Герб является главнейшим атрибуционным признаком для экспертизы любого произведения искусства. Перед нами редкий экземпляр чайного сервиза, сохранившегося
почти в полном составе, в него входит 28 предметов. Сервиз исполнен в Саксонии, на
Мейсенской мануфактуре, по маркам и стилю датируется 1735 1745 годами ил. 1 2
Марка подглазурная синяя, в виде скрещенных мечей ил. 2
Триста десять лет назад произошло грандиозное событие 23 января 1710 года курфюрстом Саксонии Августом Сильным был подписан указ об учреждении в Дрездене
первой в Европе мануфактуры по созданию твердого фарфора. Этому предшествовали годы труда, пока, наконец, алхимик и аптекарь Иоганн Фридрих Беттгер 1682
1719 не представил курфюрсту первые образцы изделий из твердого фарфора. Им же
была изготовлена специальная прозрачная глазурь для фарфора, которая сплавлялась
с черепком и придавала ему блеск и белизну.
В июне 1710 года предприятие было переведено в Мейсен в неприступный замок
Альбрехтсбург, находящийся на вершине горы. Так, в обстановке строжайшей секретности рождались шедевры из белого золота Европы.
Первоначально мастера Мейсенской мануфактуры стремились воспроизвести китайские образцы, модные в Европе, но постепенно с ростом и с расширением рынка стали
переходить на собственно европейские сюжеты, оставляя ориентализм лишь в деталях.
С 1722 года по предложению инспектора мануфактуры И. М. Штейнбрука на изделия стали наносить клеймо синие скрещенные мечи ключевой элемент герба
Саксонии.
С именем химика, технолога и художника И. Г. Херольдта связано появление и расцвет надглазурной росписи полихромными фарфоровыми красками. Именно он
в 1720 1765 годах, в период руководства мастерской, разработал составы фарфоровых
красок для росписи по глазури с пониженной температурой плавления 700 800 градусов и богатой цветовой гаммой. Как художник, он создал множество рисунков-образцов для росписи изделий в китайском стиле, которые давались разрисовщиками фарфора для повторения их на изделиях. Продукция Мейсенской фабрики, расписанная
полихромными красками в живописной мастерской под руководством Херольдта, принесла саксонскому фарфору всемирную славу. Отныне изделия из Мейсена ценились
наравне с самыми лучшими образцами китайского производства.
173 МЕЙСЕНСКИЙ ГЕРБОВНИК ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ С ГЕРБОМ БАРОНОВ БЕРЛЕПШ
Ил. 1. Сервиз с гербом баронов Берлепш. Общий вид.
Мейсенская мануфактура. 1735 1745. Галерея Антик-палас Москва
Ил. 2. Марка подглазурная синие
скрещенные мечи на тарелке сервиза
174
Е. А. ЯРОВАЯ
Ил. 3. Чайница с гербом
Ил. 4. Герб на сервизе
175 МЕЙСЕНСКИЙ ГЕРБОВНИК ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ С ГЕРБОМ БАРОНОВ БЕРЛЕПШ
Гербы на фарфоре. Особый тип Мейсенского фарфора представляют изделия с гербами ил. 3, 4 Их объединяют в так называемый Armorial Meissen Мейсенский гербовник специальный термин, появившийся в связи с громкой распродажей большой
коллекции геральдического фарфора этой фабрики, принадлежавшей братьям Хоффмайстер Hoffmeister в 2009 году. Всемирно известная коллекция была собрана за последние сорок лет двумя братьями из Германии, которые увлекались редким фарфором
XVIII века. Один из них, Дитер, в 1999 году издал 140-страничный каталог собрания3
Коллекция Мейсенского фарфора XVIII века по праву считалась одной из лучших
в мире. В начале 2000-х годов коллекция была выставлена в одном из ведущих европейских музеев прикладного искусства в музее F r Kunst und Gewerbe в Гамбурге. Британский аукционный дом Bonhams выставил на продажу коллекцию частями, начиная
с ноября 2009 года. Коллекция братьев Хоффмайстер включала в себя предметы мейсенского фарфора, исполненные в течение первых пятидесяти лет существования мануфактуры, когда Мейсен доминировал в фарфоровом производстве Европы. Себастьян
Кун, старший специалист по европейской керамике аукционного дома Bonhams, писал,
что уже невозможно собрать столь обширную коллекцию такого качества и состояния,
некоторые предметы настолько редки, что вряд ли когда-либо появятся сопоставимые
примеры снова на рынке.
Посуду со своими гербами заказывали для себя и для дипломатических подарков все
монархи Европы. Не только курфюрсты, князья, короли и императоры, но и духовные
владыки желали иметь фарфоровые сервизы со своими инсигниями. Хрупкая дипломатия еще один термин, применимый к лучшим образцам мейсенского фарфора,
выполненным по заказу высочайших особ. Фридрих Август II, курфюрст Саксонии
и король Польши как Август III 1696 1763 заказывал сервизы как дипломатические
подарки дружественным правителям. Среди обладателей сервизов с гербами были король и королева Франции Людовик XV 1710 1774 и Мария Лещинская 1703 1768
пара получила сервиз в связи с заключением брачного союза в 1737 году, мать короля
Великобритании Георга I София Пфальцская 1630 1714 российская императрица
Елизавета Петровна 1709 1761 король Дании Христиан VI 1699 1746 королева
Швеции Ульрика Элеонора 1688 1741 Дон Карлос де Бурбон, король Обеих Сицилий 1716 1788 Папа Римский Бенедикт XIV 1675 1758
Мастер росписи по фарфору. Сервиз украшают жанровые сцены прогуливающиеся
пары, солдаты на отдыхе, пейзажи с видами гавани, созданные, вероятнее всего, живописцем мейсенской фабрики И. Г. Хайнце ил. 5
Иоганн Георг Хайнце Johann Georg Heintze 1706 1749 учился под руководством
Иоганна Грегориуса Херольда Johann Gregorius H r ldt с 1720-х годов в живописной
мастерской Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Специализировался на морских
видах и батальных сценах. Изображал многофигурные композиции-сценки, подражая
знаменитым французским мастерам рококо Жану-Антуану Ватто и Николя Ланкре,
известным ему по гравюрам. Сборники увражи с французскими гравюрами рококо
доставили в Мейсен в 1741 году. Именно они послужили образцами для росписей
И. Г. Хайнце середины 1740-х годов. Тонко прорисованные силуэты фигур, разномасштабные, показанные в перспективе здания и корабли, даже такая деталь, как изображение инсигнии на знамени все это выдает руку даровитого мастера. Виртуозный стиль
Хайнце хорошо узнаваем и в монохромных композициях пурпуром, и в полихромных
176
Е. А. ЯРОВАЯ
сценках с группами из нескольких персон на фоне гавани или городских укреплений.
Подобные композиции мы можем наблюдать на данном сервизе с гербом баронов Берлепш. Сервиз, расписанный в стиле Хайнце, экспонируется на постоянной выставке
фарфора в Зимнем дворце Государственного Эрмитажа в зале 305.
Однако в начале 1740-х годов в манере Хайнце появляется небрежность, связанная
с его усиливающейся с годами алкогольной зависимостью. Руководство фабрики им
недовольно, часть его заказов передают другим мастерам, в частности, Бонавентуре Готтлибу Хойеру Bonaventura Got eb H uer Мастер родился в 1710 году, в 1739 году стал
самостоятельным живописцем, писавшем фигуры и ландшафты. Работал на мейсенской
мануфактуре с 1724 года до своей смерти в 1782 году4 По своей художественной манере он близок к стилю Хайнце. Зачастую предметы фарфора, расписанные в 1740-х годах, эксперты приписывают обоим мастерам, не разделяя их. К примеру, фарфоровое
блюдо из сервиза Кристи-Миллер сhristie-Miller восьмиугольной формы, датируемое
1738 1741 годами, со сценами, изображающими солдат на отдыхе, играющих в карты
и пьющих вино, атрибутируется сразу трем ведущим мейсенским мастерам Иоганну
Георгу Хайнце, Кристиану Фридриху Херолду и Бонавентуре Готтлибу Хойеру. Весьма
вероятно, что представленный на экспертизу сервиз с гербом Берлепш расписывался
обоими мастерами и Хайнце, и Хойером.
Идентификация герба на сервизе. Занимающий доминирующее положение на предметах сервиза четырехпольный герб, как нам удалось определить, принадлежит баронскому роду фон Берлепш из Саксонии. Описание и изображение этого герба представлено в гербовнике Иоганна Зибмахера, переизданном в Нюрнберге и дополненном
в 1857 году Отто фон Хефнером ил. 6 5 Изображение герба фамилии Берлепш
Ил. 5. Сцена в гавани
177 МЕЙСЕНСКИЙ ГЕРБОВНИК ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ С ГЕРБОМ БАРОНОВ БЕРЛЕПШ
Ил. 6. Лист из гербовника Иоганна Зибмахера с изображением герба баронов Берлепш.
Государственный Эрмитаж
Е. А. ЯРОВАЯ
помещено в разделе баронских гербов Саксонии. Блазонное описание щит рассечен
и пересечен. В золотом поле в 1-й и 4-й частях пять попугаев с красными клювами,
когтями и ошейниками, расположенные 2 3 во 2-й и 3-й частях три золотых стропила
в черном поле. Два нашлемника в правом бурелет и две пальмы, в левом корона
и рога. Намет красный с золотом.
Род ведет свое начало из Нидерландов, от имени рыцаря Конрада фон Берлебизина сunradus de Berleibisin Homberg чье имя зафиксировано в анналах Марбурга
в 1233 году. Ветви рода прослеживаются в Гессене и Тюрингии. Известно имя Иоганна
Вильгельма Людвига фон Берлепш 19.01.1717 21.12.1757 входившего в городской
совет Ганновера.
В Витценхаузене Гессен сохранился фамильный замок рода Берлепш, основанный
Арнольдом фон Берлепшем в 1368 1369 годах и значительно перестроенный в конце
XIX века.
Герб на сервизе очень близок к изображенному в гербовнике, однако нельзя не отметить, что на предметах из сервиза герб изображен зеркально, и его поля поменяли
местами. Такие несовпадения с блазонным описанием и эталонной геральдической
композицией нередки и связаны с тем, что художник в качестве образца мог получить
отзеркаленное обратное изображение, допустим, на печати, вырезанной в технике инталии. В остальном все детали и элементы геральдической композиции верны и соответствуют цветовой гамме, обозначенной в гербовнике.
Заключение
Представленный чайный ансамбль является редким образцом сохранившегося почти в полном составе отсутствует сахарница мейсенского гербового сервиза. Форма
чайницы, полоскательницы и чашек, похожих на пиалы без ручек, выполнены в ориентальном стиле и соответствуют периоду 1730-х годов. Традиционные для росписи этого периода мотивы индианских цветов indianisсhe Blumen соседствуют с групповыми
многофигурными полихромными сценами и монохромным пурпурным пейзажем. Борта чашек и блюдец покрыты кружевным золотым орнаментом. Доминирует над росписями крупное изображение герба баронского рода Берлепш из Саксонии. По характеру
росписи может быть датирован 1735 1745 годами.
1 Благодарю сотрудника ОЗЕПИ и хранителя мейсенского фарфора в ГЭ Лидию Владимировну Ляхову за консультации.
2 Владелец частная галерея Антик-палас Москва
3 Hoffmeister D. Meissener Porze n des 18. Jahrhunderts, Katalog der Sammlung. 2 vols. Hamburg, 1999.
4 Baсker H. E. Ein Meissner Wappenserviсe von
Bonaventura Got eb H uer Bulletin de la
Soсi t des amis de la с ramique Suisse. 1949.
H. 13.
5 J. Siebmaсher s grosses und allgemeines Wappenbuсh in Verbindung mit Mehreren. Nurnberg, 1857 Taf.