Яровая Е.А.
Перспективы исследования геральдики генуэзского Крыма
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка» : II Международный Нумизматический Симпозиум (Севастополь, 14-19.09.2012 г.): Материалы научной конференции. Севастополь, 2012. С. 51-54
Аннотация: Истории изучения геральдики генуэзского Крыма исполни‑ лось 225 лет. Каков же путь, пройденный исследователями за эти годы, куда дви‑ гаться дальше в изучении геральдической практики и собственно геральдических артефактов Крыма XIV–XV вв.?
Об авторе публикации/статьи:
Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Яровой Е.А.в библиотеке найдено еще 56 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 15943 знаков (с пробелами)
В нынешнем году коллеги по изучению истории генуэзского Крыма, в том
числе и в геральдическом ключе отмечают своеобразный юбилей нашего науч
ного направления. Точкой отсчета для него следовало бы считать труд генуэзско
го аббата Гаспаре Луиджи Одерико то самое описание генуэзских памятников
Крыма, которое прелат в виде манускрипта преподнес Екатерине II во время по
сещения ею Каффы. Это сочинение, среди прочего, содержало и геральдический
материал средневековые надписи и гербы на местных строительных плитах. Пре
зентация труда Одерико состоялась 28 мая 1787 г., а несколько позже труд аббата
был отпечатан в Италии. Это самый первый взгляд ученого европейца на тот ма
териал, который открылся России и Европе с покорением Крыма. Он напоминал,
что эти земли, хотя и провели триста лет под знаком полумесяца, еще раньше
относились к ареалу христианской культуры, куда в итоге и вернулись.
Таким образом, истории изучения геральдики генуэзского Крыма исполни
лось 225 лет. Каков же путь, пройденный исследователями за эти годы, куда дви
гаться дальше в изучении геральдической практики и собственно геральдических
артефактов Крыма XIV XV вв.
Начальный этап гербоведения средневекового Крыма, хронологически зани
мающий всю первую половину XIX в. это накопление эмпирического материа
ла в работах, посвященных описанию крымских древностей.
Работы Л. Вакселя, П.С. Палласа, П.И. Кеппена, Н.Н. Мурзакевича, Ф. Дю
буа де Монпере не только позволили лучше узнать и понять проблему, но и за
фиксировали памятники, до наших дней не дожившие.
Признаком готовности школы к выходу на новый уровень стали работы
В.Н. Юргевича 1818 1898 в сборниках ЗООИД, которые сопровождались уже
не набросками памятников, а их достоверной передачей в технике литографии,
а также расшифровкой имен и надписей. В.Н. Юргевич, кроме того, впервые свя
зал воедино две группы памятников, несущих изображения генуэзских символов
строительные плиты с одной стороны, и генуэско-татарский нумизатический ма
териал с другой. В дальнейшем тему продолжил О.Ф. Ретовский.
52
Но подлинный перелом в исследованиях генуэзских памятников Крыма про
изошел в 1920 х годах, когда потребовали академической интерпретации резуль
таты экспедиций ГАИМК в Судаке.
Основоположников современного подхода к изучению было двое. Первое
место, бесспорно, принадлежит Е.Ч. Скржинской выдающемуся историкумедиевисту, специалисту по латинской эпиграфике. Созданный ею и вышедший
в Генуе на французском языке в 1928 г. корпус латинских надписей Кафы, Судака
и Балаклавы не утратил научной ценности и до сих пор востребован в исследо
ваниях по фортификации, орнаментике, геральдике, эпиграфике средневеково
го Крыма. Лишь в 2006 г. была осуществлена публикация второй части корпуса
с авторскими добавлениями, собраны воедино все материалы Е.Ч. Скржинской,
относящиеся к истории крепости в Судаке. Издание рукописных материалов,
не вошедших в корпус и хранящихся в архиве СПб ИРИ РАН хранитель и публи
катор Л.Г. Климанов приоткрывает творческую кухню исследовательницы.
С их помощью мы получаем представление о том, как она работала над иден
тификацией тех или иных гербов, какими материалами при этом пользовалась,
с кем могла консультироваться по вопросам геральдики. Так, выясняется, что для
определений гербов Елена Чеславовна использовала общеитальянский гербовник
Дж. Кроллаланца видимо, из личной библиотеки изданный в 1898 г.
Параллельно с Е.Ч. Скржинской к определению гербов на Судакских плитах
обратился известный геральдист В.К. Лукомский 1882 1946 по просьбе участника
экспедиции ГАИМК, художника-графика Н.Ф. Лапина. Последним на экспертизу
в Гербовый музей были присланы кальки с прорисовками десяти плит с 16 различ
ными гербами. Ход работы ученого отражен в сохранившихся материалах его руко
писного фонда в РГИА. Все 16 гербов были сведены им в таблицу. Не имея доступа
к локальным генуэзским стеммариям и пользуясь только общими гербовниками
И. Зибмахера Nurnberg, 1772 Ж Б Ритштапа Gouda, 1861 и М. Джиннани Vene
zia, 1756 Лукомский идентифицировал половину искомых гербов.
Своеобразие ситуации со Е.Ч. Скржинской и В.К. Лукомским заключа
лось в том, что два крупнейший в своей области авторитета пытались рассмо
треть проблему каждый со своей стороны. Если Е.Ч. Скржинская действовала
во всеоружии как историк и итальянист, но не имела глубоких специальных
знаний по геральдике, то на стороне В.К. Лукомского было знание геральди
ческих правил, владение инструментарием и терминологией этой дисциплины,
доступ к гербовникам, наконец, многолетний опыт подобной работы. Для него
герб в данном случае был предметом экспертизы, а не историческим источни
ком, и он решал проблему с генуэзскими гербами как любую другую проблему
геральдической интерпретации, будучи при этом далек от понимания реалий
генуэзских факторий в Крыму.
Увы, в дальнейшем для проведения больших комплексных исследований ге
нуэзской геральдики в Крыму долгое время не было объективных условий как
из-за двусмысленного положения геральдики в советской науке, так и из-за слож
53
ностей информационного обмена с европейскими коллегами, труднодоступности
итальянских архивов и геральдических источников.
Но при этом постепенно расширялся круг выявленных памятников. Если
в корпусе Е.Ч. Скржинской собраны данные о 55 памятных плитах, из которых
39 с геральдическими изображениями, то уже к концу XX в. можно говорить
о 80 подобных артефактах. Раскопки, в том числе и силами Государственно
го Эрмитажа а это Старокрымская экспедиция М.Г. Крамаровского, ЮжноКрымская в Чембало С.Б. Адаксиной продолжаются и сейчас. В орбиту иссле
дований включены не только вновь найденные строительные плиты, но и пред
меты прикладного искусства латинской традиции, несущие гербы генуэзского
нобилитета, в том числе предметы, хранящиеся в Государственном Эрмитаже.
К геральдической тематике обращались в разное время такие исследователи
как Е.А. Айбабина, Н.А. Алексеенко, И.А. Баранов, А.В. Джанов, А.Г. Еманов,
Л.Г. Климанов, М.Г. Крамаровский, В.Л. Мыц, предлагая свои трактовки и ин
терпретации геральдических композиций. В помощь геральдистам созданы базы
генуэзских официалов Крыма, проработаны и изданы в частности, А.Л. Поно
маревым и кругом исследователей под эгидой С.П. Карпова поименные списки
жителей факторий на основе сохранившихся в Секретном Архиве Генуи копий
казначейских книг. Уточнено местонахождение многих геральдических памятни
ков. На протяжении последних 13 лет тема геральдики генуэзского Крыма стала
магистральной и для меня. Свою задачу как исследователь я видела в том, чтобы
объединить подход Скржинской и подход Лукомского и добиться той ком
плексности в описании явления, для которой сейчас возможностей, несомненно,
гораздо больше, чем в 1920 х годах.
Разумеется, тема крымской геральдики еще очень далека от того, чтобы быть
исчерпанной. Перед исследователями стоит масса проблем, нуждающихся в про
яснении как общего порядка, так и более предметных. Ждут своей иденти
фикации предметы прикладного искусства из раскопок в Чембало. Не поставлена
точка в вопросе о том, что считать гербом Кафы джучидскую тамгу с полуме
сяцем, генуэзский крест, высеченные на каменных плитах, или изображение ге
нуэзского портала, размещенного на генуэзско-татарских выпусках Кафинского
монетного двора. Видится перспективным рассмотреть камень геральдических
плит с геологической точки зрения например, провести сравнительный анализ
состава плит Судакской крепости с составом крымского и генуэзского известня
ков, чтобы уточнить происхождение ряда памятников. Остается актуальным вы
деление из письменных источников данных о генуэзской администрации Крыма
и сравнение этих данных с надписями на геральдических плитах и на монетах.
Также не закончена работа по дешифровке латинских инициалов консулов Кафы,
размещенных на латинской стороне генуэзско-татарских аспров, что помогло бы
уточнить датировки этой группы монет. Не получила освещения тема геральдики
генуэзских наместников Кафы. Расшифровка легенды на портале Судакской ка
пеллы даст возможность определить, кому принадлежал герб в виде головы льва.
54
Делаются первые шаги в разработке новой и очень перспективной для изучения
темы символика монашеских орденов в сфрагистических памятниках Крыма
Таким образом, предстоит большая и серьезная работа даже по тем материа
лам, которые уже введены в научный оборот. Но, конечно, она будет еще более
насыщеннее и продуктивнее, если в распоряжении исследователей, благодаря
коллегам археологам, появится как можно больше новых памятников
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Яровая Е.А. Перспективы исследования геральдики генуэзского Крыма (2012)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|