А. Ю. Чистя ков Санкт Петер рг ИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕРАЛЬ КОМИ И УдмУРТИИ диКЕ
с эдатели современных гербов, как правило ориентированы о на поиск символов
р коТО е
с их точки зрения, не просrо позволяют отличить один ре mон или муници 11а
лJffет от дpyroro, но наилучшим образом отображают исторические и культурные
осо
бе.н.носm территории. В национальных сrа.новятся симв
реmонах республиках источником гербов олы, связанные с культурои титульных этносов, что имеет основание
в у
сrойчИВОМ представлении о неоднородносrи территориального сообщесrва, включающего два компонента Коренной ЭТН о и инонациональное население
Такой подход обусловливает повышенный интерес к мифологии и орнаментальному наследию. В недавнем прошлом мифология была живой часrью многих этнич
еских ку
льтур и непосредсrвенно фиксировалась исследователями. В иных случаях
уче.ные выявляли мифологические основы в народном искуссrве орнаментах рассматривали традиционные верования и обрядовые дейсrвия как пережитки древней традиции. Проблемам мифологии посвящены многочисленные научные и популярные пуактивн
бликации, на которые опираются местные геральдисrы в своем творчестве. Примером
ого использования мифологических персонажей и сюжетов является геральдика
Республики К
оми и Удмуртской Республики, титульным населением которых являются
соответствующие финно угорские народы.
Исrочником для республиканских гербов Коми и Удмуртии стали артефакты пермского звериного СIИЛЯ, распространенного в III XII вв. на широкой территории от бассейнов рек Камы и Вятки до Западной Сибири. Этот с иль отличают литые бронзовые
предметы, изображающие животных как реальных лоси, олени, медведи, пушные
звери, кони, птицы так и фантастических. Авторы исследований, посвященных пермскому звериному СJИЛЮ, использовали соответствующие артефакты для реконструкции
сисrемы мифологических представлений древних обществ2
Когда в 1990 е годы в Коми и Удмуртии проходили конкурсы на создание республиканских гербов, весомым аргументом при оценке проектов стали изображения в древней
культуре народов и их символическое значение. Организаторы конкурсов обращались
за справкой к специалисrам и научным тексrам, поскольку значение древних образов
в большинстве случаев непонятно современным носителям культуры.
Прото 1Шiом для главной фигуры герба Удмуртской Республики ил. 12 человек IПИцы послужил бронзовый идол с наряда шамана, даmруемый IX X вв. и хранящиися в собрании Пермского обласmоrо краеведческого музея. Герб основан на проекте 15 1
Л. Ю. УИСТЯКОL
IO. н. Лобанова, изобразившею IПицу идола в круглом красном щи,е. В ll
б у
б ни
оло t с
и O Государсrnенном rep е д rуртскои респу лики указано герб n
ред
е 1
ет собой круглый щхп красно черного цве
та с изображенным на нем белы аnм6 м лебедем
с раскрьпъrми крыльями. Окружность щи,
а о рамлена леtrгой красно 6 ело черного
цвета. Черный цвет является символом земли и с 1абильности 1paсi iыi i цв
6 е rом
солнца и с rмволом жизни елыи символом космоса и чистоты I П a r всrne н
н
ы
х уст
оев
3 Далее оказывается, что лебедь это не просто птица, а человек птица ко 1орьщ
понимается как символ возрождения, мудрости, мужесmа и совершенсmа 4 11о б раз ко
торого имеет корни в мифологии удмурт
скоr
о, русского, тат
арского и дpyrnx народов.
Более детально фигура человека птицы не объясняется.
Из статьи написанной впоследсrвии Ю. Н. Лобановым, очевидно что п
р и разработке герба он вдохновлялся не просто историческим артефактом, но связывал СИМволы
с мифологической основой. Он пишет, что в гербе и флаге Удмуртии nроЧИТываются общие финно угорские глубинные черты религиозно мифологического nла СТа
мифы о водоплавающей ныряющей птице и сотворении мира, о млечном пути
диких гусей, лебедей кроме того, лебедь в удмуртской мифопоэтической традих
высrупает как особый мифический классификатор и символ божесrвенной верховно
й
суrцности, неба, солнца, свободы, жизни, изобилия, подъема, взлета, вдохновения, св
язующего начала между космическими сферами, души и духа жизни 5 Образ лебем
в данном случае пересекается с удмуртским Юсь вось моление с лебедям 11а млечный пуrь оказывается элементом астрального кода, связанным с лебедем 6 По мне
нию Ю. Н. Лобанова, предлагаемая трактовка герба и флага rяготеет к глобальной
универсальности и, следовательно, не противоречит эстетическим требованиям дру
гих народов, проживающих в Удмуртской Республике русских и татар 7 Тем самым
снимается возможное противоречие между культурой титульного этноса и культуро
й
иноэтничного населения.
