| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Основы геральдики › : Медведев М.Ю. Несколько негеральдических фигур / 2014 | ||
Медведев М.Ю.
Несколько негеральдических фигурБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: XVII Международный фестиваль Earlymusic. 100-летию начала Великой Войны. СПб, 2014. С.34-40 [Также: электронная публикация на веб-сайте "Геральдика сегодня" (sovet.geraldika.ru) от 04.10.2014 г.] Аннотация: В ежегодном альманахе международного фестиваля старинной музыки Earlymusic за 2014 год опубликована статья нашего постоянного автора Михаила Медведева, вводящая в тему геральдических животных, прежде всего - чудовищ. Об авторе публикации/статьи: Медведев Михаил Юрьевич (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Медведева М.Ю.
в библиотеке найдено еще 33 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 35239 знаков (с пробелами)
i Темнеет день. Слышнее птичий грай. br Со всех сторон шумит дремучий край, br Где залегли зловещие драконы. p Граф Василий Комаровский br 1910 i p I. p Драконы, химеры и тому подобные существа залегают повсеместно в культурном пространстве, и чудовища не они, а мы, люди, по причине нашей замечательной склонности забывать, не присматриваться и игнорировать, в разительном контрасте с присущей нам же способностью познания. p img srс https sovet.geraldika.ru images medv mefran.jpg br Выше Тайны естественной истории миниатюра конца XV века Paris, B otheque Nationale de Franсe, fr. 22971, f. 15v p Суть мщица, глаголемые комары, наставительно сообщает нам Софийский список Физиол га 1 за кожею смоковною живуща во тме, света же не видяще. И глаголюща, яко i в велице земли живем i Во тме же суть живуща. Егда же очещут сукамины и излезут, тогда узьрят свет солнечный и лунный и звездный, и глаголют себе i во тме бехом прежде чесания черьничнаго i 2 font сolor 999999 br br 1 Физиолог анонимный сборник повествований о поучительных свойствах различных живых существ. Его первоначальная версия, созданная в Египте, обычно датируется II веком от Р.Х. притчи Физиолога имели большой успех у самой широкой аудитории, так что на протяжении последующих веков последовали многочисленные переделки текста одна из редакций приписывается свт. Василию Великому а также подражания и попытки развития жанра начиная со свт. Иринея Лионского К Физиологу восходит традиция средневековых бестиариев. На Руси имели хождение переводы, восходящие к наиболее ранней редакции. См. Физиолог. СПб, 2002 приводимые славянские тексты заимствованы из этого издания. br 2 Есть такие мошки, их ещё называют комарами - они живут под кожицей ягод инжира в темноте и не видят света, и говорят Мы живём в обширной стране На самом же деле они живут во тьме. Когда же инжир разрезают для того, чтобы лучше высушить и они вылезают наружу, тогда они видят сияние солнца, луны и звёзд, и говорят себе До того, как стали разрезать плоды, мы были во тьме font p Суть этого повествования очевидна надо переступить через собственную или навязываемую извне ограниченность истина громадна, красота реальна и мы нуждаемся в помощи, наставничестве в тех, кто очещут сукамины Вообще говоря, эта притча выражает суть аутентизма, и очень кстати в ней присутствуют комары. Трогательно воспетый Вергилием и ансамблем Дм. Покровского, то ли воин, то ли певец, комар оказывается для нас вполне достойным проводником в мир одушевлённых знаков разнообразных геральдических и символических тварей. p В отличие от благородных, но банальных львов и орлов, комары геральдическая редкость и тем легче составить с ними знакомство Их появление в гербе всегда объясняется i гласностью i для геральдиста этот термин означает созвучие названия фигуры и имени владельца герба. Даже если напрашивается гласный герб, гнусу может не найтись в нём места например, граф Василий Комаровский из строк которого я заимствовал эпиграф имел в гербе пчелу, хотя мы-то с вами понимаем, кто имелся в виду изначально. p Ниже слева герб дворян Комаровых a href https gerbovnik.ru arms 126.html ОГ I, 126 a жалованный Павлом I в щите несколько рассеянных комаров справа герб графов Комаровских a href https gerbovnik.ru arms 1042.html ОГ VII, 132 a оригинал. br img srс https sovet.geraldika.ru images medv mekomar.jpg p Равно и никаким особенным символическим содержанием комар не наделён случайное появление его имени в переводах Физиолога 3 могло бы сослужить добрую службу комару как персонажу аллегорий но причудливый рассказ, поселяющий кровососов под шкурками смокв, оказался слишком далёк от повседневно наблюдаемой реальности. font сolor 999999 br br 3 В действительности речь идёт о фигитидах-орехотворках, условно отождествлённых с мошк й гнусом. font p Иное дело лев, пантера, дракон или единорог эти существа были наблюдаемы обитателями средневековой Европе куда реже, чем смоквы и тем более комары. Повседневность не заслоняла их, и они могли с полным успехом выступать живыми знаками p II. p В гербоведческих трактатах и справочниках нового времени все фигуры разделены на несколько групп. Есть собственно i геральдические i фигуры разнообразные полосы, углы и тому подобные простейшие формы это абстрактное искусство внутри геральдики. Прочие фигуры именуются i негеральдическими i в смысле не только геральдическими именно этот термин вынесен в заголовок. Такие фигуры обозначают иногда с большой долей графической условности всяческие объекты и явления. В свою очередь негеральдические фигуры подразделены в большинстве справочников на i естественные i солнце, гора, лев, лилия i искусственные i меч, мост и так далее и, наконец, i фантастические i 4 Эта последняя категория служит прибежищем для драконов, морских дев химер и тому подобных созданий. font сolor 999999 br br 4 Иногда эти фигуры оказываются определены как сверхъестественные В эту категорию попадают, например, ангелы. Разумеется, есть и авторы, спокойно относящие ангелов а также Св. Духа i в виде голубине i и т.д. к категории фантастических существ. font p Разумеется, трудно представить себе более явный отход от аутентизма в геральдике, чем выделение фантастических, вымышленных существ в особое гетто. Геральдика сложилась и процвела в те годы, когда, к примеру, волк и дракон считались и равно потусторонними, и равно реальными тварями. Лев или, скажем, грифон был известен как гроза далёких стран и вместе с тем как условность, вместилище смыслов, ходячий а в случае с грифоном ещё и летучий символ. В первом качестве львы и грифоны были доступны путешественникам а путешественники им во втором так и не прирученные, но почти безопасные чудища представали перед читателями книг или оказывались запечатлены художниками. p Ниже слева червлёный грифон, главная фигура герба дома Романовых в отличие от обычных гербовых грифонов, имеющих передние лапы, подобные орлиным, российские грифоны чаще всего бывают подобны льву и в этой своей части в этом они подражают античным изображениям справа в гербе царства Казанского дракон, но необычный с клювом, как у василиска. br img srс https sovet.geraldika.ru images medv meromkaz.jpg p Порой в гербах появляются откровенно вымышленные животные например, размахивающий лапами полуволк-полуорёл, служащий родовым символом старинного датского рода Ульфельдтов, или же полуорёл-полулев с двумя головами и двумя хвостами в гербе Славкова-у-Брна этот город более известен в России под своим немецким именем Аустерлиц Можно ещё гадать, не вырос ли мотив ульфельдтского герба из фольклорных глубин, но не вызывает сомнений, что аустерлицкое чудище вполне сознательно и кабинетно сооружено из двух разных гербовых орлов Священной Римской Империи и княжества Моравии и двухвостого льва Чехии. p Ниже слева герб Ульфельдтов справа герб Славкова-у-Брна на фасаде школьного здания улица Малиновского, 280 br img srс https sovet.geraldika.ru images medv meulfel.jpg p В английских ренессансных гербах встречаются диковинные твари апр, камелопардель, борейн, пантеон и им подобные, явно изобретённые гораздыми на выдумку королевскими герольдами, которым, по-видимому, было скучно довольствоваться уже известными монстрами хотелось завести своих. p Но все эти искусственно выведенные существа слишком подобны по своей предполагаемой биологии другим, в реальности которых не было нужды сомневаться точно так же и русалка тварь, хорошо известная морякам получалась из девы и рыбы, дельфин из рыбы и небольшого хобота