Фельдман Д.З.
К вопросу о государственном гербе Российской империи на печатях еврейских кагалов
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Ч. II. (2013)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXV Междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. − 2 февр. 2013 г. Ч. II. М. : РГГУ, 2013. С. 573–576.
Аннотация: История появления и бытования двуглавого орла – российского государственного герба – на печатях еврейских кагалов в дореволюционной России до сих пор не является предметом активного изучения в отечественной науке. Пожалуй, первым обратился к этому вопросу видный еврейский историк Ю.И. Гессен. Уже в наши дни израильский историк-архивист В.М. Лукин в одной из своих журнальных статей, посвященных участию российских евреев в Отечественной войне 1812 года, уделил данной проблеме определенное внимание. При этом исследователь опирался на документы Литовского государственного исторического архива (ЛГИА) и Российского государственного исторического архива (РГИА).
Об авторе публикации/статьи:
Фельдман Д.З.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 13066 знаков (с пробелами)
История появления и бытования двуглавого орла российского
государственного герба на печатях еврейских кагалов в дореволюционной России до сих пор не является предметом активного изучения в отечественной науке. Пожалуй, первым обратился к этому вопросу видный еврейский историк Ю.И. Гессен Гессен Ю. Государственный герб на кагальных печатях Пережитое. СПб., 1908. Т. I.
С. 23 Уже в наши дни израильский историк-архивист В.М. Лукин в
одной из своих журнальных статей, посвященных участию российских евреев в Отечественной войне 1812 года, уделил данной проблеме определенное внимание Лукин В. Кагалы тайные и явные
Еврейские общины в войне 1812 года Лехаим. 2012. 2 238
574
С. 38 42 При этом исследователь опирался на документы Литовского государственного исторического архива ЛГИА и Российского государственного исторического архива РГИА
Как известно, кагальная система, давно существовавшая в Польско-Литовском государстве, после трех разделов Речи Посполитой
1772 1795 гг. сохранилась и на присоединенных к Российской империи землях Литвы, Белоруссии и Украины. В широком смысле
кагал представлял собой еврейскую общину, в более употребительном, узком орган правление общинного самоуправления, стоявший во главе отдельной еврейской общины в диаспоре и являвшийся посредником между ней и государством. Первое в России Положение для евреев утвержденное императором Александром I
9 декабря 1804 г., узаконило существование кагалов и возложило на
них ответственность за бездоимочный взнос казенных сборов и распоряжение суммами, собираемыми внутри еврейской общины на ее
нужды. Функция раскладки и сбора податей обеспечивала кагалу
власть во внерелигиозной жизни членов общины. На кагалы было
также возложено призрение бесприютных евреев и помощь евреям-переселенцам, а с введением в 1827 г. натуральной воинской
повинности для евреев кагалы стали отвечать перед местной администрацией за своевременную поставку еврейскими общинами рекрутов в армию.
Во время Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов
русской армии 1813 1814 гг. роль еврейских общин кагалов на оккупированных Великой армией землях значительно возрастает. Учитывая тот факт, что российские евреи в своей массе поддержали
Александра I в борьбе с Наполеоном Бонапартом, именно через кагалы военное командование и местная администрация обращались к
еврейскому населению городов и местечек как с требованиями о
выполнении тех или иных повинностей военного времени, так и с
просьбами о помощи. С помощью еврейских общинных правлений в
зоне военных действий была организована агентурно-разведывательная и интендантская деятельность евреев Западного края
империи формировалась секретная агентурная сеть, в помощь командирам воинских подразделений выделялись проводники и курьеры, осуществлялись поставки для армии и госпиталей, проводился
сбор денежных пожертвований на нужды обороны страны. Повышение значения и статуса кагалов во время военных кампаний с наполеоновской Францией в глазах армейского командования и граждан-
575
ской администрации требовало своего наглядного оформления, и
кагальные старшины нашли зримое выражение изменившейся ситуации они решили поместить на своих кагальных печатях символ
Российской империи двуглавого орла со скипетром и державой
под императорской короной.
Впервые подобная печать получила легитимацию властей в
Вильно. 15 марта 1816 г. члены Виленского еврейского кагала обратились к виленскому же гражданскому губернатору действительному статскому советнику А.С. Лавинскому с рапортом о дозволении
иметь оному казенную печать с высочайшим гербом ЛГИА.
Ф. 380. Оп. 66. Д. 255. Л. 1 1 об Обосновывая необходимость такой печати, члены общинного правления уравнивали кагал с присутственными местами учреждениями государственной администрации В благоустроенном Российском государстве учреждены
еврейские кагалы по высочайшему назначению, выбор членов онаго
производится наравне с присутственными местами нижних инстанций чрез всякие три года по баллам, и утверждаются члены тем же
начальством, что и другие члены тех мест, получают от начальства
частые предписания. Она необходимо нужна как для печатания
разных кувертов, выдаваемых кагалом для полученния евреями паспортов, разных свидетельств, а более при ныне составляющейся новой ревизии выдаваемых евреям аттестатов и прочих исходящих из
кагала казенных документов Там же. Л. 1 Губернатор с пониманием отнесся к обращению кагальных старшин, направив их рапорт
виленскому полицмейстеру со своей резолюцией, позволявшей кагалу иметь печать с изображением на ней высочайшего герба с
надписью Печать Виленского еврейского кагала Там же. Л. 2 В
послевоенные годы практика использования подобной печати была
широко распространена среди еврейских общин Западного края. Об
этом, в частности, свидетельствует обращение кагальных г. Ошмяны о позволении Ошмянскому еврейскому кагалу по примеру прочих
кагалов иметь печать с российским гербом двухглавного орла ЛГИА. Ф. 380. Оп. 66. Д. 700. Л. 1
Полтора десятилетия кагалы штамповали свои документы печатью с государственным гербом, пока в 1830 г. бдительные чиновники Виленского губернского правления не обратили внимание на
очередную поступившую из кагала бумагу, заверенную такой печатью. По указанию губернского правления виленское полицейское
начальство попыталось отобрать кагальную печать. Однако кагаль-
576
ные старшины печать не отдали, а вместо нее представили официальные разрешения на пользование ею. Дело о кагальных печатях
дошло до Правительствующего Сената, а оттуда поступило в Четвертый еврейский комитет Главный комитет об устройстве евреев,
учрежденный в 1823 г. с целью пересмотра существующего законодательства и выработки нового Положения о евреях решение
которого было передано в Департамент духовных дел иностранных
исповеданий, а затем за подписью главноуправляющего тайного советника Д.Н. Блудова и директора Ф.Ф. Вигеля к министру внутренних дел графу А.А. Закревскому Еврейский комитет, находя,
что по законам христианские общества, не имея права на печать с
государственным гербом, должны иметь свои собственные с городским гербом, и признавая неприличным дать еврейским обществам
право, каким не пользуются даже христианские следует отобрать
казенные печати у тех кагалов, которые имеют оные, и предоставить
им иметь частные с надписью означенных кагалов, к коим они принадлежат РГИА. Ф. 1286. Оп. 5. Д. 864
Подобное завершение истории кагальной печати с казенным
гербом наглядно продемонстрировало смену внутренней политики
российской администрации по отношению к евреям и их общинным
правлениям от непродолжительного потепления в отношении властей к еврейскому народу в период военного противостояния с наполеоновской Францией к строгой регламентации его жизни и ужесточению законодательства по еврейскому вопросу в последние годы царствования Александра I и особенно в правление Николая I. А
через полтора десятилетия после того, как еврейским кагалам было
запрещено употреблять печати с двуглавым орлом, в 1844 г. в России была упразднена и сама кагальная система.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Фельдман Д.З. К вопросу о государственном гербе Российской империи на печатях еврейских кагалов (2013)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|