Ширмы являлись необходимым предметом убранства любого большого помещения, входившего в длинный анфиладный ряд с открытыми дверьми. Хотя сам термин derWandsсhirm заимствован из немецкого языка, именно в России этот предмет обстановки обрел счастливую судьбу, уступая по частоте применения только Японии. Уже в конце XVIII века ширмы использовались для зонирования помещений как в императорских
покоях, так и в дворянских усадьбах. Они играли заметную роль в создании уютных
уголков, где можно было укрыться от посторонних глаз, а также служили для защиты от
сквозняков. Ширмы устанавливались в жилых покоях, гостиных, спальных, будуарах, приемных ил. 1, 2 В своей статье сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа,
специалист по русской мебели Н. Ю. Гусева дает исчерпывающую характеристику всем
разновидностям ширм и перегородок, а также приводит любопытное мемуарное свидетельство Теофиля Готье, посетившего Россию в 1858 году Типично русской мебелью
является ширма, или перегородка, из дорогого дерева с тончайшей сквозной резьбой, как
на веерах. Получается нечто вроде исповедальни, места удобного для интимного, отдельного разговора. За ширмой расставлены диваны, там хозяйка дома, уединяясь от толпы
гостей и оставаясь все же с ними, может побеседовать с двумя-тремя особо дорогими из
них 1 Мода на ширмы расцвела в эпоху николаевского романтизма в 1830 1840-е годы.
Оживить классический строгий интерьер с помощью подвижных перегородок могли
позволить себе не только обитатели императорских резиденций, но и подражавшая
им столичная знать. Горожане с более скромными материальными возможностями,
не имеющие отдельного помещения для гостевой спальни, зачастую за ширмами прятали дополнительные спальные места, выгораживая для них пространство в гостиной.
Рассматриваемая ширма ил. 3 состоит из трех деревянных створок, лицевая сторона
каждой декорирована вставкой из плотного шелкового атласа, сшитого встык из двух
полотен зеленого и бордового. Размеры в раскрытом виде 168,0 см, высота 126,0 см,
ширина створки 55,4 см. На зеленом шелке вышиты гладью два герба и монограмма WL в центральной части, на темно-бордовом шелке вышиты полукрестом цветы
в стиле модерн. Очевидно, что ткани относятся к разным периодам зеленый шелк с вышитыми на нем гербами к 1840-м годам, а расшитое крупными цветами шелковое полотно современно декору деревянной рамы в виде рокайльных завитков в стиле второго
рококо и относится к 1890-м годам. Основа обеих частей полотна шелковая, зеленый
шелковый атлас, на зеленом шелке гербы вышиты шелковой нитью в технике гладь,
45
Е. А. ЯРОВАЯ
вензель вышит шелковой нитью, ткань с цветами вышита на темно-бордовом шелке
полукрестом гобеленовым швом 2
Присутствие двух гербов знак того, что происхождение ширмы связано с браком
представителей фамилий, гербы которых использованы в оформлении данного предмета. Вензель в центре указывает на фамилию мужа. Гербы уверенно распознаются как
принадлежащие двум аристократическим фамилиям, глубоко укорененным в петербургский высший свет. На левой створке помещен герб нетитулованной ветви рода МусиныхПушкиных, на правой герб Вонлярлярских ил. 4, 5 Сравнение изображений с гербами
этих фамилий из IV тома Общего гербовника демонстрирует их полную идентичность ил. 6, 7 Вензель WL указывающий на владельцев ширмы, относится к Вонлярлярским,
фамилия которых являлась составной ил. 8 Это род немецкого происхождения, представитель которого, носивший фамилию фон Лар von Laar некогда перебрался в Польшу и прибавил к своей фамилии ее полонизированный вариант, в результате чего его
потомки назывались уже Вонляр-Лярскими. В первой половине XVII века им были пожалованы отторгнутые от России земли под Смоленском. После возвращения Смоленска
в состав России в 1655 году представители рода приняли русское подданство и перешли
в православие, после чего их фамилия, исторически двухчастная, постепенно стала писаться слитно как Вонлярлярские. Однако в латинском написании она по-прежнему часто употреблялась как двойная. В общеупотребительном для аристократии французском
ее варианте, бытовавшем вплоть до начала ХХ века, использовалось двойное W и фамилия выглядела как Wonlar-Larski написание встречается во франкоязычном издании Санкт-Петербургского альманаха что полностью раскрывает содержание монограммы3
В истории названных родов есть только один случай заключения брачного союза.
6 июня 1845 года, согласно выписке из метрической книги Преображенского всей гвардии собора4 Михаил Петрович Вонлярлярский, на тот момент штабс-капитан ЛейбГвардии Преображенского полка, 29 лет, был повенчан с 18-летней девицей Верой Николаевной Мусиной-Пушкиной, дочерью отставного инженер-капитана и наследницей
богатых родовых имений. Состояние жены, владевшей родовыми 1200 душами в Новгородской губернии, было несопоставимо более значительным. Жених происходил
из дворян Смоленской губернии, где в его собственности находилось 311 крепостных.
К этому браку, возможно в качестве подарка, и была, скорее всего, изготовлена ткань
с вышитыми гербами жениха и невесты. Стилистически и технически эта часть ширмы
полностью соответствует указанному времени.
Михаил Петрович Вонлярлярский родился в 1814 году. Воспитывался в школе Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где был соучеником М. Ю. Лермонтова. Его послужной список5 сообщает, что в службу он вступил в 1832 году унтер-офицером в Преображенский полк. Его продвижение по службе происходит
по стандартной схеме подпрапорщик с 1833 прапорщик с 1834 подпоручик с 1836
поручик с 1838 штабс-капитан с 1842 капитан с 1847 В связи с отпуском по состоянию здоровья не участвовал в Венгерском походе 1848 года. С 1849 года полковник.
В 1855 году, во время Крымской войны, командовал резервными частями Ладожским
резервным егерским полком, затем резервным батальоном Эстляндского пехотного полка
для защиты балтийского побережья от возможного англо-французского десанта. Был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени, Св. Станислава 2-й степени, светло-бронзовой медалью за войну 1853 1855 годов, знаком отличия за 15-летнюю беспорочную
46
ШИРМА С ФАМИЛЬНЫМИ ГЕРБАМИ ВОНЛЯРЛЯРСКИХ И МУСИНЫХ-ПУШКИНЫХ
Ил. 3. Ширма с гербами и вензелем. 1840-е. Россия.
Собрание А. А. Бернштейна Санкт-Петербург
Ил. 2. Э. П. Гау. Кабинет императрицы
Александры Федоровны. 1858.
Акварель, белила. Инв. ОР-14382.
Государственный Эрмитаж. Фрагмент
Ил. 1. К. А. Ухтомский. Угловая гостиная
императора Николая I. Акварель.
Инв. ОР-14377. Государственный
Эрмитаж. Фрагмент
47
Е. А. ЯРОВАЯ
Ил. 5. Герб дворянского рода
Вонлярлярских, вышитый на ширме
Ил. 4. Герб дворянского рода МусиныхПушкиных, вышитый на ширме
48
Ил. 6. Герб дворянского рода МусиныхПушкиных. Из Общий гербовник дворянских
родов. 1799. Ф. 1411 Оп. 1. Д. 94. Л. 22, 22об.
Российский государственный
исторический архив
Ил. 7. Герб дворянского рода Вонлярлярских.
Из Общий гербовник дворянских родов.
1799. Ф. 1411 Оп. 1. Д. 94. Л. 125, 125об.
Российский государственный
исторический архив
ШИРМА С ФАМИЛЬНЫМИ ГЕРБАМИ ВОНЛЯРЛЯРСКИХ И МУСИНЫХ-ПУШКИНЫХ
службу. В ноябре 1858 года Вонлярлярский
получил отставку с награждением чином генерал-майора и правом ношения мундира.
После отставки супруги проживали
в Петербурге, занимая, по данным городских адресных книг, апартаменты в доме 6
по набережной реки Мойки, напротив зданий придворного конюшенного ведомства.
М. П. Вонлярлярский упоминается в источниках до середины 1870-х годов. Вера Николаевна, уже вдова, была еще жива в 1900 году.
Фамильная ширма, по всей видимости, сохраняла для нее особую ценность. Заметны
переделки предмета, предполагавшие сохранение его исторической основы с некоторыми позднейшими включениями подновлением с помощью более поздних фрагментов
ткани, относящихся ко второй половине
XIX века, и, возможно, перетяжкой на новый каркас с частичным изменением функций. При этом главная для ширмы функция
семейной реликвии оставалась неизменной,
а содержащееся в ней послание зрителю
даже пополнялось вензель WL судя по
начертанию его литер, появился на ширме,
по-видимому, в последней четверти XIX начале ХХ века, то есть уже в период вдовства
Веры Николаевны. Возможно, его появление связано с передачей ширмы наследникам.
Адресная книга Петербурга за 1900 год сообщает, что в это время Вера Николаевна проживала у своего сына Александра Михайловича, действительного статского советника,
гофмейстера Высочайшего двора, служащего Государственной канцелярии, по адресу
Благовещенская площадь, 3. Последний проживал там и в последующие годы. Можно
предположить, что там же остались и фамильные реликвии, доставшиеся сыну от матери, в том числе ширма с фамильными гербами, маркирующая марьяж двух фамилий.
В собрании Эрмитажа хранится несколько подобных предметов каминный экран
с вышитым гербом Ф. Ф. Шуберта, экраны с гербами принца П. П. Ольденбургского
и рода Лазаревых, переданные в Отдел нумизматики из Гербового музея в 1939 году.
Таким образом, ширма Вонлярлярских представляет собой любопытный памятник геральдической культуры по выражению О. Н. Наумова, российского дворянства
середины второй половины XIX века.
1 Гусева Н. Ю. Две ширмы и каминный экран
Звезда Ренессанса. 2013. Вып. 18. С. 59 65. 2 Благодарю за консультацию по тканям сотрудника Отдела западноевропейского прикладного искусства Т. Н. Лехович.
3 Almanaсh de St-Petersbourg monde et ville.
St. Petersbourg, 1912. 4 Российский государственный исторический
архив. Ф. 1343. Оп. 18. Д. 4184. Л. 8. 5 Там же.