Черных А.П.
Иезуиты и преподавание геральдики (учебник по всеобщей истории 1755 г.)
// Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития (2015)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Материалы XXVII Междунар. науч. конф. Москва, 9 – 11 апр. 2015 г. / редкол. : Ю. Э. Шустова (отв. ред.) и др. – М. : РГГУ, 2015. – С. 470-472
Аннотация: В геральдической литературе жанр учебника не относится к инновациям, о чѐм свидетельствует длинный ряд квазиучебников XVI–XVII вв. Общеизвестная образовательная деятельность Общества Иисуса не менее активной оказалась и в области геральдики. Иезуитами были и автор одной из систем геральдической штриховки Сильвестр Петра-Санкта (1590–1647), и К.-Фр. Менетрье (1631–1705), чьѐ творчество во многом определило облик европейского гербоведения в XVIII в. Преподавать геральдику в университетах стали лишь к концу XVIII в. Тем интереснее появление в середине века испанского пособия «Начала истории или лѐгкий и быстрый метод для обучения католической молодѐжи историческим известиям».
Об авторе публикации/статьи:
Черных Александр Петрович (Москва) Кандидат исторических наук, руководитель Центра гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН, член Геральдического совета при Президенте РФ, член-корреспондент Международной академии геральдики (AIH), иностранный член Мадридской Королевской академии генеалогии и геральдики
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Черных А.П.в библиотеке найдено еще 35 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10409 знаков (с пробелами)
В геральдической литературе жанр учебника не относится к инновациям, о
ч м свидетельствует длинный ряд квазиучебников XVI XVII вв. Общеизвестная образовательная деятельность Общества Иисуса не менее активной оказалась и в области геральдики. Иезуитами были и автор одной из систем геральдической штриховки Сильвестр Петра-Санкта 1590 1647 и К.-Фр. Менетрье 1631 1705 чь творчество во многом определило облик европейского гербоведения в XVIII в. Преподавать геральдику в университетах стали лишь к
концу XVIII в. Тем интереснее появление в середине века испанского пособия Начала истории или л гкий и быстрый метод для обучения католической молод жи историческим известиям Rudimentos historiсos metodo
faсil y breve para instruirse la juventud сatholiсa en las notiсias historiсas. T. 1 2.
Amberes, 1755 с приложением раздела о геральдике. В предисловии издатели заявили, что книга предназначена не для уч ных, а для юных обучающихся, чтобы не перегружать память учащихся бесполезными вещами Так
что, несмотря на всю просветительскую риторику о ненужности геральдики,
не все оценивали е однозначно.
На титульном листе указывается, что автор книги священник-иезуит,
создавший текст на латыни в Германии для обучения в коллегиях Общества
Иисуса. Латинский вариант пособия Dufrlen M. Rudimenta historiсa, sive
brevis faсil sque methodus juventutem orthodoxam notitсi historiс imbuendi
August Vindeliсorum, 1730 излагал исключительно историю церкви, и обращение к нему не обнаружило ничего, даже отдал нно напоминающего
геральдику.
Испанский текст пособия предполагает изложение всех необходимых
юношеству знаний о всеобщей истории Священная история от сотворения
мира, история четыр х монархий, история различных королевств, и крат-
471
ко история Церкви. Части пособия сопровождаются приложениями в виде
хронологических таблиц первосвященников, судей, царей Иудеи и так далее и совершенно неожиданным Приложением о науке геральдики
Изложение теории геральдики в пособии имеет классическую структуру.
Говоря о том, как учебник описывает формальную геральдику, надо заметить, что к середине XVIII в. схема изложения уже была отработана. Затруднительные случаи в этой схеме не затрагивались, проблем таких как существование нескольких разных гербов у одного лица, наличие герба у неблагородных словно не существовало вовсе.
Гербы, по мнению пособия, возникли в Германии в X в. из практики
турниров или в XI в. во времена крестовых походов, когда искусство гербов
подчинилось правилам, и являются удостоверенным свидетельством благородства. Характерно, что при попытке классифицировать гербы владения,
должности, родовые упоминаются гербы сообществ Rudimentos
historiсos T. II. P. 508 Далее речь ид т о щитах, цветах, делениях, поч тных и естественных фигурах, топографии гербового поля и правилах формирования изображения герба лаконично, но достаточно, с минимальными
примерами.
Нашли сво отражение и некоторые особенности геральдики Нового
времени пособие утверждает, что сегодня закрытый шлем свойственен
лицам низкого рождения, а открытый и реш тчатый благородным и знатным что число реш ток шлема связано с объ мом прав обладателя. При
этом авторы отмечают, что сегодня графы, бароны и другие знатные сеньоры используют порой герцогские короны Idem. P. 518 517
В то же время есть выразительные и исторически абсолютно точные дефиниции, например, бризуры это знаки, которые служат для различения
разных линий одного семейства или определение гласных гербов те, что
имеют финифти и фигуры, согласующиеся с именем семейства или, по
меньшей мере, имеют нам к на него Idem. P. 519 520 Опыт блазонирования дан на примере герба герцога Баварского, но без изображения. Несмотря
на германский акцент весь материал адаптирован для испанского читателя, встречаются пассажи об испанских геральдических особенностях.
С одной стороны посвящ нные геральдике 15 страниц выглядят скромно, но с другой, нельзя не отметить, что подавляющая часть учебников лишена и этого. Пособие целиком создано в форме катехизиса вопросы и ответы и геральдическая часть не исключение. При этом геральдика не
случайная поздняя добавка, она была задумана как часть пособия с самого
начала. Упоминания о гербах есть и в основном тексте например, о нарисованном колесе архиепископа Майнца Вилигиса, о гербе Тевтонского ордена. Во втором томе, посвящ нном истории различных королевств, рассказывается легенда о происхождении гербов Португалии, представляющих
пять ран Иисуса Христа, потому что во время, когда король Афонсу сразился с пятью маврскими королями, его воодушевил Иисус Христос, и повелел
ему поднять знамя и поместить на него инсигнией его пять ран Idem.
P. 82 Естественно, что в конфессионально ориентированном пособии эта
легенда особенно уместна.
Странно, что никакие другие специальные области исторического знания
не нашли своего места, а геральдика была удостоена его, пусть и в приложении. Чем это продиктовано
472
В XVII XVIII вв. иезуиты пользовались репутацией отменных педагогов. История преподавались в гуманитарном риторическом классе младшего
отделения иезуитских коллегий и пособия в форме катехизисов в этом процессе использовались очень широко. Геральдика в учебнике иезуитов имеет
непосредственное отношение не к всеобщей истории, как мы предположили
бы сегодня, а к адресату образовательного материала, к его светскому воспитанию, которому иезуиты уделяли значительное внимание. Знакомство с
геральдикой предполагалось обязательным знанием всякого благородного
уже с XV в., и к XVII в. в сознании европейского общества гербы прочно
соединились с сословием знати, а аристократический этос с поведением
представителей привилегированного сословия, следовательно, и обучавшихся в коллегиях иезуитов юношей надо было учить геральдике.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Черных А.П. Иезуиты и преподавание геральдики (учебник по всеобщей истории 1755 г.) (2015)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|