 г. Фрт tИ УЗСКаЯ ревалюцuя решШtа запретить гербы, как знаки феодалmости Но до казни коралевской четы существовало исключение обаекты художествен ного интереса Это исключение просуществовало талька до осени 1792 г., когда начался настоящий геральдический террор свирепствовавший на протяжении всего 1793 г. и направленный против всякой движимости и недвижимости, украшенной гербами, знаками благородного происхождения Шtu.монархическими эмблемами. 1793 г., 12 октября Париж. Протокол заседання Комисс 1111по искусства 1и памятника.ч. Коммуна Парижа. К гражданам Извлечение из протокола, зафиксировавшего обмен мне 11иям 11 между управляющими Комиссии общественных работ касателы ю искусств и памятников. От гражданина Авриля, 18 брюмера 2 го года. От 2 1го д 1IЯ 1го месяца второго года Республики, единой и неделимой. Один чле 11обратил в 11ю 1аиие собравшихся на то, что в проходах Национальных дворцов Тюильри и Лувра есть таблички с геральдическими лилиямн. 0 11же заметил, что в Монплезир есть решетки, отягощенные знаками феодальности в меди и позолоченной бронзе. Собрание, имея в виду наличие указа, предусматривающего способствование исчезновению знаков феодал 1ности и всех геральдических лилий, решило 1что названные таблички в проходах будут перевернуты 2 что решетка Моннлезир бvдет упразднена и подвержена этим операциям с соизволения гражданина контролёра Национального дворца. Затем гражданином Аврилем было зачитано прошение по поводу кладбищ имеющих быть устроенными вне больших городов, и касательно памятника Инвалидов. Чтение прошения сопровождалось оживленными рукоплесканиями собравших0 1и собрание постановило в двадцать третий день первого месяца второго гоТ ерб Парижа под фригийским 1колпаком, 1792 г. да нередать его в Генеральный совет для прочтения и призвать Совет к последующему ходатайсгвованию на этот счет перед Национал 1ным Конвеитом. Г ражданин Амейон представил собранию имевшийся у него список обнаруженных в различных районах Парижа знаков королевской власти и феодальности, которые следует как можно скорее уничтожить. Он указал сначала на надпись о правлении Людовика XV, находящуюся на обшивке небольшой пристани Орме. Затем о бессчетном количестве геральдических лилий, обнаруживающихся то там, то сям на всем пространстве дома, прежде называвшегося Целестинским, который бесконечно важно очистить от всех тех изображений, что покрывают потолок большого зала, где собирались бывшие секретари бывшего короля. Они написаны золотом по лазоревому фону. Он спросил, нельзя ли покрыть потолок слоем белой или желтой красю 1потом он добавил, что в том же СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ 109 намятнике есть еще три колокольни, украшенные крестами с око, 1чаниями в виде геральдичес лилий витражи отягощены геральдическими лилиями, как в часовне незрячих, так и в церкви и в одном из залов. Он объявил также, что на улице Розье, в Марэ, рядом с большими воротами под 37, есгь камень с надписью готическими буквами, которая начинается со слов Отселе начало фьефу Людовика, и проч. Он завершил, наконец, свою речь рассказом о том, что на улице Гренелль, что в предместье Сен Жермен, на церкви Сен Шомон и на церквя.,х, принадлежавших бывшему ордену кармелитов, многие кресты отягощены весьма заметными геральдическими лилиями. Один из членов заметил, что таковые надлежит уничтожить. Один член сообщил собранию, что мировой судья секции Арсенала спрашивает, нельзя т 1стены, где заседает трибунал, покрыть республиканскими обоями, вместо того, чтобы снимать то, что полагается снимать Подписано Авриль, управляющий общественными работами и председатет Х 11J 1амбо, секретарь суда. С подлинным верно, К бo, секретарь суда. маршал де Ноай замешкался с удалением своего герба со своего дома в Париже. 110 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Японский с мои Среди раз.личных амблематических систем, имеющих хождение в незападных обществах, именно знаки традиционной Японии сильнее всего волнуют неожиданным сходствам с европейской геральдикой. К тому же, как и на Западе, именно в XII в. амблемы, до тех пор чисто индивидуалы tые, стали семейными и наследственными. Однако есть и серьезные различия между европейскими гербами и японскими Монами Японскому геральдическому искусству свойственна большая гибкость 11свобода выражен 11я фантазия собирает с 111 волы в самые неожиданные сочетания. Словно бы художн 11к не скован никаким кодексом, 11е блюдет никакой грамматики и дает ВОЛЬНУЮ волю своим грезам. И все же он строит свой рису, юк, заботясь о некотором гео 1етрическом равновесии, и при этом мастер сохра 11яст преемственность с предшественниками и хранит верность некоей традиции. требующей определенной стилизац 11и художественньLх фор Есть у него и терминологня, отвечающая его целям и rюзволяющая не только обозначить по 11 вижные элементы и их положение, но 11 описать все строение в целом. Щит АЮН чаще всего круглый, бывает также квадратным, прямо 1ольным, ромбовидным, шестиугольным или в виде шестиугольника с изогнугыми краями или скругленными тлами. как на панцире черепахи. 130 всяком случае, если мон изображается на ткани или служит в основном декоративным целям, края его ослабляются. Совсем как западный геральдист, жишuий до XVI в., японец страшится пустоты и заполняет щит днижимыr 1и элементами, придавая им и самому щиту определенную формv. Изза этого гроздь глицинии, взлетающнй журавль илн мотьтек на рисунке подчиняются правилу. требvющему сходства с закр Гленным пятном окр Гле 1ше щ 11 тов в гербовнике lелрэ XIV н. привод 11т к тому же контуры льва или орла остаются похожими на тре ГОЛЬНИК. Японская геральдическая наука не ведает сече 1шй и делений компознцr ш большей части гербов прост а и включает в герб мало чего еще кроме 1юдвижных элеме, тов, обыкновенно днух или трех 111оче 11ь нсчасто таких элементов бывает бол 1ше. Правда, соеди 11е 1111е в одном моне несколью 1х фамильных гербов, по 11ричи 11е каких то соглашений либо союзов, всгречается нередко. К тому же, хотя в Японии и нет гербов, характерных для целых кланов, в том смысле, как это сво 1ственно Шотла, щии или Польше, влияние некоторых важных родов домов чувстнуется в гербах домов менее важных и находящихся в зависимости от первых гербы вассалов. как и в Европе, похожи на гербы патронов или даже получаются из них посредством видоизменения. Возмож 11а и региональная классификация монов ввиду наличия характерньLх особен 11остей монов одной и той же области. Движимосгь выделяется на золотом или черном фоне посредством изображения предметов китайскими лаковыми красками бывает и наоборот фо 11лаковый, а движимые элементы написаны золотом или черной туt 11ью. Цвета ГIОТребляют я редко, но подчас применяются синие. голубые. красные, коричневые и зеленые краски. Чаще всего цветами подчеркивают ннешние контуры плоского изображения. но на зна.чен,х яркие краски вступают в громоподобный хор, как бы пытаясь перекричать фоновые цвета желтый и белый. Фигуры Движимость столь же м, югочисленна, сколь и разнообразна однако такие геометричесю 1е фигуры, которые у нас называются почетными геральдическими фигурами встречаются нечасто. Вертикалы 1ые и гор 11зонталы 1ые полосы, слывущие в европейской гербовой науке столпами 11поясами японцы обозначают просто числительными хш 1юСВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ l l 1 Мон фамил 11и Ода. ltJ 1ф 1Шl 12 11AIUI 3, СООТветс 1венно числу таких элементов. Крес, тоже называет ся числительным то что значит десять но это потому, что идеограмма, обозначающая десяток, крестообразна. Что поразительно, так это то разнообраз 11е крестов, которое производят японцы из этой немvдреной фигуры кресты vрезанные, с удвоенными перекладинами 1а подобие арабских цифр 11с перекладинами, окончания которых напоминают буквы Г или т с окончаниями заосгрен 11ы и или в виде крестиков и т. п. Так что когда святой Франциск Ксавье добрался до Японии, он поначалу растерялся перед обилием символов нашей веры на гербах семейсгв, далеко не христианских. Если 1ю 11сё военной знат 11распознается по воинственным атрибугам. моны придворной аристократии украшались изображениями цветов, рас 1ени 1 насекомьLх и зверьков. Цветок хриза 1rтемы о шесгнадцати лепестках ю 11у это э 1блема И.чпер 1111царствен 11ая фамилия пользовалась цветко 1павлон 11ин, 112 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Мон фамилии Токудаидзи по японски к фU восхищавшим красотой своей тройчатой пирамидальной ю 1сти, по 5, 7 и 5 бутонов в каждом из трех тирсов. Императоры жаловали право на KlфU множеству своих даймё в награду за какие то особые заслуги мотив, как видим, тот же, что и у королей Франции, за то же удостаивавших своих приближенных привилегией на ношение геральдической лилии. Так, Асикага Такаудзи, могущественный вассал сёгуна, но перешедший в 1333 г. на сторону императора Годайrо, получил за это от государя привилегию на ношение шри на своем гербе. Заглянув в японский гербовник, например, в ХэйанМонкат 1953 г. любопытствующий словно бы попадает в цветуший сад цветы и растения всевозможных родов и видов, изображенные в весьма утонченной технике и в бутонах, распускающимися, в полном расцвете, сверху, сбоку и в иных ракурсах. Вот глициния фудзи с кистями, выложенными кругом или свернугыми в спираль рядом цветки вишни сакура сливы 1м.э пиона батан гвоздики надэсико горечавки риндо ириса кша.uо 1ба 111а омелы хая коробочка чайного цветка тянами маленький апельсин татибана клевер катаба мu лисrъя мальвы аои плюща цута бамбука саса такие пряности, как пряная гвоздика mёдзи или имбирь tёга а потом конопля аса рис ию на корню и абаю ию 1уrовник куваноки японский кедр или криптомерия с уги кленовые листья каэдэ мамидзи пальма сюро и т. д. Если это или что то похожее и есгь в европейских гербах, то лев сиси например, у японцев редок, а то, что он так странно выглядит, объясняется всего т 1шь тем, что лев, в сущности, зверь в Японии неведомый. Лошадь ша всегда весела потому что без седла и без узды Собака ину коза, лань сика обезьяна сару вепрь и 1юсиси попадаются не слишком часто. Среди малорослых зверей масrера монсё больше всего любили кролика саги изображая его анфас и в профиль и целыми стадами, часто только затем, чтобы на гербе не оставалось непереносимо большого пустого мес 1а. При умножении количесrва кроликов их расположение бывало очень прихотливым пару изображали лицом к лицу, тройку вилообразным крестом бывало и что за такой конфигурацией пририсовывали парочку кролей поме 1ьше. Крысы IЭ черепахи камэ и летучие мыши тоже находят для себя место на японсю 1х гербах. В отличие от европейских гербов, звериные головы или лапы ие встречаются животное изображается только целиком. Правда, мон может быть украшен оленьими рогами, но безо всякого намека на олений череп пара рогов развернута вперед и называется дакидзуно обнимающие рога Из птиц заметен журавль t P а дикий гусь кариганэ похож, условностью своей, на западную дроздицу встречаются также голубь хата воробей g,д иtЭ и петух ниватори точнее ку рица Насекомые представлены бабочкой mёmё и стрекозой там.ба Бабочка с распахнутыми крыльями называется у японских геральдистов ёроитё а в профиль, в полете агэханоmё Закончим перечень ягюнского зверинца морскими существами в бестиарии числятся рыбы сакана омар эби одностворчатая раковина Сен Жака ити и.тая другая сьедобная ракушка Усшагури и еще, своего рода арфа, изображаемая с иподу садзаэ Живая геральдика По ходу своего путешесшия по Японии я имел возможносгь убеди 1ъся в том, до какой степени процветает геральдическое искусс гво гербы часть повседневной жизни есть художниЮ 1зарабатывающие составлением гербов, а в больших городах, особенно в Токио, Киото, Нагое и Осаке, геральдисты объединены в синдикаты. В Киото специализированная библиотека устроила для меня встречу с геральдистом профессионалом. Г н Тиёсо Хиросэ президент Профессионального союза искусств и вице президент Всеобщего объединения японсЮ 1Х геральдистов, это федерация профессиональных союзов специалистов по гербам. Корпорация, к которой принадлежит Хиросэ сан, производит рисунки и чертежи, предназначенные для самых разных целей, в том числе и для составления гербовников. Так, упоминавшийся альбом Хэйшt Монкан Зеркало Хэйансh. UХ герСВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ 113 бов издан в 1953 г. тщанием это 1О профсоюза.Другая важ ная сторона его деятель 1юсти изготовление трафаретов, помогающих наносить гербы на шелк и хлопок Прежде чем будущий гера, 1ьдист сможет приобресги нужные технические навыки, он должен прорабагать пятьшесть лет в ученичесrве, и m 1шь потом его допускают непосредственно к учебе. Трафареты делают ся из особой бумаги, смазанной маслом растений Pe 1i oсimoides и вяжущим соком сибу извлеченным из зеленых плодов как и Трафарет вырезается резцом, что требует от художника и терпения, и уl fения. Так что в то самое время, когда Япония бурлит, горячечно продвиr аясь вперед в политике, экономике, на Ке, технике, старинное искусство составления гербов не только не увядает, но продолжает процветать, с успехом приспосабливаясь к условиям нашего времени. На заре ХХ в. Х.Г Штрёль во введении к своему исследованию на соискание степени Nilxm v onsho магистра japanishes Vappenbuсh утверЖдал, что в Ялонии есrь только личные гербы мол, эмблемы городов или корпораций неизвестны. Так оно и бьuю. Потом этот пробел заделали в уломинавшийся гербовник Хэйан Монкан, 1953 г. включены гербы 149 городов. Выглядят они сверхсовременно исполнены они, как правило, в абстракционистском духе, в суховатой манере, и лишь коегде попадаются привычные цве 1ОЧЮ 1 Только горечавка, напоминающая о сёгу натах Минамото и Камакура, сохранилась, как дуновение бьтой старины, а бабочки, воробьи, дию 1е гуси и журавли улетели. Рене Ле Жюг де Сегре, сгатья Японская геральдика в каталоге выставЮ 1Э.мбле.мы, тотемы, гербы действов. 1вшей в музее Гиме с марта по июнь 1964 г. 114 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Язык знаков Естьли такой язык, который поймутлюди самых разных обществ Нет, наверное. Но есть знаки, берущие на себя функцию речи в там хотя бы, что указывают на.место отдельного человека WlИ группы в совокупности других людей, либо групп в устройстве некокастель, торого общества. Пьер Франкоторого в 1964 г. nonpoсWtu написать предисловие к каталогу выставки, посвященной амблемам, тотемам и гербам, подчеркивает, что знаки откликаются и начинают говориmlУ стоитлишь обратить на них внимание, и всегда говорят сообщаютм 1t0го больше, чем слова, предназначающиеся длятогоже. нубийский воин из Сvдана и его щит. При осмотре выставки очен 1скоро замечаются две вещи. Во первых, что без предварительного исголкования посетителю совершенно невозможно самому понять или восстановить код, который бы гюзволял приписать определенный и точный смысл каждому опознавательному знаку. Дпя каждой группы выставленных предметов нужен свой особый комментарий. Все же очевидно, что без знания и понимания каких то элементов невозможно перевесги на понятный язык скрытые в подобных знаках и их системах ценности. Мы с первого же взr 1шда улавливаем, что они до такой степени значимы д ш нашего личного опыта и настолько неотъемлемы от наших переживаний, что мы сразу же бываем в состоянии выстроить своего рода лестницу, установить среди рассматриваемых объектов иерархию ценностей, скрывающихся за этими знаками. И это благодаря восприятию неких меток, которые чаще всего как затем вьшсняется, и оказываются теми самыми значащими признаками, представляющими интерес для нас. Этнологи помогают нам разобраться с подобными наблюдениями. В часгности, Клод Леви Стросс обращает наше внимание на то, что примитивные люди обладают ошеломляющими, на наш взгляд, способностями делать метки с помощью таких указателей, которые не укладываются в нашу основанную на вербальной логике систему языка и анализа. Примитивные люди носпринимают мир непосредственно, глобально и визуально, причем целостно, а не дробя воспринимаемое на составляющие, которые они, впрочем, замечательно различают. Они, например, сразу же замечают отсутствие одного из vчастников в группе из охотников и собак. На более высокой сrупени развития это умение цельного и прямого восприятия фигуративных порядков, не замечаемое до сих пор формальной логикой, сохраняется. Досгаточно указать хотя бы на то, что сегодняшний человек поН ЖДается к информационному усилию ради исголкования опознавательных меток примитивных народов и что необозримый материал эмблем и аллегорий общества, много менее книжного, чем наwе, процветал во времена Возрождения. Приходит все более полное осознание того, что среди прочего, цивилизации, опирающейся исключительно на книгу, приходит конец. Четыре столетия филология наряду с математикой служила нам орудием интеллектуального прогресса. Это не только привело к тому, что человек стал более отвлеченным, но и привязало его к особым формам мышления, передаваемым посредством письма или с помощью математи еск.