| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Атрибуция предметов, каталоги › : Яровая Е.А. Сургучный оттиск личной печати на внутренней поверхности овального столика из Гатчинского дворца / 2016 | ||
Яровая Е.А.
Сургучный оттиск личной печати на внутренней поверхности овального столика из Гатчинского дворцаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Звезда Ренессанса, №24. СПб, 2016. С. 197-201 Аннотация: На внутреннюю поверхность столешницы столика начала XIX века из Гатчинского дворца нанесен оттиск круглой печати в коричневом сургуче. В центре оттиска — монограмма хорошей сохранности, состоящая из двух кириллических литер. В прочтении первой буквы возможна вариативность: это прописная «Г» или «П» (правая ножка является общей с соседней буквой). Вторая буква четкая — «М». Выше монограммы расположена смазанная выпуклая деталь округло-продолговатой формы с ложбиной по центру. Видимо, это изображение цветочного венка, которое в указанный период иногда использовалось на печатях в качестве композиционной и смысловой альтернативы геральдической короне достоинства. По краю оттиск обрамлен отчетливо видимым ободком, предположительно двойным. Об авторе публикации/статьи: Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: › Яровая Е.А. Сургучный оттиск личной печати на внутренней поверхности овального столика из Гатчинского дворца
› См. также другие статьи Яровой Е.А.
в библиотеке найдено еще 56 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 49505 знаков (с пробелами)
На внутреннюю поверхность столешницы столика начала XIX века из Гатчинского дворца нанесен оттиск круглой печати в коричневом сургуче. В центре оттиска монограмма хорошей сохранности, состоящая из двух кириллических литер. В прочтении первой буквы возможна вариативность это прописная Г или П правая ножка является общей с соседней буквой Вторая буква четкая М Выше монограммы расположена смазанная выпуклая деталь округло-продолговатой формы с ложбиной по центру. Видимо, это изображение цветочного венка, которое в указанный период иногда использовалось на печатях в качестве композиционной и смысловой альтернативы геральдической короне достоинства. По краю оттиск обрамлен отчетливо видимым ободком, предположительно двойным. Оттиск типичен для конца XVIII начала XIX века и близок распространенной в то время стилистике оформления личных дворянских печатей. На социальный портрет обладателя печати указывают формальные характеристики оттиска и обстоятельства его нанесения. Печать принадлежит частному лицу, но применена в служебных целях, что характерно для Российской империи до 1820-х годов включительно. Переход к массовому использованию ведомственных штампов и вытеснение частных печатей из казенного обихода стали достижениями царствования Николая I, мы же в данном случае имеем дело с более ранними реалиями. Полномочия, связанные с маркировкой мебели, позволяют видеть в обладателе печати сотрудника одного из придворных учреждений, связанных с заботой о внутреннем убранстве дворцов Кабинета, гоф-интендантской и камер-цалмейстерской служб, дворцовых правлений. Должность этого сотрудника явно предполагала материальную ответственность и сугубо практическую работу с дворцовыми вещами. Печать оттиснута на дешевом коричневом, а не на красном сургуче, считавшемся единственно приличным для любых представительских функций. Даже в конце XIX столетия правила хорошего тона предписывали запечатывать письма не иначе, как красным сургучом 1. Подобная вариативность угадывается и в иных способах применения сургуча. В нашем случае коричневый сургуч на предмете дворцовой обстановки должен свидетельствовать о невысоком, вероятнее всего, техническом и сиюминутном значении связанной с ним маркировки. Владелец печати обладал сравнительно скромными материальными возможностями, что отразилось на грубоватом качестве прорисовки букв, но использовал шрифт, соответствовавший вкусам аристократии первых лет XIX века, и в целом держался в рамках оформительских тенденций этого времени. Использование венка вместо короны достоинства в русле кратковременной моды того же периода, пока совершенно не изученной и известной лишь по отдельным памятникам. Предположительно она была вызвана руссоистскими увлечениями в сочетании с эгалитарными настроениями общества эпохи Просвещения. Венок из цветов, вместо более привычного лаврового, мог Сургучный оттиск личной печати на внутренней поверхности овального столика из Гатчинского дворца 198 ЗвеЗда ренессанса Мебель 199 увенчивать даже императорский вензель, что мы видим, например, на гравюре, посвященной восшествию на престол Александра I. В то же время эмблема была популярна и у лиц, вращавшихся среди дворянства, но не обладавших благородным статусом, и использовалась ими из соображений социальной мимикрии. Таким образом, обладатель монограммы чиновник среднего звена и, предположительно, разночинного происхождения, числившийся в штате ведомств, обслуживавших Императорский двор. Исчерпывающие списки, в которых можно обнаружить имя этого человека, существуют и в опубликованном виде ежегодные издания Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи и Придворный календарь и в сохранившихся в Российском государственном историческом архиве еще более полных реестрах, охватывающих все слои дворцовых служителей вплоть до лакеев и истопников2. Сплошной просмотр указанных изданий и архивных дел применительно к лицам из центрального аппарата придворного ведомства и штату конкретных резиденций в Петербурге, его окрестностях и Москве на должностях, прямо или косвенно связанных с надзором за мебелью, таких как капитаны замков, кастеляны, дворцовые смотрители, гардемебели, камери гоф-фурьеры, кабинетские чиновники при комиссиях то есть поручениях разного профиля, показал отсутствие персонажей, обладающих инициалами ГМ в течение периода с конца царствования Екатерины II до 1840-х годов включительно. Таким образом, можно исключить предположение, что столик, несущий на себе оттиск, мог оказаться в Гатчинском дворце в ходе реконструкции 1840-х годов, когда туда была перевезена, например, часть обстановки начала XIX века из Таврического дворца. В то же время единственный обладатель инициалов ПМ которого удается обнаружить в служительском штате, асессор Гатчинского городового правления Петр Михеев, имеет прямое отношение к меблировке Гатчинского дворца, а деятельность его относится к периоду, соответствующему предполагаемой датировке столика и оттиска. Возможность прочтения монограммы как ПМ требует пояснения. Примененный в оттиске способ компоновки букв, судя по всему, принадлежит оформительским тенденциям, пришедшим на смену барочному вензелю. В отличие от прежней манеры, нацеленной на соблюдение осевой симметрии и отличавшейся богатством таких эффектов, как сложное сплетение литер, их зеркальные развороты, включение в композицию содержательно ненужных в ней дублирующих букв, изменившийся вкус предлагал начертание более рациональное, но также не лишенное элементов игры со зрителем. Буквы стали располагаться с большей раздельностью и чаще всего уже не нанизывались на общую центральную ось. Их новшеством, поддерживавшим декоративную насыщенность монограммы, стало пристрастие к перерастанию концов линий, составлявших литеру, в особенности их ножек, в сложные каллиграфические завитки. При этом завиток в основании буквы мог быть развернут в сторону, противоположную той, которой требовало бы обычное написание. С большой технической изощренностью эту тенденцию иллюстрирует, например, один из многочисленных вариантов монограммы Павла I, известный по ряду оттисков на картинах из Эрмитажа и пригородных дворцов. Составляющие ее кириллические ПП скомпонованы внахлест вопрос о том, какие вертикальные членения относить к какой из литер, решен вариативно, и в зависимости от сделанного выбора ножки букв будут выглядеть завивающимися или традиционным образом, то есть в разные стороны, или по каждой букве в одном и том же направлении. Буквосочетание ПМ с исследуемого нами оттиска явно относится к той же традиции, хотя и на более низком уровне исполнения, и может даже учитывать конкретный пример указанной павловской монограммы, которая, скорее всего, была хорошо известна Михееву в силу его служебного положения. Другой важный прием в построении такого рода монограмм стремление дать двойное использование вертикальным ножкам соседних букв, сделав их общими для разных литер. В России признаки этой моды фиксируются уже в последней четверти XVIII века, хотя в Европе аналогичные решения применялись и ранее. Известна, в частности, медаль с вензелем саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного, где в латинской монограмме AR граничащие стороны букв сливаются в одну линию. Тот же прием наблюдается в оформлении суперэкслибриса княгини Анастасии Ивановны Долгорукой 1730 1795 где латинские литеры А и D имеют общую ножку, при этом для буквы А правая ножка завернута вовнутрь3. Среди наиболее ранних российских примеров суперэкслибрис графа Ивана Ивановича Шувалова, на котором кириллический инициал владельца Ш образован его же стилизованными латинскими инициалами IIS 4. Этой же традиции соответствует и чайная пара завода Гарднера 1780-е из коллекции фарфора Государственного Русского музея в латинской монограмме MD общей для букв является левая ножка5. Вензельный суперэкслибрис княгини А.И. Долгорукой Вензельный суперэкслибрис графа И.И.Шувалова Медаль в честь Августа Сильного. Дрезден. 1833 год. Восшествие на престол императора Александра I. Гравюра. Фрагмент. Оттиск печати с литерами AL Фрагмент, венок. Оттиск печати императора Павла Петровича. Чашка с монограммой MD. Россия, завод Гарднера, 1780-е годы Государственный Русский музей 198 ЗвеЗда ренессанса Мебель 199 увенчивать даже императорский вензель, что мы видим, например, на гравюре, посвященной восшествию на престол Александра I. В то же время эмблема была популярна и у лиц, вращавшихся среди дворянства, но не обладавших благородным статусом, и использовалась ими из соображений социальной мимикрии. Таким образом, обладатель монограммы чиновник среднего звена и, предположительно, разночинного происхождения, числившийся в штате ведомств, обслуживавших Императорский двор. Исчерпывающие списки, в которых можно обнаружить имя этого человека, существуют и в опубликованном виде ежегодные издания Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи и Придворный календарь и в сохранившихся в Российском государственном историческом архиве еще более полных реестрах, охватывающих все слои дворцовых служителей вплоть до лакеев и истопников2. Сплошной просмотр указанных изданий и архивных дел применительно к лицам из центрального аппарата придворного ведомства и штату конкретных резиденций в Петербурге, его окрестностях и Москве на должностях, прямо или косвенно связанных с надзором за мебелью, таких как капитаны замков, кастеляны, дворцовые смотрители, гардемебели, камери гоф-фурьеры, кабинетские чиновники при комиссиях то есть поручениях разного профиля, показал отсутствие персонажей, обладающих инициалами ГМ в течение периода с конца царствования Екатерины II до 1840-х годов включительно. Таким образом, можно исключить предположение, что столик, несущий на себе оттиск, мог оказаться в Гатчинском дворце в ходе реконструкции 1840-х годов, когда туда была перевезена, например, часть обстановки начала XIX века из Таврического дворца. В то же время единственный обладатель инициалов ПМ которого удается обнаружить в служительском штате, асессор Гатчинского городового правления Петр Михеев, имеет прямое отношение к меблировке Гатчинского дворца, а деятельность его относится к периоду, соответствующему предполагаемой датировке столика и оттиска. Возможность прочтения монограммы как ПМ требует пояснения. Примененный в оттиске способ компоновки букв, судя по всему, принадлежит оформительским тенденциям, пришедшим на смену барочному вензелю. В отличие от прежней манеры, нацеленной на соблюдение осевой симметрии и отличавшейся богатством таких эффектов, как сложное сплетение литер, их зеркальные развороты, включение в композицию содержательно ненужных в ней дублирующих букв, изменившийся вкус предлагал начертание более рациональное, но также не лишенное элементов игры со зрителем. Буквы стали располагаться с большей раздельностью и чаще всего уже не нанизывались на общую центральную ось. Их новшеством, поддерживавшим декоративную насыщенность монограммы, стало пристрастие к перерастанию концов линий, составлявших литеру, в особенности их ножек, в сложные каллиграфические завитки. При этом завиток в основании буквы мог быть развернут в сторону, противоположную той, которой требовало бы обычное написание. С большой технической изощренностью эту тенденцию иллюстрирует, например, один из многочисленных вариантов монограммы Павла I, известный по ряду оттисков на картинах из Эрмитажа и пригородных дворцов. Составляющие ее кириллические ПП скомпонованы внахлест вопрос о том, какие вертикальные членения относить к какой из литер, решен вариативно, и в зависимости от сделанного выбора ножки букв будут выглядеть завивающимися или традиционным образом, то есть в разные стороны, или по каждой букве в одном и том же направлении. Буквосочетание ПМ с исследуемого нами оттиска явно относится к той же традиции, хотя и на более низком уровне исполнения, и может даже учитывать конкретный пример указанной павловской монограммы, которая, скорее всего, была хорошо известна Михееву в силу его служебного положения. Другой важный прием в построении такого рода монограмм стремление дать двойное использование вертикальным ножкам соседних букв, сделав их общими для разных литер. В России признаки этой моды фиксируются уже в последней четверти XVIII века, хотя в Европе аналогичные решения применялись и ранее. Известна, в частности, медаль с вензелем саксонского курфюрста и польского короля Августа Сильного, где в латинской монограмме AR граничащие стороны букв сливаются в одну линию. Тот же прием наблюдается в оформлении суперэкслибриса княгини Анастасии Ивановны Долгорукой 1730 1795 где латинские литеры А и D имеют общую ножку, при этом для буквы А правая ножка завернута вовнутрь3. Среди наиболее ранних российских примеров суперэкслибрис графа Ивана Ивановича Шувалова, на котором кириллический инициал владельца Ш образован его же стилизованными латинскими инициалами IIS 4. Этой же традиции соответствует и чайная пара завода Гарднера 1780-е из коллекции фарфора Государственного Русского музея в латинской монограмме MD общей для букв является левая ножка5. Вензельный суперэкслибрис княгини А.И. Долгорукой Вензельный суперэкслибрис графа И.И.Шувалова Медаль в честь Августа Сильного. Дрезден. 1833 год. Восшествие на престол императора Александра I. Гравюра. Фрагмент. Оттиск печати с литерами AL Фрагмент, венок. Оттиск печати императора Павла Петровича. Чашка с монограммой MD. Россия, завод Гарднера, 1780-е годы Государственный Русский музей 200 ЗвеЗда ренессанса Мебель 201 одновременно ведало состоянием и дворца, и собственно города впоследствии оно называлось дворцовым правлением. Первым верховным начальником стал главноуправляющий П. Х. Обольянинов, в подчинении которого находился штат практических работников советник коллежский советник Клементий Расихин и два асессора в чине надворных советников щетный Гаврила Федоров и строевой Петр Михеев. Уже само название должности последнего указывало, что чиновник занимался вопросами благоустройства. Для этой должности был подобран сотрудник подходящей квалификации. До 1810 года Михеев не был дворянином. Краткие сведения о штате Гатчинского правления в 1800 году сообщают, что П. Михеев находился на государственной службе с января 1773 года, а в текущем чине с октября 1800 года7. При этом за всю предшествующую карьеру он упомянут в ежегодном списке гражданских служащих лишь в 1793 1795 годах, когда в чине инженерного прапорщика состоял при наместническом правлении Кавказского наместничества8. Примечательно, что на гербе Михеева, утвержденном в 1810 году и внесенном в девятый том Общего гербовника, изображены разогнутый циркуль, поставленный на свитке с чертежами и каменный канал 9. Из всего этого следует вывод, что Михеев выслужился из нижних чинов в инженерных учреждениях, возможно судя по изображению на гербе связанных с гидротехникой, а в силу их военизированного устройства числился по военному, а не гражданскому ведомству. Видимо, карьера Михеева, как это часто бывало, резко двинулась вверх при Павле, когда монарху понадобились люди для созданных им новых учреждений. В апреле 1807 года Михеев получил чин коллежского советника10, что давало ему основание претендовать на дворянское достоинство. Он получил дворянство и герб по выслуженному чину, что было утверждено 15 марта 1810 года, и в том же году ходатайствовал перед Герольдией о внесении в Общий гербовник, что и было сделано11. Михеев продолжает присутствовать в документах Гатчинского правления вплоть до 1812 1813 годов, а с 1815 года окончательно исчезает из них, что явно связано с его отставкой по возрасту или кончиной. О характере занятий Михеева в Гатчине 1800-х годов говорят его фрагментарно сохранившиеся отчеты это был широкий круг дел, связанных с переустройством помещений дворца под текущие нужды, а также с работами в парке и некоторыми объектами в городе. В частности, не последнее место в кругу его забот занимало попечение о дворцовой мебели. Например, в 1803 году Михеев состоял у переделки во дворце по Арсенальному каре в комнатах великих князей 12, занимался в том же каре доделкой лестниц 13 и заказывал столярам Вильгельму Гагу и Фридриху Гауману паркетные полы в комнатах главноуправляющего С. С. Ланского14. В ходе этих работ он закупал для кроватей пряжек железных 500 и на оклейку ломберных столов крепа светло-зеленого 10 аршин 15, организовывал оклейку двадцати шести столов и стульев кожей бараньей черной 36 штук 16. В том же году он контролировал уборку шкапов из бывшей библиотеки, где ныне комнаты г-на Ланского, в сарай противу конюшен и уборку в бывшей хлебной магазейн близ каменного каре хранящихся во оном вещей 17 и заказывал обойному мастеру состав для выгнания из находящихся во дворце диванов и матрацов моли 18. В 1806 году Михеев руководил отделкой некоторых комнат Арсенального каре19. В 1807 году среди его текущих забот покупка для починки дворцовой мебели ольховых досок 29 штук 20 и оплата цеховому стульному мастеру Грегорью Дмитриеву за сделанные им для Гатчинского дворца договоренные его превосходительством Степаном Сергеевичем Ланским. Е. Я. десять дюжин оплетенных заморским камышом крашеных темным с желтым колерами по лаком стульев 21. Ольховые доски для починки дворцовой мебели Михеев закупал и в 1808 году22, тогда же он 1 Правила светской жизни и этикета. Хороший тон Сост. Юрьев, Владимирский. СПб, 1889. С. 273. 2 РГИА. Ф. 468. Оп. 32. Д. 1. Формулярные списки чиновников, состоявших на службе в Кабинете ЕИВ и подведомственных ему местах Ф. 469. Оп. 14. Д. 15. Список придворных чинов и комнатных служителей Д. 19. О находящихся при СанктПетербургской столице подгородных дворцах Д. 20. Список чинов и служителей по камер-цалмейстерской части Д. 21. Список камер-фурьеров, гоф-фурьеров и прочих должностей Д. 22. Список комиссаров, ключников, служителей архитектурной, сервизной, водочной и других Ф. 470. Оп. 6. Д. 354. Алфавит живописцев и мастеров гоф-интендантской конторы. 3 Дружинин П. А. Геральдика и редкая книга. Русский геральдический суперэкслибрис. Т. 2. М., 2014. С. 65. 4 Там же. С. 190. 5 The State Russian Museum. Porсelain in Russia 18th 19th сenturies. The Gardner Faсtory. SPb, 2003. сat. 87. P. 29. Tab. 11. 6 ГАТО. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1402. 7 РГИА. Ф. 491. Оп. 1. Д. 436. Л. 1 об. 8 Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето 1794. СПб, 1794. С. 377. 9 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Т. 9. 153. 10 РГИА. Ф. 491. Оп. 1. Д. 436. Л. 106 об. 11 РГИА. Ф. 1343. Оп. 25. Д. 4921. Л. 1 2. 12 РГИА. Ф. 491. Оп. 1. Д. 714. Л. 8. 13 Там же. Л. 22. 14 Там же. Л. 51 об. 15 Там же. Л. 45 45 об. 16 Там же. 17 Там же. Л. 72. 18 Там же. Л. 89. 19 Там же. Д. 827. 20 Там же. Д. 860. Л. 12. 21 Там же. Л. 21. 22 Там же. Д. 882. Л. 21. 23 Там же. Л. 31 об. 24 Там же. Л. 34. 25 Там же. Л. 35 об. Чрезмерное увлечение таким эффектом могло привести к нечитаемости послания, заложенного в монограмму. Примером является относящийся к 1811 году оттиск печати камер-юнкера Любима Ивановича Нелидова в книге отзывов, которая велась в 1810 1845 годах на курорте Андреапольские минеральные воды6. Эта книга является важным подспорьем по способам расшифровки монограмм, поскольку подписи пациентов в ней соседствуют с оттисками их печатей. Печать Нелидова полностью, вплоть до венка вместо короны достоинства и двойного ободка по краю, соответствует той же оформительской моде, что и исследуемый нами оттиск. Примечательной особенностью этого оттиска является то, что монограмму составляют латинские I и L вертикальными членениями которых, видимо, должен был создаваться эффект присутствия не прорисованной никак иначе первой буквы фамилии, то есть наиболее важной части послания. В пользу применения подобного приема в исследуемой нами монограмме ПМ говорит строгая параллельность двух вертикальных членений, составляющих предположительно левую ножку буквы П и правую, являющуюся одновременно левой стороной буквы М Плавный изгиб одной линии тщательно повторяется другой, что вряд ли было бы оправданно при стремлении отграничить буквы друг от друга. Итак, обладатель печати, с которой выполнен оттиск на внутренней стороне столешницы, гатчинский служитель с инициалами П и М Петр Андреевич Михеев принадлежал к кругу лиц, получивших посты в гражданском управлении, когда Павел после восшествия на престол сделал городами свои имения Павловск и Гатчину. Эти новые города не были уравнены с прочими, а получили особый порядок управления, учитывавший их статус императорских резиденций. В Гатчине было создано Гатчинское городовое правление, которое приобрел партию фламского полотна на чехлы к мебели в комнаты великой княгини Марии Павловны и организовал доставку перин из Павловска в Гатчину23, оплатил шитье вновь кожаных подушек к канапе при дворце, на террасе в регулярный сад 24, закупал для комнат урыльники, рукомойники с поддонами, чехлы для зеркал25. Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что в период правления Павла I и в течение пятнадцати лет после него в обязанности Петра Михеева по благоустройству Гатчинского дворца входил уход за мебелью, ее заказ, починка и дальнейшие перемещения. Верхней границей датировки печати с инициалами ПМ следует считать год начала работы Михеева в Гатчинском городовом правлении в чине надворного советника, а нижняя граница датировки печати 1810-й год получения Михеевым дворянства. Таким образом, сургучный оттиск можно датировать временным отрезком между 1800 и 1810 годами. Оттиск печати Л.И. Нелидова Герб Петра Михеева. Воспроизведено по Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Т. IX. 153. 200 ЗвеЗда ренессанса Мебель 201 одновременно ведало состоянием и дворца, и собственно города впоследствии оно называлось дворцовым правлением. Первым верховным начальником стал главноуправляющий П. Х. Обольянинов, в подчинении которого находился штат практических работников советник коллежский советник Клементий Расихин и два асессора в чине надворных советников щетный Гаврила Федоров и строевой Петр Михеев. Уже само название должности последнего указывало, что чиновник занимался вопросами благоустройства. Для этой должности был подобран сотрудник подходящей квалификации. До 1810 года Михеев не был дворянином. Краткие сведения о штате Гатчинского правления в 1800 году сообщают, что П. Михеев находился на государственной службе с января 1773 года, а в текущем чине с октября 1800 года7. При этом за всю предшествующую карьеру он упомянут в ежегодном списке гражданских служащих лишь в 1793 1795 годах, когда в чине инженерного прапорщика состоял при наместническом правлении Кавказского наместничества8. Примечательно, что на гербе Михеева, утвержденном в 1810 году и внесенном в девятый том Общего гербовника, изображены разогнутый циркуль, поставленный на свитке с чертежами и каменный канал 9. Из всего этого следует вывод, что Михеев выслужился из нижних чинов в инженерных учреждениях, возможно судя по изображению на гербе связанных с гидротехникой, а в силу их военизированного устройства числился по военному, а не гражданскому ведомству. Видимо, карьера Михеева, как это часто бывало, резко двинулась вверх при Павле, когда монарху понадобились люди для созданных им новых учреждений. В апреле 1807 года Михеев получил чин коллежского советника10, что давало ему основание претендовать на дворянское достоинство. Он получил дворянство и герб по выслуженному чину, что было утверждено 15 марта 1810 года, и в том же году ходатайствовал перед Герольдией о внесении в Общий гербовник, что и было сделано11. Михеев продолжает присутствовать в документах Гатчинского правления вплоть до 1812 1813 годов, а с 1815 года окончательно исчезает из них, что явно связано с его отставкой по возрасту или кончиной. О характере занятий Михеева в Гатчине 1800-х годов говорят его фрагментарно сохранившиеся отчеты это был широкий круг дел, связанных с переустройством помещений дворца под текущие нужды, а также с работами в парке и некоторыми объектами в городе. В частности, не последнее место в кругу его забот занимало попечение о дворцовой мебели. Например, в 1803 году Михеев состоял у переделки во дворце по Арсенальному каре в комнатах великих князей 12, занимался в том же каре доделкой лестниц 13 и заказывал столярам Вильгельму Гагу и Фридриху Гауману паркетные полы в комнатах главноуправляющего С. С. Ланского14. В ходе этих работ он закупал для кроватей пряжек железных 500 и на оклейку ломберных столов крепа светло-зеленого 10 аршин 15, организовывал оклейку двадцати шести столов и стульев кожей бараньей черной 36 штук 16. В том же году он контролировал уборку шкапов из бывшей библиотеки, где ныне комнаты г-на Ланского, в сарай противу конюшен и уборку в бывшей хлебной магазейн близ каменного каре хранящихся во оном вещей 17 и заказывал обойному мастеру состав для выгнания из находящихся во дворце диванов и матрацов моли 18. В 1806 году Михеев руководил отделкой некоторых комнат Арсенального каре19. В 1807 году среди его текущих забот покупка для починки дворцовой мебели ольховых досок 29 штук 20 и оплата цеховому стульному мастеру Грегорью Дмитриеву за сделанные им для Гатчинского дворца договоренные его превосходительством Степаном Сергеевичем Ланским. Е. Я. десять дюжин оплетенных заморским камышом крашеных темным с желтым колерами по лаком стульев 21. Ольховые доски для починки дворцовой мебели Михеев закупал и в 1808 году22, тогда же он 1 Правила светской жизни и этикета. Хороший тон Сост. Юрьев, Владимирский. СПб, 1889. С. 273. 2 РГИА. Ф. 468. Оп. 32. Д. 1. Формулярные списки чиновников, состоявших на службе в Кабинете ЕИВ и подведомственных ему местах Ф. 469. Оп. 14. Д. 15. Список придворных чинов и комнатных служителей Д. 19. О находящихся при СанктПетербургской столице подгородных дворцах Д. 20. Список чинов и служителей по камер-цалмейстерской части Д. 21. Список камер-фурьеров, гоф-фурьеров и прочих должностей Д. 22. Список комиссаров, ключников, служителей архитектурной, сервизной, водочной и других Ф. 470. Оп. 6. Д. 354. Алфавит живописцев и мастеров гоф-интендантской конторы. 3 Дружинин П. А. Геральдика и редкая книга. Русский геральдический суперэкслибрис. Т. 2. М., 2014. С. 65. 4 Там же. С. 190. 5 The State Russian Museum. Porсelain in Russia 18th 19th сenturies. The Gardner Faсtory. SPb, 2003. сat. 87. P. 29. Tab. 11. 6 ГАТО. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1402. 7 РГИА. Ф. 491. Оп. 1. Д. 436. Л. 1 об. 8 Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето 1794. СПб, 1794. С. 377. 9 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Т. 9. 153. 10 РГИА. Ф. 491. Оп. 1. Д. 436. Л. 106 об. 11 РГИА. Ф. 1343. Оп. 25. Д. 4921. Л. 1 2. 12 РГИА. Ф. 491. Оп. 1. Д. 714. Л. 8. 13 Там же. Л. 22. 14 Там же. Л. 51 об. 15 Там же. Л. 45 45 об. 16 Там же. 17 Там же. Л. 72. 18 Там же. Л. 89. 19 Там же. Д. 827. 20 Там же. Д. 860. Л. 12. 21 Там же. Л. 21. 22 Там же. Д. 882. Л. 21. 23 Там же. Л. 31 об. 24 Там же. Л. 34. 25 Там же. Л. 35 об. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Яровая Е.А. Сургучный оттиск личной печати на внутренней поверхности овального столика из Гатчинского дворца (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |