Байдуж Д.В.
Гласные эмблемы в саморепрезентации Тевтонского ордена в Пруссии
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 60-63.
Аннотация: «Гласные» эмблемы, характерные среди всех регионов орденской активности именно для Пруссии, образуют, наряду с образами святых, старейший тип памятников сфрагистики. Это печати комтуров и хаускомтуров Христбурга (1250 г.), Кёнигсберга (1262 г.), Зантира (1273 г.), Торна (1296 г.), Бальги (не датирован), Энгельсбурга (1330 г.), Мёве (1330 г.), Биргслау (1339 г.), Голлуба (1397 г.), Редина (XIV в.), фогтов Диршау (1323 г.) и др.
Об авторе публикации/статьи:
Байдуж Д.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10718 знаков (с пробелами)
60
Д.В. Байдуж, к.и.н., доц.
Тюменский ГУ
Гласные эмблемы
в саморепрезентации Тевтонского ордена в Пруссии
Таксономия, упорядочивание, чувство места, осознание принад
лежности к группе и внутренние процессы иерархизации приобре
тают в средневековом социуме с XII в. особую важность. Сфраги
стика отражает эти тенденции во всей полноте.
Покорение Тевтонским орденом языческих земель Пруссии бы
ло, в том числе, частью процесса христианизации пространства, его
морально религиозной трансформации, а строительство замков и
городов, символизировавших новый порядок, противоположный
прежнему хаосу, воспринималось в качестве религиозного акта Dygo M. Studia nad poсz tkami w adztwa zakonu niemieсkiego w Prusaсh 1226 1259 Warszawa, 1992 332 Иконография печатей
создаваемых должностей выражала сакрализацию ландшафта на
эмблематическом уровне, не регламентировавшемся корпоратив
ными Статутами.
Для выделенных в соответствии со смысловым подходом
Т. Дидериха Diederiсh T. Prolegomena zu einer neuen Siegel
Typologie Arсhiv f r Diplomatik. 1983. Bd. 29 242 284 типов
6 1
орденских печатей наиболее характерны агиологические historia,
imago эмблематические в том числе гербы гласные образы.
Схожую картину демонстрирует городская сфрагистика Пруссии Hlebionek M. Miasto na pieсz сi. Wok wizualno сi pieсz сi miejskiсh
z terenu Prus Zapiski Historyсzne. 20 19. T. 84. Z. 185 12 1Ана
лиз сфрагистической репрезентации иных социальных акторов ре
гиона знати, горожан и др. пока не проводился. Гласные эмблемы, характерные среди всех регионов орден
ской активности именно для Пруссии, образуют, наряду с образами
святых, старейший тип памятников сфрагистики. Это печати комту
ров и хаускомтуров Христбурга 1250 г. Кёнигсберга 1262 г. Зан
тира 1273 г. Торна 1296 г. Бальги Энгельсбурга 1330 г.
Мёве 1330 г. Биргелау 1339 г. Голлуба 1397 г. Редина XIV в. фогтов Диршау 1323 г. и др. Речь идет о миметических
образах, представляющих иконографическую обработку названия
административной единицы с использованием омофонии, фонети
ческого отождествления названий изобразительных элементов и
топонимов, их визуальную кодификацию фонетика и семантика,
слово или чаще слог игру.
Эта стратегия означивания относится к числу наиболее древних
и распространенных механизмов эмблематизации в европейской
культуре Высокого и особенно позднего Средневековья, магии
имени говорящей в литературной и теологической традициях о
сущности обозначаемого, и широко встречается, например, в Мек
ленбурге и Бранденбурге с 1230 х гг. Будучи равно характерной для
знати и городов Bedos Rezak B Nom et non sens. Le disсours de
l image parlante sur les sсeaux du Moyen ge oссidental XIIe XIIIe
si сles Desir n a repos. Hommage Danielle Bohler d. F. Bouсhet,
D. James Raoul. Bordeaux, 20 15. P. 189 204 P. 192 гласная эмбле
матика, видимо, наиболее ярко отражает культурную роль регионов
происхождения братии и влияния локальных традиций контактных
зон славянских и немецкой культур. Эти образы практически пол
ностью отсутствуют в иных владениях корпорации, прежде всего, в
Священной Римской империи, где чаще приобретались территории
с уже сформировавшимися культами Kahsnitz R. Siegel als Zeugnisse
der Fr mmigkeitsgesсhiсhte 800 Jahre Deutsсher Orden Hrsg.
G. Bott, U. Arnold. G tersloh M nсhen, 1990 368 405 в Пруссии
Орден выступал творцом властных структур. Среди иных возмож
ных объяснений диспропорции отмечается отсутствие у Ордена
собственных святых Rozynkowski W. Omnes Sanсti et Sanсtae Dei.
Studium nad kultem wi tyсh w dieсezjaсh pruskiсh pa stwa zakonu
krzy aсkiego. Malbork, 2006 20 1
62
Отнесение ряда эмблем к категории гласных имеет гипотетиче
ский характер. Основные проблемы в интерпретации, распознава
нии этого типа изображения вызваны региональной дифференциа
цией и эволюцией языка, диалектных и исчезнувших слов Pastoureau
M. Du nom l armoirie. H raldique et anthroponymie m di vales Gen se m di vale de l anthroponymie modern. T. 4. Tours, 1997.
P. 83 105 Sсhiсh W. Redende Siegel brandenburgisсher und anderer
deutsсher St dte im 13. und 14. Jahrhundert Die Bildliсhkeit korporativer
Siegel im Mitte ter Kunstgesсhiсhte und Gesсhiсhte im Gespr сh Hrsg. M. Sp th. K ln Weimar Wien, 2009 3 130 S. 128 По
иск возможных объяснений во внешних относительно памятников
источниках, прежде всего, текстах, даёт скромные результаты. Хро
нист Пётр из Дусбурга пишет Ad сastrum Engelsbergk venerunt
quidam religiosi viri, qui dum viderent statum et сonversaсionem fratrum
ibidem, quesiverunt, quod esset nomen сastri. Quibus сum
diсeretur, quod Engelsbergk i. e.g mons angelorum voсaretur, responderunt
vere nomen habet a re, quia habitantes in eo angeliсam duсunt
vitam Petri de Dusburg сhroniсon Terrae Prussiae Hrsg. M. Toeppen
Sсriptores rerum Prussiсarum. Leipzig, 186 1Bd. I 3 2 19 S. 63
В целом, гласные изображения составляют около 13 печатей Ор
дена в Пруссии времени ок. 1300 г., что примерно соответствует об
щим подсчетам, составляющим, например, для городов от 20 до 27 Savorelli A. Stemmi parlanti nell araldiсa сiviсa medievela una sintesi
statistiсa internazionale Arсhives h raldiques suisses. 20 18. Vol. 132.
P. 97 2 В течение XIV в. их число неуклонно снижается, что идет
вразрез с тенденциями иных регионов бытования гласных эмблем,
где оно с этого времени повышается. Если в период создания орден
ских административных структур они репрезентировали важнейшие
единицы наравне с другими образами, то к XV в. статус понижается.
Должностная саморепрезентация официалов Тевтонского ордена
в прусских землях основывалась на разных началах, демонстрируя
различные механизмы эмблематизации, в целом отличаясь от дру
гих баллеев. Главной особенностью системы, отличавшей ее от
иных регионов, было наличие как сакральных образов, так и терри
ториальной эмблематики, в частности, гербов.
Систематизация изображений печатей Ордена позволяет гово
рить об их не совсем обычном в ряду церковных институтов харак
тере, почерпнутом из культурного фонда эпохи и предполагающем
иерархическое соответствие социального положения стратегии ви
зуализации, социальную типизацию. Универсализм орденской эмб
лематики был эффективным инструментом интегрирования корпо
рации в христианский мир, где схожесть была важнее отличий.
63
Следует отметить своеобразное резервирование образов Христа и
Девы Марии высшими официалами, и преобладание гласных
эмблем для иных уровней иерархии, не столь характерное для дру
гих орденских владений.
|