их символов. В итоге произошло очень четкое различение между обращением к образности и формами, к которым приучено сознание. А мы, между тем, бесспорно, на пороге такой эпохи и приключение, известное под именем абсграктной живописи, служит тому доказательством которая предоставит нам новые возможности для пользования нашим зрительным восприятием. Настоящая экспозиция не только помогает нам уяснить огромную роль, которую не прекращали играть опознавательные знаки на протяжеСВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ 115 нии тысячелетий сгановления общественного порядка, но и дает материал Д Я размышлений, которыми утр ЖДают себя те, кто сегодня пытается полнее использовать способности и навыки, отображаемые фигуративными порядками, сме 1швшими друг друга на протяжении истории человечества. Цвет одна из основополагающих категорий зрительного видения, и цвета позво 1шют подчеркнуть значимость ощутимых величин, точно так, как эта значимосrь подчеркивается линией или ракурсом. Цвет придает пространству основополагающую глубину иначе говоря, подвижность точно так же, как линия помогает разделению пространсгва. Все цивилизации, не ограничивавшиеся, подобно наwей, на протяжении последних пяти веков опорой исключительно на записанный язык, очень ценят цвет и различают множество цветовых оттенков. В наши дни, однако, эта способносгь к цветоразличению много более ограничена. Бесспорно, именно в силу этого обстоятельсгва все более развитые слов или абстрактных символов. Однако настоящая высгавка может возбудить в нас сrремление изучить, каким образом в примитивных обществах сrоль рудиментарные, в общей сложности, приемы фигуративного знака порождают такое разнообразие выразительной силы. Пьер Франкастель, Опознавтпельные з 11аки предисловие к каталогу высrавк.и Эмбле 1ы, тотемы. гербы действовавшей в музее Гиме с марта по июнь 1964 г. 116 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Идентификация безымянного герба Попытка onoЗ 1ta 1tuя неизвестного герба, обнаруJtсенного на некотором объекте, памятнике, произведении искусства, часто оказывается просто неизбежной, поскольку иные способы определения гражданского состояния такого объекта без изучения герба поче.м,у либо не работают. Однако идентификация герба дело не простое. Есть не.мало причин, по которым наличный геральдический инструментарий оказывается неудовлетворителшым или недостаточным. Австрийский fi ларь xrv в. Во всей Запад, юй Европе от Средних веков осталос 1около миллиона гербов, да еще 1О 12 миллионов дат 11руется XVI XIX вв. Никакой трактат, никакой гербовник, никакая база данньLх не в состоянии объять такой объем информации и предложить исчерпывающие принципы оценки, классификации и, тем более, управления всем накопленным геральдическим богатством. Легче работать с меньшими количествами гербов относящимися, например, к одному региону, одной эпохе, одному учреждению, к особой социальной или профессиональной категории. Подобное рассмотрение позволяет свести в некое сравнительно однородное, объединенное схожими признаками множество сотни, а порой и тысячи гербов. Такие гербовники помогают найти гербы некоторого владельца физического или юридического лица, фамилии, рода но методики оказываются почти бессильными, если дело касается анонимного герба, украшающего какой нибудь витраж, ковер, картину, ларец с мощами или иной реликварий, либо фамильное серебро или столовый сервиз. В таких случаях чаще всего имя владельца устанавливается по repбv, а не герб по владельцу. И проста свести в достоверную геральдическую таблицу фигуры и цвета обнаруженного герба это далеко не всегда помогает установить И, 1Я хозяина. Задача опознания безы 1янного 1трба остается трулоемкой, затяжJ юй, исследователь вынужден полагаться на свой 0 1ыт, но и искуше 111юсть далеко не всегда приносит плоды. Слншком уж велик разброс в предельных значе 11юLх обрабатываемых переменных, которые затра 1ивают не только пространственную и временн 10 размерности, но также и категорию социальности. В настоящее время с темн орудиями и базами данных, которьши IЫ располагаем, как правило, легче разбираться со средневековыми гербами, чем с более совремег 1ными особенно XV 111XlX вв. гербы Северной Европы идентифицировать проще, чем наследие Южной Европы, гербы знати узнаются скорее, чем гербы простолюдинов ротюрье. а гербы физических лиц лучше, чем эмблемы лиц юридических. Некоторые страны опознаются легче, благодаря запоминающимся особенностям репертуара таковы Дания, Шотландия, Люксембv рг, Швейцария. Кдр гим, напротив. трудно подобрать подходящий инструментарий, и потом задача нередко оказывается неразрешимой. Такова Испания. а Италия, наверное, в этом отношении еще труднее. Во всех музеях Европы и Америки есть итальянские изделия и произведения искусства с неопознанными гербами, идентификация которых позволила бы проследить пуги предмета, а то и сразv же написать на табличке и дату, и область происхождення, и др гие данные Во Франции положение такое же, как повсюду в Европе северные области проще в работе. чем южные, потому что на их счет больше данных в гербовниках II каталогах. Попытки идентифициСВИДЕТЕЛ ЬС, ТВА И ДОКУМЕНТЫ 117 ровать гаско 11сю 1с, лан 1едокские или права 1сальские 1ербы, тем более J 1111в., зачастую оканчиваются 11ровалом. Напротив, поиск владельца нормандского, брето 11ского илн фламандского герба XIV в. бываетобыч 110 срав 11итель 110 простой задачей хотя и здесь не исключено, что исследователь останет ся с пустыми руками В общем сл, Чае работать с такими гербами, на которых изображено множество фигур, или даже однофИ 1урными, легче, чем с простыми гербами щит по серебру червленый лев к примеру, идентификации 11е поддается Но сильно отягощенные гербы нли чрезмерно защищенные четверочастные щиты также ставят множество трудных задач в плане индексации и идентификации. Исследователю приходится все время полагаться на свое чутье имея в виду не только ведение правил и осведомленность в каталогах и гербовниках. но и почерпнутое из тех же источников представление о многнх воль 1юстях в пользовании геральдическими правилами и о широком распространении геральдического произвола. Только многолетний опыт дает навыки, помогающие ощутить, имеющ Ося геральдическую информацию, отделить важное от малозначимого 1а 11епосвященному подобные различения заведомо не по плечу. Налицо сбивающая с толку эзотеричность орудий гербоведения одних способностей недостаточно, надо еще, что называется, 11аб 11ть руку Обращение к компьютеру может заранее избавить от многих совсем не неизбежных затруднений. Однако обрести чутье, это бесце 111юе орудие любого поиска в рамках логической или информационной программы невоз ЮЖJЮ. 118 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ Несколько советов по созданию гербов Вопреки расхожему мнению, право на герб вовсе не привш егия каких то определенных классов wiu социальных категорий. На самом деле это право принадлежит всем на свете. Каждый может выбрать герб по своему вХ су и свободно пользоваться им, и единственное ограничение нельзя пользоваться чужим гербам. Такое правш о действовало еще в Средние века, и оно сохраняет свою сwiy до сего дня. Во Фра 1щш 1после паде 1111я Второ 111шперии геральдика Гратила всяки 11оф 11 циаль 11ый стаn с и 11икакого законодательства на этот счет не существует. 0 1 нако после Второй ирово 1i войны с, ды приз 11ают за гражданами право на владе 11ие гербами в частном порядке, а сами граждане вольны обзаводиться гербами, 11е 11спрашивая разрешения у какой либо 1111сппуции. Постановле 11не парижского апелляцно 11ноrо суда от 20 декабря 1950 г, впоследствии многократно воспро 11зводившееся иньши судами, констатировало, что гербы наслаждаются той же защитой, что и семейное имя и что юридические суды, поm ю ючные рассматривать иски касательно имен, наследуемых по отцовско 11 линии. рав 110 полномочны И В тяжбах И исках, возникающих в связи с гербами Подобные тяжбы воз 1111кают подчас между дву мя лицами или двумя семейсrвами, пользу 1ощи 1чися одинаковыми гербами. Случается, что речь идет о злонамере 11ном похищении эмбле 1ы, хотя чаще совпаде 11ие или сходство оказывается случай 11ым. Исчерпывающего или сколь либо полного гербовника 11ет, как нет и центрального учреждения вроде коллегий в Англии, Шотландии или Нидерландах для регистрации и более или j менее действенной защиты всей СОВОК Гlиости гербов, имеющих хождение во Фра 11ции. Правило свобод 11оrо обза веде 11ия гербом и то обстоятельство. что речь 11е идет о графическом образе строго 11 раз II навсегда усг 11овлешюго вида тот самый герб может изображаться во м 1южес 1ве графических вариантов и при это. осrаваться те же самым гербом делает тако 10 рода регистрацию юриди Jески 11ичтоЖ 110й, пусть даже не слишком щепетильные частные 0 11торы и обещают нечто подобное да еще бер за это деньги Так что, обзаводясь гербом, надо не брать герб, же принадлежащий кому то еще. Однако проверить это практически невозможно. Выходит, что лучший закон это добрая вера. Тем более, что гербовая наука предоставляет безграничный простор для воображения. Значит, если и 1ЖНО блюсги какието законы, то это законы построения герба. В самом деле нелепо брать герб и сразу же нарушать законы гербовой на КИ. Так пос 1упают и при обзаведении логотипом. Правда, логотип формула более гибкая и менее сковывающая, но не столь действе ная, как герб. Выбор цветов и фигур очень не помешает хороший нК lс. Стоит избегать пестроты и не отягощать щит сверх меры, превращая его в жанровую картинку Это противно духу геральдики и не сгюсобствует созданию хорошего впечатления о носителе герба случай многократно четнертованноrо герба особый К тому же н гербах с пятью, шестью, десятью разными фигурами. порой несовместимыми с правилами гербовой наую 1порой в целом не противоречащих ей, этн фи 1уры не дается даже толком изобразить, особенно если рисунок невелик, например, на листах почтовой бумаги или визитных карточках. Хуже всего, если о здравом смысле и традиции забывает на свое несчасгье какой либо город. Переrр,же 11ный герб СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ 119 оче 1ь плохая пропа 1а 1ща 11мя самого города, 11для rеральдик 11Правда, 1ородУ труд, ю удовольсгвонаться прос,ым гербом, 110 приходится помещать 11а щ 11те какие то элементы, повествующие об его особею юсrях, прошлое, настоящее, ниды на буl lдее, rеоrраф 11ческое месгоположение. выдающиеся памятник 11исторви и культуры, хозяйсгвенная деятелы юсть, реки, природные доегопримечателы юстн, образ святого покровителя, сказання, предаН 11Я и факты героического 11рошлого что то нз этого может бып, отображено. Но не все сразу. Лучше всего, наверное, хранить верносгь самым древним rеральдически, 1традициям и выбрать гласный говорящ 11й герб. В некоторых департаментах есть Департаментская комисс 11Я по геральдике. обыкнонен 1ю связанная с Дирекцией ар хивных СЛ Жб. и такое учреждение поро 11может оказап, с lцeсi вeшl l0 помощь начинающему rеральдисту. В самом центре ГОС дарства действует очень жизнеспособная Национальная Комиссия по геральдике официальное учреждение, р КОВОдс но которого находита, в здании Национальных архинов, и она тоже может оказать того же рода п 1т 11что особенно важно для граждан тех департаментов, в которых нет подобной Комиссии. Надо помнить, что Комиссия ничего не регистрирует, не защищает II не продает это чисто консультативный орган совещательного толка, очень полез 1ый и действенный в этой рол 11 Все, что верно д 1я городов и организаций, верно и для частных лиц если уж обзаводиться гербом. то стонт с ремиться к простоте руководствонаться хороши вК сом. Чаще всего мож ю удовлетвориться 0 11110й дву 1я ф 11г, Рами и двумя тремя цвета и. 120 СВИДЕТЕЛЬСГВА И ДОКУМЕНТЫ Сотня слов, чтобы багрянец эмаль серо зеленого цвеобъясниться Язык гербовой науки поначалу ничем не отличался от разговорного языка, в там числе во Фpam4uu, где, как и вАw.лии, расхождение между обыденной речью и геральдической терминалогией постепенно увеличивалось и к сегодняиtнему дню превратилось в насmОЯИfУЮ пропасть. Нынешнему непосвященна.му речи геральдистов совершенно непонятны. И все же, вопреки укрепившемуся предубеждению, язык геральдики вовсе не герметичен и впалне постижим. Если не пожалеть парыдругой часов на ознакомление с сотней употребителшых терминов и освоить нескалько не сталько даже замысловатых, скалько просто непривычных оборотов и у читателя появится основа, достаточная для описания балее чем 80 известных гербов. та до XV в. затем лиловый. фиолетовый или ярко алый цвет. безант круглая фигура малой величины. всегда из золота или серебра. пересечение на серебро и лазурь с каймой зеленью в золотые безант.ы с вольной частью, вытканной горностаем. беличий мех мех, изображаемый колокольчиками из серебра и лазури попеременно, которые размещаются н несколько горизонтальных рядов. Беличий мех. василиск сказочный зверь, обыкновенно в образе дракона с пе rушиной головой. вздыбленный означае 1че гвероногое, всгавшее на зад, ше лапы. вилообразный крест деление щита в виде бу 1шы У, соеди 11яю 1цее острие щита с двумя углами его главы. волнистый деления или сечения со слегка изогнутыми оrр 111ичивающим 11 контурам 11 на серебре вилообразный кресг чернью. волнистые столпы серебром и чернью. вольная часть Уасть в виде квадрата, заtшмающая. один из углов щита. шахматный щит золотом и лазурыо с серебряной вольной часгыо со львом червленым. вольная четверть часть в виде квадрата, расположенная в углу щита, обычно правом, и занимающая че гверть щита. втулка безант, но не золотой и не серебряный. вытканный фигура, наложенная поверх одной или нескольких и частично закрывающая нижнюю нижние гербовник перечень гербов с изображениями и 1urи описан 1я 1и на языке гералмию 1 СЛОВАРЬ 12 1 глава деление, ограниченное снизу горизонтальной линией и зан 111ающее верхнюю часть щита. По серебру глава чернью. гнутый деление с изогнутыми ограничивающимн контурами. 1онт фигура небольшой величины в виде 11рямоугольника, обычно располагаемого по вертикали с гонтами Вi lettej щит или фигура, усеянные гонтом. 1111111 по золоту десять гонтов червленыо в расположении 4 3 2 1 гора стилизованная фигура, изображающая горную вершину горностай мех, изображае 1ый стилизованными хвосгиками чернью, посеянными по серебряному полю. по горносгаю червленый арбалет сголпом. 122 СВИДЕТЕЛЬСТВАИДОКУМЕНТЫ гребень, эмбле, lат 11ческзя фигура над шлемом поверх щита. грифон, сказоч, ый зверь с nловнщем, верх которого, как у орла, а низ как у т,ва. движимость, фигуры, которые могут занимать на щите разные места звер 11растения, предметы и т. п. в прот 11 воположность делен 11ям и сечения занимающим строго определенные месга. на черни три шахматных ладьи серебром. двоякозазубренный деление, чаще всего пояс, края которого сим,четрично зазубрены с дВ Х сторон. двуглавый, животное о двух головах чаще всего орел. делеШIЯ геометричесю е фиnры, получаемые посредсгвом деления щита горизонтальными, вертикалы 1ыьш или диагональными лию, ями на нечеn юе число частей. десница правая рука, одесную на правой стороне щита для зрителя на левой дроздица фигура небольшой величины, изображающая стилизованную ТТо серебру пояс лззурью в со 11ровожl. l.дении шесn, червленыхдроздиц. птицу сбоку и без лап 11клюва с XV в жезл укороченная лента. живой, деления, особенно пояса, контуры которых по краям оканчиваются заостренными з, бцами болыпого раз 1ера. По серебру живой пояс чернью. жужелица стилизованная фигура из двух С образных крючков спиной к спине и и 11огда соединенных горизонтальной перекладиной. зазубренный деление нли сечение, граничные контуры которого выглядят как з юстренные зубцы. рассеченны 11на червлень и серебро, во главе острозазубренный, серебро справа отягощено черненой звездой. защищенный 1четвероногое, например, лев с когтями, выполнен 11ыми эмалыо иного цвета, чем само четвероногое 2. равно относится и к человеческому существу или части такового рука, ладонь и пр. держащему какое либо орvжие или облаченном, в доспехи. звездица мален кая еометрнчсская фигура в виде звезды о шести подчас о пяти или восьми лучах с круглы отверстием посередине. зелень зеленый цвет эмаль зеленоf О цвета однако до середины XLV в. терм 11н обозначал краснь 111цвет золото, эмаль желтого цвета или, реже. позолота. зубчатый, деление или сечение с зубцами по верхнему краю. излом изменение, вноси, lое в герб лица, которое. не буд ЧI, с, аршим в роду, не имеет права носить полный фа ильиый герб. исходящий зверь, изображаемый так, что вид а только часть тела, и потому он кажется вьJХодящим из к 1кой либо фигуры,деле 1111Я или сечею, я или нз краев щита. кайма, деление, огран 11чеииое линией, параллельной краям щита. Серебро с каймой чернью. клейнод, rкрашения над щитом. клинчатый щит, клинчатость щит, рассече 1111ый так, что его вид напоКлинчатый щит серебром и чернью. СЛОВАРЬ 123 м 11нает ветря 11ую лесп 1ицу, что достигается наложением рассечения на пересечение 11скошен не справа и слева. коронованный, см. увенчан 11ый. крестик небольшой J езанный крест. кружевной деление ил 11сечение с краями, отделанными 11ебольши, 1и закругленными зубцами, остр 11я которых направлены нару ку. лаЗ J Ь, усеянная ЗОЛО ГЬu 111раскрещенныr 1и кресrиками на колышках с двумя вытканным 11спина к спине окунями, с серебряной кру кевиой кай, lой лазурь, эмаль с 11него или голубого цвета. По золоту три раковины лазурью. ла 11брекены украшения в виде изоГl 1ЪJХ или свитых лент, исходящих из на лазури 1ва серс ряных стропила, в золотои вольнон части вытканны 11червлены леопард. 