АЛЛСl ОРИЧЕСКИЕ ИЗОБ АЖЕНИЯ ПЕТРА ВЕЛикоrо
КАК KOl 1ПOI IEHT ИI 1ПЕРСКОИ МИФОЛОГИИ ОБРАЗ HE
ilтYI
lл,
Да
Jшо замечено, что аллегорические образы всегда выступают в дв
у
х ИГ о
О р Э.с J ажая культ
уру прошлого, они, словно в кривом зеркале, причуМИво
Гiеред4 10
совре 1енные им реалии и одновременно создают новую модель действительно
l
пре t f вращая совреJ tенников в невольных участников сложнои символиче
ско
й
Прочтение ее подтекстов может позволить приоткрыть целостную иера
р хиче
с
ИГръ К JО сI
сТeJ fV бесконечное моделирование которои с неизменным постоянством видо
и змеще,
нати представления. Аллегории же в неи подобны маркерам они обрамляют Рэ.злич
ныс композиционные сценарии и расставлюот соответ уюш.ие акценты, ра
сIIIиф
ровка которых нuзволяет приоткрыть завесу над природои изучаемых феноменов.
Прежде все о это касается анализа того, как с помощью символических образо
в
представленных на rрИу J fфаль.ных арках, гравюрах, картинах, конклюзиях, rеоrрафи
ческ.их картах, медалях и рисунках, пропагандировались и закреплялись определенные
образы европейских монархов и тем самым формировалась сакральная аура власnr.
Преображаемая пе rровская Россия использовала те же средства идеологического воздействия, однако заимствованные из арсенала западноевропейской культуры импер
ские символы, типичные для барокко, на русской почве получили неожиданноевоплощение3 Адаптируя принятый в Европе аллеrорико эмблематический язык и общие
правила его использования, пе rровская Россия словно окуналась в прошлое, с одной
стороны черпая в мифологии универсальную образносrь величественной державности, а с другой возводя себя на один уровень с современными монархиями и моделируя новый имидж Российского roсy дарства. Используемая при этом единая барочная rрадиция с ее панегирическими победослови.ями, тропами и подчеркнутым ишересом к эмблематичности и аллегориям реализовывалась в России в крайне эклектичннх
формах, а христианский культ пипичным для западного барокко, но невиданным для
России образом смешивается с культом языческим 4 Перед нами предсrает специфическая культурная амальгама, причудливым образом соединившая ра
знороДНЬiе
визуальные элементы, почерпнутые из античной и хрисrианской традиц
ий. Однако
мифологическое прошлое Греции, Рима и Израиля накладывалось на с
русскую почву и переосмысливал
пецифическую
ось в соотве
тствии с новой имперск
ой проrраммой, решаемой Петром Великим. Вопрос этот еще ждет своего иссл
едователя, мQ 1
цель не столь амбициозна. Я всего лишь сделаю попытку проследить пропаrаifАИСТское влияние триумфализма барочной культуры с ее церемони
46
АЛЛВГОР ЧВСЖИЕ ИЗОБРЛЖВНИя ПЕТРл ВЕЛИI о го е 0
браза ру
сско
rо самодержца и рассмотре
т
ь 6
J 1J ФоР дь.А фарыяроваяяя виэуальиоrо образа Петра Велик
O щие
т
ещенции, xapaк repSJ,ie
nси oro повелителя.
oro и e
ro прославлени
я к
а
oaPfo ldOr
к
в ьб за rеrемонию в морском пространстве в Новое в ем
я
Бо, о в обЛАСJИ военноrо прО Пmосrояния, соверmенствов
а
осущесr
в
л
я
лась
se 1О боя вли оценках количества и качес mа лине.й ш.tх 6 тenw и тatrnпoi. pсl oro w w кора леи. Она l l0
ereiс,U в сферУ европеискои культуры, где обернулась насто
0Рrанично аер которые с помощью изобразиrельных средств вс
яч
яtцим
соревнованием
о
вархов, ес
ки nодчеркив м сrmаведливости ради следу заметить ч
то
али свои
ar,fбJfЦl r многие из тоrдащни х
w
авИ J СЛеЙ не только по обязанносrи занимались делами ф
европеи рР
l 2НЯ I
лота, но и являлись
о
раб
эsаТО
ельноrо дела, командовали эскадрами и хорош 6 В
O раз ирались в прак n вопросах его организации. ряду этих высокопостав J Jf J К П
ленных экспертов АвrЛ ИИ и Шотландии арл его брат Иаков II и Вильгельм III О w коро w Г Ян
ранскии великий пансионарии олландии де Витт и его бр К а т аЮf е ат орнелис. Однако
ol с заключался в том, что в символическом противостоянии на аар2А w
военно морскои
PI e тщеславии пер
венствовал король Франции Людовик XIV ярма которого тру дно uислить к подобным экспертам Одержимый жаждой ела.вы король ар бс
солнце при
кОТором моrущеспю Франции и а олютная власть монарха достигли высшей степени,
чрезвычайно высок оценивал ое предназначение и культивировал исключительно
ПЬ JЪ Й и сложныи пр орны и це
w
емониа
л проникн
утый барочными аллеmриями
Jf прежде всеrо солярнои симвоЛИI ои Прославление короля, подчас чрезмерное и неуместное, принимало самые р нообразные формы и с поистине маниакальною энергие
й возводило его на высшии пьедестал во всех областях деятельности. В том числе
и в военно морской сфере, олицетворяемой богом морей Неmуном.
Различные аспекты в трансформации образа Неmуна ярко демонстрируют живописяые п
олотна Шарля Лебрена, пр
едставленные в Зеркальной галерее Версальского
дво
рца. В композиции Король упр
авляет самоличн0 166 1созданной в самом начале
сшо
сrояrельного ц
арствования Людовика XIV, Нептун, в сравнении с Минервой, олицеnоряющей мудрость короля, и Марсом, отражающим монаршую доблесть, занимал
скромное месrо. Он почти неузнаваем, только трезубец позволяет угадать в нем всесильного колебателя землю Исполненный меланхолии, Неmун задумчиво опирался
подбо
родком на ты льную часть руки и был словно опечален грядущими бурями, которые король принес в его дотоле спокойные водные владения. На полотне Восстановление навигации 1663 монарх уже сам вооружился трезубцем и нuнирал раснростершегося у его ног поверженного барбарийского корсара. Проrраммный образ властелина
моря дополняет аллегория Атлантического океана, представленного в образе Неmуна
на картине Соединение двух морей посвященной с.роительству Южного, или Лангедокского, канала, прорытого в 1667 168 1годах под руководством Пьера Поля Рике
от Гаронны к средиземноморскому порrу Сет. Венчает ряд н еmуновых метаморфоз
полотно Лебрена Король воитель на суше и на море 1672 появившееся в разгар
военно морских баталий с Республикой Соединенных Провинций. Король окружен
целым сонмом олимпийских небожителей. Помещенный в нижней левой части кар тиньr Неmу н на морской колеснице, с трезубцем в правой руке, вверял монарху корабли своего флота. Можно полагать, что образ бога морей работы Лебрена был навеян
полотнами Нmюла Пуссена и Питера Пауля Рубенса, в часmости работой последнего
47
Д. Н. КОП ЛЕВ 1 j i утешсс 1вис кардинала инфанта дона Фердинанда Испанского и ь 1635
3 оарсе i 11апреле 1633 года 1извсстнои таюке пол названием Я ва
о Од 1t
0нl B l e 1
r
t
i
ско 10 художника Неn,ун важный, но не цеmральный персонаж
al o у фt 11f. 11
к
оl tnози r i t 1
l сe призваи подчеркивать су 1убо Морскую иnостасы Короля сал Ц 1t 110
3 Це И liИ
ч с i tf J
J
не претендовать на осооость своего положения, а уж тем более с
8 Koet. 1i 1i
п
оре8 1tоьа
тъ t 1e
земным божеством оэто симме 1рично по отношению к Н с 11с с j 1
6
еnтущ сг 1111i i
с когн,ем в руке, которыи передавал до лестному королю войска 1I О i, 1eмeliьl.U 1Рс i i
лическую наrрvзку несли окружившие Людовика Провидение с ко с 111i i 11мnас
о
м и r 1i, 1
книгой, ivfинерва, державшая над ним шлем с плюмажем, Вулкан ВЪI Ol q ьtr 1
11ковавtnи 0 11r
доспехи, Аполлон с золотой лирой, наблюдавший за строи rельством 11Кор0 1о 111
м креnоетнL,
и, наконец, еркурии, несу r
ии щит, символ королевского красноре
чия В t treli,
парила Церера, дарившая воискам зерно. 06ла 11е 11
Совсем иначе выглядел Неrлун, когда речь заходила о суrубо воднъrх сфе 1
ной своей стихии он, и только он один, был призван олице mор.ять мо Рах 11Род. f
б rytцeсrвo I i iJ
на морс. Именно таким, неудержимым, по едоносным и величестве
н
коро f Ъiм nо
в
водной стихии предстает на фронтисписе Французского Нептуна или Н еJщ rелъ 1i
б о
во
rо
а
т
морских карт, со ранных и выгравированных по специальному paсnop
яжe
lUuo с. f f
ля изданного в Париже в 1693 году На фоне царсrвенных лилий к
о
р
о po. f i левс коrо
и победоносного флота он несется по бушующим волна. i на залряженн w А.о 111а 1
V о
и l Вад р колес ни 11е R nиле морскои раковины, окруженным тритонами и нереидами.
liro 11
Пропагандистский эффект подобных аллегорий, казалось бы, очевиден Ведь ни
O iq
правитель мира не мог соперничать с королем солнце по качеству и мощи С f
эскадр. Сверкавшие золотом, они превратились в дейсrвенный инструмент np 111
оnаган
ды, возвеличивая славу и культ великого монарха. Сам Людовик XIV впроч е м, в rлу
бине души оставался сухопутным человеком, и море было для него непонятно w 17 х б
и чуж
дои стихиеи ра рыи командующии, он никогда не отступал под пулями и ядр r ама,
но на палубе военного корабля чувствовал себя не на своем месте и не имел ни малец. f
шего представления о том, как следует управлять кораблем. Описывая в Мемуарах
армейских офицеров, соскучившихся без войны и желавших поскорее заняться лю
бимЬТh 1делом, король констатировал Множество храбрых людей, казалось, ежечаwо
просили меня дать им лучшую возможность показать свою доблесть, чем во
йнана
море, при которой самые смелые почти никогда неотличимы от самых слабых 8 Сами, J
военные корабли он впервые увидел в 1647 году в Дьепе, еще будучи 9 летним ребеа,
ком, затем побывал в Бордо, Дюнкерке, Бруаже, Тулоне, посетил в 1660 rоду учевщ а
галерного флота в Марселе и в 1680 году вновь побывал в Дюнкерке9 Тогда Людо s.
поднялся на палубу 50 пушечного АIПерпренанта Предприимчивый и без устала
восторгался его красотой и пышностью. Морские солдаты проделывали разноо.
ные экзерсисы с такой элегантностью и ловкостью, что им могли бы позавидоват,ь
королевские мушкетеры. Матросы быстро и умело взбирались и спускались по на
Монарх и его блестящий двор в упоении аплодировали восхитительному зремщv,
но вечером, оmравляя письмо Кольберу, Людовик неожиданно признала. Т
я куда лучше, чем раньше, буду понимать морские донесения. Я никогда нев fДtЛ дЮ
дей, столь ладно скроенных, как солдаты и матросы. Если я однажды увижу i
кораблей вместе, они доставят мне оrромное удовольствие 10 Болъще коро пр8
да, никогда не выезжал на побережье и любовался морскими пе.Ь
48
РИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕТРл В ЕЛИ.кого
сra 11е ла Розы или созерцая водоемы 3 J,a J J ад Манные Ан 1ва 1nарке. Словно император Тиберий стр сальао оивruии np
Аре Ленотро 11J3et неми Людовик плавал на миниатюрных
оrулоч Ъ е триреозере
ф
галерах п
о f, fJS. в s
a украnrавшие Верса
л
ь онганы со скульптурами Не а
олыu
ому каналу 1r е на море. Король солнце предпочитал не в nтун пред
авался. грезам
сrtoдсI. В верять себя Н
0 ro ип и поручать сложные вопросы уnравлен ф
еnостuя.нству
сi Olf с ия. лотом наст
r, OP Тем не менее он посвящал долrие часы кабин шuцим сп
е асtаМ етнои работе fiи морском деле усердием и трудом. Франсуа БЛJО компенсиру
я.
бe,U f в К б IJP0
ID подсчитал
Людовик XIV и оль ер по крайней мере в что с 166 1
t683 rод
6 течение 4000 ча 110 1есте вопросы гло альнои военно морской стр
сов npopa J ЬlВS J If в атеrии и ее ф ба есJСИХ сrорон 11в которых, отдавая королю должн
инансовых
н лor сfllЧ
б авньrх
ое, следует признать
не з.н
а.л се е р
tffO
с
o e Jfe царя Петра I Неmунусу принимало совершенно иные ф Л rrлот.ничавшего с топором на верфях и бражничавш
ормы рабоТНИКа
ро.не его на ассамблеях на в
r
тnоСТЬJХ шкиперов и купцов, трудно было отнести к про
oкpy
кe J r 6
стым созерца
бо
телям лее он никогда не ыл склонен к нарциссизму. Как
н уж еМ ф
справемиво заметил р
тма.н Людовик создавал иктивную персону короля героизм р уО Н 6
б.ьIЛИ и достижения
реал
ьн
ым
и
е ыло разрыва между простым смертным
ne,pa и политическо
й ю nnо
J f IHO r
славление государя в данном случае было не персоu и фИдирОВаННЬТh 1
прославлением rосударсrва или нации, а восхвалением личных в нсМ свеrхчеловечеnодвИГоВ самого Петра, совершенных для блага нацию сiaa 12 О миссии боr 6 оиз ранноrо пома
занника, учреждавшего реrулярное государство и строившего флот, обобщен ска
зался Феофан Прокопович, подчеркивавший что Петр скипетр
но в
длань одержащую
в п
лоmичью рабоrу употребил не с тем, чтобы научиться самому плоnшчьему
р
еме
сл
у а токмо чтобы собою подать пример бывшим при нем благородным юношам
не пр
езир
ать ни какого искуссrва, которое пользу может быть отечеству 3. Подобно ко
р
о
л
ю солнце царь Московии таюке испытывал восторженные чувства, глядя на эскадр
енные эволюции или наблюдая за спуском кораблей, но его отношение к военномо
р
скому делу было исполнено глубоким чувством сопричастности и органического
стремления к м
орю. Как известно, щарственный капитан являлся превосходным знатоком кор
абельного дела, моря не боялся 14 и был в этой стихии настолько неустрашИ 1vt,
что и тогда, ко
гда в сильный шторм все остальные уже прощаются с жизнью, он один
полностью сохраняет мужество, обычно сам берется за руль, отдает необходимые распо
р
яжения и тем посрамляет самых лучших мuр.нкuв 15
Казалось бы, вполне уместно предположить, что столь увлеченный водной стихией
и не боявшийся ярости свирепствующего моря царь должен был бы широко использовать символику бога Нептуна с короной и трезубцем в окружении разнообразных
обитателей стад морских и фигур наук, связан ных с мореплаванием, Навигации,
Астрономии. В различных комбинациях и в сочетании с сопроводительными текстам и
подобные аллегорические конструкции иносказательно должны бЫАИ бы напоминат
ь
о зн
ачимосrи флота и об искусном обожествлении правления монарха. Однако в реальн
осm об
раз Пе ра как повелителя морской стихии варьируется. Во многом подобная
карmна объ
ясняетс
я тем, что сама доминирующая идея обновления сrраны, превратившая
ся в лейтмотив Петровского времени, не пребывала в неизменном состоянии,
а напротив, претерпевала посrоянную эволюцию. Параллельно трансформировались
49
Л. Н. КОПЕ.ЛЕВ
и те виртуальные образы, с 110 ющью которых эта идея в
х
о
нидоиз 1енялся и и идж Петра, в оформление к
отороrо в i J.iз 11ъ. С ВКЛJочал.
тич ных оожеств и хрисrnанских святых. А.ллегор.ическ.ий сJ елL ttl h. б
обЛl n i 1rq по аналогии с живым.и оораза 1и ои леиск их героев j t lrtl J, rrобедц г i J 11tn 11
вых I 1оисей, Иисус Навин, кова.лер непобедимЫю сa t eii 1t r сон l 1u t t oi 1t,
Давилов пророк Даниил античных богов Оnитер 1с ав, rtpein iv.iapс Ва 140р t. Одиссей, Л. 11fе uюн, А.хил.лес l Ie
В,орое же, не vfeнee существенное обстоятельсmо к
а 1са 1л.ось д
ры петровских преооразовании, которые, по словам А. М. fhurч Хов 110 11а Е состояние духовного надрыва 16 Способны ли были неискуще
eln o, 1111ерtЛ 11
славные морал.изаторы понять проникнутые lUiьle зp 1rre, n З.ЛЛЮзи 11nт
ной кvлыуры, слишком уА необычнои и чу кдой АЛЯ русс
к
Це о, r ого ч ове 111п
на христианских идеалах. огим подобные образы представ
Кэ., в
ственныl v И. Один
из архиереев, Митрофаний Воронежски.й
ЛЯЛись np сto боr наnр
цмер tv. 1ъ.
ти в выстроенныи для Петра на острове реки Воронеж дом O r taз сt
ц RaI ПОСQ ь
осквернтот языческие ИдОЛЬD арь же, СJ олкнувшись с по 6 д л, 11о о но
и
н
е et i
вынvжден был смирить гнев и приказал убрать еретические ску л
nо 11ор 110 тъ ъmурып
этого духовного противостояния стали и первые упоминания O 6 1rол0с ore Heirnn. Ц
ные с поползшими по Москве на рубеже XVII XVIII Ве ов слuv е, са
6 Ll l о Некоем с чсрною rи ю 1и 1юв проо разе первои русс 1юи масонской ложи Чл
00 ены ero об
но собирались в Рапирном зале Сухаревой башни и создали Henтuu Я 1Iil цi. 1ово общ теневои царски.и совет, на котором молодои государь и его бл 4 1щИе слом Ф. Лефорт, Феофан Прокопович, А. Д. Меншиков, Ф. М Апраксин,
Я. Б
вынашивали планы по преобразованию государсrва 18
Р 11др.
Становление новых культурных ценностей проходило СЛОЖНЫМц и рази ными пуrями, прежде чем в массовом сознании закреплялись идеи, харакrе б И P ie ма
классическои арочнои традиции. зменявшаяся отечественная художесmенн а.в С tтема, впитьmавшая все ценное из западно
вропейской культуры, воспрюmмалаип
осмысливала античные аллегории на свои лад, привнося в них специфические Чeptti. н
И
е в
Аалеко
буквальном,
не сразу
а в а
изображ
ллегорическом
ения rреческих
их смысле
и рим 19
с
Ведь
ких бо
происходили
гов стали во
они
спр 111ИМmQ, по сhOВ 1t
префекта Славяно rреко латинской академии Иосифа Туробойскоrо, не0 16ожесrаt
ных писаний, но от мирских историй, не святыми иконами, но от историков пре,щ,
ными или от стихотворцев вымышленными листами и подобиями, от зверей, гад
птиц, древес и прочих вещь намеренную изображаем 20 И стокr ли удивЛЯ l ЬСtТОМ
что аллегорические элементы, попадая в Россию, выглядели фраrменгарньши,
ли буквализмом и наполнялись мирскими отrенками.
Символическое служение Неmуну в Петровскую эпоху обнаруживаетавразлач
ных видах. Бог морей реrулярно предсrавал перед публикой как живой б
персонаж, посrоянный учасmик шуrовских пародийных забав царя. В п0д бяоы
радном коспоме обрусевшего Неmуна запечатлен, например, не фЙь.евв
Всешуrейшего и всепьянейшего собора, учШiенного образом дре яtю P
2 Ш В есудq обычаю 1На этом портрете кисти неизвесmого худоЖНИIЩ, ПОС J. 1
rИ
ни
сrвенн
ю предположительн
ую Третьяковскую
о думный
галерею в
дво 193 1
рянин
год
Семен
у из ГаТЧЩIСКОtо
Турrене t
АВ
бу r
f
50
gJ.I
l J
fl
Л ЛЛ.ВГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
llJ в девой руке обряжен в светло коричневую маиrию пеэубце а на голове у него с сsoro колпака надета тяжелая резная корона. По видиМому OBv,r nx xq,a изо б раженныи
я е
сrь тот с
on 11
амыи придворныи ПОЛ 7ШуD который нар ав Б не с ахусом
sa гs ой тча
сrвовал в январских 1722 ro весельях в Мо
Jс 1IR3
скве ко 111гда по заснежен А древнего города проследовал русскии флот в виде саней л уыtn п одок, запряж
е
н
вt,lld сrми волами, медведями и собаками. Участвовавший в праздн 1fЬ 1Х св ИЧНом шествии
своей короне, с длиннои белои бородою и с трезубцем в tleJ 11Yli в правои руке Р A. av сделанных в виде большои раковины, и имел перед собою СJ дел на С, п, 23 в ногах, двух
еН или м
орских чудовищ
сJfP
А е JИТЬ что сам царь, порою буквально проникавшийся ал
легор Надо 3., ия ми прошпр. ал античных богов в качесrве неких современников нере б or в
ое п дко о ращад в ре
чах и письмах. Так, например, в одном из писем князю А д Мен
ясь 1g.
шикову
от 12 мая 17 11года Петр, сообщая о т
еплои зиме в Петербурге, писал Что же Нева rолко тр.и месяца стояла, то я думаю, что Нептунус зело на меня гневен, что в мою быт однажды такою короткою зимою не порадовал, и хотя я всем сердцем ко оно носrь nz пребыва 10, но он ко мне зело несклонен, но всегда отдает силе сей х которо f всеr 24 я.диной и
любви имею
яЮI
П б Н
оявл
ение же аллегорических изо ражении ептуна в ранние rоды Петра было
остаточн
о эпизодичным его нередко заменяли другие мифолоПIЧеские персона
в той или иной мере связанные с морем. Декоративным фоном часто представали
не
к
ие nод
обия марин, выгодно подчеркивавшие новую миссию Российской державы,
и изображения кораблей, семантически прочитываемые как символ спасения души,
И,деа.А вселенского устройства, корабль церко ь, крепость которой держится на камне в
е
ры
25 В подобном аллегорическом прочтении обыгрывался, например, Тритон
на гравюре географа походной канцелярии Адриана Шхонебека Святой апос
rол
Петр, или Предистинация 1700 запечатлевшей вид с кормы. Трубящий в раковину
морск
ой бог померживал ленту с латинским девизом Neс deerit Jason Он явится
Ясою На гравюре таюке был помещен Купидон. В его руках лента с надписью Alteri erit Argo Он будет новым Арго В нижней части располагался выгравированный текст, сообщавший, что корабль был построен Петром императором, царем
и самодержцем Всероссийским
26 Смысл этого аллегорич
еского ряда, казалось бы, лежал
на поверхности царь Петр уподоблен оmравившемуся за золотым руном Ясону, который представлен в нижней части гравюры, а построенный им корабль ПредисrинацИЯ символизировал корабль Арго Однако кроме античного присуrствовал второй,
хриСIИанский, подтекст. Сам царь в окружении свиты был изображен на кормовом балконе Предистинации Прямо над его головой помещался овальный барельеф, иллюстрирующий евангельский сюжет о вручении Иисусом Христом апостолу Петру ключей от Царства и его легендарные слова Ты, Петр, камень, и на этом камне Я воздвигну
Церковь Мою 27 Приводимая цитата из Нового Завета подчеркивала божественную
п
рироду исполненного благода 1И самодержца, уподобленного апостолу Петру. Столь
очевидная аллюзия со временем начнет ассоциироваться с важнейшей вероисповедн
ой ценностью, смысл которой подчеркнул в одной из своих речей Феофан Прокоп
ович Егда же тако поучаемся и собираем пользу при корабли Петра, во апостолех
перваго, се подобное добро наше видим в тезоименитом его монархе нашем Петре
28
Об
раз Ясона, впрочем, продолжал жить. В описании Торжественных врат вводящих
5 11110 111Л Ш
в хра. 1бесс 1ертной славы непобедимому именш воздвиг
сквv 10 ноября 1703 года, Петр победитель вновь rтnе.д
У 1Ъ
rх 11Ъ
ез
ду h в а.ллеr 1
нии героя Ясона, П. ывущего на Арго На корме кораб
0
Pli ieсk l a 11
ля то L о 1110 1
Фортуна вместо паруса. UеmральНу,О чаСiъ комrюзиции tvl l e, 1Jpa 1За. 1tмал 11110, 11
олицетворя.вшии Пеrра, которыи держал в рука х золото
viapс р 11е
е PY 1io с orс ti 1юсоьие 1оуАет tПUIJOИ Язою Образ подчеркивали nриво 11а.дn 11с 11l,
АИМЪiе в O 1
сю 1е сгроки I rдa храоросrь управит, Фортуна согласно С Q 1с щ 1111111t
л Жи, l ap 6 11э 11льrвет нео 11асно. Неоо поснешесгвует, царь же управляет В а 1k, 1
Колхио скоро досгизае 129
Ра iъ tJ aбp j j PJ iet t
д tae р 1тои античныи герои, олицетворявшим Морскую силv. j
i на арке 1703
сеи. Его изооражение было таюке помещено на заднюю ча t да, сгъ торжееть е. 11реславн ое торжество освободителя Ливонии приурочеННЪiх к в
eltltъi i 110 r
скву 19 декабря 1704 года после победы над шведами. Как следу
ъезду Цар а
rс ет из оnис 1
Туроооиского, эта картина выглядела следуюIЦИМ образом Со цц l 1oс 1дepЖJrr 1111ft
свооодив Андромеду от зверя морскаго, вводит ея в чертог свой И 6 epсe 1ua, зо Ражае т
сткое пресветлое величесrво, иже свободи Ижерскую землю от не
пn uъ е е eto raвeARaro
свеискаrо, аки невесту чисrую, богом и пресветлейшими праролu г Ул.ер,
6 о рученную ч 1J Щ С о приемлет в царсrвенныи чертог россиис кия державы своея. В nep
с
гора в нейже привязана Андромеда, на низу ея кит морской убит зu
сne
амение с
ския в Ливонии побежденныя. Верху горы Пегазус конh крилатьrй его 11ЛЪI tве 11же Qoсao Персеуш Андромеду свободи, аки бы до добеrу спавшися 3
о. С 11111
На торжественных арках 1703 и 1704 годов в облаках был написан и Не у Irryн, 11а лин морскои еллин знаменуя яко и самое море 111шиною своею повел е
н
ием бо 11rт.n
к победе великого государю пособсrвовать 3 1Однако бог морей rрозн l l колебате,
земли и сокрушитель скал тогда еще ничем не выделялся среди других античньц
гов, украшавших rравюры и кар 1ЪI или по замыслу организаторов петровсюп торжес в
принимавших непосредственное участие в праздничных маскарадах, omeстpe.льl lli 1
потехаю и теа рализова.нных шесгвиях. Возможно, это объясняется тем, что в первые
годы реформ Петр пребывал В марсовом ярме и основные военные операции пр
оис
ходили на суше. Неmун нередко представал скорее в качесrве собирательного образа
некоего абстрактного морского божесгва, лишенного положеННЬ 1Х ему ИНСШ НИЙ резубца, короны и колесницы в виде раковины, запряженной квадршой морских коней.
Например, на Плане осады крепости лиссельбург Нотебург 11октября 1702 tJ
А. Шхонебека 1703 Марс с масличной ветвью и Фавн с охапкой веток вполне
наваемы. Морское же божесгво, льющее воду в Неву, не персонифицировано рано с Неmуном оно могло ассоциироваться с Иереем, Пенеем, Ахелоем или Океаном.
Сходные аллюзии возникают и при виде речного божесгва в нижнем картуше друrой
карты А. Шхонебека, Географского чертежа над Ижерскою Землей 1705 Во.р Аа
тое божесгво с ключом в руке органично дополняло общую композицию с тркrонаыи
в верхнем картуше, померживавшими двуглавого державного орла. Та же rе,вдЩЩ III
присуrсrвовала и в первом русском навигационном атласе К Крюйса Hoi ai ч.ертеJ
т 1703 Аещ ОМ If2
ная книга, содержащая великую реку Дон, или анаис 1со 1 1
нове Шiструментальной съемки, осущесrвленной во время перехоМ. pyссIG
к Азову. На помещенных в нем картах были предсrавлены разн н чешуей обитатели стад Неmуна с веслами и рогами изобИЛР, 0. Н
52 АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОВРАЖЕНИя ПЕТРл ВЕЛИКо
ГО л на rи 1улъной странице атласа, справа от силаmеrо nQ В. на троне Петр ф л в р. меч и был облачен в доспехи и мантию. В
а, ко дер ы nльmая из заро J OP 1f J OH трубил в por, а за ero спиной в лучах восходяIЦе
е
леи а, р го солнца угадываются Jfl J ораб.ля.
o Jс y е и упрочение индивидуального образа HPn ruua на с 11UfoBЛ чал
Jl epe ого 1а Петр одерживал преславные викторию на море а Poсс
о xn
происхоАIПЬ
стала Н aссo
ся с Непьтуновои державою апример, на медали 1696 го яиnо ва I Ь да, отчеканеннои
ur г Само.й лом Юдиным в честь победоносно
г
о взятия Азова Н
сrep
oM ептун на колес ма eдсrae I из морск
ои пучины перед победоносным царем, словно
f fflte пр отк
рывая ему в свои владения. На дек
орации, украшавшем фейерверочное пред,
op
orf 697 М Ление, А ев феврале 1rода в оскве, символизировавший морск
ую 6 Н
0енво по еду ептун на морском коне по специаль
но прорубл енной во льду широкой пол
ынье. В
окр
уг
РЬIВались фугасы, а за ним на ледянои площадке возвышались триумф неrо р
аз альные
32 11января 1702 rода в ознаменование победы Б. П. Шереметева по Э ф opara д реет ев
Красной площади развернулось маспrгабное представление на ко
тором ом на по сло аМ нидерландского художника путешественника Корнилия де Бруина, представлен
был о
rроМНЫЙ Неmун, сидящии на дельфине, и около него множество разных родов
uo reWIO IX огней на земле, окруженных кольrшками с ракетами, которые производи ире.кра
сное зрелище, частично рассыпаясь золотым дождем, частично взл
етая вверх
киМИ
33
искр
а
ми яр После сдачи шведами 1мая 1703 года Ниеншанца и последовавшего за этим за
хва
та в устье Невы двух шведских фрегатов, а затем взятия Яма, Копорья, Шлотбурга
тема Неmуна получила дальнейшее развитие и претерпела существенные изменения. Усердно торжественно о сем возрадовались, писали Пе
тру в связи со взятием
в 1
703 году Ниеншанца гвардии капитан и корабельный масrер Ф. С. Салтыков и мачтмакер А. В. Кикин, и колико много паче свыше сего еще о сrяжании вашем на Осrзе
э
и скоро потом на нем о преславном вашем царского величесrва деле, которое вы особливо ясно с неприяrелем щастливо отправили, каковые дела даже до днесь на сих местах
от нашего народа Не.птунусу никогда не явлены 6ыли
34 Вскоре античный повелитель
морей предстал на картуше Карты восточной части Финского залива А. Шхонебека
и П. Пикарта, выполненной в Походной rравировальной мастерской, и являл собой
символ
ическое олицетворение новой геополитической програМ 11ы, лозунгом которой
стала соответствующая подпись Qvartum adjunxit tribus Четвертое присоединил
к трем Нептун располагался под державным двуглавым орлом и был окружен божесrвами, олицетворяющими четыре российских моря, одно из которых Балтийское Варяжское море. В руках у него находились острога и ключ, символизировавший взяmе шведской крепосm, переименованной в Шлиссельбург Ключ город Божество
Азовского моря сжимало остроrу с опрокинутым полумесяцем, свидетельство победы
над Турцией. Общую картину дополняли божесrво Белого моря с гарпуном и божество Каспийского моря с аллегорическим изображением Волrи.
Образы, использованные на Карте восточной част Финского залива возникли
неслучайно35 Можно полагать, что за их появлением стоит тщательно продуманная
п
роп
агандист
ская кампания, оттолоски которой обнаруживаются в переписке с цар
ем Петром думного дьяка Андрея Виниуса. Четыре моря, эти, по его словам, четыре дивная пристанища не что иное как военно морские крепоСПf, на которых
53
Л. 1KOIIEЛEB
возволятся государская побелительныя павилионы Сев
е Ни 11иус, 11ривлечt во сво 10 компани 10 к Перскому Т Pliьt 11Hell
урецкаrо на поле письма ооъяснение 11В Yityс тритоны у Нептуна дер жанни
a с 11J.f 1а 1t сrюн, 110 своим морям шествуя, вашу государскую фамv 4 1l 1ri 1J,ч по
в
сюду Р с 1милостивеишии, яко слава вarua подобно I орлу возше
a
зlioсirr i 1h 1Ailieмy Bui нз них же никто может r,д 1ч сказа 1ъ яко в державе свое ще rtpo i 1с И КО ЧСТhJр чХ r IJk приста 11ища имети 36 Кульминацией триумфа нового сJ f азЛJ e 1rr 1русскоrо l 1ь. 111ч, 11ест ва в МосКRе 1яннаря 1704 года во время которых 6 errryнa с r 1
0 ыл заnущ Ч J 1ерверк, нзображснныи на rравюре Л. Шхонебека. В центре er
е
н 0 1р ь. 1з
шой короиованнwй двутлавый орел высотой в 30 аршин 2 15 paсno 110
горевший разноцветными огнями. В обоих клювах и в в тe ielf 11
e ко n
гтях nрав жал o. Y f признаки моря представлявшие собой те самые три
0 11Л 1
моря над 0 11влалычес шовала Россия Четвертое море вкладыВал в л 1oтopli 1t p. евую лam.r
пrий l en к нему на морской ладье колеснице Неrпунз 1Освобо 10Рла 11о
жд
д 1р ъ е
и Варяжского моря
ние от свеискаго похищенИЯ было также с
0Рс 1ой 0личе 3
и на торжественных сК 11е
вра
rах 1704 года. Новую военно морс 1nлг. н держа 11Редсr.з ву о euu корабль с флагом морским и богиня Фетида изображавшая Иц морскую r щ пресветлаго величества державу и силу, седяш.ую же в светлой
ero
во
ц.
в венце кораблевидном рядом был дообразн изображен Нептун нач л н
0 11од uuiк Морской ритою женою своею, по мглистои паре от моря вземшийся на ко
л с А, 1ф 11е
СКИI Ш КОН 1Ш ведомои, отдав сницедВ в правую руку трезубец, знамение владе
НЦя Ва
омамо
моря, скипетром своим на державы водныя показуя, аки бы нами наnи сан
PIIЖс aro Моя восприем, заrцищай державы 38 ная, rлaro 3.
Впрочем, КОl шозиционные барочные сценарии предусматривали
менное присутствие на е и одао сцене Herrryнa и Марса выступавших в качеств
r
военно морских и военных побед Пе р е aллeropaii а. Подобные аллюзии обнаруживаJо rtи
на ротном черном знамени Лейб Гвардии Преображенского полка 1700 года Вц еще
полотнища под царскои б einpt коронои ыла помещена плывущая по воде лодка, 11Которой
Сатурн давал юноше уроки управления веслом. На переднем плане, напротив пылающего города, предсrал бог Марс, а перед сrроящимися кораблями бог Неmув 1
На фроюисписе Книги Марсовой, или Воинских дел выполненном А. Ф. ЗубоiЫ 17 12 Пе р таюке был окружен аллегорическими фmурами. Справа от неrо Герш
заносил дубинку над врагом, а слева Неmун и Марс обсуждали перипетии разворачива 1ощегося вокруг них сражения. Тема получила дальнейшее развкrие после одержанюn
Пе ром военно морских побед, последовавших за победами русской армии. Подлввный апофеоз Пе ра, героя сухопуrных и военно морских баталий, представил на своей
гравюре Торжественный ввод шведских судов в Пеrербург после Гаюуrской Пооед 1
9 сентября 17 14 г. нидерландский мастер Хендрик Девитr. Царь на ней был подобен
римскому триумфатору он облачился в горносrаевую мантию, голову украшал Ш
вый венок. Петр гордо возвышался над колесницей Неmуна в виде морской рU0ВИВН,
которую везли трубящие в рога тритоны на морских конях. Царю воздавал хвалы боr
Марс, а с правой стороны восседал Неmун, не без удивления, смema. OfO с восхищением, взиравший на нового морского героя. В руках Неmуна сеть повелwrtМ
Эола, появление которои
можно истолковать как пленение B r f 1ТI0 1t мememиt цtр.ю
одерживать победы40
54
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕТРЛ ВЕЛИ ого
Q
qepeд Ьle вюаоряи русского оружия и усиление военно морской мо р
вьrАел ЛИ Нептуна из сонма других небожителей В оссии
8с
е бо.лее 17 аж неишеи вехои в транс А. его образа стал aвryсr 16 года, когда у острова Б hl P 6ъ орm олм царь прЮUIЛ rс
ебя хом.ацдоваmrе о единенными флотами че п.рех держав России В на
А пIZ Я и Республики Соединенных ПровИНЦИЙ. На воде ж ели
кобри е кго слыхал бьrrии
w ского rосударсrва единому караблю, патетически вопро росеl Н
J Л.Я П wал в своеи ДедЛри l J ЦIJS ношении вице канцлер барон П. П. Шафиров u п.ь 1не же преизw флот равЯЯJОщеися, или еще и превосходящей неприятеле ряд.нон кои, аще н в чи од еде
накож в преnории, красоте, и удобном хождении караблей вое И иных. хотя до возможно было принять, ежели бы кто мог видеть единого из ро за ссииского
ода на море на караблях плавающаrо, тако ныне видел и не токмо ero велич ф ество 1омандующаго свои россиискии лот, но и купно великобрита саМОГО 4 1НСJ ОИ, дацкои
и галанской флоты На отчекане ннои в честь этого события медали Нептун был
за
пеqатлен в к
олеснице, запряженнои гиппокампами, которая стреМ 11Тельно несла его
тто во.ляам. Б руках у него раз
вевалс
я императорский штандарт, вокруг реяли флаги
r ma.IO ЬIX флотов. Подчеркивала картину красноречивая надпись ЮJО г Бладыч 42 ествует
qетырьм.я. При Борнrолме Центральное место занимал Неrпун и на огненном зре ЛИiде 27 юоля 1720 года в чесrь Гренгамского сражения. Плывущего по волнам на муконяой колеснице боrа окружали б
ьющие в бубны пуп и, символизировавшие царских
мa I oсoD и военно морских офицеров. Надпись же Triwnph на fiатальной картине
nодqеркивала n
обедоносносr
ь русского фл
о
та и его первенсrв
ующую роль в Европе43
НасrоЯiдИМ символическим юриумфом НеIТ 11На стали московские торжества
в че
сть заключения Нишгадтского мира в январе 1722 года. В верхней части усrановлеяяых торжесmенньrх ворот был изображен померживаемый Славами и Сфинксами
держа
вный российский орел с помещенным на rруди ФензелеВЫМ именем императора. С правой стороны под надписью Petro Мagno, Patri Patriae, Totius Russiae Imperatori Петру Великому, Опху Оrечества, всея России И шератору изображался
Иван IV Васильевич в царской короне с надписью Insipit Начал с левой сrороны
от надписи сrоял сам Петр I с надписью PerfeсiЬ У совершенствовал Под фитурами
самодержавных властителей располагались две эмблемы, представлявшие два замечательных твореЮIЯ его величества, а именно с правой стороны Кронслотскую гавань,
сооруженную среди моря, на которую Нептун смотрит удивленно, с надписью Videt
et stupesсit Видит и изумляется с левой С. Петербург, большой город, в несколько
лет выросший среди леса, с надписью Urbs uЬi sylva fuit Город, где прежде был лес 1
Однако, заявляя о правах Российской державы на всrупление во владению Неmуна, Петр I и его идеолоrи черпали вдохновение не только в богах и героях античной
культуры. Царь сохранял верность барочным правилам игры, но вносил в нее новации.
Например, во время празднования Нового 1720 го года на роскошном фейерверке,
устроенном в здании Сената, среди возведенных декораций возвышалась скала посреди
моря, на которой помесrили фигуру Правосудия с харакrерными для нее атрибугами
весами в одной руке и мечом в другой. Петр не преминул разъяснить гостям смысл
подобной эмблематики, заявив Сердце его верно, как эти весы он никогда никого
не обманывал намек на его союзников если другие принимают меры, противные
их
его
с
п
о
ро
бсrв
тив т
енным
ого, кто
обяз
околь
ательсrвам,
ными п
то меч,
уrями сr
ко
арался
торым
повредить
вооружена
ему
фшура,
45
сумеет защитить
55
Л. Н. КОПЕЛЕВ
В расr.rееченной разнообразны чи аллJОЗИЯ Gf npon iмь. д. 11СТсJ о.ц
ского чо 1у 1uее 111а на юре, tла.лои по чоll. 1ИЮ божиею учр
B i vьr. 1Иl Т, Iс ITO O f, С ПО 0 iОЩЬЮ которого VП ер жл Ф P J 14съ liдея Фr O Ч каВJ 1и roсy дarсrua, защищаемого 1tилосердньrм Спаси r боrо
6
елею о r
чества 1юинствующеrо по
сердцу ожию на всем nрот Iсl e 111111Оt зз 111ь е О rп ер
сос сы сл.ивал ся в соответствии с хрисrиавским вероуче о 114 f i НИе f, а сац e 1111J
которого, по оожиему С. 1fотрению восnламенися к воМьlм toq, ъ Ф. 1rJ
в С. 11ШОлические одеянию апостола Андрея Первозван ноrон суда. Сер Н 4 О голуб ч 06 1
кораолестроителя оя тсюда черпали истоки образы IIeтp 11t
р 6 овскоrо n
бицы Ноева, принесс в оссиискии кора ль, потопом скифе 1ИМ еА.Ва li II oq
сучец маслины олаrонадежия, целости и засrуnлени я которЬlЙ е norpt, e l i. 1
вом в проповеди Гаврила Бужинскоrо, произнесенной им в д
е
нь
I 1р
о
х
од 11Ае
Александра I Iевскаго и вместе с тем освящения в его мон
ас n.rт
ItpaзAlioв t e цep Qln сЗtt 11r
вещсния Пресвятой Девы Марии sо во li i air Лллегории Herrrvнa, впрочем, продолжали жить оставаясь с ОА iой сr
привычной западноевропейским современникам барочно
й МОдЬI
о
ро д2 а
явля с друrо
я миру новую Россию. Неслучаино изображения Herrryнa 3 11
р 5 1В a. Л f npou
на картах оссиискои империи условиях, когда оrроМНьrе про Ое дикой Московии открывались для Западной Европы, образ С 111а li Q
на юрей лnлжен fiыл с помощью привычных для него образов по
ого 11сrс. l А чep 1Gi la n, статус Россиискои империи. Параллельно Неmун оказался воnт,еб 11ii t овав 1111
ском сценарии новой России, служившем постоянным напо л геро 1е. Ll ut eм о rевпалъ преобразователе, укроnmшем природу и людей и простершем благодетель IIQ
над страной. Отражением новой имперской мифологии стала Карта М2 1
г
дии, иначе Интрии, новейшая карта 1734 года, изданная наслеАНИками нюр о картоrрафа Иоганна Баптиста Хоманна, представившая символические
ftln kЛ очв М 1
прочтения современниками особенносrеи цивилизационного пуrи петровской р
ГI у б ОССвв.
ервыи из них о раз дикои, варварскои страны на нижнем картуше, олицm.m Вт г.le й
первозданнои скалои с пасуrцимся возле нее лосем. орои символический ключабщ
помещен в верхнем карrуше и являл собой образ преображенной Росаш, ЮПЛО 11Jt.
шейся в Санкт Петербурге, городе св. Петра, претендовавшем на роль нового Рюо.
Завершал композицию владыка моря океана Herrryн, изображенный в нижнем К2р rуШе,
который символизировал императора Пе rра Великого, режиссера этого rероичесшо
сценария. 1Статья написана при помержке Российского rу манитарноrо научного фонда РГНФ
Грант No 14 0 100079.
2 Symbols and Sentiments сross сultural Studies in Symbolism. London New York, 1977
Yates F. Astraea The Imperial Theme in the
Si.xteenth сentury. London, 1985 Hash 1F.
Нistory and its lmages Art and the Interpretation of the Past. New Haven London, 1993
Блок М. Короли чудотворцы Очерк предсrавлений о сверхъестесrвенном характере
56
королевской власrи, распростршеявн
имущесrвеняо во Франции и в Аиrлвв. 1998 1Иопоd Р. Тhе Power of
and Religion in Europe, 1589 17 15. N
ven, 1999 Women Who Ru ed
desses, Amazons in Renшwiсe and
Art ed. Ьу А. Dixon. I.oodoD
щенное тело l ороля Ряrуалк в
власrи под ред. Н. А. Ь
БойЧов М. А ВелJrqие
политическою
д Л ЛЕrоРИЧЕСIЩЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ rn н нrЛ ВЕЛИкоrо М. 2009 Канлtоj Qвич Э. Два тела к оЕJ РО п едовавие по средневе ковой по XJ р еско.ii rе ЛОI ИИ М., 20 14. to 08 В n Ильин М. А. Московские Ви фЭ.ЛЬSЫе ворота рубежа XVI
Ii в. Материалы по теории и исrояасуссrва М., 1956. С. 110 124 Васи.льрЯЯ
Н. С,rариявые фейерверки в России
ев В. первая четверть XVIII века 60 rребtнюк В. П. Публичные зрелиЛ
mовскоrо времени и их связь с теат Ха n r Но.вые черты в русском лпrературе
Р
о XVII начало XVIII в. И сJf JfсJo с ясr Jf материалы по древнерусскои
след0В DZ лятера., 117Пе М 1976. С. 133 145 Ви.линба
г
г. в К истории учреждения ордена Авд Хо6
рея Первозва.sноrо и эволюция его знака
Культура и искуссrво Петровского времени.
Л., 1977 Алексеееа М. Гравюра Петровского
в
ремени Л., 1990 RiasanovsA Y N V. Тhе Image of Peter the Great in Russian Нistory d 1Ъought. Oxford, 1985 Baehr S. е Paradise
Myth in Eighteenth сentury Russ 1a. Stanford, 199 1Azeeea О. Г. Северная война и искуссrво равюры в России Петровского времени
Русская куль l Ра в условиях иноземных
нашествий и войн Х начала ХХ вв. Ч. 2
м., 199 1С. 15 1178 Лот.ман Ю. М., Успенскиti Ь. А. Роль дуальных моделей в динамике
русской кулыуры до конца XVIII века
Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1
М., 1996. С. 338 380 Живов В. М. Культур
вые реформы в сисrеме преобразований
Петра I Из исrории русской культуры.
Т. 3 XVII начало XVIII века. М., 1996.
С. 528 583 Hиghes L Тhе Petrine Year Anniversaries and Festivals in the Reign of Peter 11682 1725 Festive сulture in Germany
and Europe from the Sixteenth to the Twentieth сentury. Lampeter, 2000. Р. 149 168 Сариева Е. А. Фейерверки в России XVIII века
Развлекательная ку ль тура России 18 19 веков. СПб., 2000. С. 88 97 Погосян Е. А.
Петр I архитектор российской исrории.
СПб., 200 1Yf Jmмaн Р. С Сценарии власти мифы и церемонии русской монархии пер. с англ. С. В. Житомирской. Т. 1
Or Петра Великого до смерти Николая I.
М., 2004 Рогов К Ю. Три эпохи русского
бapol I o Тьmяновский сборнm Вьm. 12.
М., 2006 сollis R Тhе Petrine Instauration
57
Religion, Esoteriсism and Sсienсe at the of Peter the Great, 1689 1725 т 1
сourt
Э Ца 2007 Зи Чф рство Преображения С
пар вящев ная.
В
одия и царская харизма при дворе П а
ньrе
елико
светские
rо. М.,
о
2008 Зелов А. д Оф ИЦИаль етр
разА 1iИ 1аf как явление русской
ХV
I
куль тур
ll
ы овцк
И века
а
стор
XVII первой половины
п. и.я триумфов и фейер верков от етра В
Е лизаветы. ого до его дочери М., 20 10 Киселева М С Инт ел лектуальный выбор России второй полови
ны
XVII начала XVIII
века. от древиерусскои квижносги к европ
М., он учености. 20 11Наймарк Е. А. Ноrою твердой
всrать при море Проблема имперских
амбициЙ Петра Великою и ее образное воплощение в фейерверках первой четверт
XVIII в. Историческая и социально обра4 зовательная мысль. 20 11No 3 8 С. 16 19.
Живов В. М. Культурные реформы в системе
преобразований Петра I. С. 544
5 Hatton R Louis XIV At the сourt of the Sun
Кing The сourts of Europe Politiсs Patronage and Royalty 1400 1800 New York
St. Louis San Franсisсo, 1977. Р. 12 1146
Apostolides М. Le Roi maсhine Speсtaсle et
politique au temps de Louis XIV. Paris, 198 1
Bиrke Р. The Fabriсation of Louis XIV. New
Haven London, 1992 Louis XIV l homme
et le roi сat. ехр. ed. N. Мilovanoviс, А. Maral. Paris Versailles, 2009 Ziegjer Н. Louis XIV
et ses ennemis image, propagande et сontestation. Paris Versailles Saint Denis, 20 13.
6 Le Neptune fraш ois, ou atlas nouveau des
сartes ma.rines Levees et grave par ordre expres du roy Pour l usage de ses armees de mer.
Paris, 1693.
7 См. ттnлробнее Vergi Franсeshi М. Marine et
eduсation sous l Anсien regime. Paris, 199 1
Petit ls J сh. Louis XN. Paris, 1995 Dessert D.
La Royale, Vaisseau et marins du Roi Soleil. Paris, 1996 Simion N. Louis XIV et la mer. Paris,
2007 сhaline О. La marine de Louis XI T futelle ad ee а ses obeсt ifs Revue historique
des armee. 20 11N 263. Р. 40 52.
8 Цит. по Малов В. Н. Ж. Б. Кольбер Абсолютисrская бюрокраПiЯ и французское общество. М., 199 1С. 196.
9 Diсtionnaire de l Нistoire maritime Sous 1а
direсtion de М. Verge Franсeshi. Paris, 20 02.
Р. 880 884. Л. 11KOl i EB
io сlime 11t Р. 1ustoire dс сolbсrt et de son admir 1istraсion. т. 2. Paris, 187 4. Е 425. 1111р l ulei J. Р. L Ешорс, la mer et les сov 1ien d 1Jl 11II siссle Sous а ireсt юn
on 1es л л v
de R. J 1JсhemЫed. Paris, 1997. Р. 23. 12 Vорт.ман Р. СненарИJ, 1власти МJ,Jфы и церемонии русской монархии. С. 77. 1r ит. по Ки, елева М. С Интеллск.уал.ьныи
выбор России второй половины X fll начала л III века от древнерусской книжноаи к европейской учености. С. 39 11См. Бет. 11тых Ю. Н. Петербурr, море
и Петр Феномен Петербурга труды Тре 11ей междунар. конф. СПб., 2006. С. 320
343. Вебер Ф. Х. Преображенная Р оссия Ч. 1
Приложение о городе Петербурге и относя. 1цихся к этому замечаниях БеспяlЪIХ Ю. Н. Петербург Петра I в иносrранных описаниях. Л., 199 1С. 127. 16 J анченко А. М. О русской исгории и К jЛЬтуре. СПб., 2000. С. 387. 17 Панеrиричсская литература Петрове.кого
времени оодгот. тексга В. П. Гребешок
под ред. О. А. Державиной. М, 1979. С. 99.
н Веселаго Ф. Ф. Очерк исгории Морского калетского корпуса С прил
ожением Спиею 1юспитаявиков за 100 лет. СПб., 1852. С. 22. 19 Uит. по Уорт.ман Р. С. Сценарии власrи
мифы и церемонии русской монархии.
С. 76.
20 Там же.
2 1Петр I Время и окружение альманах. 20 15.
Вьm. 465. С. 102.
22 Молееа I 1Бе.лютин Э. Живописных дел мастера Канцеля
рия от строений и русская
живопись первой половины XVIII века. М., 1965. С. 16.
23 Берхгмьц Ф. В. Дневник камер юmсера, 172 11725 пер.с нем. И. Ф. Аммояа. Ч. 2 1722 й год. М., 1902. С. 47.
24 Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 11Вьm. 1январь 12 июля 17 11года.
м., 1962. С. 230.
25 Плюханоеа М. Б. О национальных средсrвах самоопределения личвосm самосакрализация, самосожжение, плавание на
корабле Из исrории русской культуры.
Т. 3. М, 1996. С. 408 4 10. См. таюке Чечот И. А. Корабль и флот в пор,ретах Петра I Риторическая культура и особеявости
эсrетиJ И русс Кого
XVIII КорабNJ. в. Отечеетв nep ii
искусство XVIII
ettцoe 11Be f a 0 зa l i
мы Вопросы отеч
с
ноrо ис
ьо 11е
кусства. Вьrц
eсrrie
3
Quol Q 11
v r v, ganov Л 1Зtр As in the S
hi 6. С t
Review. 199 1Vol so N
Р of Pete 14
ва А. М. Об р 7 SJ раз ВОдЬl в no S4 767 i
го времени А.жгу t 11ч
рии и исrории иnnт 1i ь 11ь е aoл tt 1ССТва с под ред. А. В. б Захарова В lia
С. 348 354. И. ЬЦ 2. с lf
26 Berdyeva А. М. Shi 1t
Р Гhe
of rne in 1the FLtst Quatter of th IISsian
Е u.r
е цI С opean ResearсheL 20 12 et ty 1Р. 1474 VoL 29. N 9.i
v Мф. 16 18.
28 Прокопович Ф. Слово в 11е
де.лJо о сять, сказанное в Саяк, Гhrre YI e
Прокопович Ф. Сочинеяая. 1рбуРхе 196 1С. 63. t8 l т М. л
29 Цит. по Панегиричесхая
ровскоrо времени. с. 13б, лwrepa I pa ll ю Typo6oii 1uii И. Прес.лавяое то
дителя Л
ивонии Паяеrирич
ржеетвоС обn.
еСI а.а
тура Петровского времени. с. 179
э 1П анеrирическая литература П
времени. С. 135, 162. ечх ВС 1оtо
32 Васщzьее В. Н. Старивные фейер 11Рn ь
с ц
сии 17.
33 Бруин К де. Путешествие через MO XoQJo
пер. с фр. П. П. Барсова. М, 1873. С. 43.
34 Письма и бумаги императора Петра Вели.
кого. Т. 2 1702 1703. СПб., 1889.С.538. 11
эs См. подробнее Погоt 11н Е. А Пе,р 1
хитектор российской ИСI Ории. С. 58 66
Эстлиндии
С.Моржевr ких Смирнов
и Лифлянди
а М.
я в
ИвrерН 111ШДЦ
церховвоw 111
яеmрике Петровской эпохи. Таллии, W 3.
С. 8 183. О связи этих аллеrоричсс m
и
флага
зображений
см. также
с
в
символmюй
UМtнoвllfl Н Н
ЛJЩ 1СtЮО 111
Исrорв
русскою воеяно мораоrо флш. Л., 1946.
36 Письма и бумаги императора Пе,ра Вш
кого. С. 538, 539.
37 PosuН tG 1ti А. А Обозревве повопиавd
в России до конца XVII веu Опи
фейерверков и имюМЯJЦций, 167+ 189 1t
Т. 12. СПб., 1903. С. 18 1a,J 1
дителя
Typoбot ti И. Преславвое. Ливояии. С. 170, t73.
58 рИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕ ГРл вюл, u J.I OГO 4 В Uс i Qpmr оnисаии.я одежды
9 В роG ИЙ ских войск. СПб.,
Jt р с. 8 1
7. 1gn9, t С П rr sil 4 м Оvра з воды в портрете ет40 J O времеяя С 352. После сраже Р
о r e яекяи ано.яимвьm русскии P 1f всr в nосвпдеяном ему сmxoтвopenasent
s J I n ЯЛ новую победу С триумфом о лесяой и сравнил деяния Петра с поn
о Геркулеса, победителя иемейскоrо
ер.яейской гидры. Захваченные же
льва и л
бо Ведскяе фрегаты были уподоблев 10
en rpeм головам, отсеченным у rидры, въr oro змея Люстроs М. Ю. Война во.
тура Руссl о mведские литературные и жу
лъ
ели эпохи Северной войны. М., 20 12. nаралл
С. 115, 116
4 1
кацJfil
ДJrr. по ЗахtфОВ А В. Рукопись дедифип. П. Шафирова и государственная
пропаrанда Петра I Вестник Челя бинСJ ОГО государсrвеIШОГО университета. 20 14.
No 22 35 1История. Вып. 6 1С. 177. 2 BeсМIJZO Ф. Ф. Очерl русской морской истории СПб., 1875. С. 189, 190. Poeuнскuii Д. А. Обозрение Иl ОНописания
8 России до к0 1ща XVII века. С. 19 1Найморк Е. А. Ноrою твердой встать при
море Проблема имперских амбиций
Петра Великого и ее образное воплощение
в фейерверках первой четверти XVIII в.
Исrорическая и социально образовательная мысль. 20 113 8 С. 18.
44 Берхгмщ Ф. В. Дневник камер юm ера, 172 11725. С. 40, 4 1
45 Депеша Лави аббату Дюбуа от 15 января 1720 г. См. Сборник Русского Императорского исторического общества. Т. 40. СПб., 1884. С. 79. См. Прокопович Ф. Слово похвалное о флоте
российском Панеmрическая литература
Петровского времени. С. 235.
4 1и u ачнет кровная б уря mумети и потоплением 1р0зити, но ты, Петре, поrрязновения
не бойся имапm бо простертую на сохранеIШе руку Христову. Заюmешь, Петре, невод
на ловитву, и по rла.гол Х
ну поступишь
у рисrову во rлуби верую, no, по словес
в Х СТ
ОВу ЛОВИ t СТRtлn ри6 ве вотще т
у
р. n деnrь См. Слова Стеф тися
митрополита Рязанского и а Яворскоrо,
Тр К
и
уро
уды е мскоrо вскои духовной Т. 9, ак сентябрь. С. 144
аде мии. 1875.
48 Велихому царю ваш
князе
ему в образе ro уб м и болярам и всему с
л я
зе вина увеселвтельнаrо и ИВклиту в обравер 6
укрепляющего в иую сл а уж у ветра бла
морскому флоту в об азе rополучваrо к ЖРл,
р станищу ому при иас
r
авляю
с
с л
щаrо. м. ЯворС 1uй С. ово восьмое в неделю rт uпьдесятницы Проповеди блажевны
я П С ф Яв те ана
орскаrо, преосвящев наrо митро
полита Р.язанскаrо и Муромс каr
о, бывшего
месrоблюсти
телем npeсroлa патриарше
го
высо ким учением знаме нсuv, и ревво
стию по блаrочесrии nреславнаrо. М., 1803. ч. 1С. 18 1182.
49 С м. проповедь Стефана Яворского
Сень
вторая, Моисеови от Петра созда m а
я
яже
есть флот морской 1708
so Бужинский Г. Проповеди Историко литературные мате
риалы из эпохи преобразований Ученые записки Юрьевского университета. 1900. 4, 32. С. 52 1
5 1См. например, ландкарту 1727 года Нова
я
и достоверна
я всей Ингерманландию подготовленную геодезистами И. Елаrиным,
М. Пестриковым, Д. Мордвиновым и И. Ханыковым, которая вошла в состав Атласа
Всероссийской империю 173 1составленного обер секретарем Сената И. Кириловым
по материалам Первой геодезической съемки страны. Сходные аллегории на картах Ладожское озеро и Финский залив с прилежащими местностями гравированной
И. Э. Гриммелем 174 11742 и Новом
и точном Изображении большей части Ладожского Озера и Финского Залива с прилежащими и расположенными между ними
местамю после 1742