| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Историография геральдики › : Яровая Е.А. Иван Казимирович Антошевский (1873–1917) – геральдист, генеалог, библиофил, коллекционер, оккультист / 2012 | ||
Яровая Е.А.
Иван Казимирович Антошевский (1873–1917) – геральдист, генеалог, библиофил, коллекционер, оккультистБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина / Семинар Государственного Эрмитажа. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2012 Аннотация: Имя И. К. Антошевского незаслуженно и прочно забыто. Между тем его вклад в развитие русской геральдической мысли на рубеже XIX– XX вв. был достаточно весом. Однако так распорядилась судьба, что его заслуги в области изучения геральдики и генеалогии померкли перед известностью младших современников и коллег. Об авторе публикации/статьи: Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: › Яровая Е.А. Иван Казимирович Антошевский (1873–1917) – геральдист, генеалог, библиофил, коллекционер, оккультист
› См. также другие статьи Яровой Е.А.
в библиотеке найдено еще 56 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 34368 знаков (с пробелами)
Штрихи к биографии Имя И. К. Антошевского незаслуженно и прочно забыто. Между тем его вклад в развитие русской геральдической мысли на рубеже XIX XX вв. был достаточно весом. Однако так распорядилась судьба, что его заслуги в области изучения геральдики и генеалогии померкли перед известностью младших современников и коллег В. К. Лукомского 1882 1946 и С. Н. Тройницкого 1882 1948 снискавших громкое признание на той же ниве. Антошевский автор родословий Колокольцовых, Тонковых, Чоглоковых и Щавинских, опубликованных Н. В. Шапошниковым в Дворянском календаре 1897 1899 гг., его перу принадлежит любопытный историко-генеалогический очерк Евреи-христиане в котором речь идет о генеалогии и геральдике выходцев из иудейской среды Литвы и Польши им были заложены основы научного подхода к классификации и систематизации русских личных печатей XVII XIX вв. Иван Казимирович был одним из первых последовательных коллекционеров русских печатей-матриц, его статья 1903 г. Надписи и девизы на русских печатях частных лиц написана по материалам из собственной коллекции. Он также состоял в библиологическом обществе, был известен как собиратель экслибрисов, издал свою коллекцию в 1911 г. Широко цитируется нумизматами и небольшой очерк Антошевского о рубле Константина 1825 г. Фалеристам известен его обзор документов по истории Ордена св. Иоанна Иерусалимского в России. Таким образом за 15 лет активной деятельности на почве специальных исторических дисциплин ученым было создано не так уж мало. Достоверных сведений об этом незаурядном человеке сохранилось немного. И. К. Антошевский родился в 1873 г. в семье польских дворян герба Poraj, род которых известен с XVII в. В документах из фонда Департамента Герольдии Правительствующего Сената, хранящихся в РГИА, отложился посемейный список Антошевских на 1844 г. РГИА. Ф. 1343. Оп. 16. Д. 2304. Л. 89 90 который включает имена родителей нашего героя Казимир Антонов сын Антошевский, 35 лет и его супруга Розина, урожденная Коризна, проживавщих в вотчинном имении Антошеве Вилкомирского уезда Виленской губернии. Они же, согласно 9 грамоте на дворянство там же. Л. 72 были признаны действительными древними польскими дворянами и внесены в 1-ю часть дворянской родословной книги Литовской Виленской губернии. После учебы в реальном училище Иван Антошевский поступил в Санкт-Петербургский Императорский Археологический институт, который окончил в 1900 г. Однако в перечне выпускников он значится как вольнослушатель Памятная книжка 1911 Впоследствии он неоднократно называл себя сотрудником СПб Археологического Института так его место работы обозначено в Адресных книгах Петербурга Петрограда за 1913 и 1917 гг. Весь Петербург 1913. С. 23 Весь Петроград 1917. С. 26 Связи с институтом и своими преподавателями он не порывал. В библиотеке Отдела нумизматики Эрмитажа хранится один из редких экземпляров под номером 6 брошюры Константиновский рубль 1825 г. СПб., 1904 с дарственной надписью Алексею Константиновичу Маркову заведующему Отделением монет и медалей, читавшему в Археологическом институте курс лекций по древней и русской нумизматике Глубокоуважаемому Профессору А. К. Маркову от бывшего слушателя. 29 ноября 1903 СПб Известно, что еще будучи учеником IV класса реального училища он издавал собственный рукописный журнал. Свою карьеру литератора и журналиста Иван Казимирович начал в 1896 г. в качестве секретаря редакции и сотрудника Журнала для всех с 1897 по 1900 г. непрерывно сотрудничал в Дворянском календаре и сборнике HERALDIсA, где опубликовал целый ряд статей по русской и польской истории, геральдике, генеалогии и сфрагистике. Одновременно с этим работал как журналист в газетах Народ и Мировые отголоски К 1900-х гг. относится начало его увлечения масонством и оккультизмом, что привело его в члены Ордена Автономного разряда мартинизма русского послушания. Мартинистская ложа, представлявшая собой ветвь одноименного французского Ордена каббалистического толка, была основана в России французским оккультистом Жераром Энкоссом Папюс В конце 1910 г. ложу в Петербурге возглавил магистр Григорий Оттонович Мебес, а его учеником и главным представителем стал генерал-инспектор Иван Казимирович Антошевский он же Брат Гиацинт Еще в 1909 г. он приступил к изданию первого в России журнала по оккультизму Изида В предисловии к первому выпуску говорилось, что настоящим номером начинает свое существование первое в России периодическое издание, посвященное всестороннему теоретическому и практическому изучению оккультизма Птиченко 2002. С. 93 15 января 1911 г. редакция журнала отметила 15-летие научной и публицистической деятельности И. К. Антошевского. В честь этого юбилея он был возведен основоположником французских мартинистов Папюсом в степень бакалавра Герметизма. Полностью 10 новый титул звучал так Обладатель диплома Герметической академии в Париже по алхимии, астрологии, герметической медицине, гипнотизму, каббале, магии, магнетизму, ментализму, спиритизму, телепатии, теософии, философии, оккультизму, факиризму, хиромантии и проч В кратком биографическом очерке, составленном Е. Лосской к этой памятной дате, указывалось, что происходит Иван Казимирович из старого дворянского рода герба Poraj Там же его брошюры названы главнейшими трудами по археологии понятия специальные исторические дисциплины тогда не существовало Все свои книги и брошюры Антошевский выпускал сам, держа свой книгоиздательский бизнес по месту проживания СПб., Церковная ул., 4а, а затем Гатчинская ул., 1, кв. 142, что, видимо, являлось для него основным источником существования. Коллекционирование печатей. связи с Н. Ф. Романченко и В. К. Лукомским Научный интерес к русской сфрагистике у И. К. Антошевского проявился довольно рано и подтолкнул к активной собирательской деятельности его заинтересовали русские личные печати с гербами и девизами. В своей работе 1903 г. он предлагает следующую классификацию печатей, имеющих какие-либо надписи и девизы, интересные в историческом или бытовом отношении Антошевский 1903. С. 6 разбив их на пять групп 1 печати духовных особ 2 именные печати светских лиц 3 масонские печати 4 печати разных эпох и лиц с надписями, связанными с изображениями 5 русские дворянские печати, имеющие гербовые девизы. Не вошли в перечень, однако выделены в отдельные группы печати с инициалами вензелями и печати с надписями на восточных языках. Купеческие печати с одними и теми же эмблемами в виде корабля и атрибутов Меркурия входят, по мнению Антошевского, в состав 2-й группы. Перечень содержит описание 150 печатей, автор предлагает датировку, указывает материал, характеризует качество резьбы по камню тонкая работа грубая работа В предисловии к изданию автор выражает глубокую благодарность Тверскому Историческому музею и Николаю Филипповичу Романченко, любезно предоставившим слепки с принадлежащих им вещей. В сотрудничестве с хранителем ОЗЕПИ С. В. Кокаревой мне удалось выявить несколько печатей из бывшего собрания Романченко, опубликованных Антошевским в 1903 г. В целом, классификация, предложенная Антошевским, в своей основе не претерпела существенных изменений и на сегодняшний день является актуальной. 11 И. К. Антошевский. Фото. Не ранее 1910 г. воспроизведен из журнала Изида Январь 1911 г. 12 Обложка брошюры Константиновский рубль 1825 года И. К. Антошевского Экземпляр 6. Собрание научной библиотеки Отдела нумизматики Эрмитажа 13 Дарственная надпись А. К. Маркову на титульном листе брошюры Константиновский рубль 1825 года И. К. Антошевского Собрание научной библиотеки Отдела нумизматики Эрмитажа 14 Экслибрисы В. К. Лукомского и М. Лукомской из собрания И. К. Антошевского воспроизведены из брошюры Русские книжные знаки ex-libris из собрания И. К. Антошевского. СПб., 1913 15 Двусторонняя печать с масонским девизом и инициалом ЕР. Инв. И11671 Государственный Эрмитаж Все печати показаны в зеркальном отображении 16 Печать с девизом и инициалами NS. Инв. И11718. Государственный Эрмитаж 17 Двусторонняя печать с масонским девизом на французском языке и инициалами НЕЧ. Инв. И11721. Государственный Эрмитаж 18 Купеческая печать с девизом Нет надежды и фамилией М. Терешкевич. Инв. И11725. Государственный Эрмитаж 19 Почтовая печать с надписью Поспешай. Инв. И12056. Государственный Эрмитаж Печать для любовной переписки с надписью Терплю и надеюсь. Инв. И12059. Государственный Эрмитаж 20 Купеческая двусторонняя печать. Принадлежала Ивану Алексеевичу Семизорову и его брату Алексею. Инв. И12219. Государственный Эрмитаж 21 Печать для любовной переписки с девизом на французском языке. Инв. И12258. Государственный Эрмитаж Печать для любовной переписки с девизом на французском языке. Инв. И12259. Государственный Эрмитаж 22 О приблизительном размере его собрания печатей-матриц можно судить по изданию 1903 г. Надписи и девизы на русских печатях частных лиц выделив из 150 перечисленных в перечне печатей не менее шести предметов из Тверского музея и более 20 экз. из коллекции Н. Ф. Романченко, мы получаем около 120 предметов, принадлежавших И. К. Антошевскому. Таким образом, к 1903 г. моменту публикации статьи собрание личных печатей Ивана Казимировича составляло не менее 120 экз., включая оттиски и слепки. Для сравнения коллекция геральдических печатей В. К. Лукомского к 1914 г. насчитывала 52 экз., собрание Н. Ф. Романченко к 1913 г. около 200 экз. Все трое были знакомы, их объединяли и Археологический институт, и общие коллекционерские интересы. Но если состоятельный инженер Романченко так и остался дилетантом в области специальных исторических дисциплин, последовательный и упорный в своем интересе к геральдике Лукомский добился всевозможных высот и стал классиком жанра, то подававший несомненные надежды Антошевский так и не смог реализовать свой исследовательский потенциал из-за увлечения масонством, а затем и оккультизмом. Сия пучина поглотила его без остатка. По нашему предположению, часть печатей из коллекции И. К. Антошевского попала к В. К. Лукомскому. Скорее всего, это произошло между 1914 и 1917 гг. ведь в 1915 г. Антошевский уже расстался со своим небольшим собранием экслибрисов, уступив их известному коллекционеру Владимиру Степановичу Савонько Минаев 1968. С. 54 Возможно, в силу личных обстоятельств он решил порвать с коллекционированием. В составе коллекции Лукомского среди печатей конкретных лиц крупных сановников, военачальников, министров обнаруживаются печати, уже известные нам по статье Антошевского Надписи и девизы на русских печатях частных лиц Это печати с гербами графа Ф. П. Вронченко, министра финансов Д. Н. Замятнина, камергера, министра юстиции графа П. А. Клейнмихеля Ф. Ф. Трепова, Санкт-Петербургского градоначальника графа В. Браницкого, сенатора. Очевидно, что это не простое совпадение, обладатель печатей изменился им стал геральдист В. К. Лукомский. Зная о тщательности и продуманности, с которой он подбирал предметы для личной коллекции, призванной служить исключительно научным целям свои критерии он подробно изложил в Записке об архиве, коллекции и библиотеке мы полагаем, что он выбрал из собрания Ивана Казимировича самые уникальные и показательные экземпляры. К сожалению, вся геральдическая коллекция печатей Лукомского 350 предметов погибла в пожаре блокадной зимой 1942 г. Интересно, что в своей записке, составленной в начале 1940-х гг., Об архиве, коллекции и библиотеке В. К. Лукомский ни разу не упомянул 23 имени Антошевского ни среди коллекционеров печатей, ни среди своих корреспондентов, ни среди авторов статей по интересующей его тематике. Не вызывает сомнений факт их личного знакомства, они контактировали, оба имели отношение к Археологическому институту и входили в один и тот же круг. В конце концов, оба по происхождению польсколитовские дворяне, интересовавшиеся генеалогией своих родов. Скупой на похвалы коллегам, Лукомский был осведомлен и положительно отзывался о статьях Антошевского по геральдике. Вот как охарактеризовал любитель геральдики под этим псевдонимом скрывался В. К. Лукомский, занимавшийся библиографическим обзором в журнале Гербовед в 1913 г. одну из его работ Настоящий очерк принадлежит небезызвестному русской геральдической литературе курсив наш. Е. Я. И. Антошевскому, статьи которого печатались в Дворянском адрес-календаре Очерк содержит краткие, но обстоятельные сведения о зарождении и развитии геральдики в России, а также знакомит с деятельностью правительственного органа, ведавшего гербовые дела русского дворянства до учреждения в 1857 г. Гербового отделения при Департаменте Герольдии Гербовед 1913. С. 47 В коллекции экслибрисов Антошевского были книжные знаки четы Лукомских самого Владислава Крескентьевича и его супруги Марии. Все это свидетельствует если не о дружеских отношениях, то, по крайней мере, о достаточно близком знакомстве. Такое замалчивание имени Антошевского вполне объяснимо Лукомский боялся обнаружить связь с опальным оккультистом. Только внезапная смерть на дуэли в июне 1917 г. избавила Антошевского от участия в печально знаменитом Деле ленинградских масонов В 1926 г. в Ленинграде были арестованы и осуждены на различные сроки члены Ордена мартинистов гуру мартинистов Григорий Оттонович Мебес, соратники И. К. Антошевского по ложе Аполлония Тианского Василий Васильевич Богданов, Александр Валерьянович Трояновский, сменивший в 1911 г. Антошевского на посту главного редактора Изиды Свидетелем по делу проходила сотрудница Эрмитажа, в прошлом секретарь редакции журнала Изида Надежда Александровна Башмакова, и многие другие. Из показаний Н. А. Башмаковой Антошевский в 1912 или в 1913 году говорил моей подруге, что масонству нужны хорошенькие женщины Эзотерическое масонство 2005. С. 103 Многих членов ложи упрекали в разврате и многоженстве Мебеса, Астромова-Кириченко, Зубакина Антошевский лично предлагал посвятить в мартинисты своих знакомых дам. К 43 годам Иван Казимирович в браке не состоял, семьи не имел, однако проявлял живой интерес к красивым женщинам. Не из-за дамы ли состоялась та роковая дуэль с неизвестным в июне 1917 г., которая так печально закончилась для Антошевского На сегодняшний день никаких 24 сведений, проливающих свет на причины дуэли, приведшей нашего героя к трагической гибели, обнаружить не удалось. У мартинистов, собратьев Ивана Казимировича по ложе Аполлония Тианского, на три года, считая от 1 июля 1917 г., был установлен обычай до открытия ложи поминать покойного генерал-инспектора Ордена, он же Брат Гиацинт, по следующей формуле Председатель Могущественный Мастер Посвященный, почему мы не видим здесь возлюбленного Старшего Брата Вашего Гиацинта Мастер Посвященный Брат Гиацинт развоплотился и ныне поддерживает эгрегор нашего Достопочтенного Ордена деятельностью в Астральном плане все встают Птиченко 2002. С. 102 И. К. Антошевский типичный представитель Серебряного века с его стремлением к уходу в прошлое, в историю, к бегству от реалий в тайные общества и мистицизм. Однако, в отличие от прочих, он был деятельным пассеистом, оставившим после себя наследие, которое не должно быть предано забвению. Приложение Группа печатей из коллекции Н. Ф. Романченко, изданные И. К. Антошевским в 1903 г. Государственный Эрмитаж, ОЗЕПИ Номера в скобках указаны по статье И. К. Антошевского Надписи и девизы на русских печатях частных лиц СПб., 1903 1. Инв. И11671. Печать двусторонняя с масонским девизом и инициалами ЕР. На одной стороне изображены пламенеющее сердце на постаменте, чернильница с пером, лист бумаги и девиз Сердце чисто созижди во мне Боже. На другой глобус с надписью Здесь счастие меня бежало и гроб с надписью А здесь не нужно мне оно. 29 2. Инв. И11718. Печать с девизом Дороже всех сокровищ. Изображен сноп ржи, по сторонам инициалы NS. 33 3. Инв. И11721. Печать двусторонняя, масонская. Девиз на французском языке VEILLE SUR сELLE QUE J AIME. Инициалы НЕЧ. Начало XIX в. Оникс, брелок тонкой работы. 28 4. Инв. И11725. Купеческая печать, изображающая корабль, терпящий крушение в бурю. Девиз Нет надежды. Принадлежала М. Терешкевичу. 23 5. Инв. И12056. Почтовая печать с надписью Поспешай и изображением голубя, несущего в клюве конверт с письмом. 41 6. Инв. И12059. Печать для любовной переписки с девизом Терплю и надеюсь. 36 25 7. Инв. И12219. Купеческая печать с изображением сидящего за конторкой человека. Вокруг него атрибуты торговли. Принадлежала купцам Ивану Алексеевичу Семизорову и его брату Алексею. Эта двусторонняя матрица из стали была принята Антошевским за два разных предмета, поскольку слепков с нее было два. 19, 20 8. Инв. И12258. Печать для любовной переписки с изображением узла, завязанного из ленты, с девизом на французском языке JE NE сHERсHE QUE UN. Начало XIX в. 46 9. Инв. И12259. Печать для любовной переписки с изображением плывущего в лодке по бурным волнам Амура. Девиз на французском языке SI JE TE PERDS JE SUIS PERDU. 49 Избранная библиография И. К. Антошевского 1. Антошевский И. К Гербы в России Народ. 1897. 35. 8 января. 2. Средневековые русские и польские печати Дворянский календарь. 1898 3. Девизы Дворянский календарь. 1897 4. Гербовник Витебского дворянства HERALDIсA. СПб., 1900. Т. 1. С. 141 176, 17 табл. Перевод с польского рукописи XVIII в., изданной в Herold Polski Krakow, 1898 5. Надписи и девизы на русских печатях частных лиц. Из собрания И. К. Антошевского. СПб., 1903. 17 с. тираж 80 экз. 6. Константиновский рубль 1825 года И. К. Антошевского. СПб., 1904. 14 с. 7. Евреи-христиане историко-генеалогический очерк. СПб., 1907. 53 с. 8. Библиография оккультизма указатель сочинений 1783 1909 гг. СПб., 1911. 35 с. 9. Масонство в Польше Изида. СПб., 1911. 10. Histoire du Blason en Russie Revue сontemporaine. 1912. N 40. P. 204 216. 11. Орден мартинистов. СПб., 1912. 12. Русские книжные знаки ex-libris из собрания И. К. Антошевского. СПб., 1913. 30 с. 13. Державный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. СПб., 1914. 61 с. Литература 1. Весь Петербург Адресная и справочная книга на 1909 год. СПб. 1909. То же на 1913 год. 2. В. К. Лукомский Библиография по геральдике за 1912 год Гербовед. СПб., 1913. 2 февраль С. 47. 3. Весь Петроград на 1917 год. 4. Колосов И. Описание Тверского музея. Третья комната. Тверь, 1912. С. 26 31. 5. Лукомский В. К. Записка об архиве, коллекции и библиотеке публ. О. Н. Наумова Гербоведение. М., 2011. Т. 1. С. 121 197. 6. Минаев Е. Н. Экслибрис. Советский художник. М., 1968. 7. Памятная книжка Императорского Археологического Института в СанктПетербурге 1878 1911 гг. сост. П. С. Яковлев. СПб., 1911. 8. Птиченко М. В. Формирование и деятельность Ордена мартинистов в Петербурге по материалам архива Государственного музея истории религии Труды Государственного музея истории религии. СПб., 2002. Вып. 2. С. 95 105. 9. РГИА. Ф. 1343. Оп. 16. Д. 2304. О дворянстве Антошевских Виленской и Ковенской губерний. 1855 г. 10. Романченко Н. Ф. Надписи и девизы на русских печатях моего собрания. СПб., 1905. 11. Эзотерическое масонство в Советской России. Документы 1923 1941 гг. публ. А. Л. Никитина. М., 2005. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Яровая Е.А. Иван Казимирович Антошевский (1873–1917) – геральдист, генеалог, библиофил, коллекционер, оккультист (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |