К вопросу о типах ранговых корон муниципальных образований официальная концепция Геральдического совета при Президенте Россий-ской Федерации
В Интернете на сервере geraldika.ru редактор сервера Юрий Росич размещена информация о том, что 24 марта 2005 года Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации утверждены типы ранго-вых корон муниципальных образований с иллюстрированным перечнем муниципальных корон достоинства, гербы с которыми допускаются к реги-страции в Государственном геральдическом регистре РФ.
Текст, названный Типы ранговых корон муниципальных образова-ний официальная концепция Геральдического совета при Президенте РФ вызывает ряд вопросов, прежде всего с точки зрения геральдико-правовых норм. Для того, чтобы попытаться понять, о чем все же идет речь в данном тексте, названном концепцией, мы приведем весь текст и иллюстрированный перечень муниципальных корон полностью. Иллюстрированный перечень муниципальных корон достоинства, гербы с которыми допускаются к регистрации в Государственном гераль-дическом регистре РФ. Представленные ниже типы ранговых корон муни-ципальных образований были утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 24 марта 2005 г. Эта концепция замес-тила прежнюю, действовавшую в 2002-2005 и пересмотренную в связи с началом реформы системы местного самоуправления. 1
О муниципальных коронах
Корона в геральдике не символ строя, а обозначение статуса и дос-тоинства. В муниципальной геральдике широко употребляются короны, отражающие статус городов, районов и т.п.
Для городов традиционно используются так называемые башенные короны. Особые типы корон установлены для районов и сельских поселе-ний.
Действующая ныне система корон введена в 2005 году и отражает особенности сегодняшнего самоуправления в России.
Муниципалитет вправе пользоваться короной лишь в соответствии со своим рангом и статусом.
Корона является вполне официальным, но факультативным эле-ментом герба, т.е. она может включаться или не включаться в герб по усмотрению его хозяев органов местного самоуправления даже если корона включена в герб, геральдика допускает изображение герба в со-кращенном виде - без короны.
Для определения права муниципального образования на тот или иной венец следует соотнести тип населенного пункта или территории с учетом его статуса в историческом прошлом и местом в иерархии муници-пальных образований с текстами под рисунками корон геральдическое описание соответствующей короны выделено жирным шрифтом. Первый верхний уровень муниципального самоуправления от-ражается наличием у короны пяти зубцов, второй нижний уровень - наличием трех зубцов. Особые статусные дополнения
- для корон административных центров столиц субъектов Федера-ции - лавровый венок, окружающий корону по обручу. На практике допус-кается также использование только венка - без соответствующей статус-ной короны.
- для корон административных центров муниципальных районов - гладкий обруч-околыш с рельефными орнаментальными бортиками по-мещается поверх собственного обруча соответствующей короны
Если центром субъекта Федерации или муниципального района оказывается сельское поселение - оно также вправе дополнить свою трех-зубую корону соответствующим венком или обручем с бортиками
Типы ранговых корон муниципальных образований
I. Муниципальные образования первого уровня
I Городской округ - золотая башенная корона о пяти видимых зуб-цах
Рис. 1
I а Городской округ - административный центр субъекта РФ золо-тая башенная корона о пяти видимых зубцах, дополненная лавровым вен-ком того же металла
Рис. 2
I Муниципальный район - золотая корона о пяти видимых заост-ренных зубцах
Рис 3. Основной тип
Рис. 4. Допустимый тип
II. Муниципальные образования второго уровня II Городское поселение - золотая башенная корона о трех види-мых зубцах
Рис. 5
II а Городское поселение - административный центр субъекта РФ - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная лавро-вым венком того же металла
Рис. 6
II б Городское поселение - административный центр муниципаль-ного района - золотая башенная корона о трех видимых зубцах, допол-ненная гладким обручем с рельефными орнаментальными бортиками
Рис. 7
II Сельское поселение - золотая корона о трех видимых заострен-ных зубцах
Рис. 8. Основной тип
Рис. 9. Допустимый тип
II Внутригородская территория города федерального подчинения муниципальное образование на территории гг. Москва и Санкт-Петербург - золотая башенная корона без зубцов
Рис. 10
Мы рассмотрим предложенную концепцию в контексте ключевой ее фразы, которая гласит действующая ныне система корон отражает особенности сегодняшнего самоуправления в России Как следует из по-яснительной записки, Эта концепция заместила или заменила авт. прежнюю, действовавшую в 2002-2005 и пересмотренную в связи с нача-лом реформы системы местного самоуправления Мы не знаем, что пред-ставляла собой прежняя концепция заключаем это понятие в кавычки для того, чтобы читатель понимал, что речь идет о тексте, предложенном Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации и приве-денным полностью в начале нашего исследования авт. муниципальных корон и во исполнение какого нормативного акта она действовала. Поче-му срок действия прежней концепции был установлен кем на три года - тоже неясно. Справедливости ради необходимо отметить, что в те-чение указанных трех лет тема и региональных и муниципальных корон в геральдических кругах неоднократно обсуждалась, но так и не была при-нята.
Как следует из пояснительной записки к концепции в муници-пальной геральдике широко употребляются короны, отражающие статус городов, районов и т.п Верно, употребляются. Их внедряют в муници-пальные гербы некоторые геральдисты. А муниципальные образования по рекомендациям этих геральдистов устанавливают свои официальные сим-волы с коронами. Что из этой затеи выходит - мы рассмотрим ниже на конкретных примерах.
Вернемся к реформе местного самоуправления. Ее началом принято считать 2003 год - год принятия новой редакции Федерального закона Российской Федерации Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации Еще раньше, 18 апреля 2002 года вопрос об основных направлениях государственной политики в сфере ме-стного самоуправления был сформулирован в послании Президента Рос-сийской Федерации Федеральному Собранию. Еще раньше, в 2001 году, Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2001 года была об-разована Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государствен-ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само-управления. Председателем Комиссии назначен заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Д.Н.Козак. Именно эта комиссия, опираясь на предложения из регионов, детально проанализиро-вала практически каждый федеральный закон, затрагивающий те или иные функции разных уровней власти по предоставлению общественных услуг населению. Именно эта Комиссия разработала концепцию реформы местного самоуправления, основой которой явилось детальное регулиро-вание всех сторон муниципальной жизни. И именно эта концепция была утверждена Президентом Российской Федерации и стала основой нового законопроекта.
Совершенно ясно, что реформа местного самоуправления не являет-ся одномоментным событием. Официальное опубликование Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции далее Федеральный закон 131-ФЗ состоялось 8 октября 2003 года в Российской газете и, соответственно, с этого дня вступила в силу глава 12 Переходные положения А для того, чтобы местное самоуправ-ление начало свою работу в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ с 1 января 2006 года, необходимо было произвести ряд преобразова-ний, в том числе установить границы новых муниципальных образований, закрепить за ними муниципальное имущество, сформировать их органы, установить численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, уста-новить дату выборных должностных лиц муниципальных образований. И многое другое. Следовательно, говорить о начале реформы местного са-моуправлении в 2005 году вряд ли уместно.
В пояснительной записке применяются понятия система местного самоуправления концепция достоинство ранг статус кото-рые в контексте нашей темы требуют уточнений и пояснений. Представ-ляется необходимым, прежде всего, уточнить понятие система местного самоуправления поскольку понятия местное самоуправление и сис-тема местного самоуправления зачастую понимаются и соответственно трактуются как одинаковые.
В Федеральном законе 131-ФЗ дается нормативное определение местного самоуправления и представляет собой ключевое определение, как для комментируемого Федерального закона, так и для всех других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а равно иных правовых актов о местном самоуправлении. Местное самоуправле-ние в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Рос-сийской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непо-средственно и или через органы местного самоуправления вопросов ме-стного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций Из этого определения вытекает следующее об-стоятельство имеется в виду самостоятельная деятельность населения, но не вообще населения или граждан, а населения соответствующего му-ниципального образования, граждан, проживающих на соответствующей территории и именно в силу этого обстоятельства имеющих общие инте-ресы, позволяющие квалифицировать эту группу граждан как местное сообщество, и реализующих свое право осуществления местного само-управления. Таким образом, местное самоуправление - одна из форм де-мократии.
Понятие система от греч. Systema целое подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенных упо-рядоченных связях и образуют в силу этого некоторую целостность. Тер-мин система местного самоуправления в Конституции Российской Феде-рации не используется. Вместе с тем, если мы говорим о единстве законо-мерно связанных между собой элементов, то элементами системы местно-го самоуправления можно назвать а формы осуществления местного са-моуправления непосредственно жителями муниципального образования б деятельность органов местного самоуправления в инициативные фор-мы участия жителей в местном самоуправлении г деятельность муници-пальных служащих. В этом использование данного термина представляет-ся вполне уместным. На самом же деле в Российской Федерации прово-дится реформа не системы местного самоуправления, а собственно мест-ного самоуправления, поскольку речь идет об общих принципах организа-ции местного самоуправления - это ясно и из названия закона, и из самого понятия местного самоуправления, закрепленного в статье 1 Федерально-го закона 131-ФЗ.
Рассматривая заявленную Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации концепцию мы должны все же уяснить, что оз-начает данное понятие. А чтобы иметь представление о том, что такое концепция как документ и каким нормативным правовым актом концепция устанавливается, мы рассмотрим некоторые примеры.
Итак, концепция от лат. сonсeptio - понимание, система как система воззрения о каком-либо предмете Даль употребляется для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в каком-либо виде деятель-ности БСЭ В Российской Федерации существуют такие концепции как
- концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности 2
- концепция внешней политики Российской Федерации - система взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России 3
- концепция социально-экономического развития Российской Феде-рации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлени-ях и средствах реализации этих целей 4
- концепция создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения - определяет правовые, социальные, организационно-технические и фи-нансово-экономические основы введения в Российской Федерации пас-портно-визовых документов, содержащих биометрические данные их вла-дельцев 5
- концепция развития национальной системы стандартизации при проведении работ в области технического регулирования 6
- концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах 7
- концепция государственной национальной политики Российской Федерации система современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти в сфере национальных от-ношений. 8
Таким образом, можем сделать вывод, что концепция есть мощная теоретическая база для разработки механизмов реализации какой-либо цели. Из изложенного материала совершенно ясно, что концепция закреп-ляется нормативным актом и только при этом обстоятельстве принятии органами государственной власти правового акта концепция может жить. Предлагаемый же нам средствами Интернета материал по муници-пальным коронам не может рассматриваться как концепция, поскольку не имеет под собой ни исторической основы, ни юридической проработки. И дальнейшее наше рассмотрение предложенного материала только под-твердит наши слова.
Рассмотрим теперь, что означает понятие статус в контексте пояс-нительного текста к концепции Понятие статус от лат. status - со-стояние, положение в юридической литературе означает правовое поло-жение гражданина либо юридического лица. О знаках, выделяющих инди-видуумов, занимающих особое место в социальной системе, которые могут быть названы ранговыми знаками, пишет в своей диссертации в виде на-учного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук Государственная геральдика в России теория и практика государствен-ный герольдмейстер Г.В.Вилинбахов. 9
Что касается достоинства, которое по концепции обозначает коро-на, то данное понятие в российском законодательстве применяется к лич-ности, а не к опосредованной вещи. Под достоинством личности понима-ется осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Досто-инство личности определяется не столько самооценкой субъекта, сколько совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его ре-путацию в обществе благоразумие, нравственные данные, уровень зна-ний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п Охрана достоинства личности гражданина является одним из про-явлений государственного обеспечения личной неприкосновенности, что закреплено в статье 21 главного документа нашей страны - Конституции Российской Федерации. 10 Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограни-чения неприкосновенности личной жизни граждан.
Само слово корона от лат. сorona венец обозначает драгоценный головной убор, знак монаршего достоинства. И прежде всего это голов-ной уборъ или наголовье, служащее признакомъ известной власти и фор-мою своею, определяющее зваyнiе, санъ и титулъ того лица которому принадлежитъ 11 С древнейших времен корона являлась признаком высшего священного сана и первоначально состояла из венца обруча или диадемы, сделанных из драгоценного металла. Таким образом, своим происхождением короны обязаны венкам или венцам, разновидностью которых они, собственно и являются. В 1857 году бароном Кене были со-ставлены правила украшения гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов, получившие 7 мая, 4 и 16 июля того же года высочай-шее утверждение. 12 В их числе были и башенные или городские коро-ны, которые указывали на ранг города, его историческое значение и ко-личество проживающих в не жителей.
Таким образом, короны стали обязательною принадлежностью гер-бов городов в силу Высочайшего повеления. В транскрипции на современ-ный юридический язык это означает, что включение муниципальной коро-ны в композицию муниципального герба являлось легитимным, т.е. закон-ным. Можем ли мы сегодня говорить о легитимности или законности му-ниципальных и корон, предложенной Геральдическим советом при Прези-денте Российской Федерации громко названной концепция Нет, не мо-жем. По той простой причине, что данный документ не соответствует принципу законности, т.е. строгому соблюдению и исполнению законов, а также изданных в соответствии с этими законами иных правовых актов, принятых в порядке, установленном законодательством. Иными словами, концепция только тогда станет легитимной, когда будет издан правовой акт - официальный письменный документ, содержащий нормы права или предписания.
Те обстоятельства, что концепция не отражает действительной си-туации территориальной организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации, составлена в нарушение законодательства Российской Федерации но при этом активно внедряется в жизнь, свидетельствует лишь о незаконности концепции и некомпетентности ее разработчиков. Мы рассмотрим эти обстоятельства ниже на конкретных примерах. Но вернемся к пояснительному тексту концепции Основная идея, зало-женная в концепции посвящена ранговым коронам это явствует из названия концепции А что же такое ранг Ранг в переводе с фр. rang, dignit - чин, степень можно определить как соотношение чинов по стар-шинству, последовательность чинопроизводства. О консульском ранге указывается в Налоговом кодексе Российской Федерации ст. 215 13 о дипломатических рангах прописано в Федеральном законе от 27.05.2003 58-ФЗ ред. от 2003 О системе государственной службы Россий-ской Федерации 14 о рангах военных кораблях говорится в Федераль-ном конституционном законе от 20.12.2001 1-ФКЗ О государственном флаге Российской Федерации 15 о капитанах 1 ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации прописано в статье 42 Воинские должно-сти Федерального закона от 28.03.1998 53-ФЗ ред. от 04.05.2006 О воинской обязанности и военной службе 16 в Федеральном законе от 31.05.1996 61-ФЗ ред. от 26.12.2005 Об обороне 17 и др.
Что же такое типы ранговых корон и каким нормативным актом они установлены Федеральный закон 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Этим же законом определены муниципальные образования - сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутриго-родская территория города федерального значения. Кроме этого муници-пальными образованиями со статусом городской округ являются закры-тые административно-территориальные образования и наукограды. И ни для одного из вышеуказанных муниципальных образований ни Федераль-ным законом, ни соответствующими законами субъектов Российской Феде-рации не установлены так называемые ранги и не закреплены уровни муниципальных образований первый-второй, верхний-нижний.
Однако, учитывая, что данная концепция помещена в Интернете, а значит, к этому ресурсу имеют доступ все желающие, мы, в целях право-вого регулирования складывающейся в Российской Федерации гербовой практики, рассмотрим предложенную концепцию дабы понять причи-ны, послужившие созданию данного труда, и предположить политические, юридические, финансовые и моральные последствия применения этого труда.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в концепции применен термин самоуправление Однако эти термины - самоуправление и местное самоуправление - разные понятия. Самоуправление - это общая категория. Термин самоуправление в общественных науках не имеет вполне точного и единого научного значения и определения. В разных странах и разными авторами он понимался и понимается различно.
В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даются следующие значения самоуправления 1 то же, что автономия 2 внутреннее, свои-ми собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе В.И.Даль под самоуправлением понимает управу самим собою, знание и строгое исполнение долга своего а также участие и помощь каждого в охранении порядка без пособия участия - авт. прави-тельства Практически во всех странах мира есть понятия, адекватные русскому значению слова самоуправление Так, в английском языке - self govemment - собственное управление собой в немецком - selbstverwa g - самостоятельное управление во французском терми-ну местное самоуправление соответствует понятие deсentralisation - децентрализация.
Это отступление к семантическому смыслу термина самоуправле-ние приведено нами именно для того, чтобы объяснить - использовать знакомые на слух термины следует очень аккуратно. Что касается особен-ностей местного самоуправления, то главная его особенность это терри-ториальная организация.
Итак, рассмотрим муниципальные образования первого верхне-го уровня, к которым концепцией отнесены городское округа и муни-ципальные районы. Этим муниципальным образования Геральдический совет при Президенте Российской Федерации далее Геральдический совет установил золотые башенные короны о пяти видимых зубцах. Сразу же возникает вопрос, какой нормативный акт послужил основанием для придания городским округам и муниципальным образованиям статуса пер-вого уровня Если мы обратимся к Федеральному закону 131-ФЗ о ме-стном самоуправлении, то в отличие от ранее действующего Федерально-го Закона 154-ФЗ в новом законе введены новые принципы территори-альной организации местного самоуправления, предусматривающие фор-мирование муниципальных образований на двух территориальных уров-нях первом - в поселениях и втором в муниципальных районах, с закре-плением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопро-сов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Таким образом, мы подчеркиваем, что с точки зрения орга-низации местного самоуправлению именно поселение, городское или сельское, является первым уровнем. Следовательно, отнесение в кон-цепции городского округа и муниципального района к первому уровню неверно по определению муниципальное самоуправление выстраивается снизу, с ТОСов, с поселений, как потенциальная возможность населения, как правило, мелких населенных пунктов реализовать свое право на само-стоятельное решение вопросов местного значения, что зависит исключи-тельно от активности самого населения.
Если все же говорить о концепции, а вернее о подходах к проблеме муниципальной коронизации в условиях, когда тысячи, десятки тысяч муниципальных образований не только не имеют своих официальных сим-волов, но и не представляют, как к этой проблеме подступиться, то преж-де всего необходимо тщательнейшим образом изучить историю вопроса с тем, чтобы выработать объективные критерии, на основании которых классифицировать короны. Но это не сделано.
ГОРОДСКИЕ ОКРУГА
Городским округам, которые являются городские поселения, не вхо-дящие в состав муниципального района 18 концепцией предложена золотая башенная корона о пяти видимых зубцах рис. 1 При этом адми-нистративные центры субъектов Российской Федерации, являющиеся так-же городскими округами, выделены в отдельную подкатегорию рис. 2 В этом был бы смысл, если бы всем остальным городским округам, которые мы рассмотрим ниже, были бы предложены короны в соответствии с зако-нодательством Российской Федерации. Но чтобы это сделать, необходимо проанализировать законодательство Российской Федерации. Вместо этого концепция a priori разделила все городские округа России на две части, не учитывая при этом нормы статей 79, 80, 81 и 82 Федерального закона 131-ФЗ. Отметим для ясности, что статья 79 устанавливает особенно-сти организации местного самоуправления в субъектах Российской Феде-рации - городах федерального значения Москве 19 и Санкт-Петербурге, 20 в статье 80 указывается, что особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образова-ниях устанавливаются федеральным законом 21 статья 81 определяет, что особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом, 22 и статья 82 говорит от осо-бенностях осуществления местного самоуправления на приграничных тер-риториях, устанавливающихся федеральным законом, определяющим ре-жим приграничной территории. 23
Рассмотрим теперь, какова на самом деле ситуация по городским ок-ругам в Российской Федерации. Помимо административных центров субъ-ектов России, законодательством Российской Федерации статус городских округов установлен следующим административно-территориальным еди-ницам
- районам например Артемовскому, Артинскому, Ачитскому, Белояр-скому, Богдановичскому, Верхнесалдинскому, Нижнетуринскому, Гагарин-склму, Ирбитсклму, Каменскому, Красноуфимскому, Невьянскому, Новоля-линскому, Сысертскому и др. районам Свердловской области
- городам областного подчинения например, городу Кинешма Ива-новской области
- городам-героям например, городам Волгоград, Мурманск
- городам районного подчинения например, городу Камызяк Камы-зякского района Астраханской области
- закрытым административно-территориальным образованиям ЗАТО например, городам Мирный Архангельской области, Краснознаменск Мос-ковской области, поселкам Восход, Молодежный Московской области
- наукоградам например, городу Обнинску Калужской области
- городским поселениям например, городу Дудинка
- поселкам например, поселкам Верх-Нейвинский, Староуткинск, Рефтинский Свердловской области, поселкам Восход, Молодежный Мос-ковской области
- рабочим поселкам например, рабочим поселкам Кольцово Новоси-бирской области, Верхнее Дуброво, Малышева Свердловской области
- городам-курортам например, городам Геленджик, Сочи Краснодар-ского края
- уездам например, Верхотурскому уезду Свердловской области
Как видно из приведенного списка, городскими округами являются различные административно-территориальные единицы, имеющие в свою очередь свои особенности так, среди городов областного подчинениям есть и наукограды, и ЗАТО, и города-курорты среди ЗАТО есть и науко-грады, и поселки, и поселки городского типа. Среди поселков есть ЗАТО. И т.д. Приведенные ниже некоторые примеры установления муниципаль-ных корон в гербах округов ярко демонстрируют несовершенство предло-женной Концепции
Рис. 11. Герб города Кинешма Ивановской области
Так, герб городского округа Кинешма рис. 11 Ивановской области, утвержденный решением Кинешемской городской Думы от 23.11.2004 58 323 государственная регистрация 1705 венчает золотая башенная корона. 24
Герб города Ишим Тюменской области рис. 12 утвержденный ре-шением городской Думы г. Ишима от 26.02.2004 248, увенчан золотой башенной короной о трех зубцах государственная регистрация 1393
Рис. 12. Герб города Ишим Тюменской области
Однако, законом Тюменской области Тюменской области от 05.11.2004 263 Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, го-родского округа и сельского поселения город Тюмень является город-ским округом. 25 Следовательно, корона должна быть о пяти зубцах
Герб города Нижняя Салда Свердловской области рис. 13 утвер-жден решением Думы МО город Нижняя Салда 90 2 от 24.04.2003.
Рис. 13. Герб города Нижняя Салда Свердловской области
Его щит увенчан золотой башенной короной о трех зубцах государ-ственная регистрация 1233 Однако, законом Свердловской области от 21.07.2004 41-ОЗ Об установлении границ муниципального образова-ния город Нижняя Салда и наделении его статусом городского округа муниципальное образование город Нижняя Салда наделено статусом го-родского округа. Следовательно, герб должна венчать корона о пяти зуб-цах
Необходимо отметить, что практически все гербы муниципальных образований Свердловской области внесены с Государственный геральди-ческий регистр Российской Федерации с коронами. В этом ряду можно назвать Ачитский, Каменский, Новолялинский, Пригородный, Шалинский районы, Нижняя Тура и Нижнетуринского района, Тавда и Тавдинский район сегодня муниципальное образование Тавдинский район наделено статусом городского округа города Верхняя Салда, Волчанск, Камышлов, Карпинск, Кировград, Краснотуринск, Кушва, Среднеуральск, Серов, Севе-роуральск, поселок Верх-Нейвинский
Рис. 14. Герб ЗАТО поселка Свободный Свердловской области
Герб ЗАТО поселка Свободный Свердловской области рис. 14 ут-вержден решением поселковой Думы ЗАТО Свободный от 06.10.2003 6 государственная регистрация 1338 Его герб венчает золотая корона о двух зубцах Однако Законом Российской Федерации О закрытом ад-министративно-территориальном образовании правовой статус закрытого административно-территориального образования установлен это город-ской округ. Из этого вытекает, что герб ЗАТО Свободный должна венчать корона о пяти зубцах а венчает ее корона с двумя зубцами, корой нет в концепции
Представленные рисунки гербов и реквизиты нормативных правовых актов к ним убедительно доказывают непроработанность концепции ее несоответствие с законодательством Российской Федерации. И таких при-меров множество.
Есть и другие примеры. В геральдическом описании герба рабочего поселка наукограда Кольцово Новосибирской области, утвержденного решением двадцать первой сессии Кольцовского поселкового Совета де-путатов Новосибирского района Новосибирской области второго созыва от 24 марта 2004 года и внесенного в Государственный геральдический ре-гистр Российской Федерации 1854 авторы герба А.Ю. Журавков, А.В. Кошелев установлено, что щит может быть увенчан серебряной двух-зубцовой башенной короной 26 Однако рабочий поселок Кольцово является городским округом 27 и по концепции должен быть увенчан золотой пятизубцовой короной, а не серебряной двухзубцовой.
Рассмотрим следующие примеры. В Положениях о гербе города Вичу-га Ивановской области, 28 Фурмановского муниципального района Ива-новской области, 29 городского поселения Волоколамск Московской об-ласти 30 государственная регистрация 1789 Сковородинского му-ниципального района Амурской области 31 и в других положениях о гер-бе, зафиксировано следующее Герб может воспроизводиться со ста-тусной короной установленного образца. Версия герба со статусной тер-риториальной короной применяется после утверждения Государственным геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации соответ-ствующего законодательного закрепления порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон 32 Автор включения данной нормы в текст Положение о гербе явно не разбирается в законодательстве, и в частности в том, кто и на каком основании может устанавливать а не закреплять - авт. порядок использования а не включения авт. статусных территориальных корон. Обращает на себя внимание и термин статусных - он не соответствует концепции установившей типы корон. Даже в этом несоответствии терминов прослеживается некомпетентность разработчиков.
Но и то еще не все. 29 июля 2006 года ответственный секретарь Ге-ральдического совета при Российской Федерации Г.В.Калашников в городе Волоколамск вручал, по случаю празднования дня города, свидетельства о государственной регистрации гербов и флагов городского поселения Во-локоламск и Волоколамского муниципального района. И каково же было наше удивление, когда автору данной статьи из района сообщили, что районный герб на свидетельстве венчает корона. И такое свидетельство с грубейшими нормативными нарушениями с ответственностью вручает ответственный секретарь Геральдического совета при Президенте Россий-ской Федерации.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ
Для корон административных центров столиц субъектов Федерации концепция предложила золотую башенную корону о пяти видимых зуб-цах, дополненную лавровым венком того же металла Рис. 2 В пояснении к этой короне говорится На практике допускается также использование только венка - без соответствующей статусной короны Из этого следует, что корона с лавровым венком это не единое целое, предназначенное для центра субъекта Федерации. Более того, вызывает удивление и во-прос что означает на практике допускается использование только вен-ка На практике, как известно, реализуются нормы закона о гербе субъ-екта Федерации, им же - законом и установленные. Как можно на практи-ке использовать не саму корону с дополнением, а только одно дополне-ние, каковым является венок Полный абсурд.
Далее мы рассмотрим, какие короны используют административные центры некоторых центров субъектов Российской Федерации в своих гер-бах.
Герб города Владикавказ рис. 15 восстановлен 12 июля 1994 года.
Рис. 15. Герб Владикавказа
Щит увенчан большой царской короной с крестом и обрамлен венком из дубовых веток с золотистыми листьями, перевитыми муаровой лентой голубого цвета.
Рис. 16. Герб Йошкар-Олы
Герб Йошкар-Олы рис. 16 утвержден решением городского собра-ния депутатов от 29.10.2005.
Рис. 17. Герб Чебоксар
Щит герба города Чебоксары рис. 17 герб утверждён в июне 2001 года городским собранием депутатов Чебоксар увенчан естественными фигурами - тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми окаймленными золотом звездами и обрамлен симметричным декоратив-ным стилизованным орнаментальным мотивом Хмель
Герб города Казани рис. 18 утвержденный решением от 24.12.2004 государственная регистрация 1700 увенчан царским венцом Ка-занской шапкой 33 Как соотнести этот факт нормативного установле-ния Казанской шапки в гербе городского округа Казани с предложенной концепцией короной о пяти зубцах
Рис. 18. Герб Казани
Герб города Краснодар рис. 19 утвержден решением от 07.07.2005 70 п государственная регистрация 1929 Как следует из гераль-дического описания герба Щит увенчан золотой башенной короной с пятью видимыми зубцами, окруженной по обручу золотым лавровым вен-ком 34 Чтобы убедиться в том, что разработчики реконструкции герба нарушают концепцию повторим, что в концепции про лавровый ве-нок для городского округа - административного центра субъекта РФ напи-сано следующее корона дополненная лавровым венком того же ме-талла Как ясно из текста, обруч в предложенной концепции не упо-нимается.
Герб города Красноярск рис. 20 утвержден решением Красноярско-го городского Совета от 19.09.2004 3-37. Согласно Положению о гербе города Красноярска Геральдический щит увенчан золотой пятибашенной статусной короной центра субъекта Российской Федерации. На рисунке герб Красноярска венчает корона без лаврового венка, который предна-значен для городских округов, являющихся административными центрами субъектов Федерации. Может быть не та окружная корона и не явля-ется нарушением, но тогда встает вопрос а зачем нужна концепция если ее можно трактовать так вольно
Рис. 19. Герб Краснодара
Рис. 20. Герб Красноярска
Положение о большом и среднем гербах города Вологда рис. 21, 22 принято 5 июня 1997 года. Проекты разработал О. Свириденко. Наруше-ния и федерального законодательства и концепции видны невооружен-ным глазом.
Рис. 21. Большой герб Вологды
Рис. 22. Средний герб Вологды
Герб города Воронежа рис. 23 утвержден постановлением Админи-страции города Воронежа от 19.07.1994 550 Об утверждении герба города Воронежа
Герб Петропавловска-Камчатского рис. 24 был утвержден а точнее переутвержден исторический герб 1913 года 16 декабря 1993 года По-становлением градоначальника 3513 города Петропавловска-Камчатского А.К.Дудникова. Щит герба украшен золотою башенною коро-ною о трех зубцах. Город жил с этим гербом до 2005 года. Но в 2005 году, в связи с наделением его статусом городского округа на сессии Петропав-ловск-Камчатской Городской Думы рассматривался вопрос необходимости восстановления в использовании в качестве главного официального сим-вола - герба Петропавловск-Камчатского городского округа - историческо-го герба города Петропавловска, Камчатской области, утвержденного 26 апреля 1913 года Императором Российской Империи Николаем II закон 39264 Герб был послан на геральдическую экспертизу, результатом которой явилось сообщение от государственного герольдмейстера о том, что сохранение прежнего герба с перекрещенными за щитом якорями не-возможно. Однако, геральдический совет, учитывая настойчивое желание градоначальника Петропавловска сохранить якоря как символ морского города, предложил перенести якоря в подножие герба, а по бокам размес-тить так называемых щитодержателей. Значит, возможно, если желать настойчиво. О короне в ответе ничего не сказано. Вскоре мы увидим герб города Петропавловск-Камчатского.
Рис. 23. Герб Воронежа
Рис. 24. Герб Петропавловск-Камчатского
Герб города Курган рис. 25 Курганская городская Дума дополнила короной решением от 30.12.2002 173 О дополнении герба города Кур-гана муниципальной короной государственная регистрация 699 Как следует из текста решения большой герб города Кургана утвержден В целях сохранения и приумножения исторических традиций и геральдиче-ского достояния города Кургана, более полной реализации прав на симво-лическое знаковое оформление органов городского самоуправления, указания на достоинство и значение города как административного центра Курганской области, на основании рекомендаций Геральдического совета при Президенте РФ и с учетом положений ст. 7 Закона Курганской об-ласти О гербе и флаге Курганской области
Чтобы понять весь фарс, приведем полный текст пояснения автора герба Д.Иванова, размещенного в Интернете Дополнение от Дмитрия Иванова исполнительный секретарь национального института герба и флага, автор герба и флага города Кургана С появление в гербе Курга-на короны муниципального достоинства власти города Кургана исчерпали способы совершенствования герба к нему больше просто нечего доба-вить, - поэтому работу над гербом Кургана можно считать полностью за-вершенной. Принятие этого решения 30 декабря можно считать новогод-ним чудом я прислал свое предложение о дополнении герба мэру города утром, а уже через пять часов Дума приняла решение. Причиной явного успеха, которым завершилась работа над гербом Кургана, является конст-руктивная позиция, занятая властями города они удержались от того, чтобы превратить обсуждение герба в предмет политических спекуляций или демонстрацию некомпетентной вкусовщины. Мэрия и Дума довери-лись профессиональной помощи Геральдического совета и не прогадали. Официальный символ Кургана превосходит аналогичные знаки урало-сибирских регионов и их центров по всем параметрам напомню, что. на-пример, в гербе Екатеринбурга, нет ни короны, ни девиза. Герб Перми скромно увенчан только княжеской шапкой, а герб Челябинской области не имеет щитодержателей исключительное право на них имеют сегодня только регионы и их центры Большие гербы Тюменской, Свердловской и даже Курганской областей вообще остаются фальшивыми с точки зрения геральдических норм два последних вообще украшены унизительными для них атрибутами предстояния перед имперской властью, что совер-шенно неприлично в гербе субъекта федерации, обладающего гораздо большими правами, чем губерния имперской России У меня нет сомнений в том, что Геральдический совет без промедлений зарегистрирует полный герб Кургана еще на стадии подготовки проекта я согласовал его с экс-пертами Геральдического совета. В ближайшие дни федеральный гераль-дический орган получит полный пакет документов об учрежденных в 2002 году курганских символах и атрибутах, среди которых не только полный герб, но и знаки почетного гражданина города, депутата Курганской го-родской Думы, а также должностной знак мэра города. Надеюсь, ответ федерального геральдического органа не заставит себя долго ждать Источник Дмитрий Иванов Комментарии, как говорится, излишни.
Герб города Читы рис. 26 утвержден решением Думы городского округа город Чита от 24.10.2002 211 О принятии положения о гербе города Чита 35 Как следует из статьи 2 указанного положения Герб выполнен на геральдическом щите, являющемся точной копией щита гер-ба Забайкальской области, утвержденного в 1859 году, административным центром которого является город Чита. В золотом поле восьмиконечный палисад, червленый с зеленью, сопровождаемый вверху червленою буй-воловою головою с серебряными глазами и языком. Щит увенчан золотою башенною с тремя зубцами короною и окружен двумя золотыми колосья-ми, соединенными Александровской лентою
Рис. 25. Герб Кургана
Рис. 26. Герб Читы
Герб Нижнего Новгорода рис. 27 утвержден в 2005 году перерисо-ван Е.Комаровским Однако в Статье 3 Символы города Устава уста-новлен исторический герб Нижнего Новгорода, учрежденный 16 августа 1781 года В белом поле красный олень, рога и копыта черные 36 Из этого следует, что принятие герба Нижнего Новгорода с пятизубцовой короной противоречит главному муниципальному нормативному правово-му акту.
Герб города Новосибирска рис. 28 утвержден решением городского Совет Новосибирска от 23.06.2004 410 О гербе и флаге города Ново-сибирска 37 Приводим выдержку из описания герба Новосибирска Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых трехконечных зубцах На представленном рисунке корона не соответствует рисунку короны, предложенной концепцией поскольку в концепции указана корона без трехконечных зубцов, а также в короне отсутствует лавровый венок.
Рис. 27. Герб Нижнего Новгородa
Рис. 28. Герб Новосибирска
Герб города Ростов-на-Дону рис. 29 утвержден в 1996 году решени-ем городской Думы от 3 декабря 1996 года 267 городской Думы. В опи-сании герба установлено, что Щит обрамлен дубовым венком, перевитым красной лентой. Поверх щита расположена корона 38 Вид короны не указан, однако это царская корона образца 1857 года корона
Герб города Рязани рис. 30 утвержден решением Рязанского город-ского Совета от 17.05.2001 г. 183 Об утверждении положения о гербе муниципального образования - город Рязань, положения о флаге муници-пального образования - город Рязань 39 В 2000 году в композицию герба над щитом была добавлена шапка Мономаха. А в 2002 году был раз-работан и утвержден полный вариант герба города автор художник М. Шелковенко Согласно пункту 2 вышеуказанного положения герб увенчан Шапкой Мономаха.
Рис. 29. Герб Ростова-на-Дону
Рис. 30. Герб Рязани
Герб города Самары рис. 31 утвержден решением Самарской город-ской Думы от 26 ноября 1998 г. 187 Об утверждении положения О гербе города Самары Как следует из геральдического описания щит гер-ба увенчан золотой императорской короной.
Герб проекта города Екатеринбурга рис. 32 увенчан пятизубцовой короной автор - Д.Иванов, одобрен Геральдическим советом
Рис. 31. Герб города Самары
Рис. 32. Герб Екатеринбурга
Герб города Тюмени рис. 33 утвержден решением Тюменской го-родской Думы от 28.04.2005 196 О гербе и флаге города Тюмени в трех вариантах - этого не имеет даже Тюменская область. Согласно опи-санию герба Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, до-полненной внизу золотым лавровым венком
Герб Ярославля рис. 34 утвержден решением муниципалитета г. Ярославля от 23.08.1995 35 О гербе города Ярославля с двумя раз-личными формулировками в положении о гербе города Ярославля при-ложение 1 к решению записано над геральдическим щитом изображе-ние шапки Мономаха а в описании герба города Ярославля приложение 2 к решению геральдический щит увенчан изображением шапки Моно-маха Подобные несоответствия являются нарушением законодательной техники.
Необходимо отметить, что в решении закреплена очень правильная норма, которая гласит Официальное использование герба в сокращен-ном виде устанавливается с момента вступления в силу настоящего реше-ния, в полном виде с момента вступления в силу соответствующего пра-вового акта Российской Федерации, регулирующего вопросы включения геральдических шапок и корон в городские гербы.
Рис. 33. Герб Тюмени
Рис. 34. Герб Ярославля
Таким образом, представленный материал ярко демонстрирует, что центры субъектов Федерации в основном самостоятельно устанавливают короны для своих гербов. Многие города давно используют в делопроиз-водстве различные носители с воспроизведением на них изображений своих гербов. Следовательно, предложенный вариант муниципальной ко-роны для столиц субъектов Российской Федерации не может быть приме-нен.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ
Завершает верхний ряд муниципальный район, которому предна-значена золотая корона о пяти видимых заостренных зубцах рис. 3, 4 Муниципальные районы тоже имеют свои особенности, связанные с их столицами - административными центрами и, следовательно, есть смысл их рассмотреть. В субъектах Российской Федерации региональными законами установлены следующие административные центры муници-пальных районов
- города например, город Павловский Посад административный центр Павлово-Посадского муниципального района Московской области
- рабочие поселки например, рабочий поселок Каргаполье - админи-стративный центр Каргапольского муниципального района Курганской области, рабочий поселок Ермишь - административный центр Ермишин-ского муниципального районв Рязанской области
- поселки городского типа например, поселок городского типа Вур-нары - административный центр Вурнарского муниципального района Рес-публики Чувашия
- поселки например, поселок Кадый - административный центр Ка-дыйского муниципального района Костромской области
- села например, село Аббатское - административный центр Абат-ског муниципального района
- станицы например, станица Багаевская - административный центр Багаевского муниципального района Ростовской области
- слободы например, слобода Родионово-Несветайская - админист-ративный центр Родионово-Несветайского муниципального района Ростов-ской области
Как же муниципальным районам делить один вид короны Какую ко-рону должен иметь герб Коломенского муниципального района Москов-ской области, административным центром которого является самостоя-тельный городской округ Коломна, ведь городскому округу и муниципаль-ному району предписаны разные типы корон, хоть и о пяти зубцах Или какую корону возможно установить для герба муниципального образова-ния, административным центром которого является городское поселение трехзубцовую или пятизубцовую Или какую корону должен иметь герб национального улуса района - административно-территориальное обра-зование в составе Республики Саха Якутия наделенное дополнительным статусом национальный
Рассмотрим некоторые примеры установления и применения муници-пальными образованиями корон.
Герб Туапсинского района Краснодарского края рис. 35 утвержден решением Туапсинского районного Совета депутатов от 30.05.2003 173 государственная регистрация 1811
Как следует из информации Д.Иванова г. Екатеринбург проект гер-ба Шадринского района Свердловской области рис. 36 утвержден Шад-ринской районной Думой в первом чтении 27 августа 2003 года. Полно-стью процедура утверждения еще не завершена, возможны изменения как в рисунке, так и в описании герба. На рисунке мы видим корону о трех зубцах.
Щит герба Вельского муниципального района Архангельской обасти рис. 37 утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования Вельский район от 14.12.2005 143, увенчан муници-пальной короной золотой территориальной короной о пяти зубцах уста-новленного образца
Щит герба Сивинского района Пермского края рис. 38 утвержден-ного решением Земского собрания Сивинского муниципального района от 26.01.2006 5, увенчан геральдической короной достоинства золотой о пяти остроконечных зубцах приличествующей статусу муниципального района
Рис. 35. Герб Туапсинского района Краснодарского края
Рис. 36. Герб Шадринского района Свердловской области
Рис. 37. Герб Вельского муниципального района
Рис. 38. Герб Сивинского района Пермского края
Как видно из представленных рисунков, одни районы устанавливали трехзубцовые короны, доверяясь специалистам-геральдистам, другие, позже пятизубцовые, доверяясь все тем же специалистам-геральдистам. И при этом неясно - как же сопоставить корону о пяти видимых зубцах, предложенную для муниципального района с короной о трех видимых зубцах, предложенную для городского поселения административного центра муниципального района Какую корону все же включать в компо-зицию герба
ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
Предложенные концепцией типы корон для муниципальных обра-зований второго нижнего уровня - городских и сельских поселений, второй уровень особенно интересны. Как следует из пояснительного текста к коронам рис. 6, 7 городскому поселению, являющемуся адми-нистративным центром субъекта Российской Федерации положена золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная лавровым венком того же металла, а городскому поселению, являющемуся административ-ным центром муниципального района положена золотая башенная корона о трех видимых зубцах, дополненная гладким обручем с рельефными ор-наментальными бортиками. Эти предписания не могут быть исполнены по той причине, что городское поселение это в основном вновь образо-ванное самостоятельное муниципальное образование со своим уставом, административным центром, территорией, вопросами местного значения и пр. И чтобы показать невозможность исполнения данного предписания, назовем лишь две причины первая административные центры субъек-тов Российской Федерации установлены конституциями и уставами субъ-ектов Российской Федерации и это знает каждый. Вторая - чтобы город-ское поселение стало административным центром субъекта Федерации или муниципального образования, необходимо провести специальную процедуру, установленную федеральным законодательством, и ее органи-зация и проведение требуют немалых средств.
Теперь мы рассмотрим, какие административно-территориальные единицы в Российской Федерации установлены в качестве центров город-ских поселений
- города например, город Люберцы - административный центр го-родского поселения Люберцы Московской области
- рабочие поселки например, рабочий поселок Маслянино - админи-стративный центр городского поселения Маслянино Новосибирской
- поселки городского типа например, поселок городского типа Бу-инск Буинское сельское поселение Республики Чувашия с административ-ным центром в
- поселки например, поселок Сусаннино - административный центр городского поселения Сусаннино
- села например, село Малаховка - административный центр город-ского поселения Малаховка Московской области
СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
Сельским поселениям концепцией предложена золотая корона о трех видимых заостренных зубцах двух видов основного и допустимого рис. 8, 9 также не учитывающей, что сельские поселения в Российской Федерации, имеющие де-юре равный статус, все же различны и по ко-личеству жителей, и по территории, и по социально-экономическим пока-зателям и пр. И среди сельских поселений также существует градация по их административным центрам. Законодательством Российской Федерации установлены следующие административные центры сельских поселений
- поселки например, поселок Сосновый Бор - административный центр Сосновоборского сельского поселения Ульяновской области
- поселки сельского типа например, поселке сельского типа Курорт Озеро Медвежье - административный центр Курортного сельсовета Пе-туховского района Курганской области
- деревни например, деревня Борисовская - административный центр Благовещенского сельского поселения
- села например, село Малое Голоустное - административный центр Голоустненского сельского поселения Иркутской области
- слободы например, слобода Барило-Крепинская - административ-ный центр Барило-Крепинского сельского поселения Ростовской области
- станции например, станция Аламбай - административный центр Аламбайского сельсовета Алтайского края
- станицы например, станица Буденовская - административный центр Буденновского сельского поселения Ростовской области
- хутора например, хутор Артамошкин - административный центр Донского сельского поселения Ростовской области
Что касается коронации городских и сельских поселений, то мы приведем следующие примеры. Герб города Аксай Ростовской области, ныне являющийся городским поселением и одновременно центром Аксай-ского муниципального района утвержден решением районного Собрания депутатов Аксайского района 16.06.2004 года. Как следует из положения о гербе Щит увенчан серебряной башенной короной о трех зубцах. Корона, венчающая щит, является геральдической короной достоинства, приличе-ствующей городу не наделенному собственным самоуправлением в со-ставе района муниципального образования, административным центром которого он этот город является С одной стороны город Аксай, не имевший до декабря 2004 года статус муниципального образования, не мог иметь герба. Все заверения о том, что город, как крупная администра-тивная единица может иметь свой герб безосновательны. С другой сто-роны непонятно, как город Аксай, наделенный статусом городского посе-ления 40 свою серебряную образца 2004 года корону будет менять Ка-ковы правовые механизмы изменения вида короны, венчающей герб ее цвета, количества зубцов
Или герб Аксайского района Ростовской области, также утвержден-ный в 2004 году, щит которого увенчан золотой территориальной коро-ной о трех остроконечных зубцах. Корона, венчающая щит, является ге-ральдической короной достоинства, приличествующей Аксайскому району как муниципальному образованию Вновь возникает вопрос как исправ-лять то положение, при котором герб Аксайского района с трехзубцовой короной используется повсеместно И просчитывал ли кто-нибудь финан-совую сторону этого вопроса Ответить на это можно, мол, герб не имеет государственной регистрации. Да, возможно. Хороший ответ. Но кто в этом виноват - не та ли служба, специально для этого воссозданная, ведь герб-то живет.
Следовательно, и здесь можно было бы разработать различные ва-рианты корон. Но предвидение разработчиков концепции продвину-лось дальше, и если центром субъекта Федерации или муниципального района оказывается сельское поселение - оно также вправе дополнить свою трехзубую корону соответствующим венком или обручем с бортика-ми Подобное не поддается никакому обоснованию. Сельское поселение не может оказаться центром ни субъекта Федерации, ни муниципально-го района по той простой причине, что сельское поселение - это самостоя-тельное муниципальное образование со своим административным цен-тром, территорией и пр., о чем мы уже писали выше. Да и как, например сельское поселение Угорская волость Калужской области с администра-тивным центром в деревне Никольское может оказаться центром субъ-екта Федерации Например, Санкт-Петербурга.
ВНУТРИГОРОДСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИ-НЕНИЯ
Что касается внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, то муниципальным образованиям указанных субъектов Федерации концепцией предлагается золотая ба-шенная корона без зубцов рис. 10 Однако, и здесь существует своя гра-дация. Если в Москве установлены 125 муниципальных образований на-пример, муниципальное образование Алтуфьевское 41 то в Санкт-Петербурге вся территория города разграничена на 18 районов, являю-щихся административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга, в которых свою деятельность осуществляют исполнительные органы госу-дарственной власти Санкт-Петербурга, то есть администрации районов. С точки зрения территориальной организации местного самоуправления в городе установлены следующие внутригородские муниципальные образо-вания
- муниципальные округа с наименованиями например, муниципаль-ный округ Коломна, муниципальный округ Дворцовый округ
- муниципальные округа с номерами например, муниципальный ок-руг 4, муниципальный округ 57
- города например, город Красное Село, город Сестрорецк
- поселки например, поселок Стрельна, поселок Усть-Ижора
Законодатели Москвы, устанавливая правовые, территориальные и финансово-экономические основы местного самоуправления, государст-венные гарантии его реализации, четко зафиксировали, что муниципаль-ные образования города Москвы регистрируют свою символику в соответ-ствии с федеральными законами и законами города Москвы. 42 Не фе-деральным законодательством, как общепринято, а именно федеральными законами. Это очень важная норма, которую мы полностью поддержива-ем. Именно эта норма не позволяет муниципальным образованиям города Москвы украшать гербы муниципальными коронами. Будет принят феде-ральный закон, устанавливающий геральдическое обеспечение муници-пальных образований, тогда и муниципальная корона будет легитимна. В этом и есть смысл законности, о которой мы говорили выше.
Рассмотрим теперь, какие короны утверждают муниципальные обра-зования Санкт-Петербурга. Герб герба муниципального образования горо-да Красное Село Санкт-Петербурга Рис. 39 увенчан золотой башенной короной о трех видимых зубцах. 43
Город Пушкин рис. 40 в прошлом носил имя Царское Село. Еще Петр I на месте финской деревни Саари-моис построил деревянный дво-рец и подарил своей супруге Екатерине. Позже за селом закрепилось на-звание Саарское, затем Благовещенское по наименованию построенной в нем церкви в XVIII веке - Царское Село. Город был центром уезда Санкт-Петербургской губернии. Герб Царского Села как императорской резиден-ции был утвержден 12 марта 1831 года. В 2001 году постановлением го-родского Совета депутатов от 15 марта 2001 года герб переутвержден как герб города Пушкина. Щит было решено увенчать императорской короной.
Герб муниципального округа Пискаревка Санкт-Петербурга рис. 41. утвержден постановлением Муниципального совета муниципального обра-зования муниципальный округ Пискаревка от 05.12.2005 83. Согласно Положению о гербе щит увенчан золотой башенной короной без зубцов.
Рис. 39. Герб муниципального образования города Красное Село Санкт-Петербурга
Рис. 40. Герб города Пушкин
Рис. 41. Герб муниципального округа Пискаревка
Из представленных рисунков гербов внутригородских территорий го-рода Санкт-Петербурга явствует, что короны устанавливаются произволь-но.
Результатами нашего рассмотрения концепции муниципальных ко-рон являются следующие выводы
- система корон, предложенная Геральдическим советом при Прези-денте Российской Федерации НЕ ОТРАЖАЕТ особенности территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации, но и про-тиворечит общему стилю современного российского правового мышления
- неопределенность юридической природы данного документа усу-губляет ситуацию тем, что выходит за рамки, установленные Федераль-ным законом и, следовательно, не способна ранговой коронацией муни-ципальных образований адекватно отражать законодательно закреплен-ный статус муниципальных образований Российской Федерации
- концепции устанавливает сортность муниципальных образова-ний, что с точки зрения права не может иметь место.
И последнее. В пояснительном тексте к концепции написано Ко-рона является вполне официальным, но факультативным элементом герба, т.е. она может включаться или не включаться в герб по усмотре-нию его хозяев органов местного самоуправления даже если корона включена в герб, геральдика допускает изображение герба в сокращенном виде - без короны Такое вольное обращение к короне, да и к самому гербу недопустимо, поскольку не имеет под собой юридических основа-ний. Прежде всего, герб устанавливается в качестве официального симво-ла муниципального образования, а не органов местного самоуправления, которые относятся к формам народовластия. И, следовательно, обладате-лями, а не хозяевами герба употребление слова хозяева некорректно являются не только органы местного самоуправления. Далее, непонятен термин герб в сокращенном виде Концепцией установлено, что ко-рона является факультативным, т.е. возможным, необязательным элемен-том герба. Однако из этой установки получается, что с факультативным элементом герб считается полным, а без него сокращенным. Но, в какой части, позвольте узнать, герб сократили по Далю сокращать укоротить, уменьшить А вот если нормативным правовым актом установлена норма, которая обязана к исполнению, то даже если не допускать ни право, ни геральдика. О геральдике как о научной дисциплине пишет в своей диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени докто-ра исторических наук государственный герольдмейстер Г.Вилинбахов. 44 Так давайте же и относиться к геральдике как к науке, а не как к гераль-дической самодеятельности.
Р Пока эта статья готовилась к печати, в Интернете, на том же сервере geraldika.ru 7 июля 2006 года появился новый, в очередной раз измененный материал по муниципальным коронам, утвержденный Гераль-дическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года. Без комментариев
Источники и примечания
1. Здесь и далее текст курсив в кавычках означает прямое цитирование текста и документов. Стилистика сохранена.
2. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 27 Собрание законо-дательства Российской Федерации. 10.01.2000, 2. Ст. 170.
3. Российская газета. 133. 11.07.2000.
4. Федеральный закон от 20.07.1995 115-ФЗ с изм. от 09.07.1999 О государст-венном прогнозировании и программах социально-экономического развития Рос-сийской Федерации Российская газета. 143. 26.07.1995.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.03.2005 277-р О концепции создания государственной системы изготовления, оформления и контро-ля паспортно-визовых документов нового поколения Собрание законодательства Российской Федерации. 21.03.2005. 12, Ст. 1068.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.02.2006 266-р О концепции развития национальной системы стандартизации Собрание законода-тельства Российской Федерации. 06.03.2006. 10. Ст. 1129.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 1789-р О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 го-дах Собрание законодательства Российской Федерации. 14.11.2005. 46. Ст. 4720.
8. Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 909 Об утверждении концепции государственной национальной политики Российской Федерации Концепция государственной национальной политики. М. 1997.
9. Вилинбахов Г.В. Государственная геральдика в России теория и практика. Дис-сертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора историче-ских наук. С-П. 2003.
10. Конституция Российской Федерации. Ст. 21.
11. П.фон-Винклеръ. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Гу-бернии. С-Петербургъ. 1899.
12. П.фон-Винклеръ. Там же.
13. Собрание законодательства Российской Федерации. 07.08.2000. 32. Ст. 3340.
14. Собрание законодательства Российской Федерации. 02.06.2003. 22. Ст. 2063.
15. Собрание законодательства Российской Федерации. 25.12.2000. 52.
16. Собрание законодательства Российской Федерации. 30.03.1998. 13. Ст. 1475.
17. Собрание законодательства Российской Федерации. 03.06.1996. 23. Ст. 2750.
18. См. Федеральный закон 131-ФЗ. Ст
19. Закон г. Москвы от 15.10.2003 59 ред. от 22.06.2005 О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве Ведомости Московской городской Думы. 10 Ст. 266 19.11.2003.
20. Закон Санкт-Петербурга от 25.07.2005 411-68 О территориальном устройст-ве Санкт-Петербурга Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 8, 29.08.2005 Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 11. 21.11.2005.
21. Закон Российской Федерации от 14.07.1992 3297-1 ред. от 10.01.2006 О закрытом административно-территориальном образовании Собрание законода-тельства Российской Федерации. 16.01.2006 Российская газета. 17.01.2006.
22. Федеральный закон от 07.04.1999 70-ФЗ О статусе наукограда Россий-ской Федерации
23. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 4730-1 ред. от 15.06.2006 О государственной границе Российской Федерации Российская газета. 29.06.2006.
24. Закон Ивановской области от 29.09.2004 124-ОЗ О муниципальных районах и городских округах Собрание законодательства Ивановской области. 19 253 15.10.2004.
25. См. Тюменская область сегодня. 213, 12.11.2004 Тюменские известия 239 240. 12.11.2004.
26. Положение о гербе муниципального образования р.п. Кольцово Новосибирского района Новосибирской области.
27. Закон Новосибирской области от 02.06.2004 200-ОЗ ред. от 11.10.2004, с изм. от 09.12.2005 О статусе и границах муниципальных образований Новосибир-ской области Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов. 2004.
28. Герб города Вичуги Ивановской области утвержден решением городской Думы г. Вичуги от 22.03.2005 279.
29. Герб Фурмановского муниципального района Ивановской области утвержден решением Фурмановского районного Совета от 29.05.2006 93.
30. Герб городского поселения Волоколамск Московской области утвержден реше-нием Совета депутатов городского поселения Волоколамск от 20.06.2006 г. 48 11.
31. Герб Сковородинского муниципального района Амурской области утвержден решением районного Совета народных депутатов от 21.07.2006 300.
32. См., напр. Положение о гербе городского поселения Волоколамск.
33. см. Гербы современной России справочник М., 2005. С. 52.
34. См. Официальная символика Кубани. Краснодар, 2006. С. 31.
35. Положение О гербе городского округа город Чита в ред. решений Читин-ской городской Думы от 29.05.2003 122 от 24.03.2005 45 Первоначальный текст документа опубликован в издании Читинское обозрение 46. 2003.
36. Устав города Нижнего Новгорода. Принят постановлением Городской Думы от 23.11.2005 91. Зарегистрирован ГУ Минюстиции России по Приволжскому феде-ральному округу 29.12.2005. Регистрационный номер ru523030002005001.
37. Вечерний Новосибирск. 136. 20.07.2004.
38. Устав города Ростова-на-Дону ред. от 11.04.2005 Принят решением Ростов-ской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 211.
39. Рязанские ведомости. 104. 31.05.2001.
40. См. Областной закон Ростовской области от 27.12.2004 240-ЗС Об установ-лении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Аксайский район и муниципальных образований в его составе
41. Закон города Москвы от 15.10.2003 59 О наименованиях и границах внутри-городских муниципальных образований в городе Москве в ред. закона г. Москвы от 22.06.2005 2.
42. Закон города Москвы от 06.11.2002 56 Об организации местного самоуправ-ления в городе Москве в ред. законов г. Москвы от 12.03.2003 16 от 14.05.2003 25 от 31.05.2006 22
43. Утвержден постановлением муниципального Совета муниципального образова-ния г. Красное Село от 27.06.03. 61-II-7 1 Внесен в Государственный геральди-ческий регистр РФ с присвоением регистрационного номера 130 Протокол 17 от 03.10.2003 Герб города Рыбное Рязанской области имеет тот же регистрационный номер.
44. См. Вилинбахов Г.В. Государственная геральдика в России теория и практика. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исто-рических наук. С П., 2003. 105 с. Туник Галина Александровна