.RU Геральдика.ру | Гербовник.ру | Форум
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру»
Поиск по библиотеке:
» Библиотека › Список публикаций - Автор: Яровая Е.А

Автор: Яровая Е.А

Список книг (изданий) в библиографическом каталоге (1)


Список публикаций / статей (58)

1. » Яровая Е.А. «Мейсенский гербовник». Чайный сервиз с гербом баронов Берлепш (Von Berlepsch) и сценами в гавани // Геральдика: исследования и практика. Труды Государственного Эрмитажа. Т. 104. Геральдика: исследования и практика: материалы научной конференции. 20-22 февраля 2020 года. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. С. 172-178

Аннотация: Редкий экземпляр чайного сервиза, сохранившегося почти в полном составе, в него входит 28 предметов. Сервиз исполнен в Саксонии, на Мейсенской мануфактуре, по маркам и стилю датируется 1735–1745 годами. Марка подглазурная синяя, в виде «скрещенных мечей».

2. » Яровая Е.А. Генуэзский лапидарий Крыма: Новые открытия 2010-2020 // «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка» : VII Международный Нумизматический Симпозиум (Судак, 21–25.09.2020 г.): Материалы научной конференции. – Симферополь: Колорит, 2020. С. 252-254

Аннотация: За истекшее десятилетие (с исходной датой начиная с 2010 года – года выхода монографии «Геральдика генуэзского Крыма») генуэзский лапидарий Крыма пополнился новыми памятниками, как вновь обретенными, так и заново открытыми для изучения.

3. » Яровая Е.А. Гербовед В.К. Лукомский, печати Н.Ф. Романченко и собрание Государственного Эрмитажа // Геральдика: исследования и практика. Труды Государственного Эрмитажа : Т.102 : материалы научной конференции. 20-22 февраля 2019 года / Государственный эрмитаж. - Спб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. С. 193-206

Аннотация: Данное исследование посвящено статье В. К. Лукомского «Собрание гербовых печатей Н. Ф. Романченка» в выходившем в 1913–1914 годах журнале «Гербоведъ». В небольшом четырехстраничном очерке известный специалист по геральдике дал краткую характеристику коллекции, выделив по материалу – более двухсот поделочных камней, в основном сердоликов, по содержанию – печати с масонскими символами, личными монограммами и шестьдесят печатей, «носящих несомненные признаки родовых гербов».

4. » Яровая Е.А., Гончаров Е.Ю. Геральдический медальон с Царевского городища. Середина XIII века? // Геральдика: исследования и практика. Труды Государственного Эрмитажа : Т.102 : материалы научной конференции. 20-22 февраля 2019 года / Государственный эрмитаж. - Спб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. С. 180-184

Аннотация: Целью данного сообщения является введение в научный оборот памятника французской геральдики, найденного на территории, подконтрольной Золотой Орде.

5. » Яровая Е.А. Подносная кружка 1896 года с портретами шведских королей // Нумизматические чтения Государственного Исторического музея 25 и 26 ноября 2020 года. М.: ГИМ, 2020. С. 272-275

Аннотация: В одном из частных собраний Санкт-Петербурга хранится любопытный предмет — массивная кружка в стиле барочных памятных кружек XVII–XVIII вв. В кружку вмонтирована 31 медаль с портретами королей Швеции, начиная с легендарного правителя свеев Улофа Шетконунга (995–1022) и до Оскара II (1872–1907), правящего короля на момент изготовления кружки. Подобный предмет расценивался как дорогой памятный подарок для влиятельных особ.

6. » Яровая Е.А., Пьянков А.В. Венценосный грифон. Мраморная плита с изображением геральдического грифона из Краснодарского музея-заповедника // «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка» // VI Международный Нумизматический Симпозиум (Севастополь, Балаклава 16–20.09. 2019 г.). Материалы научной конференции / отв. ред. Н.А. Алексеенко. – Симферополь, 2019. С. 107-112

Аннотация: В лапидарии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына (далее КГИАМЗ) хранится фрагмент мраморной плиты с рельефными изображениями на лицевой стороне. В учётной документации и в архиве КГИАМЗ никаких материалов о происхождении, времени и обстоятельствах поступления этого артефакта в фонды музея нет. Это не удивительно, поскольку музей сильно пострадал в годы гражданской войны и в последующие десятилетия прошлого века.

7. » Яровая Е.А. Ширма с фамильными гербами Вонлярлярских и Муcиных-Пушкиных // Геральдика: исследования и практика. Труды Государственного Эрмитажа : Т.98 : материалы научной конференции, посвященной памяти С.Н. Тройницкого. 20-22 февраля 2018 года / Государственный эрмитаж. - Спб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. С. 45-49

Аннотация: Рассматриваемая ширма состоит из трех деревянных створок, лицевая сторона каждой декорирована вставкой из плотного шелкового атласа, сшитого встык из двух полотен – зеленого и бордового. Размеры: в раскрытом виде 168,0 см, высота 126,0 см, ширина створки 55,4 см. На зеленом шелке вышиты гладью два герба и монограмма «WL» в центральной части, на темно-бордовом шелке вышиты полукрестом цветы в стиле модерн.

8. » Яровая Е.А. К вопросу о существовании орденского сервиза святого Андрея Первозванного, принадлежавшего цесаревичу Павлу Петровичу // Геральдический сборник № 1: Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2015-2018 / Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. С. 10-21 [семинар от 28 января 2015]

Аннотация: Недавно в поле зрения мне попал любопытный артефакт – фарфоровая чашка с крышкой и блюдцем работы Мейсенской мануфактуры. В первую очередь привлекло внимание крупное изображение герба Российской империи на тулове чашки в сочетании с необычной фигурой двуглавого орла, несущего ленту и знак ордена Святого Андрея Первозванного, в декоре крышки. Зеркало блюдца украшено многофигурной сценой с Петром I Великим и Карлом XII Шведским. В результате длительной работы по идентификации предмета мной была выдвинута достаточно смелая гипотеза: возможно, перед нами – неизвестный сервиз ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, самого раннего и высшего ордена Российской империи.

9. » Яровая Е.А. Геральдический экслибрис коллекционера Н.Ф. Романченко // Материалы XXXI Международной научной конференции. Москва, 12–14 апр. 2018 г. / Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ист.-арх. ин-т, Высшая школа источниковедения, спец. и вспомогат. ист. дисциплин; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщей истории. − М.: ИВИ РАН, 2018. – С. 402-404

Аннотация: Коллекция Николая Филипповича Романченко (1870–1923) привлекала внимание исследователей античности, египетских древностей, русского народного костюма, древнерусского литья, истории масонства, сфрагистики, нумизматики и геральдики. Более 5200 предметов из его коллекции, чудом вырванной из рук бандитов шайки Леньки Пантелеева, свирепствовавших в Петрограде в 1922–1923 гг., оказались в сокровищнице Государственного Эрмитажа.

10. » Яровая Е.А. Загадка «Прекрасной Фероньеры». Чайная пара с российским гербом и орденом Святой Екатерины – опыт атрибуции. // Гербоведение. Том VI. М.: Старая Басманная, 2017. С. 9-12

Аннотация: В данной статье речь пойдет об определении возможного владельца фарфоровой чайной пары, выполненной во Франции в середине 1840-х гг. Отличительной особенностью изучаемого предмета является наличие в качестве декора российского двуглавого орла под коронами, дополненного лентой с орденом Святой Екатерины на одной стороне чашки, и портрета молодой дамы в средневековом наряде с подписью “La Belle Ferroniere” (Прекрасная Фероньера). На основании этих данных мы выскажем предположение о том, для кого и в какой связи могла быть исполнена эта чайная пара.

11. » Яровая Е.А. Сургучный оттиск владельческой печати на оборотной стороне картины Франческо Морандини (Поппи) «Св. Екатерина» // Звезда Ренессанса, №24. СПб, 2016. С. 61-65

Аннотация: Сургучный оттиск печати, находящийся на обратной стороне доски исследуемого произведения, принадлежит к памятникам, наличие которых на определяемых предметах является высшей радостью для эксперта. Должное раскрытие информации, в свернутом виде заложенной в этом источнике, не только позволяет со стопроцентной уверенностью указать на владельца печати, но и органично помещает саму картину в контекст событий русской культуры и истории, обладавших для жизни Российской империи первой трети XIX века особым общественным значением

12. » Яровая Е.А. Сургучный оттиск личной печати на внутренней поверхности овального столика из Гатчинского дворца // Звезда Ренессанса, №24. СПб, 2016. С. 197-201

Аннотация: На внутреннюю поверхность столешницы столика начала XIX века из Гатчинского дворца нанесен оттиск круглой печати в коричневом сургуче. В центре оттиска — монограмма хорошей сохранности, состоящая из двух кириллических литер. В прочтении первой буквы возможна вариативность: это прописная «Г» или «П» (правая ножка является общей с соседней буквой). Вторая буква четкая — «М». Выше монограммы расположена смазанная выпуклая деталь округло-продолговатой формы с ложбиной по центру. Видимо, это изображение цветочного венка, которое в указанный период иногда использовалось на печатях в качестве композиционной и смысловой альтернативы геральдической короне достоинства. По краю оттиск обрамлен отчетливо видимым ободком, предположительно двойным.

13. » Яровая Е.А. Геральдика Сербии по рукописи Стояна Новаковича: к вопросу о русско-сербских научных связях во второй четверти XIX века // Труды Государственного Эрмитажа. Т. LXXX. Белградский сборник. К XXIII Международному конгрессу византинистов. Белград, Сербия, 22-27 августа 2016 года. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2016. С. 227-238

Аннотация: Любопытный манускрипт, хранящийся в фондах научной библиотеки Эрмитажа, о котором пойдет речь в данной статье, ранее не являлся предметом исследования. Потрепанная тетрадь в линейку в рассохшемся переплете оказалась рукописным автографом перевода на русский язык труда Стояна Новаковича «Геральдические обычаи у сербов». Сравнительная графологическая экспертиза доказала, что перед нами – почерк самого Новаковича. Рукопись не датирована, 189 тетрадных листов заполнены только с правой стороны, пагинация проставлена от руки. На титуле указано авторство. Как и когда рукопись попала в библиотеку Эрмитажа, по книге поступлений установить не удалось.

