| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Атрибуция предметов, каталоги › : Яровая Е.А. Сургучный оттиск владельческой печати на оборотной стороне картины Франческо Морандини (Поппи) «Св. Екатерина» / 2016 | ||
Яровая Е.А.
Сургучный оттиск владельческой печати на оборотной стороне картины Франческо Морандини (Поппи) «Св. Екатерина»Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Звезда Ренессанса, №24. СПб, 2016. С. 61-65 Аннотация: Сургучный оттиск печати, находящийся на обратной стороне доски исследуемого произведения, принадлежит к памятникам, наличие которых на определяемых предметах является высшей радостью для эксперта. Должное раскрытие информации, в свернутом виде заложенной в этом источнике, не только позволяет со стопроцентной уверенностью указать на владельца печати, но и органично помещает саму картину в контекст событий русской культуры и истории, обладавших для жизни Российской империи первой трети XIX века особым общественным значением Об авторе публикации/статьи: Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: › Яровая Е.А. Сургучный оттиск владельческой печати на оборотной стороне картины Франческо Морандини (Поппи) «Св. Екатерина»
› См. также другие статьи Яровой Е.А.
в библиотеке найдено еще 56 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 53091 знаков (с пробелами)
Сургучный оттиск печати, находящийся на обратной стороне доски исследуемого произведения, принадлежит к памятникам, наличие которых на определяемых предметах является высшей радостью для эксперта. Должное раскрытие информации, в свернутом виде заложенной в этом источнике, не только позволяет со стопроцентной уверенностью указать на владельца печати, но и органично помещает саму картину в контекст событий русской культуры и истории, обладавших для жизни Российской империи первой трети XIX века особым общественным значением. Перед нами круглое изображение, оттиснутое на красном сургуче, содержащее фрагментарно сохранившуюся геральдическую композицию, дополненную в нижней части многочисленными, сравнительно хорошо читаемыми наградами. В центральной части изображения гербовый щит, над ним рыцарский шлем, увенчанный простой дворянской короной. Щит украшен пышным наметом. В нашлемнике над короной видны основания украшения из перьев. Центральная часть щита несет на себе следы позднейшего физического воздействия гербовые фигуры как таковые практически уничтожены. Однако удается рассмотреть деление щита на три поля щит пересечен по горизонтали, и верхнее поле рассечено. По сохранившимся остаткам шрафировки можно судить о цветовом решении герба нижнее его поле покрыто вертикальной штриховкой, что обозначает красный цвет, намет и левая часть верхнего поля заштрихованы горизонтально, то есть являются голубыми. В нижней оконечности щита имеется почти разрушенный геральдический элемент сложной формы, единственный различимый фрагмент которого покрыт точками, что по правилам шрафировки передает золотой цвет. Ниже этой фигуры, вдоль нижнего края щита, Сургучный оттиск владельческой печати на оборотной стороне картины Франческо Морандини Поппи Святая Екатерина 1570 61 ЗвеЗда ренессанса Живопись угадывается весьма характерная деталь, наличие которой в конечном итоге становится ключевым фактором при определении герба это клубы дыма или облаков, поднимающиеся вверх по внутренней стороне щита. Под щитом наградное оружие с повешенными на нем знаками отличия. Несмотря на разрушение центра герба, сохранившихся деталей вполне достаточно для его определения. Клубящиеся облака вдоль нижней кромки щита уникальный элемент в российской геральдической практике, закрепленный исключительно за аристократическим родом Дмитриевых-Мамоновых. Их герб существует в двух незначительно различающихся изводах в связи с отделением от этой фамилии титулованной ветви после получения фаворитом Екатерины II А. М. Дмитриевым-Мамоновым Таким образом, помимо единственной отчетливо сохранившейся детали оттиска облаков совпадают с блазоном и цветовое решение герба, и способ деления полей. Золотая фигура сложной формы в нижней части щита, соответственно, некогда представляла собой корону, украшенную павлиньими перьями. Содержание этого герба, изложенное средствами геральдики, иллюстрировало заявку древнего и известного, но нетитулованного рода на происхождение от владетельных домов Древней Руси. Фамилия Дмитриевых-Мамоновых действительно была громкой. Достаточно сказать, что Иван Ильич Дмитриев-Мамонов Старший 1680 1730 являлся первым в русской истории подданным правящей династии, вступившим в брак с царской дочерью вторым браком он был женат на Прасковье Иоанновне племяннице Петра Великого и сестре будущей императрицы Анны Иоанновны. Такие союзы и в дальнейшем представляли собой редчайшее исключение. Свое высокое положение Дмитриевы-Мамоновы подкрепляли легендой, называя основателями рода князей, сидевших на киевском и смоленском престолах. Это нашло отражение в их фамильном гербе. Родовая геральдика Дмитриевых-Мамоновых начала складываться еще в 1720-х годах, но наиболее ранние ее памятники не сохранились и известны только по упоминаниям. В окончательно сформированном виде герб известен с 1762 года, когда он был запечатлен на гравюре с портретом полковника Ф. И. Дмитриева-Мамонова. В верхних частях гербового щита, в соответствии с генеалогической претензией семьи, помещены гербы Киева и Смоленска. Роль собственно родовой эмблемы играет вариация на тему польского герба Sas, которой отдано нижнее поле. Этот герб являлся плодом самобытного геральдического творчества Дмитриевых-Мамоновых. Официальное признание придуманной родословной, произошедшее в годы, когда А. М. Дмитриев-Мамонов был царским фаворитом, подготовило почву и для государственного утверждения герба. Кому именно из Дмитриевых-Мамоновых принадлежала печать, оставившая оттиск на картине, указывают награды ее владельца. Сузить в первом приближении датировку предмета и круг возможных владельцев позволяет наличие среди наград медали с изображением треугольника. В ней легко узнается учрежденная Александром I медаль участника Отечественной войны 1812 года. Следовательно, обладатель печати участник наполеоновских войн, судя по его наградам, не оставшийся в стороне от ратных подвигов. Изучение списков лиц, получивших ордена за указанный период2, показывает, что среди награжденных за время боевых действий фигурировало всего трое офицеров, обозначенных как Мамоновы Последующее выяснение их личностей позволяет опознать в них сына упомянутого фаворита Екатерины графа Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова, полковника Ивана Аверьяновича Мамонова не Дмитриева и Александра Ивановича Дмитриева-Мамонова представителя главной ветви рода. Из них лишь последний мог пользоваться вышеназванным родовым гербом, увенчанным простой дворянской короной. Ознакомление с формулярным списком Александра Ивановича не оставляет сомнений, что именно ему Франческо Морандини Поппи Святая Екатерина Оттиск сургучной печати на обороте картины графского достоинства. Оба варианта имеются в самых ранних томах Общего гербовника графский в первом 30 дворянский во втором 21 Графский вариант дополнен центральным щитком с российским двуглавым орлом первоначально одноглавым римским и императорским вензелем. В нашем случае корона, венчающая композицию, простая дворянская, следовательно, для сравнения с исследуемым оттиском используем блазон герба нетитулованных Дмитриевых-Мамоновых, помещенный во втором томе. Сопоставив их, мы обнаруживаем, что приведенное описание полностью совмещается со всеми сохранившимися деталями исследуемого оттиска. Щит разделен горизонтально на две части, из которых в верхней, разрезанной перпендикулярной чертой, в правом, голубом, поле изображен стоящий ангел в сребротканой одежде, держащий в правой руке меч, а в левой золотой щит в левом, серебряном, поле черная пушка, означенная на золотом лафете, поставленном на зеленой траве, и на пушке сидит райская птица в нижней части, окруженной с трех сторон серебряными облаками, в красном поле перпендикулярно означена серебряная стрела, летящая вверх через серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, на поверхности которых видны по одной восьмиугольной серебряной звезде, и между ними золотая корона с четырьмя павлиньими перьями. Намет на щите голубого и красного цвета, подложенный серебром. Щит держат два льва 1. Герб рода графов Дмитриевых-Мамоновых Воспроизведено по Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Т. I. 30 Герб дворян Дмитриевых-Мамоновых Воспроизведено по Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Т. II. 21 Диплом на герб дворян Дмитриевых-Мамоновых Неизвестный художник. Портрет полковника Ф. И. Дмитриева-Мамонова 1762 год. Гравюра. Фрагмент с гербом дворян Дмитриевых-Мамоновых 62 63 ЗвеЗда ренессанса Живопись угадывается весьма характерная деталь, наличие которой в конечном итоге становится ключевым фактором при определении герба это клубы дыма или облаков, поднимающиеся вверх по внутренней стороне щита. Под щитом наградное оружие с повешенными на нем знаками отличия. Несмотря на разрушение центра герба, сохранившихся деталей вполне достаточно для его определения. Клубящиеся облака вдоль нижней кромки щита уникальный элемент в российской геральдической практике, закрепленный исключительно за аристократическим родом Дмитриевых-Мамоновых. Их герб существует в двух незначительно различающихся изводах в связи с отделением от этой фамилии титулованной ветви после получения фаворитом Екатерины II А. М. Дмитриевым-Мамоновым Таким образом, помимо единственной отчетливо сохранившейся детали оттиска облаков совпадают с блазоном и цветовое решение герба, и способ деления полей. Золотая фигура сложной формы в нижней части щита, соответственно, некогда представляла собой корону, украшенную павлиньими перьями. Содержание этого герба, изложенное средствами геральдики, иллюстрировало заявку древнего и известного, но нетитулованного рода на происхождение от владетельных домов Древней Руси. Фамилия Дмитриевых-Мамоновых действительно была громкой. Достаточно сказать, что Иван Ильич Дмитриев-Мамонов Старший 1680 1730 являлся первым в русской истории подданным правящей династии, вступившим в брак с царской дочерью вторым браком он был женат на Прасковье Иоанновне племяннице Петра Великого и сестре будущей императрицы Анны Иоанновны. Такие союзы и в дальнейшем представляли собой редчайшее исключение. Свое высокое положение Дмитриевы-Мамоновы подкрепляли легендой, называя основателями рода князей, сидевших на киевском и смоленском престолах. Это нашло отражение в их фамильном гербе. Родовая геральдика Дмитриевых-Мамоновых начала складываться еще в 1720-х годах, но наиболее ранние ее памятники не сохранились и известны только по упоминаниям. В окончательно сформированном виде герб известен с 1762 года, когда он был запечатлен на гравюре с портретом полковника Ф. И. Дмитриева-Мамонова. В верхних частях гербового щита, в соответствии с генеалогической претензией семьи, помещены гербы Киева и Смоленска. Роль собственно родовой эмблемы играет вариация на тему польского герба Sas, которой отдано нижнее поле. Этот герб являлся плодом самобытного геральдического творчества Дмитриевых-Мамоновых. Официальное признание придуманной родословной, произошедшее в годы, когда А. М. Дмитриев-Мамонов был царским фаворитом, подготовило почву и для государственного утверждения герба. Кому именно из Дмитриевых-Мамоновых принадлежала печать, оставившая оттиск на картине, указывают награды ее владельца. Сузить в первом приближении датировку предмета и круг возможных владельцев позволяет наличие среди наград медали с изображением треугольника. В ней легко узнается учрежденная Александром I медаль участника Отечественной войны 1812 года. Следовательно, обладатель печати участник наполеоновских войн, судя по его наградам, не оставшийся в стороне от ратных подвигов. Изучение списков лиц, получивших ордена за указанный период2, показывает, что среди награжденных за время боевых действий фигурировало всего трое офицеров, обозначенных как Мамоновы Последующее выяснение их личностей позволяет опознать в них сына упомянутого фаворита Екатерины графа Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова, полковника Ивана Аверьяновича Мамонова не Дмитриева и Александра Ивановича Дмитриева-Мамонова представителя главной ветви рода. Из них лишь последний мог пользоваться вышеназванным родовым гербом, увенчанным простой дворянской короной. Ознакомление с формулярным списком Александра Ивановича не оставляет сомнений, что именно ему Франческо Морандини Поппи Святая Екатерина Оттиск сургучной печати на обороте картины графского достоинства. Оба варианта имеются в самых ранних томах Общего гербовника графский в первом 30 дворянский во втором 21 Графский вариант дополнен центральным щитком с российским двуглавым орлом первоначально одноглавым римским и императорским вензелем. В нашем случае корона, венчающая композицию, простая дворянская, следовательно, для сравнения с исследуемым оттиском используем блазон герба нетитулованных Дмитриевых-Мамоновых, помещенный во втором томе. Сопоставив их, мы обнаруживаем, что приведенное описание полностью совмещается со всеми сохранившимися деталями исследуемого оттиска. Щит разделен горизонтально на две части, из которых в верхней, разрезанной перпендикулярной чертой, в правом, голубом, поле изображен стоящий ангел в сребротканой одежде, держащий в правой руке меч, а в левой золотой щит в левом, серебряном, поле черная пушка, означенная на золотом лафете, поставленном на зеленой траве, и на пушке сидит райская птица в нижней части, окруженной с трех сторон серебряными облаками, в красном поле перпендикулярно означена серебряная стрела, летящая вверх через серебряный полумесяц, обращенный рогами вверх, на поверхности которых видны по одной восьмиугольной серебряной звезде, и между ними золотая корона с четырьмя павлиньими перьями. Намет на щите голубого и красного цвета, подложенный серебром. Щит держат два льва 1. Герб рода графов Дмитриевых-Мамоновых Воспроизведено по Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Т. I. 30 Герб дворян Дмитриевых-Мамоновых Воспроизведено по Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Т. II. 21 Диплом на герб дворян Дмитриевых-Мамоновых Неизвестный художник. Портрет полковника Ф. И. Дмитриева-Мамонова 1762 год. Гравюра. Фрагмент с гербом дворян Дмитриевых-Мамоновых 62 63 ЗвеЗда ренессанса Живопись принадлежала и печатка, оставившая оттиск, и сам образ святой Екатерины работы флорентийского живописца XVI века Франческо Морандини. Александр Иванович Дмитриев-Мамонов 24 декабря 1787 9 декабря 1836 типичный носитель тех лучших качеств, которые мы приписываем представителям благородного сословия его эпохи. Он относился к людям, судьбу которых круто повернула война. В начале жизненного пути это обычный молодой человек из хорошей семьи сын генерал-майора Ивана Федоровича Дмитриева-Мамонова и Елены Васильевны, урожденной Толстой воспитанный для гражданской службы в учреждениях, наименее зазорных для аристократа. В 1806 году он поступил в Коллегию иностранных дел, а в 1810 году перешел в Государственную канцелярию, созданную в рамках реформ М. М. Сперанского при новом высшем законосовещательном органе империи Государственном совете. Однако с началом Отечественной войны 1812 года Дмитриев-Мамонов немедленно оставил статскую службу и вступил в московское ополчение, где показал столь яркие воинские дарования, что был переведен в регулярный гусарский полк и навсегда остался на военной службе. Александр Иванович участник Бородинского сражения, основных битв кампании за освобождение Германии, кампании во Франции и ее кульминационного предприятия взятия Парижа. Во всех сражениях он демонстрировал высокую личную доблесть. В дальнейшем командовал различными кавалерийскими полками, имел репутацию образцового командира и дослужился до генерал-майора этот чин получен им в 1831 году за отличие в сражении во время подавления мятежа в Польше Лишь в конце 1835 года, за год до смерти, он оставил военную службу, видимо, в связи с состоянием здоровья и старыми ранами, получив чин действительного статского советника. Будучи лихим кавалеристом, он остался высококультурным человеком, страстно влюбленным в искусство. Дмитриев-Мамонов талантливый художник-баталист, а с 1832 года почетный вольный общник Академии художеств. Он не расставался с блокнотом для зарисовок даже на полях сражений. Известны его рисунки с натуры, изображающие Бородинскую битву и взятие Парижа. Батальные полотна Александра Ивановича, посвященные кампаниям 1812 1814 годов, были приняты в собрание картин Царскосельского дворца и выставлялись в дворцовых павильонах. Чувствуя типичное для послевоенного времени призвание к общественной деятельности, Дмитриев-Мамонов сначала реализовал его через участие в многочисленных масонских ложах, а затем обратился к более близкой ему задаче. В 1820 году он выступил одним из создателей совместно с П. А. Кикиным и князем И. А. Гагариным Общества поощрения художников впоследствии Общества поощрения художеств негосударственной филантропической организации под монаршим покровительством, которой удалось многое сделать для поддержки людей искусства, выявления талантов из простонародья и развития художественной жизни в России. В 1827 году Дмитриев-Мамонов основал первое из размножившихся впоследствии подразделений Общества поощрения художников Рисовальные классы. Примечательно, что любовь к искусству Александр Иванович передал и своим детям. Двое из его сыновей, Эммануил и Ипполит, были дольно известными художниками. Боевой путь Дмитриева-Мамонова отмечен целым рядом наград. Информация о них содержится в его послужном списке3. Необходимо отметить, что архивный список несколько отличается от сведений, приводимых в открытых источниках и опирающихся, как правило, на генеалогическое издание начала ХХ века4. Мы отдаем предпочтение формуляру из Российского государственного исторического архива как прижизненному официальному документу, подводящему итог почти всей жизни Александра Ивановича документ датирован октябрем 1835 года, то есть составлен всего за год до смерти Дмитриева-Мамонова Все награды Дмитриева-Мамонова, кроме, возможно, ордена Святого Станислава 4-й степени, присутствуют в исследуемой геральдической композиции. Причем можно заметить, что, в отличие от медалей, расположение которых вызвано соображениями симметрии, ордена отображаются слева направо строго в соответствии с хронологией их получения. 1. Оружие и привешенная к его эфесу небольшая медаль со слабо читаемым крестообразным изображением орден Святой Анны 4-й степени, выглядевший как специальный темляк для ношения на сабле на тогдашнем офицерском жаргоне так называемая клюква Это первая награда А. И. Дмитриева-Мамонова, полученная в мае 1813 года за сражение при Бауцене. 2. Медаль с изображением треугольника знак участника Отечественной войны 1812 года. 3. Медаль с неразличимым изображением медаль за взятие Парижа, фактически врученная Дмитриеву-Мамонову в 1826 году. 4. Орденский знак в форме креста орден Святого Владимира 4-й степени, полученный в августе 1813 года за отличие в Кульмском сражении. 5. Крупный орденский знак в виде креста мальтийского типа, занимающий в композиции центральное положение прусский орден Pour le merite, полученный от союзников в 1814 году связи с взятием Парижа. Эта награда была, очевидно, наиболее ценной для владельца на известных портретах А. И. Дмитриев-Мамонов неизменно изображен с этим орденом на шее. 6. Орденский знак в форме креста, от которого сохранилась только верхняя оконечность орден Святой Анны 2-й степени, полученный в 1831 году за польскую кампанию. 7. Частично утраченная медаль парная медаль за 1812 год выдавалась в двух экземплярах одна как личная награда, другая в качестве семейной реликвии 8. Лента от несохранившейся награды, полностью утраченной из-за скола сургуча. Учитывая присущее композиции расположение орденов строго по хронологии, наиболее вероятно, что здесь мог находиться орден Святого Станислава 4-й степени, полученный в 1834 году и ставший последней известной наградой Дмитриева-Мамонова. Однако размещение неизвестной награды в одном блоке с медалью может означать и то, что это некий второстепенный знак отличия, полученный в последние годы жизни, например Знак беспорочной службы. К сожалению, неопределенность с последней наградой не позволяет предельно сузить датировку печати, оставившей оттиск. Несомненно, что реалии боевой жизни владельца отражены на ней по крайней мере по 1831 год включительно. Эта дата позволяет предположить, что картина могла быть вывезена Дмитриевым-Мамоновым из похода в Польшу. Однако в том случае, если на оттиске действительно присутствовал орден Святого Станислава, время изготовления печати следует сдвинуть еще дальше 1 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Т. II. 21. 2 Список кавалерам императорских российских орденов всех наименований на лето от Рождества Христова 1828. СПб, 1829. 3 РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 2067. Л. 101 101 об. 4 Дмитриев-Мамонов В. А., Дмитриев-Мамонов А. И. ДмитриевыМамоновы. СПб, 1912. к 1834 году и связать оттиск с коротким периодом между 1834 1836 годами Александр Иванович умер 9 декабря 1836 года в возрасте 48 лет, похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве Интерес к произведению старого европейского искусства выглядит вполне естественным для человека, столь глубоко связанного с миром искусства, как Дмитриев-Мамонов. При этом появление у него картины не имеет смысла соотносить с деятельностью Общества поощрения художников, к 1830-м годам уже располагавшего для аналогичных нужд собственной печатью. На картине оттиснут владельческий знак частного лица, следовательно, ее приобретение следует считать частной инициативой, обусловленной собирательскими интересами А. И. Дмитриева-Мамонова. А. И. Дмитриев-Мамонов. Сражение при Бородино Рисовано во время самого сражения 26 августа 1812 года. Бумага, тушь 64 65 А. И. Дмитриев-Мамонов. 1815 г. ЗвеЗда ренессанса Живопись принадлежала и печатка, оставившая оттиск, и сам образ святой Екатерины работы флорентийского живописца XVI века Франческо Морандини. Александр Иванович Дмитриев-Мамонов 24 декабря 1787 9 декабря 1836 типичный носитель тех лучших качеств, которые мы приписываем представителям благородного сословия его эпохи. Он относился к людям, судьбу которых круто повернула война. В начале жизненного пути это обычный молодой человек из хорошей семьи сын генерал-майора Ивана Федоровича Дмитриева-Мамонова и Елены Васильевны, урожденной Толстой воспитанный для гражданской службы в учреждениях, наименее зазорных для аристократа. В 1806 году он поступил в Коллегию иностранных дел, а в 1810 году перешел в Государственную канцелярию, созданную в рамках реформ М. М. Сперанского при новом высшем законосовещательном органе империи Государственном совете. Однако с началом Отечественной войны 1812 года Дмитриев-Мамонов немедленно оставил статскую службу и вступил в московское ополчение, где показал столь яркие воинские дарования, что был переведен в регулярный гусарский полк и навсегда остался на военной службе. Александр Иванович участник Бородинского сражения, основных битв кампании за освобождение Германии, кампании во Франции и ее кульминационного предприятия взятия Парижа. Во всех сражениях он демонстрировал высокую личную доблесть. В дальнейшем командовал различными кавалерийскими полками, имел репутацию образцового командира и дослужился до генерал-майора этот чин получен им в 1831 году за отличие в сражении во время подавления мятежа в Польше Лишь в конце 1835 года, за год до смерти, он оставил военную службу, видимо, в связи с состоянием здоровья и старыми ранами, получив чин действительного статского советника. Будучи лихим кавалеристом, он остался высококультурным человеком, страстно влюбленным в искусство. Дмитриев-Мамонов талантливый художник-баталист, а с 1832 года почетный вольный общник Академии художеств. Он не расставался с блокнотом для зарисовок даже на полях сражений. Известны его рисунки с натуры, изображающие Бородинскую битву и взятие Парижа. Батальные полотна Александра Ивановича, посвященные кампаниям 1812 1814 годов, были приняты в собрание картин Царскосельского дворца и выставлялись в дворцовых павильонах. Чувствуя типичное для послевоенного времени призвание к общественной деятельности, Дмитриев-Мамонов сначала реализовал его через участие в многочисленных масонских ложах, а затем обратился к более близкой ему задаче. В 1820 году он выступил одним из создателей совместно с П. А. Кикиным и князем И. А. Гагариным Общества поощрения художников впоследствии Общества поощрения художеств негосударственной филантропической организации под монаршим покровительством, которой удалось многое сделать для поддержки людей искусства, выявления талантов из простонародья и развития художественной жизни в России. В 1827 году Дмитриев-Мамонов основал первое из размножившихся впоследствии подразделений Общества поощрения художников Рисовальные классы. Примечательно, что любовь к искусству Александр Иванович передал и своим детям. Двое из его сыновей, Эммануил и Ипполит, были дольно известными художниками. Боевой путь Дмитриева-Мамонова отмечен целым рядом наград. Информация о них содержится в его послужном списке3. Необходимо отметить, что архивный список несколько отличается от сведений, приводимых в открытых источниках и опирающихся, как правило, на генеалогическое издание начала ХХ века4. Мы отдаем предпочтение формуляру из Российского государственного исторического архива как прижизненному официальному документу, подводящему итог почти всей жизни Александра Ивановича документ датирован октябрем 1835 года, то есть составлен всего за год до смерти Дмитриева-Мамонова Все награды Дмитриева-Мамонова, кроме, возможно, ордена Святого Станислава 4-й степени, присутствуют в исследуемой геральдической композиции. Причем можно заметить, что, в отличие от медалей, расположение которых вызвано соображениями симметрии, ордена отображаются слева направо строго в соответствии с хронологией их получения. 1. Оружие и привешенная к его эфесу небольшая медаль со слабо читаемым крестообразным изображением орден Святой Анны 4-й степени, выглядевший как специальный темляк для ношения на сабле на тогдашнем офицерском жаргоне так называемая клюква Это первая награда А. И. Дмитриева-Мамонова, полученная в мае 1813 года за сражение при Бауцене. 2. Медаль с изображением треугольника знак участника Отечественной войны 1812 года. 3. Медаль с неразличимым изображением медаль за взятие Парижа, фактически врученная Дмитриеву-Мамонову в 1826 году. 4. Орденский знак в форме креста орден Святого Владимира 4-й степени, полученный в августе 1813 года за отличие в Кульмском сражении. 5. Крупный орденский знак в виде креста мальтийского типа, занимающий в композиции центральное положение прусский орден Pour le merite, полученный от союзников в 1814 году связи с взятием Парижа. Эта награда была, очевидно, наиболее ценной для владельца на известных портретах А. И. Дмитриев-Мамонов неизменно изображен с этим орденом на шее. 6. Орденский знак в форме креста, от которого сохранилась только верхняя оконечность орден Святой Анны 2-й степени, полученный в 1831 году за польскую кампанию. 7. Частично утраченная медаль парная медаль за 1812 год выдавалась в двух экземплярах одна как личная награда, другая в качестве семейной реликвии 8. Лента от несохранившейся награды, полностью утраченной из-за скола сургуча. Учитывая присущее композиции расположение орденов строго по хронологии, наиболее вероятно, что здесь мог находиться орден Святого Станислава 4-й степени, полученный в 1834 году и ставший последней известной наградой Дмитриева-Мамонова. Однако размещение неизвестной награды в одном блоке с медалью может означать и то, что это некий второстепенный знак отличия, полученный в последние годы жизни, например Знак беспорочной службы. К сожалению, неопределенность с последней наградой не позволяет предельно сузить датировку печати, оставившей оттиск. Несомненно, что реалии боевой жизни владельца отражены на ней по крайней мере по 1831 год включительно. Эта дата позволяет предположить, что картина могла быть вывезена Дмитриевым-Мамоновым из похода в Польшу. Однако в том случае, если на оттиске действительно присутствовал орден Святого Станислава, время изготовления печати следует сдвинуть еще дальше 1 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи. Т. II. 21. 2 Список кавалерам императорских российских орденов всех наименований на лето от Рождества Христова 1828. СПб, 1829. 3 РГИА. Ф. 1343. Оп. 20. Д. 2067. Л. 101 101 об. 4 Дмитриев-Мамонов В. А., Дмитриев-Мамонов А. И. ДмитриевыМамоновы. СПб, 1912. к 1834 году и связать оттиск с коротким периодом между 1834 1836 годами Александр Иванович умер 9 декабря 1836 года в возрасте 48 лет, похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве Интерес к произведению старого европейского искусства выглядит вполне естественным для человека, столь глубоко связанного с миром искусства, как Дмитриев-Мамонов. При этом появление у него картины не имеет смысла соотносить с деятельностью Общества поощрения художников, к 1830-м годам уже располагавшего для аналогичных нужд собственной печатью. На картине оттиснут владельческий знак частного лица, следовательно, ее приобретение следует считать частной инициативой, обусловленной собирательскими интересами А. И. Дмитриева-Мамонова. А. И. Дмитриев-Мамонов. Сражение при Бородино Рисовано во время самого сражения 26 августа 1812 года. Бумага, тушь Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Яровая Е.А. Сургучный оттиск владельческой печати на оборотной стороне картины Франческо Морандини (Поппи) «Св. Екатерина» (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |