| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдический сборник № 1: Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2015-2018 (2019) › Яровая Е.А. К вопросу о существовании орденского сервиза святого Андрея Первозванного, принадлежавшего цесаревичу Павлу Петровичу | ||||||
Яровая Е.А.
К вопросу о существовании орденского сервиза святого Андрея Первозванного, принадлежавшего цесаревичу Павлу Петровичу// Геральдический сборник № 1: Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2015-2018 (2019)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдический сборник № 1: Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2015-2018 / Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. С. 10-21 [семинар от 28 января 2015] Аннотация: Недавно в поле зрения мне попал любопытный артефакт – фарфоровая чашка с крышкой и блюдцем работы Мейсенской мануфактуры. В первую очередь привлекло внимание крупное изображение герба Российской империи на тулове чашки в сочетании с необычной фигурой двуглавого орла, несущего ленту и знак ордена Святого Андрея Первозванного, в декоре крышки. Зеркало блюдца украшено многофигурной сценой с Петром I Великим и Карлом XII Шведским. В результате длительной работы по идентификации предмета мной была выдвинута достаточно смелая гипотеза: возможно, перед нами – неизвестный сервиз ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, самого раннего и высшего ордена Российской империи. Об авторе публикации/статьи: Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Яровой Е.А.
в библиотеке найдено еще 57 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 44420 знаков (с пробелами)
Фиксация памятников, в декоративном оформлении которых присутствуют элементы геральдики, первоочередная задача гербоведа. Это особенно актуально в случае с предметами, находящимися вне музейных собраний, в руках частных коллекционеров, их судьба неопределенна и в большой степени зависит от желаний и возможностей владельца. Недавно в поле зрения мне попал любопытный артефакт фарфоровая чашка с крышкой и блюдцем работы Мейсенской мануфактуры. В первую очередь привлекло внимание крупное изображение герба Российской империи на тулове чашки в сочетании с необычной фигурой двуглавого орла, несущего ленту и знак ордена Святого Андрея Первозванного, в декоре крышки. Зеркало блюдца украшено многофигурной сценой с Петром I Великим и Карлом XII Шведским. В результате длительной работы по идентификации предмета мной была выдвинута достаточно смелая гипотеза возможно, перед нами неизвестный сервиз ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, самого раннего и высшего ордена Российской империи ил. 1 Удалось обнаружить еще два предмета, сходных в декоративном оформлении и, вероятно, относящихся к одному сервизу. Оба, по стечению обстоятельств, находятся в Государственном Эрмитаже. После 1917 года в составе национализированных художественных ценностей в музей поступила чашка с крышкой и блюдцем, полностью соответствующая изучаемому предмету по размеру, форме и декоративному оформлению, но обладающая примечательными иконографическими отличиями. Ныне она хранится в собрании западноевропейского фарфора Отдела западноевропейского прикладного искусства хранитель Л. В. Ляхова На тулове чашки помещена такая же фигура двуглавого орла в солнечных лучах, несущего в лапах ленту и знак ордена Святого Андрея Первозванного. На крышке изображены корона того же вида, что и на изучаемом предмете скипетр и лавровая ветвь. На зеркале блюдца многофигурная композиция, в центре которой венчаемый как триумфатор российский император Петр I ил. 2, 3 В 2009 году при покупке Эрмитажем коллекции наследников галереи Попов и К Париж в музей поступила и была как памятник россики распределена в хранилище русского фарфора Отдела 2 Ил. 1. Чашка с крышкой и блюдцем. Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1790 1796. Фарфор, крытье подглазурное кобальтом, роспись надглазурная полихромная, позолота. Высота чашки 7,3 см высота крышки 4,3 см диаметр блюдца 13,0 см. Марка подглазурная кобальтом скрещенные мечи. Знаки звездочка, цифра 4. Частная коллекция, Санкт-Петербург 3 Ил. 2. Чашка с крышкой с изображением на тулове двуглавого орла с лентой и знаком ордена Святого Андрея Первозванного. Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1790 1796. ОЗЕПИ, Государственный Эрмитаж истории русской культуры хранитель И. Р. Багдасарова чашка, полностью идентичная объекту исследования1 Она находится в сравнительно неудовлетворительной сохранности, лишена крышки и блюдца ил. 4 Изображение чашки также опубликовано в материале журнала Наше наследие посвященном покупке Эрмитажем данного собрания2 4 Ил. 3. Блюдце с композицией Триумф Петра Великого Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1790 1796. ОЗЕПИ, Государственный Эрмитаж. Фрагмент Оба эрмитажных памятника, в силу различной комплектности и частных отличий в декорировке, не воспринимались как предметы общего происхождения. Введение в информационный оборот третьего памятника объекта настоящего исследования служит звеном, позволяющим осознать все три предмета как единый комплекс, составляющий сервиз, что более полно демонстрирует нам иконографическую программу сервиза и упрощает реконструкцию его провенанса. Приблизительная датировка чашки по формальным признакам дает непротиворечивую картину, позволяющую предельно локализовать время ее создания. Маркировка указывает на производство Мейсенской фарфоровой мануфактуры так называемого периода Марколини 1774 1814 Плавные очертания и грушевидная форма тулова 5 Ил. 4. Чашка с изображением российского императорского герба из бывшего собрания галереи Попов и К Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1790 1796. ОИРК, Государственный Эрмитаж относят чашку к широко известному типу изделий, производство которых было характерно для ранней части данного периода и окончательно прекратилось не позже рубежа 1780 1790-х годов. В то же время строгий, стремящийся к преобладанию прямых линий рисунок ручки, эволюционирующий в сторону более поздних модификаций стиля классицизма, указывает, что изделие не могло быть изготовлено 6 ранее конца 1780-х годов. Изображение двуглавого орла на крышке не в виде условного геральдического символа в традиционном фронтальном ракурсе, а в виде реалистично трактованной птицы в динамичной позе иллюстрирует оформительскую тенденцию, впервые проявившуюся в России во второй половине 1780-х годов ил. 5 Таким образом, по сочетанию датирующих признаков производство чашки может быть отнесено к концу 1780-х началу 1790-х годов. Данной датировке соответствуют как общий характер декоративного оформления чашки, так и выявленные исторические сведения, имеющие отношение к иконографическим истокам изображения на зеркале блюдца см. ниже Прямым свидетельством о владельческой принадлежности чашки и всего сервиза является размещение на ее тулове герба Российской Ил. 5. Крышка чашки с изображением парящего двуглавого орла с лентой и знаком ордена Святого Андрея Первозванного. Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1790 1796. Частная коллекция, Санкт-Петербург. Фрагмент 7 империи, который в XVIII веке служил таким же владельческим знаком, что и частный дворянский герб, и указывал, что собственником предмета является особа из правящего императорского дома. Таковых на рубеже 1780 1790-х годов было, считая взрослых, лишь двое Екатерина II и наследник престола цесаревич Павел Петрович. Таким образом, круг потенциальных обладателей сервиза ограничен лишь этими двумя лицами. Нижеследующие косвенные признаки иконографическая программа и исторический фон складываются в единую картину, с высокой долей уверенности позволяющую определить, кто из указанных лиц был наиболее вероятным владельцем сервиза. I. Иконографическая программа сервиза воплощена а в способе начертания государственных гербов б в живописных композициях на зеркалах блюдец в в орденской символике. А Герб Российской империи, используемый в оформлении двух предметов сервиза исследуемой чашки и чашки из галереи Попова точно копирует герб из немецкого гербовника И.-В. Триера E eitung zu der Wappen-Kunst изданного в Лейпциге в 1729 году3 В свою очередь, последний восходит к более раннему источнику 1708 года4 Отличительной особенностью рисунка герба является архаичный, с точки зрения конца 1780-х годов, вид орденской цепи и короны над гербом, трактованной в духе немецких курфюршеских корон ил. 6 В самой России, в результате сложения облика императорской короны как состоящей из двух полушарий, такой способ ее изображения в действительности не использовался никогда. Между тем в исследуемом сервизе корона европейского типа изображена не только в составе гербов, но и отдельно, на крышке чашки из Государственного Эрмитажа. По-видимому, это сознательное ретро а не ошибка художника, поскольку к концу 1780-х годов российская государственная символика была уже хорошо известна в Европе и безошибочно воспроизводилась местными исполнителями. Б Композиции на зеркалах блюдец имеют источником конкретное литературное произведение. Это популярное сочинение, приписываемое младшему современнику Петра Великого Петру Никифоровичу Крекшину 1684 1763 Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого 5 Всего книга выдержала четыре тиснения их экземпляры есть в русском фонде Российской национальной библиотеки Она представляет собой краткую панегирическую историю петровского царствования, изложенную в модном жанре разговоров в Элизиуме На гравированных иллюстрациях, сопровождающих три последующих издания книги, присутствуют и легко узнаются, хотя и выполненные на более низком 8 техническом уровне и в иных композициях, те же самые персонажи, которых можно видеть на сохранившихся блюдцах. Выбор небольшого и не изобилующего сюжетными ходами сочинения Крекшина в качестве содержательной основы росписей практически гарантированно ограничивал их цикл четырьмя темами, и можно предположить, что и блюдец было четыре. Содержание цикла Ил. 6. Чашка с изображением герба архаичного типа Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1790 1796. Частная коллекция, Санкт-Петербург 9 Ил. 7. Б. П. Шереметев и Ф. А. Головин рассказывают царю Ивану Васильевичу о петровских свершениях. Гравюра из книги П. Н. Крекшина Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого 1789 гипотетически реконструируется на основе содержания самой книги и иллюстраций к ней. Композиции на утраченных блюдцах, очевидно, относились к началу повествования. На четырех блюдцах представлены следующие сюжеты 1. Б. П. Шереметев и Ф. А. Головин, раньше Петра Великого прибывшие в царство мертвых, рассказывают царю Ивану Васильевичу о петровских свершениях ил. 7 10 2. Диалог прибывшего в Элизиум Петра Великого с царем Иваном Васильевичем ил. 8 3. Петр Великий и Карл XII перед судом царя Соломона блюдце из частной коллекции ил. 9, 10 4. Триумф Петра Великого блюдце из собрания ОЗЕПИ ГЭ ил. 3 Композиция на зеркале блюдца исследуемой чашки представляет собой третий сюжет цикла. Это загробная тяжба Петра I с его Ил. 8. Диалог прибывшего в Элизиум Петра Великого с царем Иваном Васильевичем. Гравюра из книги П. Н. Крекшина Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого 1789 11 Ил. 9. Петр Великий и Карл XII перед судом царя Соломона. Гравюра из книги П. Н. Крекшина Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого 1789 противником Карлом XII. Карл говорил во временной жизни нашей на земле ни я Вашему Величеству, ни Ваше Величество мне конечным победителем не были, кто из нас должен иметь в царстве мертвых первенство 6 Судьей выступает библейский царь Соломон, который, для большей узнаваемости, опирается на свой устойчивый атрибут подлокотник в виде оживающей львиной фигуры. Путти слева от Петра олицетворяют передаваемый Крекшиным рассказ императора 12 о событиях после гибели Карла. Путто, держащий книгу с надписью Lex patriae формула международного права, обозначающая следование закону не страны, в которой происходит некое действие, а страны, которую представляет действующий, то есть в данном случае следование закону не Швеции, а Петра олицетворяет позиции Петра на переговорах с преемниками Карла. Путто с моделью корабля символизирует посылку русского флота к шведским берегам в связи с затягиванием переговоров шведами. Справа от Петра еще один участник диалогов книги Александр Македонский, над которым, с точки зрения Крекшина, славяне, предки русских, одерживали победы, как Петр над Карлом, северным Александром что проиллюстрировано фигурой путто, плачущего над сложенными трофеями. На зеркале блюдца из собрания Государственного Эрмитажа, хранящегося в ОЗЕПИ, четвертого в цикле, представлена кульминация повествования. Это многофигурная композиция, сюжетом которой является присуждение первенства Петру Великому. На ней изображены Ил. 10. Блюдце с композицией Петр Великий и Карл XII перед судом царя Соломона Саксония, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1790 1796. Частная коллекция, Санкт-Петербург. Фрагмент 13 практически все персонажи книги Крекшина, а также отсутствующие у него король Франции Генрих IV Бурбон и апостол Петр. В Орденская символика сервиза важный элемент его иконографической программы. На предметах присутствует изображение двуглавого орла с лентой ордена Святого Андрея Первозванного. Сюжетно данная тема перекликается и с литературной первоосновой цикла, где героями являются первые два кавалера ордена Б. П. Шереметев7 и Ф. А. Головин8 и сам Петр учредитель ордена и его третий по счету российский кавалер9 Изображение орденского мотива на сервизе, в особенности в сочетании с государственной символикой в виде имперского герба, указывает на церемониальные, публичные функции данной посуды. Орденские сервизы, рассчитанные на множество персон, являлись атрибутом ежегодных кавалерских трапез носителей соответствующих наград. Важно заметить, что наш случай выглядит противоречащим данной практике. Судя по всему, количество блюдец и, соответственно, весь набор посуды были рассчитаны на четыре персоны. Таким образом, мы имеем дело с сервизом официальным по функции, но камерным по количеству кувертов, рассчитанным на предельно узкий круг кавалеров. Примечательной и, возможно, говорящей особенностью трактовки изображения орла в Андреевской ленте является то, что на официальном представительском сервизе он изображен некоронованным. II. Исторический фон выхода книги, давшей литературную основу циклу росписей, служит указанием на даты и конкретные личности, с которыми гипотетически связано производство сервиза. Рукопись Крекшина в 1788 году опубликовал известный московский книгопродавец Т. А. Полежаев. Восхвалялся в этой книге не только сам Петр. Среди его сподвижников автор особо выделил фельдмаршала графа Б. П. Шереметева, позиционируя его как главного героя царствования и попутно весьма настойчиво указывая на то, что фельдмаршал являлся кавалером Мальтийского ордена первым в России и обладателем ордена Андрея Первозванного. Радуюся, что Московское царство имеет таких светлых кавалеров говорит автор о Шереметеве устами царя Ивана Васильевича. Не обманулися Мальтийские кавалеры, что почтили тебя Кавалериею Креста, не обманулся и Царь Петр Алексеевич надеждою в тебе воистину достоит таковыя чести, говорит Шереметеву крекшинский Карл XII. Я в моем войске такого кавалера не имел Автор сообщает даже, что Б. П. Шереметев якобы мог бы стать польским королем, но предпочел остаться в русской армии10. 14 Выход книги Крекшина явно отвечал репутационным интересам потомков легендарного фельдмаршала, а возможно, был ими и непосредственно поддержан. Издание 1788 года было предварено пространным посвятительным обращением к Петру Борисовичу Шереметеву 1713 1788 влиятельнейшему московскому вельможе и сыну петровского сподвижника. Именно в этом году П. Б. Шереметев умер. Его наследником стал единственный сын, внук петровского фельдмаршала Николай Петрович Шереметев 1751 1809 При нем уже в следующем, 1789 году вышло второе издание книги Крекшина с тремя иллюстрациями, на каждой из которых присутствовал Б. П. Шереметев. Таким образом, в течение всего одного года, прошедшего между изданиями, успело произойти некое осмысление сюжета книги средствами изобразительного искусства. Несомненная общность в трактовке персонажей, изображенных на гравюрах из книги и зеркалах блюдец, предполагает наличие у них общего иконографического прообраза графического или живописного. Роспись блюдец, выполненная на несопоставимо более высоком художественном уровне, находилась ближе к этому прообразу, а рисунки к книге передавали его в упрощенном и композиционно искаженном виде. Дата создания иконографического прообраза росписей, уверенно вычисляемая с точностью до одного года, рубеж 1788 1789 годов полностью соответствует указанному выше времени предполагаемого исполнения заказа, определяемому на основании сопоставления формальных датирующих признаков. Несомненна связь данного издательского и художественного проекта, связанного с выходом книги П. Н. Крекшина, с личностью Николая Петровича Шереметева владельца знаменитых подмосковных усадеб Кусково и Останкино, богатейшего человека своего времени, мецената и филантропа, известного, в частности, по браку с собственной крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. В то же время налицо теснейшая связь Шереметева с одним из двух предполагаемых владельцев сервиза. Н. П. Шереметев товарищ детства цесаревича Павла Петровича, впоследствии всю жизнь остававшийся одним из немногих самых близких к нему друзей и немедленно по восшествии Павла на престол получивший должность обер-гофмаршала, аналогичную позднейшей должности министра императорского двора. В указанный период рубеж 1780 1790-х годов Шереметев жил вдалеке от Павла, в Москве, отчасти в связи с тем, что опальный цесаревич сознательно обрекал себя на самоизоляцию, дабы не навредить в глазах императрицы своим немногочисленным приверженцам. Вотчина Шереметева обладала широкой 15 сетью доверенных лиц за рубежом, что позволяло ее хозяину размещать в Европе любые заказы и удовлетворять любые потребительские и художественные прихоти, не выезжая из Москвы. С Павлом Петровичем Шереметев поддерживал связь, в том числе и периодически посылая ему, согласно сведениям его фрагментарно опубликованной переписки, подарки разного достоинства. Среди упоминаемых мелких знаков внимания, не привязанных к конкретным событиям, находятся, например, живые олени для Гатчинского парка или экзотические плоды из собственных оранжерей. Несомненно, существовали и более ценные подарки. Рассматриваемый сервиз может быть интерпретирован как подарок Николая Петровича Шереметева цесаревичу, сделанный в начале 1790-х годов, то есть в период наиболее напряженных отношений наследника престола с матерью, и насыщенный тонкими политическими намеками. Известно о длительном пребывании Шереметева в Петербурге в первой половине 1793 года11, которое и могло ознаменоваться личным поднесением Павлу сервиза, например, в летний орденский праздник день Святого Петра, приходившийся на 1 июля. Шереметев был прекрасно осведомлен о художественных вкусах и общественно-политических воззрениях Павла, которым полностью соответствует исследуемая чашка. Близкое вкусам Павла, но не Екатерины II, колористическое решение оформление посуды, основанное на сочетании кобальтового фона с золочением. Известно, что со времен европейского турне 1782 года цесаревич и его супруга предпочитали фарфор именно такой цветовой гаммы. По восшествии Павла на престол она была внедрена в практику Императорского фарфорового завода. Явно не случайное присутствие в кульминационной композиции цикла росписей двух персонажей, отсутствующих в первоисточнике Крекшина, лиц, обладавших первостепенным значением в политических взглядах Павла I. Это его кумир король Франции Генрих IV, воспринимавшийся им как идеолог абсолютной монархии и автор проекта гармоничного союза европейских держав, и апостол Петр основатель католической церковной иерархии со строгим, подобным государственному, внутренним устройством. Присутствие мотивов мальтийского рыцарства, интересовавшего Павла с детства, в виде отсылки к личности первого российского мальтийского кавалера графа Б. П. Шереметева, деда Н. П. Шереметева. Очевидно, иконографическая программа сервиза несет на себе отпечаток тяжелого для Павла политического фона этих лет. Ее говорящими чертами являются как апелляция к личности Петра Великого 16 для доказательства попранных, но истинных наследных монарших прав Павла согласно его формуле прадеду правнук так и использование на официальном представительском сервизе мотива некоронованного двуглавого орла в Андреевской ленте. При этом в сервизе присутствует изобразительный мотив короны, не соответствующей облику реально существующей короны Российской империи, но соответствующей некоторым династическим правам Павла. Корона с сервиза не императорская, но старая петровская и вместе с тем близкая по облику к коронам немецких владетельных князей. Между тем, согласно собственному определению Павла, унаследовавшего от отца прерогативы Голштейн-Готторпского герцога, дом, от которого я происхожу, по природе дает мне равное право с прочими германскими князьями. Правда, что земли, мне принадлежащие, уступлены мною младшему колену нашей фамилии, но через то не потеряно достоинство князя империи, а еще меньше то, что я шеф голштинского дома. Все сие подтвержено на сейме имперском 12. Необходимо отметить и то, что сам камерный характер сервиза был присущ именно малолюдному и бедному двору опального наследника, от которого были удалены все близкие к Павлу люди. Тот факт, что из четырех приборов состоит именно официальный церемониальный сервиз, особенно подчеркивает приниженное положение Павла Петровича. Андреевскими кавалерами в его окружении, то есть потенциальными пользователями орденского сервиза, были лишь его старшие сыновья Александр и Константин, а также иногда посещавшие Петербург представители иностранных владетельных фамилий. Сервиз не вошел в круг знаменитых орденских сервизов русской монархии и был, судя по всему, забыт и очень рано выведен из состава дворцовых сервизных кладовых. В сохранившихся описях фарфора, состоявшего на балансе Придворной конторы Его Императорского Величества в 1870-х годах, а также находившегося во дворцах, имевших отношение к личности Павла, его нет13, хотя прочие орденские сервизы там упоминаются. Возможно, он был разрознен и в связи с этим продан еще в пору пребывания Павла наследником или позже, когда заложенное в нем политическое послание, а равно и камерность вошли в противоречие с изменившимся статусом Павла по вступлении его на престол. Итак, установлено, что данная чашка с крышкой и блюдцем является частью представительского сервиза, тематически посвященного апофеозу Петра Великого и рассчитанного, судя по косвенным данным и количеству выявленных приборов, на четыре персоны. Символика ордена Святого Андрея Первозванного, многократно дублированная в декоративном мотиве предметов, заставляет предположить его орденскую направленность. 1 Опубликована в кн. Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи Попов и К авт. вступ. ст. и кат. М. Баруш, М. Бубчикова, Т. Мозжухина, Т. Носович, И. Попова, Н. Сиповская. М., 2009. Выражаю глубокую признательность коллегам Лидии Владимировне Ляховой ОЗЕПИ и Ирине Радиковне Багдасаровой ОИРК за возможность ознакомиться с предметами из данного сервиза, хранящимися в Государственном Эрмитаже. 2 Багдасарова И. Р. Русский фарфор гордость парижской галереи Наше наследие. 2011. 98. 3 Trier J. W. E eitung zu der Wappen-Kunst. Leipzig, 1729. 4 Aсta Eruditorum. siae, Anno MDссVIII. P. 212. Fig. 2. См. Осипов И. А. Герб России в дневнике И.-Г. Корба и его правка Г. Гюйссеном примечания Д. В. Иванова URL http sovet.geraldika.ru artiсle 36905 дата обращения 15.01.2015 5 Крекшин П. Н. Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого, его знаменитых побед и путешествий в разные европейские государства, со многими важными и любопытства достойными происшествиями, представленное разговорами в царстве мертвых генерал-фельдмаршала и кавалера российских и Мальтийского орденов графа Бориса Петровича Шереметева, боярина Федора Алексеевича Головина и самого сего великого императора с российским царем Иоанном Васильевичем, с шведским королем Карлом XII, израильскимцарем Соломоном и греческим царем Александром. СПб., 1788. 6Там же. С. 93. 7 Граф Борис Петрович Шереметев 1652 1719 был награжден орденом Святого Апостола Андрея Первозванного 30 декабря 1701 года Левин С. С. Орден Святого Апостола Андрея Первозванного 1699 1917 Орден Святой Великомученицы Екатерины 1714 1917 Списки кавалеров и кавалерственных дам. М., 2003. С. 5 8 Граф Федор Алексеевич Головин 1650 1706 был награжден орденом Святого Апостола Андрея Первозванного 10 марта 1699 года Левин С. С. Указ. соч. С. 5 9 Фактически царь Петр Алексеевич был шестым награжденным высшим российским орденом 7 мая 1703 года. Однако то обстоятельство, что двое кавалеров гетман Украины Иван Степанович Мазепа 1640 1709 и канцлер Саксонии граф Вольфганг Дитрих Бейхлинген 1665 1725 были лишены этой награды еще в правление учредителя ордена, а пятый по порядку награждения посол Пруссии в России Людвиг Принцен 1675 1725 не являлся российским подданным, заставляет считать Петра третьим российским кавалером ордена. 10 Крекшин П. Н. Указ. соч. С. 96. 11 Переписка графа Н. П. Шереметева и его завещательное письмо своему сыну. М., 1896. С. 211. 12 Шильдер Н. К. Император Павел Первый. СПб., 1901. С. 141. 13 РГИА. Ф. 469. Оп. 10. Ч. 2. Д. 1066, 1067, 1068 Там же. Оп. 15. Д. 134, 488, 510. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Яровая Е.А. К вопросу о существовании орденского сервиза святого Андрея Первозванного, принадлежавшего цесаревичу Павлу Петровичу (2019)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |