.RU Геральдика.ру | Гербовник.ру | Форум
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру»
Поиск по библиотеке:
» Библиотека › Список публикаций - Автор: -

Автор: -

Список книг (изданий) в библиографическом каталоге (3)

2. » Гребельский П.Х, Думин С.В., Мирвис А.Б., Шумков А.А., Катин-Ярцев М.Ю. Дворянские роды Российской империи (1996)

Список публикаций / статей (95)

1. » Фомин-Нилов Д.В Гербы Университетов: опыт современной России // [Электронная публикация] Электронный научно-образовательный журнал «История». Выпуск 2 (66). Том 9 - Новые тенденции в изучении геральдики и эмблематики. 2018. URL: https://history.jes.su/s207987840002084-1-1/ (Дата публикации: 28.02.2018).

Аннотация: Опыт современной России дает уникальный материал специалистам, занимающимся не только историей геральдики, но и историей общественной мысли, историей науки и образования, историей маркетинга и др. В статье автор пытается на примере «геральдической» истории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) и его ближайших партнеров проанализировать основные тенденции, имевшие место за последние 25 лет.

2. » Коловрат-Бутенко Ю.А. Три века развития герба города Змиева (опыт геральдического исследования) // Змиевское краеведение, №1, 2017 г.

Аннотация: Работа посвящена истории разработки и изменений герба города Змиева. На основе законодательных актов, гербовников, мемуарной литературы и других источников, автор исследует видоизменения в гербе Змиева от первого проекта до наших дней. В статье представлены авторские реконструкции вариантов герба города.

3. » Мурзин-Гундоров В.В. Герб дворянской ветви рода Бестужевых-Рюминых в некрополе Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря // Геральдика: исследования и практика: материалы научной конференции. 19-20 февраля 2016 года. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2017. С. 27-31

Аннотация: Чугунные надгробия появились в Российской империи в Петровскую эпоху. Наиболее ранние чугунные доски с текстом и рельефной символикой были известны уже с первой половины XVIII века и сохраняли популярность до середины XIX века. В настоящее время в дворянском некрополе Воскресенскоrо Ново-Иерусалимскоrо мона­стыря сохранилось 20 чугунных надгробий, датированных рубежом последней четверти XVIII - серединой XIX столетия. Так, на двух грунтовых участках старого братского кладбища сохранилось восемь чугунных плит, время создания которых относится к последней четверти XVIII века. Чугунные плиты не утратили своего значения и существовали почти до середины XIX века. К этому периоду относятся 12 чугунных плит, включая два внутрихрамовых надгробия начала XIX века супруги и сына князя А. В. Италийскоrо графа Суворова-Рымникского в подземной церкви Св. равноапостольных Константина и Елены.

4. » Андриеш-Табак С. Герб рода Дическул // Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 81-91

Аннотация: 12 марта 1909 г. Правительствующий Сенат слушал прошение члена Государственного совета от бессарабского земства, коллежского асессора Павла Викторовича Дическула об утверждении родового герба. 22 февраля 1910 г. в Царском Селе герб рода Дическул был удостоен Высочайшего утверждения и внесен под номером 91 в XIX часть «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи», утвержденную императором Николаем II 12 июня 1914 г. и сохранившуюся до наших дней в оригинальном экземпляре в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Так как эта часть «Общего гербовника» никогда не издавалась, герб рода Дическул (и описание, и изображение) остается малоизвестным.

5. » Бер-Глинка А.И. Гербы родов Бер в контексте социальной и эмблематической истории дворянства // Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 92-104

Аннотация: В XVIII–XIX вв. в Российской империи проживало несколько дворянских родов Бер, происходивших от выходцев из прибалтийских земель и исповедовавших христианство евангелико-лютеранского обряда. Помимо хорошо известного генеалогам и специалистам по балтийскому дворянству родов баронов Бэр и фон Бер (Bähr Baehr, von Behr), имевших общее происхождение от Гугольда Бера, великого бальи Германсбурга в Ганновере в 1158–1162 гг. и к XIX в. представленного в Российской империи многими офицерами и гражданскими должностными лицами, записанными в дворянские родословные книги различных остзейских и великорусских губерний, существовало несколько дворянских нетитулованных родов. Среди них в первую очередь должны быть названы пять.

6. » Бедос-Резак Б.М. Средневековая идентичность: знак и понятие // SIGNUM. Выпуск 5. 2010. Перевод: Д.В. Байдужа. Стр. 19-93


7. » Мурзин-Гундоров В.В. Тайна геральдической чаши из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля // Обсерватория культуры. 2008. №1. С. 156-159

Аннотация: Опись Оружейной палаты, составленная в конце 1920-х годов, относит чашу к произведениям сольвычегодских эмальеров конца XVII века. На дне чаши помещена круглая мишень с геральдическим рисунком, тоже исполненным в технике расписной эмали. Изображение содержит дуб с пышной зеленой кроной, под ним справа медведь, сверху над деревом из облаков исходящая рука с мечом, увенчанная короною. С четырех сторон от дуба в виде монограммы расположены заглавные буквы-литеры - ГРСК. Известный специалист по геральдике В.К. Лукомский интерпретировал их как «Герб Ромодановских-Стародубских князей».

8. » Мурзин-Гундоров В.В. Герб патриарха Никона – символ Русской Православной Церкви // Обсерватория культуры. 2007. №3. С. 124-129

Аннотация: Герб патриарха Никона исполнен в характерной манере эмблематики эпохи барокко. В его орнаментальности есть сходство с гербом Киевского митрополита Петра Могилы (1574-1647). Учитывая контакты Патриарха с Киево-Могилянской академией, можно предположить, что при составлении патриаршего герба геральдическая символика митрополита могла быть использована в качестве наглядного образца эмблематики стиля эпохи.

9. » Мурзин-Гундоров В.В. Генеалогия фантастической двуглавой птицы на гербе государства Российского // Обсерватория культуры. 2007. №2. С. 126-131

Аннотация: Интереснейшую родословную представляет историческая символика императорского двуглавого орла. Она существовала задолго до того, как во второй половине XV в. при Великом князе Московском Иоанне III стала эмблемой государства Российского. Ее легендарная генеалогия, овеянная преданиями, уходит своими корнями в трудно различимую даль веков и теряется в далеком прошлом среди мифов разных культур, религий и народов.

10. » Мурзин-Гундоров В.В. Геральдическая формула власти в светской и духовной символике России XVII столетия // Обсерватория культуры. 2007. №1. С. 128-136

Аннотация: Появление гербов в Русском государстве относится к периоду времени не ранее XVII века. Современник царя Алексея Михайловича Г.К. Котошихин пространно описал обычаи России того времени, в частности, он отмечал, что даже знатные лица в Московском царстве не имеют гербов, а используют в употреблении произвольные изображения. Идея, что у всех русских дворян должны быть родовые гербы, утвердилась задолго до Петра Великого. Хотя и в петровское время герб оставался почетной привилегией немногих видных представителей придворных кругов и официально до 1721 г. считался редкостью. В Российской империи официальным учреждением, которое заведовало созданием гербов, была Герольдмейстерская контора (1722-1917).

11. » Мурзин-Гундоров В.В. Геральдическая Чаша князей Стародубских из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля // Журнал "Гербовед". 2007. № 7 (99). С. 75-80-v, цв. вкладка 8

Аннотация: Мой рассказ об интереснейшем памятнике ювелирного искусства XVII столетия - эмалевой чаше, с 1924 года хранящейся в собрании Оружейной палаты Государственных музеев Московского Кремля. Эта Чаша послужила основой для создания родовых гербов потомков нескольких княжеских семей Рюрикова племени, чьё происхождение восходит своими корнями к династии удельного Стародубского дома. И именно эта Чаша стала для них, тем самым эмблематическим и родовым «Граалем».

12. » Санти-Мадзини Д. Введение в историю Благородного Искусства // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 1-4

Аннотация: Сетования на то, что история сильно искажена и историки извратили ее смысл, звучат в наше время патетически, учитывая, что никто толком ничего не знает, а кое-кто и не желает знать. Именно эта неосведомленность, граничащая с невежеством, и лежит в основе подобного несоответствия. Я вовсе не претендую на лавры апологета истории, а тем, кто оставляет за собой право судить ее, предлагаю ознакомиться с несколькими отрывками.

13. » Санти-Мадзини Д. Смысл геральдики и виды знати // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 5-30 [Часть I. Глава I.]

Аннотация: Из-за упущений историков, а также из-за происков представителей маргинальной субкультуры многие люди полагают, что геральдика — это нечто бесполезное и отмирающее, реликт, оставшийся от темного Средневековья, когда спесивые и тщеславные аристократы злоупотребляли своей властью и нарушали естественные права простых смертных, при этом чванились своим превосходством и выставляли напоказ свои фамильные гербы — напыщенные, непонятные и поныне не доступные разумению многих.

14. » Санти-Мадзини Д. Герольды, геральдисты и геральдические источники // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 31-44 [Часть I. Глава II.]

Аннотация: Гербы как дело рук человеческих вызывают особый антропологический интерес, их не стоит рассматривать исключительно с позиций этологии, о чем шла речь выше. С точки зрения законов этологии можно найти объяснение инстинкту самосохранения, а также территориальному инстинкту, но как, исходя из положений этой науки, истолковать сложную систему условных знаков, символизирующих и превозносящих воинскую доблесть, ставшую предметом геральдического искусства, а затем и науки — гербоведения? При этом само понятие «герб» стало ассоциироваться исключительно с такими характеристиками, как «знатность» и «родовитость», которые в свое время стали производными от понятий «доблесть» и «благородство»: наличие герба «свидетельствует о высокой чести.

15. » Санти-Мадзини Д. Наука блазона. Гербы на доспехах: блазон и щит. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 45-54 [Часть II. Глава III.]

Аннотация: Когда мы закончим изучение геральдического кода, то сможем, наконец, обратиться к классификации и типологии гербов, узнать, как произошли разные виды гербов, выяснить их развитие и историческую эволюцию. Прежде всего необходимо как можно больше узнать о доспехах, которые были носителями гербов. Мы видим «гербы на доспехах», или щиты, исконной функцией которых была оборона. Щиты существуют с незапамятных времен; они изображены в руках у средневековых рыцарей, но известны и гораздо более древние примеры, например римский щит. Первые явно ведут свое происхождение от вторых.

16. » Санти-Мадзини Д. Блазон и геральдический код. Порядок, элементы и терминология описания герба. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 55-63 [Часть II. Глава IV (начало).]

Аннотация: Так же, как занятие любой исторической дисциплиной или любой другой наукой, изучение геральдики требует предварительной подготовки: необходимо освоить специальную терминологию, ознакомиться с теми элементами, которые, собственно, и составляют композиции гербов. Знание терминологии и понимание значения этих элементов тем более необходимо в тех случаях, когда мы располагаем не оригинальным рисунком, а только описанием, сделанным герольдом в специальной грамоте.

17. » Санти-Мадзини Д. [Геральдический] Цветовой код. Металлы. Цвета. Меха. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 64-77 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: «Говоря об эмалях, металлах и цветах в геральдике, стоит выделить, прежде всего, золото, серебро, красный, синий, черный, зеленый и пурпурный цвета. С древнейших времен эти цвета украшали облачение рыцарей; кованые оловянные амулеты с изображениями гербов покрывались красной, зеленой, черной и темно-синей эмалью, поэтому в геральдике до сих пор употребляется термин «эмаль» для обозначения цвета. Именно тогда, в древнейшие времена, было принято строгое правило наложения цветов, соблюдающееся до сих пор; оно состоит в том, что нельзя накладывать цвет на цвет или металл на металл.» (Дж. Кроллаланца. Геральдическая рыцарская энциклопедия.)

18. » Санти-Мадзини Д. Геометрический код. Деления [поля]. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 78-81 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Топография щита не предполагает строгого деления на четко выделенные секторы, имеющие определенную форму и размеры. К этому вопросу не стоит относиться столь щепетильно, потому что эти секторы могут объединяться в фигуры, параметры которых, по идее, должны были бы быть постоянными и неизменными во всех странах, так же, как и сами эти элементы и фигуры и различные варианты их видоизменения. Присвоенные им специальные названия должны передавать их суть. Если бы дело обстояло именно так, то в каждой национальной традиции не сложилась бы своя «метрическая система», элементы и фигуры которой имеют различные названия (пояс равной ширины в Италии именуется «divisa», а во Франции называется «trangla»).

19. » Санти-Мадзини Д. Простые деления. Рассечение. Пересечение. Скошение справа. Скошение слева. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 82-92 [Часть II. Глава IV (продолжение).]


20. » Санти-Мадзини Д. ,Составные деления. Деление на множество (3-60) частей. Деление с вмещением в оконечности. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 93-123 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Деление на три части осуществляется посредством целых или прерывающихся линий, прямых и не только, описанных в предыдущем разделе книги, где речь шла о простых делениях. Образовавшиеся при этом делении поля могут воспроизводить такие геральдические элементы, как столбы, перевязи, поясы и т. д., однако все эти три части могут быть разного цвета.

21. » Санти-Мадзини Д. Особые деления // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 124-125 [Часть II. Глава IV (продолжение).]


22. » Санти-Мадзини Д. Атрибуты щита // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 126-130 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: В разделе, посвященном делениям, были приведены описания некоторых гербов, разделенных линиями определенной траектории, при этом каждое поле характеризовалось своим цветом или металлом и блазон таких гербов отвечал именно этому принципу, например: «разделенный на три части пирамидально (мантией, не путать с пирамидой) или «разделенный сводообразно» (не путать со сводом). Теперь речь пойдет о тех случаях, когда поле щита разделяется аналогичными линиями, но образующиеся при этом одинаковые поля имеют один и тот же цвет или металл - таким образом, на гербе мы видим сочетание одного цвета с одним металлом. Эта «фигура», возникающая в результате подобного деления, и называется атрибутом щита; его следует описывать особым образом, например: «серебряный с пирамидой...» «серебряный с вогнутым сводом... такого-то цвета или металла».

23. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Глава. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 131-145 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Гербовыми фигурами принято называть некоторые геометрические фигуры, контуры которых образуются линиями при уже известных нам делениях или при пересечении двух простых элементов (так, при наложении друг на друга пояса и столба получается крест). Эти фигуры отличаются от вышеописанных делений тем, что они выделяются на фоне поля, иными словами, элемент является чем-то вроде фигуры, «обременяющей» поле. При этом герб следует описывать так: «в поле такого-то цвета (или металла) столб (пояс, перевязь и т. д.) такого-то цвета (или металла)».

24. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Столб. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 146-151 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Если по поводу этимологического значения главы у специалистов не возникает особых сомнений, то со столбом дело обстоит несколько иначе: итальянское слово «palo», означающее «столб», происходит от латинского слова «palus» - это обусловлено тем, что столб имеет форму полосы, вытянутой по вертикали. Логическое обоснование этимологического значения данного термина нельзя назвать безупречным, тем не менее существует несколько концепций, заслуживающих внимание, подкрепленных четкими и внятными аргументами и весьма оригинальных. Ш. Дю Канж связывает это название с предметом интерьера: согласно его гипотезе, столб имитирует форму длинного шелкового гобелена, расшитого золотом (латинское название «palea»).

25. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Пояс. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 152-165 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Название фигуры «пояс», занимающей центральное горизонтальное положение на щите, происходит от широкого кожаного ремня, на который рыцари подвешивали свою шпагу. Символическое значение пояса было в чем-то схоже с условным значением шпор. Это объяснение звучит достаточно убедительно; в качестве примера, подтверждающего эту концепцию, можно привести знаменитый герб Габсбургов - серебряный пояс в красном поле (он символизирует тунику, насквозь пропитанную кровью, не окровавлена лишь зона пояса).

26. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Перевязь справа. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 166-177 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: В случае с перевязью справа также уместно сравнение с поясом древних рыцарей, с ружейным ремнем через плечо, с портупеей - вероятно, таково ее символическое значение. Это толкование кажется вполне логичным, немецкие геральдисты даже называют перевязь «Schild Gehand» - ремнем, на который подвешивался щит. Все упомянутые предметы - узкие ремни, поддерживающие пояс с оружием или служащие для прикрепления оружия к поясу и пересекающие грудную клетку по диагонали, - до сих пор являются частью обмундирования.

27. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Перевязь слева. Оконечность. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 178-181 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Если перевязь справа считалась отличительным знаком гвельфов, то перевязь слева в качестве такового, как несложно догадаться, присвоили себе гибеллины. Кроме того, эту фигуру принято было считать признаком незаконного происхождения (этот знак внебрачного рождения был введен специальным указом короля Испании Филиппа II в 1595 году, но стоит отметить, что этот элемент встречается и в английской, и в немецкой геральдике). В принципе это не что иное, как перевязь справа в зеркальном отражении.

28. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Стропило. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 182-191 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Символическое значение именно этой фигуры вызывает множество различных толкований. «Сhevron» в переводе с французского и английского означает «стропило», то есть треугольная арматура, поддерживающая крышу. Прежде всего, речь идет о готических соборах, в которых широко применялись стрельчатые арки. Кроме того, подобные очертания имели фронтоны старинных домов знати. Символическое значение этой фигуры, очень часто встречающейся в гербах всех стран и сохранившейся до наших дней, вызывает множество споров.

29. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Крест. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 192-214 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Крест - главный элемент щита, король всех геральдических символов. Он может по праву гордиться своим титулом. Крест имеет столько разновидностей, что не хватит и двух книг, подобных той, что вы держите в руках, чтобы изложить все сведения о нем. Крестов и символических изображений крестообразной формы, встречающихся в дохристианскую эпоху, существует множество.

30. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Андреевский крест. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 215-219 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Как и прочие геральдические фигуры, Андреевский крест дал большой простор измышлениям геральдистов, хотя на сей раз речь шла не о безудержном полете фантазии, а о наукообразных интерпретациях реальных фактов.

31. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Кайма. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 220-226 [Часть II. Глава IV (продолжение).]


32. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Внутренняя кайма. Вилообразный крест. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 227-229 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Внутренняя кайма, обрамляющая поле щита в гербе, происходит от каймы в рыцарской одежде; в гербах ее можно считать отстоящей от края щита уменьшенной каймой. Ширина этой полосы не должна превышать 1/12 от ширины щита; по ширине она должна быть равной оставшейся кайме.

33. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры. Клин. Вольная четверть. Кантон. Острие. Пониженная пирамида. Щиток. Брусок. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 230-249 [Часть II. Глава IV (продолжение).]

Аннотация: Совмещение четырех основных линий деления (рассечения, пересечения, скошения справа и скошения слева) делит щит на восемь равных прямоугольных треугольников, каждый из которых называется клином. Этот термин означает - вне геральдической традиции - «пузо», которое в словаре описывается как «выемка, образующаяся у сидящего человека между животом и коленями (употребляется в основном при описании женщин)».

34. » Санти-Мадзини Д. Гербовые фигуры второго порядка // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 250-271 [Часть II. Глава IV (окончание).]

Аннотация: Мы уже говорили (в подтверждение своих слов приводя точку зрения Кроллаланца), что меньшая или большая «почетность» фигур не имеет буквального смысла, а относится ко времени их возникновения (то есть главными считаются более древние фигуры). Однако некоторые из тех, что относятся к «меньшим», или менее «почетным», например, фигура веретена, могли бы поспорить в древности с главными геральдическими фигурами и, возможно, заслуживают лучшего отношения. Мы далеки от того, чтобы предлагать изменить традиционную классификацию.

35. » Санти-Мадзини Д. Мир геральдики. Символический код. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 272-276 [Часть III. Глава V (начало).]

Аннотация: Полный гербовник — от истоков геральдики до XIX века — больше, чем каталогом, смог бы стать картинной галереей, единственной в своем роде, с неисчерпаемыми и удивительными находками, представляющей собой всегда правдивое, пусть и нелицеприятное, зеркало истории и людей, которые ее делали: немногие из низшего сословия выбивались в знать, многие из знати оставались мелкими душонками.

36. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Львы, леопарды, тигры и т. п. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 277-293 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Мы начнем со льва, за какие-то заслуги поставленного людьми во главе звериного царства, пожирающего своих подданных, дающего львицам задание заботиться о своем обеде и без колебаний уничтожающего потомство другого льва. Сильный, дерзкий и прежде всего жестокий: какой иной, более выразительный символ могли бы еще найти себе воинственные династии или сознающие свою силу города и страны? «Hic sunt leones» («здесь обитают львы»), — говорили древние о неосвоенных землях; «cave leones», «ямы со львами» — должны были гласить турнирные щиты с изображением льва

37. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Охотники и дичь // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 294-314 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Охота была спортом, обожаемым знатью, браконьерство — вынужденным занятием людей бедных: различие заключалось в жажде острых ощущений у первых и возможности избавиться от голода у вторых; у одних охота воспитывала силу и ловкость, от других требовала природной хватки. О привилегированной практике охоты много было написано, начиная со Средних веков, но для суммарной картины, дающей представление об истоках и общем состоянии охоты, достаточно привести несколько строк из книги французского автора.

38. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Пернатые «высокого» происхождения // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 315-332 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Если лев представляет собой образ королевского величия, то орел, летающий под облаками, может воплощать нечто еще более возвышенное — мечту об имперской власти. Орел не был новой геральдической фигурой ни в Средние века, ни даже в Древнем Риме, когда в правление и по воле Мария его сделали единственной военной эмблемой.

39. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Элементы Воздух и Огонь: атмосферные явления и светила // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 333-334 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Геральдисты прошлого, в частности Джинанни, объединяли геральдические фигуры в группы, причем некоторые из них были рационально однородные, вроде «цветов», «деревьев» и проч., однако иные удивительно разнородные: например. «Из элементов: смотри огонь, сфера огненная (...), светильник, факел, море, поток (...) капля, слеза, земля, гора (...), скала (...), камень кремень (...), остров», — вместо привычных и ожидаемых нами четырех классических «воздух, вода, земля и огонь», каждый из которых весьма богат символическими пластами значений, отражаемых и в структуре герба.

40. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Элемент Земля — Фигуры и символика природы: животные и растения, равнины и горы // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 335-359 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Вот отличная серия домашних животных, которая привела бы в ужас Кампаниле (с которым, впрочем, не соглашались современные ему геральдисты). Первым среди животных, естественно, оказывается последнее. Это самое презренное и недостойное существо — робкий трепетный кролик. По совершенно непонятному сложному ходу мысли именно он, по мнению Джинанни, является «проворным солдатом» (в чем конкретно заключается это умение, автор не уточняет — может быть, в том, чтобы проворно уносить ноги).

41. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Элемент Вода: рыбы и водоплавающие // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 360-371 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: В геральдической иерархии «рыбы в гербах менее ценны, чем четвероногие и птицы». Джинанни составил единый список для всех видов рыб, в котором, в полном противоречии с зоологией, помещены также млекопитающие (дельфин и кит), рептилии (черепаха), амфибии (лягушка), ракообразные (рак и краб), моллюски (улитки и «раковины»). Если не обращать внимания на эту ошибку, то в целом рыбы «представляют молчаливость, ловкость и бдительность тех, чьей профессией являются морское дело и морские путешествия». И еще: по Бомбачи, если изображена рыба, умершая вне воды, то речь идет о религиозном человеке, который предпочел смерть бесчестию.

42. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Фигуры восточного происхождения // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 372-377 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Слон был первым неизвестным для европейцев животным, и, возможно, в силу этого древнего (и не всегда приятного) знакомства великолепное животное было наделено таким множеством качеств - составители же гербов преобразовали их в не меньшее число символов. Согласно Джинанни, слон воплощает «силу, смелость, великодушие, добросердечие, благоразумие и справедливость. ... черный в серебряном поле обнаруживает рыцаря справедливого и милосердного».

43. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Фигура человека // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 378-385 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Как подчеркивалось на предыдущих страницах, темные головы мавров почти никогда не отображают факт обезглавливания взятых в плен ненавистных врагов; аналогичным образом во многих гербах появляются - уже с обычным европейским цветом кожи - не только головы, но и отдельные части человеческого тела, в том числе с кровью на срезе, что не свидетельствует о наличии хорошего вкуса, но подлежит описанию, согласно правилам блазонирования. Голова, вне всяких сомнений, является самой важной частью; ее присутствие на щитах гербов часто объясняется вездесущими «говорящими» фамилиями, в том числе намекающими на какие-то детали головы.

44. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Оружие, кони, всадники и знамена // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 386-403 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Судя по грамматике, вооруженный - это тот, кто носит оружие, а рыцарь (саvaliere) - человек, поднимающийся на коня (саvallo); из этого следует, во-первых, что пеший «вооруженный» - это всего лишь оруженосец, а во-вторых, что без лошади не могли бы сформироваться ни конница как род войск, ни рыцарство как сословие, ни даже, по всей вероятности, сама геральдика. Рыцарство как важное историческое явление развивалось во всех своих сторонах - и в благородных проявлениях, включая турниры и куртуазную культуру, и в низменных, связанных с теми позорной славы баронами, которые и сделали в народном сознании знать синонимом угнетения. Настало время поговорить о вооружении рыцарей.

45. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Архитектурные образы // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 404-426 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Самой первой башней люди хотели покорить Небо, и понадобилось - так говорит Священное Писание - божественное вмешательство; затем они удовольствовались - факт очевидный, даже не требующий письменной фиксации - землей, и в этом преуспели. Как и зачем - познать это можно из множества увесистых томов истории архитектуры, здесь же нужна только та малая часть, где представлены гербы на эту тему.

46. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Фигуры и символы власти // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 427-438 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Поговорка «хотеть - это мочь» при всей своей риторичности выражает бесспорную правду, ибо нет сомнений, что неуклонная воля является лучшим способом выхода из любой трудной ситуации. Если же поменять местами эти два слова, то будет уже не поговорка, а не что иное, как фундамент Истории, ибо тот, кто имеет власть, будь то духовную или материальную, имеет возможность облекать свое «могу» в методы исключительно «убедительные» - от тайного контроля до угрозы пытками или полного уничтожения. Разумеется, это относится к власти абсолютной и опирающейся на жестокость, поскольку власть разумная, призывающая также к согласию и справедливости, избегает таких методов и облекает свою волю в своды законов. И

47. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Геральдические абстракции: розы и лилии, луна и звезды, сердца, слезы, кровь и т. п. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 439-453 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Когда речь заходит об эмблемах и знаках, изъятых из естественного «контекста», достаточно лишь передать основные признаки их облика, чтобы сделать их узнаваемыми и одновременно подчеркнуть символическое значение, затянув петлю загадочности. Зрительное восприятие такого объекта, очевидно, будет нейтральным и равным для всех, но сам процесс абстрагирования осуществляется по коду уже не реальности, а условности, изменяясь от одного человека к другому, сознающему или не сознающему эту условность, тем более если она присутствует с самого начала.

48. » Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Буквы, энигматические надписи, изречения // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 454-468 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Многие обладатели гербов из числа городов и представителей знати для лучшего их узнавания пожелали включить в них - в виде фрагмента, отдельных фигур и щитков - один или несколько своих инициалов (вензель, монограмма). Другие, решив заявить всему миру о собственном кредо, обременяли щит словом или целым изречением, иногда сведенным к хорошо известному - или, напротив, трудно поддающемуся интерпретации - так появлялись энигматические надписи, вроде четырех греческих букв β (византийская династия Палеологов) и савойской надписи FERT.

49. » Санти-Мадзини Д. Кодекс степеней и почетных званий: короны (венцы), шлемы, шлемовые эмблемы (нашлемники) // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 469-493 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: В итальянском варианте комедии «Турандот» министры принцессы распевали шуточную песенку о том, что принцесса - это «девушка с короной на голове и в мантии с бахромой, но если ее раздеть донага - это мясо, сырое мясо, совершенно несъедобное!», намекая на то, что монарх - такой же человек, как и все, только в короне. Уж кому-кому, а ведь вельможам об этом было известно не понаслышке. И все же...

50. » Санти-Мадзини Д. Шлемовые эмблемы [нашлемники], полностью или частично повторяющие фигуры щита, и отличающиеся от фигур щита // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 494-509 [Часть III. Глава V (продолжение).]

Аннотация: Многочисленные репродукции гербов, дополненных внешними элементами, на этой и следующих страницах позволяют проиллюстрировать происхождение «намета» и изложить относящиеся к нему правила геральдики. Определив его как «украшения, состоящие из полос материи, которые ниспадают из-за шлема, разворачиваясь по бокам от него», мы ограничимся тем, что опишем, как они должны изображаться по современным канонам, что немного отличается от их изначального облика.

51. » Санти-Мадзини Д. [Кодекс степеней и почетных званий]: [разные личные гербы]. Девизы в шлемовых эмблемах (нашлемниках). Щитодержатели и щитоносцы. Награды (орденские ленты). Мантия и сень. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 510-528 [Часть III. Глава V (окончание).]

Аннотация: Девиз позволяет нам проникнуть в тайну личности тех, кто первыми начали выражать таким образом свои устремления: невинные души, порой склонные к мистицизму, подчас заядлые язвительные скептики или персонажи, жаждущие подвигов, как и подобает настоящим рыцарям без страха и упрека.

52. » Санти-Мадзини Д. Геральдика в истории. Гербы для всего и для всех. // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 529-536 [Часть IV. Глава VI (начало).]

Аннотация: В очень подробном и обстоятельном «Словаре итальянского языка» Никколо Томмазео и Бернардо Беллини (1865-1879) слова «arme» (герб) и «arma» (оружие, щит) даются в одной словарной статье, в которой приводится 142 примера из литературных источников позднего Средневековья и эпохи Возрождения (Бокаччо, Виллани, Челлини и т. п.). Пример: «(Геральдич.) Щит или что-либо другое, на чем нарисованы отличительные знаки рода, правителя, нации...

53. » Санти-Мадзини Д. Должностные гербы // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 537-556 [Часть IV. Глава VI (окончание).]

Аннотация: Должностные гербы: отличительный знак определенных обязанностей или сана (и соответствующих почестей, главенства и власти), например адмирала или епископа. Их берут или предоставляют временно, иногда они передаются из поколения в поколение на фамильном гербе семьи, наследующей должность и титул, как, например, семья Фарнезе, - «гонфалоньеры Святой Церкви», по-другому - «Предводители гражданских гонфалоньеров». Тип должности и ее значение на иерархической лестнице указывались непосредственно через отличительные символы самой должности (например, «папская хоругвь» и «перекрещенные ключи» для гонфалоньеров Святой Церкви.

54. » Санти-Мадзини Д. Развитие герба // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 557-565 [Часть IV. Глава VII (начало).]

Аннотация: «Генеалогическое древо - это щит, на котором представлены гербы родства. Все поля заполнены такими щитами, и их следует блазонировать в установленном порядке. На щитке, расположенном в сердце, располагается герб самой фамилии. Иногда рядом помещается герб жены или матери». Щиток - последняя из описываемых здесь почетных фигур. Нам представилась прекрасная возможность подробно изложить историю эволюции герба.

55. » Санти-Мадзини Д. Замещающие гербы, или гербы преемства // В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 566-579 [Часть IV. Глава VII (окончание).]

Аннотация: Замещающие гербы, или гербы преемства - «гербы тех домов, чьему наследнику вследствие дара или усыновления полагается принять герб и фамилию или только герб; но при этом ему не позволяется изменять собственный герб или присоединять гербы других фамилий» (Джинанни). К этому классу в Италии относится абсолютное большинство гербов, чьи владельцы носят двойную, тройную или еще более сложную фамилию. Естественно, в каждом случае геральдистам необходимо изучать биографические данные, в том числе и для выявления хронологических соответствий между принятием герба угасшей фамилии и присоединением соответствующего имени.

56. » Храпков-Шибаев В.Б. «Светлый человек» (к 60-летию В.К. Рожкова) // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 90-91, цв. вкладки 8-11

Аннотация: Владимир Константинович Рожков .. Кто встречался с этим замечательным, интересным, скромным и интеллигентным человеком, наверное запомнил его необыкновенную творческую натуру - профессионального художника-графика и военного геральдиста, главного специалиста отдела геральдики и символики Военно-мемориального центра Вооруженных Сил Российской Федерации.

57. » Андриеш-Табак С. X конгресс по генеалогии и геральдике (Яссы, Румыния), 1999. // SIGNUM. Выпуск 2. 2000. Стр. 17-18


58. » Корсвант-Наумбург И. фон Защита докторской диссертации о шведской геральдике в эпоху Ваза // Журнал "Гербовед". 2000. № 4 (42). С. 136-140

Аннотация: Рецензия на книгу: Leif Tengstr6m «Muschoviten ... Turcken icke olijk». Ryssattribut, och deras motbllder, i svensk heraldik fran Gustav Vasa til freden i Stolbova. Bd. 1-11, University of Jyvaskyla, Juvaskyla 1997.

59. » Мелик-Шахназаров А.А. Герб и флаг Нагорно-Карабахской Республики // Журнал "Гербовед". 2000. № 6 (44). С. 56-59

Аннотация: Нагорный Карабах (по-армянски - Арцах; название Нагорный Карабах - сочетание русского «нагорный» и тюрка-персидского «кара бах» - «черный сад») -исторический армянский край, расположенный на северо-востоке Армянского нагорья. Он занимает нагорья и предгорные районы хребтов системы Малого Кавказа, простираясь дугой с северо-запада от гор, окружающих восточное побережье озера Севан, на юго-восток до реки Араке, где проходит граница с Ираном.

60. » Молявко-Высоцкий А.П. Курс геральдики, читанный в 1918-19 гг. // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 17-20

Аннотация: План курса лекций по геральдике в Донском археологическом институте.

61. » Молявко-Высоцкий А.П. Наброски к курсу лекций по русской геральдике // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 21-44

Аннотация: Геральдика европейская имеет в основе своей начало личное. Геральдика польская - родовое. Геральдика русская соединяет в себе оба эти начала: с одной стороны, гербы принадлежат отдельным фамилиям, а не родам и при утверждении гербов особенное внимание обращается на отличие гербов однофамильцев. С другой - гербы указывают на ту земельную собственность, которой владели предки.

62. » Молявко-Высоцкий А.П. Геральдика. Предмет курса. // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 45-53

Аннотация: Курс, который я предполагаю прочесть вам в этом году, называется геральдикой, хотя я получил предложение познакомить вас и со сфрагистикой, то есть наукой о печатях. И геральдика, изучающая эмблемы, наследственно передаваемые и составленные по определенным правилам, и сфрагистика, представляют из себя ветви более обширной науки, которую можно было бы назвать wнаукой о юридических знаках". Под юридическими знаками я подразумеваю идеограммы и знаки образные.

63. » Молявко-Высоцкий А.П. О происхождении и значении геральдических эмблем // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 54-77


64. » Молявко-Высоцкий А.П. Ars heraldica // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 78-86

Аннотация: Агs heraldica занималась исключительно гербами дворян, и В. Лукомский своим определением геральдики показывает, что он имеет ввиду не что иное как искусство описания и объяснение гербов, тогда как из определений Ольгенбрандта видно, что он подразумевает под геральдикой точную науку. Объекты ее гораздо шире, чем объект геральдического рутинного искусства.

65. » Молявко-Высоцкий А.П. Цветные иллюстрации к курсу лекция и статьям // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 02, 171 (вторая и третья страницы обложки), цв. вкладки 1-12


66. » Молявко-Высоцкий А.П. История геральдики в Европе // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 87-88

Аннотация: Начало времени Крестовых походов. В это время обычные украшения щита и шлема начинают приобретают постоянный характер. Рыцари были неузнаваемы. Connaissancas - отличия состояли в разнообразный окраске щитов и делении их на части.

67. » Молявко-Высоцкий А.П. Польская геральдика // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 89-94

Аннотация: Теории происхождения польского дворянства и тесно связанных с ими гербов можно разделить на три основные течения.

68. » Молявко-Высоцкий А.П. Отражение осады Пскова Стефаном Баторием в польской геральдике // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 95-98

Аннотация: Настоящий этюд имеет своей задачей дать анализ двух польских гербов и иллюстрировать некоторые геральдические гипотезы

69. » Молявко-Высоцкий А.П. Девизы // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 99-107

Аннотация: В настоящее время геральдика из схоластической науки превратилась в дисциплину, вспомогательную как в истории, так и археологии, и в девизах пора увидеть драгоценный материал, освещающий некоторые стороны быта прошедших веков.

70. » Молявко-Высоцкий А.П. Донской археологический институт // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 108-109

Аннотация: В 1918 году профессорами бывшего Варшавского Университета в Ростове-на-Дону организован был Археологический Институт, имевший два отделения - истории искусств и археологии. В 1920 году при участии Донского Комитета по делам музеев и охраны памятников искусств и старины Археологический Институт был реорганизован: к существовавшим отделениям прибавлены еще два - этнологии и археографии.

71. » Молявко-Высоцкий А.П. О древней печати Всевеликого Войска Донского // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 110-111

Аннотация: В своей статье, озаглавленной «Печать Всевеликого Войска Донского», ЕЛ. Савельев, ознакомивший читателей с чрезвычайно красивыми и поэтичными легендами, высказал, между прочим, ту мысль, что донской герб, изображающий оленя, пораженного стрелой, символизирует целомудрие и имеет связь с мифом об Актеоне, превращенном Дианой в оленя, рассказанным Овидием в его «Метаморфозах» и известном, как говорит автор, древнему донскому казачеству.·

72. » Молявко-Высоцкий А.П. Письма к дочерям // Журнал "Гербовед". № 8 (46). С. 112-129


73. » Королёв-Перелешин А.Ю. Медаль к юбилею Российского Дворянского Собрания // Журнал "Гербовед". 2000. № 12 (50). С. 87

Аннотация: По инициативе Российского Дворянского Собрания и некоторых близких ему по духу организаций и по благословению Е1·0 Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ЗАО «Межнумизматика», специализирующееся на выпуске различных юбилейных медалей и монет, и Московский монетный двор выпустили памятную юбилейную медаль «Десятилетие Российского Дворянского Собрания», на аверсе которой изображён образ Пресвятой Богородицы «Державная», покровительствующей Государству Российскому и, как верят члены РДС, Российскому Дворянству, а на реверсе - геральдическая символика Российского Дворянства.

74. » Фёдоров-Давыдов Г.А. Двуглавый орёл на золотоордынских монетах // Журнал "Гербовед". 1999. № 6 (38). С. 126-129

Аннотация: До 'Появления двуглавого орла на русских печатях этот символ использовался на монетах Золотой Орды. Известны и много раз опубликованы медные монеты - пулы с этим изображением, чеканенные в Сарае ал-Джедид (Новый Сарай) и Гюлистане. Как доказала С.А. Янина первые чеканились в 1340-х гг. Монеты этой группы, которые несут обозначение года выпуска, почти все имеют дату 1340-х rг. хиджры, что соответствует периоду 1339-1349 гг. Один редкий тип помечен 751 г.x. (1350-1351) гг. С.А. Янина опубликовала также редкий тип с двуглавым орлом и с именем хана Токтамыша.

75. » Храпков-Шибаев В.Б. Геральдика и лирика: герботворчество и вдохновение // Журнал "Гербовед". 1997. № 1 (13). С. 152-153

Аннотация: Герботворчество-это занимательное, интересное, но трудное дело. Многое надо знать, прикоснуться к истории. И конечно же, кроме знаний, должно быть хорошее воображение, способность фантазировать и рисовать.

76. » Паласиос-Фернандес Р. О гербе Романовых // Журнал "Гербовед". 1997. № 11 (23). С. 148-156

Аннотация: Под понятием «герб дома Романовых» с прошлого века подразумевается составленный Б.В. Кёне в царствование императора Александра II герб правящей с 1613 г. в России династии. Забавность ситуации состояла в том, что в это царствование процесс обретения гербов российским дворянством, не говоря уже о старинных знатных родах, практически завершился. И чуть ли не единственными не имевшими геральдически оформленной родовой символики были члены правящей династии.

77. » Паласиос-Фернандес Р. О символе боярина Н.И. Романова // Журнал "Гербовед". 1997. № 12 (24). С. 59-61

Аннотация: В своей предыдущей статье «О гербе Романовых» автор представил свидетельства неправомочности выбора в середине XIX века грифона, как родовой эмблемы Романовых. И указал на иную - черного одноглавого орла на белом (серебряном) поле. Однако версия именно прусского происхождения или заимствования данной символики не единственная из возможных.

78. » Постникова-Лосева М.М. [Русское ювелирное искусство:] Введение // В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 7-10


79. » Постникова-Лосева М.М. Русское золотое и серебряное дело // В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 11-32


80. » Постникова-Лосева М.М. Основные центры русского ювелирного искусства // В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 33-184


81. » Постникова-Лосева М.М. Организация золотого и серебряного дела. Мастера. Клеймение изделий из драгоценных металлов // В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 185-200


82. » Постникова-Лосева М.М. Приложения. 1: Некоторые приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов. 2: Золотой оклад лицевого «Евангелия» Успенского собора первой трети XV в. // В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 201-224


83. » Постникова-Лосева М.М. Указатель русских клейм на изделиях из драгоценных металлов XVII—XX вв. [до 1918 г.] // В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 227-306


84. » Постникова-Лосева М.М. Указатель советских клейм на изделиях из драгоценных металлов XX в. // В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 306-344


85. » Значко-Яворская О.Н. Собрание гербовых печатей В.К. Лукомского // Гербовед. 1914. Март. СПб.: Типография «Сириус», 1914. С. 42-47


86. » Сухово-Кобылины, Лодыгины (Ладыгины), Колычевы, Яковлевы, Бобарыкины (Боборыкины), Шереметевы, Коновницыны, Неплюевы, Кобылины, Епанчины [Стр. 11. Таблица] IX. Потомство Гланды Камбилы // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


87. » Пушкины, Бобрищевы-Пушкины, Мусины-Пушкины, Мятлевы, Рожновы, Бутурлины, Неклюдовы, Кологривовы [Стр. 10. Таблица] VIII. Потомство Радши // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


88. » Ляпуновы, Ильины, Березины, Сатины, Путятины, Пузыны, Святополк-Четвертинские, Святополк-Мирские [Стр. 8. Таблица] VI. Потомство Рюрика // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


89. » Касаткины-Ростовские, Лобановы-Ростовские, Бычковы-Ростовские, Белосельские, Вадбольские, Ухтомские, Шелешпанские [Стр. 6. Таблица] IV. Потомство Рюрика: князья ростовские и белозерские // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


90. » Дашковы, Дмитриевы, Львовы, Шаховские, Злакины, Сонцовы, Сонцовы-Засекины, Прозоровские [Стр. 5. Таблица] III. Потомство Рюрика: князья смоленские и ярославские // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


91. » Вяземские, Кропоткины, Карповы, Ржевские, Еропкины, Всеволожские, Татищевы, Аладьины, Дмитриевы-Мамоновы, Козловские [Стр. 4. Таблица] II. Потомство Рюрика: князья смоленские // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


92. » Меншиковы; Паскевичи-Варшавские (-Эриванские), Орловы [Стр. 18. Таблица] II. // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


93. » Суворов-Италийский (-Рымникский), Аргутинские-Долгорукие, Чернышевы, Кочубей [Стр. 19. Таблица] III. // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


94. » Потемкин, Салтыковы, Барклай-де-Толли, Зубов [Стр. 20. Таблица] IV. // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


95. » Фридрикс (Фредерикс), Строгановы, Колокольцовы (Колокольцевы), Меллер-Закомельские [Стр. 22. Таблица] VI. // Эмблематический гербовник (1944) (Лукомский В.К.)


 
 
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру»
Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение
Проект сетевого издания «Геральдика.ру»
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов.
карта сайта