p Таково название круглого стола который прошёл 27 ноября 2014 г. в Институте всеобщей истории РАН ИВИ РАН его организатором выступил Центр гербоведческих и генеалогических исследований ИВИ. На открытии круглого стола руководитель Центра А.П. Черных отметил, что самые известные европейские гербы государственные гербы, как правило, обладают и самым высоким уровнем мифологизированности в объяснении их происхождения. Это и привлекло внимание историков к проблеме, которые при этом не ставили перед собой цели выяснить истинное происхождение этих гербов, каждому из которых в национальных историографиях посвящено бесчисленное множество книг и статей, а сосредоточились именно на интерпретациях, которые в рамках представлений своего времени пытались объяснить рождение и значение гербов.
p На конференции прозвучали доклады историков из Института всеобщей истории РАН и Историко-архивного института РГГУ.
p Е.В. Пчелов Историко-архивный институт РГГУ в своём докладе Имперский орёл реальность и мифология вечного возвращения отметил, что из книги в книгу кочует набор одних и тех же сведений, в большинстве своём более скудный, чем в известной статье А.В. Соловьёва a href https library.geraldika.ru t 593 Геральдические эмблемы Византии и славяне a ныне, вероятно, лучшей из написанного на эту тему В связи с этим он обратил внимание на проблему репрезентативности источниковой базы в изучении такого рода тем и подчеркнул, что необходимо отчётливо представлять изобразительный цикл жизни эмблемы. Он напомнил о проблеме сквозных символов, наличие которых требует учитывать то, что в разных культурных традициях сходные эмблемы могут иметь разные значения. Е.В. Пчелов подробно осветил историю реального бытования эмблемы двуглавого орла с перечислением точно датируемых памятников, осветил римскую, византийскую и европейскую традиции. Важнейшее с его точки зрения значение в распространении двуглавого орла в качестве герба имели генеалогические, в первую очередь брачные связи. Он обозначил возможные перспективы исследования этого геральдического образа.
p В.А. Антонов ИВИ РАН своё выступление под названием Мифология репрезентаций королевской власти в Дании начал с освещения комплекса западноевропейских эмблем, которые появлялись в разных частях континента, таких, как геральдические орёл, лев и лилия, крест, три короны. Одновременно он затронул проблему типичных эмблем с точки зрения их регионального бытования. Особое внимание он уделил образу льва-леопарда, содержательной основы герба Дании, сопоставив его с гербами конца XII в. в Англии и Германии. Попытки истолкования трёх геральдических львов Дании начались с XVI в. Фантастическое их толкование, утверждавшее, что они обозначают три пролива, разделявших земли Датского королевства того времени Готию, Фюн, Зеландию и Сконе принадлежит учёному пастору Й. Коллингу ок. 1540 1609 В XVIII в. попытки объяснения гербов Дании продолжил Л. Хольберг 1684 1754 В историографии XIX в. появление датских трёх львов связывалось с появлением имперского орла Священной Римской империи. При этом начиная с XIV в. существовала общеевропейская тенденция в формировании геральдической мифологии воображаемая геральдика, геральдика Девяти Совершенных. В.А. Антонов подчеркнул, что при отсутствии родственных связей не прослеживается близких гербов. Он отметил наличие у одного обладателя разных гербов, что особенно заметно на многопольных гербах. Разница в содержательном наполнении гербов и эмблем стала нарастать в результате обмирщения сознания и в XVII в. содержание составного герба стало наполняться новым смыслом, при этом каждый из гербов сохранял своё значение. Анализ мифологической составляющей герба может помочь получить ответ на вопрос о соотношении гербов и эмблем, но решать эту проблему надо с учётом понятий той эпохи.
