| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Пастуро М. Геральдика (2003) › Геральдика, наука неведомая. | ||||||
Пастуро М.
Геральдика, наука неведомая.// Геральдика (2003)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Пастуро М. Геральдика. М.: АСТ, Астрель, 2003 г. С. 72-95 (Глава III) Аннотация: Слово "Геральдика" - производное от слова heraut, которое, в свою очередь, происходит от германского heriwald, что значит "вестник", "посланец". В начале XIX в. этот термин начал применяться к дисциплине, предметом которой стало изучение гербов и установление правил их построения. Эту область знания называют также "Геральдической наукой". Об авторе публикации/статьи: Мишель Пастуро (р. 1947) (Париж) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пастуро М.
в библиотеке найдено еще 19 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
![]() 1.
ID: 269
![]() 2.
ID: 270
![]() 3.
ID: 271
![]() 4.
ID: 272
![]() 5.
ID: 273
![]() 6.
ID: 274
![]() 7.
ID: 275
![]() 8.
ID: 276
![]() 9.
ID: 277
![]() 10.
ID: 278
![]() 11.
ID: 279
![]() 12.
ID: 280
![]() 13.
ID: 281
![]() 14.
ID: 282
![]() 15.
ID: 283
![]() 16.
ID: 284
![]() 17.
ID: 285
![]() 18.
ID: 286
![]() 19.
ID: 287
![]() 20.
ID: 288
![]() 21.
ID: 289
![]() 22.
ID: 290
![]() 23.
ID: 291
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 61716 знаков (с пробелами)
слово Геральдика, производ ное от слова heraut, которое, 73 в свою очередь, происходит от гер манского heriwald, что значит вестник посланец, В на чале XIX в. этот термин начал применяться к дисциплине, предметом которой стало изучение гербов и установление правил их построения. Эту область знания называют также Геральдической наукой, ГЛАВА ТРЕТЬЯ ГЕРАЛЬДИКА, НАУКА НЕВЕДОМАЯ 0 11ределяе, 11я таки образо 1гераль. 11ка заНИ. IЗСТСЯ СЗi lЫ. 1И раз 11006разными знаками и кодами. Ее и нтересуют как изобр аже 1111ые елею 1цит и знаi ш с образом Христа а rребе 11ь шле ма 11а той же м 111111атюре XV тоже изображает орудия Ст рас тей Гос 1юдних, так и з 11ак дорожного движения справа 74 ГЕРАЛЬДИКА, НАУКА НЕВЕдОМАЯ От военных герольдов к герольдам эрудитам Сначала герольдом назывался вестник или глашатай чи 1ювн 11к, служивший каКОМ Нибудь ЮIЯЗЮ или иному се 111ору крупному феода лу. Он должен был доставлять послания, объявлять о войнах и руководить ходом турниров и со временем все больше специализировался в проведении турниров. Опытный герольд не только открывал состязания и следил за соблюдением правил, но и как современные спортивные радио и телекомментаторы, вводил зрителей в курс происходящего, описывая состав участников, указывая на их ербы и помогая публике следить за ходом 1урнира. Это заставляло герольда глубже вникать в сут предмета, а значит, и приглядываться прежде всего к гербам, ибо только они помогали опознавать vчастников турнира, поскольку вооружались рыцари при 1ерно одинаково. Герольды превратились в знатоков они разбирались в существовавших гербах, кодифицировали правила композиции и представления подобных эмблем, выработали удобную 11точную терминологию. О 11и подвигли Запад на составление перечней гербов, а потом и гербовников, чтобы рисунки уже существующих эмблем не погибли, а сохранились бы для будущих поколений. С начала Нового времени осведомленность в геральдике стала сходить на нет, а геральдическая наука перешла в ведение эрудитов занима лись гербами, в 0 1основном, историки и