124 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ шлема и обрамляющих щит по его вне 111 нему контуру. лента перевязь, сокращенная по ширине. лицом к лицу говорится о двух фигурах, обыкновенно животных, обращенных друг к другу головами. мелкозубчатый деления и сечения с мелкими остры 1НI зубчикаl tИ по краям. мех сочетание эмалей, объединяемых условно 11стилизованно, предназначавшееся для изображения пушнины, которой подб 1шали щиты воины X l XIII вв. Двумя главными мехами считаются горностай и белка. надо всем выражение, означающее расположение гербового щитка посередине четырел Частного щита над всеми четырьмя частями. надчетверочастный щит четверочастный щит, занимающий четверть большего, уже четверочастного, щита. обратно перевязанный щит или фигура, разделенные посредством обратной слева направо перевязи на четное число частей в разных эмалях. обратная перевязь деление, пересекающее щит по косой линии, идущей из левого правого для наблюдателя ТЛа в главе в правый угол острия низа щита. одно в другом, на другом говорится, если две фигуры вытканы на сечении и каждая из фигур содержит эмаль противоположной половины сечения. оковка говорится о щите, делении или сечении. отяrо 1ценном лентаl tи прямой или обратной перевязи, котоПо серебру оковка чернью. рые наложены друr на друга так, что образуется подобие корзины. окунь фигура в ви 11е стилизованноГI, вытянуюй в длину рыбы. орех нсболылая фигура в форме ромба с пустым ромбическим просгранством внугри. На серебре орех чернью. орлик фигура наподобие маленького орла, изображаемая без клюва и лап. орлица так называется фигура орла, если на щите их показано не менее трех. острие 1низ щита 2. треугольное деление, расположенное столпом и направленное своей заостренной частью к главе щита, но не касающееся ее. Может располагаться также поясом ил 11 перевязью. остроплённый щит или фигvры, разделенные четным числом одинаковых стропил шевронов заполненных попеременно двумя эмалями. по зелени золотой пояс в сопровождении двух серебряных стропил. отягощенный, ая, ое, ые фигура, на которой расноложена одна или несколько фигур меньшего размера. по лазури перевязь золотом, во главе отягощенная черненым кольцом. отягощенный в частях так говорится о кресте, или Андреевском кресте, а также об иных фигурах, сопровождаемых в каждом ИЗ ТЛОВ движимостью. на золоте лазурный крест о яблоках, отягощенный в частях четырьмя червлеными крестиками. ощеренный, ая, ое, ые четвероногое, обыкновенно лев или леопард, язык которого в иной эмали, чем сам зверь. ОЮВАРЬ 125 перевязанный прямо щит или фи ра, разделенные посредством прямои справа налево перевязи на четное число равных часгей в разных эмалях. ит, перевязанный серебром и чернью. перевязь прямая деление, пересекающее щит с правого для зрителя левого угла в главе щита к левому углу его острия низа По серебру перевязь чернью. пересечение 1сечение, делящее щит или фигуру на равные части посредсгвом горизонтальной линии 2. говорится о членах какого либо животного, расчлененных некоторым недвусмысленным образом. Пересечение серебро,ч и чернью. 126 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ повернутый 1ж 11вот 11ое, изображенное в профит, и повернутое к левой стороне щита 2. иногда говорится о стропиле или полумесяце, острия которых направлены к левому краю щита. полет стилизованная фигура, составленная из двух соединенных крыльев, расположенных спина к спине так, что острие соединения направлено вверх. полоса пояс, ш 11рина которого уменьшена 11который размещен на щите не менее пяти раз. полоска так называется пояс, повторенный на щите столько раз, что щит делится не менее чем 11а десять равных частей. В полоску золотом и зеленью. пояс деление, ограниченное с двух сторон параллельными линиями, пересекающими щит по горизонтали. По серебру два пояса чернью. препоясанный щит или ф 11rура. дет 1щиеся по горизонтали на четное количество равных частей в разных эмалях. Если число частей больше десяти, то 1юяс называется полоской. препояса, 1ный щит серебром и чернью. природный в натуральном цвете фигура в естественных цветах, а не в эмалях, обыкновенных для гербов. простой щит лишь в одной эмали без фигур. противобеличий мех мех, отличающийся от беличьего тем, что используются не лазурь с серебро, а другие эмали. пряжка стилизованная пряжка со шпеньком. На золоте три червленые пряжки. пурпур. см. багрянец. пятилистник стилизованный цветок с пятью заостренными лепестками. разлапистый крест, или Андреевскил крест с утолщениями на концах переклад, 1н. раскрещеиие крест или крест 11к, концы перекладин которого оканчива 1отся ме 11ьшим крестом. по лазури, усея, 11юй золотыми раскрещенными крестиками, вытканный серебром пояс. рассеченный щит или фигура, разделенные на две равные части верт 11 кальной линией. рассеченный на червлень с серебряным львом, vвенчанным золотои короной, и серебро с ВН Тренней каймой зеленью. расцвеченный деления или сечения, на концах ограничиваюпо золо rv расцвеченный крест чернью. ОТОВАРЬ 127 щих их контуров укра 1не 11ныс стилизованными цветками или лилиями. рогатый рогатое животное с рогами в иной эмали, чем само животное. родящийся зверь, представленный на щите только верхней полов 11ной туловища и кажущийся появляющимся в середине щита как бы вылезающим нз под щита. рожок геральдическое наименование охот, и чьего рога. на лазури золотой рожок, подвязанный серебром. ромбированный щит, деление или сечение, которые разбиты косыми линиями на ряды ромбов в разных эмалях. Щит в ромб золотом и чернью. с безантами деление или движ 11 мость, усеянные безантамн. с внутренней каймой кайма 128 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ вполос у зо ют м и лазурью с внугреннеи каимои вытканными червлеными дроздицами. уменьшенной ширины, не касающаяся краев щита. с клейнода 11н щит под украшеНИЯ. 