Герб Республики Коми ил. 3 представляет собой червленое красное поле, в котором помещена хищная птица, обращенная прямо, на груди которой лик женщины, обрамленный шестью лосиными головами без рогов по три с каждой сrороны
все фигуры золотые
8 Автор герба А. Неверов трактовал собственный проект в духе
государственного патернализма Птица олицетворение государственности и власm,
призванной охранять Родину и народ, способствовать их разви и процветанию,
поэтому птица изображена на взлете. Упругими крыльями она как бы охватывает республику, защищая ее от бед. В то же время распахнутость крыльев означает и гостеприимство, приглашение к сотрудничеству 9 Лик на rруди женщины рассматривался им как
изображение Зарни Ань золотой бабЬD солнечной боrини, матери мира, хранительницы всего святого и доброго 10 Лось же в традиционных космологических представлениях был символом силы, благородства, красоты 11В законе О rосудз.рственном
гербе Республики Коми 1994 года содержалось прямое указание, что изображение mицы исполнено по мотивам пермского звериного СТИЛЯ позднее это о ьяснение было
удалено, скорее всего, из за несоответсrвия требованиям геральдических описаяий 12 Интересно, что исrория об идоле золотой бабе которой ПО ЛОН ЮТСЯ. северЮ е
народы, фигурирует исключительно во внешних исrочниках д тируе XVI вел
ком записках С. Герберппейна и Д. Флетчера, а также летописном сюжеrе о сВirt И J e
e Стефане Пермском, который обращал в православие предков совремекnъа k Qf. 152
nfЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕР ЛАЬДI 1КЕ коми и УАМУРтии
ед
е
НПЯ о золотой бабе попали в исrорически иее св f 1o е
е сочинелия XVIII XIX
в краеведческие тексты. Сам термин Зарни Ан вefj дале ь является не ор f OB, r,i божесrва, а всего лишь буквальным переводом Р
иrинальIf J ен е усскоrо названия rl мr отмечает исследователь культуры народа коми Н ДК Золотая
ба JVU ф онаков до насrоящ 6D 11х оМИ зьrря нском ольклоре не обнаружено ни одно e.ro
eмef Jf го даже косвенного уп вр O супхествовании некогда женского божества Зарни Ань Т
o aJDill ем не менее тер
3
НИ Аяь достаточно часrо приводится даже в научных
м 1fН ар
трудах как якобы древнее mянсх ое наименование верховного божества символ 0r, 1f 3 r а n
f rtrffЯ
лодородмя и благоа
пеМИРУЯ при этом к единственному первоисточнику Н пол, тексту иконовскои 13 ero Ис.и 1Т п.А о
бразом, герб Республики Коми основан на очень спорн alU ом с научнои точки 11fезисе о сущесrвовании в древности культа золотой бабЫ 3 А
эр арни нь, и, бо lee
тоrо его официальная трактовка включает этот образ в число визуаль ных культур
r
J ЬlХ сlf f ЛOB.
Образ Зарни Ань повторяется в гербе Усть Вымского района Республики Коми
8 вЯАе четырех лосиных голов и женского лика. Описание герба n
редс
r
авляет женскую
ФЮJУ как Зарни Ань и особо указывает на исполнение рисунка в пермском зверином
сrнле.
а 4 itj.
Ц t.
с пермским звериным С 1ИЛем связана композиция, объединяющая хищную птицу филина и лосиные головы из герба Сыктывдинского района Республики Коми ил. 4
Его о
писание содержит развернутую мифологическую трактовку изображенного Лось
в финно угорской геральдической традиции является солярным образом, власrи, верхнеrо мира. Образ лося таюке связывается с идеей силы, благородства, кр
асоты, гармонического строения мира. Композиция хищная птица филин лось выполнена в стиле культового литья пермского звериного сrи.ля и соответствует мифологическим
воззрениям народа коми. Филин символ мудрости, зрелого мышления, означающий
то, что люди не должны ничего предпринимать опрометчиво, а прежде хорошо и спокойно подумать и поразмыслить. В традиционном толковании хищная птица филин
с полураскрытыми крыльями символизирует образ власrn, верхнего мира. Крестообразный контур пrицы таюке является символом духовной власти. Колос истолковывается
как божий промысел символизирует плодородие земли и изобилие 14
Одним из популярных изображений на артефактах пермского звериного стиля был
медведь. Изображение этого животного появляется в проекте rерба Республики Коми,
автором которого был В. Я. Сердитов. Данное изображение было заимсrвовано со средневековой металлической бляхи 15 Проект поддерживал председатель Санкт Петербургского общества Коми землячества Неватао М. Игнатов, считая, что в финно угорских
мифах медведь выс
тупал как священное животное, в котор
ом обитал дух предков 16
Однако эrnоrрафы разъяснили, что положение медведя на гербе соответствует жертвенной позе. Предметы с такими изображениями бросали в огонь для получения
п
омощи богам или как знак благодарносrи за эту помощь. Есrесrвенно, что после выступлений этноrрафов геральдическая комиссия сочла неуместным поддерживать герб
В. Я. Сердитова 17
Использовали мотивы пермского звериного стиля и создатели герба Сысольскоrо
рай
она Республики Коми ил. 5 Медведь, изображенный в гербе, осмысляется как тотеме е богатс
rва 18
ное животное народа коми, которое бережет народ ысольr и охраняет е 153
л. ю. чис 1нков
Солнечный женсю 1й лик в геральдическом описании золотое солнце о
пять ж
е
6
ется образом Зарни Ань матери r шра, которая о ерегает нас, дает тсnло
i Н ф
и радос rь
жизни. Она хранит все доброе и святое аряду с ми олоrическими п
ер сона ж
а
ми
в герб ломсш.ены и объекты, имеющие вполне рациональнvю трактовку книта как
с
имвол r тт е r мления к познанию и указания на родину писателя основопо лож 1111ка
кo 11u r итсратуры И А. Куратова 1839 1875 а также орнамент кочЮ 1с я года m 1азываю 1ций на изобилие лесных даров и знак принадлежности к коми кvль
т
ур 1е
Оригинально изображение медведя в виде симметричного медал.ьона розеткю
8 гербе И 1ринскоrо района Удмуртской Республики ил. 6 Его автор Ю. Н. Лоба
н
ов
обосновывал выбор данного символа важной ролью культа медведя в религиозно
й ma о
дидии удм. уртов и их соседеи уrровЕще один артефакт rумяrцая подвеска с дв 11Я конскими головами изображен
на гербе Граховского района Удмуртской Республики автор 10. Н. Лобанов и
л. 7
Такой выбор обосновывается тем, что в муниципальном образовании традиционно развивалось коневодство. В данном случае подвеска не рассматривается в качестве предмета, наrруженноrо рел.игиозно шфолоrическим содержанием. Это всего лишь символ
устанавливающий связь населения муниципалитета с древнеи традицией Звон из г
лубин веков, который издает эта подвеска, являющаяся одним из оригинальных образцов
металлической пластики пермского звериного стиля, как бы соединяет прошлое, наста Г 2 1
ящее и nулущее раховского раиона
Изображение еще одного персонажа пермского звериного стиля фантас. rичес
кого ящера помещено в проекте герба Сюмсинскоrо района Удмуртской Республики автор Ю. Н. Лобанов Его обоснование полностью мифологично Фантас. rический
дух Калмеза, тотемного объединения удмуртов наряду с Ватка водяной подземный
бык ош с длинным изоrнуrым рогом ящероподобное существо, мифологический
повелитель нижнего мира22.
С радиционными предсrавлениями связаны и орнамекгалъные знаки, использованные в некоторых гербах. Например, герб столицы Республики Коми СhlКТЫВкара ил. 8 основанный на старинном гербе У сrь Сысольска так до 1930 года назывался
Сыктывкар включает элемент национального орнамента, помещенный над фшурой
медведя в берлоге и геральдически описанный как квадраПIЫЙ прорезной ромб с тремя лучами, перпендикулярно отходяiдИМИ от каждой его сrороны на половину длины
сrороны по одному в продолжение сrорон и один в середине стороНЫ 23 Этот символ появился в версии герба Сыктывкара 1993 года автор А. И. Неверов В то время
он официально тракговался как символ солнца24 Городская энциклопедия СЬIКТЫВкара
называет орнаментальный элемент серебряной звездой25 Схожий символ всrречается
и в других гербах, в часrносrи в гербе Корткеросского района.
В геральдике Удмуртии наиболее популярна фигура восьмилучевой звезды геральдически описывается как равноконечный вырубной кресr осмысляемый как солярный
знак. В гербе Удмуртской Республики присугсrвуют сразу три солярных знака упоминания о них отсуrсrвуют в описании герба 1994 года, но на рисунке эm знаки есrь
большой красный знак на груди человека IПИЦЫ и два малых серебрЯНЬIХ белых над ее
крыльями. Полож ние о гербе утверждает Солярные знаки, по преданшо, оберегают
га
чел
ю
овека от несчасrий. Большой солярный знак является земным воплощением оберещих сил, малые космическим 26 154 rл.JЕСК
ИЕ СЮЖЕТЫ в ТЕРРИТОРИЛЛЬной ГЕРАЛЬд
И
КЕ ко 1
фОJ 0 1N LV.IЦ и у АМУРт И
Ил. 1Проект герба
удмуртской Республики
Ил. 3. Герб
РеспубЛИ 1И К
ом
и
Ил. 2. Герб Удмуртской
Республики
Ил. 4. Герб Сыктьmдинского
района Республики Ком
и
Ил. 5. Герб Сысольского
района Республики Коми 155 116. Герб I lrркнского
района У д чуртской
Респуб.шки
Ил. 8. Герб Сыктывкара Ю. Ч. 1IСГЯl ОВ 156 11Г ер6 Г ра ховского
раГюна д чуртскоir
РеспУблию 1
Ил. 9. оготип Ижевска.
У д rуртская Республика
Ил. 10. Герб К.изперского
района У rуртск й
РесП блиl И 4, ф 0 СЮЖЕI Ы В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕРАЛЬАJАVт, u коми и УдмУРТИИ
В ной геральдике Удмуртской Республики
m r O.i fИDO связана с мифолоПJЧеской картин
т
р
актовка восьмилучевой 7
ои мира. Н
априм б в JD Oвсt oro сельского поселения рассма
ер, 0 основание v 1п В е 1а. ur
тривает солярные зна б
весчасnu 1гербе Балезинского рай б
ки как о ереги
qtfiOВ она изо ражение трех со 0лнеяо стилизованным солнечным конем
ляр
нъrх зна оВ дор 6f ИJF. яазванньrм снм вол ФОЛЬЩОЙ солярный знак является земным
ом духовного воз еским и.
воплощением обереrающих сил ко
учевая звезда сгала часrью логотипа Ижев А Леб
ска ил. 9 разработанного 14 1Дf с,удиеи ртемия едева в данном случае форму 11v б б v.
многоцветного соляр знака о рела уква viv вторая в слове Ижевсr9 Сл OJ едует отметить, что аналогич Ьlе звездъt присуrствуют в навершиях гербов Ресnублихи Карелия и Респуб М
J, Их изображение основано на мотиве традиционных
лики ор 1ов
ф
орнаментов, используемых 11вJ,lJUИВI e и ткачесrве инно угорских народов, и воспринимается как символ, об
Д 1Я ЭТоЙ zруппы родсrвенных этносов.
щии
Интере
сиым пр ером мифоло еского обоснования орнамента может быть
rерб J пзнерского ра.иона У тскои Республики автор м. Н
азиnов ил. lO в щит
I oТ
o
p
oro помещен серебряныи пояс, обремененный сложным национальным орнамевт М Эта фигура рассматривается как пояс невесты, который таюке был элементом
пр
аздничного ко
стюма молодухи. Растительный орнамент, украшающий пояс, связ
ав с символикои плuдuрuдия, в связи с чем в тексте упоминается богиня плодородия Му Кылчин Му Кылдысин под покровительством которой находилась невеста
30
имо
лодуха
Следует отметить, что с научной точки зрения половая принадлежность божества кымысин или Кьrлчин весьма проблематична. Неслучайно в ориентированной на масс
ового читателя книге учебном пособии В. Е. Владыкина и Л. С. Христолюбовой Эmоrрафия удмуртов предлагающей сконструированную этнографами упрощенную схему удмуртского панrеона богов, бог Кьrлчин вообще не упоминается, а Кылдысин назван богом земли, существовавшим в паре с богом неба И ом3 1Имя МуКьrлчин буквально d ылчин земли один из вариантов имени Кылчин. В форме
Мукалцин, или Мулдсиен Калцин, он встречается уже у П. Палласа, обследовавшего
Оренбургскую губернию во второй половине XVIII века. Этнографы XIX века определяли Му Кылчина как бога, обитающего под землей. Именно ему приносили в жертву
скот черной масти. Более распространены бытовавшие среди удмуртов XIX XX веков
предсгавления о Кылд.ысине сгарике в белой одежде, который ходил по меже и заботился о посевах, поправляя упавшие колосья. Как видим, Му Кылчин Кымысин
по своим функциям сближается с образом матери земли и богини плодородия. Некоторые этноrрафы В. Е. Владыкин, Н. И. Шуrова полагают, что Му Кылчин стал l Шсформацией женской богини, хотя признают, что по данным XV 1II века мужской
образ Му Кылчин сущесrвовал одновременно с неким женским персонажем, известным
только из русских письменных исrочников как мать небесного бога И а Кылдыни
Мумась. Материалы более поздних полевых исследований зафиксировали отдельные
случаи веры в женское божесrво Музъем Мумы Мать земли которое иногда отождесrвлялось самими носителями культуры с Му Кылчином32 По мнению В. Петрухина, собственно богиней земли была Музъем мумы, а Му Кылчин, являясь одной из ипоб 33
стасей Кылдысина, предсrавлял собой двуполое андрогинное хтоническое ожество 157
л. 10. чисrяков
Та
ким образом, в настоящее время месrо Му Кылчин в системе мифоло н,
е
ских пре
ставлен.ий удмуртов в точности не выяснено.
АИсточником включенного в герб Кизнерского района орнаментального nояса иуnо
минания в обосновании символики богини плодородия Му Кылчин Му У
ф и А к 34 Эт п 11ДЫСИн осл уж.ила научная моногра ия осаревои от тексr посвящен тра АИЦИ0 1п 10 11
женской одежде отдельных групп удмуртов, а не их религиозным воззрениям С 6 оо щение O богине плодородия Му Кылчин автор приводит без критического об зора мн
ений относит
ельно ее возможного генезиса. Появление же Му Кылчин Му У iЛДЫСИН
в обосновании современного герба закрепляет за ним божественный статус
половую принадлежность и функции богини плодородия. женскую
Таким образом, мифологические мотивы в современной геральдике Коми и у дмуртии связаны с использованием изображения археолоrических артефак гов пермского
звериного сrи
ля, которые рассмач иваются как nринадлежаrцие непосредственным
предкам титv льных этносов и осмысляются через этнографические источники Т ем самым массово тиражируемый геральдичесЮfЙ символ усганавливает зримую связь между
древним и современным населением территории, владеющей гербом. Поскольку архаичные верования не nредсгавляли собой унифицированную систему религиозных
предсгавлений и, кроме того, на сегодняшний день во многом У l ачены, создатели гербов вынуждены при обосновании символики выбирать одну из тех версий, которые
представлены в научных исследованиях. В дальнейшем эта версия. включенная R текст
официальных документов, воспринимается массовым сознанием и может становиться
источником конс,руирования новой этнической мифологии. 1Шабаео Ю. П. Конструирование нового
национализма фиmю уrров конкуренция
глобального и реrионального Мир России. 2004. No 3. С. 52.
2 См., напр. ГрибооаЛ. С. Пермский зверИНЬIЙ
сrиль проблемы семантики М., 1975 Ао
миняк А В. Свидетельства утраченных времен человек и мир в пермском зверином
стиле. Пермь, 20 1О.
3 Положение о Государственном гербе Удмуртской Республики. Приложение 1
к постановлению Президиума Верховного
Совета Удмуртской Республики от 19 мая 1994. 113 1XII. Ст. 2 Геральдика.ру.
URL http geraldika.ru symbols 399 дата
обращения 16. 1120 16
4 Там же.
5 Кучыран Юри Лобанов Ю. Н. НациояалъНЪiе элемеmы в геральдике из опыта rерботворчества Б Удмуртии Etnofutu. URL
http www.suri.ee etnofutu 3 doс lobanov.
html дата обращения 0 102.20 16
6 Тамже.
7 Тамже.
8 Закон Республики Коми о внесении изменений и дополнений в Закон Республики
Коми о Государсrвенном гербе Республики
Коми 50 РЗ от 26. 12. 1997 Геральдика.ру. URL http geraldika.ru symbols 266 дата обращения 30.05.20 15
9 Цит. по Сапрыкоо В. Ппща Республики
Коми Наука и жизнь. 1995. 2. С. 85. 10 Там же. С. 85. 11Там же. 12 Закон О государственном гербе Республики Коми No XII 20 1от 06.06. 1994
Геральдика.ру. URL http gewdika.ru
symbols 269 дата обращения 30.05.20 15 1Кьнакоо Н. А. Заряи Авь Энциклопедия
уральскщс мифолоmй Мифология коми.
URL http www.komi.сom Folk myth 182.
htm дата обращения 0 102.20 16 14 Герб Сыктывд,m 1скоrо района Геральдика.ру. URL hrtp gealdika.ru
symbols 15726 дата 0бращеащ 0 1J 2.20 16 15 Оборин В. Древнее и ссrво вар дов При.
tсамья ПермСIGIЙ з и.sыi Цер 1976. Ил. 25 26 158 афОдоnJЧЕСКИЕ СIОЖЕТЫ в ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕРАЛЬДИК.в коми и УАМУРтии
о n rиna Республики Коми. С. 83. 108 16 ff J с 83, 11fa I с льекоrо района Геральдика.ру. 1fерб geraldika.ru symbols 23453 дата vJtl ь 16. 1120 16
об
r 1fa I J JUJсКOГO района Геральдика.ру.
iJ http geraldika.ru symbols 4694 дата esnя 0 102.20 16
обр Г аховскоrо района Геральдика.ру. 11ь geraldika.ru symbols 26270 дата
а цеsия 0 102.20 16 обр 11Юри 1обанов Ю. Н Националь 12 КyЧ JX 1еr. еятЬI в геральдике из опыта гер sъ е эл
бо 11Jорчества в у дмур ПШ
z, sсь 10 и. 0. председателя Совета мунициоrо образования Город Сыктывкар aлJ S
в. В. Киделевой 0 124 от 28.03.2005
JОfВЯое собрание Геральдического сове ra
Ар р ф
пр.и Презпденте оссиискои едерации.
naiпсa Республика Коми
24 f исьмо Главы администрации муниЦJUIЭЛЬЯОГО образования Город Сыкrь вкар С. М. Катунина No 0 116 1166
0 106.07.2004 Архивное собрание Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. Папка Республика Коми
zs Роzачев М. Б., Iiванов Ф. Н. Герб Город
сы ктывкар энциклопедия. Сыктывкар,
20 10. С. 5 1
26 Положение Г
о осу дарственном гербе уд муртскои Респуб ЛИКИ. П риложение N 11к постановлению П
Совета у дмурт резидиума Верховного
скои Республики No 113 1XII от 19.05. 1994 Г
еральди 1а.ру. URL http geraldika.ru symbols 399 дата обращ
0 102.20 16 ения.
Z7 м унидипальное образование Хохряковс
ое Heraldiсum. URL http www.heral d 1сum.ru russia subjeсts towns hohrakov
28
htm дата обращения 0 102.20 16
Балезинский район, официальный сайт.
29
URL h balezino.udmurt.ru сity gerb.php.
Цветнои солярный знах и буква Ж у Ижевска появился свой логотип Новости
Ижевска. URL http izhevsk news.net soсiety 20 14 05 2 16927 html дата обращения
30.05.20 15
30 Герб Кизнерского района Геральдика.ру.
URL http geraldika.ru symbols 28874 дата
обращения 0 102.20 16
3 1Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С Этнография удмуртов. Ижевск, 1997. С. 108.
32 Петрухин В. Мифы фиюю угров. М., 2005.
с. 235,236.
33 Там же. С. 237.
34 Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов косинской, слободской, кук морской, шошминской, закамской в конце XlX начале ХХ в.
Ижевск, 2000. С. 114 116.