14. » Яровая Е.А., Мезенцева А.А. Новые данные о судьбе двух картин из собрания Государственного Эрмитажа (по результатам геральдической экспертизы) // Геральдический сборник № 1: Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2015-2018 / Государственный Эрмитаж. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. С. 134-141 [семинар от 05 октября 2016]

Аннотация: Хотелось бы на конкретных примерах напомнить коллегам о тех возможностях, которые возникают в ходе установления деталей провенанса картин из фондов Эрмитажа благодаря использованию специальных исторических дисциплин. Поиски такого рода носят комплексный характер, но одно из главных мест принадлежит в них геральдической экспертизе, что сближает эту сугубо искусствоведческую, казалось бы, работу с проблематикой нашего семинара. Сегодня мы рассмотрим два эпизода, связанные с историей картин, находящихся в хранении научного сотрудника ОЗЕИ А.А. Мезенцевой. Принимая на постоянное ответственное хранение произведения западноевропейской живописи XVII-XIX вв., она обратила внимание на различные маркирующие знаки, в том числе и геральдические, на нескольких полотнах. Удалось идентифицировать два оттиска и установить происхождение двух картин.

15. » Яровая Е.А. Рецензия на издание: Sigilla regum et reginarum Poloniae. Pieczęcie królów i królowych Polski ze zbiorów Archiwum Głównego Akt Dawnych (AGAD). (Kings’ and Queens’ seals from the collection of the Central Archives of Historical Records in Warsaw, Poland). // Петербургский исторический журнал. 2016. № 3 (11). С. 261-264.

Аннотация: Публикация любого корпуса исторических памятников отдельных стран всегда приветствуется. Не одно десятилетие издаются многотомные силлоги монет античного мира, Италии, Великобритании, отдельных земель Германии. Корпусы актовых печатей Скандинавии (Дании, Швеции), Византии, Древней Руси хорошо известны специалистам в области вспомогательных исторических дисциплин. Поэтому выпуск каталога печатей из польских архивов не мог не привлечь к себе пристального внимания исследователей.

16. » Яровая Е.А. Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: опыт атрибуции // Гербоведение. Том V. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 48-56

Аннотация: Сегодня русская геральдика как прикладная дисциплина переживает эпоху Ренессанса, и в свете резко возросших возможностей этой некогда опальной науки экспонаты музейных собраний, несущие дворянские гербы, предстают перед нами в новых, самых неожиданных ракурсах. Геральдическая экспертиза позволяет «заставить говорить» даже совершенно обезличенные предметы, всякая память об истории которых казалась утраченной без надежды на реконструкцию. Свои приоткрытые тайны есть и у экспонатов Рыбинского музея-заповедника

17. » Яровая Е.А. К идентификации гербов баронов и графов Строгановых // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Материалы XXVII Междунар. науч. конф. Москва, 9 – 11 апр. 2015 г. / редкол. : Ю. Э. Шустова (отв. ред.) и др. – М. : РГГУ, 2015. – С. 500-501

Аннотация: Выходцы из разбогатевших поморских крестьян, Строгановы стали, пожалуй, одной из самых известных фамилий как в России, так и за еѐ пределами. Их богатство вошло в пословицу, их вклад в освоение Приуралья и подвиги на поле боя вписали немало славных страниц в историю Отечества, их искушѐнность в коллекционировании предметов старины являлась примером для других собирателей. Их матримониальные связи с представителями титулованной аристократии последовательно укреплялись на протяжении более 400 лет. Ещѐ не будучи дворянином, Дмитрий Андреевич Строганов (1612–1670) заключает брачный союз с княжной из рода Волконских Анной Васильевной (1621–1649).

18. » Яровая Е.А. Коллекция личных печатей Н.Ф. Романченко в собрании Государственного Эрмитажа // Сообщения Государственного Эрмитажа. Выпуск LXXIII. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 135-143

Аннотация: Цель данного сообщения – ввести в научный оборот группу печатей российского дворянства и купечества, принадлежавших коллекционеру Н. Ф. Романченко и ныне хранящихся в фондах Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (хранитель С. В. Кокарева)

19. » Яровая Е.А. Геральдические загадки в Рыбинском музее // Углече поле. Историко-краеведческий и литературный журнал. № 26, 2015.

Аннотация: Сегодня русская геральдика как прикладная дисциплина переживает свою эпоху ренессанса, и в свете резко возросших возможностей этой некогда опальной науки экспонаты музейных собраний, несущие на себе дворянские гербы, предстают перед нами в новых, самых неожиданных ракурсах. Геральдическая экспертиза позволяет «заставить говорить» даже совершенно обезличенные предметы, всякая память об истории которых казалась утраченной без надежды на реконструкцию. Свои приоткрытые тайны есть и у экспонатов Рыбинского музея-заповедника.

20. » Яровая Е.А. Геральдическая композиция как способ декларации личных заслуг // Электронная публикация на academia.edu на основе материалов отдела нумизматики Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, 2015 г.

Аннотация: Изображения наград на геральдических композициях широко использо-вались уже в XVIII в., о чем свидетельствуют, в частности, прорисовки с фа-мильных печатей, вошедших в гербовник А.Т. Князева (1785). Для этого вре-мени, с характерными для него не устоявшимися нормами геральдики и не сформировавшейся окончательно наградной системой, фактор личного про-извола заказчика оставался, по-видимому, определяющим в выборе компози-ции.

21. » Яровая Е.А. Коллекция личных печатей Н.Ф. Романченко с гербами и эмблемами российского дворянства и купечества: опыт реконструкции и анализа // Гербоведение. Том IV. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 104-115

Аннотация: На рубеже XIX–XX в. среди коллекционеров был широко распространен тип дилетанта-универсала, интересовавшегося практически всем, что попадало в поле зрения. Петербургского собирателя Николая Филипповича Романченко (1870–1923) занимали египетские древности, фарфор, монеты, медали, миниатюры, предметы русской старины, портреты, литографии, окаменелости палеолита и античные амфоры. Его библиотека насчитывала свыше 20 тысяч томов. Не последнее место в обширной коллекции Н.Ф. Романченко было отведено матрицам личных печатей, среди владельцев которых большинство относилось к купеческому сословию.

22. » Павлов С.Б., Яровая Е.А. Экслибрис как улика. Книжный знак Сиднея Рейли из библиотеки Отдела нумизматики. Шпионский роман // 250 историй про Эрмитаж: «Собранье пёстрых глав...». Кн. 2. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014.

Аннотация: Библиотека Отдела нумизматики располагает богатейшим собранием специальной литературы по нумизматике, истории медальерного искусства и всем разделам вспомогательных исторических дисциплин. Среди них и редкое издание каталога Ю.Б. Иверсена «Медали, выбитые в царствование Александра II», увидевшего свет в 1880 г.

23. » Яровая Е.А., Бернштейн А.А. Настольная печать с гербом князя ЛобановаРостовского с подписью резчика // Нумизматические чтения Государственного исторического музея 2014 года, Москва, 24-25 ноября 2014 г. материалы докладов и сообщений. М.: Отдел нумизматики ГИМ, 2014.

Аннотация: Стилевые особенности оформления позволяют отнести изготовление печати к первой четверти XIX в. Ручка целиком выполнена из стали с навершием в форме грибной шляпки и с развитым декором ножки в виде акантовых листьев. На стальную матрицу нанесена тонкая гравировка. Изображена геральдическая композиция с гербом князей Лобановых-Ростовских и комплектом наград.

24. » Яровая Е.А., Павлов С.Б. Личная печать как семейная реликвия. Казус ИзмайловыхЧоглоковых. // Нумизматические чтения Государственного исторического музея 2014 года, Москва, 24-25 ноября 2014 г. материалы докладов и сообщений. М.: Отдел нумизматики ГИМ, 2014.

Аннотация: Настольная печать с дворянским гербом и ручкой в виде стилизованного бюста военного в костюме начала XIX в. (Сталь, цевка, резьба, гравировка, мон-тировка. Размеры: высота 130 мм, диаметр матрицы 40 х 45 мм. Хранение: ч.к.). На овальную матрицу нанесено изображение герба в щите. Герб на печатаю-щей площадке принадлежит одной из многочисленных в России фамилий Измайловых, относившейся к родам позднего происхождения.

25. » Яровая Е.А. Свадебные вазы графини Розы Паулины фон Кроков // Звезда Ренессанса, №19. СПб., 2013. С. 108-117

Аннотация: Пара фарфоровых ваз производства Королевской фарфоровой мануфактуры (Берлин), украшенных гербами и флористическими мотивами, примечательна не только художественными достоинствами и принадлежностью к значимому историко-культурному контексту. Она относится к довольно узкому кругу памятников искусства, в декоративное оформление которых было заложено невербальное сообщение настолько информативное, что его прочтение в наши дни делает возможным достоверную реконструкцию конкретных историко-бытовых обстоятельств изготовления этих предметов.

26. » Яровая Е.А. Масонские и геральдические печати из коллекции великого князя Николая Михайловича: опыт атрибуции // Гербоведение. Том III. - М.: Старая Басманная, 2013. - С. 53-59

Аннотация: В собрании Кабинета резных камней (ныне в составе отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа, хранитель С.В. Кокарева)1 мной была выявлена группа из 8 предметов2 , входивших в коллекцию великого князя Николая Михайловича (1859–1919) (рис. 1). Это резанные в камне печати-матрицы с личными гербами, представляющие безусловный исторический и художественный интерес и отражающие вкусы Николая Михайловича как историка и коллекционера.

27. » Яровая Е.А. Перспективы исследования геральдики генуэзского Крыма // «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка» : II Международный Нумизматический Симпозиум (Севастополь, 14-19.09.2012 г.): Материалы научной конференции. Севастополь, 2012. С. 51-54

Аннотация: Истории изучения геральдики генуэзского Крыма исполни‑ лось 225 лет. Каков же путь, пройденный исследователями за эти годы, куда дви‑ гаться дальше в изучении геральдической практики и собственно геральдических артефактов Крыма XIV–XV вв.?

28. » Яровая Е.А. Личные печати из коллекции великого князя Николая Михайловича в собрании Эрмитажа // Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина / Семинар Государственного Эрмитажа. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2012.

Аннотация: В собрании Кабинета резных камней (ныне в составе ОЗЕПИ Эрмитажа, хранитель С. В. Кокарева) мной была выявлена группа из восьми предметов, входивших в коллекцию великого князя Николая Михайловича (1859–1919). Это резанные в камне печати-матрицы с личными гербами, представляющие безусловный исторический и художественный интерес и отражающие вкусы Николая Михайловича как историка и коллекционера.

29. » Яровая Е.А. Иван Казимирович Антошевский (1873–1917) – геральдист, генеалог, библиофил, коллекционер, оккультист // Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина / Семинар Государственного Эрмитажа. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2012

Аннотация: Имя И. К. Антошевского незаслуженно и прочно забыто. Между тем его вклад в развитие русской геральдической мысли на рубеже XIX– XX вв. был достаточно весом. Однако так распорядилась судьба, что его заслуги в области изучения геральдики и генеалогии померкли перед известностью младших современников и коллег.

30. » Яровая Е.А Родовая реликвия графов Дмитриевых-Мамоновых из собрания Государственного Эрмитажа // Материалы научной конференции. XIV Золотаревские чтения РИАХМЗ. Рыбинск, 2012.

Аннотация: Проводимая автором данного сообщения совместно с хранителем ОЗЕ-ПИ (Отдел западноевропейского прикладного искусства) ГЭ С.В. Кокаревой атрибуция группы личных печатей, поступивших в Эрмитаж в 1923 г., ознаменовалась выявлением памятника, представляющего не только геральдическую, но и мемориальную ценность. Историческим владельцем печатки из дымчатого кварца (Инв. № И11770), украшенной артистически выполненным графским гербом, оказался Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов - герой 1812 года, масон, активист протодекабристских тайных обществ и богатейший помещик, главные вотчины которого располагались в Ярославской губернии, в том числе в Рыбинском уезде.

31. » Яровая Е.А. О мальтийском гербе графов Головкиных // Сб. научных статей Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа в память Маркова и Ильина. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2012.

Аннотация: В Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (РИАХМЗ) находится картина Ф.М. Матвеева «Вид в Италии» (1805 г.). В 2008 году в ходе подготовки к выставке к 250-летию выдающегося мастера ландшафтного пейзажа Федора Михайловича Матвеева (1758-1826) сотрудники музея обнаружили на подрамнике холста ранее не замеченные сургучные оттиски владельческих печатей. Изображения на двух оттисках из шести, несмотря на утраты, нам удалось атрибутировать.

32. » Зайченко М.Г., Яровая Е.А. Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта из собрания Государственного Эрмитажа: судьба и символика // Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 57-63

Аннотация: Шпага, которая была с Бонапартом во время коронации, с репортажной точностью зафиксированная работавшим на торжестве Ж.-Л. Давидом с помощниками, зримо отличалась от тех образцов холодного оружия, что сопутствовали императору на его позднейших портретах в полном облачении, и не стала частью его парадного канонического изображения. Ее судьба сложилась иначе, чем у большинства из многочисленных личных шпаг и сабель Наполеона. Коронационная шпага сравнительно рано покинула первого владельца, ее нет среди оружия, находившегося при нем на момент отречения от престола, сопровождавшего в ссылке, перечисленного в завещании. Ее следы удается отыскать в коллекции Арсенала Государственного Эрмитажа.

33. » Яровая Е.А. Новеченто: историография итальянской геральдики // SIGNUM. Выпуск 6. 2011. Стр. 197-206


34. » Яровая Е.А. Геральдическая загадка реликвии семьи Полетик // Гербоведение. Том I. М.: Старая Басманная, 2011. С. 109-113.

Аннотация: В 1980 г. на волне растущего интереса к истории семьи Бакуниных Тверским государственным объединенным музеем (ТГОМ) у Варвары Петровны Ставровской (1910-2008), внучатой племянницы российского теоретика анархизма Михаила Александровича Бакунина, было приобретено несколько фамильных реликвий. Среди нот и открыток второй половины XIX в. привлекают внимание предметы с гербами: инкрустированная шкатулка для мелочей и аметистовая настольная печатка . Обе вещи, по словам сдатчицы, принадлежали ее прапрабабке Идалии Григорьевне Полетике.

35. » Яровая Е.А. Личные и династические гербы на монетах Швеции 1523-1844 гг. // Личные и династические гербы на монетах Швеции 1523-1844 гг. Нумизматика, №3 (30). М., 2011.

Аннотация: Проведенный нами анализ геральдических композиций на шведских монетах, охватывающий практически все известные номиналы этого времени, позволяет увидеть в данном геральдическом и эмблематическом материале наглядное отражение высокой степени стабильности государственного устройства, сложившегося при Густаве I Васа (1523–1560) и успешно пережившего смену пяти правящих династий.

36. » Яровая Е.А. Две геральдические печати из собрания Государственного Русского Музея // Нумизматические чтения ГИМ памяти А. Фомина. М., 2011.

Аннотация: Коллекция сектора нумизматики ГРМ располагает небольшой группой личных печатей с гербами, имеющих несомненное историческое значение. Владельцев двух из них удалось определить.

37. » Яровая Е.А. Кремница из собрания РИАХМЗ в кругу изделий русского геральдического фарфора первой трети XIX в. // XIV Золотаревские чтения: материалы конференции. РИАХМЗ. Рыбинск-Ярославль, 2010.

Аннотация: Среди экспонатов РИАХМЗ, несущих геральдическую информацию, особое место занимает чашка-кремница с соединенными гербами графов Бобринских и кня-зей Горчаковых, созданная, по данным геральдической экспертизы, около 1824 г. О незаурядной истории данного предмета мы уже имели возможность рассказать кол-легам на XII Золотаревских чтениях. Однако, как удалось установить, темы для изу-чения, связанные с кремницей Бобринских-Горчаковых, отнюдь не исчерпаны, и предмет из Рыбинска может помочь интерпретации более широких пластов мате-риала, связанного с производством геральдического фарфора в России первой тре-ти XIX в.

38. » Яровая Е.А. [Геральдика генуэзского Крыма]: Введение // В монографии: Яровая Е.А. Геральдика генуэзского Крыма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2010. С. 5-23

Аннотация: В зарубежной и отечественной медиевистике сложились три достаточно устойчивых, хотя и условных, терминологических понятия для обозначения «совокупности «западных» владений на Византийском Востоке и в Причерноморье». Это Латинская Романия, ее часть Генуэзская Романия, и Генуэзская Газария, в свою очередь представляющая собой территориальный фрагмент Романии генуэзцев, расположенный в Северном Причерноморье. Именно Генуэзская Газария, существовавшая с 1260-х по 1475 г., является фоном, на котором рассматривается предмет исследования – геральдика генуэзской знати на памятниках камнерезного и декоративно-прикладного искусства из Северного Причерноморья.

39. » Яровая Е.А. Родовая и клановая геральдика генуэзской знати в XII—XVI вв. // В монографии: Яровая Е.А. Геральдика генуэзского Крыма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2010. С. 24-51 (Часть I)

Аннотация: Первые геральдические инсигнии в Генуе возникают в начале XII в. Это прежде всего личные эмблемы консулов генуэзской коммуны, которые впоследствии стали передаваться по наследству. А. Агосто предлагает нижеследующую периодизацию развития генуэзской родовой геральдики, отмечая при этом, что связь с конкретными историческими событиями позволяет провести эти границы более четко.

40. » Яровая Е.А. Социальный состав и структура генуэзской администрации в факториях Северного Причерноморья // В монографии: Яровая Е.А. Геральдика генуэзского Крыма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2010. С. 52-84 (Часть II)

Аннотация: Начало освоения генуэзцами северочерноморского побережья принято датировать 1260-ми гг. До сих пор правовой вопрос о заселении итальянскими купцами чужеземных территорий остается открытым. Э. Ф. де ля Примодэ связывал утверждение генуэзцев в Крыму с приобретением земель частными лицами, а именно генуэзскими нобилями Бальдо Дориа и Антонио дель Орто.

41. » Яровая Е.А. Генеалогия и геральдика генуэзского нобилитета (по материалам лапидарного и археологического наследия Каффы, Солдайи и Чембало) // В монографии: Яровая Е.А. Геральдика генуэзского Крыма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2010. С. 85-164 (Часть III)

Аннотация: Геральдика охватывала практически все сферы бытия средневекового горожанина. Все, что он видел вокруг, носил на себе, использовал в быту от рождения и до самой смерти, сопровождалось изображениями гербов. Главные городские ворота, крепостные стены и башни, обрамление колодцев и водосборов, внутреннее убранство помещений, церковная и бытовая утварь – посуда из стекла и металла, изделия из керамики, подсвечники, ткани, одежда, мебель, дверные молотки и замки, одежда, конская сбруя – ювелирные украшения, печати, монеты, манускрипты, наконец, надгробия и усыпальницы – все декорировалось гербами.

42. » Яровая Е.А. [Геральдика генуэзского Крыма]: Заключение // В монографии: Яровая Е.А. Геральдика генуэзского Крыма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2010. С. 165-168

Аннотация: Геральдика генуэзской администрации крымских факторий может быть результативно проанализирована по материалам лапидарного наследия Каффы, Солдайи и Чембало. Каменные плиты – важнейший, едва ли не единственный исторический источник, позволяющий выявить синхронную родовую и клановую символику генуэзского нобилитета.

43. » Яровая Е.А. Награды в геральдической композиции (к постановке вопроса об иконографической программе личных гербов) // Электронная публикация на Academia.edu, 2009 [URL: www.academia.edu/34045108/]

Аннотация: Личные награды, при наличии таковых, представляют собой неотъемлемую часть геральдической композиции. В данном сообщении рассматриваются артефакты XIX – начала XX вв., сочетающие геральдический и фалеристический материал, и делается попытка выявить закономерности размещения знаков отличия, иначе говоря, уловить логику в выборе одних и игнорировании других, уяснить, соблюдается ли иерархия, хронология, работают ли правила геральдики.

44. » Яровая Е.А. Геральдика на службе музея: некоторые итоги атрибуции предметов из собрания РИАХМЗ // XII Золотаревские чтения: материалы конференции. Рыбинск, 2008.

Аннотация: Атрибуциями памятников прикладного искусства по геральдическим изображениям, размещенным на них, занимался известный геральдист В.К. Лукомский, создатель Гербового музея в Петрограде в 1919 г. Для многих музейных собраний послереволюционной России им были сделаны сотни экспертиз, способствовавших введению в научный оборот депаспортизированных вещей из разоренных усадеб. Традиции геральдической экспертизы, заложенные В.К. Лукомским, и прерванные в эпоху отрицания геральдики как научной дисциплины, постепенно возрождаются и вновь служат музейному делу. Уже не один год длится наше сотрудничество с Рыбинским музеем-заповедником по проведению геральдической экспертизы экспонатов музея. В данном сообщении представлены некоторые ее итоги.

45. » Яровая Е.А. О феномене генуэзской родовой геральдики // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны: навук. зб. Вып. 4 / рэдкал.: С. М. Ходзін (адк. рэдактар) [і інш.]. — Мінск: БДУ, 2008. – С. 237-245

Аннотация: Первые геральдические инсигнии в Генуе возникают в начале XII в. Это, прежде всего, личные эмблемы консулов генуэзской коммуны, которые впоследствии стали передаваться по наследству. А. Агосто предлагает нижеследующую периодизацию развития генуэзской родовой геральдики, отмечая при этом, что связь с конкретными историческими событиями позволяет провести эти границы более четко.

46. » Яровая Е.А. Личная печатка Павла Петровича Вяземского // Антикварное обозрение. № 1 (18). СПб.: 2006.

Аннотация: Предмет представляет собой личную печатку с двумя печатающими площадками и гравированной рукояткой в виде рыцарской латной перчатки. Матрица печатки большего размера, изготовленная из гелиотропа (или кровавой яшмы), несет гравированное изображение вензеля под российской княжеской короной. Вензель состоит из двух латинских литер Р, правая из которых развернута зеркально, в центре – латинская W. Вензель дешифруется как буквы ППВ, образующие имя, отчество и фамилию владельца.

47. » Чернышов К.М., Яровая Е.А. Концепция выставки западноевропейского раздела Музея Геральдики на основе памятников нумизматики // Сообщения Гос. Эрмитажа. Том LXIV. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. С. 86-93

Аннотация: Гербы изображены на большинстве западноевропейских монет из собрания Эрмитажа. Эта коллекция, насчитывающая более 400 000 экземпляров и охватывающая период со Средних веков до ХХ в., представляет собой наиболее полный в собрании музея комплекс памятников геральдики, последовательно отражающий все этапы ее развития. Поэтому на экспозиции Музея геральдики, открывшейся в мае 2004 г. в двух залах Константиновскоrо дворца (Стрельна), нумизматический материал (ок. 200 экз.), дополненный западноевропейским оружием и предметами декоративно-прикладного искусства, фактически стал музееобразующим.

48. » Яровая Е.А. Символика коршуна и грифа // Antiq.Info (Антик.Инфо). №36-37. 2006. С. 78-86

Аннотация: Уже на ранних этапах своего развития человечество особо выделяло кор-шуна и грифа среди других представителей рода пернатых. Им отводилось важное место в образно-знаковом осмыслении темы жизни и смерти. В Древнем Египте поклонялись и грифу, и коршуну.

49. » Яровая Е.А. Геральдика рода Бобринских // Antiq.Info. № 32. M., 2005

Аннотация: В 1996 году в Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник поступило по завещанию несколько предметов, происходящих из коллекции собирателя старины Евгения Николаевича Опочинина (1858–1928). На примере одной из вещей, относящихся к коллекции Опочинина, можно наглядно продемонстрировать возможности геральдической экспертизы депаспортизированных экспонатов, благодаря которой данный предмет был не только продатирован, но и введен в контекст истории известнейших аристократических фамилий России.

50. » Яровая Е.А. Фрагмент стеклянного сосуда 1322 г. с гербом из Херсона: к вопросу о геральдике // Античная древность и средние века. Екатеринбург, 2005

Аннотация: В 1895 г. в районе Карантинной бухты Севастополя была найдена «… часть сосуда из зеленого стекла с рельефным изображением щита и обозначением римскими цифрами 1322 г., относящаяся к эпохе пребывания генуэзцев в Крыму». Как показали результаты количественного спектрального анализа, проделанного технологами из лаборатории Государственного Эрмитажа по просьбе М.Г. Крамаровского, химический состав фрагмента оказался аналогичен предметам из итальянского стекла, встречающимся среди находок на Северном Кавказе.

51. » Яровая Е.А. Геральдика генуэзского нобилитета по каменным плитам из Каффы, Солдайи и Чембало : XIV-I треть XVI в. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность: 07.00.03. - всеобщая история. - М: 2004. - 27 с.

Аннотация: Цель исследования - рассматривая гербы на каменных плитах как основной источник по геральдике генуэзского нобилитета в XIV-XV вв., ввиду отсутствия гербовников этого времени, сопоставив их с изображениями в гербовниках XVII-XIX вв., выяснить, как реализовались задачи геральдической практики в генуэзских факториях Крыма. Хронологические рамки темы заданы археологическим материалом, составляющим предмет исследования. Самым ранним из рассматриваемых памятников является каменное обрамление колодца из Каффы с тремя гербами генуэзских нобилей 1331 г., самым поздним - надгробная плита юноши Ланфранко с гербом рода д`Анджели 1523 г.

52. » Яровая Е.А. О новых идентификациях гербов на закладных плитах из Судака // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы II Судакской международной научной конференции. Часть II. Киев-Судак, 2004

Аннотация: На закладных и строительных плитах из Солдайи высекали надпись, содержащую дату и имя консула и кастеллана Солдайи и три герба, из которых центральный — крест св. Георгия (генуэзский крест), слева — герб генуэзского дожа и (справа — герб консула Солдайи соответствующего года. Исключения составляют две парадные плиты, где количество гербов больше обычного — пять (плита 1394 г.) и восемь (плита 1409 г.).

53. » Яровая Е.А. О новых идентификациях гербов на закладных плитах из Судака // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы II Судакской международной научной конференции. Часть II. Киев-Судак, 2004

Аннотация: Всего в Самастро найдено девятнадцать (включая фрагменты) лапидарных памятников с гербами и в некоторых случаях с латинской эпиграфикой, датируемых с 1407 по 1447 г. 5 Это строительные плиты с фамильной символикой представителей знатных лигурийских родов, таких как Адорно, Бокканегра, Джудичи, Дориа, Дзоальо, Кампофрегозо, Луксардо, Маласпина, Понтенегро, Поджо и др. Среди них и памятная плита 1407 г. с четырьмя гербами (Стамбул, Археологический музей).

54. » Яровая Е.А. Из опыта геральдической экспертизы судакских закладных плит XIV-XV вв. // Материалы XI Всероссийской нумизматической конференции. Санкт-Петербург, 14-18 апреля 2003 г. СПб., 2003

Аннотация: В 1926 г. художник-график Н. Ф. Лапин обратился в письме к В. К. Лукомскому с просьбой идентифицировать гербы, высеченные на плитах из генуэзской крепости Судака. Н. Лапиным были предоставлены кальки с прорисовкой гербов и надписей с 10 плит с 16 различными гербами. Материалы В. К. Лукомского по экспертизе плит хранятся в РГИА (Ф. 986 Оп. 1 Д. 48 Л. 38).

55. » Яровая Е.А. Атрибуция закладной плиты XV в. из Каффы по геральдическим изображениям // Материалы X Всероссийской нумизматической конференции. Псков, 15–20 апреля 2002 г. Псков: 2002.

Аннотация: Хранящаяся в фондах Феодосийского краеведческого музея плита с пятью гербами и несохранившейся легендой в правой части (ФКМ, инв. № А—27 (2)) была воздвигнута в честь консула Манфредо Саули и, тем самым, должна датироваться 1421 г. В верхнем ряду известковой плиты высечены щиты с генуэзским крестом и гербом со стесанным изображением, судя по расположению, дожеским; в нижнем ряду – три меньших по размеру геральдических щита, центральный из которых принадлежал консулу Каффы, а фланкирующие его – массариям-казначеям. На двух из них, консульском и казначейском, помещены орлы под короной, на третьем, принадлежащем второму казначею, – шагающий лев в острозубчатой перевязи.

56. » Яровая Е.А. О геральдике генуэзских ремесленников // SIGNUM. Выпуск 2. 2000. Стр. 41-48

Аннотация: Господствующие верхи Генуи, неоднородные по своему составу, как известно, делились на нобилей и пополаров. Последние, в свою очередь, на купцов (mercanti) и ремесленников (artefici). У каждого из этих слоев геральдическая система имела свою специфику. Речь пойдет об особенностях геральдики местных ремесленников.

57. » Яровая Е.А. О новых прочтениях нобильских имен каффинского и солдайского лапидария (по материалам Е.Ч. Скржинской) // Степи Европы в эпоху Средневековья. Том I. Донецк, 2000.

Аннотация: Остановимся на девяти памятниках, вошедших в издание Е.Ч. Скржинской, по поводу которых можем сообщить нечто новое. Привлечение к этой работе материалов по генеалогии лигурийской знати, в частности, списков, составленных А.М.Дж. Скордза “Знатные фамилии Генуи” (Scorza A.M.G., 1924), позволяет установить принадлежность указанных в надписях фамилий к родам и семейным кланам, соотнести с лицами, отмеченными в архивных документах, так же как и идентифицировать выбитые на плитах гербы.

58. » Яровая Е.А. Генеалогия и геральдика лигyрийского нобилитета (к истории изучения) // VI Всероссийские нумизматические чтения. СПб., 1998.

Аннотация: В Генуе никогда не существовало официально утвержденного стеммария. Личные гербы не регистрировались, но закреплялись вместе с фамилиями (прозваниями). Первые рукописные гербовники создаются лишь в первой половине XVII в. под сильным воздействием испанских традиций. Начиная с этого времени генуэзский патрициат заказывает экспертам свои генеалогические древа и истории фамилий. Но с течением времени аристократы приходят к выводу, что никто не справится с задачей прославления их доблестных предков лучше, чем они сами. Поэтому львиная доля этих трудов написана самими представителями знатных лигурийских династий – Скордза, ди Негри, Адорно. Эта традиция сохраняется и по сей день.

 
 
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру»
Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение
Проект сетевого издания «Геральдика.ру»
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов.
карта сайта