Пашков М.М.
К вопросу об атрибуции Портрета неизвестного Ж. Монье
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Историко-искусствоведческий портал "Монсальват" (www.monsalvat.globalfolio.net). Электронная публикация. 2014.
Аннотация: В экспозиции европейского искусства Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева хранится «Портрет неизвестного», традиционно приписываемый кисти французского художника 17-го века Жана Монье (Mosnier) (1600 – 1656). Практически единственным способом установить личность персонажа на портрете является геральдический, т. к. в правом верхнему углу картины изображен хорошо видимый герб, очевидно принадлежащий лицу, изображенному на портрете
Об авторе публикации/статьи:
Пашков Марк Михайлович (Челябинск) Эксперт Геральдической комиссии Московской области, эксперт форума «Геральдика.ру»
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пашкова М.М.в библиотеке найдено еще 16 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 4626 знаков (с пробелами)
Марк Пашков. К вопросу об атрибуции Портрета неизвестного Ж. Монье.
Историко искусствоведческий портал Монсальват
К вопросу об атрибуции Портрета
неизвестного Ж. Монье
В экспозиции европейского искусства Саратовского
государственного художественного музея им. А. Н. Радищева
хранится Портрет неизвестного традиционно
приписываемый кисти французского художника 17 го века
Жана Монье Mosnier 1600 1656 1
Практически единственным способом установить личность
персонажа на портрете является геральдический, т. к. в правом
верхнему углу картины изображен хорошо видимый герб,
очевидно принадлежащий лицу, изображенному на портрете.
В начале работы герб необходимо блазонировать, т. е. сделать
его описание согласно геральдическим правилам Щит разделен в форме вогнутого острия сhap ploy на
три части. В серебряном основании золотая пятиконечная
звезда ste maris По сторонам острия на черном и золотом
полях два обращенных друг к другу грифона переменных с
полями цветов. Корона муральная в виде стены с тремя
зубцами, украшенными рубинами. В нашлемнике между двух
рогов один наполовину черный, наполовину золотой, второй переменных с первым цветов восстающий наполовину
золотой грифон крылатый лев держащий в лапах,
охватывающих рог с обеих сторон, золотую пятиконечную
звезду. В каждом роге по грозди винограда червленого и
серебряного цветов. Намет золотой, подложен чернью.
Прежде всего необходимо определить титул изображенного на
картине персонажа. Здесь нет обычной дворянской короны,
показана муральная корона с тремя рубинами на трех башнях,
что позволяет усомниться в принадлежности персонажа к
французскому дворянству. Это может быть средневековая
корона свободного бюргерства, хотя может быть и
художественная вариация французской баронской короны.
Шлем не прописан полностью, он сливается с подложкой
намета, создается впечатление, что его вообще нет. Но видна
булла, что свидетельствует о праве на передачу герба
нисходящему прямому потомству по мужской линии, что
характерно как для дворянских гербов, так и для бюргерских.
Поэтому герб мог принадлежать как нетитулованному
дворянину, так и зажиточному горожанину.
Деление щита сhap ploy вогнутое острие нехарактерно для
гербов французской провинции середины 17 го в., оно
употребляется только в гербах религиозных организаций
кармелиток и доминиканцев или не обремененное никакими
Рисунок 1Портрет неизвестного
работы Ж. Монье.
Рисунок 2. Крупный план герба
на портрете.
|