p А.А. Майзлиш ИВИ РАН в докладе Реальность бургундского герба и идеология Ордена Золотого Руна осветила историю бургундского герба как отражения истории Бургундского герцогского дома, отмечая его матримониальные связи и комплекс составляющих их домен земель и владений. Отдельное внимание она уделила изобразительным девизам герцогов рубанку, уровню, и с сожалением подчеркнула, что интерпретация их смысла и значений ещё далека от завершения. Однако уже ясно, что существуют два уровня изобразительных девизов личный и общебургундский, равный династическому. В визуализации Ордена Золотого Руна превалирует визуализация Бургундии при этом, по мнению автора, идея собирания знати как истинная причина создания Ордена Золотого Руна подтверждается геральдически. В ряде изобразительных источников присутствуют визуальные интерпретации социального состава бургундского двора.
p Г.А. Попова ИВИ РАН в докладе Мистическая геральдика испанской монархии в трактате Х. Карамуэля Лобковица обратилась к анализу такого факта культурной истории Испании, как труд этого автора Мистическое истолкование гербов Испании 1636 г. Х. Карамуэль Лобковиц неординарная личность, более известный как математик около 70 трудов его издано, многое доныне в архиве. Трактат представляет собой его размышления с целью раскрытия подлинного смысла одного герба. Это, безусловно, не геральдический текст, но будучи посвящён устойчивому и широко известному геральдическому образу гербам Испанского королевства он представляет собой пример формирования новой интерпретации гербов. Монархия и страна у него нераздельны. Герб Испании больше связан с идеей страны-монархии, чем с личностью монарха. Х. Карамуэль Лобковиц представляет Испанию в целом ряде символических рядов, предваряя изложение рассказом о символах вообще в истории народов. Смысл испанского герба раскрывается на основе пророчества Иезекииля и с использованием там же упомянутой номенклатуры знаков. Далее, по его логике следует, что Бог это Испания, видение Иезекииля равно видению Бога и отсюда проистекает и герб. Как отметила Г.А. Попова, геральдическая логика к построению его рассуждений никакого отношения не имеет. Для неё характерны рассуждения, подобные, например, его мыслям в отношении герба Арагона красные столбы Арагона это параллельные потоки испанской и африканской маврской крови, которые, как параллельные прямые, никогда не могут пересечься. Накосо рассечённый герб Сицилии может быть увиден как две пирамиды, а пирамида, согласно Х. Карамуэлю Лобковицу символ мира. Гранат Гранада является от природы коронованным плодом и символом единения подданных-зёрен. Г.А. Попова пришла к выводам, что в данном случае очевидно сильное влияние барочных эмблем применительно к интерпретации герба.
p Доклад Ю.Э. Шустовой Историко-архивный институт РГГУ Интерпретации русской государственной символики в украинской печатной книге второй половины XVII первой четверти XVIII вв. был посвящён анализу конкретных истолкований российской государственной символики через призму христианского мировоззрения с соответствующими краткими текстами. Присутствие двуглавого орла в ряде гравюр связано с интерпретацией Москвы как нового Иерусалима. Многие листы книг из собрания Российской государственной библиотеки представляют собой сочетание визуального и вербального текста. Таковы, например, гравюры к произведению Лазаря Барановича Меч духовный три короны над орлом как символ Троицы, причём третья глава, над которой третья корона невидима, поскольку подразумевается голова Спасителя в иных вариантах Богородицы Повторяемость образов раскрывает разные стороны интерпретации государственного символа. Топография расположения эмблем и элементов гравюр не случайна, а иерархична. Ю.Э. Шустова пришла к выводу, что эти произведения представляют собой идеологические вербально-визуальные комплексы, требующие детального изучения.
p Герб Португалии незначительно изменявшийся с середины XIII в. стал предметом рассмотрения в докладе А.П. Черных ИВИ РАН Легенда королевского герба Португалии Он показал, что легенда о чудесном обретении герба Португалии в Орике возникла в середине XIV в. и связана с идеологическим обоснованием существования королевства. Легенда формировала образ короля Афонсу I Энрикеша как Божьего избранника, призванного стать основателем португальской монархии и объясняет герб Португалии как визуализацию 30 серебряников Иуды, и как сами Раны Христовы. Прообразом видения-сна короля Афонсу Энрикеша послужило Видение Константину Причём связь с видением Константину была не скрываемой, а подчёркиваемой она не умаляла значения события с португальским королём, а добавляла ему общехристианского величия. Легенда оказалась многокомпонентной и обладающей собственной историей развития. В окончательной форме легенда о Чуде в Орике Milagre de Ourique сложилась на рубеже XVI XVII вв. Гербовая составляющая была только частью большого легендарного комплекса. В её складывании и бытовании в XVII в. были использованы фальшивые Акты кортесов в Ламегу 1143 г. и фальшивая клятва Афонсу Энрикеша в Коимбре в 1152 г. С начала XVI в. Чудо в Орике с коленопреклонённым королём и крестом в небесах нашло отражение в многочисленных произведениях изобразительного и декоративного искусства. О чудесном обретении герба королевства рассказывают и Л. де Камоенш в Лузиадах 1572 и Тирсо де Молина в Португальском гербе 1638 Парадигма гербы Португалии дарованы Богом суть понимания истории интерпретаций португальского герба. Легенда об обретении герба сделала герб символическим смысловым выражением национальной самостоятельности и стала постоянным элементом идеологического противостояния с Кастилией как в XV в. при воцарении Ависской династии, так и в XVII в., когда она была реанимирована. Она оказалось узловым моментом в понимании складывания не столько португальской геральдики, сколько португальской государственности. Из обстоятельств дарования герба вытекала сакрализация исторического пути королевства. Герб служил свидетельством особенных намерений Господа и особого качества португальской государственности, постоянно напоминал всем о богоизбранности Португалии, и легенда о его обретении делала мессианизм не просто инструментом государственной идеологии, но компонентом общественного сознания.
p С.Б. Вольфсон ИВИ РАН в докладе Геральдические эмблемы Американских Штатов история и современность осветил мифы, сопровождающие в обыденном сознании государственный герб США. Он оценил как явный миф рассказ о его критике Б. Франклином, якобы настаивавшем на недопустимости орла в гербе. В этом же ряду он рассмотрел утверждение об индейке, как образе исключительно американской птицы. Бытующее с середины XX в. мнение, что в случае войны орёл на изображениях герба поворачивает голову от оливковой ветви к стрелам, относится к народным интерпретациям, однако в политической практике метафора обращения головы орла в ту или другую сторону встречается по-прежнему. С.Б. Вольфсон настаивал на отсутствии нумерологических коннотаций в американском государственном гербе, а их проявление проявлением высокомифологизированного конспирологического сознания. В этом же контексте он отметил широкое распространение поисков масонских и еврейских следов в концепции толкования элементов герба, соответственно его происхождения и eo ipso происхождения американского государства. В докладе было подвергнуто критике встречающееся утверждение, что американский герб произошёл от личного герба Дж. Вашингтона. В докладе было заявлено, что ни количество стрел, ни оливок, ни листьев на ветви оливы никоим образом не связано с числом первых американских штатов. В гербах американских штатов часты библейские сюжеты, образы американской природы, символика европейских гербов, сюжеты из американской истории. Докладчик подчеркнул, что все американские официальные гербы просты и попытки усложнить их интерпретации приводят к конспирологическим и нумерологическим толкованиям.
p При подведении итогов круглого стола было отмечено, что целью участников было, используя бритву Оккама, не создавать в геральдике новых мифов. Участники встречи при всём региональном и хронологическом различии своего материала говорили на одном языке языке исторического исследования. Доклады отличались новизной видеоряда и источников, подчёркивая региональные и хронологические исследовательские возможности общей темы. Учитывая то, что задача сравнительного освещения мифотворчества, связанного с государственными гербами на материале ряда стран доныне не ставилась, не возникает никаких сомнений в том, что прошедший круглый стол лишь часть направления, перспективы которого могут оказаться весьма многообещающими.
p
p i На заставке к публикации i br фрагмент аверса португальской серебряной монеты в 10 эскудо 1928 года, посвященной Битве при Орике 1139