В 1911 году Петр Иванович Белавенец, один из крупнейших российских специалистов по вексиллологии, в контексте работы Высочайше учрежденного при Министерстве
юстиции Особого совещания для выяснения вопроса о русских государственных национальных цветах его возглавлял товарищ министра юстиции А. Н. Веревкин членом которого он был, издал Книгу о флагах Карла Алярда, которая была переведена на русский язык еще в начале XVIII века. Карл Алярд, а вернее Карел Аллард 1648 1709 был известным голландским картографом и географом. Его сочинение называлось Новое
голландское корабельное строение и представляло собой руководство для кораблестроителей. В нем же были помещены описания и изображения морских флагов разных стран.
Книга была издана в Амстердаме в 1705 году. В переводе на русский язык она увидела свет
в 1709 году. В этом же году в Киеве была напечатана большая таблица с изображениями
всех флагов из книги Алярда, но с некоторыми изменениями. П. И. Белавенец переиздал Книгу о флагах со своими комментариями, уделив особенное внимание информации
о русских флагах, в ней представленной, что вполне объяснимо в связи с дискуссиями
о национальных российских цветах и российском флаге, которые велись в начале XX века.
Однако книга Алларда интересна не только описанием и изображением русских флагов. В ней представлены флаги всего мира, и наряду с европейскими, имеются сведения
и о восточных флагах. Так, среди флагов восточных стран Аллард представил флаги
турецкие, алжирские, тунисский, батавский Джакарта бантамский султанат Бантам
на Яве китайский, нанкинский, два татарских и Морландии муринский то есть марокканский Этими флагами вексиллологический раздел книги Алларда и завершается.
Среди восточных флагов привлекают внимание два татарских. Они описаны следующим образом.
Первый Флаг цесаря от Тартарии, желтой с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом драконом. Е. П. великим змием с василисковым хвостом 1 На рисунке
изображен флаг с золотым полотнищем и черным драконом со стреловидным хвостом,
стоящим на четырех лапах и обращенным в левую геральдическую сторону. Флаг назван
флагом Татарского Цесара то есть татарского императора.
Второй Другой татарской флаг, желтой с черною совою, у которой перси груди.
Е. П. желтоваты 2 На рисунке изображен флаг с золотым полотнищем, на котором
изображена черная сова ил. 1
Итак, Тартария, или Татария представлена в книге Алларда сразу двумя флагами.
Оба они имеют одинаковое цветовое решение это черные фигуры на золотом полотнище. При этом первый флаг именуется флагом императора Тартарии, то есть государя, а другой просто татарским При
этом примечательно, что сова имеет желтоватую грудь.
Как известно, Тартарией именовались
восточные страны, подчиненные власти
монгольского великого хана императора Ясно, в таком случае, что флаг цесаря и есть флаг монгольского императора,
а флаг Тартарии флаг государства. Поскольку монгольские великие ханы были
императорами Китая, то, возможно, символ дракона мог быть заимствован из китайской культуры, поскольку дракон был
традиционным императорским символом
в Китае. Хотя в книге Алларда представлены иные китайские флаги, можно думать,
что флаг цесаря Тартарии абсолютная
условность, и относится к фантазийным, воображаемым флагам. Иногда можно встретить некое сопоставление флага императора Тартарии с гербом Казанского царства,
на котором был изображен василиск, но сам характер обоих изображений совершенно различен, и поэтому предполагать их какое-либо взаимное влияние представляется
явной натяжкой. Разумеется, что казанский василиск есть продукт русской эмблематики XVI века, в то время как флаг с драконом результат некоего осмысления восточной
символики западноевропейскими авторами. Излишне говорить, что на знаменах монголо-татар никаких драконов, как и сов, не зафиксировано.
Интересно, впрочем, что на самом деле первое издание книги Алларда было опубликовано в Амстердаме не в 1705, а в 1695 году. Следовательно, информация о флагах,
в том числе и татарских может относиться к более раннему времени. По-видимому, именно из книги Алларда она была заимствована и другими авторами, писавшими
на рубеже XVII XVIII веков. Так, в Историческом и политическом словаре Сьерпа де Фриза 1700 года Великая Татария обозначается корабельным флагом с совой само изображение, впрочем, в книге отсутствует 3 В Морском словаре Николя Обена 1702 напротив, представлен рисунок только одного флага императора Тартар и Китая с изображением черного дракона на золотом поле ил. 2 4 В книге по геральдике
Дж. Рудольфи 1718 представлены рисунки обоих флагов, но флагом Великого хана
Тартарии назван флаг с совой, а флаг с драконом обозначен как просто тартарский 5
Во французском издании Искусство строить корабли представляющем собой компиляцию из разных голландских трудов, в том числе книги Алларда 1719 описаны
и изображены оба флага императора Тартар и Китая и другой тартарский то есть
с драконом и с совой6 При этом у черной совы показана более светлая грудь. Во французском издании книги Жака ван ден Кьебома, посвященной морским флагам 1737
мы встречаем ту же самую информацию книга в целом повторяет раздел о флагах
предыдущего вышеупомянутого труда ил. 3 7 При этом, что характерно, во всех случаях указывается бледно-желтая грудь совы так называемого изабеллового цвета хотя
и не всегда ясно она изображается на рисунках.
Итак, сова на татарском флаге в конце
XVII первой половине XVIII века широко распространенный символ в европейских вексиллологических справочниках. Известны ли какие-то объяснения
этой эмблемы
Во Всемирной географии французского ученого Пьера Дюваля, первое издание которой увидело свет в 1658 году на протяжении второй половины XVII века было опубликовано по меньшей мере
шесть ее изданий приводится изображение герба Империи Тартарии с изображением черной совы в золотом поле щита цвет ее груди не указывается специально ил. 4 Эта эмблема объясняется следующим образом Сова у них то есть у жителей
Тартарии в большом почете, так как Чингиз, один из их правителей, был спасен с помощью этой птицы 8 Иными словами, Дюваль указывает на культ совы у монголов
и приводит объяснение этому. Однако, как кажется, в собственно монгольских источниках подобной легенды о Чингисхане и сове не обнаруживается.
Ил. 2. Флаг императора Тартар и Китая
Из Aubin N. Diсtionaire de marine сontenant
les termes de la navigation et de l arсhiteсture
navale. Amsterdam, 1702
Ил. 3. Флаги Тартарии. Из Kieboom J. van den. La сonnoissanсe des pavi ns ou bannieres
que la pl part des nations arborent en mer La Haye, 1737
Ил. 4. Герб Империи Тартарии
Из Duval P. La G ographie universelle.
Paris, 1676. Vol. 1
Ил. 5. Герб Малой Тартарии.
Из Duval P. La G ographie universelle.
Paris, 1676. Vol. 1
У того же Дюваля, возможно, находится и объяснение тартарского флага с драконом. Во втором томе его труда содержится описание так называемой Малой Тартарии,
которая охватывает территорию Крыма и Причерноморья, то есть Крымского ханства.
Герб этой Малой Тартарии выглядит как три черных грифона с красным вооружением клювы и лапы в золотом поле9 При этом грифоны изображены стоящими ил. 5
Возможно, именно эти грифоны и послужили прототипом дракона на фантазийном
флаге императора Тартарии
Как бы то ни было, герб Тартарии с совой зафиксирован и в других источниках
XVII XVIII веков. Так, например, на звездном глобусе профессора Йенского университета математика и астронома Э. Вайгеля тартарская сова заменила собой созвездие Южная Гидра 1688 Вайгель предпринял масштабную реформу звездного неба,
заменив традиционные созвездия геральдическими эмблемами разных стран, включив
в их состав и сову10. При этом сова располагалась в непосредственной близости от символа Турции Полумесяца, который должен был помещаться на месте традиционного
созвездия Корабль Арго. Это расположение в Южном полушарии звездного неба для
символов мусульманских стран тоже, разумеется, нельзя считать случайным.
Ил. 6. Герб Тартарии на карте
Иоганна Баптиста Хоманна до 1723 года
Ил. 7. Герб Тартарии на карте
Николя де Фера 1737 года
На рисунке голландского художника XVIII века Яна ван Гревенброка из коллекции Музея Коррер в Венеции изображен условный портрет Марко Поло в татарском
костюме, сопровождаемый двумя гербами гербом с совой и родовым гербом фамилии
Поло не вполне точно изображенном
Примечательно также, что герб с совой встречается и на географических картах.
Так, на Карте Великой Руссии, Черного моря и Малой Тартарии Иоганна Баптиста
Хоманна, изданной в Нюрнберге не позднее 1723 года, представлены герб России с двуглавым орлом в верхней части картуша а также золотой щит с черной совой внизу
обозначающий таким образом Тартарию ил. 6 На карте Николя де Фера 1737 среди
других гербов показан и герб Тартарии черная сова в золотом щите ил. 7 Показательно, впрочем, что во всех этих геральдических изображениях туловище совы полностью черное, и никакой светло-желтой груди у нее нет в отличие от описаний флагов
Возможно, самым первым случаем сопряжения Тартарии с совой является карта Антония Вида, датирующаяся временем около 1537 года гравюра Ф. Гогенберга 1570
Здесь картуш с легендой украшен изображениями нескольких птиц, а центральное место принадлежит сидящей ушастой сове ил. 8 Это еще не герб, а всего лишь декоративное украшение карты Тартарии, но оно чрезвычайно показательно.
Представляется, что соотнесение Тартарии с эмблемой совы формируется в западноевропейской традиции по крайней мере с XVI века. Возможно, это связано с сопряжением символа совы, как ночного животного, с Тартаром, царством мрака, с которым
традиционно ассоциировали татар ставших известными европейцам еще в XIII веке.
Затем изображение совы во второй половине XVII века становится гербом Тартарии.
и объясняется какой-то связью совы с образом Чингисхана возможно, мифической
В конце же XVII века черная сова на золотом поле стала помещаться на фантазийных
флагах Тартарии, дополнив вексиллологический комплекс восточных флагов, где также присутствовал и флаг императора Татар, великого хана, с изображением дракона.
В этом качестве черная сова на золотом поле стала обычным обозначением Тартарии
и в воображаемой геральдике XVII XVIII веков, и в столь же воображаемой вексиллологии. Почему, впрочем, возникло указание на светло-желтую грудь совы, нуждается,
видимо, в отдельном исследовании.
1 Книга о флагах Сочинение Карла Алярда.
СПб., 1911. С. 87.
2 Там же.
3 Vries S. de. De Doorlughtige Weereld. Amsterdam, 1700. P. 504.
4 Aubin N. Diсtionaire de marine сontenant les
termes de la navigation et de l arсhiteсture navale. Amsterdam, 1702. 86.
5 Rudolphi J. A. Neu vermehrte Heraldiсa-сuriosa Franсkfurth und Leipzig, 1718. P. 161.
6 Witsen N., Eyk с. van, A rd с. L art de b tir les
vaisseaux Amsterdam, 1719. P. 21, 76.
7 Kieboom J. van den. La сonnoissanсe des pavi ns
ou bannieres que la pl part des nations arborent en mer La Haye, 1737. P. 25, 76.
8 Duval P. La G ographie universelle. Paris, 1676.
Vol. 1. P. 239.
9 Ibid. Vol. 2. Fig. 36. 10 Weigel E. сoelum heraldiсum, quod, rejeсta
struсturae veteris absurditate, сognitu tanto
faсilius, foedam paganorum ido atriam
in сhristianos huс usque redundantem, armis
Europ orum statuvvm supprimit Jena, 1688.
P. 30.