Изображения наград на геральдических композициях широко использо-вались уже в XVIII в., о чем свидетельствуют, в частности, прорисовки с фа-мильных печатей, вошедших в гербовник А.Т. Князева 1785 Для этого вре-мени, с характерными для него не устоявшимися нормами геральдики и не сформировавшейся окончательно наградной системой, фактор личного про-извола заказчика оставался, по-видимому, определяющим в выборе компози-ции. В XIX в., даже после того, как герботворчество было огосударствлено и введено в строгое русло, изображение объектов фалеристики в окружении гербов осталось, по сути, оазисом приватности для гербовладельца. Строгого композиционного канона в этой сфере так и не сложилось. Однако некие наи-более распространенные сценарии размещения наград все же сформирова-лись. О том, что следование им в течение весьма длительного периода по крайней мере, около столетия отличалось известной устойчивостью, говорит, например, тот факт, что они равным образом присутствуют в двух основных группах памятников материальной культуры, наиболее цельно донесших до нашего времени геральдико-фалеристический материал на личных печатях и надгробиях. При этом данные принципы не зависят от функционального на-значения конкретных памятников, несмотря на диаметрально противополож-ные задачи, стоявшие перед авторами композиций. Ведь если изображение на печати являлось инструментом наиболее выгодной подачи живого челове-ка, своего рода аналогом визитной карточки, то композиция на надгробии служила средством подведения жизненных итогов и представляла собою не-вербальный аналог эпитафии. Приемы декларирования заслуг гербовладель-ца в целом одинаковы в обоих случаях, что указывает на их универсальность.
В качестве образцов, дающих ключ к интерпретации более широких пла-стов исследуемого материала, выступают надгробия военных деятелей, в от-ношении которых исследователь заведомо располагает подробно разрабо-танной биографической информацией и богатой иконографией. Практически никто из наших полководцев не последовал примеру А. В. Суворова, надгро-бие которого, как известно, представляет собою лишь гладкую белую плиту с лаконичной надписью Здесь лежит Суворов Создатели мемориальных композиций стремились напомнить о земных заслугах усопших, но степень конкретизации их увековечения была различна. Поддаются выявлению сле-дующие основные сценарии Принцип старшей награды Является наиболее минималистским по включению наград в изобразительный ряд. Объединяет центрические компо-зиции, в которых родовой герб накладывается на орденскую звезду, изобра-жающую главный по статусу из орденов владельца относящийся к высшим степеням российской наградной системы и являющуюся единственным орде-ном, вошедшим в композицию. При несомненном наличии у орденоносца дру-гих, более младших наград, которые он должен был последовательно пройти, чтобы достичь столь высокого знака отличия, они признаются несуществен-ными и сознательно игнорируются. Примером может служить рельеф на над-гробии генерал-инженера Х. И. Труссона 1843 СПб, Смоленское лютеран-ское кладбище Прослеживается такой тип композиции и в сфрагистических памятниках. Весьма показательна личная печать генерала И. В. Гурко, героя войны за освобождение Болгарии ТГОМ фоном для родового герба на ней является характерная ромбовидная звезда св. Георгия высшей награды для военного. Наличие у воина ордена такого уровня делает для него ненужным упоминание всех остальных наград.
Прием наложения герба или владельческой монограммы на орденскую звезду широко использовался и в более сложных геральдико-сфрагистических композициях, в комплексе с изображениями других наград. Принцип последовательной выкладки В своем эталонном виде мо-жет быть классифицирован как линеарный по композиции, строго-иерархический по соблюдению старшинства размещаемых наград и жестко выборочный по их включению в изобразительный ряд. Примером данного подхода является золоченая гербовая накладка над местом погребения кн. М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского 1813 г. СПб, Казанский собор Из многочисленных наград фельдмаршала на ней в ряд представлены слева на-право только шесть, в обрамлении цепи ордена Андрея Первозванного это старшие степени российских орденов, затем союзные австрийский и прусский ордена, а также орден Св. Иоанна Иерусалимского, занимающий крайнее ле-вое положение и композиционно трактованный как иностранная, и при этом самая младшая награда. Следование принципу линейной выкладки оче-видно и на примере золоченой гербовой накладки надгробия кн. А. И. Горча-кова 1817 г. СПб, Александро-Невская. Лавра, МГС Здесь в ряд размеще-ны орденские звезды высших российских и иностранных орденов. Для разме-щения же знаков отличия важных для погребенного, но сравнительно более низких по статусу в том числе для единственной включенной в композицию наряду с орденами медали за Отечественную войну 1812 г. предусмотрена дополнительная горизонталь ниже главной в качестве таковой использовано изображение золотой наградной шпаги, на которую нанизаны награды.
Линеарность размещения и следование старшинству наград остаются незыблемыми принципами данного типа композиции. Но при массовом ис-пользовании данного сценария лицами менее заслуженными, чем упомянутые военачальники, селективность включения наград в изобразительный ряд рез-ко снижается. Может быть использован даже весь имеющийся у орденоносца небогатый набор знаков отличия как, например, на печати с гербом Тата-риновых РИАХМЗ где присутствуют лишь крест св. Георгия 4 степени и ме-даль за Кавказскую кампанию. Принцип осевой симметрии Объединяет композиции, организующим принципом которых является строгая осевая симметрия, в жертву которой за-частую приносится сравнительное достоинство изображенных знаков отли-чия. Показательным примером является плита на склепе московского военно-го коменданта, генерала от инфантерии И. И. Кизмера Москва, Введенское кл-ще Основой сообщения, посылаемого потомкам, является стремление показать заслуги погребенного как можно полнее всего здесь представлено, при композиционной уравновешенности, но с полным смысловым разнобоем, 15 знаков отличия, от орденских звезд и наградного оружия до медалей за участие в кампаниях и знака беспорочной службы. Награды, кроме двух ор-денских звезд, развешаны по лезвиям двух перекрещивающихся наградных сабель, без строгого соблюдения иерархии так, круглый знак Св. Анны на эфесе наградного оружия как бы уравнивается по значению с медалями, а знак XXX лет беспорочной службы соседствует с крестом св. Георгия 4 степе-ни правда, полученным по выслуге лет
Принцип осевой симметрии в ущерб наградной иерархии прослеживается и на сфрагистических памятниках. Такова печать с гербом баронов Шта-кельбергов ТГОМ, инв. КП 27317 с 5 наградами, где центральной при-веской является знак ордена св. Анны с короной и мечами по обе стороны от него два одинаковых креста, по-видимому, св. Георгия младших степе-ней, а по краям две одинаковых медали с Всевидящим оком. Отметим, что данное сочетание двух одинаковых медалей является, по-видимому, указани-ем на личность владельца печати, поскольку выдает в нем потомка участника Отечественной войны, получившего юбилейную медаль к 100-летней годов-щине войны в 1912 году, и, одновременно, участника русско-японской войны. Наличие у него Георгиевского креста позволяет предположить, что это бар. Георгий Карлович Штакельберг 1851-1913 прямой потомок героя войны 1812, во время русско-японской войны 1905 награждённый орденом св. Ге-оргия 4-й ст.
Однако соблюдение осевой симметрии как организующее начало компо-зиции не всегда порождает утрату четкости смысла геральдико-фалеристического сообщения. Показательно как пример максимальной ин-формационной насыщенности надгробие фельдмаршала графа И. И. Дибича-Забалканского СПб, Волково Лютеранское кл-ще Здесь представлена раз-вернутая композиция, обладающая символическим содержанием, выстроен-ная по четкой программе. В композиции, фоном для которой является мантия, увенчанная графской короной, в обрамлении цепи ордена Св. Андрея Перво-званного, последовательно находятся герб не наследственный герб силез-ских баронов Дибичей, а полученный лично полководцем при возведении его в графское достоинство наложенный на звезду ордена св. Георгия 1 ст. самой почетной воинской награды гирлянда орденов, с отделением русских от иностранных, выборочно отражающая реальный набор наград отсутству-ют, например, некоторые прусские и австрийские ордена фельдмаршальский жезл, указывающий на высший воинский статус погребенного три золотых на-градных сабли как свидетельство личного воинского мужества линейка меда-лей как аллегорическое указание на пройденные кампании. Содержание дан-ной пиктографической эпитафии - аллегорический посмертный триумф полко-водца, достигшего в своем деле всех возможных вершин.
Список сокращений
МГС Музей городской скульптуры
РИАХМЗ Рыбинский историко-архитектурный художественный музей-заповедник
ТГОМ Тверской Государственный Объединенный музей