Геральдическая комиссия при Губернаторе Тверской области
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Методические материалы для составления и использования
геральдических символов муниципальных образований Тверской области
Тверь, 20 13
Общая редакция
Л.В. Иванова руководитель аппарата Правительства Тверской области, председатель Геральдической комиссии при Губернаторе Тверской области
Составитель В.И. Лавренов кандидат исторических наук, доцент, член Ге ральдического Совета при Президенте Российской Федерации, заместитель пред седателя Геральдической комиссии при Губернаторе Тверской области
Исторические и правовые основания современной земельной
геральдики России традиции и новации
В геральдических символах издавна отражаются представления людей о ве ре, культуре, истории, свободе и достоинстве. Это базовые ценности общества, на которых оно устроено, и которые формируют политические и правовые систе мы, традиции и образ жизни. Сейчас трудно представить современную жизнь без гербов, флагов, наград, печатей, должностных знаков, знамён, форменной одеж ды, корпоративных и личных эмблем. Давно известно, что сущность государства, его политика, идеология и культура находят своё выражение в государственной символике, а особенности исторического развития территорий и земель отражены в региональных символах. Каждая область России имеет свои эмблемы и симво лы. Они украшают здания, помещаются на знамёнах, наградах, печатях, упоми наются в песнях, легендах и сказаниях. Символам территорий ставятся памятни ки, а даты законодательного оформления геральдических знаков отмечаются как региональные праздники. Символы с разных сторон представляют регион, делая его узнаваемым и запоминающимся для россиян и всего мирового сообщества.
Обычно мы называем символами самые выразительные и яркие произведе ния, созданные человеком, которые точно и кратко характеризуют что либо. Соб рание символов и эмблем представляет все пласты культурного наследия, объём которого может трактоваться довольно широко. Символами региона могут быть архитектурные сооружения и монументы, природные ландшафты и даты истори ческих событий, памятники искусства и литературные произведения.
Но самыми известными символами являются гербы и флаги. Среди всех символов именно они носят официальный характер, являются важными предста вительскими знаками и утверждаются специальными правовыми актами. Недаром более ста лет назад российский историк П.П. Винклер гербом называл символи ческое изображение, составленное на основании точных законов и утверждённое верховной властью Слово герб во многих славянских языках и наречиях упот ребляется в значении наследство а потому и само название этой смысловой эмблемы указывает на её наследственность и неизменяемость. Изучает гербы и составляющие их эмблемы древняя и таинственная наука геральдика. Её из давна считали энциклопедией всех известных к тому времени наук. В ней находи ли историю, изучающую происхождение и развитие знаков, а также философию, рассматривающую свойства эмблем. В геральдике узнавали теологию, объяс няющую таинство символов, и юриспруденцию, определяющую права на пользо вание гербом. В ней замечали геометрию, описывающую различные фигуры и их расположение. В геральдике отражалась география, указывающая названия стран и городов. Наконец, в геральдике видели свою грамматику, разъясняющую её специальные термины и раскрывающую их начала. Уже в наше время известный русский ученый В.К. Лукомский к сказанному выше добавлял, что геральдика это еще и искусство, искусство составления и рисования гербов. Все эти древние об разы и смыслы геральдики звучат современно и сегодня. Ведь геральдика помо гает изучать дух и почерк времени, узнать друзей и врагов, почувствовать красоту и глубину искусства, раздвинуть культурные и географические границы мира.
Каждая эпоха и каждая страна создавали свои особенности начертания гер бов и его элементов. Благодаря этим особенностям легче познать историю своей Родины и определить время создания герба, что очень важно для правильной ат рибуции памятников искусства.
История российской геральдики насчитывает несколько столетий, в которой были и стремительные взлёты, и досадные падения. Но на протяжении веков гер бы и флаги всегда воспринимались символами Отечества, оказывая большое влияние на представления людей об истории, культуре и традициях своей страны.
Новейшая история Российского государства тесно связана с формированием геральдики на всех уровнях, от государственного герба и флага до символов го родов и районов. Начиная с середины 1980 х гг. общественная жизнь практически всех республик бывшего СССР была расцвечена самыми разнообразными фла гами, гербами, эмблемами, значками и нарукавными повязками. Геральдическая символика выплеснулась на улицы больших и малых городов Советского Союза. С вопросов о национальных гербах и флагах начинались споры о государствен ном суверенитете республик, входивших в состав СССР. С помощью геральдиче ских знаков люди выражали свою политическую и гражданскую позицию, во мно гих случаях прямо противоположную. Так, культурно исторический феномен ге ральдики стал важным элементом общественного сознания и политической куль туры общества в эти годы. Поэтому уже 5 ноября 1990 г. Совет министров РСФСР принял постановление о создании Государственного герба и флага РСФСР. Была создана Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу круглого стола под руководством председателя комитета Р.Г. Пихои. Именно этому общественному органу, который включал в себя учёных, депутатов, художников, чиновников, и предстояло подготовить предложения по государственной символике России. Ес ли вопрос о возвращении трёхцветного бело сине красного флага практически не вызывал возражений, то проблема государственного герба оставалась долгое время нерешённой. По свидетельству Г.В. Вилинбахова, участники круглого стола шаг за шагом продвигались в разрешении возникавших сомнений, добывали всё новые факты, доказывающие широкий и глубинный смысл этого символа, его уни версальность, выдвигали аргументы в пользу признания за двуглавым орлом пра ва вернуться в Россию в качестве её Государственного герба В марте 199 1г. после встреч и напряжённых дискуссий совместно выработанные предложения были представлены на рассмотрение Правительства РСФСР.
Но развитие событий показало, что герб и флаг являются лишь началом ге ральдической работы, ведь вопрос о государственной символике тянул за собой решение возникающих проблем ведомственной и территориальной геральдики, наградной системы страны. Необходимо было создать постоянный геральдиче ский орган, как это было в России до 19 17 г. и как это существовало в ряде зару бежных стран. Поэтому с 199 1г., впервые за много лет, вспомогательная дисцип лина исторической науки стала восприниматься не просто как область редких на учных изысканий, а как важная часть государственной политики. Для её осущест вления 20 февраля 1992 г. постановлением Правительства России была образо вана Государственная геральдическая служба Российской Федерации, которую возглавил Георгий Вадимович Вилинбахов. Несколько лет шли поиски места этой новой структуре, пока она не стала частью Администрации Президента России, что окончательно подтвердило серьезность и важность геральдических вопросов современной жизни новой России.
2 1марта 1996 г. был издан Указ Президента Российской Федерации 403 О государственном геральдическом регистре Российской Федерации Указом определялось Положение о высшем геральдическом учётном документе России и обозначался круг символов, которые подлежали обязательной государственной регистрации. Тем самым восстанавливалась прерванная в 19 17 г. геральдическая традиция, связанная с систематизацией геральдических знаков и их правовым обеспечением. В Государственный геральдический регистр Российской Федера ции должны были вноситься следующие знаки официальные символы Российской Федерации и субъектов Российской Фе дерации гербы и флаги официальные символы федеральных органов государственной власти Рос сийской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации гербы, флаги и эмблемы официальные символы органов местного самоуправления и иных муници пальных образований гербы, флаги и эмблемы знаки отличия и различия награды федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Рос сийской Федерации.
Официальные символы, подлежащие внесению в Государственный гераль дический регистр Российской Федерации, должны пройти обязательную гераль дическую экспертизу, которую проводит Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации. В регистр вносятся графические изображения знаков и их геральдические описания после утверждения знака тем органом, который его представляет. Этот орган субъект Российской Федерации, муниципальное обра зование, предприятие или учреждение и имеет право на официальный символ и отличительный знак, что подтверждается выдачей государственного свидетельст ва установленного образца. За последние годы в Государственный геральдиче ский регистр Российской Федерации внесено более 4000 официальных символов как государственных, так и муниципальных, что подтверждает растущий интерес обладателей гербов и флагов к правовой регламентации символики, её защите и официальному статусу.
Важное место в деятельности геральдической службы России занимают ре гулярные всероссийские совещания, которые собирают десятки специалистов, чиновников, историков, краеведов и коллекционеров со всех регионов Российской Федерации для обсуждения самых важных проблем государственной политики в области геральдики. В июле 2007 г. такое совещание впервые проводилось не в Москве или Санкт Петербурге, а в Твери, с участием более 100 представителей из 53 субъектов Российской Федерации.
Не менее значимыми событиями последних лет стали выездные заседания Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, начало которым было положено также в Твери в 2005 г. С тех пор это стало доброй традицией. За седания в Осташкове в 2006 г., Вышневолоцком районе в 2007 г., в Зубцове в 2008 г., в Кашине Калязине в 20 12 г. стали свидетельством тесного сотрудниче ства Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации, региональ ной власти и муниципальных образований в проведении государственной гераль дической политики.
В сентябре 2005 г. в Санкт Петербурге прошёл XIV Международный гераль дический коллоквиум, проводимый совместно Государственным Эрмитажем, Ге ральдическим Советом при Президенте Российской Федерации и Международной академией геральдики Бельгия, Брюссель Это был первый международный ге ральдический форум, проводимый в России. Ежегодные совещания, научные конференции, семинары, коллоквиумы и круглые столы, посвящённые актуаль ным проблемам геральдической теории и практики, стали реальными плодами ус пешной деятельности геральдической службы современной России.
Новый этап развития земельной геральдики современной России связан с принятием Федерального закона от 06. 10.2003 13 1ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Закон не толь ко предусматривает возможность создания символики новых муниципальных об разований, но закрепляет норму её обязательной государственной регистрации.
Статья 9 Официальные символы муниципальных образований 1Муниципальные образования в соответствии с федеральным законо дательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
2. Официальные символы муниципальных образований подлежат госу дарственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодатель ством.
3. Официальные символы муниципальных образований и порядок офи циального использования указанных символов устанавливаются уставами муни ципальных образований и или нормативными правовыми актами представитель ских органов муниципальных образований.
Решение о создании и учреждении официальных символов должно исходить исключительно из практических потребностей муниципального образования. От этого зависит и перечень официальных символов гербы, флаги, должностные и наградные знаки, эмблемы.
Основой этого перечня является герб, который служит основным средством визуальной идентификации муниципального образования его названия, админи стративного статуса, прав и органов самоуправления. На основе герба строятся все прочие официальные символы. Назначение герба, заключающееся в обозна чении своего владельца, делает второстепенным вопрос о содержании герба, толковании и смысле фигур, цветов и их сочетаний. Геральдика не знает единой системы толкования гербов, и за геральдическими цветами и фигурами не закре плены строго определённые смысловые значения. История знает много примеров, когда одна и та же фигура, использованная в разных гербах, может иметь совер шенно разные толкования. Единственно правильным толкованием символики гер ба является то, которое дают составители герба и которое фиксируется правовы ми актами, утверждающими герб. Гербы не имеют изобразительных эталонов. Единственным эталоном герба является его геральдическое описание, состав ленное по специальным правилам с применением гербоведческой терминологии. В пределах соответствия описанию допускаются самые разнообразные художест венные и дизайнерские интерпретации изображения герба.
Флаг является вторым по значимости основным официальным символом му ниципального образования в тех случаях, когда невозможно или недостаточно ис пользование герба. Флаг представляет собой полотнище с установленным соче танием цветов и фигур, составленное по вексиллологическим правилам и упот ребляемое в установленном порядке. Флаг строится на основе герба и, в свою очередь, может служить основой для иных официальных символов муниципаль ного образования.
Должностные знаки служат средством визуальной идентификации лиц, зани мающих официальные ответственные должности в органах местного самоуправ ления глав муниципальных образований, депутатов представительских органов местного самоуправления, иных выборных и должностных лиц и используются данными лицами символически в особо торжественных ситуациях или практиче ски постоянно при исполнении служебных обязанностей. Должностные знаки представляют собой нашейные или нагрудные знаки, составленные на основе герба или флага муниципального образования.
Наградные знаки муниципального образования служат средством визуально го обозначения лиц, чьи заслуги перед муниципальным образованием официаль но признаны и отмечены. Знаки представляют собой нагрудные настольные, на стенные и т.д. знаки, особого рода сувениры, ценные подарки, построенные на основе герба или флага муниципального образования или несущие их изображе ния.
Эмблемы муниципального образования могут быть двух видов. К первому относятся те, которые построены на основе герба или флага муниципального об разования для предприятий, учреждений, подразделений органов местного само управления, муниципальных организаций, памятных и торжественных событий, происходящих в данном муниципальном образовании. Ко второму виду эмблем относятся те знаки, которые создаются вместо герба и исполняющие его функции в тех случаях, когда невозможно или нежелательно установление муниципального герба. Эмблема представляет собой графически неизменный знак, составленный вне соответствия правил составления гербов.
Официальные символы муниципальных образований утверждаются соответ ствующими правовыми актами решениями, постановлениями представительских органов муниципальных образований. Все официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации путём их внесения в Госу дарственный геральдический регистр Российской Федерации. Законодательными актами, определяющими порядок регистрации, являются Указ Президента Рос сийской Федерации от 2 1марта 1996 г. 403 О государственном геральдиче ском регистре Российской Федерации и распоряжение Президента Российской Федерации от 13 октября 2003 г. 47 1рп О порядке выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации
Задача государственной регистрации официальных символов муниципаль ных образований государственное признание и закрепление прав на символы, обеспечение правовой защиты официальным символам в федеральном масшта бе, создание единого информационного пространства в области официальных символов и знаков. В Государственный геральдический регистр Российской Феде рации вносятся только утверждённые в установленном порядке и введённые в действие официальные символы муниципальных образований. Проекты знаков к регистрации не принимаются. С момента внесения символа муниципального об разования в Государственный геральдический регистр Российской Федерации он считается официально признанным государством, которое подтверждает право владельца на данный символ и принимает на себя обязательства по его охране в юридическом пространстве России.
В настоящее время гербы вновь помещаются на документах, обязательным является их использование на печатях, бланках, грамотах и свидетельствах, вы даваемых муниципальными органами. Поэтому гербы, флаги, эмблемы, знаки и награды составляют важнейший комплекс представительских и статусных симво лов, обеспечивающих полноценное правовое существование муниципального об разования. Однако нельзя оценивать современную земельную геральдику России только с позиций её политической целесообразности и правовой кодификации. Геральдические символы это важнейшая часть современного культурного на следия, ярко и образно отражающие представления людей о красоте, свободе, своей истории и ценностях жизни.
Геральдические правила и особенности их применения в современных
гербах, флагах и иных символах муниципальных образований Российской Федерации
Геральдика это не просто своеобразный социальный кодекс общества, но и сложная система знаков, которая состоит из разнообразных фигур, цветов и ме таллов. Принципы их сочетания и соотношения породили уникальный геральди ческий язык, основу которого составляют правила геральдики, остающиеся неиз менными вот уже много столетий. Основой всякого герба является щит, в поле ко торого располагаются самые разные элементы герба. Форма геральдического щи та обычно не фиксируется в документах, утверждающих герб. Один и тот же герб может помещаться в щитах самых разных форм, в зависимости от вкуса художни ка или заказчика. Наиболее распространённым и традиционным в России являет ся щит так называемой французской формы.
В геральдике используется строго определённый набор металлов, цветов и мехов. Цвет в геральдике является таким же важным элементом, как и фигуры, помещённые в гербовом щите. Бывают щиты без фигур, но не бывает бесцветно го герба. Одни и те же фигуры, даже в одном и том же сочетании, но в различном цветовом исполнении могут служить гербами совершенно разных муниципальных образований.
К металлам относятся золото, изображаемое любыми оттенками золотого, бронзового и жёлтого цвета. Золото может передаваться в гербе жёлтым металлом. серебро, изображаемое всеми оттенками серебряного и белого цвета. Се ребро может передаваться в гербе белым металлом.
К цветам или финифтям относятся лазурь, соответствующая различным оттенкам синего и голубого цвета. червлень, передающая различные оттенки красного и алого цветов. зелень, соответствующая различным оттенкам зелёного цвета. пурпур, передающий различные оттенки фиолетового, вишнёвого, сирене вого и холодно малинового цветов. чернь, соответствующая чёрному цвету.
Кроме этих пяти финифтей в геральдике используется, но довольно редко, так называемый телесный цвет для передачи изображения человека. В гераль дике принято, что если в описании герба не указывается цвет человеческой фигу ры, рук, ног или лица, то это явное указание на телесную финифть. Геральди ческие цвета не допускают строгой фиксации оттенков, которые выбираются ху дожниками, заказчиками и изготовителями герба в зависимости от технических возможностей и практических потребностей.
При одноцветном чёрно белом воспроизведении герба в геральдическом искусстве используется шафировка. Это простая и удобная система обозначения цветов разнонаправленной штриховкой. Использование шафировки важно при передаче цвета в гравюрах, рисунках печатей и монет.
Наконец, в геральдике принято использовать два меха беличий и горно стаевый. Очень редко в гербах встречается описание и собольего меха, и изобра жается он чёрным цветом.
Первые гербы были очень простыми и представляли собой одну или две фи гуры в одноцветном гербовом щите. Этого было вполне достаточно, чтобы отли чить одного рыцаря от другого. Однако с течением времени рисунки гербов ус ложнились, и сформировалось основное правило геральдики, в котором строго оговаривалась невозможность наложения в щите металла на металл и финифти на финифть. Конечно, существуют исключения из этого правила, но они должны быть обоснованы и допустимы только для исторических гербов, существующих не менее ста лет.
Геральдический щит, как правило, должен иметь одно поле. Оно может де литься на отдельные участки, но при условии их объединения какой либо одной фигурой в единую композицию. В противном случае герб получится состоящим из двух или более отдельных гербов, что возможно только при слиянии, например, двух соседних городов, обладающих разными гербами. Фигуры, которые помеща ются в поле щита, подразделяются на две группы геральдические и негеральди ческие.
К первой группе относятся фигуры, образованные путём деления щита рас сечение, пересечение, скошение и т.д. и представляющие собой целый комплекс важнейших и почётнейших символов глава, пояс, столб, оконечность, перевязь, стропило, кайма, различные формы и виды крестов. Именно эти довольно про стые в начертании фигуры были древнейшими геральдическими знаками. Их бес конечное сочетание и сформировало неповторимый и загадочный язык геральди ки.
Ко второй группе относятся фигуры нескольких видов естественные, искус ственные и фантастические.
К естественным фигурам относятся те, которые существуют в природе люди, животные, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, растения, планеты, звёзды и стихии
К искусственным фигурам относятся предметы, которые созданы людьми орудия труда, предметы быта, ремесла и охоты, оружие и памятники искусства
К фантастическим или легендарным фигурам относятся изображения едино рога, грифона, дракона, пегаса, русалок и т.д.
Конечно, в геральдике возможны и другие символы, сюжеты и эмблемы, но их использование должно быть хорошо продуманным и соответствовать гераль дическим традициям. Здесь важно сказать не только о том, что в геральдике мож но, но и о том, что нельзя изображать. Это нельзя не всегда юридически оформлено и определено в той или иной стране, но геральдика есть явление ты сячелетней общеевропейской культуры. Поэтому соблюдение её правил и тради ций считается важнейшим признаком принадлежности к той категории ценностей, которые считаются общечеловеческими.
В гербах нежелательно изображение конкретных сооружений зданий, мостов и памятников, даже хорошо знакомых и любимых большинством горожан. Поме щение в гербе изображения памятника Афанасию Никитину или Староволжского моста будет нарушением геральдической традиции, и лишь допустимая услов ность их рисунка сделает возможным существование подобного герба. Недопус тимо в гербах изображать и конкретных исторических лиц. Каждая человеческая фигура должна быть условной, но её снаряжение, костюм, оружие, регалии и ат рибуты вполне могут отражать значение и ранг запечатлённого в гербе персона жа. Лишь для изображений святых в геральдике существует исключение, но и в этом случае персонаж узнаваем не в силу портретного сходства, а благодаря ат рибутам или ситуации, в которой он изображён, как например, в гербе Москвы и Московской области св. Георгий Победоносец.
Кроме того, в гербах недопустимо помещать элементы, которые являются принадлежностью новейшего времени, а также технологических и технических форм вагонов, локомотивов, станков, самолётов, электрических инструментов, приборов и механизмов, современных химических колб и т.д При необходимо сти их следует заменять условными знаками для электростанций вполне подой дут молнии, для отражения текстильного производства сквозные ромбы, для железной дороги крылатое колесо скрещённые кирки для символизации горного дела.
В гербе недопустимо помещение надписей, к которым можно отнести цифры, даты, отдельные буквы и буквенные коды, словосочетания, фразы, монограммы и вензели на любых языках и алфавитах. Лишь при изготовлении декоративных значков с территориальными гербами наименование города по традиции помеща ется над геральдическим щитом. Такие значки стали выпускать в нашей стране с середины 1960 х гг. и именно они долгое время были одним из основных источни ков изображений русских и советских гербов. Но это значок, роль которого отнюдь не является официальной. Вот помещение названия города в геральдическом щите или прямо над ним на вывесках, бланках и печатях является серьёзным на рушением геральдических правил и традиций. Единственным исключением явля ются старинные гербы, утверждённые до 19 17 г. Таких гербов очень мало, и по мещённые на них надписи считаются освящёнными древностью и не требуют переделки.
Нельзя помещать в гербах географические карты и условные картографиче ские обозначения, изображения топографических контуров территории муници пального образования, природных объектов заповедников, рек, озёр, лесных массивов различных сооружений дорог, водохранилищ, валов и плотин конту ров геологических разрезов и визуальных очертаний конкретных возвышенностей. Все перечисленные выше особенности географического или природного положе ния муниципального образования вполне возможно выразить средствами гераль дики, что сделает герб особенно красивым.
Сам герб не является графически неизменным. Это не товарный знак и не логотип. Герб всегда обладает более высоким статусом, чем любые другие сим волические изображения. Эталоном герба является не рисунок, приложенный к правовому акту, а его геральдическое описание. Поэтому допускается прорисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций.
Геральдическое описание герба составляется по специальным правилам с применением гербоведческой терминологии и фиксирует только внешний вид герба, не касаясь толкования его символики. Именно описание, называемое бла зоном, включается в состав правового акта, учреждающего герб. На первый взгляд геральдическое описание может показаться архаичным и не совсем понят ным для тех, кто впервые сталкивается с подобными текстами. Но это следование традиции, возраст которой определяется столетиями. Толкование символики гер ба вполне уместно вносить в Положение о гербе отдельным пунктом, следующим сразу за пунктом, содержащим геральдическое описание знака.
В отличие от герба, обозначающего преимущественно власть и властные полномочия, флаг является общедоступным в употреблении и наиболее объеди няющим знаком. Специфика назначения флага ещё и в том, что он позволяет обо значать владельца с большого расстояния на открытых пространствах в ветреную и безветренную погоду. Поэтому чёткость композиции, оригинальность и читае мость флага являются важнейшими вопросами при его разработке.
Флаг обозначает не только территорию муниципального образования, но и здания, в которых располагаются органы местного самоуправления, организации и учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, кабинеты должно стных лиц и залы официальных заседаний, собрания, колонны и транспортные средства. Наконец, флаг является уникальным и эксклюзивным средством укра шения и праздничной эстетики, способствует выражению патриотических и крае ведческих чувств, приподнятого настроения.
Флаг муниципального образования строится на основе муниципального герба и должен воспроизводить его композицию точно либо с минимальной формализа цией упрощением На флаг не могут вноситься поля, цвета и фигуры, не присут ствующие в гербе соответствующего муниципального образования. Лишь в тех случаях, когда региональный геральдический закон предусматривает возможность использования какого либо регионального геральдического элемента, флаг муни ципального образования может быть им дополнен. Надо отметить, что на флаг переносится только композиция щита герба муниципального образования. Все элементы обрамления герба, находящиеся за пределами щита, а также вольная часть не могут переноситься на флаг ни в каких формах. Нельзя допускать, чтобы флаг разрабатывался в виде одноцветного или многоцветного полотнища, на ко тором помещено изображение герба в щите тем более в щите с дополнительны ми элементами Основой флага является полотнище условное пространство для размещения цветов и фигур. Полотнища не должны иметь строго установ ленных размеров и измеряться в абсолютных величинах метрах, сантиметрах, миллиметрах и т.д. так как в зависимости от практических потребностей флаги могут изготавливаться любых размеров от настольного флажка до многометро вых полотнищ. В этой связи размеры флага устанавливаются только в относи тельных величинах, соотнесённых с длиной и шириной полотнища. Для флагов муниципальных образований Российской Федерации принята прямоугольная форма при соотношении сторон полотнища отношение ширины вертикального размера к длине горизонтального размера 2 3. Все цвета флага должны точно воспроизводить цвета герба.
Средства обозначения административного статуса и региональной принад лежности в современных территориальных гербах Российской Федерации
Мы уже знаем, что главной частью герба является геральдический щит с по мещённой на нём композицией. Однако помимо щита в составе герба могут иметься дополнительные элементы короны, обрамление и вольная часть. Коро ны это символические изображения установленной формы и цвета, соответст вующие или близкие по виду к реально существовавшим коронам, или изображе ния, подобные коронам по конструкции и внешним признакам. Короны являются главным элементом демонстрации административного статуса, знаком опреде лённого достоинства и прав самостоятельности. Соответственно в системе муни ципальной власти России Геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации разработана система корон, в которой для каждого типа муниципаль ных образований предусмотрена корона определённого вида.
В редких случаях для муниципальных образований городского типа, имею щих особое историко культурное значение, допускается использование корон особого вида, призванных указывать на особый административный статус, имев шийся в давние времена. Так, муниципальные образования городов Казань, Аст рахань, а также города, бывшие великокняжескими столицами в пору Древней Ру си, к которым относится и город Тверь, могут венчать свои щиты царскими шапка ми Казанской, Астраханской или шапкой Мономаха соответственно на основании права, предоставленного этим городам императорским указом 1857 г. В других случаях речь может идти не о безусловном праве, а о возможности, требующей обстоятельного обсуждения. Город или сельское поселение, бывшее в своё время столицей государства, удельного или иного княжества, может дополнять свою ко рону обручем с самоцветами. Но каждый случай использования корон особого ви да нуждается в специальном обосновании и обязательном согласовании с Ге ральдическим Советом при Президенте Российской Федерации на стадии проек тирования герба.
Городской округ
Золотая башенная корона о пяти зубцах
Городской округ столица административный центр субъекта Российской Феде рации
Золотая башенная корона о пяти зубцах, имеющая на обруче золотой лавровый венок
Муниципальный район
Золотая территориальная корона о пяти зубцах
Городское поселение
Золотая башенная корона о трёх зубцах
Городское поселение административный центр муниципального района
Золотая башенная корона о трёх зубцах, имеющая золотой обруч
Сельское поселение
Золотая территориальная корона о трёх зубцах
Внутригородская территория федерального значения
Золотая башенная корона без зубцов
Обрамлением называются фигуры, помещённые вокруг гербового щита. К наиболее важным относятся щитодержатели и знаки наград. Щитодержатели это дополнительные элементы герба, указывающие на особенно высокий статус муниципального образования, связанный не только с определёнными в законода тельном порядке вопросами административной организации, но и с историческим, культурным и экономическим значением муниципалитета и его местом в системе представлений о мире. Щитодержатели представляют собой изображения людей, святых, ангелов, человекоподобных существ, животных и птиц реальных и фан тастических стоящих по сторонам гербового щита и поддерживающих его. Одно временно со щитодержателями в состав герба вводится подножие условная поверхность, на которой стоят щитодержатели. Подножие обыкновенно изобра жается в виде зелёной земли или условной орнаментальной подставки, но в от дельных случаях может иметь и более сложную форму. В Российской Федерации использование щитодержателей в гербах муниципальных образований допускает ся только для городов городских округов, городских поселений являющихся сто лицами субъектов Российской Федерации или иных муниципальных образований, в гербах которых щитодержатели существуют более 100 лет. Знаки наград до полнительные элементы герба, возможные к использованию в гербах тех муници пальных образований, предшественники которых были награждены правительст венными наградами орденами и медалями в советское время. Никакие иные на грады, кроме государственных, в гербах муниципальных образований не могут от ражаться никаким образом.
Награды в гербе могут быть представлены посредством помещения лент со ответствующих наград, изображаемых свободно вьющимися по сторонам и внизу геральдического щита. Знаки наград в гербах изображать не принято, лишь для медали Золотая звезда города героя сделано исключение. В данном случае лента не изображается, а сама звезда располагается позади щита так, что её кон цы видны из за его краёв.
Вольной частью называется квадрат, площадью не более четверти от пло щади щита, несущий изображение иного герба и помещаемый в верхнем левом от зрителя в отдельных случаях правом от зрителя углу щита. Вольная часть ис пользуется для обозначения региональной принадлежности муниципальных обра зований. Поэтому в состав герба муниципального образования помещается герб или основные элементы герба того субъекта Российской Федерации, в состав ко торого входит данное муниципальное образование. Использование вольных час тей допустимо только для символики субъектов Российской Федерации, регио нальное законодательство о гербах которых разрешает использовать герб субъ екта Российской Федерации в качестве вольных частей. Если региональный закон о гербе субъекта Российской Федерации не предусматривает разрешения на ис пользование герба субъекта в качестве вольной части, то муниципальные образо вания данного субъекта Российской Федерации не могут произвольно пользовать ся вольной частью с соответствующим гербом.
Все перечисленные выше дополнительные элементы не могут вноситься в состав герба произвольно, ибо не являются декоративным украшением, а служат обозначением административного статуса и региональной принадлежности герба. Они могут вноситься в гербы только в соответствии со статусом и принадлежно стью муниципального образования на основании единой системы знаков статус ных и региональных различий, принятой в Российской Федерации. Понятно, что административный статус и региональная принадлежность не являются неизмен ными. При определённых условиях административный статус и его принадлеж ность к тому или иному субъекту Российской Федерации могут измениться. В этой связи и знаки обозначения статуса и принадлежности короны, обрамление и вольные части не являются неизменными, навечно принадлежащими гербу. Ес ли изменился статус и принадлежность муниципального образования, то необхо димо изменить соответствующим образом и дополнительные элементы герба это го муниципального образования.
Поскольку административные элементы могут изменяться, постольку они не обязательны в гербах муниципальных образований. Герб без корон, обрамлений и вольной части является столь же полноценным символом, что и полная геральди ческая композиция со всеми административными и региональными атрибутами. Оба варианта герба абсолютно равноценны и уместны для выполнения всех при сущих гербу официальных функций.
Пояснения к использованию исторических гербов
В составе геральдических памятников Тверской области есть пятнадцать ис торических гербов, утверждённых до 19 17 г. Почти все они составлены в конце XVIII в. и на многочисленных исторических памятниках представлены в виде щита, состоящего из двух частей в верхней части герб Тверской, в нижней уездного города. Лишь более старые символы Торжка, Твери, Зубцова, Старицы и Торопца представляют собой изображение, размещённое по всему полю геральдического щита. Гербы Вышнего Волочка и Осташкова, составленные в 1772 г., тоже отли чаются от основной массы исторических знаков, ибо в их изображение внесены символы императорской милости возникающий двуглавый орёл для Осташкова и Императорская корона на горностаевой мантии для Вышнего Волоч ка. Исторические гербы особенно большой группы с рисунками разделённого щи та очень часто используются органами местного самоуправления наряду с новы ми и исправленными версиями. Здесь важно сказать следующее верхняя часть герба сначала её изображали как треть щита, но позже стали изображать как его половину не является его интегральной частью, а лишь обозначает принадлеж ность города к губернии и демонстрирует его прямую соподчиненность губернско му правлению. Уже в середине XIX в. эта форма гербов была подвергнута критике как несоответствующая геральдическим правилам, потому что собственная эмб лема города например, Калязина оказывалась подавлена символом губернского города, играла лишь подчиненную роль. В 1857 г. императором Александром II была начата реформа городских гербов, в результате которой прежние гербы бы ли отменены де юре, а собственные символы городов должны были располагать ся на всем поле щита. Для обозначения принадлежности города к той или иной губернии была введена так называемая вольная часть прямоугольник в верх нем углу щита, в котором и располагался губернский герб. Эта форма герба при знаётся и сегодня Геральдическим Советом при Президенте Российской Федера ции в качестве законной основы для восстановления всех исторических гербов в качестве официальных символов муниципальных образований Российской Феде рации, но лишь в том случае, если такая практика оговорена в региональном ге ральдическом законе. В законе О гербе и флаге Тверской области такая право вая норма отсутствует, а, например, в геральдическом законе Рязанской области присутствует.
Использование в официальных целях исторического герба в варианте XVIII в. или XIX в. с венками, лентами и историческим коронами недопустимо ещё и потому, что герб является правовым знаком, а не художественным артефактом. Его форма и все дополнительные внешние элементы должны отражать админи стративно правовой статус его обладателя. Сегодняшний статус, например, Бе жецка как муниципального образования в составе Тверской области, являющейся субъектом Российской Федерации, наделенным правами государственного обра зования, не равен правовому статусу уездного города Бежецка в составе Тверской губернии как сугубо административной единицы Российской империи, и поэтому прямое использование исторического герба в качестве официального символа со временного муниципалитета невозможно. Кроме того, принятие и вступление в силу Федерального закона от 06. 10.2003 13 1ФЗ Об общих принципах органи зации местного самоуправления в Российской Федерации поставило задачу ци вилизованного развода исторической символики, когда у города и района есть один исторический герб на двоих, ибо ранее он выполнял одновременно роль символа и города, и уезда. В настоящее время подобная ситуация с Зубцовским районом и городом Зубцовом именно исторический герб был закреплен за горо дом в целях сохранения геральдического наследия России. Геральдический Со вет при Президенте Российской Федерации придерживается той точки зрения, что исторический герб должен в этом случае быть возвращен городу бывшему его обладателем более 200 лет а район должен создать новый символ на основе ис торического герба, но с некоторыми отличиями. В нашем случае отличие установ лено разной цветовой гаммой гербов.
Анкета муниципального образования для разработки проекта его офици альной символики герба и флага
1Дата образования муниципального образования далее МО его состав названия входящих в МО поселений
2. Происхождение и толкование названий входящих в МО поселений.
3. Численный и национальный состав жителей МО, национально культурные особенности.
4. История МО. Важные исторические события и обстоятельства, свя занные с территорией МО.
5. Экономика МО. Основные хозяйственные занятия населения сегодня и в прошлом промышленное и кустарное производства, наличие и добыча полез ных ископаемых, транспорт, промыслы, основные возделываемые культуры рас тениеводство, плодоводство, овощеводство и разводимый скот.
6. География МО. Особенности рельефа и природные объекты на тер ритории МО реки, озера, леса, болота, урочища, их названия, происхождение, значение и известные толкования этих названий.
7. Животный и растительный мир МО. Основные или характерные жи вотные, птицы и рыбы, обитающие на территории МО, основные или характерные виды растительности деревья, кустарники, травы произрастающие на террито рии МО.
8. Исторические и культурные достопримечательности МО храмы ко гда построены и во имя каких святых освящены монастыри, усадьбы и иные культовые и архитектурные постройки и памятники.
9. Наличие в прошлом на территории МО дворянских владений какие роды с ними связаны. 10. Известные уроженцы МО или исторические деятели, связанные с МО, род их деятельности и характер заслуг. Наличие партнерских связей или побратимства с другими российски ми или зарубежными муниципалитетами, городами и землями. 12. Наличие прежней символики незарегистрированной или историче ской
Пояснительная записка к Анкете муниципального образования
Геральдическая комиссия при Губернаторе Тверской области предполагает поэтапное в течение 2 3 лет оказание помощи муниципалитетам в создании проектов их геральдической символики и её государственной регистрации. На первом этапе должны быть разработаны проекты флагов для тех муниципальных районов, которые их пока не имеют. Это будет сделано с использованием компо зиции их гербов и с учётом правил обозначения принадлежности муниципалите тов к Тверской области, установленных Геральдической комиссией при Губерна торе Тверской области.
Ответы на вопросы анкеты будут необходимы на следующем этапе, когда будут разрабатываться проекты гербов для всех поселений городских и сельских центров муниципальных районов и для обычных городских поселений Тверской области. После этого на основании ответов на вопросы анкеты будут поочередно разрабатываться проекты гербов для сельских поселений Тверской области для всех поселений одного района одновременно Очередность работы с каждым районом будет устанавливаться Геральдической комиссией при Губернаторе Тверской области на основании предоставленных из районов полных пакетов от ветов муниципальных образований на вопросы анкеты. Готовые проекты гербов и флагов всех муниципальных образований каждого района будут направляться Геральдической комиссией при Губернаторе Тверской области на согласование в Геральдический Совет при Президенте Российской Федерации, после чего они будут представлены на утверждение органов местного самоуправления муници пальных образований. После их учреждения символы будут направлены на госу дарственную регистрацию. Регистрация символики муниципальных образований осуществляется бесплатно. Эскизные проекты гербов, достаточные для их учреж дения и регистрации, и проекты соответствующих учредительных документов бу дут предоставлены муниципалитетам при обязательном соблюдении определен ных условий.
Основные условия и требования к разработке символики
Муниципальные образования представляют в Геральдическую комиссию при Губернаторе Тверской области историко экономические справки об особенностях своей истории, хозяйственной деятельности, природных условиях на основании анкеты. Обязанность сбора полного пакета справок и предоставление их в Ге ральдическую комиссию при Губернаторе Тверской области могут быть возложе ны на одно из подразделений администрации муниципального образования.
Обязательным условием для начала разработки проектов гербов городских и сельских поселений каждого района является внесение в Положение О Гербе муниципального района дополнительного пункта следующего содержания До пускается использование основных элементов и цветов герба или приемов по строения его композиции для разработки гербов городских и сельских поселений муниципального района для обозначения их территориальной принадлежности к муниципальному району Такое использование элементов районной символики не является обязательным, но желательно.
На основании предоставленной информации в определенные сроки разраба тываются по 2 3 предварительных проекта герба для каждого муниципалитета. Один из них по согласованию с муниципальным образованием выбирается за ос нову и дорабатывается. После того как доработанный проект согласован, на его основе предлагаются 2 3 проекта флага по желанию муниципалитета из кото рых также выбирается один для дальнейшего согласования и доработки
В процессе разработки эскизных проектов гербов будут рассмотрены и при няты во внимание встречные предложения муниципальных образований по со держанию их символики. Учитываться будут только геральдически оригинальные идеи. Полный учет пожеланий не является для разработчика обязывающим не желательны предложения символики с изображением колосьев, хлебных снопов, волнистых полос, линий и делений щита
Рассмотрение проектов символики поселений муниципального района долж но быть организовано руководством муниципального района в районном центре с присутствием глав муниципальных образований или их полномочных представи телей в зависимости от количества сельских поселений в районе такие обсужде ния могут быть разбиты на блоки по 7 10 муниципальных образований для одного совещания Организация таких совещаний включая приглашение разработчика и его пребывание в районе должна быть обеспечена руководством муниципального района.
Принятые за основу проекты гербов и флагов МО согласовываются с Ге ральдическим Советом при Президенте Российской Федерации и выносятся на утверждение органов местного самоуправления муниципальных образований. Ут вержденные символы одновременно символы всех муниципалитетов, включен ных в каждый из этапов программы направляются на государственную регистра цию. После регистрации гербов и флагов муниципалитетам в торжественной об становке в Твери будут выданы текстовые свидетельства Геральдического Сове та при Президенте Российской Федерации муниципалитет может дополнительно заказать специальные свидетельства на художественных бланках Геральдическо го Совета при Президенте Российской Федерации о регистрации своей символики с её описанием и нарисованным вручную изображением
Направление символики в Геральдический Совет при Президенте Россий ской Федерации на экспертизу и регистрацию, а также выдача свидетельств о её регистрации будут осуществляться Геральдической комиссией при Губернаторе Тверской области.
Собственностью муниципального образования становятся те проекты герба и флага, которые будут утверждены его органами местного самоуправления в каче стве своих официальных символов и внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Для этого муниципальным образованием и раз работчиком символики должен быть составлен договор об уступке авторских прав. Все иные эскизы и проекты, созданные в процессе разработки символики, явля ются авторской собственностью разработчика и не подлежат использованию или передаче третьим лицам без согласия автора.
В дальнейшем муниципальное образование вправе самостоятельно заказать векторные или иные качественные изображения своих герба и флага и их изго товление в материале у любого исполнителя.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Геральдическим символам региона установлены памятники в Томске, Кирове Вятке Москве, Ярославле и др. Муниципальным символам памятники установлены в Торопце, Старице, Казани, Уфе, Сургуте и др.
2. Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Им перии, внесённых в Полное собрание законов Российской Империи с 1649 по 1900 год. СПб. 1900.
3. Глубокое понимание термина геральдика было дано Г.В. Вилинбаховым на ос нове проблематики докладов и дискуссий геральдического семинара в Государственном Эрмитаже геральдика изучает знаки, представляющие соответствующие социальные микро и макроструктуры. Она включает в себя изучение не только гербов, появившихся в Европе в Средние века в период Крестовых походов, но и разнообразные эмблемы, на чиная с древнейших знаков, всех без исключения культурноисторических регионов, а так же ордена, наградные медали, знаки отличия и различия, униформы, знамена. В качестве составных частей геральдики могут существовать гербоведение, эмблематика, фалери стика, униформоведение, вексиллология. Все вместе они призваны изучать условные знаки, выполняющие единую социальную функцию представления, замещения, обозна чения и составляющие определенную знаковую систему, одну из символических систем средств накопления, хранения и передачи информации, определяющей социальные сис темы и индивиды Вилинбахов Г.В. Геральдические будни Геральдика. Материалы конференции 10 лет восстановления геральдической службы России СПб. 2002. с.4
4. См. об этом Медведев М.Ю. Данность и преемственность в оформлении Россий ских территориальных гербов Правовые основы и перспективы территориальной и му ниципальной геральдики. Материалы Феденрального совещания. СПб. 1999. С.5 19.
5. Вексиллология от лат. veksillum знамя вспомогательная историческая дисци плина. Изучает все виды флагов, знамен, стягов, штандартов, хоругвей, бунчуков и вым пелов, их формы, структурные компоненты, геральдические или особые символические знаки, композиции цветов на знаменах и флагах. Вексиллология интерпретирует и уста навливает их происхождение, социальные и целевые функции, историческую роль, эво люцию и миграцию знаменной символики и цветов Лавренов В.И. Вексиллология. Учеб ное пособие. Тверь, 2000
6. Например, элемент герба, описанный как лазоревый в одном случае может быть изображён тёмно синим, в другом небесно голубым, в третьем светло синим цветом, и любое из этих изображений будет правильным, а цвет точно соответствовать геральдической лазури Вместе с тем при изготовлении конкретного герба выбирается один и только один оттенок цвета. Так, если поле щита описано как червлёное то оно может быть красным, но недопустимо, чтобы оно изображалось красным с розовой кай мой. Если в составе герба описаны три зелёные ели, то они могут быть изображены толь ко одним и общим для всех оттенком зелёного цвета. См. Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. СПб. 2005. с. 14 15
7. Так, в гербе Рязанской области изображён князь, на что указывают его одежда и головной убор. Однако персонификация личности этого геральдического князя возможна лишь в толковании, но не в описании герба.
8. Так, согласно закону О гербе и флаге Тверской области допускается использо вание на флагах муниципальных образований элемента герба Тверской области шапки Мономаха на зелёной подушке. Данные элемент помещается на красной вертикальной полосе у древка флага муниципального образования.
9. Подножие необязательно в том случае, если в качестве щитодержателей исполь зованы птицы или иные крылатые летающие существа. 10. Тверь, Торжок, Вышний Волочёк, Кашин, Калязин, Ржев, Старица, Белый, Торо пец, Осташков, Красный Холм, Бежецк, Весьегонск, Зубцов, Корчева ныне не сущест вующий город См. более подробно Лавренов В.И. Муниципальные символы города Вышний Волочёк Тверской области. Тверь 200 1Лавренов В.И., Васильев А.В. Геральдика Сели герского края История и современность. Тверь 2003.