Проводимая автором данного сообщения совместно с хранителем ОЗЕ-ПИ Отдел западноевропейского прикладного искусства ГЭ С.В. Кокаревой атрибуция группы личных печатей, поступивших в Эрмитаж в 1923 г., ознаменовалась выявлением памятника, представляющего не только геральдическую, но и мемориальную ценность. Историческим владельцем печатки из дымчатого кварца Инв. И11770 украшенной артистически выполненным графским гербом, оказался Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов - герой 1812 года, масон, активист протодекабристских тайных обществ и богатейший помещик, главные вотчины которого располагались в Ярославской губернии, в том числе в Рыбинском уезде.
Данная печать, а точнее, матрица печати, оказалась в эрмитажном соб-рании после гибели своего последнего хозяина, крупного петроградского коллекционера Николая Филипповича Романченко 1870-1923 Романченко, инженер градоначальства и столичный домовладелец, до Октябрьской революции был состоятельным человеком и все свои доходы употреблял на собирательскую деятельность, охватывавшую весьма широкий спектр направлений, в том числе живопись, нумизматику, сфрагистику, народное искусство, памятники старинной письменности. Страстно увлеченный дилетант, он приобретал костюмы, украшения из жемчуга, медное литье, купеческие и мещанские портреты, минералы, чучела птиц, первобытные орудия труда, археологические памятники античности и древнего Востока. Особый интерес Романченко, дворянина во втором поколении, мечтавшего выглядеть настоящим барином, составляли предметы, связанные с историей российского благородного сословия. В его многочисленных коллекциях довольно значительную долю составляли вещи, полученные, судя по косвенным данным, из губерний, расположенных на Верхней Волге Тверской, Ярославской, Костромской. Из переписки Романченко ГАРФ, Ф. 1053 известно, что одним из источников получения новых артефактов были его агенты на местах, массово скупавшие предметы по его заказам. Возможно, именно таким путем к нему попала интересующая нас печатка. Однако источник ее поступления к Романченко мог быть связан, например, и с его послереволюционной работой уполномоченным Петроградского отдела охраны памятников искусства. После 1917 г. собрание Николая Филипповича не только не было им утрачено но, напротив, резко выросло, и лишь смерть от руки известного налетчика Леньки Пантелеева положила конец его коллекционерской деятельности. Часть собрания Романченко, которую сочли имеющей музейную и историческую ценность, в количестве более 5000 предметов, была передана в Эрмитаж и разошлась по разным его отделам.
Среди других поступлений, согласно документам из Архива ГЭ, были 370 печатей с гербами и эмблемами, принятые в Кабинет резных камней России и Западной Европы. АГЭ. Ф Оп Д. 771. Л. 39 Эта часть коллекции Романченко высоко оценивалась современниками-геральдистами, например, В. К. Лукомским, перечислившим 57 предметов из нее в своей статье Собрание гербовых печатей Н.Ф. Романченка Лукомский 1913, 7,с. 118-121 Но в силу негативного отношения к геральдике, культивировавшегося в советской науке, о собранных Романченко гербовых печатях надолго забыли, и памятники были выведены из научного оборота. Обращение к ним состоялось лишь в 2011 г., когда коллекция была фактически открыта заново. Составлявшие ее некогда памятники нам удалось выделить в некий единый корпус, начать работу по атрибуции и составлению подробных каталожных карточек.
Среди прочих печатей этого собрания, очень разных по качеству, пред-мет, о котором идет речь, является одним из самых совершенных. Техниче-ский уровень исполнения, композиционная выстроенность, тщательная проработка деталей, живость фигур выдает руку первоклассного мастера. Умельцев такой квалификации в России 1-й четв. XIX в. было лишь двое Алексей Есаков 1787-1815 и Петр Доброхотов 1786-1831 Скорее всего, печать была исполнена одним из этих резчиков. На печатающей площадке изображена сложная геральдическая композиция щит пересечен, верхнее поле рассечено. В левой части райская птица на пушечном лафете герб Смоленска в правой архангел с мечом в лазурном поле герб Киева В нижнем червленом поле в обрамлении из облаков оперенная стрела с полумесяцем, пронзающая корону с перьями, фланкированная двумя восьмилучевыми звездами. В центральной части малый щиток с россий-ским двуглавым орлом и вензелем П I. Щит увенчан графской короной. Над ней рыцарский шлем с почетной нашлемной фигурой в виде двуглавого орла Священной Римской империи, на груди которого латинский вензель J II. Щит поддерживают два льва.
Данный герб практически полностью соответствует официально утвер-жденному гербу графов Дмитриевых-Мамоновых, помещенному в I томе Общего Гербовника ОГ, лист 30 за исключением единственной детали в композиции из ОГ нет орла Священной Римской империи. Данная деталь показательна. Первый в данном роду носитель титула, фаворит Екатерины II Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов 1758-1803 в 1788 г. получил пожалование в графы Священной Римской империи от императора Иосифа II, вензель которого и украшает грудь имперского орла на печатке из коллекции Романченко. В день коронации Павла I 5 апреля 1797 г. Дмитриев-Мамонов в числе девяти других сановников, получивших при Екатерине титулы зарубежного происхождения, был удостоен российского графства. Таким образом новый монарх вознаградил лояльность Александра Матвее-вича, поведение которого по отношению к Павлу в бытность того опальным наследником престола отличалось неизменной корректностью. Новый герб Дмитриева-Мамонова, несущий на себе вензель Павла, попал в вышедший вскоре после этих событий первый том Общего гербовника. Видимо, считая старый имперский титул более несущественным, составители новой версии герба не стали включать в него изображение орла Священной Римской империи. Но печать из собрания Романченко демонстрирует нам, что Дмитриевы-Мамоновы самовольно сохранили его в геральдической композиции наряду с российским орлом, как бы подчеркивая тем самым, что являются графами двух империй одновременно. Этот факт логично сочетается с биографическими сведениями о Дмитриеве-Мамонове и его единственном сыне Матвее 1790-1863 оба отличались навязчивым стремлением демонстрировать свой высокий социальный статус, непомер-ной гордыней, впоследствии переросшей у Дмитриева-Мамонова-младшего в манию величия.
Кто же был владельцем печати из коллекции Романченко Графов в роду Дмитриевых-Мамоновых было только двое, Матвей потомства не оставил, поэтому нам предстоит выбирать между отцом и сыном. Обстоя-тельствами, указывающими на личность владельца данного предмета, являются традиции компоновки изображений на личных печатях в начале XIX в. и вышеуказанные личные качества обоих Дмитриевых-Мамоновых, крайне неравнодушных к внешней демонстрации своего высокого положения. В те времена считалось почти безальтернативной нормой включать в геральди-ческую композицию на печати изображения наград ее обладателя как правило, медали и младшие ордена обрамляли гербовый щит в виде привесок, в том же случае, если хозяин печати был кавалером орденской звезды, то щит накладывался поверх ее изображения. Дмитриев-Мамонов старший обладал несколькими орденами, в том числе одной из высших российских наград полученным еще в 1788 г. орденом Александра Невского. На нашей же печатке нет ни одного наградного знака. Невозможно представить себе, что гордый и заносчивый граф в данном случае поскром-ничал. Очевидно, единственный претендент на роль хозяина печатки - Дмитриев-Мамонов-младший. Наиболее вероятным временем ее исполне-ния является краткий период на рубеже 1800-х 1810-х гг., между вступле-нием молодого Матвея Александровича, рано оставшегося без родителей, в возраст правоспособности и началом периода его подвигов во время войны с Наполеоном, ознаменовавшихся получением боевых наград, в том числе золотого наградного оружия за храбрость, внесение которых в композицию на печати было бы делом практически неизбежным. Символично, что введение в научный оборот реликвии, связанной с эти незаурядным историческим деятелем, происходит в год 200-летия Отечественной войны и именно на той самой земле, которая послужила опорой для известной патриотической инициативы Матвея Александровича формирования конного казачьего полка за его счет и с использованием людских ресурсов его ярославских вотчин.
1. Каган Ю.О. Материалы к истории русской глиптики Алексей Есаков и Петр Доброхотов Из истории мирового искусства и культуры Сб. статей к 75-летию Юрия Александровича Русакова 1926-1995 СПб., 2003. С. 331-373.
2. Лукомский В.К. Собрание гербовых печатей Н.Ф. Романченка Гербовед. СПб., 1913. 7. С. 118-121.
3. Яровая Е. А. Судьба геральдической коллекции Николая Филипповича Романченко по материалам Архива Государственного Эрмитажа Гераль-дический семинар Государственного Эрмитажа 21 декабря 2011 г Брошюра с текстом доклада. Спб., 2011. С.1-21.