Орлевич И.В.
Символика русофильских обществ Галиции XIX–XX вв.
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Ч. II. (2013)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXV Междунар. науч. конф. Москва, 31 янв. − 2 февр. 2013 г. Ч. II. М. : РГГУ, 2013. С. 456–459.
Аннотация: Гербы, типографические марки, печати принадлежат к комплексу источников, содержащих информацию о символах и их интерпретации, изучение которых способствует более глубокому пониманию способов восприятия действительности и системы ценностей прошлого. Кроме того, иcследование символики дает возможность изучить политические взгляды членов институций и организаций.
Об авторе публикации/статьи:
Орлевич И.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12405 знаков (с пробелами)
Гербы, типографические марки, печати принадлежат к комплексу
источников, содержащих информацию о символах и их интерпретации, изучение которых способствует более глубокому пониманию
способов восприятия действительности и системы ценностей прошлого Шустова Ю.Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства 1586 1788 Источниковедческое исследование. М., 2009. С. 297 Кроме того, исследование символики дает
возможность изучить политические взгляды членов институций и
организаций.
В общественной жизни галицких украинцев существенную роль
играли русофильские общества Ставропигийский институт, Народный дом, Общество им. М. Качковского, Галицко-русская матица.
Они активизировали научную, литературную, экономическую деятельность украинцев. Постепенный переход на русофильские позиции
во второй половине Х Х в. привел к падению популярности этих организаций и ослабеванию их влияния на народ Орлевич Укра нськ
товариства стор я Львова. У 3-х т. Льв в, 2007. Т. 2. С. 383
457
Львовский Ставропигийский институт как правопреемник Львовского Успенского братства Орлевич Льв вський Ставроп г йський нститут у Львов к н. ХV перша пол. XIX ст Льв в, 2001.
С. 146 своим символом избрал трехраменный патриарший крест,
использовавшийся братством со времени его основания еще антиохийским патриархом Иоакимом в 1586 г. Таким образом, Институт
доказывал преемственность братского и институтского периодов
Ставропигии, а также отстаивал в XIX и XX вв. свое право на независимость от греко-католического митрополита, которую символизировал этот крест. Этот символ Институт использовал на своей печати с надписью Ставропиг йск й Инстытутъ во Львовъ Центральный государственный исторический архив далее ЦГИА Украины, г. Львов. Ф. 129. Оп. 2. Д. 6. Л. 3 Д. 763 Д. 26. Л. 7 Не меняли символики и представители украинских демократических сил,
которые во время Первой мировой войны на короткое время овладели Обществом с 1916 по 1922 гг. Этим они доказывали преемственность традиции и свое право как представителей всего народа владеть Институтом. Отличалась символика украинофилов только языком, которым была сделана надпись на печати, украинским ЦГИА
Украины, г. Львов. Ф. 129. Оп. 2. Д. 21. Д. 30 об
Печати Института встречаются двух типов. Первый на круглой
эмблеме, в центре которой щит с патриаршим крестом, помещенным на мантии, обрамленной митрой с подкладкой, надпись по кругу. Другой вид печати аналогичный, только без мантии Временник
Института Ставропигийского съ месяцесловом на 1869. Львов,
1868 Мантию в своих печатях использовала греко-католическая
иерархия. Использование подобного символа свидетельствовало о
стремлении Института оказывать влияние на религиозную жизнь
греко-католиков.
Учрежденное в 1848 г. общество Галицко-русская матица по
аналогии с другими славянскими обществами, приняло решение в
печати изображен е святого Духа яко просветителя человеческого
разума и сердца с написом Галицко-Руска Матица использовати ЦГИА Украины, г. Львов. Ф. 148. Оп. 1. Д. 3. Л. 4 об В 1861 г.
встречается печать с надписью Галицко-руская матица ЦГИА Украины, г. Львов. Ф. 148. Оп. 1. Д. 7. Л. 1 позже, в частности в 1900 г.,
встречается такая же надпись, как в 1848 г. Она оставалась неизменной на протяжении всей деятельности общества. Две буквы с в
словах Галицко-Руска так и не появились, в то время как полити-
458
ческий орган русофилов Русская Рада использовал в написании
слова русский два с Это свидетельствует о несформировавшейся единой точки зрения по поводу правописания у русофилов.
Институт Народный дом во Львове основан по инициативе
первого политического органа галицких украинцев Главной Русской Рады далее ГРР Рада в своих печатях использовала изображение опирающегося на скалу льва на синем поле. Изображение
льва характерно для геральдических знаков Львова средневекового
периода, а в 1789 г. Львов получил привилегию на герб с изображением льва речило А. Укра нська м ська геральдика. Ки в Льв в,
1998. С. 21 Позже лев стал символом украинского национального
возрождения первой половины XIX в. его избрала ГРР, он также
встречался на флаге украинских Сечевых Стрельцов 1848 г. Народный дом как преемник ГРР использовал льва на своей печати
вплоть до 1939 г. Украинофильское руководство Народного дома 1916 1922 имело две печати большая изображала золотого льва на
синем поле, который опирался на скалу надпись была на украинском языке, а не на язычии как у русофилов Фондац я
укра нського нац онального нститута Народний д м у Львов
Малая печать имела лишь надпись Народний д м у Львов ЦГИА
Украины, г. Львов. Ф. 130. Оп. 2. Д. 26. Л. 47
В период между двумя мировыми войнами польская власть назначала для Народного дома комиссаров из проправительственной
русофильской Русской Аграрной Партии далее РАП отделившейся в 1926 г. от Русской Народной Организации РНО которая в
межвоенный период объединяла все русофильское движение. Комиссаром Народного дома в 1927 г. стал идеолог создания РАП
М. Бачинский, которого русофилы из РНО обвиняли в угодничестве
польской власти и считали, что Народный дом он получил благодаря
правительству, а главной его целью была материальная выгода. Свое
подданство он демонстрировал при каждой удобной возможности,
даже изменив язык надписи на печати с язычия на польский сама печать оставалась без изменений
Символом Общества им. М. Качковского с самого начала его образования был сине-желтый флаг с изображением льва. В 1892 г.,
после того как Галицкое Наместничество запретило его как политический символ, новым символом стала двусторонняя хоругвь с иконой, с одной стороны изображавшей просветителей славян Кирилла
и Мефодия, а с другой св. Владимира и св. Ольгу Гопцусь П.О.
459
Народно-просветительная деятельность Общества имени Михаила
Качковского в Галицкой Руси, основаннаго просветителем ея,
о. оанном Наумовичем. Полтава, 1909. С. 25 Меры, предпринятые
против Общества, были связаны с его активностью в деле борьбы с
введением правительством фонетического правописания. В 1892 г.
Общество направило петицию императору Францу Иосифу с просьбой не утверждать в школах Галиции и Буковины украинское фонетическое правописание и народный язык. С такой же просьбой обратилось оно и к Галицкому митрополиту Сильвестру Сембратовичу.
В случае отказа руководство Общества было готово содержать частных учителей, которые обучали бы детей русскому языку Мончаловский О.А. Памятная книжка въ 25-летний ювилей Общества
имени Михайла Качковского 1874 1899. Львов, 1899. С. 54 ЦГИА
Украины, г. Львов. Ф. 182. Оп. 1. Д. 14
Таким образом, анализ символики русофилов показывает, что в
XIX XX вв. они использовали как древние символы к примеру,
трехраменный патриарший крест так и те, которые были характерны для всего украинского национального движения лев и традиционные сине-желтые цвета
Е
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Орлевич И.В. Символика русофильских обществ Галиции XIX–XX вв. (2013)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|