филологи антиквары, Ч как их называли в XVII XVШ вв. Они инте ресовались не столько гербами своих современников, сколько эмбле мам и, бытовавшими в прежние века. В старинных гербах антиквары видели подлинные свидетельства прошлого. Таковыми, впроче они остаются и поныне, помогая разысканиям историков новых поколений. Гербы очень красноречивы и сообщают множество сведений самого разного рода и толка. Он 11рассказывают и о своих владельцах, и о той социалыюй вселенной, в которой тем довелось жить. с XlV в. герот,ды сrал И ВЫХO 1f 1Ъ к общесгве 1111осп 1 в особой одежде важнейшей часrъю облаче 1шя был так 11азываемый тз.бар tabaгd 111ика 11рямоr о кроя с рукавами ит 1без O 11ых. Табар 1рашался гербом сеньора. которому служил герольд. До сих пор э 1у O 11еЖ у носят гербот,ды 11а с бe британско 11 короны 0 1ева табард XV 111в. с герба и корот 1Англии и Шотланд 1111leopra Переоцешт, вr 1ия 1111е герольдов на развитие геральдики вряд ли возможно. Особенно с 11лы ю это влияние чувсгвуется там, где гербы имели военное происхождение в А 11тии, Ни 11ерла 1щах. Фра 11ц 1111 прирейнскоii и Южной Германии ПРОФЕССИОНАЛЫ ГЕРБОВОЙ НАУКИ 75 На службе генеалогии и фамильной истории Герб был сноеобразным социальным кодом. Умея расшифровывать знаки на гербе, можно узнать или прочесть сведения о том, 1а пример, каконо место или положе, ие да 11ного лица в его семействе, его матримониальных связях, положении в обществе затем прочитывается позиц,ш семейстна u соединяющем несколько родов линьнже, история союзов 11филиаций наконец, считываются СL едения о связях между различными ли, 1ьяжами, история приобретен 11я ими тюулов II владени 1затем проясняется история фьефов, ди 11аст 11й. царствующих домов II rос, 1дарств. 13 сем е тот,ко один человек, старшиii в 11ервоi 1 по старши 11ству ветви, владеет полным фамиль 11ым гербом. Его герб содержит самый пол, 1ый объеы вссрсл 1111е XVI в. эруд 11ты осоз 11ал 11ЛK y 1epa 111r 111 l H н 11е 1ор 11чссн 11х разыскан 11ях. осо бе 111ю в таю 1х областях. как гс 11еало 111я. исгор 1ш д 11111ст 11i 111ЛI IЧeс 11Н 11стор 11я. огда то з 11атою 111нач 1л 11ко 1111ровать 1111сре 10 1111роват сред 1свековые гербовн 11ю 111сост 1 нлнть 11овые, соб 11 рая воел 1111O 1србы 11 проч 11е гербаль. 111ч сю 1е ПJ IЯ IIKI отдельных феодат, ных родов спр ш 1 воспро 11знедсна страница 11з 1србонн 11ка одного 1I 1гл 111 ского ЗН3ТJ 1O 1O семе 11ства городов 11ли регионов. Серьезные 11сслс 1юва 1111я 11ачались век с 11уст I, когда понял 1111енность repaЛЬ IO 1 дня археоло 1111111 ф 111ю 1юп 111Во Фра 1щн 111де рет 1 гиозные войны бсзвознрат 1ю пог, б 11m 1 очень много 11сгорических па. 1ят 1111 ков 11про 11зне 11ен 1111 исК тства, таю 1е 111 тикВар 111ка 1111кола Пере или Роже 1tс Геньер, ско 1111ровав множество доку 1ентов и 1ерат, 1111ческшс СВIIДС ГСЛЬСl В, не тот,ко сохра 1111 m, лля следующ 11х поколе 1111111сгор 11 ческое наслсл 11е 11113. IЯТЬ О прОШЛО 1110 11ввел 11в 11аучный оборот це 1111ыс IIсTOЧ обращаться к которы. 1 J IO w l 11111Ille fс эруд 1пы. 76 ГЕРАЛЬДИКА, НАУКА НЕВЕ,ДОМАЯ сведений. Другие члены семьи, младшие сыновья его отца или же его младшие братья не имеют права на полный герб и обязаны вносить небольшие изменения в свои щиты, чтобы было видно, что хозяин герба не старший в ветви. Такого рода модификации называются изломами или бризурами фр. b 1isi 11e трещина, обломок На женщин это правило не распространяется незамужние дочери носят отцовский герб, а замужняя дама обыю овенно объединяет в своем гербе отцовский и тот, который носит ее супрут. Бризуры чаще встречаются в странах классической геральдики, там, где гербы рождались на полях сражений Xll в. в Англии, Франции, Шотландии, Нидерландах, прирейнской Германии, Швейцарии. В других краях изломы не столь распространены страны Скандинавии, Австрия, Испания или вообще неупотребительны Италия, Польша Изламывать фамилы 1ые гербы для младшего в роду можно самыми разными способами присоединяя некоторую фигуру или урезая существующую на пот юм гербе, меняя 11вет или поля щита либо фигуры на этом поле, и т.д. Поначалу бризуры воспринимались общеспюм благосклонно, и потому к., делали очень заметными. С ходом времени, однако, и в силу естественного порядка вещей кому нравится объявлять себя строгое соблюдение правила обязательного излома, неизбежно приводило по мере смены поколений ко все большим отличиям гербов и 1адших фамильных ветвей от старшинствующего герба. младшим предпочитать стали неброские бризуры, чаще всего присоединяя какую нибудь фигурку. Поскольку гербы передавались по наследству, то через несколько поколений и множество последовательных бризур гербы младших ветвей постепенно утрачивали сходство с гербом старшей ветви. И наоборот, подчас обнаруживаетсн нвное сходство гербов, принадлежащих неродственным семьям. Такое бросающееся в глаза сходство побуждает подозревать, что гербы, скорее всего, имели общего предка. Так что геральдика оказывается весьма полезной генеалогии, помогая разобраться в запуrанной филиации, найти родственников и отличить их от однофамильцев. СХЕМА БРИЗУР 77 фраюlузская королевская фамилия, 1юдоб 110 королевскому дому Англии, всегда стзралась блюсти 11равило, по которому 1ерб младшей ветви рода строится 1юсрсдстно. 1излаыывання 1юлного герба. Есл 11 прис ютрет 1ся к череде бриз, р Францvзского Королевского Дома. то бросается в глаза, что с кажды.ч 11овым столетием ИJЛОJ tЫ делались все менее ннятными на развороте вверхv генеалогия 1србов королей Франции, котор 10 составил Жак Шевийяр тогда как н Англии и Шотландии слева генеалогия рода Сто дарт бризуры ос 1авались чеТКИJ 1И. Бризуры, создаваемые посредстном перемены цветов, для Средневековья нс редкость 11а развороте вниз гербы 1юрмандской фамилии Мале из гербовника XV в 78 ГЕРАЛЬДИКА, НАУКА НЕВЕДОММJ На службе истории искусств и археологии Будучи в одно и то же время и удостовереr 1ием личности и укр шением, гербы с XII по XIX 13. помещалио, 1ra м 1югочислен 1IЫХ предN 1етах обихода, П IМЯТниках и документах. Появление герба на каком либо предмете слу,кило своего рода печатью, свидетелk ст 13vющей о гражданском состоянии владельца этого 11редмета. Из всех средств, которыми мы сегодня рас 11олагаем, изучение гербов становитсн порой единстве 111юй LJозможностью установит место и время исторического объекта. Иде 1rтификация 1ербов заня.тие непростое, но для геральдиста первостепен 1юе превращает гербьr в живые документы, 11енимые археологами и историками искусства. Помощь геральдики оказ ывается особенно ценной в датировке, так как время ношеr rия гербового щита, как правило, меньше времени жизни названного лица. Если речь идет о короле или принr е, то каждая четверть на гербе означает владение фъефом или принци 11атом княжеством и можно достичь большей точности, изучая мотивы и разбираясь в поб, 1ЖДениях, оправдывающих появление изучаемой композиции. Порой удается сузить вилку между датами до нескольких месяцеLJ, особенно в случае предмета обихода, произведения искусства или памятника, украшенного щитами нескольких лиц в таком случае бывает возможно установить итоговую да 1у, исходя из дат рожде 11ия, бракосочетания, вступления во владение титулом и начала исполнения связанной с последним должности, а также кончин каждого из затронутых лиц. в J 86 Г. В церКВ 11U Даммар 11ле Л 11 nыт 1обнар жсна 111катvт а Святого Людовика Эрудиты поначал, 1от 11если ЭТОТ об ьект К концу XIII н. 11сочли el O 0 ним из тех ларцов, в которых Филипп IV Красивый хр 11111л частицы ющей Людовика ГХ Свлто, о, канонизированного в 1297 г. Затем, од 1ш о, оказалось, что эта датировка не сходится с данными 1ербов. Современный геральд 11ст Эрве Пиното 1юсле исследов ния совоку 11ности источников предложил более ра 1111юю датv 1236 г. У.тобы обосновать ее, он опоз 111л вес 46 гербон ларца. а затем вычист 1л да 1У,длл чею ему пр 11шлось уста 1IОUИТЬ латы кончин. nракосочетан 11й, облачен 11О в сан. восхождений на престол, нступлений но владение, а также занят 11я всех изображенных tta медалышах сундучка персонажей родственников Людовика Святого. Разброс междv предельными д, 1там 1111еирерьшно сужался. пока изvчснная сонокvпно сть гербон не iзы ала 11ако 11с 1112.36 1 Вот лишь оди 11гюкззательный пр 11мер помощи геральд 111ш в датировке 11устанонкс принадЛСЖ 110С l И. СВИДЕТFЛЬСГВО О ГРАЖДАНСКОМ СОСГОЯНИИ ПРОИЗВFДЕНИЯ ИСКУССГВА 79 Прославленным образцом исследования может служить история эмалевого ларца, хранящегося в ЛувСмысл герба ре под названием шка 1улки Святого Людовика историкам искусства оказалось не под силу определить дату изrотовлс 1111я с точностью до полувека, а геральдика благодаря разысканиям Эрве Пиното смогла свести вилку между предельными датировками до нескольАрхеологический аспект характерен для исследований по так называемой традиционной геральдике, которая занимается прежде всего установлением лиц, пользовавшихся гербами. Но герб сообщает не только об имени своего владельца это еще и повод поразмышлять о его личности. Тех, кто обращается к подо бным интерпретациям, объединяют под именем историков J IOLJOЙ геральдики nрбы 110МОГЛИ l опознать всех персонажей, изображенных н алтаре Паумгартнера этот образ справа 11аписал в начале XVJ в. Дюрер. Слева золотая мо 11ета XV н. с гербом Висконти. 80 ГЕРАЛЬДИКА, НАУКА НЕВЕДОМАЯ Нош 1з 11а состо 1п прежде нсего в стрс 1ле 111111111рео юле 111110 бар 1ерон меж у разл 11ч 11ы 111rУщ 11111тар 11bl 111ДI 1сц 1111Л 1111а 1и, 11за каю 1е то дна десятка лет в само, 1деле Удалось обновить 1с. тоды 11расшир 1пь поле 11ршюженllя 1е 1х 1л 1д 11чесю 1х разыска 11и 11Новаторы задаются таю 1м 11вопроса 1111 как причи 11ы, по которы 1в Т 11ЛИ ИН 10 эпоху пре, IЮЧте 1111е отдавалось определG нным сочета 111ш 1цветов 11m 1фи 11х 11По 11ск ответов 11а подобные во 11росы делает более по 11ят 11ы 1и дух, нер 1К 1л 11ру, образ ч 1зствова 111ш состаш 1теле 1111вла е., 1ы 1ев гербов. Конечно, полов 11на европе 11сю с, гербов, 1ЮС rвш 1L СЯ В Сре 111ие века 11пр 11 Старо Режи 1е, 1скользает от любых попыток истолкования, 1ю в др 1т 1rx с.rтучаях догадаться о тех или иных поб 1Жден 11ях будто бы несложно. Напрrrмер, о том, почему вассалы начи 1али 1юсить тот же герб, что LX сеньоры. 11ли почем другие вассалы, осгав,шсь пр 11своr rx преж 11rx гербах, 1енял 11их цвета на цвета того же сеньора. Понятно, почему город изображал 11а свое r гербе какой то из сво 1L памятников или образ святого покровителя. ЕсгеспJенно, герб профессионально 11кор 1юраци 11 сообщал о ремесле, которым жив 1т ее члены бык мясников, белка у скорняков, долото 1каме 1ютесов. Имя через образ говорящие гербы Гласными, то есть говорящими считаются по преимУществ 1такие гербы, элементы которых можно как то соотнесги с именем человека, рода или общины, пользУю 111ихся таким гербом. В качес.тве такого элемента ВЫСГ пает обыю юненно некоторая ф 11гура, но годится 1111в так, флоре 11тийская фамиm 1я Росси ит. Nosso красный, N.ossi крас 11ые пользовалась гербо t. на которо 1 все было выкрашено в красны 11цвет. Связ 1бывает более 11m 11е 11ее пря юй род Лекок фр. сoq пе 1Ух рисовал на щ 1пе своего герба петуха фонет 1ческо 11город л, 1лль на старофран 111зском не ille, а Lisle, как 11Л 11 л mш Флоре 11 ц 111111ока 1атст, 11ы 111p 11ltep ГOROJ Яll сi I ф 111ур 1111звестна O 11а с XIII в. и, н отлич 11е от л 11 л 1111фра 11Ц ЗСЮIХ кОролс 1t, 11Очт 11ктта 11зображалас 1цuетуще 1то ес,ъ в пол 11оте цвете 1111я, с хороню прор 11сок 11111ы 1111Th Чll 1IK3 1J I вверху флор 1111 XIV н нат 1ч 11е србов на сред 11евсконых 11сOЩ с, tel 11IЫХ монетах делает 1еральд 11ку 13СПО, IОГателы ю 11ДИСЦIIПЛll 110 1дrlЯ IIYJ II IЗi l ITOH. 1к же обета, IT лело с истор 11с 1ю 11ги. 11з 1ен 11с эксm 16 Р сон по,чог ет устанош пъ 11мс 11а 6 11бл 11 оф 11лов II восс 1анов 11ть 11х 6 116m ютею, слева вос 11ро 11звсдены дна совре 1с 1111ых эксл 116риса вepx 1111i I нар, совал шведсю 1111еральд 11сr Я 11Ра 11еке, создатель 1111ж 11е 10 шве 1щарсю 11 х, доЖJ 1111Гla, m, Б ш ЛI IЯ С XII в. J 113Yl 1ПI гер6O 1С гераЛ 1f 11ЧСС 1O 11J 111Л 11 ей 11m 1же сгро 11тсн 111ч 11ер реб 1са 1111116 111арс 10 10 рода Хе 111сберг 11а щ 1пе 11зображс 11а к 1р 1111а 11111р 111ор 1е 11с, 1Не 1111е 11аседка. 3 11гора а то 11воо6 111с превращаетсн 1111СЮ 1110 1ТНЫ 111Ja, leK В Жс 11еве О, ГЛАСНЫЕ ГЕРБЫ 8 1 н 1это t болы. 10, 1 ш пражt 11зооражсн ы 1с рбы члс 11ов орпо 1хщ 1111IO, OЧ lкoв шнt 1царс 10 1п 10 ро 1а Х, 11л 111с 116 р 11 82 ГЕРАЛЬд 1КА, НАУКА НЕВЕДОМАЯ Ле Фор фр. 0 11сильный, кре 11ю 11111зоб 1х 1з 11л 11а щ 11 те своего герба слона Сиывот 1ка герба может быть достаточно по 1ятно 1111Л 11напрот 1щ 0 1111раться 11а устаревш 11е, редю е или забытые слова либо 11а месгные выражен ш. Поэтому немало 11ю 1лас, 1ых гербов, которые, с 11ервого взгляда, труд 110 оп 1ссп 1к этой К Jте 1ории. Во всяком случае, глас, 1ые гербы сосrа 13J Яют 20 2596 общего количес тяа европейских гербов, а в германских землях и, даже немного больше. Вопреки расхожему убеждению, гласные гербы не ус упают прочим в древносrи и благоро 1сгве. Таю 1х гербов хватает и в кругу самых знатных и древ, 1их родов. Королевские фамилии также 11спользовал 11глао 1ые гербы, j свидетельс вом че му крепосrь на гербе королей Касrилии от лат. сastellшn крепосr или лев на гербе королей Леона исп. ео 11лев Исследование гласных гербов всегда оказывается весьма поучительным. В области антропонимии, к примеру, исследователю часто удается проследить формирование определенных фамильных имен и их связи с эмблематикой. Иногда вьшсняется, что не герб строился как намек на фами, лию, а какая то геральдическая излюбленная 1юльзователем герба фигура могла превратиться в прозвище этого человека, а затем и в фамильное имя его потомков. Такие случаи не были редки в Скандинавии и на берегах Балтийского моря. Любопытно, что одних зверей на щитах говорящих гербов помещали охотно петух, ворон, для примера тогда как к другим животным относились более сдержанно лиса, кошка Так, видный немецкий род Катценеллебо 1ен, например, с фамилией, взывающей к поя 13лению говорящего герба с котом нем.Каtzе постарался отделат 1ся от этого дьявольского животного и избрал своей геральдическо 11эмблемой леопарда. в 11е 1ецкоязычных странах гласных гербов особе 11110 много, и чаще нсего они снязаны с именами людей. Зачасrую такой герб строится как настоящий ребус. Слева воспроизведен по 1ербовникуХ У в. герб швейцарского рода Хельфеншта 1111 слон на камне слово Elefanl сло 11 сOЗBVЧ СЛОВ he ei 1помоiать а слoвoStein значит KЗ 1lel lb ИЗЛЮБЛЕННЫЕ ЦВЕТА 8.3 Новая геральдика вкусы. поветрия. моды Обобщая час ные случаи, новая герат r 111ка оп 11рается также на количесrвенные и сrатист 11ческне 11етоды поскольку в Западно 11Енропе только в сохра 11иш. 1111хся сред 1свсковых локументах насчитывается около 1111ллио 11а гербов, а Новое и Новейшее вре 11я пр 11банляют к этому е 111е более 10 миллионов в сrре 11ле 11и 11отыскать характерные показатели частоты рас 11росгра 11ения определенных фигур и цветов в разные эпохи в раз 11ых обласгях и разных социальных классах. Истолковывая полученные результаты и согюста 11яя и с данными иных науч 1ых дисциплин, геральдика оценивает значимосrь 1Юд, пр 11сграсги 11ВК 1сов. проец 1р, я их на истор 11ю культур 11ых с 1ктем и ис 1ор 11ю мировосприят 11я. Изучение частоты использования цветов показало, что на Западе в Xl l XV 1ш. происходил рост пользования синим цветом синего становилось все больше не только на гербах, но и в одеяниях и иных системах со 11иальной кодировки. Если в начале l аза 11ного периода главным цветом считался красный, то со в е 11ем синий не трлько с 11лы ю потеснил его, но и стал притязать на 11ерве 11ство. И сейчас синий нос 11л 1111Шекс 1111р герб в HOI IOДЛl ll i сTI I не 11звест 110. Герб. пр 11п 11сываечы 11 ему гласны щ 11т, наrр же 1111ы, коп 1С aнrл.spem фа.ч 11л 11я Sl 1akespсaгe в целом з 11ач 1п 11отряс 1ю 111111 копье, 11Под 1111с 11юд гербоы lерб, которыl 1HOсIIЛ У 11лы 11 Шексп 11р 11з Стратфорда 11а Э 11но 11с остается 11редпочтительным цветом для rеральдию 1Европы и оставляет прочие The AJ wrial. Вea. i 113s oF W IAМ SHAKES PEAR.E цвета далеко позади, хотя римляне считали 5tt at ford t 1pon. A.vo 11 ero варварским а в царствование Карла Великого никакой король или граф не позволил бы себе появиться 11а людях в синей одежде. У геральдики найдется достаточно надежных свидетельств этой эволюции, начиная еще с раннефеодалы 1ых време 11 граф 11ю 1нн 11з 11юказывают сранн 11 тельную частоту 11с 1ю 11ьзош 11111я цветов в енро 11е 11сю 1х гербах 1ПI Европс 11сю 1с гербы. Средние ве 1а Гербы фра 1щузско 11з 11ат 11 XVII н. lербы фра 1щ 1зсю 1х простолюд 11нов ротюр 1е. Х 11в. 84 а сопоставле, 111с ее данных с и 11ы 111дОК i lе 11тами позволнет получит резул таты в цифрах от века к век и от десятилет 11я к десятилет 1110. Положительные и отрицательные герои на гербовых щитах Анализ частоты понвле 11ия rеральдичесю 1х фиг р также 11озволяет открывать исторические факты, в своей з 11ачнмости выходящие далеко за пределы собственно ербовой науки. Вот несколько примеров. Выше говорилось о проти 1юстоя 11ии междv львом и на гербах Священной Рим империи германской нации в XII XIII вв. Орел встречался на гербах сторонников императора, а его противники предпочитали льва. В немалой части Северной Европы место царя зверей до конца XIII в. оставалось за медве 11ем, и даже в более поздние времена, когда лев согнал его с трона и в народных сказках, и в зоологических преданиях, некоторые герма, 1ские роды, имя которых содержало корень со значением корол нем. Koenig Кёниrсбах, Кёниrсберrер и т. п. vnopнo сохра, шли на своих гласных гербах медведя, не думая менять его на льва. Любопытен чисто отри 11ательный смысл гербов. которые приписывалис отри 11ательным героям литератур 11ых произведен 11й или устных сказаний на их щитах появлялись дьявол ские твари обезьнны, змеи, драконы, жабы, ф 11гуры с лучами либо расположе 1111ые в шахматном порядке. Все это казалось цари 11а аr. 1азо 11ок l le 11тес, лея в 11олно 11еральличсско 1облачении. Илтостр,щ 11я из 11ебольшого гербов 1нка Золотого руна ок. 1440 средневековому сознанию по 11озрительным, двусмы ленным и не 11остойным. Наконец, во Франции и Англии в XVП XV ll вв. незнатные снобы выбирали для своих гербов аристократические фи 1уры розу, единорога, геральдическую лилию Еще чаще фигуры, которые считали приличными 1ишь разночинцам, приобретали благородство, превращаясь в фигуры более высокого достоинства псы становили с львами, петухи орлами, свиньи вепрями, орудия труда боевым оружием, а то и лилиями. Знаки и грезы ображаемая геральдика Еще одной областью, которой интересуетсн сегод 1шшняя новая геральдика, стал мир вымышле 1111ых, 1 воображаемых эмблем Средневековая, 11а и современная тоже, фантазия наделяла гербами персонаже, которые либо никогда не жили на этом свете, 11m I же жили задолго до рождения геральдики. Так были изоЧЕРТОВА ЖАБА сред 11евековое ноображе 1111е часто наделяло 1ербо 11 дьявола. Обыю овенно это был 11тр 11 зеленых жабы, нл 11 простой щ, 1т с лоJ 1аныJ Iи ЛИI Я 1II внизу 86 ГЕРАЛЬДИКА, IIAYKA HEBl ДOMMI брете 11ы 1ербы для литературных героев, мифологических и библейских персонажей, дня деятелей ai 1тичности например, Дави 11а, Aлeксa 1lf p i, Цезаря пап и королей раннего l, Средневековья 11апример, Карла Великого Гербы появились у персо 11ифика 11ий добродете j лей и пороков, у античных божеств и святых. lерб Христа, например, засвидетельствован не одним документом на щите Спасителя красовался или Пасхалы 1ый Ап 1ец, или же орудия Страстей ГЬспод 1шх. К кон 1У Сред 1евековья сам Бог обзавс лся гербом в манускрипте из Баварии 11а щите изображена фи 1ура. обоз 11ачающая Троицу х 11 1 IJ виде лати 11ской буквы У, а на rреб 11е голубь. В 1ерманских землю. в XV XVI вв. мало что изображалось без какого 1111будь герба, который занимал большое месго в материалы юй и культур юй жизн 11 Т 1рб 1vm Бо 11в, u,ооб 1рззны крест з 11амшуl ГТро 111У, а 1рсб 11е гоЛ 15 1111ю., 1111111111с о Сuятu Д 1Хе справа в 1111зу Изучение воображаемых гербов обогатило понимание ге ральдической символики. Герб вымышленного героя помогает понять отношение современников к фигурам и употребляемым цветам, и историк хорошо вооружен для исследования. Как мы видели, в настоящих гербах труднее увиде т ь то, что Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пастуро М. Геральдика, наука неведомая. (2003)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |