Как в европейской, так и в российской геральдической традиции гербовый щит, наложенный на восьмиконечный мальтийский крест в сочетании с таким же знаком на ленте, являл собой иллюстрацию безусловной принадлежности хозяина герба к кавалерам Ордена св. Иоанна Иерусалимского. В России мальтийская геральдика просуществовала немногим дольше, чем сам Орден св. Иоанна Иерусалимского. Вместе с тем кавалеры Ордена продолжали использовать мальтийские версии своих родовых гербов и после закрытия Российских великих приорств, т.е. после 1817 г. Каждое свидетельство этого краткого, но яркого периода в истории России требует пристального внимания исследователей, особенно тогда, когда речь идет о ранее неизвестных источниках по мальтийской геральдике.
В 2008 г. под эгидой Государственной Третьяковской галереи была организована монографическая выставка к 250-летию выдающегося мастера ландшафтного пейзажа Федора Михайловича Матвеева 1758-1826 1. Устроители не обошли вниманием и региональные музейные фонды, в том числе Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник РИАХМЗ в собрании которого находится картина Ф.М. Матвеева Вид в Италии 1805 г В ходе подготовки к выставке сотрудники музея обнаружили на подрамнике холста ранее не замеченные сургучные оттиски владельческих печатей2. Изображения на двух оттисках из шести, несмотря на утраты, нам удалось атрибутировать. Оттиск 1 В овале гербовый щит с центральным щитком, наложенный на мальтийский крест, в свою очередь, подложенный горностаевой мантией. Над короной латинские литеры видны 5 букв под щитом - знак Мальтийского ордена на ленте. Изображение сильно повреждено по центру щита и в верхней трети так, что полностью утрачен срединный щиток и корона ил. 1 Оттиск 2 В овале гербовый щит с центральным щитком, наложенный на мальтийский крест, в свою очередь, подложенный горностаевой мантией. Щит увенчан короной с девятью жемчужинами. Над короной латинские литеры видны 14 букв под щитом - знак Мальтийского ордена на ленте ил. 2 Несомненно, перед нами оттиски с одной и той же гербовой печати, судя по форме овал и размерам 25 х 20 мм вставки в перстень. Сильные повреждения затронули центральную часть обоих оттисков. Однако детальный осмотр и сравнительный анализ позволяет восполнить недостающие элементы в обоих случаях и восстановить геральдическое изображение щит четырехпольный, со срединным щитком, в первой и четвертой частях большого щита в синем поле рука с мечом, во второй и третьей в красном поле половина имперского орла. Герб увенчан графской короной.
Данный герб удается идентифицировать как принадлежащий графам Головкиным. Иконографически он относится к числу наиболее ранних памятников российского герботворчества петровской эпохи. Гавриил Иванович Головкин 1660-1734 - один из первых российских обладателей графского титула и носитель звания государственного канцлера, пожалованный обоими этими отличиями в 1709 г., сразу после Полтавской победы - получил свой герб в тот период, когда геральдические эксперименты в стране еще находились в ведении руководимой им самим Коллегии иностранных дел до 1722 г Описание герба Головкиных, зафиксированное в утвержденной 1 января 1798 г. первой части Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской империи, таково В щите, разделенном на четыре части, находится посреди малый щиток коронованный, в коем изображен в красном поле златый лев, стоящий на задних лапах лев с поднятым вверх хвостом. В первом и четвертом синем поле рука из облака простертая, держит обнаженный меч. Во втором и третьем золотом поле черный орел располовиненый златом, коронованный, у коего нос золотой, а язык и когти красные. Сверх щита наложена графам свойственная корона, на которой поставлен шлем прямой чеканный коронованный, откуда возрастает лев, в щит означенный, держащий в лапу шпагу. Намет на щите справа золотой и красный, а слева золотой же и черный. Под щитом надпись DEDIT H с INSIGNIA VIRTUS ОГ Ч. 1 Л.16 ил. 3
Реконструкция исследуемого нами изображения позволяет вычленить ряд деталей, отличающих его от приведенного описания из ОГ. На оттиске из Рыбинска отсутствуют рыцарский шлем и нашлемник, щит подложен княжеской мантией, девиз размещен над короной, а не под щитом, не соответствует рисунку из ОГ направление выходящей из облака руки в первой четверти поля щита, черный орел сопровождается красным, а не золотым полем.
Эти отличия от канонического блазонного описания герба Головкиных должны указывать на то, что перед нами ранняя модификация герба, еще не отразившая систематизационных устремлений геральдической политики Павла I. Изготовление печати явно происходило в те годы, когда строгие нормы, внедренные при Павле, еще не успели вступить в силу или, по крайней мере, глубоко укорениться. В этом смысле особенно красноречивой деталью герба из Рыбинска является использование в нем изображения княжеской мантии в качестве фона для гербового щита. Этот прием, широко практиковавшийся российскими дворянами при самочинном оформлении их гербов, чему множество примеров содержится, например, в гербовнике А.Т. Князева 1785 г., новыми нормами был закреплен исключительно за княжескими и некоторыми кровно родственными им нетитулованными родами. Даже делая неизбежную поправку на инерцию в освоении новаций геральдического законодательства и некоторые вольности в их соблюдении, данное обстоятельство можно счесть косвенным свидетельством в пользу датировки штемпеля временем до 1 января 1798 г., то есть до появления герба Головкиных в первой части Общего Гербовника. Сочетание этой даты с мальтийскими регалиями на оттиске печати и биографическими данными представителей семьи Головкиных позволяют с высокой долей уверенности назвать имя обладателя печатки, оттиск которой обнаружен на картине из Рыбинского музея.
Триумфальную карьеру Гавриила Ивановича продолжили и его сыновья, но неверный политический ход Михаила Гаврииловича 1699-1755 сторонника воцарения Анны Леопольдовны, навлек опалу на всех детей петровского канцлера, в результате которой они лишились своих поместий и вынуждены были поступить на службу за границей. Продолжил род канцлера Александр Гаврилович Головкин 1688-1760 посланник в Голландии, - в браке со швейцарской графиней Екатериной-Генриеттой де Дона Dohna де Феррасьер у них родилось 25 детей. В 1783 г. правнуки канцлера Юрий Александрович 1762-1846 Петр 1768-1821 Федор 1770-1823 и Гавриил 1775-1805 Гаврииловичи решили вернуться в Россию и были благосклонно приняты при дворе Eкатерины II. Ее царственный сын удостоил их милостью особого рода. Практически сразу же после учреждения Павлом I 12 ноября 1797 г. Великого Приорства Российского Юрий Георгий Александрович первым из российской ветви Головкиных стал почетным кавалером Ордена св. Иоанна Иерусалимского 29 ноября 1797 г. А вслед за ним и его дядя, и двоюродные братья были приняты в Орден 12 мая 1799 г. Павел I подписал Указ, по которому пяти представителям графского рода Головкиных, включая самого Юрия Александровича, было пожаловано почетное наследственное командорство в Ордене3. Следуя орденской традиции, Павел I сделал их мальтийскими кавалерами по праву рождения, поскольку их бабка возводила свою родословную к Раймонду дю Пюи, первому Великому Магистру Мальтийского ордена 1120 г. 4. В списке пожалованных и сын Александра Гаврииловича Габриэль Гавриил Мария Эрнст 1731-1800 отец Петра, Федора и Гавриила. Передать по наследству свое кавалерство не было суждено ни одному из братьев Петр, Федор и Гавриил умерли бездетными, а у Юрия Александровича родилась единственная дочь Наталья, на которую это право, согласно павловскому Указу, не распространялось.
Ко времени создания картины Ф.М. Матвеева двоих, перечисленных в павловском Указе, уже не было в живых скончался Габриэль Мария, более известный как маркиз де Феррасьер, и погиб в сражении под Ламбахом его младший сын Гавриил. Федор Гавриилович, впавший в немилость в 1800, покинул Россию и вел жизнь космополита до конца своих дней, курсируя между Францией и Швейцарией. Судьба Петра Гаврииловича, капитана флота, была связана с Морским ведомством. Он жил в столице, где одно время был старостой местной реформатской церкви.
Наиболее успешно карьера в России сложилась у Юрия Александровича Головкина, достижениям которого на придворной и статской службе не помешал даже провал возглавленной им российской миссии в Китай в 1805 г. Поправлять пошатнувшееся здоровье после почти годового пребывания в Иркутске 1806 г. он едет в Италию и Швейцарию 1807-1813 Скорее всего, тогда и происходит если не личная встреча, то его знакомство с картинами получившего широкую известность пейзажиста Ф.М. Матвеева. Косвенное подтверждение этому предположению удалось обнаружить куратору выставки работ Матвеева в ГТГ С. Усачевой. В книге П.П. Свиньина Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей содержится упоминание о картинах Матвеева, которые в 1817 г. находились у графа Головкина.
К 1805 г. Юрий Александрович был уже кавалером ордена св. Анны I ст. 5 мая 1799 г. ордена св. Александра Невского 15 сентября 1801 г. в том же году получил Бриллиантовый Мальтийский крест. Но в геральдической композиции перстня-печатки эти отличия не нашли отражения. По-видимому, печатка была изготовлена между 1797 и 1799 гг., т.е. вскоре после получения им мальтийского кавалерства и до пожалования орденом св. Анны I ст. впоследствии Юрий Александрович мог использовать ее наравне с другими, более актуальными, личными печатями. Предлагаемая датировка объясняет и архаичность формы герба Головкиных на печатке, и все несовпадения с каноническим блазоном из ОГ.
Итак, перед нами сургучный оттиск, сделанный перстнем-печаткой кавалера Ордена св. Иоанна Иерусалимского графа Ю.А. Головкина в 1807-1813 гг. на принадлежавшей ему картине Ф.М. Матвеева Вид в Италии Сама печатка выполнена в конце 1797 начале 1799 г. Таким образом, в научный оборот вводится новый памятник российской мальтийской геральдики, представляющий несомненный интерес и требующий дальнейшего осмысления и введения в общий контекст геральдики рода Головкиных.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ГРМ Государственный Русский музей
ГТГ Государственная Третьяковская галерея
ОГ Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи
РИАХМЗ Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Ил Оттиск гербовой печати с 5 буквами с подрамника картины Ф. Матвеева Вид в Италии 1805 г Сургуч. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. Ж-607.
Ил Оттиск гербовой печати с 14 буквами с подрамника картины Ф. Матвеева Вид в Италии 1805 г. Сургуч. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Инв. Ж-607.
Ил Герб графов Головкиных. Лист из ОГ Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи Ч. 1. 16.
Ил Портрет Юрия Александровича Головкина.