В 1885 г. Взаимно-вспомогательное общество ремесленников в Москве, созданное десятью годами
ранее1 организовало Всероссийскую ремесленную выставку, ставшую крупнейшей после Всероссийской
промышленно-художественной выставки 1882 г. Ремесленная выставка была приурочена к 100-летию издания Грамоты на права и выгоды городам Российской империи 2 и проходила с особым размахом и торжествами.
Помимо прочего, была изготовлена памятная медаль.
Эта медаль и привлекла наше внимание. Медаль была
выпущена в двух разновидностях с ушком для ношения и без ушка, а также в жёлтом бронза и белом
металле3 На лицевой стороне медали в центре композиции помещён Московский герб в окружении лавровых
ветвей, а вдоль края вкруг 24 гербовых щита с ремесленной визуализацией.
1
2
Устав Взаимно-вспомогательного общества ремесленников в г. Москве Утв. 16 мая 1875 г М., 1875.
Грамота на права и выгоды городам Российской империи Полное
собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб. Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. Т. XXII, 1784 1788, 16187. С. 358 384. Далее -
ПСЗРИ
3 Комплект медалей в белом металле из коллекции Моршанского историко-художественного музея опубликован на сайте ГОСКАТАЛОГ.РФ Электронный ресурс Режим доступа
https goskatalog.ru portal сolleсtions id 12155458 дата обращения
5.11.2018 https goskatalog.ru portal сolleсtions id 12210671 дата
обращения 15.11.2018
1
156
Гербы ремесленников и ремесленных корпораций обыденная вещь это традиция, идущая с XII в., и получившая исключительное развитие в раннее Новое
время. Но откуда гербы ремесленников в русской, относительно поздней, геральдической реальности
Учитывая значительность мероприятия и самого
факта создания медали возникают вопросы была ли
использованная визуализация официальной или она
должна рассматриваться как случайная И насколько
вообще в среде российских ремесленников было распространено использование гербов В настоящее время
отечественная историография не даёт ответов на эти
вопросы ввиду практически полного отсутствия работ,
затрагивающих тему корпоративной ремесленной геральдики Российской империи.
Вопрос о существовании официальной практики
использования гербов или иных устойчивых знаков в
ремесленной среде заставляет нас обратиться к уставным
документам, являющимися в первую очередь правоустанавливающими для всего ремесленного сословия.
Впервые объединение ремесленников в цехи предусматривалось Регламентом главного магистрата, утверждёнными Петром I в 1721 г.4 однако первым документом, устанавливающим цеховые правила, была Грамота на права и выгоды городам Российской империи
1785 г. В ней помимо всего прочего было Ремесленное
положение, по которому создавались ремесленные цехи
или, по-русски, управы.
В частности, пункт 5 этого положения гласил Управе дать ремесленное положение, ремесленной
значик во всех нижеследующих выдержках из документов курсив мой К.П. и управную печать, и дозволяется управе или цеху иметь место для схода ремесленников, где хранить ремесленное положение, ремесленной
значик, управную печать, ремесленную казну и щеты
прихода разхода И в пункте 23 уточнение В управной горнице иметь шкап и стол с ящиком за замком с
тремя ключами, в которых хранить ремесленное поло4
Реформы Петра I. Сборник документов Сост. В.И. Лебедев. М.
Государственное социально-экономическое издательство 1937.
С. 187 206.
157
жение, ремесленной значик, управную печать, ремесленную казну и щеты прихода и разхода. Один ключ у
управнаго старшины, другие ключи у каждаго старшинскаго товарища по одному
Таким образом, складывается, казалось бы обоснованное, впечатление, что вместе с учреждением самих
цехов были прописаны их печати и значки. Но никакой
более точной информации по тем и другим в грамоте
нет, никаких сведений об изобразительной составляющей их мы отсюда почерпнуть не можем.
Следующий документ, связанный с цехами и их
визуализацией, относится к 1799 г. 12 ноября 1799 г.
император Павел I в Гатчине утвердил Устав цехов
уже более подробный документ, регламентирующий
разные стороны цеховой жизни. По Уставу цехи выделялись ремесленные, служебные, рабочие и, сверх того,
цех присяжный браковой и цех прикащиков или лавочных сидельцев.
В первую очередь нас заинтересовали именно ремесленные цеха.
В 7. К сим родам принадлежат цехи каретной,
живописной, часовой, золотошвейной, серебреной,
бронзовой, медной, оловянной, жестяной, столярной,
резной, лепной, гипсовой, токарной, слесарной, кузнечной, стульной, седельной, костяной, парасольной зонтичный скорняжной, шляпной, булавочной, пуговочной, бархотошной, перчаточной, портной, башмачной,
переплетной, оконничной, тележной, шорной и многие
другие, кои во второй части сего устава пространно изъяснены будут Всего упомянуты 32 цеха.
Однако при этом пресловутой второй части нами
пока не обнаружено ни в отдельно изданном уставе, ни в
Полном собрании законов Российской империи5
Далее источник сообщает, что для управления
цехами выбирается цеховой Голова и учреждается Цеховая управа. Таким образом учреждалось три управы
ремесленная, служебная и рабочая.
В главах Устава об управах есть пункты, которые
не могут не привлечь нашего внимания и интереса.
5 ПСЗРИ. Ч. 1. Т. 25. С. 864 888.
158 4. Управе иметь свою печать с изображением
герба города и надписи Управы, коею печатать всякие
даваемые ею квитанции и свидетельства. 5. Управе иметь все знаки цехов ремесленных
употребляемые в церемониях 6
Создаётся впечатление, что если таким образом
официально определяется необходимость оформления
торжественных мероприятий цеховыми знаками и гербами, то и сами эти знаки и гербы существуют и как-то
зафиксированы. Но радоваться рано в публикации никаких намёков на них нет.
По этому Уставу всплывает ещё один памятник с
потенциально геральдическим содержанием. В главе о
ремесленном Голове говорится Ремесленному Голове
в знак отличия дозволить носить трость с гербом города,
имея оную во всех публичных собраниях 2 7
Стоит упомянуть, что особенные знаки имели
члены артелей, но это уже знаки другого порядка не
геральдические Всякая артель имеет своих старост и
казначеев, избираемых на год и не меньше как третью
частью артели, которые представляются цеху и получают от онаго особые знаки 7 И далее Всякая артель имеет особые знаки, кои на счёт артельщика даются от Управа с надписью артели и номера и пришиваются на груди или к шляпе, дабы каждой мог видеть и найти у него работающих и по незнанию всякаго в лицо без
ошибки мог что-либо вверить 8 8
Текст законодателя подталкивает к тому, чтобы
предположить, что устав регламентирует бытующие персональные должностные знаки старост и казначеев а
также персональную идентификацию ремесленников с
помощью общеартельных знаков. Или, по крайней мере,
к мысли о том, что устав эти знаки уже разработал и пытается ввести их употребление в жизнь. Признаём, что мы
опять не обнаружили этого желанного приложения, и
сохранившихся таковых знаков среди памятников русской ремесленной повседневности нами не помнится.
6
7
8
Там же. С. 866.
Там же. С. 871.
Там же. С. 881 882.
159
Если мы задаёмся вопросом об использовании цеховых знаков в повседневной жизни, то оказываемся в
пространстве практически неисследованном. Согласитесь, что визуализация ремесленных объединений, гербы
и знаки ремесленников для отечественной геральдики
отнюдь не общеизвестный, не тривиальный её раздел.
Как пример знака, получившего устойчивую среди современников словесную форму, можно привести
знак бурлаков бурлацкую ложку бутырку Ложку
эту, помимо своего прямого предназначения, бурлаки
носили за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды, как
своеобразный знак отличия
9 Соответствующее выражение даже зафиксировано в Толковом словаре живого
великорусского языка Владимира Даля Вывеска бурлака ложка на шляпе 10
Первоначально необходимо определить круг исторических памятников, имеющих к ремесленным реалиям отношение. Вероятно, исходя из цитированных
нами письменных источников законодательного характера, хронологически круг поисков визуальных памятников следует ограничить XVIII началом XX вв. Разумеется, это намного позже, чем ремесленная визуализация в Западной Европе, но у нас и вся прочая геральдика
развивалась как несколько более поздняя. К тому же мы
вынуждены будем поступить таким образом, если хотим
остаться на почве хотя бы каких-то источников.
Но и здесь возникают определённые сложности,
поскольку хранящиеся в государственном музейном фонде предметы практически не имеют описаний, позволяющих атрибутировать и выделить не только предметы
с ремесленной визуализацией, или в целом принадлежащие ремесленникам или цеховым управам, а сплошь и
рядом вообще относящиеся к геральдике. Сложившаяся
ситуация практически не позволяет системно выявить
комплекс искомых памятников напротив поиски приходится проводить если не совсем случайным образом, то в
9
1
Чудо-ложки из Семенова Текст Ю. Иванова Наука и жизнь. 1999.
7. С. 101, илл. Музей
0 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 3-е изд., испр. и
знач. доп., изд. под ред. и с предисл. проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ.
Санкт-Петербург Москва т-во М.О. Вольф, 1903. Т. 1, стлб. 351.
160
значительной мере вслепую. Парадоксально, но более,
увы, тщательно описываются предметы, попадающие на
аукционную продажу поэтому в представленных далее
примерах есть и подобные предметы.
Материальных свидетельств реализации петровского ремесленного законодательства в XVIII первой
половине XIX вв. пока обнаружить не удалось основная
часть выявленных памятников относятся к концу XIX
началу XX вв.
Во-первых, это памятная медаль упоминавшейся
Всероссийской ремесленной выставки в Москве 1885 г.,
которая на лицевой стороне содержит 24 гербовых щита
с ремесленной эмблематикой, существующая по меньшей мере в двух вариантах илл. 1а, 1б
11
Илл. 1а. Памятная медаль Всероссийской ремесленной выставки в Москве 1885 г.
Илл. 1б. Памятная медаль Всероссийской ремесленной выставки в Москве 1885 г. с ушком
Вряд ли это можно назвать гербами цехов, поскольку о самих цехах как ремесленных корпорациях в
России, казалось бы, слышать не приходилось. Однако не
11Каталог аукциона 85 компании Монеты и медали лот 435 Электронный ресурс Режим доступа URL https www.numismat.
ru au.shtml au 85