1IИ. с клювом говорится о птице с клювом в иной эмали, чем сама птица. с лилиями говорится о любой фигуре, но прежде.всего о кресте, окончания которой которого завершаются лилиями. с лоскутам малая фигура в виде горизонтальной поперечины, к которой снизу крепятся несколько прямоугот, ных в Средние века или трапецеидальных в Новое время высrуnов. по золоту оковка лазурью с тремя червлеными лоскугами, отягощенными вытканными серебром львами. с якорем крест, или Андреевский крест, равно как и иные фигуры, окончания которых завершаются якорями. сердце вина 1малая фигура в виде сердечка 2. центр щита. на лазури серебрянь й Андреевский крест, отяrощенныи в сердцеви 11е червленым полумесяцем. сечения геометрические фигуры. получаемые делением щита посредством вертикальных, горизонтальных или диагональных линий на четное число равных частей в разных алнгернативных эмалях. скошение слева сечение посредством диагонали, опущенной из левого для наблюдателя правого угла главы в правый угол острия низа щита и делящей щит пополам. скошение справа сечение щита пополам диагональю, соединяющей правый для наблюдателя левый угол главы с левым утлом острия низа щита. скошенный справа щит серебром и чернью. совмещенный щит рассеченный щит, объединяющий в себе два других по щиту в каждой из половин. по серебру червленая перевязь в сопровождении шести лазурных раскрещенных кресгиков на колышках. сопровождаемый так говорят о главной фигуре щита, если по ее бокам расположены дополнительные фигуры. спиной к спине так говорят.о паре фигур, обычно одинаковых, расположенных бок о бок тыльными часгями навстречу. спорно вооруженный так говорят о гербах, в силу каких то причин построенных с нарушением правил 1еральдики обычно нарушаются правила сочетания цветов так что читающий герб должен вопрошать о причинах этого явления оспаривать его. стенчатый деления, разбитые на равные квадраты или прямоутольники в разных альтернативных эмалях. столп деление, расположенное посередине щита и ограниченное с двух сторон вертикальными линиями. по сголпам серебром и лазурью перевязь, вытканная чсрвленью. СЛОВАРЬ 129 По золо 1у черненый столп. столповый щит, деление, сечение н любая иная фигура, разделенные вертикальными линнямн на четное количество равных часгей в разных альтернативных эмалях столпы лазурью и золотом с ервленой перевязью, отяrощеннон вытканными серебром двумя Ор lицами и короной. стропило шеврон деление в форме шеврона, острием своим на 11равле 1111ое обычно к середине лавы. по серебру стропило чернью, отягощенное тремя золотыми полумесяцами. 130 СВИДЕТЕЛЬСТВА И ДОКУМЕНТЫ тавровый 111еления и фигуры, окончания которых оформлены в виде буквы Т 2. деления и сечения, украшенные по краям многи 1и маленькими фигурками в виде буквы Т увенчанный животное, увенча 111юе короной. в полоску серебром 11лазур 1ю с червленым львом, увенчанным вытканной золотой короной. уrол 1с t. часть. урезанный укороченное деление, окончания которого не касаютсн краев щита. усеянный щит, деление и любая фигура, отягощенные мелкой движимостью в произвольном количестве. хвостик маленькая метка чернью в изображении горностаевого меха. цвет в гербовой науке так называются эмали червлень, чернь, лазурь, зелень и багрянец золото и серебро это металлы целиком надо всем говорится о щитке, расположенном на, 11другим щитком, который сам уже выткан надо всем. часть, угол угловая зона, ограниченная перекладина 111креста, 11ли Андреевского креста. червлень эмаль красного цвета. чернь эмаль черного цвета. По золоту крест чернью. четверочастноскошенный, ая, ое, ые щит, разделенный Андреевским косым крестом. по червле 11и Андреевский крест золотом под серебряной главой. четверочастный щит щит, разделенный на четыре части взаимно перпендикулярными вертикальной и горизонтальной линиями. Если разделяющий крест образован диагоналями, то такой щит называется четверочастноскошенным см четверочастный в частях I и 4 по черни крест кружевной серебром, в частях 2 и 3 по золо 1у червленый крест с якорями. четверочастный скошенный чернью и золотом. шатер сечение в виде острого угла. ограниченное двумн наклонны мн линия ш и обращенное своим острием к середине главы. шахматный щит сечение, образованное перпендикулнрными вертикальными и горизонтальными линиям.и, так что возникает множество квадратов, закрашиваемых двумя эмалнми. Шахматный щит золото и чернью. шеврон. см. стропило. шествующий четвероногое, расположенное горизонтально и выглядящее идущим. на черни золотой лев с раздвоенным хвостом. ОЮВАРЬ 13 1 шуйца левая рука, ошУю 11а левой стороне щита правой для наблюдателя щит область плоскости, огран 11ченная пер 11метром произвольной формы, внутри которого и размещается собственно герб. щитодержатели фигуры, внешние по отношению к собсгвенно гербу, размещаемые по бокам щ 11та и выглядящие поддерживающими его. Некоторые теоретики различают человеческие фигуры поддерживатели подпорю, растен 11я и неодушевленные предметы н опоры звери щиток малая фигура в фор е щита, относящаяся к катеrори 11движ 1мосгн. эмаль геральдические цвета. не относящиеся к металлам металлы золото и серебро червле 11ь. чернь, лазурь, зелень, багрянец эмали или собственно цвета рассеченный на лазурь с перевязью золотом, отягощеннои тремя чернеными пятилистниками, и серебро с двумя червлеными поясами. По ю шrе М. Пастуро Трактат о геральдике Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. |
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |