Герб является важнейшим атрибуционным признаком для экспертизы любого произведения искусства. В данной статье речь пойдет об определении возможного владельца фарфоровой чайной пары, выполненной во Франции в середине 1840-х гг. см. илл. 1-2 Отличительной особенностью изучаемого предмета является нали-чие в качестве декора российского двуглавого орла под коронами, дополненного лентой с орденом Святой Екатерины на одной стороне чашки, и портрета молодой дамы в средневековом наряде с подписью La Belle Ferroniere Прекрасная Феронь-ера На основании этих данных мы выскажем предположение о том, для кого и в ка-кой связи могла быть исполнена эта чайная пара.
Илл. 1-2. Чайная пара великой княгини Александры Иосифовны со знаком Святой Екатерины. Франция. 1840-е гг. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение. Фирма Lahoсhe palais Royal Париж.
Фирма изготовитель чайной пары. На донце чашки находятся знак произ-водителя Lahoсhe palais Royal и подпись к женскому портрету La belle Feronniere Клеймо производителя позволяет отнести чайный прибор к редким для России изделиям парижской фирмы Пьера Изидора Лаоша, специализировавшейся на изготовлении богато декорированных эксклюзивных изделий для высокопостав-ленных клиентов В отечественных собраниях, в частности в Государственном Эр-митаже, этот производитель практически не представлен. Единичные произведения фирмы, изготовленные по заказам русских аристократов, можно обнаружить в част-ных коллекциях например, тарелка с гербом кн. Голицыных в московском собрании С. и Т. Подстаницких Изделия Лаоша никогда не закупались российским импера-торским двором, хотя в частном порядке фирма иногда исполняла заказы от пред-ставителей династии.
Фирма Пьера Изидора Лаоша появилась как один из новых частных заводов, расцвет которых произошел в послереволюционной Франции в связи с падением монополии Севра. С 1802 г. известно о существовании в Париже, по адресу Palais Royal, Galerie de Valois, магазина по продаже предметов прикладного искусства ме-стного производства в основном, изделий из стекла, твердого фарфора, и бронзы под маркой L esсalier de сristal Фирма, в частности, занималась декорировкой фарфоровых изделий под заказ, используя для этого готовое фарфоровое белье распроданное Севром. Это обстоятельство объясняет формальные особенности ис-следуемой чашки, облик которой близок к севрским изделиям.
Первоначально заведением владела Мари Анн Розали Шарпантье, вдова Де-зарно, дочь ювелира. В 1839 г. магазин перешел во владение Пьера Изидора Лаоша, который сменил маркировку изделий, включив туда свое имя. В 1852 г. с ним в долю вошел родственник Агостен Эмиль Панье, присоединив свою фамилию к названию марки. Таким образом, маркировка с указанием адреса фирмы и фамилии Пьера Изидора Лаоша, присутствующая на исследуемой чашке, относится к периоду с 1839 по 1852 гг.
Декоративное оформление чайного прибора насыщено прямыми указаниями, позволяющими назвать обладателя предмета и наиболее вероятный повод изготов-ления последнего. К содержательным признакам относятся а геральдическая ком-позиция, б живописная композиция.
Илл. 3. Изображение герба на чашке
Анализ геральдической композиции. Прямым свидетельством о владельче-ской принадлежности чашки является размещение на ее тулове геральдической композиции с двуглавым орлом. Практика использования государственной символи-ки, сложившаяся в XVIII-XIX вв., полностью исключала возможность употребления данного мотива в быту частными лицами.
Его присутствие здесь является владельческим знаком, указывающим, что предмет принадлежал особе, относившейся к российской правящей династии. При этом геральдическая композиция на чашке имеет строго определенный иконографи-ческий прототип, сам факт использования которого предельно сужает круг потенци-альных обладателей чайного прибора. Данный способ изображения двуглавого ор-ла, известный с начала XIX в., использовался при оформлении статутов орденов Российской империи. Поза орла, облик увенчивающей его короны, наличие орден-ской ленты, дугой идущей от крыла до крыла, и расположение награды, подвешен-ной на ленте ниже орлиного хвоста, являются общими для статутов всех русских ор-денов. В данном случае облик награды, имеющей вид золотого медальона с призна-ками крестообразности, и цвет ленты красной с серебристым кантом, указывают, что перед нами орден Святой Екатерины, высшая придворная женская награда Российской империи см. илл. 3
Таким образом, можно сделать вывод, что чашка принадлежала женщине, а изготовление чайного прибора связывалось с пожалованием ей ордена Святой Ека-терины. Обладательницами этой награды были все представительницы дома Рома-новых девочки, родившиеся в семье, получали его при рождении, а иностранные принцессы, выходившие за русских великих князей в связи с замужеством. По со-стоянию на 1850 г., владелицами ордена были императрица, жена наследника пре-стола и десять великих княгинь и княжон, то есть всего 12 человек. В нашем случае орден явно был получен в относительно взрослом возрасте учитывая саму потреб-ность владелицы в персональной посуде с орденской символикой то есть принад-лежал супруге или невесте одного из Романовых, удостоенной награды в 1840-х гг., учитывая время производства чашки. Этим критериям отвечает всего один человек это жена великого князя Константина Николаевича Александра Иосифовна, полу-чившая орден невестой 18 марта 1847 г., еще до переселения в Россию
Анализ живописной композиции. Портрет девушки в средневековом платье с налобным украшением фероньеркой, формально отсылает зрителя к знаменитому портрету работы Леонардо да Винчи, находящемуся в Лувре и известному как Пре-красная Фероньера Практика размещения на фарфоре портретов современниц, а равно и изображений известных произведений искусства, вошла в моду в 1820-1830-е годы С начала 1830-х гг., на волне романтического интереса к средневековью, портрет Фероньеры слово, обозначающее в действительности жену ремесленника или торговца, занимающегося металлическими изделиями пользовался популярно-стью, знаком которой стало вхождение в длительную моду изображенного на нем украшения драгоценного камня на обруче, прозванного фероньеркой. На то, что отсылку к портрету из Лувра действительно имели в виду создатели чашки, указыва-ет надпись на ее донце La belle Feronniere
Илл. 4 Леонардо Да Винчи. Прекрасная Фероньера портрет неизвестной Лувр, Париж.
Илл. 5. Девушка в фероньерке. Изображение на одной из сторон чашки великой княгини Алек-сандры Иосифовны. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение.
Илл. 6. Штилер И.К. Портрет великой княгини Александры Иосифовны. 1848 г. Жесть, масло. 26х22 см. ГМЗ Петергоф.
Однако нетрудно заметить, что в действительности внешность девушки, изо-браженной на чашке, существенно отличается от героини Леонардо, хотя ее причес-ка, украшения и ряд деталей костюма старательно воспроизведены. На чашке не копия с луврской картины, а портрет современной изготовителям чашки светской красавицы в образе фероньеры Ее внешность абсолютно узнаваема и полностью подтверждает предположения о владелице чашки, высказанные выше в связи с об-ладанием ею орденом Св. Екатерины. На портрете изображена великая княгиня Александра Иосифовна в юности.
Несомненно, это одно из самых ранних ее изображений вероятно, даже более раннее, чем на иконографически близком ему портрете великой княгини работы И.К. Штилера 1781-1858 выполненном в 1848 г. и находящемся в Петергофе илл. 4-6
Александра Фридерика Генриетта Паулина Марианна Елизавета 1830-1911 дочь герцога Саксен-Альтенбургского, известная в России как Александра Иосифов-на, а в императорском клане носившая домашнее прозвище Санни солнышко запомнилась современникам как недалекая красавица. В качестве супруги великого князя Константина Николаевича она стала основательницей династии Константино-вичей, которой принадлежали Мраморный дворец в Петербурге, дворцы в Стрельне и Павловске. Великая Княгиня изумительно красива и похожа на портреты Марии Стюарт, писала о ней А.Ф. Тютчева. Она это знает и для усиления сходства носит туалеты, напоминающие костюмы королевы. Великая Княгиня не умна, ещё менее образованна и воспитана, но в её манерах и в тоне есть весёлое, молодое изящест-во и добродушная распущенность, составляющие её прелесть и заставляющие снисходительно относиться к недостатку в ней более глубоких качеств. Её муж в неё очень влюблён, а Государь к ней весьма расположен. Она занимает в семье поло-жение шаловливого подростка, и принято считать забавными все ее выходки и ми-лыми шалостями бестактность и неумение держать себя Примечательно пристра-стие великой княгини к платьям старинного покроя, объясняемое в цитате напоми-нанием о ее дальней родственнице Марии Стюарт. Видимо, именно стремлением княгини примерить на себя образы и других известных женщин прошлого объясняет-ся ее появление в облике Фероньеры, который, скорее всего, сначала был запечат-лен на некоем неизвестном нам портрете, а уже затем оказался на чашке.
Перечисленные обстоятельства позволяют сделать вывод, что сувенирный чай-ный прибор с орденской символикой, включавший, возможно, и другие предметы, был выполнен в хронологической близости с замужеством Александры Иосифовны, после причисления ее к ордену Святой Екатерины, но еще до переезда в Россию, то есть в 1847-1848 гг.
Сам факт заказа в Париже позволяет отнести его к европейской предыстории будущей великой княгини, поскольку для российского периода ее жизни он сравни-тельно маловероятен в 1840-х начале 1850-х гг., русский двор, находясь в крайне напряженных отношениях с Францией, не допускал визитов членов императорской семьи на французскую территорию и не размещал там официальных заказов на предметы обихода.