| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Основы геральдики › : Туник Г.А. Геральдика, разнообразная и сложная. Об ошибках, заблуждениях и небрежностях при создании государственной символики / 2009 | ||
Туник Г.А.
Геральдика, разнообразная и сложная. Об ошибках, заблуждениях и небрежностях при создании государственной символикиБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: [Электронная публикация]: Научно-культурологический журнал RELGA. 2009, №18 [198] Дата публикации 20.12.2009. Аннотация: Современная российская геральдика находится в ряду тех проблем, которые еще не так дав-но казались малозначащими, не вызывали особого интереса у историков, политологов, широкого круга читателей. Вместе с тем, государственные символы страны, официальные символы субъектов Россий-ской Федерации, муниципальных образований знаменуют обретение Российским государством не только определенного уровня становления государственности, ее идеологического оформления, но и отражают внутреннее содержание, стратегию политико-культурного курса России, преемствен-ность историко-культурных традиций россиян. Об авторе публикации/статьи: Туник Галина Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Туник Г.А. Геральдика, разнообразная и сложная. Об ошибках, заблуждениях и небрежностях при создании государственной символики
› См. также другие статьи Туник Г.А.
в библиотеке найдено еще 5 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 84873 знаков (с пробелами)
Современная российская геральдика находится в ряду тех проблем, которые еще не так дав-но казались малозначащими, не вызывали особого интереса у историков, политологов, широкого круга читателей. Вместе с тем, государственные символы страны, официальные символы субъектов Россий-ской Федерации, муниципальных образований знаменуют обретение Российским государством не только определенного уровня становления государственности, ее идеологического оформления, но и отражают внутреннее содержание, стратегию политико-культурного курса России, преемствен-ность историко-культурных традиций россиян. Российская Федерация - крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировав-шееся на протяжении многих столетий, органично вобравшее в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. Принадлежность российских народов к разным историко-культурным срезам мировой цивилизации отражается и в геральдических образах. Необходимость изучения современной российской геральдики вызвана и таким требованием времени, как восста-новление исторической памяти новых поколений россиян, чье социальное и духовное становление происходит в обстановке переосмысления истории, государственности, культуры, традиций, обря-дов. Актуализация изучения современной российской геральдики возрастает в связи с активным использованием в реалиях современной России исторической символики, которая, как дело госу-дарственного уровня и как социальное явление, и как сфера политической культуры, и как область эстетического - привлекает к себе повышенное внимание. И государственные символы страны, и официальные символы субъектов Российской Федерации сегодня являются непременной атрибути-кой государственности. Внутри субъектов Российской Федерации начинает активно создаваться символика муниципальных образований. Как создается герб Выбор той или иной композиции для территориального символа определяется многими сла-гаемыми, об этом мы уже писали. 1 Казалось бы, наступил момент истины проводимая в стране реформа местного самоуправления и появление десятков тысяч вновь образованных муниципаль-ных образований с установлением их статуса, новой территориальной организацией местного са-моуправления, закреплением за муниципальными образованиями права устанавливать свои офи-циальные символы, дает уникальную возможность при создании своих официальных символов от-разить местные особенности муниципальных образований, а специалистам в этой сфере средства-ми геральдики показать все многообразие нашей страны. Именно через призму геральдики мы мо-жем воочию наблюдать безбрежные пространства России Выбор этих местных особенностей велик это и наименование муниципального образования либо топонимика наименования, и географическое расположение, и исторические события, и ве-дущие отрасли народного хозяйства, определившие социально-экономическое развитие муници-пального образования, и культурные особенности, и национальные особенности, и многие другие. Многие гербы содержат вполне конкретные изображения и их выбор не был случайным, по-скольку с одной стороны территориальные символы воплощали в себе как внутригосударственные устремления, так и внешнеполитические замыслы, а с другой территориальные символы по своей сути были понятны. Каждый территориальный символ геральдическими средствами отражает индивидуальные особенности муниципального образования, и, тем самым, свидетельствует о его конкретном месте в общегосударственном устройстве. Сегодня по обоснованию символики герба можно изучать богатейшую историю нашей стра-ны, новые социально-политические реалии, формирование регионального самосознания, т.е. во-просов очень важных для российского общества, но недостаточно изученных. Именно обоснование символики герба помогает нам понять его композицию. Что подразумевается под термином обоснование символики Почему оно так важно Ка-кую нагрузку оно несет Как оно составляется Чтобы уяснить это, необходимо дать характеристи-ку составляющим этот термин дефинициям. Обоснование - мыслительный процесс, основанный на использовании определенных знаний, норм и установок 2 Символика - это собирательный, обобщающий термин. Символика каждого герба индивиду-альна. Следовательно, обоснование символики есть важнейший компонент научного знания, обла-дающий такими характеристиками научного знания, как его истинность, нацеленность на отраже-ние существенных свойств исследуемого объекта, наличие особых языковых средств, системность. По сути же обоснование символики это сконцентрированная в нескольких фразах история муници-пального образования. И именно по этой причине важно крайне ответственно относиться к состав-ляемому тексту обоснования символики, тщательно выверять каждое слово, фразу, стиль письма, последовательность слов. Это важно еще и потому, что обоснование символики герба наряду с самим гербом, который представительный орган муниципального образования устанавливает в качестве официального символа, закрепляется в муниципальном правовом акте - в положении о гербе, и, таким образом, становится легитимным, и в этом контексте является официальным проводником органов власти. Что же на самом деле представляют собой отдельные тексты обоснований символики офици-альных символов муниципальных образований В большинстве своем содержание текстов не имеет отношения к тому, что мы писали выше. Неуважение к текстам обоснований символики в муници-пальных правовых актах проявляется во всем в многочисленных орфографических ошибках и с нарушением пунктуации, свидетельствующими об отсутствии элементарных знаний общепринятых правил письма, в неумении построить предложение, в несовпадении падежей, в отсутствии пред-логов, в неточных формулировках, в искажении исторических фактов. А порой тексты не поддают-ся никакому объяснению. Вот что можно прочитать в положениях о гербах, подписанных главами муниципальных образований и имеющих государственную регистрацию нижеприведенные тексты процитированы со всеми ошибками и описками Возникающий над аллегорической ямой прекрасный серебряный лотос символизирует подъем к светлому будущему, раскрытие производительных сил населения сельсове-та Степновский сельсовет Красноярского района Астраханской области 3 А вот что происходит с родовой геральдикой и современным ее прочтением. В обосновании символики герба сельского поселения Дашковское Серпуховского муници-пального района Московской области записано Фигуры из герба Нащекиных выходящие с двух сторон трубы перешедшие в герб поселения символизируют связь прошлого с настоя-щим Позвольте усомниться с утверждениями автора обоснования символики о трубах и о связи. Во-первых, трубы в современный герб сельского поселения Дашковское перешли не из герба Нащекиных, а из герба РОДА Нащокиных, что далеко не одно и то же. Во-вторых, если мы обра-тимся к описанию герба рода Нащокиных, то прочитаем следующее по сторонам щита в верхней части видно по одной золотой музыкальной трубе 22 Совершенно ясно поэтому, что современный золотой лев никакого отношения к историче-скому лазоревому льву из герба Датского королевства не имеет. А, кроме этого, неясно и то, поче-му шефом 18-го Северского драгунского полка был датский король Христиан IX т.е. совершенно конкретная личность, а отражено это львом из герба Датского королевства Пояснения этому разночтению автор обоснования символики не дает, как и ссылку на связь времен. Или ее нет Не обойден вниманием авторами-разработчиками и род князей Долгоруковых или Долгору-ких. В обосновании символики официальных символов сельского поселения Замошинское Можай-ского муниципального района Московской области записано, что рука, закованная в латы, дер-жащая стрелу элемент герба князей Долгоруких символизирует огромную их роль в развитии мест-ных территорий. Село Мокрое - центр Замошинского сельского поселения основано во второй по-ловине XVIII столетия князем Василием Васильевичем Долгоруким, сделавшим много для его бла-гоустройства В эмос тексте одна и та же рука записана как а - рука, закованная в латы и б - рука в латах В описании герба рода Долгоруковых записано выходит из облака рука со стре-лой, облачённая в латы 26 При этом современная рука, закованная в латы символизирует огромную их князей Долгоруких авт. роль в развитии местных территорий а та же рука, но в латах - символ защиты и покровительства аллегорически символизирует героизм защитников Отечества - во время Великой Отечественной Войны 27 То, что автор текста как обычно сослался на герб князей Долгоруких, а не на герб РОДА Дол-горуких, уже привычно и объяснимо ну не понимает он, почему некорректно пропускать слово род Что же поделать, если образования не хватает, а объяснить некому. Но вот каким образом деревня Мокрая стала селом неясно. Если мы обратимся к Закону Московской области от 30.03.2005 95 2005-ОЗ О статусе и границах Можайского муниципального района и вновь об-разованных в его составе муниципальных образований то во второй части статьи 8 прочитаем Населенные пункты Можайского района Московской области, находящиеся в границе сельского поселения Замошинское Мокрое - деревня Замошинского сельского округа 28 Что населенный пункт Мокрое является деревней, а не селом, установлено и в Уставе сельского поселения Замо-шинское. Ниже мы посвятим несколько строк правовому регулированию гербовой практики в со-временной России. Но только несколько строк, поскольку на эту тему готовится к выпуску большая и серьезная статья. Так что же Долгорукие Из текста обоснования следует, что рука символизирует огромную их Долгоруких роль в развитии местных территорий. О каких местных территориях идет речь О се-ле Мокрое, которое, основано князем Василием Васильевичем Долгоруким во второй половине XVIII столетия Это не так, и это грубейшая подтасовка исторических фактов. Многочисленный род князей Долгоруких ведет свою историю с XVII века. Следовательно, говорить об огромной их роли читай всех князей в развитии местных территорий - нет оснований. Что же касается ука-занного в обосновании символики одного представителя этого княжеского рода, то Василий Ва-сильевич Долгорукий родился во второй половине XVIII века, когда сельцо Мокрое уже существо-вало. А принадлежать князю Мокрое стало в конце XVIII века, когда Император Павел I в день ко-ронации пожаловал В.В. Долгорукому чин действительного тайного советника правда, вскоре вы-слал его с семьей на жительство в деревни Вот вам и герб исторический источник 29 Герб городского поселения Холм-Жирковское Холм-Жирковского муниципального района Пензенской области и герб городского поселения Уваровка Можайского муниципального района Московской области схожи тем, что в них указан род Уваровых и родовой герб. При этом герб го-родского поселения Холм-Жирковский создан на основе герба Уваровых, род которых владел усадьбой Холм 30 а изображение в гербе городского поселения Уваровка стропила - одной из фигур графского герба и колеса - традиционного символа движения вперед, целеустремленности, развития, символизирует Уваровых и построенную ими дорогу, сыгравшую ключевую роль в ста-новлении поселка 31 И вновь вопрос а где в гербе рода Уваровых колесо А, кроме того, в современном гербе городского поселения Уваровка о геральдической фигуре стропило добавлено и такое пояснение городское поселение Уваровка расположено на самом высоком месте Московско-Смоленкской возвышенности и является самым высоким местом Москов-ской области, что аллегорически отраженно геральдическим стропилом Так вот, Московско-Смоленкской возвышенности не существует ни на территории Московской области, ни на террито-рии Смоленской области, ни на территории Российской Федерации. В Большой Советской энцикло-педии есть сведения о Московской возвышенности, протянувшейся от верховьев рек Вори и Моск-вы до верховьев реки Колокши, о Смоленской возвышенности, протянувшейся главным образом в Смоленской области от города Орши до верховьев рек Вори и Москвы, о Среднерусской возвышен-ности, расположенной в пределах Восточно-Европейской равнины от широтного отрезка долины реки Оки на севере до Донецкого кряжа на юге, и других. Если и можно говорить о соединении наименования двух возвышенностей, то это так называемый сленг который не должен поме-щаться в официальные документы. В центре герба сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района Московской области расположено пурпурное, коронованное золотом, сердце и, согласно тексту обоснования символики, коронованное сердце, заимствованное из герба Александра Даниловича Меншикова, символизирует связь прошлого с настоящим Однако в описании герба рода князей Меньшиковых мы читаем Герб рода князей Меньшиковых представляет щит, разделенный на че-тыре части крестообразно, и еще в средине пересечения перпендикуляра помещенный меньший щиток с изображением в золотом поле русского двуглавого орла, на груди которого в золотом же щитке красное сердце, увенчанное княжескою короною см. Геральдика.ру Следовательно, о связи прошлого с настоящим говорить не только не приходится, поскольку, во-первых, цвета сер-дец разные, а во-вторых, элемент из герба целого рода выдан за личный герб А.Д. Меншикова. Здесь впору говорить о переписывании истории на свой лад В подтверждение этого, а также в качестве примера неуважения к истории своего отечества, приведем обоснование символики герба сельского поселения Ульянинское Раменского муниципального района Московской области, соглас-но которому в качестве основного мотива герба использован орел из герба Давыдовых и красный цвет орла с делением щита на золото и голубой из герба Орловых Однако, цвет орла в описании герба рода Давыдовых, внесенного в часть вторую часть Общего гербовника дворянских гербов Всероссийской империи указан черным, а цвет поля - красный. 32 Что же касается деления щита на золото и голубой из герба Орловых, то неясно, о каких Ор-ловых в данном тексте обоснования идет речь. В Общий гербовник дворянских гербов Всероссий-ской империи внесены порядка десяти гербов Орловых. Если речь идет о гербе Орловых, внесен-ном в пятую часть гербовника, то в этом гербе указаны голубое и красное поля. Если речь идет о гербе графа Григория Григорьевича Орлова, имеющего титул князя Римской Империи, то в его гербе, внесенном в первую часть указанного гербовника, поля золотое и красное. А вот располо-женный в середине этого герба щиток, десятикратно разлинованный горизонтально золотыми и голубыми полосами 33 Из сказанного читателю, надеемся, ясно, в чем заключается неуважение к истории своего отечества. Недопустимо вот так просто брать символы из прошлого и примери-вать их на современный лад, да еще на таком уровне. Сократ сказал Есть только одно благо - знание и только одно зло невежество Нельзя не обойти вниманием и военную тематику в современной практической геральдике. В обосновании символики уже упоминавшегося выше герба сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области написано Расположенное на берегах реки Оки поселение является граничным с Калужской областью. В годы Великой Отечественной войны части и соединения 49-й армии, воевавшие на землях поселения, отстояли подступы к горо-ду Серпухову и преградили врагу путь к Москве с юга Какая связь в этом тексте между располо-женным на Оке сельским поселением Дашковское, граничащим с Калужской областью, и частями и соединениями 49-й армии Одному автору обоснования символики известно В обосновании символики официальных символов сельского поселения Базаровское Кашир-ского муниципального района Московской области написано буквально следующее именно здесь, корпус под командованием генерала П.А. Белова 26 - 28 ноября 1941 года, опередив на не-сколько дней общее наступление советских войск под Москвой, вступила в бой и опрокинула не-мецко-фашистские войска генерала Гудериана 34 Такое впечатление, что автор обоснования плохо себе представляет, о чем пишет почему советские войска отдельно, а корпус П.А.Белова отдельно И кто, позвольте узнать, опрокинула и куда опрокинула
Речь, судя по всему, идет не просто о корпусе под командованием генерала П.А. Белова, а о Первом гвардейском кавалерийском корпусе генерал-майора П.А. Белова, Героя Советского Союза, на которого Военным Советом Западного фронта была возложена персональная ответственность за оборону города Каширы осенью-зимой 1941 года. А фраза же немецко-фашистские войска гене-рала подразумевает, по-видимому, 2-ю танковую армию генерал-полковника германской армии Х. Гудериана. А в обосновании символики герба сельского поселения Машоновское Зарайского муници-пального района Московской области написано, что красный цвет - символ мужества многих жи-телей поселения принимавших участие и в Великой Отечественной Войне и в других локальных войнах Афганистан, Чечня 35 Из этой фразы следует, что красный цвет символ мужества не для всех жителей поселения, ведь не все участвовали в войне. Ну, а уж утверждение о том, что Великая Отечественная война попала в разряд локальных, говорит об уровне образованности ав-торов герба Великая Отечественная война никогда не была локальной Она имеет второе назва-ние - Вторая мировая война. Религиозная тематика также своеобразно перекликается с геральдикой. Обоснование символики герба сельского поселения Новинское Орехово-Зуевского муници-пального района Московской области его автор полностью переписал из статьи научного сотруд-ника Музея истории и культуры старообрядчества Москва С.С. Михайлова Возможно ли возрож-дение старообрядческой гуслицкой росписи www.starover.religare.ru нисколько не задумавших об ответственности за присвоение себе авторства чужого текста Одним из промыслов, существо-вавших на территории Подмосковья, - читаем мы в обосновании символики герба и в статье С.С. Михайлова, - была так называемая гуслицкая роспись, которой в период ее бытования оформля-лись исключительно старообрядческие рукописные певческие книги. Более нигде эта роспись не использовалась. Гуслицкая роспись бытовала исключительно в местности Гуслицы в юго-восточной части бывшего Богородского уезда Московской губернии слова Московской губернии добавлены автором обоснования символики авт. населенной в основном, старообрядцами. Сей-час этот край, за исключением нескольких населенных пунктов, находится в южной части Орехово-Зуевского района Московской области. Места, где существовала роспись, совпадали с местами пе-реписывания книг или Места, где существовала роспись, совпадали с местами переписывания книг 36 Далее автор обоснования символики пишет Возвышающиеся на столбах восьмиконечные кресты, особо почитаемые старообрядцами и признаваемые ими за совершенный крест, символи-чески указывают на проживание здесь одной из ветвей православной церкви При этом автор обоснования символики не указывает, какая именно из ветвей русская, албанская, польская, ие-русалимская и др. проживает здесь Следующие абзацы, касающиеся инока-схимника Леонтия, полностью переписаны с сайта Крылья голубиные При этом что означает понятие инок-схимник чем же был знаменит инок-схимник Леонтий, какая связь между ним и гуслицкой рос-писью, в обосновании символики герба не сказано. Потому что этого нет и в тексте указанного сайта. Жаль, конечно, что сельское поселение Новинское Орехово-Зуевского муниципального рай-она Московской области имеет оригинальный герб, но такое к нему непроработанное обоснование символики. Геральдическая жизнь различных корон также разнообразна. Вот некоторые примеры. Царская корона в обосновании символики официальных символов сельского поселения Борисовское Можайского муниципального района Московской области, одетая на среднюю баш-ню При этом в геральдическом описании герба закреплена не царская корона, а корона о трех видимых листовидных зубцах без указания на ее царский статус. 37 В описании герба сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области указана золотая, с самоцветами на обруче, пятью листовидными зубцами и жемчугом на дужках, королевская корона, окруженная золотым дубовым разомкнутым вен-ком Между тем, корона в гербе рода Шереметевых, а именно из этого герба, как следует из обоснования символики, заимствована упомянутая выше корона, описана как золотая Корона И на ней отсутствуют самоцветы, пять листовых зубцов, жемчуга на дужках. И окружает корону не дубовый, а лавровый венок, и он неразомкнут. И это, по сути, грубое искажение исторического ро-дового герба выдается автором обоснования символики, с молчаливого согласия автора идеи гер-ба, за связь времен Нет здесь никакой связи времен Читая дальше, мы узнаем, что дубовый венок, заимствованный из герба рода Шереметевых, оказывается, аллегорически отражает так же и события, связанные с посещением имения Денежниково самого Суворова который по народному приданию посадил там дуб, растущий и по настоящее время Если речь идет о великом русском полководце, одном из основоположников русского военного искусства, Александре Ва-сильевиче Суворове, то почему же автор обоснования символики позволяет себе не обозначить, хотя бы инициалами эту фамилию И каким образом дубовый разомкнутый венок, заимствованный из герба рода Шереметевых, отражает народное прИдание - неизвестно. Одно известно четко Бо-рис Петрович Шереметев, о котором упоминается в обосновании символики, жил с 1652 по 1719 годы, а А.В. Суворов, который посещал имение Денежниково, с 1729 по 1800. 38 Из обоснования символики герба городского поселения Белоомут Луховицкого муниципаль-ного района Московской области следует, что дворянской золотой короной отражена одна из стра-ниц истории поселения, которая связана с кольцом дворянских гнезд Однако в описании герба указана золотая корона с тремя большими и двумя малыми видимыми листовидными зубцами. 39
Интересная и символическая жизнь флоры и фауны. В обосновании символики официальных символов Камышинского муниципального района Волгоградской области орел си-дящий на арбузе символизирует бдительность и сохранность урожая а в аналогичных текстах Адамовского района Оренбургской области по версии того же автора орла принято считать оли-цетворением Всевидящего Ока, Провидения 40 Пытливый читатель может спросить почему всевидящего ока Ответ найдется здесь же, в тексте обоснования - благодаря острому зре-нию Что же касается собственно Всевидящего Ока как сложной символико-аллегорической ком-позиции, появившейся в русской иконографии в конце XVIII века, то она к орлу, сидящему на ар-бузе, никакого от ношения не имеет, поскольку символизирует Всевидящего Бога. В обосновании символики герба города Сорск Республики Хакасия Золотой горный орел - олицетворяет мощь молибденового комбината 42 А вот в обосновании символики герба Сково-родинского района Амурской области орлу символику не сочинили он изображен побеждаю-щим змею, которая в российской символике связана с образом неправедной силы 43 Приехали. Общеизвестно, что змея в геральдике является символом мудрости. Почему же и благодаря кому в российской геральдике она приобрела вдруг образ неправедной силы И какую же такую непра-ведную силу, означающую на самом деле силу, действующую не по справедливости, побеждает несимволический орел Есть еще масса примеров псевдогеральдической практики. Одно из направлений касается приданию фигурам такой символики, или набор символик, что истинные их символические харак-теристики уже и не вспомнить. Так, в обосновании символики герба поселка Пангоды правильно городское поселение Пангода Надымсконо муниципального района Ямало-Ненецкого автономного округа авт. сидящему на холме медведю в числе прочих многозначностей придана символи-ка национального символа России а медведю в уже упоминавшемся обосновании символики герба Зиминского района Иркутской области определена такая символика, как воскресение после зимней спячки в обосновании символики официальных символов Таштыпского района Респуб-лики Хакасия кедровая ветвь с шишками является символом благовония а узор из веток бо-городской травы в этом же тексте обоснования символики являет собой две аллего-рии прекрасных горных пастбищ и национального хакасского узора 44 Отметим все же, что богородская трава, она же чабрец, произрастает на только на горных пастбищах, но и на скло-нах, и на скалах, и в песчаных степях, и в степных лугах, и по окраинам сосновых боров, и в каме-нистых тундрах. В официальных символах Адамовского района Оренбургской области сноп пшеничных ко-лосьев символизирует ратный труд тружеников района Общеизвестно однако, что термин рат-ный является синонимом слов военный боевой от рать - брань, ссора, война Ратным может быть подвиг. Но даже если и сопоставить слова ратный и труд то это все равно воин-ский труд, но никак не на пахотных землях. Что касается правовых нарушений, то это тема отдельного исследования, но наиболее частые все же отметим. Особое внимание следует обратить на несоответствие названий муниципальных образований их нормативно установленным наименованиям. Так в Государственный геральдический регистр Российской Федерации внесены герб и флаг поселка Пангоды, являющегося на самом деле городским поселением Пангоды Надымского муни-ципального района Ямало-Ненецкого автономного округа. 45 Герб Бессоновского сельского поселения Бессоновского муниципального района Пензенской области почему то утвержден решением Комитета местного самоуправления Бессоновского сельсо-вета, который не имеет на то полномочий. В статье 17 Федерального законом 131-ФЗ Об об-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации полномочия ор-ганов местного самоуправления по решению вопросов местного значения установлены. Какие же выводы напрашиваются из всего сказанного Однако существуют проблемы, которые требуют тщательного их рассмотрения. Немаловаж-ным представляется изучение особенностей конкретного субъекта Российской Федерации, структу-ры территориальной организации субъекта. Предпринятый анализ показал отсутствие этого компо-нента. Но ведь это важно как для научного, так и для политического познания развития современ-ной российской геральдики, поскольку вопросы перспектив ее развития, социальной направленно-сти вызывают постоянный интерес у представителей разных отраслей знаний. Во вступительном слове к изданию Официальные символы Челябинской области и муници-пальных образований председатель Законодательного собрания Челябинской области В.Д Давы-дов, благодаря которому эта книга вышла в свет, привел очень важные для нас, современников, и очень точные слова Геральдика являет живую связь веков, связь сменяющих друг друга поколе-ний Именно нашему поколению предоставлена возможность средствами геральдики отразить эту связь веков, привнести свой вклад в историю нашей страны. Создание герба - занятие серьезное и крайне ответственное. А мы что делаем Тяп-ляп по-химишински Еще Сократ сказал Есть только одно благо - знание и только одно зло невежество А впору процитировать и такой афоризм сulpa lata dolo сomparatur грубая небрежность приравнивается к умыслу Литература Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Туник Г.А. Геральдика, разнообразная и сложная. Об ошибках, заблуждениях и небрежностях при создании государственной символики (2009)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |