Петров Д.А.
Об итальянских гербовых щитах 1490 г. на Боровицкой башне
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Russica Romana. Anno XIX, 2012. С. 9-32
Аннотация: Вот уже, по-видимому, четыреста двадцать лет на Боровицкой башне Московского Кремля находятся три больших резных белокаменных герба. Эти гербы размещены очень высоко, они расположены над проездными воротами стрельницы Боровицкой башни и на углу самой башни, обращенном на устье реки Яузы, впадающей в Москву-реку. На гербовых щитах изображены разные геральдические фигуры, одна из которых (двуглавый орел под короной) будучи гербом Российского государства, является предметом детального и пристального исследования историков вот уже сто пятьдесят лет. Тем не менее, нам не удалось найти ни одного описания или, хотя бы, упоминания этих гербов в научной литературе. Задача данной работы - обратить внимание исследователей на эти артефакты и привлечь их к истолкованию и оценке, как самих гербов, так и содержащейся в них исторической информации
Об авторе публикации/статьи:
Петров Дмитрий Аркадьевич (Москва) Историк архитектуры; 1991-1993 гг. – исполнительный секретарь Группы по изучению древнерусской архитектуры при Институте археологии РАН; 1990-2001 гг. – член совета Общества историков архитектуры.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Петрова Д.А.в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 33718 знаков (с пробелами)
в от уже, по-видимому, четыреста двадцать лет на Боровицкой башне Московского Кремля находятся три больших резных белокаменных герба.
Эти гербы размещены очень высоко, они расположены над проездными воротами стрельницы Боровицкой башни и на углу самой башни, обращенном
на устье реки Яузы, впадающей в Москву-реку. Через ворота или мимо башни каждый день проезжают и проходят десятки тысяч людей.
На гербовых щитах изображены разные rеральди еские фигуры, одна из
которых двуглавый орел под короной будучи гербом Российского государства, является предметом детального и пристального исследования историков вот уже сто пятьдесят лет. Тем не менее, нам не удалось найти ни одного описания или, хотя бы, упоминания этих гербов в научной литературе.
Задача данной работы - обратить внимание исследователей на эти артефакты и привлечь их к истолкованию и оценке, как самих гербов, так и содержащейся в них исторической информации.
Время создания этих гербов неизвестно. Специальные исследования их
никогда не проводились, что, по-видимому, с.вязано с особым статусом Боро.вицких ворот. Со времени переезда Советского правительства в Москву в
1918 г. Кремль стал его резиденцией и был закрыт для граждан до 1956 г. Сей ас в Кремле находится официальная резиденция През щента Российской
Федерации. Только одна треть территории Кремля доступна для посещения.
В Кремль сегодня ведут четверо ворот Спасские бывшие рабочими проездными воротами все время вплоть до 2000-х гг., теперь закрытые Никольские закрытые после 1918 г. Троицкие открытые для пешеходного
прохода и Боровицкие открытые как для пешеходного прохода, так и для
автомобильного проезда Боровицкие ворота в течение последних 90 лет
были главными проездными воротами Кремля, т.к. они выходят непосредственно на городскую улицу и Большой Каменный мост. О закрытии их для
серьезного исследования и реставрации ни раньше, ни сейчас, не может быть
и речи, пока Президент находится в Кремле, а стены и башни Кремля находятся в ведении Коменданта Кремля, отвечающего за соблюдение правил
безопасности для главы государства.
Материалы ремонтов и исследований стен и башен Кремля за последние
90 лет хранятся в архиве Комендатуры и малодоступны для исследователей.
Архивные материалы xvrr-xrx вв. по ремонту стен и башен в части, интересующей нас, не публиковались. Поэтому нам кажется возможным рассмотреть проблему датировки гербовых щитов сейчас, опираясь только на
результаты визуального осмотра и не дожидаясь проведения полномасштабных натурных и подробных архивных исследований. Как мы постараемся
10 дмитрий аркадьевич петров
показать ниже, сами формы гербов несут в себе достаточно исторической информации, позволяющей сделать определенные умозаключения. Конечно,
мы рассматриваем данную работу только как приглашение к дальнейшему
исследованию, как попытку сформулировать проблему и предложить, таким
образом, программу дальнейшего исследования памятника.
Самое раннее известное нам изображение Боровицкой башни с гербами
относится, вероятно, к 1840-м гг., когда ее изобразил Й. А. Вайс1 или к 1839 г.
когда гербы, по-видимому, было показаны на гравюре А. Дюрана.2 На более
ранних реалистических изображениях - акварелях Дж. Кварен и, 3 Л. Ф. Тишбейна, 4 картинах и акварелях Ф. Я. Алексеева и его учеников, гравюрах О.
Кадоля6 гербы не показаны на рисунках Ф. Кампорези, Ж. Делабарта и П.
Волохова виден только верх башни Таким образом, определить достоверно
время появления гербов на башне, опираясь на изобразительный материал,
как нам кажется, невозможно. Опубликованные архивные материалы по ремонту стен и башен Кремля7 не дают никакой информации по интересующему нас предмету. Судя по рисункам и фотографиям, пространство между
1 Вид на Боровицкую башню. Гуашь. 1852 г. 1840-е гг. ГРМ. Иозеф Ан дреас Вайс 1814-
1887 - мюнхенский живописец архитектурных видов, ученик Кавальо. Обратив на себя
внимание герцога Максимилиана Лейхтенбергского, прибыл с ним в Санкт-Петербург. Сделал неско11ько поездок с художественною целью по России. В 1852 г., за представленные им
виды Москвы, Имп. Акад мия художеств избрапа его своим почетным вольн. общником.
По возвращении в Мюнхен продолжал писать русские виды у королевы Вюртембергской
Ольги Николаевны.
2 Литография Vue generale du сremlin 1839 в Voyage pittoresque et aтсheologique еп
Russie, Paris 1842. Андре Дюран 1807-1867 французский художник, литограф и путешественник. По приглашению князя А. Н. Демидова в 1839 году совершил путешествие в
Россию и зарисовал с натуры виды многих российских городов Кронштадт, Петербург,
Новгород Великий, Тверь, Москва, Серrиев Посад, Владимир, Нижний Новгород, Казань
На основании путевых зарисовок позднее выпо11нил 100 11итографий, которые вошли в
альбом Voyage pittoresque et arсheologique еп Russie.
3 Джакомо Кваренги, Панорама Московского КреМl я. Вид из Замоскворечья 1786 г.,
ГНИМА в Талепоровский В. Н. Кваренги, М.-Л. 1954, илл. между с. 105-109 В. В. П 1лявский, Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник, Л. 1981, с. 52. Акварель ок. 1797 г., ГЭ Людвиг Филлип Тишбейн 1743-1806 - архитектор и театральный декоратор, представ1пе11ь большой семьи художников из Кассе11я, ученик своего
дяди, декоратора Иоганна-Ва11ентина Тишбейна 1715-67 трудился сначала в Гамбурге, а
потш,1 совершенствовался в Италии. В 1779 г. был приглашен в Санкт-Петербург ттнсать
декорации для императорского театра, который и был им сделан, составить п11ан Бо11ьшого
театра, который и был им. Оставался в Петербурге до конца своей жизни. Ф. Я. А11ексее13, Вид московского Крем11я со стороны Каменного моста Между 1800 и
1810. Хо11ст, масло. ГРМ. 3291, в Федор Алексеев и его школа, М. 2004, с. 74-75, 43 Тот же вид
ГИМ, 70156 К-260, в там же, с. 74, 44 тот же вид ГМП, 2443, в там же, с. 74, 45, О. Кадоль, Vue du сremlin prise du Pont de pierre в A.-J.-B.-A. сAl OLLE, Vues de Mosсou, dediees а sa majeste Alexandre 1-ет, етреrеит autoсrate de toutes les Russies, roi de Pologne,
Paris 1825. Оrюст-Жан-Баптист-Антуан Кадо11ь 1782-1849 - французский художник, литоrраф. Работа.л в России в 1820-х годах, жи11 в Москве.
7 С. П. Бартенев, Московский Кремль в старину и теперь, т. I, М. 1912, с. 187 Не изображены I ербы и на чертеже И. В. Еготова 1815 г. и рисунке 1819 г., рисованном И. Дитрихом
и гравированном К. С. Цеттером, опубликованных С. П. Бартеневым там же, т. 1, с. 84, 86
об итальянских гербовых щитах 1490 г. на боровицкой башне 11
мостом въезда в Боровицкую башню было свободно от деревьев вплоть до
1950-х гr. Боровицкая башня во всех своих деталях и прежде всего, ее гербы
была хорошо видна, хотя и на достаточно большой дистанции. До момента
введения режимного проезда через башню существовала возможность
рассмотреть два герба из трех, с маленького расстояния. Даже сейчас существует простая возможность сфотографировать герб со всадником, слева от
ворот остановившись у калитки в стене. Вызывает большое удивление то,
что за последние 100 лет ни один исследователь не обратил внимание на эти
гербы.
В исторической и популярной литературе утвердилось мнение о якобы
имевшем место переносе воротного проезда Боровицкой башни из самого
объема башни в боковую стрельницу, возведенную в конце хvп в. Наиболее
раннее такое мнение, было высказано, кажется, С. П. Бартеневым1 и дальше
повторялось множество раз, вплоть до сего дня. Оно могло появиться у исследователя, вероятно, в силу невнимательного изучения источников. Так,
действительно, на гравюре Кремленоrрад ок. 1600 г 2 Боровицкие ворота показаны в виде простой прямоугольной башни с проездом в самой башне и без пристройки. Боровицкая башня и в xvrrr-xrx вв. часто изображалась с проездом в самой башне.3 Однако, простое обращение к планам и
разрезам башни, неоднократно публиковавшимся, и, прежде всего, самим С.
П. Бартеневым,4 со всей очевидностью показывает невозможность такого
рода реконструкции башни.
Во-первых, никаких следов проезда в натуре не просматривается. Вовторых, мы видим, что на месте мнимого проезда располагаются несколько
разных лестниц, чье архитектурное решение вполне соответствует приемам,
примененным П. А. Солари в других кремлевских башнях. 5 Устройство их
после закладки ворот означало бы полное переустройство башни от подошвы. В-третьих, лицевая плоскость фасада Боровицкой башни направлена в
сторону устья Яузы, в отличие от пристройки-стрельницы, проезд из кото- Там же, т. r, с. 53-248 Н. А. Скворцов,Археология и топография Москвьt, М. 1913 В. В.
Скопин, Ремонтно-восста ювитет,ные работь1 по стенам и башням Московского Кремля
а XVIII столетии на основании архивных исmо iников в Реставрация и исследования памятников культуры, вып. IY, М. 2001, с. 98-104 Н. Д. Троскина, Московский Кремль в кон е 19- начале 20 в., в Архив наследия-2000, М. 2001, с. 220-239.
2 Наиболее подробное воспроизведение опубликовано в Па.мятники архитектуры
Москвы. Кре,-иль. Китай-город. Центра ьные п,1ощади, М. 1983. Вкладка в супероб11ожку.
3 См. указанные выше картины Ф. Я. Алексеева. Впрочем, другие виды того же автора и
его учеников показывают совершенно другую картину Ф. Я. А11ексеев, Вид в Кремле на Боровицкие ворота, Конюшенный двор и церковь Иоанна Предтечи 1800-е, Акварель. ГИМ,
105887. Р-9814, в Федор Алексеев и его школа, ук. соч., с. 100, 64. Тот же вид в ГНИМА, Р -
l-296, в Федор Алексеев и его школа, ук. соч., с. 100-101, 65. И. В. Мошков, Вид на Кремль
у Боровицких ворот 1802. Акварель. ГРМ, Р. - 1461, в тю, же, с. 165, 130. Без ворот изображена Боровицкая башня и у Кваренги.
4 С. П. Бартенев, Московский Кремль в старину и теперь, ук. соч., т. 1, с. 180-181. См. Д. А. Петро13, Пьетро Антонио Солари - строитель стен и башен Московского
Кремля, в Лазаревские чтения. 2011, М. 2012.
12 дмитрий аркадьевич петров
рой направлен через русло реки. Уровень поверхности въезда в башне и сейчас существенно выше уровня противоположного берега забранной в трубу
реки Яузы. Устье ее находиться еще ниже в силу естественного падения рельефа. Кроме тоrо, было бы странным, на наш взгляд, устраивать дорогу в
крепость через место, заболоченное и регулярно меняющее свой характер паводки, подъемы воды Никаких специальных археологических исследований, способных окончательно прояснить этот вопрос, не проводилось. 1
Поэтому, мы считаем, что проездная стрельница и башня были возведены
одновременно.
На стенах и башнях Московского Кремля, кроме гербов на Боровицкой
башне, икон на Спасской, Троицкой и Никольской башнях и каменных досок на Спасской башне, нет никаких надписей и изображений. О досках П. А.
Солари написано очень мноrо,2 недавнее раскрытие икон вызвало ажиотажный интерес прессы, о двуглавом орле - символе русской государственности
литература огромна, а вот существование трех больших, качественно выполненных рельефов один из которых содержит главный государственный
символ в уникальной редакции находящихся над въездом в официальную
коронационную государственную резиденцию, никогда не было предметом
интереса исследователей.3
Отдельным и оqень важным вопросом нам представляется вопрос о возможности случайного появления гербов и, особенно, герба с двуглавым
орлом на стенах Боровицкой башни. Такое случайное появление теоретически могло быть следствием исторической реставрации в башни в процессе ее ремонта в 1805-1817 гг. или в процессе перестройки Большего Кремлевского дворца К. А. Тоном в 1838-1849 гг. Относительно перестройки
Кремлевского дворца, можно со всей очевидностью говорить о невозможности такой ситуации, т.к. орла и другие геральдические фигуры на стенах
башни легко сравнить с орлами и территориальными гербами на стенах
дворца, чтобы легко убедится в их иконографическом и стилистическом различии. Ремонт начала века, когда в башне были некоторые элементы в готическом вкусе на первый взгляд, кажется, дает возможность предположить, что гербы были созданы в это время. Однако, рассмотрение декора1 Т. Д. Панова, Белокаменная крепость Москвь1 по данным археологии и письменных источников, в 1 1осковский Кремль x1v столетия. Древние святыни и исторические памятники, м. 2009, с. 32, илл. 8.
2 Наиболее свежая 6116лиография см. Д. А. Петров, Монументальные надписи Пьетро
Антонио Солари в Москве, Вопросы эпиграфики вып. 5, М. 2012, с. 322-333.
3 Толы о С. П. Бартенев написал о нюс Со стороны Александровского сада лопатки
украшены гербами, высеченными из ка. 1нЯ С. П. Бартенев, Московский Кремль в старину и теперь, ук. соч., т. 1, с. 182 Замечательный русский архитектор и историк Н. В. Сущанов в своей книге о памятнике Александру П, построенному в Кремле в 1890-х rг. заметил Любоnытно то обстоятельство, что они уцелели на Боровицких воротах по обеим сторонам въездной арки, куда они были занесены итальянцами, строителями Кремля. Щиты эти
по общей форме представляют собою ничто иное, как металлический налобник лошад.1, и
являются, таким образом, остатком рыцарского конскаго снаряжения Н. В. Султанов,
Памятник императору Александру II в Кремле Московском, СПб. 1898, с. 572
об итальянских гербовых щитах 1490 г. на боровицкой башне 13
тивныхэлементов модного в России в последних десятилетиях XVIII в. и первых годах х I х в. готического стиля показывает, что гербовых щитов такой
формы, с такой детальной проработкой и таким характером скульп гуры в
русской I отике не встречается.
Русская государственная геральди 1еская символика к 1700 г. фактически
была окончательно сформулирована и графически закреплена. 1 Все дальнейшие изменения герба связаны с историческими обстоятельствами и стилистикой каждой эпохи. Поэтому, появление герба с орлом в том виде, в
каком мы видим ero, сегодня на Боровицкой башне, представляется совершенно невозможным. Невозможно объяснить и появление в xvп1-xrx вв.
двух других гербов, чьи геральдические фигуры не соотносятся с российской
1 еральдикой. Трудно себе представить в жизни Императорского Двора и
11 равительства, и, прежде всего в ее бюрократической составляющей, устройство гербов со случайными фигурами на государственной коронационной
резиденции, которое не оставило бы никаких следов в документах. При ремонте и перестройке башни в начале XIX в. по указанным выше причинам по, несомненно, вызвало бы обширную переписку и оставило следы в памяти современников.
Соблазнительно связать появление этих гербов с перестройкой башни в
1680-х гг. при Федоре Алексеевиче. Однако мы хорошо представляем себе государственную символику конца хvп в. и не видим никакой возможности
хоть как-то аргументировано объяснить причину появления rербов над воротами Боровицкой башни в этот период. Таким образом, представляется
корректным предположить возможность устройства белокаменных гербов в pyroe время - либо в 1490 г. при сооружении башни П. А. Солари, либо при
Василии III 1504-1533 или Иване IV 1533-1584
Ниже мы попытаемся на основе иконографического анализа форм rербовоrо щита, украшений не затрагивая вопросы интерпретации геральдических фигур оценки качества и особенностей скульптурного исполнения
rrочнить возможное время устройства гербов на Боровицкой башне.
1. Описание r ербов
11 риводимое ниже описание сделано по фотографиям с большим увеличени м. Визуальный осмотр возможен только для герба со всадником, но большая сота, на которой он находится, практически, сводит на нет преимущества
1 акоrо рода осмотра. Установка мощных оптических устройств на прави1 сл ьственной трассе, которая проходит вдоль стен Кремля, сопряжена с боль ими трудностями, которые мы не смогли преодолеть. Гербы, по-видимому,
нмеют сколы, покрыты многими слоями побелки, которая во многих местах
отошла, подтеками грязи и т.д., что конечно, затрудняет точность описания. См. Н. А. Соболева, В. А. Артамонов, Символы России, М. 1993 Н. А. Соболева,
1
1еркu истории российской символики от тамги до символов государственного суберени е11,а, М. 2006 Г. В. Вилинбахов, Государственный герб России 500 лет, СПб. 1997.
14 дмитрий аркадьевич петров
1 Герб со всадником
Герб вырезан из прямоугольного монолита белого камня, установленного заподлицо с кладкой башни. Размер блока может быть установлен только
приблизительно no кирпичам и составляет 10ох75 см. Блок установлен на
двухrранной угловой северной пилястре западного фасада между двумя карнизами. Как и у пилястры поверхности блока имеют угол около 120 градусов.
Композиция выполнена в технике горельефа, причем настолько высокого,
что в нескольких местах фрагменты скульптуры полностью отходят от поверхности блока.
Скульптурная композиция представляет собою герб, обрамленный лентами. Щит герба имеет шестиугольную форму с параллельными верхней и нижней гранями и боковыми гранями, слегка изогнутыми внутрь. Само поле
также имеет изгиб. Нижнее поле гербового щита сильно оторвано от поверхности блока, что хорошо просматривается при взгляде сбоку. По краям
щита проходит узкий кант - рамка. На щите помещено изображение всадника на лошади, скачущего справа налево. Правая рука всадника поднята,
как для замаха, она держит вытянутый предмет, более всего напоминающий
саблю. Ладонь всадника не видна, т.к. скрыта головой. Левой рукой всадник
управляет лошадью - в ней поводья. Голова всадника артикулирована достаточно подробно, хорошо видны нос, глазная впадина, скула, борода средней длины и волосы, длинные, но не доходящие до плеч. Всадник одет в
одежду, напоминающую балахон с капюшоном. На ней видны какие-то
складки. Пропорции фигуры нарушены, ног.и очевидно короткие. Хорошо
видны стопы в обуви
Лошадь скачет карьерообразным аллюром, не существующим в действительности. Ноги лошади согнуты и изображены попарно параллельными. Дальняя от зрителя пара ног сдвинута относительно передней влево, что
выглядит несколько механистично, но придает динамику изображению. У
лошади показаны открытый рот видны зубы хотя поводья не натянуrы,
глаз и уши. Изображена грива и, достаточно детально, хвост. На ногах видны копыта. Хвост коня опущен. Лошадь скачет по ясно обозначенной земле позему
Поля герба обрамлено вьющимися лентами. Над верхней гранью герба
видны симметричные части банта и, по-видимому, кольцо. Ленты верхней
половины герба имеют полукруглую форму, нижней - -образную.
Полукруглая часть оторвана от блока камня ее держит одно соединение -образная выполнена в настолько высоком рельефе, что резчик смог,
изменяя высоту рельефа, придать ленте движение в третьем измерении.
Концы лент раздвоены и на них выполнены шарики. На сохранившихся
поверхностях лент хорошо видно, что они были вырезаны с показанием
очень мелкой складки.
Исполнение рельефа на щите производит двойственное впечатление. Он
плоский, но в то же время, резчик достаточно четко показал пространственные планы фигура с рукой, корпус лошади, задние ноги и детали лицо
об итальянских гербовых щитах 1490 на боровицкой башне 15
1 щ11ика, морда ошади, хвост, поводJ я При этом очень контрастно в
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Петров Д.А. Об итальянских гербовых щитах 1490 г. на Боровицкой башне (2012)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|