геральдика это и социальный
кодекс, и система знаков.
Последняя с самого начала складывалась из
фигур и цветов, использовавшихся
для заполнения эмблем, и со временем выработались определенные
обычаи, принципы и правила сочетания фигур и красок. Совокупность
этих правил вкупе с репертуаром
используемых фигур и цветов со
ставила своего рода гербовую грамматику.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ФИГУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ шесть основных
цветов и набор
ограниченного числа фиrур обеспечили
возможность составления бесчисленного
множества комбинаций. Этот источник
вдохновения сумел
просуществовать несколько столетий.
46 ФИГ
УРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
ребления только возрастает. Шестой цвет, зелень, попадается реже, но причины его относителы юй редкости
до сих пор никем не были убедительно объяснены. Кроме того, иногда, хотя и совсем редко, можно видеть
седьмой цвет пурпур или багрянец фиолетовый фр.
pourpi e но он используется лишь в исключитет,ных
случаях и вряд ли может считаться полноправным геральдическим цветом.
Перечисленные геральдические цвета мыслятся
цветами абсолютными, концептуальным
и, чу
ть ли
не бесплотными цвет в геральдике понимается не материально, а, так сказать, духовно Красный цвет червлень
например, может изображаться алой, карминной, гранатовой, кошенильной и т. д. краской и все равно, это червлень, а не что то еще
воспринимается сама идея красноты, а оттенки в расчет не принимаются. Это же относится к лазури, черни или зелени, а также к золоту и
серебру, которые изображаются как чаще
всего красками желтой и белой, так и металлами золотом и серебром. На гербе
короля Франции, на котором лазурь
усеяна золотыми лилиями означен
ная лазурь может быть небесно голубой, темно синей или цвета морской волны, а лилии лимонножелтыми, желто оранжевыми
или золотыми. Оттенок не ва
жен и не имеет смыслового
значения. Художник волен
изображать цвет в соответствии со своими возможностями, используя близкие ему
приемы и эстетические представления. В разные времена
один и тот же герб мог изображаться в самых разных оттенках одних и тех же цветов и потому выглядеть очень по разному.
ЗОЛОТО, СЕРЕБРО, ЛАЗ
УРЬ, ЧЕРНЬ, ЧЕРВЛЕНЬ, ЗЕЛЕНЬ 47
Правила сочетан
ия
геральдических цветов
Наука составления герба
делит шесть цветов 1а две
группы в первой серебро и золото, а червлень, чернь, лазурь
и зелень во второй категории.
Самое главное
правило запрещает соседство
или взаимоналожение
не рапространяясь, правда,
на мелкие подробности к
примеру, языю 1или когти
геральдических зверей
двух цветов, относящихся
к одной категории. Полоо.
Т ербы без фигур, l. тем более одноцветные большая
редкость. ербовая
наука
называет такие гербы простыми Кодекс Манесо
из Цюриха знаменитый манускрипт
нач. XIV в., содержащий стихи 130 немецких труверов, сообщает среди прочего о безымян 110 1I
поэте рыцзре der
Dtirner с 11ростым
червленым гербом. 1концу л V в. paсl uространение
черно белых гравюр
и оттисков пр
ивело
к устранению изображения весьма
важного для геральдики начала цвета.
Поначалу гербы
на
гравюрах раскрашивали вручную
подражая иллЮ, 1И нациям, то есть
иллюстрациям в ма
нускриптах. Это
продолжалось несколько десятю 1етий. В XVl в. было
предложено несколько систем
шифровки краски
на изображениях заменялись буквами, а
также цифрами и
иными значками. Но
и это решение мало
кого удовлетворило.
Наконец. в начале
XV в аiпверпенские граверы выработали простую и
удобную систему
обоз 11ачения цветов
разнонаправленной
штриховкой, и со
време 11ем эти обозначения принял 11
все типограф 11и.
48 ФИIУ
РЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
ф 11гура на щите, скажем, лев. Пусть поле щита червленое красное Тогда льву дозвоm 1ется быть серебряным белым или золотым желтым но ему нельзя быть ни
лазvрным голубым ни черным, ни зеленым, поскольку
лазурь, чернь и зелень числятся в той же группе, что и
червлень. И наоборот, если поле щита серебряное, то
лев вправе быть червле 11ым, лазурным, черным или зеленым, но только не золотым. Это правило дейсгвует
сголько, сколько сущесгвуют гербы, и соблюдается почти неукоснительно доля нарушений не досгигает и 1
от общего количества всех известньL Х гербов. Полагают,
что возникло оно в подражание к у ке существовавшим
знаменам и штан артам, которые сш 1ьно повлияли на
становление геральдики. Смысл же правила, по крайней
мере, первоначальный, сводится к видимости и узнаваемости. Первые гербы, как правило, двухцветные, служили опознавательными знаками, которые должны были
безошибочно узнаваться в
сумятице сражения. Понятно, что красное куда заметнее на белом или желтом
фоне, чем на синем, черном
либо зеленом. Но одной заметносгью все сложносги
разрешить нельзя. Ведь и
прежде гербов сущесгвовала
цветовая символика, и очень
богатая, и как раз к появлению
геральдики она менялась. Новое общесгво то, что утверждалось на Западе после 1000 1перекраивало привычный порядок цветов. Если в классической греко римской древности и на заре Средневековья основными цветами считались белый, черный и
красный, то во II тысячелетии в этот ранг были возведены синий, зеленый и желтый, и это сказалось на общественной жизни и отобразилось во всех появившихся кодексах. Геральдика тоже из этого ряда новаций.
правило, запрещавшее определенные сочетания
цветов, ограничивало
свободу не только составителей гербов, но
распросгранялось на
другие символы. Ему
подчинялись знамена, вымпелы, флотские флажю 1и иные
военные и морские
знаки во всяком
случае, уклонения от
геральдического правила всгречаются
редко. Вот почему
современные госvдарственные флаги
зачас 1ую прямые
наследнию 1средневековых знамен и
штандартов также
сгроятся на основе
семи цветов правда,
вмесго фиолетового
И И J И BOГO Пурпура теперь в ходу
оранжевый и с соблюдением, в общем,
правил традиционной геральдики. Сегодня в ходу около
200 национальных
флагов, и более 80
их верны старинному правилу сочетания цветов. Стоит
взглянуть на флаги
Греции 1Франции 2 Польши 3 Исландии 4 Швеции 5 Финляндии 6 и
Венгрии 7
Т олесо 1геральдике мотив в
сравнителы ю редкий.
Наиболее известно
колесо на гербе архиепископа Майнца слева
ОТ ГЕРБОВ К ЗНАМЕНАМ 49
Но каково бы 11и было происхождение правила о сочетаниях цветов, оно веками определяло построеltие
гербов. Правда, порой его обходили если, например,
на одном щите помещали два разных герба, то цвета,
которым не полагалось соседствовать, поневоле соприкасались друг с другом. Когда в 1337 г. король Англии Эдуард III объявил себя королем Франции, ему
пришлось объединить гербы обоих королевств. На новом, четвертованном щите лазурное поле французского герба по необходимости оказалось смежным
с червленым полем герба английского.
Фигуры репертуар не ограничен
Цвет для герба конечно, самое главное. Бывают гербы без фигур, но не может быть бесцветного герба пусть даже некоторые гербы задокументированы только монохроматическими изображениями, например на монетах или печатях.
Зато фигуры на гербах очень разнообразны.
Это разнообразие необозримо нет зверя, дерева, цветка, которые не могли бы появиться
на щите герба, а с особой легкостью становятся геральдическими фигурами фигуры геометрические. Репертуар фигур
непрестанно обогащался, пополняясь
все новыми и все более изобретательными элементами. В наше время, к примеру,
города, обзаводясь аэропортами, украшают свои эмблемы стилизованными самолетиками, а зимние курорты горными
лыжами, чаще всего скрещенными.
для кине 1атографистов И Ю 1НОЗрителей гербы
это веста и 11режде
нсе 10. па нпь о
Средневековье. Поэтому гербы на ры 1арских щитах деталь, обыгрынаемая
едва ли не в любом
фильме на средневеконvю тем ВНИЗ 1
кадр из ф iльма Эрика Ромера Лерсеuаль Галльсю 1й
50 ФИГУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
А в бывшем СССР, а также в Румынии, когда там
правили коммунисты, многим колхозам были пожалованы гербы, орнаментированные силуэтами жнеек молотилок и прочих сельскохозяйственных машин. В этом есть отход от духа геральдики.
Если любая фигура может попасть на щит герба,
то из этого вовсе не следует, что она обязана туда
попасть. Расхожий репертуар фигур, включающий
самые распространенные из них, оставался сравнительно небогатым и практически не менялся по
крайней мере, до XVII в. В десятилетия, которые непосредственно последовали за изобретением гербов, то есть в XII в., набор доступных для использования фигур ограничивался двумя десятками графических единиц. Это число росло, но к концу
Средневековья количество распространенных фигур не превышало сорока. Заметным расширением
репертуара мы обязаны прежде всего XVII и XVIII вв.,
когда умножилась пестрота в гербах сначала в германских землях и Центральной Европе, а потом и за
пределами Европы, на других континентах именно
тогда появились щиты с изображениями экзотических животных и растений. Очень долго растительность не считая геральдической лилии и обыденные вещи на щиты гербов почти не наносили.
Треть фигур приходилась на животный мир, треть
на геометрические фигуры, получавшиеся делением
щита на клинья, полосы и укосы.
Это безанты, кольца, ромбы, звезды, гонт и т. д.
К концу Средневековья и на заре Нового време еометрические 1фигуры, украсиишие гербы, появились в подражание
элементам крепежной арматуры настоящих щитов того времени они представляли собой доски, скрепленные металлическим набором а также как
имитация знамен
феодальной
э
п
о
хи их делали, сшивая
воедино кvски ткани разного цвета
Поначалу гербовые
фигуры строили из
прямых отрезков,
но вскоре ломаная
линия стала включать в себя дуги, сегменты овалов, изломы, извивы. Затем
добавились зубцы,
наподобие крепостных, цветки, языки
пламени и т.д. Существовало бесконечное количество вариантов. Гербов у
физических и юридических лиц становилось все больше,
и, чтобы они не
слишком походили
друг на друга, приходилось придавать
линиям и бордюрам
все более замысловатые очертания.
ИГРА ЛИНИЙ И ЦВЕТОВ 5 1ВКодексе Манесс
многих рыцарейпоэтов изображали с гербами. Часто вид ны г
ербы и
со
срав
нительно редкими
или трудно идентифицируемыми фигурами. Некоторые фиtуры вообще не поддаются опознанию, и
потому в XVll в. роскошный манускрипт
Манесс многие считали набором измышлений и называли его фантастиче ским гербовником В середине с двумя
топорами Вольфрам
фон Эшенбах, который написал вдохно вившую Вагнера поэму Парцифаль плуг как геральдическая фигура это большая
редкость, и изображается он очень
схематично. Герб
коллективного хозяйства Вноровы в
бывшей Чехословакии украшен вполне
реалистичным изображением плуга. А
в Средние века плуг
если и изображали,
то ограничивались
лемехом или силь 110 стилизовали.
52
ни, когда используемый набор символов диверсифицировался, на щитах стали изображать растения деревья, цветы, плоды, листья и предметы
повседневного обихода оружие, утварь, одежды
силуэты которых соединялись с более простыми
традиционными фигурами. Затем на щитах появились части зданий и целые здания, органы человеческого тела, а потом и самые настоящие художественные композиции, так что герб подчас
некоторые геральдические
фиrуры предстамяются громоздю 1ми
и не очень уместными. На швейцарском
витраже XVl в. изображены Дева Мария с Христом и Св.
апостолом Петром.
Однако владелец
этого герба не смущался, заказывая
художникам этот
образ, и требовал
лишь точной передачи герба, аследованного от
предков. Его
должны бытому как по КЛJОЧЗJ IJ
опознают апостола
Петра.
что противоречиьдики. Века сменяи друг друга, гербовых фигур
становилось все
больше, и не только
в репертуаре, но и
на гербовых щитах.
Если в XII XIII вв. на
гербе обычно изображали 12 фигуры, то в XVII в. нередки были гербы с
четырьмя, пятью, шестью, а то и большим числом
стить их, щит делили на части
или позднее к первоначальной
крупной фигуре присоединяли
новые. Родовой герб редко
оставался неизменным время
приносило новые родственные связи и изменения в статусе, и эти перемены, как
правило, отображались на
щите герба, особенно герба
семьи из высших слоев аристократии.
53
звезда из всех фигур, изображавших
небесные светила,
встречалась на гербах
чаще всего. К XVII в.
звезда стала второй
по распространенности геральдической
фигурой, занимая
второе место после
льва. Солнце и Луна
изображались много
реже, но зато порой с
человеческими лицами, как на воспроизводимых здесь гербах
с Небесным сводом.
Они заимствованы из
трактата XVI в., а разработал их принадлежавший к братству св.
Христофора Арльбергского художник
Якоб Грюн и его жена.
грудь, из которой
брызжет молоко,
фиrура не просто
редкая, а из ряда вон.
Однако она украшает
английский родовой
герб Питера Доджа
из Стопфорда внизу Судя по всему,
юмор и геральдика
вполне могут ладить
друг с др ом.
58 ФИГУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
Именно фигуры зверей поначалу придавали гербам
смысл и неповторимость. У трети известных гербов
главный элемент фигура какого нибудь животного.