или же увесистого рыла грифон из орла и льва 5 Общая типология, не всегда ясная граница нет, никак не получается отделить мнимых геральдических тварей от немнимых. И в самом деле герб с комаром требует б льшего воображения, нежели герб с двуглавым орлом кто же из них фантастический персонаж font сolor 999999 br br 5 Только уши у грифона собственные, остроконечные. font p img srс https sovet.geraldika.ru images medv meborey.jpg br Выше борейн геральдическое животное, известное лишь по одному английскому примеру XV столетия br Ниже слева катовлеф он же катоблеп сatoblepas монстр, давно известный по трактатам, но лишь недавно попавший в геральдику справа катовлеф с ловкими перстами и копытами как нашлемник родового герба Уордов Ward английское пожалование, опубликовано в H. Bedingfeld, P. Gwynn-Jones. Heraldry. Lnd, 1993 br img srс https sovet.geraldika.ru images medv meсatob.jpg p Кроме того, можно ли их считать естественными - всех этих геральдических львов, то и дело потрясающих мечами или иной военной и мирной утварью дельфинов с жабрами такова традиция или, например, зайцев, играющих на волынках Это всего лишь зайцы но и их действия, и всё пространство, в котором они существуют - совершенно условны. p III. p Лев царь зверей, орёл царь птиц, но, как и в артуровском цикле, самым захватывающим героем оказывается не самодержец. Любопытно, что самыми могучими и стойкими существами в геральдическом бестиарии оказались не хищники, а копытные и травоядные животные. p Репутация зверя, совершенно неодолимого в борьбе, принадлежит единорогу. p То ли прототипом единорогов античной и ближневосточной мифологии является носорог, то ли единорог изначально вымышленный зверь так или иначе, ранние предания о нём сообщают об исключительной силе таким его представляют греческий, латинский и славянский переводы Св. Писания в еврейском оригинале значится загадочный зверь i реэм i о ловкости, свободолюбии и неуловимости, а порой о мужской агрессивности на рубеже II и III веков Клавдий Элиан повествовал о патологически ревнивых и драчливых единорогих тварях из Индии. Возможно, единственный рог вызывал фаллические ассоциации. p По свидетельству Плиния, единорог имеет тело, как у коня, оленью голову, ноги, подобные слоновьим, и хвост вепря. p Неизвестный египтянин, автор Физиолога, полностью переосмыслил рассказы о единороге мужественный зверь воплотил идею почтения к девству. Рассказ о свойствах зверя довольно курьёзен Мал живото и есть подобен козляти, кроток же зело. Не может приближитися к нему ловец, зане силен есть То тако убо ловят и. Девицу чисту повергнут пред ним, и приползнет к пазусе девичи к персем и съсет и. И ведет его девица в полату 6 font сolor 999999 br br 6 Небольшое животное, вроде молодого козла, он очень кроток. Охотник не может подступиться к нему из-за его силы Ловят его так перед ним кладут девственницу он припадает к разрезу её одежды, к её груди, и сосёт. И девица отводит его во дворец здесь подразумевается, что единорог слишком хорош для еды или продажи это редкостный дар, достойный царя font p Но, как всегда в Физиологе, сам зверь лишь предлог, и его свойства не требуют правдоподобных очертаний. Далее следует пояснение, придающее смысл всему рассказу единорог прообразует смиренное воплощение всемогущего Бога и рождение Иисуса от Девы. p Отсюда, через учёные труды и нравоучительные писания, ведут свой род средневековые единороги. Они бывают и малы, и велики так, что сражаются со слонами. Они не просто сильны они грозны и свирепы, по крайней мере с охотниками и прочими врагами единорожья кротость касается лишь девы. В неволе единорог нуждается в постоянном попечении девы иначе он хиреет и умирает. Даже после смерти единорог противостоит злу при помощи его рога можно отличить безвредную пищу от отравленной. p Ниже слева i единорог справа герб венецианского семейства Поло самый знаменитый его представитель, Марко, сетовал, что единороги оказались совсем не такими, как о них думают в руки девушкам эти грубые твари не дадутся ни за что. Дело в том, что на Суматре Марко Поло видел носорогов. В фамильном гербе путешественника три кричащие галки pole гласные фигуры ничего фантастического br img srс https sovet.geraldika.ru images medv meuniсorn.jpg p Привозимый издалека бивень нарвала, завитый по спирали, считался рогом единорога, так что люди не понаслышке знали, как выглядит оружие самого непобедимого зверя. Витой рог и подсказанное Плинием конское тело в соединении с козьими чертами космы шерсти, бородка, хвост с кисточкой и парные копыта определили облик типичного средневекового единорога. Впрочем, со временем хвост вытянулся и стал скорее похожим на ту же часть тела геральдического льва. p На востоке Европы в Польше, на Украине, а затем и в России облик единорога чаще всего был более простым он оставался парнокопытным, однако в остальном, кроме рога, был подобен коню это особенно заметно по хвосту. В российских гербах преобладает именно такой тип единорога, но встречается и обычный, с львиным хвостом. p IV. p Самые сильные из геральдических копытных монстров составляют достойную кампанию единорогу. Все они пришли в геральдику из бестиариев. p Ял так свиреп, что его обычно ради визуализации темперамента изображают с клыками, торчащими из пасти. Он замечателен своими огромными подвижными рогами не сходя с места и даже не двигая головой, он может наносить ими сокрушительные удары. p В бестиариях ял, вслед за Плинием, описывается как зверь с чёрной шкурой но уже иллюстрации к тексту нередко придавали ему другую окраску. В геральдике же цвет животного может быть произвольным, не связанным с природой поэтому с лёгкой руки английских герольдов большая часть гербовых ялов имеет пятнистую, иногда многоцветную, шкуру. p img srс https sovet.geraldika.ru images medv meyale.jpg br Выше - голова яла br Ниже слева i голова геральдической антилопы справа силуэт яла. br img srс https sovet.geraldika.ru images medv meantel.jpg p С клыками часто изображают и условную гербовую антилопу. Её зазубренные рога, как пилы, рассекают ветви на её пути точно так же достаётся и охотникам. Из бестиариев мы знаем, что антилопы своего рода единороги наоборот бывают уязвимы, когда пьют из Евфрата, и их рога увязают в тягучих прибрежных кустах мораль этой аллегории служите своему телу с осторожностью, там подстерегают вязкие пороки. Но в гербах антилопы обходятся без воды и предстают в полноте своих сил. p Ещё один могучий зверь встречающийся в геральдике более чем редко, но хорошо известный по бестиариям бонакон см. рис. ниже Подобный могучему быку, бонакон при этом не способен бодаться его закрученные спиралями рога сильнее всего ударяют ему в собственный лоб. Поэтому при нападении охотников зверю, несмотря на всю его силу, приходится спасаться бегством. Впрочем, у бонакона есть особое оружие если охотники настигают его, он обращает к ним зад и испражняется с такой силой, что всё позади него вспыхивает огнём. Это аллегория покаяния. Бонакон являет собой вполне убедительный образ сильной натуры, которая обессилена рефлексией и должна расстаться со своими скорбями и тревогами. p img srс https sovet.geraldika.ru images medv mebonaс.jpg p V. p Пантера возможно, самый удивительный из геральдических зверей. В Физиологе античный рассказ о мускусном запахе барса оказался превращён в феерическую картину шествия лесных зверей к пантере, чьё необоримо сладостное благоухание притягательно для всех, кроме пакостного змея. Сама пантера из хищника обратилась в бескорыстного благодетеля и примирителя всех живых тварей, поведение которого возводит мысль ко Христу. Пятнистая шкура пантеры оказалась понята как великолепно-многоцветная пестр же есть, яко и риза Осифови, и пре красен 7 В самом имени пантеры авторы бестиариев услышали греческое пан как указание на покровительственную связь пантеры со всеми существами. При этом в иллюстрациях к бестиариям пантера обычно сохраняла сходство с кошачьими или по крайней мере выглядела как хищный зверь. font сolor 999999 br br 7 Он зверь-пантера пёстр, подобно одеянию Иосифа Прекрасного и так же прекрасен. font p Геральдическая же пантера, поначалу в гербах нескольких германских аристократических семейств, а затем и более широко в Германии и за её пределами, приобрела совершенно иной вид. p Связь пантеры со всеми животными стала зримой за основу был взят лев как царь зверей и, возможно, как представитель кошачьих но передние лапы оказались позаимствованы у другого царственного животного у орла, тогда как продолговатые шея и голова за исключением хищной пасти напоминали, по всей видимости, о травоядном и тяжко трудящемся коне. Задача изображения запаха была решена с гениальной прямотой его представили в виде языков пламени, выходящих из всех телесных отверстий пантеры часто включая уши, зад и фаллос Впрочем, для христологической полноты, охватывающей всех спасаемых донизу, этого было не вполне достаточно и потому на средневековых изображениях пантера от случая к случаю дополнялась то бычьими рогами бык более рабочий и менее благородный чем конь то длинными заячьими ушами и даже характерным мягким завершением морды. По-видимому, этой чести заяц удостоился как типичный объект травли, кроткий и страдающий. p В итальянской геральдике такая пантера иногда именуется не по имени а по эпитету, заменяющему существительное la dolсe, сладостная. p img srс https sovet.geraldika.ru images medv mepant.jpg br Выше слева коронованная пантера в гербе города Граца на фасаде грацского цейхгауза улица Херренгассе, 16 справа приходской a href https sovet.geraldika.ru artiсle 13110 герб соборного храма Феодоровской иконы Божией Матери a в Санкт-Петербурге главная фигура грифон, львиные головы в кайме именуются леопардовыми p В британской геральдике пантера не утратила кошачьих черт, но приобрела пламя, выходящее из орта и ушей. Пятнистая шкура пантеры была представлена, в согласии с Физиологом, многоцветной пятна получили разную расцветку. p Барс и леопард, биологически отождествляемые с пантерой, в геральдике существуют отдельно от неё. Барсом обычно именуют, для отличия от прекрасно-чудовищной la dolсe, достоверно изображённое животное. Впрочем, и здесь подстерегают разнообразные геральдические хитрости. В гербе Пскова барс, но его хвост кончается кистью, как львиный это - ошибка художника XVIII века, со временем превратившаяся из случайности в бережно сохраняемую особенность. p Что касается леопарда в геральдике это не отдельное животное, а всего лишь специальный термин для обозначения льва с головой, изображенной анфас. Таковы, например, львы в гербах Эстонии и Англии. Но сами англичане в наши дни называют своих львов не леопардами, а львами настороже Дело в том, что в пору Столетней войны французы насмехались над англичанами, придираясь к гербоведческому термину у их короля в гербе не настоящий царь зверей, а совсем другой зверь, нечистый, запятанный, да к тому же и худородный ублюдок леопарда, как и явствует из его имени, считали помесью льва и гепарда Англичане не растерялись и поменяли термин сохранили лицо, что оказалось важней, чем сохранить Францию. p img srс https sovet.geraldika.ru images medv melyas.jpg align right VI. p Лес - пространство непобеждённой природы и место обитания множества чудовищ и это также пространство невинности, безопасное, по крайней мере в сравнении с посюсторонней реальностью. Завершающее рондо из Галантных Индий Рамо доносит до нас именно этот образ br О, мирны чащи, br Сердца не знают в сих обманного огня br К любови вящей br Они готовы, но дары судьбы храня p Таковы же и геральдические чудовища сколько угодно воображаемого, но ничего обманного. p p Слева герб польского барона Стефана Лясовского Лесовского p i Опубликовано на бумаге i br XVII Международный фестиваль Earlymusiс. 100-летию начала Великой Войны. СПб, 2014. С.34-40. br Фестиваль проходил в Санкт-Петербурге 10-19 сентября 2014 года. В центре внимания его организаторов аутентичное исполнение старинной музыки, но традиционно уделяется внимание и другим сферам аутентичного знания включая геральдический традиционализм. Эта статья нашего постоянного автора М. Медведева, написанная специально для ежегодного альмнаха Earlymusiс, публикуется на сайте с любезного разрешения художественного руководителя фестиваля А. Решетина p P i На заставке к публикации i br катовлеф с цветком лилии. p i Все рисунки, источник которых не указан, выполнены автором статьи. i Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Медведев М.Ю. Несколько негеральдических фигур (2014)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |