| ||
| Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
| » Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Суходолов А.П., Атанов А.А., Колесникова А.В. Социокультурные аспекты городской геральдики: история символики города Иркутска / 2020 | ||
|
Суходолов А.П., Атанов А.А., Колесникова А.В.
Социокультурные аспекты городской геральдики: история символики города ИркутскаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Известия Байкальского государственного университета. Т.30. № 2. 2020. С. 174-184 Аннотация: Многогранное искусство геральдики включает в себя историческую, географическую, правовую, философскую и, конечно, культурную составляющие. Геральдические символы отражают представления о базовых, фундаментальных ценностях общества, групп людей и отдельных личностей, сохраняют традиции и благодаря соответствующим обозначениям способствуют формированию смысловых ориентиров. Современное общество невозможно представить без использования гербов, флагов, официальных знаков или эмблем. В настоящей статье внимание уделяется региональным и муниципальным аспектам геральдики, которые закладывают символическую основу развития территории как части единого, целостного государства. Именно это определяет ответственный подход к такому важному процессу, как герботворчество. В статье освещается малоизвестная широкой общественности запутанная история иркутского герба, рассматривается несколько версий, объясняющих этот казус. Делается исторический экскурс и представляется обзор различных изображений символа Иркутска. Об авторах публикации/статьи: Суходолов А.П. Атанов А.А. Колесникова А.В. Просмотр публикации в формате PDF: › Суходолов А.П., Атанов А.А., Колесникова А.В. Социокультурные аспекты городской геральдики: история символики города Иркутска
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 65042 знаков (с пробелами)
174 ISSN 2500 2759 Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 174 184 Суходолов А Атанов А Колесникова А 2020 УДК 330.322.4 DOI 10. 17 150 2500 2759.2020.30 2 174 184 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ГОРОДСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ ИСТОРИЯ СИМВОЛИКИ ГОРОДА ИРКУТСКА А Суходолов, А Атанов, А Колесникова Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация Информация о статье Дата поступления 2 декабря 20 19 г. Дата принятия к печати 18 мая 2020 г. Дата онлайн размещения июня 2020 г. Ключевые слова Геральдика герб художественный образ герб Иркутска бабр тигр Аннотация Многогранное искусство геральдики включает в себя историческую, географическую, правовую, философскую и, конечно, культурную составляющие. Геральдические символы отражают представления о базовых, фундаментальных ценностях общества, групп людей и отдельных личностей, сохраняют традиции и благодаря соответствующим обозначениям способствуют формированию смысловых ориентиров. Современное общество невозможно представить без использования гербов, флагов, официальных знаков или эмблем. В настоящей статье внимание уделяется региональным и муниципальным аспектам геральдики, которые закладывают символическую основу развития территории как части единого, целостного государства. Именно это определяет ответственный подход к такому важному процессу, как герботворчество. В статье освещается малоизвестная широкой общественности запутанная история иркутского герба, рассматривается несколько версий, объясняющих этот казус. Делается исторический экскурс и представляется обзор различных изображений символа Иркутска. SOсIOсULTURAL ASPEсTS OF сITY S HERALDRY HISTORY OF THE SYMBOLS OF THE сITY OF IRKUTSK Alexander P. Sukhodolov, Andrei A. Atanov, Alina V. Kolesnikova Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation Artiсle info Reсeived Deсember 2, 20 19 Aссepted May 18, 2020 Available online June 2020 Keywords Heraldry сoat of arms of the сity artistiс image сoat of arms of Irkutsk babr tiger Abstraсt A versatile art of heraldry inсludes historiсal, geographiсal, legal, and сerta y, сultural сomponents. Heraldiс symbols refleсt notions of basiс, fundamental values of soсiety, groups and separate individuals, preserve traditional values and, due to respeсtive symbols, сontribute to the formation of notional values. It is impossible to imagine modern soсiety without сoats of arms, flags, offiсial signs or emblems. In the artiсle, the authors сonsider regional and muniсipal aspeсts of heraldry whiсh provide a symboliс basis for the development of the area as a part of the whole, integral state. All the above mentioned aspeсts define a responsible approaсh to suсh an essential proсess as art of heraldry. The artiсle highlights a largely unknown for a broad publiс and сonfusing story of the сoat of arms of Irkutsk, several versions explaining this peсuliar сase are taken into aссount. The authors offer a journey into the history of the сity and investigate different representations of the symbol of Irkutsk. На вопрос, что такое герб, обычно следует ответ, что это официальный символ, своеобразный отличительный знак. И такой ответ будет правильным, хотя он все же не отражает всей многогранности понятия герб как явления, специфически выражающегося в различные исторические и социокультурные периоды. Искусство геральдики историко культурные и правовые аспекты Этимологическое значение слова герб связано с наследием. Оно несет в себе образ преемственности, неизменяемости и традиционного консерватизма. Наследование родовой символики имело место на Руси и 175 Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, 2. С. 174 184 ISSN 2500 2759 изначально выражалось в тотемизме и использовании символов, обозначающих силы природы. В Средние века в Европе появляются личные знаки рыцарей, которые впоследствии передаются по наследству и становятся родовыми. Возникшая вскоре проблема регулирования наследования родовой символики потребовала правовой регламентации. Разработка правил по составлению, описанию и наследованию родовых знаков была возложена на Heer alt, или герольдов, лиц, известных своей доблестью и храбростью, проявивших себя в крестовых походах. Разработанные ими в 20 50 гг. правила были названы Heraldik геральдика от лат. heraldus глашатай, вестник а изображения, составленные согласно этим правилам, получили название гербы Таким образом, зарождение геральдики как особого искусства, науки и вспомогательной исторической дисциплины можно отнести к периоду Средневековья. В дальнейшем гербы превратились в знаки почета, независимости суверенитета различных административно территориальных единиц, а также целых государств, а предметом изучения геральдики стали не только гербы, но и комплексы знаков, среди которых эмблемы, тотемные знаки, тамги, государственные гербы новейшего времени 1Геральдики тончайшее искусство так звучат названия исторических уроков, художественных выставок, посвященных смысловому содержанию сюжетов гербов, эмблем и символов, выраженному с помощью художественных приемов и изобразительных средств. Из глубины веков с их помощью нам передаются зашифрованные образы, из которых мы узнаем о радости побед и свершений, покое после тяжелых битв, славных традициях наших предков. Создатели герба тщательно продумывают его художественный образ, каждый элемент которого подчеркивает идею единого целого, содержательно повествующую о прошлом, настоящем и будущем страны или отдельной территории. Создание гербов это искусство, относящееся к геральдической графике, а она, в свою очередь, является частью прикладной графики там же Герб как носитель определенной идеи и художественное произведение несет смысловую нагрузку и оказывает эстетическое воздействие. Однако кроме идейного наполнения важным для геральдики является и правовой аспект, который заключается в выражении геральдическим знаком собственности, абсолютной принадлежности, в связи с чем он служит отличительным знаком государства, его субъекта, города, организации или отдельного лица. Вполне очевидно, что без правовой регламентации геральдический знак теряет свою истинную природу и переходит в разряд простых эмблем и картинок. Российский историк и гербовед П Винклер отмечал, что гербом называется символическое изображение, составленное на основании точных законов и утвержденное верховной властью 2 Несколько столетий российской геральдики сформировали историческое наследие, позволяющее говорить о богатых культурных традициях и особенностях нашей страны. Современная российская геральдика переживает новую веху развития и воспринимается не просто как вспомогательная дисциплина, но как гербовое искусство, наука, а также неотъемлемая часть государственной политики. Для ее осуществления был создан Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, деятельность которого регулируется указом Президента РФ Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации от 18 ноября 20 19 г. 56 1На совет возложен ряд важнейших функций, в том числе обсуждение проблем государственной политики в сфере геральдики, ведение геральдического регистра РФ, проведение обязательной геральдической экспертизы с привлечением историков, краеведов и других специалистов со всех регионов России. Подчеркивая многогранный характер геральдики, хотелось бы привести интересное сравнение геральдиста XVII в. Menestrier, который в своем трактате L art du blason сопоставил геральдику с энциклопедией, увидев в ней теологию, объясняющую ее символы, философию, рассматривающую свойства ее эмблем, юриспруденцию, определяющую права на пользование гербом, геометрию, описывающую ее фигуры и их расположение, историю, рассказывающую об их происхождении и причинах, географию, указывающую страны возникновения геральдики, и грамматику, разъясняющую своеобразный ее язык. А русский геральдист В Лукомский добавил к этому списку область свободного творчества искусство 3 В настоящее время в России к уже существующим направлениям геральдики создание родовых, территориальных и государственных гербов добавляются новые разработка личных и корпоративных гербов, уже давно завоевавших популярность в странах Западной Европы. Кроме того, с начала 1990 х гг. активно развивается процесс соз 176 ISSN 2500 2759 Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 174 184 дания современной региональной геральдики, в том числе на муниципальном уровне 4 До Октября 19 17 г. российские города и губернии имели гербы, разработанные Государственной герольдией и утвержденные монархом. В Советской России ограничение прав местного самоуправления оказало влияние и на герботворчество, которое в это время было существенно свернуто, а автономные республики в составе РСФСР в качестве своих гербов использовали герб РСФСР с включением надписи с названием автономии. Современный процесс развития земельной геральдики является следствием становления России как федеративного государства. В этой связи во многих регионах и муниципальных образованиях разработка гербов стала одним из факторов внутриполитической и культурной жизни, усиливающих внимание к вопросам самоидентификации и самобытности, историческим, экономическим и эстетическим основам и традициям. И хотя все 85 субъектов РФ имеют свой герб, региональное герботворчество реализовано еще не в полной мере, поскольку только 58 субъектов прошли процедуру полного оформления, включающую утверждение гербов региональными законодательными органами и их регистрацию в Государственном геральдическом регистре. В оставшихся 27 субъектах гербы разработаны и утверждены лишь местными законодательными органами 5 Необходимо подчеркнуть, что исторические правила составления геральдических символов регионов Российской империи были тщательно структурированы. Взглянув на герб, можно было определить губернию или область, соподчинение городов, основные виды деятельности населения и в некоторой мере исторические и культурные традиции там же В отношении современного российского герботворчества приходится констатировать, что отсутствует четкая система законодательного регулирования геральдического обеспечения субъектов и муниципальных образований РФ. А нормативно правовая база, на которую опираются художники и местные чиновники, состоит из геральдико правовых норм регионального законодательства, ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Методических рекомендаций по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. Последние законодательно не закреплены, а утверждены лишь Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации в 2006 г. Данный факт приводит к применению разнообразных подходов к изображению и толкованию символов, а значит, порождает бессистемность. Подобная свобода позволяет политическим внутрирегиональным мотивам и предпочтениям воздействовать на процесс герботворчества, что не всегда отвечает интересам государства и народа, проживающего на данной территории 6 а также, на наш взгляд, задачам поступательного развития России как единого государства. Герб подобен гену в живом организме. В нем посредством символов учтены предыдущие, исторические этапы развития, заложена основа целостности субъекта и отражены прогностические аспекты его развития. И в этом смысле геральдика, как и современные СМИ, выполняет информационную и идеологическую миссию там же Через призму геральдики мы воспринимаем преемственность историко культурных традиций и особенности развития как государства, так и его административно территориальных единиц. Именно поэтому крайне важно ответственно относиться к процессу герботворчества, избегать ошибок и неточностей, которые, к сожалению, встречаются в региональных и муниципальных символах. Ярким примером казусов в геральдических знаках является герб Иркутска старейшего города на востоке России, исторического, культурного и научного центра Восточной Сибири. История с иркутским гербом породила массу научных и обывательских споров и вполне может послужить основой сюжета почти детективной истории. Феномен герба Иркутска Иркутск стал одним из немногих городов России, где имеют хождение сразу несколько гербов. Да и в целом мире вряд ли найдется много городов, которые, кроме удивительной истории ошибок и мистификаций, связанных с изображением на своем гербе, могут похвастаться наличием сразу нескольких геральдических символов, разных по значению и смыслу, принципиально отличных друг от друга. И что удивительно, все изображения действующие, имеющие хождение и своих сторонников. Не менее любопытен и тот факт, что каждое очередное изображение символа города, несмотря на официальное утверждение, по сути, не отменило прежнего, и до сих пор все они существуют параллельно. 177 Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, 2. С. 174 184 ISSN 2500 2759 Сегодня разные изображения символа столицы бывшей обширной Иркутской губернии можно встретить в альбомах и рекламных проспектах, на почтовых открытках и марках, на сувенирах и памятных значках, на фотографиях и многочисленных рекламных стендах рис. 1Даже в мэрии Иркутска имеют хождение сразу несколько городских эмблем. Каждый иркутянин, в меру своей образованности и вкуса, может выбрать для себя свой городской символ. Иркутск всегда славился свободомыслием и вольными нравами. История Иркутский острог появился в 166 1г. и уже через 25 лет получил статус города, а еще через четыре года имел свой герб. Вот что сказано об этом событии в летописи П. Пежемского и В. Кротова Герб города Иркутска высочайше пожалован первоначально 18 февраля 1690 года Он представляет в серебряном поле бабра, бегущего по зеленой траве и имеющего в челюстях своих соболя 7 Так появился первый иркутский герб рис. 2 Его символом стал бабр самый красивый и сильный зверь, обитавший в то время на обширных пространствах востока России и олицетворявший его мощь и величие. Соболь в зубах бабра говорил о несметных богатствах края, простирающегося от Енисея до Тихого океана. В книге Н Сперансова Земельные гербы России XII XIX вв. читаем Русские люди, поселившиеся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, впервые встретились с доселе незнакомым им тигром. Сильный и красивый зверь произвел на них большое впечатление В Сибири название тигр не прижилось зверь получил у живших в этом краю русских новое имя бабр 8 Через сто лет иркутский герб с изображением бабра тигра был переутвержден. Согласно Полному собранию законов Российской империи с 1649 года 26 октября 1790 г. Екатерина II повторно утвердила первоначальный герб Иркутска со следующим описанием В серебряном поле щита бегущий бабр, а во рту у него соболь. Сей герб старый а также конфирмировала новые гербы городов Иркутского наместРис. 1Различные изображения герба Иркутска на значках и марках 178 ISSN 2500 2759 Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 174 184 ничества 1Таким образом, изображение бабра на городском символе было подтверждено вторично. Кроме того, фигура бабра тигра представляла собой неотъемлемую составную часть изображений на гербах Баргузинска, Верхоленска, Киренска, Нижнекамчатска, Сретенска, Охотска и др., располагавшихся на обширной территории от берегов Ангары до Тихого океана рис. 3 В 1878 г. произошло очередное переутверждение герба. В те годы проводилось упорядочение российской символики в соответствии с классическими геральдическими 1Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 23. СПб., 1789. с. 174. Закон 169 13. правилами. Кроме того, герольдмейстером бароном Б. Кене был предложен новый тип украшения гербов обрамление в виде корон, листьев и лент. Но почему вдруг на городской символике вместо тигра появился бобер Произошло, видимо, следующее. Столичные чиновники, встретив непонятное слово бабр через а усмотрели в нем ошибку и исправили на бобр через о Одновременно заменили и рисунок вместо диковинного полосатого сибирского зверя изобразили бобра, хорошо известного в Европейской России рис. 4 Теперь в серебряном щите оказался черный бобер с червлеными глазами, бегущий уже справа налево и держащий в пасти соболя рис. 5, б По канонам тогдашней геральдики изображение на щите должно было устрашать. Поэтому бобру придали хищный облик. Таким образом, вместо бабра тигра, которого ошибочно назвали бобром, возникло новое черное химерическое изображение с перепончатыми лапами, кроваво красными глазами и чешуйчатым хвостом. Итак, у Иркутска появилось два герба один исторически правильный, городской, другой хоть и ошибочный, но вроде бы юридически законный, поскольку утвержден был последним. Но этот новый, черный герб был утвержден только как герб Иркутской губернии. Городской же герб с бабром тигром никогда законодательно не менялся. Возникла парадоксальная ситуация, когда параллельно стали существовать два герба городской с бабром тигром и губернский с бобром. Это подтверждает и официальное издание П Винклера 1899 г., в котором оба герба городской и губернский находятся вместе рис. 5 9 Во время визита в город будущего императора Николая II в газете Иркутские губернские ведомости Рис. 2. Первый символ города бабр тигр олицетворявший мощь и величие восточных окраин России. Соболь в зубах тигра говорил о богатствах края, простирающегося от Енисея до Тихого океана. Общий смысл иркутского герба бабр дарит богатства Сибири Рис. 3. Фигура бабра тигра была неотъемлемой составной частью гербов городов, подчиненных Иркутску на обширной территории от берегов Ангары до Тихого океана 179 Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, 2. С. 174 184 ISSN 2500 2759 использовался герб с черным изображением официально утвержденного бобра 10 Надо сказать, что не все горожане приняли новый символ губернии. Очень необычным для сибирского жителя было то, что болотный грызун держал в зубах красавца соболя, олицетворяющего богатства Сибири рис. 9 Казалось, не дарит он его России, а душит. Позднее, в 1908 г., когда в честь строительства Транссибирской магистрали в Санкт Петербурге проектировался памятник Александру III установленный на набережной Ангары на одном из углов постамента вновь поместили ошибочный символ нечто среднее между речным бобром, львом и пантерой. История иркутского городского и губернского гербов окончательно запуталась в советское время. Интеллигенции, которая традиционно сохраняла историю и культуру, после революции было не до символики. Кроме того, велась планомерная борьба с религиозным и царским наследием. О городской эмблеме вспомнили лишь в начале 1960 х гг., когда готовились отметить 300 летие основания Иркутска. И вновь произошла путаница. Изображение для юбилейной даты взяли из Иркутских губернских ведомостей и, особо не вдаваясь в исторические тонкости, сохранили у непонятного мифического черного зверя название бобр рис. 6 Лишь несколько позже профессор Ф Кудрявцев, один из авторов Истории Сибири и монографии Иркутск обратил внимание общественности на то, что действительное изображение иркутского городского герба не черная химера, а бабр из рода тигров. Но партийная цензура в лице обллита не сочла нужным менять уже утвержденный к юбилею города символ. Ошибочное изображение второй раз за историю Иркутска стало официальным. Тем не менее споры об истинном иркутском гербе не прекратились и особо Рис. 4. При очередном переутверждении в 1878 г. на гербе Иркутска появилось изображение бобра, хорошо известного в Европейской России Рис. 5. Иллюстрации исторически первого а и переутвержденного б гербов из издания П Винклера 1899 г. Высочайше утвержденъ 5 го Iюля 1878 года. Высочайше утвержденъ 26 го Октября 1790 года. Иркутскаго Нам стничества. Иркутскъ. Иркутской губернiи. Губернскiй. Въ серебряномъ пол щита б гущiй тигръ, а въ роту у него соболь. Старый гербъ ГЕРБЪ Иркутской губернiи. Въ серебряномъ щите, черный б гущiй бобръ, съ червлеными глазами, держащий во рту червленаго соболя. Щитъ увенчанъ Императорскою короною и окруженъ золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою. а б 180 ISSN 2500 2759 Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 174 184 разгорались в периоды различных городских юбилейных дат. Приемлемый для сторон и восстанавливающий историческую справедливость выход предложили иркутские художники заслуженный деятель искусств РСФСР, член корреспондент Академии художеств Борис Иванович Лебединский и Анатолий Яковлевич Суворов. Они создали третий городской геральдический символ, выполнив его на основе обширного исторического материала по классическим канонам современной геральдики. Но это обновленное изображение тигра на гербе Иркутска, хотя и было одобрено ученым советом Иркутского университета в феврале 1969 г., так и не стало официальным. Однако самое интересное произошло с иркутским гербом в начале 1990 х гг., когда, исправляя бюрократическую ошибку, изображению вернули прежнее название бабр развернули его на восток так осваивалась Сибирь и поместили на зеленое поле как было на первоначальном гербе но при этом не заменили бобра на тигра рис. 7 Таким образом, современный герб Иркутска сохранил ошибочное изображение бобра, которое теперь официально называется бабром тигром что еще больше запутывает иркутян и гостей города. Почему тигр Итак, историки единодушны на первом городском гербе изображен бабр тигр. Но почему именно он стал символом Иркутска и вошел в гербы других городов юго восточной окраины России Давайте еще раз обратимся к уже упоминавшейся Иркутской летописи Многие у нас разумеют сказанного бабра за бобра. Бобр известное земноводное животное Бабр сильный и лютый зверь, живет в жарких странах. Он иногда забегает в Сибирь из Китая. Шкура его светло желтоватого цвета с черно белыми поперечными полосками, с длинным хвостом. Этот зверь и изображен на гербе Иркутска 7 С бабром тигром знакомит нас и Словарь русского языка XI XVII вв. Зверь бабр величеством больше льва, а шерстью глиннаст, а шерсть ниска, а по нем полосы черные поперек, а губа, что у кота, и прыск котовый, а сам черевист, ноги коротки, а длиною долог, а голосом велик и страшен, ногти что у льва Описание бабра тигра можно найти в ряде исторических источников. Так, иркутский вице губернатор Н. Семивский в Новейших, любопытных и достоверных повествованиях о Восточной Сибири пишет Бабр большой, сильный и лютый зверь, имеющий хвост длинный и шерсть на шкуре своей светло желтоватого цвета с черно бурыми поперечными полосами, живущий в жарком климате в Китайских и других южных иностранных владениях, которого относят к роду тигров. Из китайских владений через границу иногда перебегают бабры в Иркутскую губернию, особенно бывают нередко Рис. 7. В начале 1990 х гг. изображению вернули прежнее название бабр развернули его на восток и поместили на зеленое поле как было на первоначальном гербе но при этом не заменили бобра на тигра Рис. 6. В начале 1960 х гг., накануне празднования юбилейной даты 300 летия основания Иркутска, столицы Восточной Сибири, герб с изображением бобра очистили от царской короны и сделали его символом города 18 1Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, 2. С. 174 184 ISSN 2500 2759 в краю Нерчинском, и случалось даже, что звероловы находили и убивали их неподалеку от Якутска 12 В Толковом словаре В. Даля находим Бабр м. сиб. зверь, равняющийся по лютости и силе льву тигр, полосатый, королевский, царский тигр, на Амуре лют, лютый, Felis Tigris он изредка появляется в Южной Сибири, в Кайсацкой степи, в Закавказье. Ученые ошибочно назвали бабром одного из барсов F. Unсia а географы, даже в иркутском гербе, переименовали его в бобра 13 О местном происхождении бабра тигра свидетельствуют находки ученика академика А Окладникова заведующего сектором истории и археологии Института истории, филологии и философии СО АН СССР В Ларичева в верхоленском поселении Малая Сыя, где среди многих наскальных рисунков обнаружены изображения тигра и пещерных львов кстати, на гербе Красноярска изображен лев Если открыть второй том фундаментального издания Отделения истории АН СССР, Института истории, филологии и философии СО АН СССР История Сибири то на цветной вкладке между страницами 304 и 305 также можно увидеть изображение бабра тигра 14 Конечно, сегодня трудно представить, что тигр обитал на обширных пространствах Восточной Сибири, в состав которой в те годы входили дальневосточные территории России. Однако архивные источники неопровержимо свидетельствуют об этом. Местные племена поклонялись бабру сибирскому тигру, хозяину здешней тайги. Гольды, орочоны, тунгусы, кочующие охотничьи племена Маньчжурии почитали тигра как существо высшего порядка, воздавали этому могучему зверю божественные почести, приносили ему в жертву часть своей охотничьей добычи. Об отношении человека и тигра очень хорошо рассказано писателем и путешественником В. Арсеньевым в его знаменитом произведении Дерсу Узала К началу XX в. тигр в Восточной Сибири был полностью уничтожен и сохранился только в Приморье рис. 8 Охотников привлекал красивый мех тигриная туша и отдельные органы использовались для приготовления лекарств от многих хронических заболеваний. Из усов, когтей и зубов делались дорогостоящие амулеты. Шкуры шли на полсти, теплую декоративную подстилку, вывешивались в меховых лавках. Особый спрос на тигров был в Китае, где стоимость туши взрослого зверя превышала стоимость 30 соболиных шкурок. Все это вело к бесконтрольному истреблению бабров. В читинском краеведческом музее им. А Кузнецова в качестве экспоната выставлено чучело тигра, обитавшего в Забайкалье рис. 10 Надо отметить, что в те годы в дальневосточных районах была полностью уничтожена так называемая морская корова, открытая еще во время второй Камчатской экспедиции В. Беринга. Из за своего уникального меха чуть было не исчез с лица Земли калан морская выдра некогда обитавший на тихоокеанском побережье. Подобная участь ждала и Рис. 8. Некогда обитавший на обширных пространствах востока России тигр к началу XX в. сохранился только в Приморье Источник Suha Derbent Shutterstoсk. URL https www.alamy.сom stoсk photo siberiantiger snow siberia.html Рис. 9. Второй символ иркутского герба соболь, олицетворяющий богатства Сибири. Популяция соболя тоже потребовала мер по сохранению и восстановлению. Для этого в начале XX в. был создан Баргузинский заповедник Источник пресс служба Заповедного Подлеморья URL https arigus.tv news item 123724 182 ISSN 2500 2759 Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 174 184 тигра, который к 1920 м гг. сохранился лишь в глухих уголках Приморья и Хабаровского края, где оставалось не более 20 25 особей. Абсурд, ошибка, злой умысел или невежество У любого, кто знакомится с историей иркутских гербов, возникает вопрос почему вдруг вопреки историческим фактам и здравому смыслу у города появился второй, ложный символ Почему именно бобер, а не бабр тигр получил в современной городской символике такое широкое хождение На этот счет существует несколько версий. Ошибка. Слова бабр и бобр похожи. Поэтому неудивительно, что при очередном переутверждении гербов в 1878 г. произошла путаница. На ошибку указывали многие историки и авторы. Например, профессор Ф. Кудрявцев, директор научной библиотеки Иркутского госуниверситета В.Либе. Даже В.Даль в своем знаменитом словаре говорит об ошибке, которая произошла с иркутским гербом. Необходимо отметить, что путаница в значении слов бабр и бобр случилась задолго до очередного переутверждения гербов. В Реестре зверям, какие есть в России размещенном в Полном собрании законов Российской империи 13 мая 1738 г. бабр был ошибочно назван бобром через о Бобры или леопарды. В Якутской и в Иркутской провинциях, и близ Селенгинска и китайской границы 2 Возможно, именно эта, более ранняя ошибка, вкравшаяся в официальный документ, и породила лавину всей дальнейшей неразберихи 2 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 10 1737 1739 Закон 758 1URL http nlr.ru e res law r searсh.php. вокруг иркутского символа. Скорей всего, при очередном переутверждении в 1878 г. составители гербов обратились за разъяснением именно к данному официальному, но не совсем точному реестру. Надо сказать, что путаница с изображениями на иркутском гербе была предсказана почти за 60 лет до его рокового переутверждения в 1878 г. Так, вице губернатор и гражданский губернатор Иркутска Н. Семивский в изданном в 18 17 г. трактате Новейшие, любопытные и достоверные повествования о Восточной Сибири предупреждал Бабр не бобр, и бобр не бабр Да послужит сие примечание к поправлению в типографских, может быть, ошибок в землеописаниях наших, в коих напечатано, что герб Иркутской губернии представляет бобра вместо бабра несущего в зубах соболя 12 Но предупреждению не вняли, возможность ошибки не была учтена. Поэтому в 1878 г. появился второй, черный герб, а в 196 1г. та же самая ошибка была еще раз официально закреплена. В результате череда мистификаций с иркутской символикой продолжается до сих пор. Злой умысел. Версию ошибки не разделяют радикальные патриоты. А если и разделяют, то считают это ошибкой преднамеренной, к которой причастны те силы, которые давно ведут Россию от одного потрясения к другому. Для этого пригодны все средства. В первую очередь пропаганда низменных страстей и извращенная символика. Оставим эту версию на совести тех, кто ее высказывает, поскольку существует еще одно оригинальное объяснение неразберихи, происходящей с гербом. Абсурд. Россия при всем своем могуществе и величии всегда была страной непредсказуемой и загадочной. Здесь происходили события, противоречащие здравому смыслу. Например, в течение прошлого столетия народ дважды своими руками до основания разрушал собственное государство. Столько же раз менялась государственная символика. А в октябре 1993 г. у России одновременно было даже два президента, каждый из которых издавал свои указы. На этом фоне история с несколькими иркутскими гербами кажется просто каплей, отражающей бушующий океан. Невежество. Это наиболее распространенная версия. По мнению ее сторонников, именно здесь лежат истоки многих наших бед, в том числе и путаница с иркутским гербом. Ведь не зря на Востоке говорят, что когда знание умирает, а память засыпает, то высвобождаются невежество и зло. Рис. 10. Выставленное в читинском краеведческом музее им. А Кузнецова в качестве экспоната чучело тигра, когда то обитавшего в Забайкалье 183 Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, 2. С. 174 184 ISSN 2500 2759 Итак, точка в истории с иркутским гербом до сих пор не поставлена. Но нужно ли ее ставить Есть мнение, что знание истории иркутского герба должно стать мерилом образованности, истинного патриотизма, своеобразным тестом на посвященность в городскую культуру. Это особенно важно сейчас, в период коренного реформирования образования, когда место человека в обществе определяется не столько уровнем его знаний и культуры, сколько величиной капитала. Пусть же Иркутск остается городом нескольких гербов, где каждый выберет себе свой символ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1Бабаева Т Государственная символика эстетические аспекты Т Бабаева Философия права. 2008. 3. с. 99 102. 2. Вилинбахов Г Государственная геральдика в России теория и практика дис. д ра ист. наук 07.00.09 Г Вилинбахов. Санкт Петербург, 2003. 105 с. 3. Ковров Т Геральдические традиции дореволюционной России в современных гербах субъектов Российской Федерации Т Ковров, А Корников Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2020. 1С. 56 66. 4. Цыкунов Г Малые города Иркутской области анализ социально экономического положения Г Цыкунов. DOI 10. 17 150 2308 2488.2020.2 80 96 Историко экономические исследования. 2020. Т. 2 С. 80 96. 5. Загоруйко М Земельные гербы в субъектах Российской Федерации М Загоруйко. Москва Изд во Моск. ун та, 20 14. 48 с. 6. Суходолов А К созданию теории средств массовой информации постановка задачи А Суходолов, М Рачков. DOI 10. 17 150 2308 6203.20 16.5 16 13 Вопросы теории и практики журналистики. 20 16. Т. 5, 1С. 6 13. 7. Пежемский П. Иркутская летопись П. Пежемский, В. Кротов. Иркутск, 19 4 18 с. 8. Сперансов Н Земельные гербы России XII XIX вв. Н Сперансов. Москва Сов. Россия, 1974. 197 с. 9. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи сост. П фон Винклер. Санкт Петербург, 1899. 224 с. 10. Суходолов А. Три герба Иркутска, или Кто такой бабр А. Суходолов Наука в Сибири. 1995. Янв. 2 С. 1Бабр Словарь русского языка XI XVII вв. под ред. С Бархударова. Москва Наука, 1975. Вып. 1А Б С. 62. 12. Семивский Н. Новейшие, любопытные и достоверные повествования о Восточной Сибири Н. Семивский. Санкт Петербург, 18 17. 13. Бабр Толковый словарь живого великорусского языка В. Даль. Санкт Петербург Рус. яз. Медиа, 2008. Т. 4. История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. ред. А Окладников, В Шунков. Ленинград Наука, 1968. REFERENсES 1Babaeva T State Symbols Aesthetiс Aspeсts. Filosofiya prava Philosophy of Law, 2008, no. 3, pp. 99 102. In Russian 2. Vilinbakhov G Gosudarstvennaya geral dika v Rossii teoriya i praktika. Dokt. Diss. National Heraldry in Russia Theory and Praсtiсe. Doсt. Diss Saint Petersburg, 2003. 105 p. 3. Kovrov T Kornikov A Heraldiс Traditions of Pre Revolutionary Russia in Modern сoats of Arms of the Subjeсts of the Russian Federation. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki Ivanovo State University Bulletin. Series The Humanities, 2020, no. 1pp. 56 66. In Russian 4. Tsykunov G Little Towns of the Irkutsk Region Analysis of Soсio Eсonomiс Situation. Istoriko ekonomiсheskie issledovaniya Journal of Eсonomiс History History of Eсonomiсs, 2020, vol. 2 1no. 1pp. 80 96. DOI 10. 17 150 2308 2488.2020.2 80 96. In Russian 5. Zagoruiko M Zemel nye gerby v sub ektakh Rossiiskoi Federatsii The Lands сoats of Arms in the Federal Subjeсts of Russian Lomonosov Mosсow State University Publ., 20 14. 48 p. 6. Sukhodolov A Raсhkov M To сreate a Theory of the Media Statement of the Problem. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki Theoretiсal and Praсtiсal Issues of Journalism, 20 16, vol. 5, no. 1pp. 6 13. DOI 10. 17 150 2308 6203.20 16.5 16 13. In Russian 7. Pezhems P., Krotov V. Irkutskaya letopis Annals of the сity of Irkutsk Irkutsk, 19 4 18 p. 8. Speransov N Zemel nye gerby Rossii XII XIX vv. сoats of Arms of the Regions in Russia in the 12th 19th сentury Mosсow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1974. 197 р. 9. Vinkler P fon ed Gerby gorodov, gubernii, oblastei i posadov Rossiiskoi imperii сoats of Arms of сities, Governorates, Regions and Settlements in the Russian Empire Saint Petersburg, 1899. 224 р. 10. Sukhodolov A. Three сoats of Arms of Irkutsk or What is Babr. Nauka v Sibiri, 1995, January, no. 2, pp. In Russian Babr. In Barkhudarov S ed Slovar russkogo yazyka XI XVII vv. Diсtionary of the Russian Language of the th 17th сentury Mosсow, Nauka Publ, 1975, iss. 1A B рр. 62. In Russian 184 ISSN 2500 2759 Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 174 184 Информация об авторах Суходолов Александр Петрович профессор, научный руководитель, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e mail sсienсe bgu.ru. Атанов Андрей Алексеевич доктор философских наук, профессор, директор Института культуры, социальных коммуникаций и информационных технологий, заведующий кафедрой философии, искусствознания и журналистики, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e mail AtanovAA bgu.ru. Колесникова Алина Витальевна руководитель, Школа молодых ученых, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e mail alinal2020 mail.ru. Для цитирования Суходолов А Социокультурные аспекты городской геральдики история символики города Иркутска А Суходолов, А Атанов, А Колесникова. DOI 10. 17 150 2500 2759.2020.30 2 174 184 Известия Байкальского государственного университета. 2020. Т. 30, 2. С. 174 184. Authors Alexander P. Sukhodolov Professor, University Head of Researсh, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e mail sсienсe bgu.ru. Andrei A. Atanov D.Sс. in Philosophy, Professor, Direсtor of the Institute of сulture, Soсial сommuniсations and Information Teсhnology, Head of the Department of Philosophy, Art Studies and Journalism, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e mail AtanovAA bgu.ru. Alina V. Kolesnikova Head, Sсhool of Young Researсhers, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e mail alinal2020 mail.ru. For сitation Sukhodolov A Atanov A Kolesnikova A Soсioсultural Aspeсts of сity s Heraldry History of the Symbols of the сity of Irkutsk. Izvestiya Baikal skogo gosudarstvennogo universiteta Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 2, pp. 174 184. DOI 10. 17 150 2500 2759.2020.30 2 174 184. In Russian Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Суходолов А.П., Атанов А.А., Колесникова А.В. Социокультурные аспекты городской геральдики: история символики города Иркутска (2020)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
| © 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
| Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
| Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. | ||