Из зверей больше всего любили льва он встречается
чаще всех прочих гербовых фигур, и это верно для
всех регионов, всех эпох и всех общественных классов
и социальных слоев. Среди европейских гербов львиных почти 15 в Средние века львов было чуть
больше, поближе к нашему времени их стало немного
меньше. Следующие по популярности элементы пояс
и перевязь простейшие геометрические фигуры
не занимают совместно и 5 Лев настоящий король
гербовника. Стоит заметить, что как раз с XII в. в совокупности западных традиций совершались и иные перемены, вследствие которых царем зверей стал считаться лев. Значительную часть Европы земли германских, кельтских и скандинавских народов эти
перемены не затронули, и там царем зверей оставался
медведь. Геральдический лев всегда изображается в
профиль, стоящим на задних лапах. Стоящий на трех
лапах лев, голова которого обращена на зрителя например, на гербе английских королей называется не
львом, а леопардом хотя фигура не имеет ни малейорел единсrвенная звериная фигура, которую
позволительно изображать двуглавой.
Однако двуглавые
орлы в Средневековье были сравнительно редки, а объяснения наличия
двух голов невразумительны. Наиболее извесrен двуглавый орел в гербе
Священной Римской империи германской нации,
окончательно утвердившемся в начале
XIV в., в царсrвованис им 11ератора
Сигизмунда.
ЛЬВЫ, ОРЛЫ, ЛЕОПАРДЫ 59
шего отношения к настоящему леопарду. Англичане,
кстати, никогда не называют львов королевского герба
Англии леопардами предпочитая говорить о шествующих львах, головы коих обращены анфас так как н
старинных бестиариях у леопарда дурная репутация
он будто бы родился как плод соития львицы и пардуса, то есть самца пантеры. Ублюдок вырос жестоким и
бессердечным, да и природа у него сатанинская. Во
время Столетней войны герольды короля Франции не кали ни малейшего случая напомнить про английских леопардов и посмеяться над вражеским гербом,
а заодно и над самим неприятелем. Вообще, если голова леопарда повернуга в профиль это леопардовый
лев Если лев стоит на задних лапах, а голова обращена анфас, он называется львиным леопардом
За львом следует орел, царь пространстн воздушных,
подчас соперничающий со львом в борьбе за престол
царя зверей н самом деле, в Новое время нее империи
f Рб Англии на
развороте представлены гербы короля и его семьи из
английского гербовника начала XV 1в.
возник в правление
Ричарда Львиное
Сердце 1189 1199
Вернувшись в 1195 г.
из плена, король Ричард заменил щит с
двумя ползущими вертикальными и
изображенными в
профиль львами
такой герб носил король до тех пор и,
быть может, унаследовал от отца Генриха П Плантагенета щитом с тремя шествующими, горизонтальными
перный поперечный
ряд на иллюсrрации изображенными анфас леопардами Зачем Ричарду
понадобилась эта
перемена толком
неизвестно. На самом деле геральдический леопард
всего лишь разновидность льва вверху четыре щита со
львами из упорядоченного то есть
распределяющего
гербы по фигурам, а
не по владельцам
английского гербовника начала XV в
Не будь морда леопарда повернута анфас, он остался бы
просrо львом, разве
что шествующим
60 ФИГУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ ОТ ДИЧИ К КУРЯТНИКУ 6 1
выб
ирали для сво
их эмблем орлов, а не львов. В геральдике оба
эти зверя выступают в некоторой степени противниками заметно, что страны, весьма богатые львами Бельгия, Люксембург, Дания, например бедны
орлам
и, и наоборот Австр
ия,
Северная Итал
ия Геральдический орел далек от своего природного прообраза. Фигура
плоская, даже
сплющенная, корпус показывается анфас, а голова в профиль впечатляют выдающиеся когти и крупный
клюв. Орел украшает около 2
европей
с
к
их гербов, причем
гербы с орлами пре
имущественно принадлежат знати.
От реальности к фантастике
геральдический бестиарий
Прочее зверье
изображало
с
ь
много реже, и в течен
ие
сравнительно долгого времени геральд
ических животных было очень мало, так что гербовый бестиарий оставался малонаселенным. Аристократия предпочитала зверей, и
на гербах знати с самого начала бытовали олени и вепри, а также медведи с волками. Особенно изобилует
волками испанская геральд
ика. Домашн
ие ж
ивотные
пришли в геральд
ику позже, и знать, можно
сказать,
брезговала
скотиной, так что последняя украсила гербы
публ
ики попроще. Псы, опознаваемые по ошейникам, и
быки
в
стречаются в основном на гербах простолюд
и
НОВj Отюрье, бараны на гербах городов и пр
иходских общин. Что касается коня, то его вопиющее отсуr е с и и т с
vепень простого оруд
ия
или же восприн
имаемая как уще
ство, едва
ли не равное человеку, в обществах пpo iliлoro всегда занимала особое положение. Из птиц наР Д с орлом на щитах можно было увидеть ворона, пеТ Ха, лебедя. Попадались голенастые журавли, цапли,
в
тради
ции Северной Европы царем зверей долгое
время оставался медведь. Единоборство с
медведем
r
ю прежнему считалось подвигом, И ТОЛЬКО ТОТ, КТО
с рогатиной ходил
на медведя, был вправе помещать 11а свой
герб медвежью голову. Надо думать, что
поэт Хаварт фон
Хольцванr унаследовал свой 1ерб с медведем слева от одного из предков, совершивших такой
подвиг, а вот Ваксм т
фон Кюнцинrен справа ввер
ху 110
вольствовался скром ными рыбами.
62 ФИГУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
аисты, реже встречались угки с селезнями, павлины,
страусы, попугаи. Голубь и пеликан это, по преимуществу, украшение гербов духовенства. А сокол так же редок, как и конь, хотя у средневековой аристократии соколиная охота была в большой чести. В целом птица,
чаще всего встречающаяся на европейских гербах, не
настоящая, а архетипическая, стилизованная, то есть не
живое существо, а идея птицы. Условная птица, которую
рисовали на французских гербах, именовалась дроздицей merlette хотя сходства с самкой дрозда она не
имела. Дроздице полагалось быть маленького роста.
Птица всегда изображалась в профиль и, как правило,
не в одиночестве на одном щите рисовали несколько дроздиц С конца ХШ в. она изображалась без лапок, а
с начала Ренессанса и без клюва. По своей геральдической функции дроздица вряд ли сравнима с иными
животными фигурами и, скорее, ближе к геометрическим фигурам звезда, безант, ромб а чаще всего она
встречается на гербах севера Франции, Нидерландов и.
Англии. Геральдические рыбы сходны с птицами стилизованное изображение рыбы называется окунем
ВГермании геральдическая
фауна отличалась
много большим разнообразием, чем в
Англии или Франции. Тем самым
предвещался приход эпохи барокко,
когда не редкостью
стали совершенно
поразительные композиции художник
дерзко соединял
фигуры животных с
деталями, которые
никаким животным
не свойственны. Нарядный волк на
гласном то есть говорящем гербе
баварского рода
Вёльфлинов Wо
нем. волк изображенный на надгробии начала XVI в.
ПТИЦЫ, РЫБЫ, ЧУДОВИЩА 63
Узнать окуня в гербовой рыбе проблематично изображение рыбы с длинным туловищем похоже, скорее, на
щуку. Чаще всего на щите
изображают пару вертикально
стоящих и прислонившихся
друг к другу рыбок Окунь самая распространенная фигура, заимствованная из водной фауны. Еще одна это дельфин
тоже сильно стилизованная,
но бЬлее округлая фигура с
громадной головой и чем то
наподобие воротника. Насекомые на гербах изображались нечасто. Как правило, подобные гербы относятся к категории гласных.
Вверху родовой герб фамилии Вальдбине Вiепе
нем. пчела
из монстров и химерических животных чаще всего
встречаются единорог ноги как у буйвола, большой рог
надо лбом грифон
наполовину орел, наполовину лев дракон, облик которого
не только замысловат, но и крайне зыбок в разное время
на разных гербах
дракона рисовали
по разному. Внизу
анималистические
гербы из гербовника
Конрада Грюненберrа, датируемого концом ХVв.
6 1ФИГУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
Рисунок герба и его построение
Древние 1ербы имели очень 11ростую структуру одноцветная фигура на поле иного цвета. Поскольку требовалось, чтобы герб замечали и узнавали издали, рисунок упрощался и стилизовался, и всем его чертам придавалзсь предет,ная яркость и броскость.
Предпочтение отдавалось простым очертаниям, и потому на гербах чаще рисовали геометрические фигуры,
звериные головы, лапы и хвосты, плоды и листья деревьев. Фигура занимала все поле щита, и герб получался двухцветным краски, яркие и плотные, сочетались
согласно описанному выше главному правилу Принципы, которые родились на полях боев и на турнирах,
легли в оснонание геральдического стиля, и всякий
разработчик нового герба должен был открыть их самостоятельно, так как писаные правила выработались
много позже. Со временем композиция гербов постепенно усложнялась и нагружалась большим количеством смыслов. Процесс этот занял столетия, но начало
ему положили фамильные гербы родственники, сохраняя общий рисунок. присоединяли к одной и той же
основной фигуре разные дополнитет,ные фигуры. Роды и семьи не только умножались и дробились, но и
объединялись, и необходимость объединять разные
гербы заставляла делить поле щита, на котором появлялись все более многочисленные рассечения и четверти а внутри периметра размещалось все больше
разньL i некогда простых и самостоятельных гербов.
Так легко было угодить почтенному родителю, заявить
о своих связях и союзах, а заодно и похвалиться владением фьефами, замками или правами. К нашему времени некоторые гербы чрезвычайно усложнились из за
многократных рассечений и делений на четверти. Так, г,еометрические
l фигуры делятся
на дне категории доли или почетные фигуры фр.
pieсes и доли, или сечения фp.prлtilions Сечения вверху делят щит
на пары полос, сегментон или клеток,
так что поле щита
остается единой
плоскостью. Напротив, доли внизу
дробят щит любая
доля делит поле 11а
два плана, в одной
располагается фигура например,
крест другая считается фоном. Сечения позволяют лслить щит на четверти и подчстверти,
что позволяет соед 11нять в одном
гербе несколько
различных гербов.
Чаще прочнх встречается четверочастный щит. Однако
извесп ю также деление на 16, 32, 64
и даже 256 четвертей. Мировой рекорд принадлежит
большому гербу
валлийского рода
Ллойд оф Сто кто
щит которого разделен на 323 четверти справа
66 ФИГУРЫ И Ц 13ЕТА ГЕРl 50 13
большо 1герб королеuы
Виктории содержит дlJести пятьдесят шесть
ме 11ьш 1гербон и, разумеется, такой 1юдроб 1IЫII 1ерб СТ 11ЮНИТОJ НСчитаемым. Посколы у
гербы превратились в
ю 1ейм 1которыми 11оме чали множество предме 1тоu повседневного обихода, они никак Je мш ли
дост 111ать тех огром 1ых
размеров, как в X I в., когда 1ербы помещали на
знамена и шта 11дарты.
Это нс только нанесло
nn 5
ь i е uи Е Е Е ческое впеч тление. Пе ремены в геральдическом стиле, пережившем
наиболее высокий юлет в XV в. при дворе Бургундии,
лишали е 10 изобретательности геральдик превращалась во что то механическое и uместе с тем жеманное,
Т Србош 111клюбов 111огодвор 1шшзv
гербы 1чщо 11Бур 1а v 1
шого 11ерцо, а Б 16она был сKOПII Uall 1111арисова 11в Пар 1оке до 1420 111можст сч 11
т тьо 1образ, 1овым дня
эпохи 11ачала Л V в., ко 111111скусс 1во юс,рос шя гtрбов 11аходилос 1
в с 1111те. Такой с 1рот 11
И l ЗЯЩIIЫЙ сI IUIЬ llЫ l UTсЯ ш ювь об респ 11екоторые л УДОЖJ 111ю 1
ХХ в., хотя порой в по 1оне з 1выраз 11тслы 10
сrыо их шорсния прнобрет
а 1аг слншком уж гербJ 1а 1rски 1характер.
как это бывает с rерб 1
ми uелико 10 НСi 1ецкого
гербальд 1кта Отю Х, п 10 1с 1а ввtрл у
СИНТАКСИС ГЕРАЛЬДИКИ 67
не оставляю 111ее места изобретательности и изяществу.
В ХХ в., однако, мно 1ие немецкие художники в част 1юсти, О по Хупп а также некоторые ска 1щинавские
и швейцарские мастера попыталис 1обновить искусст и вернут ему ту просто 1V и экспрессию, которые
были в Средние века.
Различные планы и прочитываемый смысл Наряду с делением юля щита и часто СЛ Чаншимся объединением
дв тх или нескол ких гербов uоедино, есть еще один uажный 11рием
построения ноuых 1ербон так называемое наложение. Планы наю 1адываются друг на друга, так что герб
мыслится своего рода сто 1шой плоскостей, а чтение герба всегда начинается с фонового плана. Это правило должно неукоснительно соблюдаться при чтении средневековых изображений,
особенно созданных в эпол у господства романского стиля, когда,
собстненно, и родилась геральдика.
Сначала читается фоновая плоскость, затем проме угочные планы,
а последним читают самый близкий
к глазу зрителя план порядок, обратный нашему обыкнове 11ию. Для построения герба прежде всего выбирается фон, а
н 1нем размещается фигура. Если хотелось
присоединить к гербу новые детали, их
размещали или на той же плоскости, на которой размещалась первая фигура, или и
так случалось чаще создаuали для них новую плоскость. Возвращаться к 11ерuоначалъному 11остроеllию после дополнения
его ноными элементами нельзя. В резулнтате получается столбик плоскостей фоноuый
план представляет собой отправную точку и,
вместе с тем, совокупность самых существенных сjлементов герба. Средние планы позвшшю 1
проследить историю не только герба, но и его обладателей на сред 11их плоскостях обоз 11аче 11ы побочные ветви рода.
nрб сrронтся как 1стопка 11ла 11оu плоскост 11как бы 11аю 1а ъшаются др,т, а друг а. Всяю 1й элемент.
которыl 1со нре 111ене 1
пр, 1соед 111шлся 1гер
б, должен был помещаться на саыо 1последней 1UlOсKOс Tt 1
то 11которая бт,же
всего к глаз, зр 11теля.
Ест I она бьша кс занята како 1то ф 11гурой. то д.rш нова 111111
создавался 11оны 1
план. Вот пиктоrраф 11ческая 11lторня
герба норма 1щского
сеньора 110 1111е 1111
Гн юм де ЖёК Р 1ю
диаrо 11ш 111снерхУ
вниз Первы 1план
золотое поле. Зате 11а 11ero лег чернле 11ы 11креlт второ, 1
ПJ 1а 11после чего
кресr окр,жили чер 11еные львы тоже uторой план Потш 1111
кресrе ПОЯRI IЛСЯ серебряный безант треп 1й план Наконе 11
бсзант был нагр,жсн
чсрнленЫ. 1i lOЛOTO I четвертый 11лан
68 ФИГУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
Гребень шлема
маска или тотем
Щит основополагающий элемент геральдической
композиции. Именно на щите размещается ггерб в узком смысле этого слова. Со временем вокруг щита поя 1Jились дополнительные элементы, часто чисто декоративные шлемы, венцы, короны, ламбрекены и прочие
резные украшения нередко помогающие точнее опознать личность, ранг, занятие или достоинство владельца герба. Эти окаймляющие щит элементы 11е подчинялись каю 1м то строгим правилам, и даже зако 11сочетания цветов ВН Гри щита на в 11ешние детали не
распространялся. Наиболее старой внешней
фигурой, обогатившей общий рисунок
герба, бьи 1гребе 11ь
или иные украшенш 1
которые прикрепляли к шлему сверху. Гребень появился
чрезвычайно давно перьями vкрашали
свои шлемы еще античные ноины, и у него бы 1ю военное назначение
устрашить врага, увеличить видимый рост воина, привлечь ему на помощь сверхъестественные силы. К концу
Ср
едневеков
ь
я, однако, гребень
превратился в непременную принадлежность парада в шлеме с гребнем рыцарь отправлялся на турнир. но не на войну,для которой сооружение из
перьев, рогон и тканей было слишком хрупким.
Подчас гребень разрастался непомерно, а порой
шлем украшали не одним, а многими гребнями. Когда господствовал стиль барокко, случалось, что на
четверочастный щит смело
в
одружали четыре разных гребня. Однако с течением времени гребень из
украшения шлема, менявшегося сообразно обстоякогда гербы бы
т
совсем внове.
рыцари 11е только
раскрашивали шлемы своих гербов
иными
цветами, чем
краски 11а са 1чом ербе, но и присоединяли к шлему украшения ро, а, крылья которые стали
первыми гребнями фр. сimieг Но потребовалось 11е од 1ю
десятилетие, 11режде
чем он 11обрели определенную устойчивость определе 111юrо лица или в
рамках од 11оrо рода.
Еще н л V в. никого
не удивляло. если
рыцарь а каждом
нонам тур 11ире появлялся с одним и тем
же гербом. но с новым rреб 11ем. Справа
внизу воспроизведен rлас 11ы 11гребень
сеньора фо 11Баден Bade 11НС, 1кvпание
тельсrвам и по вкусу более или менее изобретательноl О 11ользователя, все более коснел и, обретя постоянство формы, превратился в
собсгвенность, которую передавали по наследству внугри одного и
того же рода. Такой 1ребень или
воспроизводил какую то из фигур
щита или, чаще, предсганлял собой
какую то иную, но обычно тоже геральдическую, фи 1уру. В
германсю
Lх землях родовой характер гребня угвердился очень рано, и
зачасгую 1ребень
германского герба
выглядит очень значимым дополнением
к щи 1у.
В Польше и Венгрии гребень зачастую воспринимался тотемически лица,
принащ ежавшие к одномуроду, носили одинаковые гребни, причем
название гребня впоследствии нередко превращалось в фамильное имя, обозначавшее весь многолюдный клан.
И все же пользонание гребнями останалось очен 1свободным
и после того, как большая их
часть стала переданат 1ся по
наследству.
В Англии, например, где
щиты часто бывали слишком сложными и чрезмерно
нагруженными, особенно в
XVШ XIX вв., нередко геральдическим фамильным знаком
служил не собственно герб, а нашлемный гребень англ. aest
ГРЕБЕНЬ 69
д
ошедшн до на ших д, 1е 1111лемов с 1реб 11ям 11
оче, ь мало. Подобные хрупю 1е рога
в бою наверня 1а
очень быс
т
ро о
тuа
линал 11сь 1u 11111х
сбивали вражесю 1е
меч 11и 1рслы справа 1ш 1см 1ачала У в.
с гребне
70 ФИIУРЫ И ЦВЕТА ГЕРБОВ
Ожерелья, инсигнии, девизы
Из других внешних элементов декоративного характера
стоит упомянvгь о так называемых опорах или щитодержателях Они появились в XIV в. на печатях и представляли собой фиrуры людей или зверей, поддерживающих щит с боков. Особенно популярными щитодержатели стали в Новое время, но, так как они оставались
украшениями, даже те фамилии, которые старались
поддерживать очертания щитодержателей неизменными, яыну к,цены были пот,зояаться для обозначения
своего статуса иными элементами. В числе таковьL, хождение имели ожерелья рыцарских орденов, инсигнии
сана и достоинства например, епископсю 1й крест, посох аббата, меч коннетабля и тд Они помогали обозначить личность и ее значимость, так как щит герба самое большее оповещал о принадлежности к тому или
иному роду Случалось, что к гербу присоединяли нечто
вроде яилки табличку с указанием дат и кратких сведений о владельце герба и его жизненном пуги.
свяще 11110служитсл 11редко помещали греб 111111щ щ 11
тами своих гербов.
Зато посохи, кресты.
i IИТры и ШЛЯIIЫ noзHO Я H клирикам отлIIча 1ъся от мирян.
Слева воспроизведе 11ы гербы благотворителей из церконной 11ерзрхии. помогавших аббатств,
Мо 11те Кассино.
Bl lEШ IИE УКРАШЕНИЯ 7 1
Что до корон, особен 110 умножившихся с
XVlI в., то они, венчая щиты 11одобно шлемам
и гребням надшлемникам, служили по
преимуществу украшениями и
вопреки расхожему убеждению
нимало не помогали идентификации мадельца герба, ничего не сообщая ни о его занятиях и сопряженных с таковыми сане или чине,
ни о положении его на общественной лест 11ице, ни об иных 110
добных подробносгях. Хотя современная жесткая типология различает кор
герцога, графа и маркиза, но пользование коронам j а исходе Средбыло относительно свободным. Графская корона евеконья
ш 1андзр 1ы ноенаимела куда большие ша 11сы украсить герб простолю чальн 11конА 11гли 11
ина ротюрье, чем герб IIастоящего графа. украшал 11сьс 1мым 11
ако 11ец, к ко 11цу Средневековья гербы все чаще разнообраз 11ьLчи эмбстали сопровождаться девизами в современном смысле этого слова, впрочем, и появившегося благодаря геральдике.
Девизом
фраза. Помещался девиз на выступе или
зы бывали личными, семейными или кол 1ми. Некоторое лицо или род могли пользов пься нескот,кими девизами, и, в то же
время, один и тот же девиз встречался у разIIых людей, у нескольких семейств, общин
ле нами фамилы 1ые
цвета, IIHсI IГНИИ рыцарских орденон, дснизы 1знач кн. блаrочестиnые слова 11изречения. Слева два
штандар 1а 11ачала
л Vl в. 13ладельцеы
верхнего бьи 1Брайан Стэплтон.
нижнего Генри Стаффорп
На первом изображен истекающий кроныо пес и загадочные слона liel lY
isseni на втором лебедь в ошейнике ворст 1икс 11а цепи 11с
IЮДКОВОЙ на груди, а
дениз глас 1т J 111111Ые et
loyal то епь С 111ре 11ие 11нернопь 13 XVIJ
в. подо6 11ыс форм,лы
исче ти. Отныне ИТЫ
гербов ве. 1111ю 1х щ 1ра
сего сгали окайJ лят 1г
ся орденскнм 11леН а IИ 11ИHсIIП I с HI с l
IIЛII OГOДOсГOIIHсTН J внерл, герб Р 11
ше., 1ьё