М. Ю. Медведев Санкт Петербург
Он может четки взнесть в п
ечать
Г. Р. Аержавин
Геральдика проверенная времене и в высшей сrепени актуальная знаковая си
сте
ма
в наmи дни вновь служит основои официальной государственной и мунидиnаль п.толю И
goH U J
России, но Русской православной церковью она почти не 6 востре ована, вопреки есrественной потребности в обозначении территориальных помесmых
вJШIРОКОМ экклезиологическом смысле и корпоративных структур. Для представительских и опознавательных нужд широко используются священные изображения далеко
ве всегда для этого подходяrцие в духовном плане они значат слишком много, а 8 плане
обозначения конкретных лиц и структур мало или ничего На первый взгляд, под
обная подмена корпоративных и персональных символов безличными религиозными
обозначениями может быть созвучна духовному самоотречению Уже не я живу, но живет во мне Христос по слову апостола Гал. 2 20 Однако церковь чужда обезличиванию, и каждый ее член наделен собственной публичной ответственностью, на которой
кончается всяческая анонимность.
Отказ от гербов не избавляет от проблем с церковными эмблемами, с визуальными
средсmами идентичноСIИ канонических структур и иерархов а таковые средства неизбежно существуют. Там, где они не создаются намеренно, происходит их спонтанное зарождение Взяв в руки документы того или иного епархиального управления, нередко
можно увидеть явственное выражение воли к визуальному обозначению но при этом на
архиерейской печаrn нередко присуrствует одна композиция, в шапке бланка другая,
на конверте lретья, на rрамоте или пригласительном билете четвертая, и т. д. Такая
череда изображений может быть эстетически привлекательна и может нeсrn важные
послания однако обеспечить опознавательную функцию она неспособна.
Помимо сакральных обозначений используются и специально разработанные эмблемы, в которых довольно часто используются геральдические мотивы но не геральАИЧеская лоmка построения ил. 119 Ярким примером служат патриаршие вензель
в в
е
нке и штандарт, введенные при Святейшем Алексии П и переуrвержденные с новыv ент от ми литерами при ныне здравствующем па 1иархе. Мmра как венчающии элем
сылает к геральдическим 1Радидиям Зеленый фон штандарта соответсrвует расцветке
J J
а, риарщей мшmи, а бело красно белая лекrа источникам тройным полосам
2 15
м. 10. мr, лв 1нв
аналогичной раскраски на той же ма 1гrии 1Превращение полос источников в
само н
ятельные ленты, казалось бы, изящное дизаинерское решение. Но если вензел
ь как
это нередко происходит воспроизводится без зеленого окружения, ленты теряют с
в
о
смысл. Более того в преимуществ
ен
но све
тском ко. 1rr
ексте а именно таков к np
и ИМсру контекст использования штандарта на автомобиле патриарх
а определяющим O ка3ьmа ется сходсrво с бело красно белым поло,нищем исторического флага Беларуси огмененноrо в 1995 году. Это придает лентам новыи, случаиныи смысл, вполне tроте
скно
связывая символику патриарха с политической оппозицией в Беларуси наших АНе
и.
Еще более rротескно эта аЛЛ. 1Озия прочитывается в случае со IЦИТКаМИ, заменяю 11Ufми
номерные знаки на автомобилях М 1ПрОПолита Киевского и всея Украины там тре хnолосная лента окончательно вырвана из какой либо связи с мантией. Надо сказать что
некоторыми архиереями например, Александром, мкгрополитом Рижским и Латв
ийским, бело красно
белые ленты в обрамлении ензеля предусмотрительно использ
у
ются с цветным окаимлением, согласно основнои расцветке мантии.
Другим, еще более прямолинейным, примером использования геральдических мо
тивов служит эмблема Синодального отдела по взаимодейсrвию с Вооруженными с
илами это щит, увенчанный мкгрой и положенный на кресr и литурПIЧеский жезл.
Что изображено в щите, в данном случае для нас не так и важно. В глаза прежде всего
бросается неуместность атрибутов при щите, означающих патриарший сан или как мин
имум архиерейскую юрисдикцию, тогда как к Синодальному отделу непосредственно
не относится ни то, ни другое.
Иногда происходит узурпация светской символики. Белгородская кафедра уже много лет использует в качестве собственного символа герб Белгородской обласrи, осененный мкгрой и омофором. Композиция могла бы считаться безупречно геральдической,
если бы в ее основе не был чужой герб. По сходному принципу оформлен rерб Кудымкарской епархии, предсrавляюш.ий собой гербовый щит Коми Пермяцкого округа, дополненный дикирием, трикирием и литерами внутри, а митрой и двумя жезлами снаружи. Конечно, подобное смешение божьего достояния с кесаревым не выдерживает
никакой кри mки2
Наконец, есгь епархии, попытавшиеся создать собсrвенные гербы вместо узурпации
чужих Георrnевская Ставропольской митрополии Мелекесская, Нефrекамская, Североморская месrный герб процитирован, но аккуратно Шахтинская и другие3. В эmх
ел учаях, однако, настойчиво проявляется проблема собсrвенно геральдической грамотности, а именно корректного понимания сгруктуры герба. В нефrекамском епархиальном гербе мотив архиерейской мантии редуцирован к бело красно белой круглой
рамке которую вообще невозможно счиrать корректным элементом герба а щит несуr
щитодержатели то, что право на щитодержателей есrь почетная привилегия, осталось
неучтенным в мелекесском щит обрамляют rроздья винограда в качесrве обрамления
гербового щита никак не относящиеся к церковно корпоративной геральдике, но зато
исторически связанные с муниципальной и т. д. Сказанное ни в коей мере не имеет
целью пршшзить труАЬI конкретных людей, предложивших обсуждаемые знаки массовый уровень геральдической культуры объективно оставляет ж
елать лучmеrо и 1J ебу
ет
помержки.
Эмблемы изобретенные ad hoс, лшпеНЬ 1той сисrемносrи, каrорую обеmечивает rерадьДШ 2, и потому их семантическая ясносn, неизбежно с,рwет. Чаще всею ови
2 16
осу о ГЕРАЛЬДИКЕ в РУССКОЙ ПРАВосллвнои ц
J вofIP Еrкви
лrРИАРХ московскиt 1и ВСЕЯ РУСИ
fl KИPИ
Ил 1Эмблема на патриаршем бланке искусственна
я композиция
подражающая облику императорской короны с лентами инфулам и, возможно, тиары или западной митры
тrrrер
бными и в формальном плане, так как при их учреждении нере
ь ваЮТСЯ 1дко не сооJОIЗ
даJОТСЯ д
олжные канонические и канцелярские формальности, а если бы речь шла
6 1ом гер
бе, про эти формальности напомнила бы щепетильность гербового права
o I Одним и
з вопиющих примеров не
режности и несерьезности в делах церков символики служит так называемыи герб Московской Патриархии, зарегистриgоИ тп rЙ по видимому, в качестве подарка патриаршему престолу действующей
ро
в
апл Р
6 ествеННЫХ началах усскои геральдическои коллеrиеи. Никем в сущности не угва о rц n rir этот знак rеральдически неграмотен чего стоит ВКЛJОчение в его состав верж,депл
ат
р
и
бута светского суверенитета и незаконен поскольку в его основе лежит герб
сени
Ро
ссийс
кой Федерации
Едва ли Русская церковь как в лице священноначалия, так и в лице паствы будет
бесконе
чно мириться с такой семантической энтропией. Церковный быт нуждается
в символике, символика в упорядочении. Востребована идея церковных гербов
значит, с неизбежностью будет востребована и система, их объединяющая.
И разумеется, у этой системы может
быть лишь одна естественная основа геральдическая традиция, какой она сложилась исторически.
Здесь иногда сказываются предубеждения выражаемые в формулах геральдика западное дело гербы насильно
ввел Петр зачем нам гербы все это
дворянская гордыНЯ и т. п. Подробные
разбор и критика этих и подобных заблуждений выходят за пределы статьи.
Назо
ву лишь несколько фактов. Среди
наших иерархов, пользовавшихся гербами, стоявшие у руля Церкви патриарх
Никон и митрополит Стефан Яворский,
св.ятьrе Димитрий Ростовский и Феодосий
Ч
ерниговский. Иногда пишуr и говорят, Ил. 2. Герб Георгиевской епархии
2 17 0. МЕДВl ДЕВ
Ил. 3. Гербы Кудьrмкарской и Кременчугской епархий
Ил. 4. Архиепископский клобук с крестом
как гербовый атрибут. Рисунок М. Ю. Медведева
2 18 J воПРОСУ о ГЕРАЛЬДИКЕ 3 РУССКОЙ ПР лвосмвrю и ц 1Ркв 11
Ил. 5. Рекомендуемая схема парадного архиерейского герба.
Рисунок М. Ю. Медведева
Ил. 7. Вариант раздельного расположения
епархиального и персонального щитов
в архиерейском гербе.
Рисунок М. Ю. Медведева
2 19
Ил. 6. Схема арх.иеrтископского герба с девизной лентой
Рисунок д. В. Иванова
Ил. 8. Возможные варианты соединения
епархиального и N 1ЧНОГО архиерейского
гербов. Рисунок Д. В. Иванова
М. Ю. МЕД 13ЕДЕВ
Ил. 9. Совмещение родового герба патриарха Алексия II
с подобающими сану атрибутами. Рисунок М. Ю. Медведева
что имело место лишь употребление фамильных гербов принявшими сан украинским.и
шмrхтичами, но это совершенно неверно так, святитель Димитрий реформировал свой
родовой герб святитель Феодосий, по видимому, происходил из углицких поповичей
и сочинил свой герб сам4 Показательно, что существует иконографическая традиция,
вслед за прижизненными портретами включа 1ощая их гербы в их иконы в частности,
образ святителя Димитрия в Сампсониевском соборе Петербурга украшен ero гербом.
Неверно и мнение, согласно которому наши святители якобы просто воспроизводили в оформлении своих гербов инославные клише5 Поверхностное подобие не должно скрывtПЪ от нас то, что атрибуты сана и символы включались в гербы исходя из
правос. авной традиции их употребления. Так, процессионный крест и клерикальная
шляпа помещались в гербах святых Петра Могилы и Анфима Валашского совершенно
не так, как это делалось католическим хотя бы и греко католическим духовенством.
Казалось бы, церковной геральдике в России было положено надежное начало. Де о
не ограничивалось личной символикой как извесrnо, еще граф Ф. М. Санти среди
прочих официальных поручений было предписано заняться rербаь m онаст.ырей.
Но дальнейшему расцвету всех этих тенденций воспрепятствовал синодалья ый период,
навязавший церкви относительную пассивность, а клиру по чиненное по ожени 6
220
f
I вопРОСУ о ГЕР АЛЬдикЕ в РУССКОЙ ПР лвосмв нои UЕРкви
Ил. 10. Герб иеромонаха
Мелетия Павлюченкова
с а ибутами, приобретенными
еще в пору его принадлежности
к белому священству. Рисунок
М. К. Шелковенко
Ил. 11Герб протоиерея Серrия Резникова варианты. Рисунок Д. В. Иванова и А. К. Грефенштейна
в ХХ в
о
еке на смену синодальному периоду пришел советский. Церковь, декларативно
тделенная от государства, а в действительности одновременно подчиненная и противопо
с
тавленная ему, должна была искать собственные обозначения, скромные, вымученно минималистические. Впрочем, к геральдике обрашались даже в то время наиболее ярким примером может считаться личный герб митрополита Никодима Ротова
который пользовался им не только как украшением кабинета, но и на бланках, в качестве в
полне формального обозначения 7.
Геральдическая практика некоторых поместных церквей сестер испьrrала меньшие
или иные потрясения ярким примером успешного развития традиций в наши дни могут служить гербы владык, епархий и клира Сербской православной церкви. В числе
других достижений имеет смысл упомянуть оригинальное решение геральдической
эмблемы Грузинской православной церкви. Копировать образцы из других стран нет
смысла ведь и на Балканах или Кавказе православные не имитируют некую геральдику вообще они прежде всего следуют собственным примерам но крайне важен сам
факт сохранения и развития традиции православной церковной геральдики, и ее опыт
необходимо изучать и принимать во внимание.
Итак, вопрос не в том, быть ли в России церковной геральдике и исходить ли еи из
российского геральдического опыта в целом, а лишь в том, как именно из него исходи Тh в ходящая ко времени бла как воспользоваться традициеи и как развивать ее. ос
r
ов
е
р
ных царей, еще к досинодальному периоду, а ныне вновь принятая официально
ро u ссииская б сторию отечества поверх но геральдика уникальным о разом связывает и
ве
йших разделений и эпохальных рубежей.
3 десь преж принципиальным подходом де всего необходимо определиться с единообразных гербовых к проблеме. Есть искушение выстроить четкую концепцию
22 1
М. Ю. IVIЕДВЕдЕВ
Ил. 12. Возможная схема герба диакона
со скуфьей и цветными четками.
Рисунок М. Ю. Медведева
Ил. 14. Вариант оформления епархиального
герба ю лра, жезл и посох, девизная лента
Рисунок Д. В. Иванова
Ил. 13. Вариант оформления епархиального
герба митра, омофор, жезл и посох
в этой схеме допустима и девизная лента Рисунок М. Ю. Медведева
Ил. 15. Герб прихода Федоровской иконы
Божией Матери в Санкт Петербурге принят
по благословению архиерея и поставлен на учет
Геральдическим советом при Президенте РФ
222
J воПРОСУ о ГЕРАЛЬдикЕ в РУССКОЙ ПРАВО СЛА
В
нои JЕРК.Ви
Ил. 16. Герб Кижского ставропигиального
прихода с утверждающей резолюцией
патриарха Алексия II.
Рисунок Д. В. Иванова
Ил. 18. Проектный набросок тверского
епархиального герба с крестом особой формы
и шапкой как атрибутом святого князя
Михаила. Рисунок М. Ю. Медведева
223
Ил. 17. Проектный набросок герба Белгородской епарХJш. Включены лишь
те внешние атриб
уты, которые присутствуют
в деиствующей эмблеме митра и омофор.
Рисуноt М. Ю. Медведева
Ил. 19. Проектный набросок санктпетербургского епархиального герба.
Рисунок М. Ю. Медведева
М. Ю. МЕЛ.ВЕДЕ.В
а 1рибу
тов, обозначающих все сущесТВУJОЩИе ранги и с.упени иерархии. Но э rо имен но искушение, соблазн итог такого Выстраивания оказался бы абстракци
ей
шаблонов, искусственно навязываемои церкви и не соrла
сисrемои сУJОщейся ни с ее по длинным
опытом, ни с россиискими rеральди lескими нормами, ни, наконец, с межд п, 1ароАНым
и межконфессиональны. 1опытом8
Я хочу побла 1одарить всех специалистов и ценителей геральдики с котор ы 1щ мне
довелось обсуждать эrу тему. Порой интерес к теме церковной геральдики бъrвае r сфо
мул.ирован примерно следующим образом. Церковь организм иерархическир и, tногос rупенныи, со множеством ранJ ОВ, звании и отличии. Напрашивается в это nлане
сопоставление церкви и ее иерархии, вопервых, с сословными и аристокра rnчесюn.щ
стратами старой ЕвропьD во вторых с государственными ведомствами и войскам.и
Не является ли иерархизм церкви возможным ключом к ее rеральдическо 11у об
у
строй
ству, не соприроден ли он тому иерархизму обществ, в которых геральдика ког
да то
сформировалась и процветала
На фоне современного интереса к часпп, 1м гербам совершенно случайного со
тканного из хаотичных инициатив, не имеющего под собой каких либо консолu.и щд ру ЮЩИХ социальных и правовых преимуществ, не имеет ли церковная геральдика шанса
оказаться более состоятельной
Здесь, однако, надо учесть два обстоятельства.
Прежде всего, не следует преувеличивать связь геральдики с иерархизмом. досrаточно вспомнить, что в ранн,ий период своего су цествования геральдика была вообще
нечувствительна к рангам и герб князя или графа не имел никаких уровневых отличи
й
от баронского, а баронский от купеческого. Когда же ранговые показатели короны
мантии, особые фасоны шлемов, почетные дополнения9 стали частью геральдической
повседневности, их применение оказалось далеким от единообразия.
Во Франции, то есть именно там, где авторы авторитетнейших трактатов с осо
бенным рвением фиксировали знаки статуса, их крайне вольное использование стало
нормой. В частности, короны, не соответствующие статусу обладателя герба а указывающие вместо этого на статус главы рода, предка или родственника либо на а итул
вежливости в действительности не присвоенный роду стали совершенно нормаль
ными элементами. В Италии при упорядочении и унификации гербовых обычаев савойскими монархами эта же практика была не отвергнуrа, а, напротив, признана и формализована. Право на щитодержателей, даже когда оно связано с рангом, воплощается
в сугубо индивидуальной форме. Свое 10 рода статусный нигилизм проявляется и в нефункциональной многозначности некоторых атрибуrов например, в княжестве Льежском существовал единственный образец ранговой короны, общий и для обладателей
всех ти 1улов, и для нетитулованных рыцарей. От западной экзотики можно обратиться
к российским реалиям так, княжеские шапка и мантия присуrствуют в гербах неткrулованных российских семейств 10 но при этом отсуrствуют у львиной доли родов, имеющих принципиальное право на эти дополнения.
Итак, в основе геральдики, как современной, так и исторической не ранговое,
сословное или стратовое начало, а индивидуальное.
i 1
Далее, размышляя о том, как церковь может геральдически оформить свое бытие,
мы не должны увлекаться образом цеmрализованноrо сообщества, в котором происходит упорядочевный метаболизм символов. У месrно надеяться, что церковь усnиовиr
224 воn,осУ о rв Р м.ь АИКЕ
в Р Уi с с ко й п Р л
в сло
л в
LШРкви е DJ ИJЩЮDJ и ориентиры в оформлении гербов но
сrt 1eтa и помо 1ЦИ в отношении частных ин а
им
енн
о в к
ачеств
е алиаа 11аниой случайности тив, то еС ГЬ все той сrо n Эад Н ться что такое вообще, с точки зрения реалий н алъдиха Исследователь обязан в частн
истории и куль i ос обрат 1ff 11J обширному инославному опьnу прежде все wrься в целях IJlr го католическо
м люте у
ранскому, к опыту шотландских пресвитери В aнr 11с v, 1
ан. о всех Э Г оформились прежде всего за счет двух факторов 6
их случ. a All IJOf nотре trости кли в визуальной репрезентации и rоризоtrrалъноrо об
риков
rВсt 1п7
б
мена оrrытом. Дскре е саюа ли о норм сверху имело при этом вспомогатель 111J 1П
ное, и прежде всего
а,о цее, значение. ричем даже эта роль не принадлежит
Е
римскои кафедре JСаК исключительная. ели около века назад консисториал 11qp. б
ьным указом было ЮfЧСВО употре ление корон, а около полувека назад папской
DJy
инструкциеи nрои 0 оmаяиче.ние включения в церковные гербы ми 1р и жезлов паста 12
o JЛ r
ралов то вы ае шлемов и щиrодержателеи из клерикальных гербов nроизоurло тесв прежде всего
нз за с Мe моДЬJ, если дно из за самоорганизацию гербовладельщ в.
Возврапхаясъ к россиисхим православным реалиям и перспективам, признаем, что
сдела l Ь расчет на централизов ное геральдическое обеспечение духовного воинства едва ли реалистично достоиное выполнение этой задачи требовало бы МJюгого
нямания и усилий со стороны церковной власrи. Умесrно было бы определиться
с основными нормами и ориентирами. Но и в этом случае отправной позицие
й должна быть не кабинетная геральдическая мысль, а исторические прецедентъr и параллельный геральдике эмблематический обиход церкви, прежде всего воплощенный в богослужебных облачениях и орудиях. Если позволите такую вольную метафору я хотел
бы попросиrь церковь приложить геральдику к своему лику как он есть и насмотреть,
что оmечатается.
Имеет смысл рассмотреть геральдику церкви в ином ракурсе как совокупносn,
гербов, на которые, с точки зрения общих российских гербовых норм, имеют право
отдельные лица, физические и юридические иерархи, епархии, приходы и т. n. Церковные обычаи и светские по своей сути правила геральдики должны выступать здесь
J симфонии. Исходным вопросом должно быть не централизаторское Как церковь
обоэначиr эту свою часть а Как этот человек или эта община может оформmъ
свойrербв силу своей принадлежности к клиру монашеству, каноническим структурам
церкви
Предположим, протоиерей NN может, как любой из нас, иметь герб. Что он может
туд всnвить Чего не может А что хочет, и чего не хочет Какие элементы он может
или не может туда поместить, какой смысл он хочет вложmъ в герб
При этом те атрибуты, которыми можно пользоваться в гербах для обозначения
сана и статуса, явствуют прежде всего из исторической традиции и из опыта братских помеС IНЪIХ церквей. И только тогда, когда историчесmх запасов недостает для
обозначения чего либо важного, или если практика употребления каких либо знаков
8 церхви сестре принцшшально отличается от русской, следует искать подходящий
а рпеут в соответствующих реалиях церковноrо быта. Сочиюrrь некие воображаемые
rJ Ибynr, О Iq Iсrвующие в реальности, было бы, в церковном аспекте нецеломуд 1а в свеrском просrо иекоррехrно.
225
М. Ю. МРдВF.ДЕВ
Дело в том что с точки зрения общехражданского гербоведения атриб
ющ б уrы, окружа ие rцит, определенным о разом регламентированы и их произвольное
уб
присвоение
недопустимо. Всевозможные головные оры будь то корона или митра Мацтии КНя жеская или монашеская жезлы за щитом фельдмаршальские или насто
ятельские
все эти детали счига.ются почетными. По идее, такие фигуры можно вно
сит
ь в герб если они официально утверждены светскои властью или публично исnоль зуютс.я Исстари согласно архаичному правовому определению с незаnам.я mых врем е 14 ю что
в данном случае считаете.я аналогом светского утверждения Так в архиереuс z, ком гербе
можно помесппъ святительскую мантию, но нельзя вместо нее изобразит
ь неки ф и антастически и покров, лишь символически намекающии на мантию. Надо заметить
Ма.н П 1И что
эволюционировали на протяжении всех этих н езапаМЯIНЬIХ времен но АЛ.я
внесения современных мантий в гербы достаточно самого факта давнего исnольз ования
подобного убранства.
Следуя этому же принципу, в архиепископском гербе можно помещать клобук
с крестом хотя принцип помещения креста на всех архиепископских клоб v является сравнительно недавним, тем не менее клобуки как таковые являются сгарИННыми
предметами облачения и чаСПfЧная модификация правил их ношения не npepьrвae r
преемственности.
Внешние по отношению к щ.mу атрибугы сана в гербе клирика выполняют двоякую задачу. Они прежде всего указывают на ранг, достоинство обладателя герба.
Но этим их задача не исчерпывается они создают определенную велелепную обстановку, окружают герб ореолом, подобающим сану кроме того, некоторые атрибуты например, МJпры мало информативны в плане обозначения сана, но их присутсrвие
в гербах полностью оправдано исходя из традиции и общей системы, а таюке из собственного значения этих атрибуrов. Поэтому использование дублирующих обозначений
совершенно допусrимо.
Здесь следуе г затронуrь деликатную тему присуrствие деталей, обЬIЧНо упоминаемых как специфически све rские шлема с оrnосящимися к нему на шлемником и наметом а таюке короны дворянской или титульной, если, конечно, у хозяина герба обнаружилось родовое право на таковую. Казалось бы, этим принадлежностям военного
обихода и сословных делений не месrо в символике клира 15 С другой стороны, шлем как, ксrати, и основа любого герба щит давно уже не является в геральдике воинским
символом его основная роль иная он прежде всего служит струкrурным элементом
герба, Подставкой для нашлемника. Оrказ от шлема означает отказ от значиrельной
часrи композJЩИи герба. Что касается корон с упразднением сословий они превратились из знаков превосходства в простые фамильные реликвии. Omirr иерархов прошлого в том числе и святых не сrеснявшихся включать шлемы и венцы в свои гербовые уборы, может послужить здесь надежным ориентиром.
Наконец, следует уrочнитъ связь между гербами духовных лиц и церковНЬIХ инсrитуций. Правящий архиерей может полагать в своем гербовом щите собственный герб принятый ли им самим или унаследованный или герб своей епархии, или же щmможет быть как либо поделен скорее всего рассечен или разбиr наче tверо для размещения в его раздельных частях обоих гербов, или же два герба мoryr nрисуrс, овать
в двух разных щитах помещенных бок о бок или один на фоне дpyroro При СQеАИнении гербо преимущество должно отдаваТhС Я епархиальн Так ч щма
w монасrыря или прихода они момrг по льзоваться лю t
в ебщин.н ьrм или соединять их. бым из двух кра обзор атрибутов, которые моrли бы быть А и 1в россииСКИХ 16 церковных rербах в дополи
рекомендованы 1ftЬ 1ение к обычным
t si
спользуемым в личных и корпоративных гербах 17.
структур й,jеJ.iСК.ИВ rерб может быть увенчан как МИ ТТ ой та б ftpp т r и кло уком м ee 11JO как торжественная деталь литурrическоrо обла l a имеет tfМ VJ 1X
ения и как б
м nnинадлежносrь герба с другой стороны, клоб являет
олее традм JDf АА.г 1ся важным Р 110
сл а
е с архиепископом и митрополитом. Таким обр
показателем в
азом, разумно совмещ
у
убора п
о кра.инеи мере в полнои, парадно и версии герба. lЦит це и
ать
оба лба, и потому митре резонно отдать более почетное место нел нтр с
peдo
т
oс fс г б
осре
дсrвенно на
м, тогд
д
а как КЛ9 ук с наметкои может парить выше. fJ 10
EсЛ в rербе присутствует условный гербовый шлем митра мож ет венчать его вме 0р
0т,r и в свою очередь быть увенчана нашлемником такое со
сro вмещение элеменяесколько экстравагаиmо, но вполне традиционно. Именно н тов
а митре располагал i нашлемник Стефан Яворскии митру на шлеме мы всrречае 6 свои 1и в rep е святого
дж.опРИЯ Р
осrовского.
Над щитом ниже митры или позади нее может быть расположен омофор точнее, малый омофор Он изображается либо накинутым сверху на край щита, либо как бы
развевающимся. Его края спускаются прямо или извивами по сторонам от щита
ЛоfJfЧНО, если виДНЬI все три кресrа, поскольку в данном ел учае вид на омофор спереди
у
словно совмещается с видом сверху. Конечно, если при этом митра или какой либо
ЮJ
ОЙ ве
нчающий элемент расположена прямо на щите, средний крест заслонен
ею и не виден.
За щитом накрест располагаются два посоха Л 1П 7рГИЧеский жезл с сулком и внелитурmческая трость. Архиерей, правящий в двух епархиях, может заменять их двумя
жезлами. Жезл может использоваться и в одиночку прямо или с наклоном.
Расцветка омофора и сулка мoryr быть фиксированы согласно престольному празднику к
афедрального храма или исходя из иных соображений
Возможно использование в гербе архиерейской мантии. Она драпируется обычНЬIМ для гербовой мантии образом, но так, чтобы были видны источники и скрижали по крайней мере нижние умеспю увенчать ее клобуком, с наметкой котороrо она
в плте композиции может образовать единое целое.
Панаmя таюке может быть включена в герб. В принципе обычное гербовое место для подобного шейного убора под щитом. В этом положении нет ничего пониженного или неуважительного. Кроме того, допускается и положение выше щита так, например, расположена панагия в гербе патриарха Никона между щитом и митрой Если в гербе nрисуrствует шлем, панаmя вполне может занять место на его горл
овине или на бармице.
Архuерей, носящий две панагии, панагию и крест и т. д., может располагать их совместно в своем гербе или же только в полной его версии
Кроме тоrо, щит могут окружать четки или лестовка как монашеский атрибуr 18 Чт касасm ядруmх архиерейских атрибутов дикирий итрикирий, орлец и др. их исnо ова nие во владычном гербе едва ли уместно, если не считать возможность поме nредм етов или намеков на них например, орла, летящего над rородом,
227
М. Ю. МЕДВЕДЕВ
в поле щита. Там они оказыва 10тся уже не формальными показателями сана и д ОСТОИ ства
а лишь элементами личной части герба.
В итоге получается изрядная коллекция элементов. Использовать их вс е ОАНовре менно вполне допустимо, но, разумеется, в этом нет необходимосхи. В само
й краткой
версии своего герба архиепископ или митрополит вполне может довольствов а п,ся IU.ИTOM под клобуком. Но простой епископ довольствоваться этим не может. е
го клоб
никак не указывает на сан такому иерарху необходимо добавить к I.II.Пry и клобуку 0
фор или панагию.
Здесь должно указать и на особенносги герба патриарха 19 Его куколь е
стественно
занимает место клобука, а накрест за щитом помещаются два других предстоятельс КИХ
атрибуrа предносной крест с одно.и переклминои и жезл без сулка. ОАИНочны.й кре
ст
в западных гербах обозначает ранr простого епископа, и во избежание принижающей
путаницы патриарший крест имеет смысл изображать пышно украшенным, акцентируя
его сложные формы. Крест инсшния патриарха, но это также крест Христов, и ему
имеет смысл дать позиционное преимуrцество по сравнению с жезлом.
Кроме того, патриарху принадлежит суrубо светская привилеIЮ 1дополшrгь свой
герб щитодержателями аm елами. Эта привилегия основана прежде всего на преце
денте использования щитодержателей в гербе патриарха Никона.
Включать щитодержателей в гербы других архиереев не следует, если только о
н
и
не имеют этих элементов в своих родовых rербах. Исключением является, по видимому,
митрополит Санкт Петербургский это право дает ему епархия как преемница недолговечного округа, бывшего в прямом ведении Святейшеrо синода и действительно
это право используется в гербе Александро Невской лавры, возглавляемой этим владыкой, присутствует одиночный щитодержатель ангел. Можно таюке предполагать,
что щитодержатели, произведенные от патриарших, допуСГИМЬI в гербах, во первых, митрополита Крупrцкого и Коломенского как обладающего особым статусом Намесrника в Московской епархии во вторых, патриарших экзархов, а в силу этого, возможно,
таюке и у архиереев более высокого ранга, нежели экзарх.
СвященнИ украшают свои гербы аналогично митрофорНЬiе венчают свои щиты
митрами без крестов представители черного духовенства используют клобуки и мантии положенного им цвета, а таюке четки последние более всего умеСТНЬI в гербах
иеродиаконов и монахов, не имеющих свmценноrо сана и потому не помещающих
Иrумны
в своих гербах наперсного креста представители белого камилавки или скуфьи. имеющие настоятельские посохи, та.юке мoryr вносить их в герб. Расположение наперсного креста серебряного или золотого, николаевского или иного в зависимости от того, чего удостоен конкре ПIЬIЙ иерей аналогично вышеописа.нцому рас
положению панагии.
Герб архимандрита настоятеля может бhlТЬ схож с епископским отсуrсrвие омофора
и панагии и или иной вид мантии были бы при этом наиболее броскими отличиями.
Палица о ее парагеральдической роли уже шла речь выmе может располаrа IЪся
за щпrом, наподобие орденской звезды набедренник возможно обознаЧИТ 1лщпь ero
низом, право служить
вьmущеШIЫМ
с отверстьrми
из под края
Царскими
щита.
вратами
Некоторые
до Хер
церковные
увимской
привилеmи
и др. ае ИМ Щ 1
u ваrрадЬI
nреднию в
ме 111ого
герб
воплощения
ах.
и в силу этого, по видимому, не помаютс,я адеквата
вortPoсY о ГЕРАЛЬдикЕ в РУССКОЙ пРл.воеллв Iс НОй l 1ЕРкви
ом естить епитрахиль как внешний атрибу
r в иер
с lO f 16 е
иско
м г
ер
б у SJDсOМY опьrrы в этои о ласrи протоиерея Се р
е пока, по
х
о 11д, рге
я е
знихов ge 1алаятлввого rеральдисга, весьма смелы и остр
а, льво
вского
о 1g 6 оумн.ьr, но едВа л круrльm щит, о рамленныи то ли воротом, т
о л
и п
о
в
п
олне JtА
рюса IJ РНЫМ чревом лами еnитрахнли, tJf, nбьr диаконов представляют определен 1n7 1Г тр d4 of с 1удносrь поек i Jl,дlfOГO знака сана, подобного пана
г
ии или ольку им не а sar. наперс
ному кр
ест
у Аи
А б довол
ъсrвоваться в своих гербах головным убором акоН
tJor
ЬI
р
ой как минимум в холодное время имеют п
р
а
в черной скуфьей, на нoeJl 1lс J и, о все СВЯ.IЦен J еслидиаконудостоенцве mойскуфьииликамилавки
но
служители
ttpSetJSO, он может исnолъ оп nодход не оставляет подобаJОщего обозначения иероли
зов
а
тъее
Jlo
аконам. Способ кр
обр
аз
ной драпировки ораря за щитом, преможенный американским
eсro
ав rором Д. П. Джонсоном20, не учитывае
т обычаев Русской цер
npaвoслaвs l кви и не позв
о
ляет
ЯJЪ s аrраждеяие двоиным орарем. Точно так же к
рест на
кр О Раз eсr орарь но
сят
лько диаконы, но и иподиаконы, вов
се не ЯВЛЯЮIЦ.Иеся
ge 1О священнослужителями
срдееrвуеr, однако, специфически диаконский способ ношения о
раря на одноr
че В прШЩl Пе орарь может быть внесен в герб как t асим мстр avrra
ичное дополнение
а двошюи орарь как симме
тричное Подобное оформление герба по прежнему не по
зволяет раэ rр диаконов, протодиаконов и архидиаконов но отр
ажает
веасолько ияой план реалии ношения каких атрибу
rов при совершении богосл
у
же
ния Aoсroes данный гербовладелец. у.
б в этои связи можно о судить потенциальное переосмысление роли четок в гер
бах кли 2 1Е риков ели осrавить черные четки монахам, не и
меющим священного сана
а священнослркителям как белому, та
к и черному духовенсmу рекомендов
а
ть цвет
вые например, фиолетовые или же любого цвета, кроме черного
это часmчно
решает проблему. В реальной жизни подобной фиксации цве
та нет, но ее введение
в rербах видится допустимой и не революционной вольностью при переносе предмета
из реального мира в условную сферу геральдической атрибу
rики. Если бы подобное
употребление четок в гербах стало предметом церковного усrановления или хотя бы
конвенции в геральдическом сообществе, это решило бы многие проблемы. Впрочем,
для такого нововведения, лишь одной ногой опирающегося на церковные реалии,
необходимо либо благословение священноначалия, либо широкий кон
сенсус. И того
и другого едва ли приходится ожидать в ближайшее время.
Возможно, лучше пока осrавить некоторые обсуждаемые сущносrи например, р
личия между иереями и протоиереями, диаконами и протодиаконами без геральдических обозначений, рассчитывая на то, что со временем усrоявшаяся, окрепшая церковногеральдическая практика непременно прирасrет необходимыми дополнениями.
Помимо клириков потребность в собственной геральдической симвоЛЮ е могут ис пьrrьmать потребность прежде всего местные сrруюуры, ветви Русской церкви, сами
именуемые Церквами, ее епархии и приходы, предсrавляющие собой месnше церкви,
а также церковные образовательные учреждения.
Гербы епархий мoryr оформляться с использованием важнейших архиерейских атрибутов митры с крестом и омофора особенно yмeсmoro потому, что его название метафорически используется для обозначения архипасrырских власrи и авторитета целесообразно таюке включе.ние в композицию жезла и посоха, скрещенНЬIХ позади щита.
229
М. 10. МЕДВЕдЕВ Мантии панагии и четки, клобуки, как имеющие куда более персональНЬtиw х арак rер предсгавляются в этом случае иЗЛИIIIними. Не следует включать в эти гербы и щи rодержателей, поскольку присутсrвие этого почетного элемента в гербе регулируется светскими принципами, в контексте которых епархия не имеет особых привилегий.
Исключения Московская патриархия, Санкт Петербургская епархия и др nеречислены выше. Нужны ли вообще гербы отдельные от гербов одноименных е
пархи
й
митрополиям вопрос, предсгавляющиися открытым.
Монастыри моrуг пользоваться настоятельским посохом или посохами а еrл на
стоятелем является правящий архиерей то и митрой.
Для приходов недавно введен и одобрен Геральдическим советом при Пре
зи
денте РФ особый юрибуr звездица
w
над щитом
w акцентирующая значение nрихо да
как евхаристической общины и малои помесгнои церкви
В композиционном отношении звездица служит узнаваемым аналогом венца, коро
ны, но мирская аналогия лишь оттеняет духовное значение атрибута. Предnола
гается
что приходы соборных церквей будуr пользоваться в своих гербах золотыми звездица
ми, а прочие приходы серебряными звездицами с золотым.и украшениями либо без
таковых
Для прихода кафедрального собора и для архиерейского монастыря может быть
таюке уместно помещение за щитом скрещенных риrm д. Видимо, рипиды умесmы
и в гербах приходов бывших кафедральных и архиерейских храмов, более того, по воле
и усмотрению правящего архиерея этот атрибут может быть предоставлен и иным п
ри
ходам. В этом ел учае таюке может быть умесrно цветовое различие золотые риnиды АЛЯ
действующих кафедральных храмов, серебряные для иных.
Все ставропиrии мoryr помещать за щитом или рядом с ним патриарший предносной крест. Именно так оформлен герб ставропШ Иального прихода в Кижах, уrвержденный еще патриархом Алексием II.
Церковные учреждения нелитургического рода научные, образовательные, хозяйственные и пр. должны в общем ел учае следовать общероссийской схеме оформления
корпоративного герба герба учреждения организации довольствуясь однопольным
щитом или щитом и девизом как это разъяснено Геральдическим советом при Президенте РФ.
Наконец, несколько слов следуе r посвятить индивидуальной символике отдельНЬIХ
гербов. В ней моrут отражаться но в большинстве случаев лишь косвенно территориальные геральдические мотивы. К примеру, вышеупомянуrая символика Белгородской епархии могла бы быть успешно исправлена пуrем замены орла из секулярного
герба Белгородчины на стилизованный орлец.
Лишь когда исrорический земельный знак совершенно позабыт позаброшен его
можно востребовать для сугубо церковных нужд. Так, в 1730 году Высочайшеrо уrверждения был удосrоен первый в исrории якутский герб на пресrоле белом Евавrелие
золотое, поле красное в дейсrвительносrи Евангелие изображено в этом rербе на аналое 22 Очевидно, что герб указывал в некотором роде пророчествуя на реалии церковной жизни в Якутии на крещение края, досrижения миссионеров. С тех uop символика якутской земли пре rерпела радикальные метаморфозы, и связь я.ынеnwей суrубо
светской Республики Саха с гербом 1730 года имеет не более чщ.t акм. ое значение. В этой ситуации епископ Якутский и Ленский может пользова lЪся Вв еы i
I
Jс. во РосУ о ГЕРАЛЬдикЕ в РУССКОЙ ЛРлвоеллвной ЦЕРКВИ же яа престоле как епархиальным гербом не ущ
ое rv еМЛЯя ничъ и.де r лишь о заимсrвовании гербового rцита 6 mr. nрав. о ре IЪ ез светскои кор tloJle llf d a J НЪIЙ вариант, напрашивающийся в случае я
оны над J teFP скои епархии р 1О 1J ОМПОЗ.идии орлеца и сraporo якутского гербового орла б эт
о Ю ам 6 с со олем в JOtP aJ O такая J омпоз может ыть более уместна в слУ 1ас с rс рбом Г
лараt О аЖенскоrо J афедральноrо собора либо с гербом Гр Ра
д
оякут
I 1pсvvt
ф 10fO
адояжутскои Николь
J ВИ долго служившеи ка едральным храмом епархии и имею nii nep рб
щеи все резоны
l,J V Э fО 1сга rус в своем re е 111aзff 116 6 v r соЧЯНеJПfИ гер ов для епархии и о ителеи имеет смысл по ш
fJpJ ИТЬ о светском
е создаваемых знаков и уделять aJ ffP
внимание случаям дарования 6 каких ли O npe t P и знаков внимания со стороны высшей церковной или J 1Jt 1111f w св
етскои власти ер nожалованныи Петром I Андреевский крест на скрижали лав
9anp.w рского насто
Jf дарованная заветои панагия в виде пе
еделанноrо креста ордена Свя
того
м.rлра Невского, преемником обеих почестеи является митропоА П Лt,eNс етер б ypгсJ fI f, и соответствующие мотивы были бы умесmы в гербе Петербургской епархии.
Л,рибуrьr свяrых, связанная с днями их памяти и с иными праз
дниками расцветка 06
лачевий условные интерпретации архитектурного декора и иного убранства храмовы
х
3да.Н 1f.Й все это может быть успешно отражено в гербах без нарушения общих геральдвчеСКИХ прияципов
23 И в то же время следовало бы по возможности избегать подмеSЫ гербов ИКОННЬIМИ образами святых vlкона возносит ум к священнЫ 111первообразам,
тоr,да как г
ерб несет иное послушание он указывает на своего земного обладат
еля24. 1По образцу патриаршего вензеля составлевЬl и употребляются многочисленные
мояо раммы других владык и некоторых насrо.ятелей. 1Характерно, ЧТО окружная символика стала
не единственной жертвой разработчиков
кудымкарского герба они вклеили ее, как в
рамку, в фаmазийную версию герба Кременчугской епархии, вьшолненную rрафиком С. Шелудько с отступлениями от исходной версии упооребляемой в епархии См.
Гералълика в Украине. URL http heraldry.
at.ua index б gerb kremenсhugskoj i
lubenskoj eparklili upс 0 6 1дата обращения 15.03.20 17 Что касается герба, действительно используемого в Кременчугской
епархии, то он также основан на муниципальной символике, хотя и более тактично
использованной и совершенно в духе
смешения церковного и мирского вместо
митры ее щит венчает хорошо узнаваемая
росс
ийСI ая императорская корона в версии
Позъе.
3 Здесь я намеренно выношу за скобки епархии, расположенные за пределами Российской Федерации например, Гродненскую
с ее за. VJечательным и оригинальным гербом В разных государствах закономерно действуют разные нормы и практики
и
оформления гербов. Обсуждение практики
традиций, сказывающихся в Украинской
церкви, Белорусском экзархате и др., потребовало бы выйти далеко за пределы формата отдельного доклада.
4 Сразу следует упомяпуrь, что привычный
тезис о праве на герб в России как исклюЧiпельпой nривилеп 1и дворШiстnа пе имеет
основания в законодательстве империи и не
должен приниматься на веру. В большинстве европейских стран гербы традиционно
употреблялись и употребляются людьми
любого происхождения. В современной
России вопрос о сословном оrраяичении
права на герб просто не стоит.
5 Тах, В. Колтовичем в его заметке, весьма
интересной, высказаны следующие суждения В построении композиции гербов
владык использовано деление щита, традиционное для западных церковВЬIХ гербов композиции церковвьrх гербов
23 1
М. Ю. МF ДВГ АЕВ
п
равос
лавных арм.игеров заимс
твованы
из геральдиче
с
кой пра.к rики rреко католической церквю Кмтович В. В. Развитие
личной церковной геральдики во второй
полови.яе XVII в. Власть. 2009. No 4.
С. 103 Ни олин из рассмотренных В. Колтовиче 14 гербов не согласует
с
я с этими
ошибочными презумпциями. Так, единственный упомянутый им владычный герб
с делением щита это герб патриарха Никона, в котором деление IЦИта разrраничивает отдельные символы, а не самостоятельные гербы, как в западной традиции.
6 Об этом и о последующем периоде применительно к символике церкви см. Medverkv lv У. The only aсhievement of the patriarсh arms bome Ьу Niсon of Mosсow and
Л. 11Russia L hera.ldique religieuse Religiose
Hсraldik Religious herald.ry. nсhen, 1999.
S. 182 184.
7 Ориmнал.ьное изображение герба владыки
Никодима в цвете сохраняется в церковноисторическом кабинете Саmсr Пс н рбурrской духовной академии и семинарии.
8 Уместно заметить, что такой унификации
нет и у римских католиков с их наиболее развитой системой гербовых обозначений. Несмотря на ряд актов, упорядочивающих и ограничивающих геральдическую практику
латинского клира, устойчивые обычаи и обширную литературу по теме, каждый представитель этого клира наделен определенной свободой в оформлении своего герба.
9 Некоторые элементы герба являются статусными в одних локальных традициях
и юрисдикциях, будучи в друmх лишь почеп 1ыми. Например, в британской геральдике право на щитодержателей если речь
идет о личной геральдике связано с принадлежностью к определенным привилегированным категориям знати, канцелярская
геральдика Австрийской империи предусматривала корреляцию количесrва нашлемников с ппульяыми рангами. В российской
геральдике таюке существуют ранговые щитодержатели в часпюсrи, Геральдический
совет определил их сущесrвенную роль
в муниципальной rеральдике. 10 Опциональное использование княжеских
атрибутов в rербах российских семейсrв
как знака КНJ 1Жескоrо происхождения или
претензи 11на него незави
сим
ния ти rула
о от со крав усгановилось задолго
е.
до nep 110 ма
сс
овы
х п
ожал
ований Павел 1сn да
но подтвердил этот при ei nta.u
р П дЛЯ ПОТо ства юрика позднее Гербов
Мое отдел
следуя самобьгnюii пр u ie, и
ке, вер
к расширительно 11rу примеяе.mnо
В лоеь дозвоЛJUI мантию с Ша.J ОИ ка
к V 1М, о е ва любое в
ладетель
ное происхождение Ушаковы С
буровы, Епа.нчины а 11В упрощенном изложении ГРnбы r католического духовенства, епархий и прях О
д
О
сто живопи
В Час
уют как некую ел пn 1гераль.
дическ
ую
с
истему, подобную аяr
лииск
о
и, шв
е
д
О СКОИ ИЛИ ИНОИ национальной сUс fe. e
на как будто бы эксrерриториаль на J иллюзию поддерживает то что у католических церковных власrей eсn, сво
в госу дарство атиюш. В дейсrв в ости же
католическая церковная гераль лиv ПOIIQl.
МО некоторЬIХ НемuОГОЧИСЛев вых иrvн uvчении, складывается из гербов об пnт и КЛЦрИI ОВ, интегрированных в собствеmще 12 Д
тер
екр
риториальны
ет De vetitis
е
гераль от 15
ди
января
ческие 19 15
системы
го С
да,
инструкция uсa vestes от 3 1марта 1969 года. 13 3 десь вновь имеет смысл пришrrь во внимание инославную прак гику. Не.которые
rербовые атрибуты католического духовенства IIIЛ lhI galeri еписхопов и аббатов
процессионные кресты и т. д. сущесrвенв0
отличаются от своих реально используемых прототипов и по облиху, и по значению. Но эта ситуация складывалась вехами
в ходе посте.пенного развития. В свою очередь rеральднчеасие условности nтолuов
послужили примером дл в. протестантов.
дt.я ареко российсхой rеральдихи было
бы, по видимому, противоестесnевио использование крестов или шляп соrласио
западной схеме, зато более чем приемлем
пример неторопливой эволюциоввости. 14 Эrот поэтичеаси звучащий термив 0 1Восится к Массовой памяти и в применении
к rералъдшсе соответсmует периоду сме.вы
нескольких поколений есть сведе.RИI чrо
для России В. К ЛукомаийO l. OJltДссl ВAIЛ
ero
предлаrались
со столетием,
более
друrвмв
дОЛIИ.е
232 QfJPOсY о ГВРАЛЬдикЕ в РУСС
КОЙ П
Рлвоеллвной UЕРК
Ви ыяевие, обладающее 1J Й 11ТОЛИЧескои церковнои re I об эТО Ы сnзаво выше. РС2fОЩИеся rербов иерархии,
f ах, 1це,й за рубежами России, в том
ю, еющих собственные re еаие 3акоЯЬI и нормы выходят за эТОЙ пу JВ,ЛJПОТСЯ
блиющиищит, шлем как прави 17 i оввоrо фасона нашлемник, на 10, J дPl e девиз. Конкретным обладателем
х ерба Jlet, а
0жеr бЬIТЬ уяаследовано у предков ва какие либо дополнительные эле 11корову, шлемы, щитодержателеи
а также приобретено право на награ s т. д
t, 1l, звакя которых моrут присоедиюrrься rербУ 18 В сербах сербских архиереев и епархий часrо првсуrствуют четки, окружающие щит
s 3аверmеввьrе ниже шита крестом и кисrъю, во в гербе патриархата их место занип
опытка создать общую схему ПОМеСТНЬIХ церквеиv А.ЛЯ ВСех невзирая слеШ 1Ые различия
на мuоrочи в традНЦиоян тых и
я
сиrниях и облачеНИЯх К
о при
и
я Джuнсон не пол
учал над сожял.еЯiuо,
ции V консуль в отношении особеRВосr V
тароссийского православия. В б бьrчаев
2 1
работа не б
ы
ла завершена.
сл
учае
Перенос
щи
четок в rербы об nnш, включаю х таюке и мирян ино
размывает исходное ческое значение этого а иб ВИ димом
тр ута И, ПО у, делает их знаком молитвы лб а
гоче
стия вообще. Та.кой расnmрител подход
ьлый к толкованию четок в герб ах позво ляет обсуждать и дальнейшее переосмысле ние э
того атр
ибуга. и если превращение четок как воплощенной МОЛИТВЬD
в гербовый атрибут любого верного было бы
явной натяжкой, то для священнослужителя
такой убор г
логичным
ерба может бъrrь сочтен более мает паяаrия. Герб Румынского патриархата 22 П J e украшен четками. В этих гербах и четки, и паваrия помещены либо как ЛИЧНЬ 1Й
атрвбут, либо в гербах помесrных церквей
Подобная замена могла произойти из за
совмещения мотивов Евангелия положенного на аналой, и напрестольного Евангелия либо в итоге неточной перерисовки
исходного эсmза, на котором престол мог
быть изображен схематично.
в епархий как заимсrвоваяие из герба
предсrоятеля. 1Между прочим, из Святейших влады I по 23
следяеrо сrолетия двое Алексий I Симаяский и Алексий II Ридиrер имели стаОсновные принципы, касающиеся г
ербовой символики, изложеиы в Метод iческих
рекомендациях Г еральд iческого совета при
Президенте РФ. Применение этих же принципов к личным гербам, гербам корпораций
рые фамильные гербы, а Пимен Извеков
по одной из смелых гипотез, принадлежал
к перешедшей в духовное сословие ветви
дворm Извековых, также имевших герб. Из весmо, что Алексий I хорошо помнил свой
rерб, во, по видимому, ни один из российспп патриархов никогда не пытался воспользоваться родовым гербом как личвым.
а, Работу Джонсона прервала его кончина
в 2004 году. Незавершенная рукопись была
опубликована в бюллетене Американской
гербовой коллегии Гhе Armiger s News,July
2006 и дос 1упва оялайя. Одной из наиболее слабых сторон работы представляется
и другим освещено в многочисленных публикациях.
24 Здесь умесгво 1Jроци IИроваТh заключ 11
тель.в ый пункт Положения о гербе прихода Федоровской иконы Божией Матери
в Петербурге, принятого по благословению
пребывающего ЯЬIНе на покое митрополита Петербургского Владимира Котлярова Непременвым долгом прихода является соблюдение должной скромносrи расположения приходского герба относительно икон
и иных святынь