| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Список публикаций - Автор: Ражнёв Геннадий Владимирович | ||
Автор: Ражнёв Геннадий Владимирович кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске Смоленск Список книг (изданий) в библиографическом каталоге (3) 1. » Ражнев Г.В. Герб России (2004) 2. » Ражнёв Г.В. Герб Смоленска (1993) 3. » Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Двуглавый орёл в культуре России, Востока и Запада: социальные представления (2011) Список публикаций / статей (44)
1. » Ражнёв Г.В. Редкие изображения двуглавых орлов: опыт семантической идентификации // Гербоведение. Том V. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 23-29 Аннотация: Двуглавый орел входит в «самую загадочную для современного человека группу фантастических и легендарных фигур […] и занимает заметное место среди древнейших символов»1 . Он стал популярной гербовая фигурой не только в Азии, но и в Европе и Америке, а за последние четыре столетия прочно вошел в мировую и отечественную культуру не только как геральдический символ, но и как элемент многих произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поэтому его следует рассматривать и как символ, и как произведение искусства.
2. » Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Социальные представления Белой армии о гербе России (на примере проектов Г.А. Ильина и И.Д. Шадра) // Гербоведение. Том IV. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 54-64 Аннотация: Среди срочных дел, вставших перед А.В. Колчаков в 1918 г., было и создание новой российской символики с последующим размещением ее на новых денежных знаках. В феврале 1919 г. омское Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, учредителем и председателем которого был Б.В. Трувелер, организовало конкурс на составление проекта нового герба России.
3. » Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Двуглавый орел в мировой культуре: истоки и аккультурация // Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 161-172 Аннотация: Изображения двуглавого орла известны не только в России. Они популярны во многих странах Запада и Востока, особенно в Албании, Гватемале, Индии, Мексике, Сербии, Турции, Черногории и др. Многие ученые уверенно утверждают, что двуглавый орел известен с древнейших времен, а его происхождение – Восток. Однако где конкретно появилась эта мифическая птица, какова была ее первоначальная символика, почему она веками олицетворяла высшую власть и силу, никто из них не указывал. Большинству исследователей сам вопрос о происхождении и путях распространения двуглавого орла до сих пор кажется не столь важным. Например, известный историк А.Л. Хорошкевич считала его не существенным и даже крупнейший историограф современной России О.Н. Наумов расценил появление двуглавого орла на монетах хана Джанибека (1341–1357) «только как курьезный факт истории».
4. » Ражнёв Г.В. Держава: эволюция символики // Журнал "Гербовед". 2007. № 2 (94). С. 116-120, цв. вкладки 1-8 Аннотация: Одним из самых удивительных по истории и сложных по символике элементов герба России является держава - богато украшенный шар с навершием в виде креста.
5. » Ражнёв Г.В. О новом прочтении герба Михаила Ивановича Глинки // Журнал "Гербовед". 2007. № 6 (98). С. 122-127 Аннотация: Польские геральдисты Папроцкий и Несецкий, описывая герб Глинок «Тржаска», рассказывали, что когда в одной из битв неприятель стал напирать на самого короля, то один из рыцарей по имени Тржаска, закрывая его собой, доблестно отбивал мечом атаки врага.
6. » Ражнёв Г.В. Двуглавые орлы Ивана Билибина // Журнал "Гербовед". 2007. № 7 (99). С. 85-93 Аннотация: Выдающийся русский художник Иван Яковлевич Билибин известен, прежде всего, своими замечательными иллюстрациями к русским сказкам и былинам. Между тем, он оставил заметный след в театральном искусстве, живописи и графике. Как график он уделил большое внимание русской геральдике и особенно двуглавому орлу. Он специально изучал опыт других художников и народное творчество, в котором черпал источник вдохновения для многих своих работ.
7. » Родюков С.Г., Ражнёв Г.В. Тайны и загадки герба города Красного // Журнал "Гербовед". 2007. № 7 (99). С. 94-99 Аннотация: Герб был официально пожалован Красному дважды: во время вхождения города в состав Речи Посполитой в 1625 году и в годы правления Екатерины II в 1780 году.
8. » Ражнёв Г.В. Философия языка геральдики // Журнал "Гербовед". 2006. № 1 (87). С. 84-95 Аннотация: Данная статья представляет собой лишь введение в названную в заголовке проблему, исследование которой, безусловно, достойно более серьезного научного исследования, ибо восхождение на вершины теоретической геральдики немыслимо без развития в мировой геральдической традиции учения об особой философии языка геральдики. Под ней мы понимаем философское осмысление и анализ сущности языка геральдики, ее методологических основ, принципов толкования компонентов гербов, специфической диалектики семантики гербов и входящих в них фигур.
9. » Ражнёв Г.В. Сто христианских покровителей // Журнал "Гербовед". 2005. № 3 (81). С. 75-121 Аннотация: В отечественной справочной литературе имеется пробел - нет словаря, в котором читатель мог бы почерпнуть сведения о христианских покровителях из числа святых, канонизированных церковью. Обычно верующие обращаются к ним с мольбой быть ходатаями за них перед Богом в самых разнообразных случаях. Считается, что многочисленные трудности, которые испытывают верующие, могут успешнее преодолеваться при обращении к соответствующему покровителю. Например, при угрозе землетрясения христиане обращаются за помощью к св. Агате, при недугах - к св. Пантелеймону, при поиске потерянной вещи - к св. Антонию Падуанскому, при болезнях горла - к св. Блезу, при болезнях глаз - к св. Лонгину и т.д.
10. » Ражнёв Г.В. Герб России и христианство // Журнал "Гербовед". 2005. № 5 (84). С. 143-147, цв. вкладка 16 Аннотация: Почти все элементы герба России так или иначе связаны с христианством. Как точно отметил В.А. Дуров, «официальное появление на Руси двуглавого орла - одной из традиционных эмблем угасающей византийской династии, имело весьма глубокий смысл: «Москва - третий Рим», законная преемница всех культурных традиций Византии».
11. » Ражнёв Г.В. Чаша Грааля: загадки и символика // Журнал "Гербовед". 2004. № 1 (67). С. 96-100 Аннотация: Во многих средневековых легендах и мистических произведениях прославлялся священный сосуд с многозначной символикой - Грааль. В апокрифическом Евангелии от Никодима рассказывается о чаше, из которой пил Христос при последней тайной вечере, и в которую затем Иосиф Аримафейский собрал кровь из раны распятого Христа.
12. » Ражнёв Г.В. Устранить перекос в отечественной геральдике (христианские святые покровители) // Журнал "Гербовед". 2004. № 7 (74). С. 70-71 Аннотация: Налицо явный перекос российской геральдики в сторону использования языческой символики, несправедливое невнимание не только к старым, но и к современным христианским символам, которые за последнее столетие пополнились длинным рядом как католических, так и православных покровителей самых разных профессий.
13. » Ражнёв Г.В. [Лирика] Прозренье сердца. Венок сонетов. // Журнал "Гербовед". 2003. № 3 (63). С. 150-155 14. » Ражнёв Г.В. Фантастические существа в символике: люди-животные // Журнал "Гербовед". 2003. № 5 (65). С. 83-92 Аннотация: В мировой мифологии, фольклоре и религиях широкое отражение нашли фантастические представления людей о человеко-звериных существах. Только некоторые из этих существ прочно вошли в геральдику, но большинство из них, обладая весьма интересной символикой, незаслуженно забыты. Их возрождение могло бы заметно расширить возможности геральдики, обогатило бы палитру её образов, сделало бы геральдическое художество ещё более аттрактивным. Представим читателям не только изображения, но и символику некоторых из этих удивительных существ.
15. » Ражнёв Г.В. История и символика единорога // Журнал "Гербовед". 2003. № 6 (66). С. 48-50 Аннотация: Одна из самых загадочных фантастических фигур - единорог - широко использовалась не только в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, но и в государственных и родовых гербах, в том числе и на гербе России времён Ивана Грозного.
16. » Ражнёв Г.В. Проблема символа в религии и культуре // Геральдика: 10 лет восстановления Геральдической службы России: материалы конференции 26-28.02.2002 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во РГЭ, 2002 Аннотация: Культурно-историческая практика человечества немыслима без символов. Они пронизывают быт, обряды и ритуалы людей, мифологию и религию, политику и философию, этику и эстетику, геральдику и астрологию, изобразительное искусство и литературу, театр и музыку. В наибольшей степени символы используются в религии, всегда претендовавшей на глобальный универсализм. Это явление русский религиозный философ Л.П. Карсавин объяснял так: «...Универсализм религии заставляет во всем ловить отражение Божества и все рассматривать как Его символы. Ведь напряженная религиозная мысль выходит за рамки рационального знания, питаясь мистическим постижением: для того же, чтобы выразить мистический опыт, недостаточно обычных слов и понятий: приходится фиксировать свое восприятие символом».
17. » Ражнёв Г.В. Мистика и реальность числа 12 // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 52-58 Аннотация: Двенадцать... Числовой шаблон или количественная определенность сакральных мифопоэтических и философских ценностей? Случайно ли, например в гербе белорусского города Ружаны изображен венок из 12 роз, а в гербе Минска 1796 г. помещена Пресвятая Дева в сиянии 12 орнаментированных крыльев, составленных из 6 ангелов?
18. » Ражнёв Г.В. Число 8 в мировой символике // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 59-61 Аннотация: Число 8 (огдоада) в мировой символике менее популярно, чем 3, 7, 9, 12 или 40. Но в некоторых случаях оно успешно конкурировало даже с этими числами. Так, многие орденские звёзды всех российских орденов от Андрея Первозванного до Св. Анны были восьмиконечные. Знак ордена Св. Иоанна Иерусалимского представляет собой восьмиугольный крест, а крест ордена Св. Станислава - четырёхконечный с раздвоенными концами с восемью шариками на 8 углах.
19. » Ражнёв Г.В. Лев в мировой символике // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 62-64 Аннотация: В мифологии, религии, геральдике и искусстве лев занимает видное место, а с конца XIX века он является предметом исследований многих зарубежных ученых, опубликовавших ряд трудов на эту тему.
20. » Ражнёв Г.В. Проблема символа в религии и культуре // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 65-68 Аннотация: Культурно-историческая практика человечества немыслима без символов. Они пронизывают быт, обряды и ритуалы людей, мифологию и религию, политику и философию, этику и эстетику, геральдику и астрологию, изобразительное искусство и литературу, театр и музыку. В наибольшей степени они используются в религии, всегда претендовавшей на глобальный универсализм.
21. » Ражнёв Г.В. Возрождающиеся Любавичи // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 69-75, цв. вкладка 5 Аннотация: В Смоленской области, недалеко от Рудни, находится небольшая деревня Любавичи. В XVI веке это была волость, а в XIX веке волостной центр вырос в крупный поселок, в котором был театр, 4 еврейские школы, синагога, святой пляж на реке Березине, протекавшей через поселок, в центре которого на постаменте возвышался бюст Св. Иоанна. В поселке проживало более З тысяч жителей, из которых три четверти составляли евреи.
22. » Ражнёв Г.В. Обновлённый герб города-героя Смоленска // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 76-77, цв. вкладка 5 Аннотация: 27 апреля 2001 года на заседании 9 сессии Смоленского городского Совета был утвержден новый герб Смоленска. Предварительно проект герба прошел геральдическую экспертизу в Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации.
23. » Ражнёв Г.В. Герб Тёмкино и Тёмкинского района // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 78-79, цв. вкладка 5 Аннотация: В сентябре 1999 года решением Тёмкинского районного Совета утверждён герб Тёмкинского района: в лазуревом поле золотой, готовый к бою олень, стоящий на золотом, с тремя узлами, шнуре. В вольной части щита главные элементы герба Смоленской области. Щит венчает червлёная башенная корона о двух зубцах.
24. » Ражнёв Г.В. Так держать, товарищ полковник! (к 40-летию В.Л. Герасимова) // Журнал "Гербовед". 2002. № 1 (55). С. 100-101, цв. вкладка 18-19 Аннотация: Василий Леонидович Герасимов родился 30 сентября 1961 года в городе Смоленске, в рабочей семье, которая проживала по улице Запольной, ныне Твардовского. В 1978 году окончил 27-ю среднюю школу и поступил в Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.
25. » Ражнёв Г.В. Герб и флаг Смоленской области // Журнал "Гербовед". 1998. № 1 (33). С. 131-141, цв. вкладки 22-23 Аннотация: Герб Смоленской земли берет свое начало от учрежденного в 1393 году смоленским князем Глебом Святославичем герба великого Смоленского княжества. Он представлял собой изображение пушки с сидящей на ней птицей Гамаюн в декоративном медальоне.
26. » Ражнёв Г.В. Женщина в мировой символике // Журнал "Гербовед". 1999. № 2 (34). С. 126-129, 162 (последняя страница обложки) Аннотация: В настоящей статье автор в краткой форме коснется только общих и наиболее употребительных в мифологии, геральдике и искусстве символических значений женщины, не раскрывая конкретную символику ни женщин-богинь (их особенно много в греческой, индийской и египетской мифологиях), ни женщин - персонажей Библии, ни женщин - популярных литературных героев, чьи имена стали нарицательными. Попытка проделать такую работу превратила бы эту статью в весьма объемную книгу энциклопедического содержания.
27. » Ражнёв Г.В. Нетрадиционная символика креста // Журнал "Гербовед". 1999. № 4 (36). С. 98-99, цв. вкладка 8 Аннотация: Сегодня крест воспринимается как главный христианский символ. Вместе с тем в дохристианский период он был весьма значимым объектом поклонения многих народов, а его изображения встречаются повсеместно еще со времен неолита. В вещественных памятниках древности находят оригинальные графемы (схематические рисунки) с крестом, которые бытовали в народном декоративном искусстве вплоть до ХХ в.
28. » Ражнёв Г.В. Чья княжеская шапка в гербе А.С. Пушкина? // Журнал "Гербовед". 1999. № 5 (37). С. 70-74, цв. вкладка 16 Аннотация: Весьма интересным оказалось обращение геральдистов к родовому гербу Пушкиных, что позволило установить оригинальную связь между ним и утвержденным в декабре 1998 г. гербом Смоленской области. Суть этой связи сводится к тому, что в гербе Смоленской области, как и в гербе А.С. Пушкина, помещена великокняжеская шапка, имеющая прямое отношение к смоленским князьям.
29. » Ражнёв Г.В. О символике триколора и двуглавого орла // Журнал "Гербовед". 1999. № 6 (38). С. 149-154 Аннотация: Статья В.В. Похлёбкина о «естественных символах России» (см. «Независимая газета», 06.03.1998 г.) побудила меня выразить свое мнение о проблемах российской государственной символики. К Вильяму Васильевичу Похлёбкину отношусь с глубоким уважением. Со многими положениями его статьи я согласен, но не все они кажутся мне истиной в последней инстанции.
30. » Ражнев Г.В. Андрогин как геральдический и мифологический символ // Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 50-51 Аннотация: В мировой геральдике одними из древнейших символов являются андрогинные. Иранский (персидский) бог беспредельного времени и судьбы Зерван считался символом единства в природе. Тысячелетия он совершает жертвоприношения в надежде родить сына Ормазда, который бы сотворил мир.
31. » Ражнев Г.В. Число «сорок» в мировой символике и геральдике // Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 86-87 Аннотация: Всякий числовой символ, если его заимствовать из реальной жизни, может одновременно являться абстрактной категорией, аллегорией, мифом, религиозной идеей, количественной мерой, выражающей определенное качество, географическое или геометрическое понятие, нравственные качества, или вполне самостоятельные сущности явлений, каждый раз требующие самостоятельного анализа и оценки.
32. » Ражнев Г.В. Герб Смоленска в экслибрисе // Журнал "Гербовед". 1997. № 5 (17). С. 118-128 Аннотация: Герб Смоленска нашел оригинальное отражение в отечественных гербовых экслибрисах, которые принадлежали представителям знатных графских, княжеских и дворянских фамилий.
33. » Ражнев Г.В. История и военно-этическая значимость артиллерийской эмблемы // Журнал "Гербовед". 1997. № 10 (22). С. 117-123 Аннотация: Удивительна история артиллерийской эмблемы. Ее прообраз в русской армии появился в середине XVI века, до рождения в России регулярной армии -и за несколько десятков лет до появления в России самого слова "артиллерия". Впервые оно появляется только в письме Петра I А. Ю. Кревету 19 июня 1695 года: "А здесь, слава богу, все здорово. Вчерашнего дня Лефорт, а севодне алтиллерия (именно так писал это слово Петр I) и генерал пошли в путь свой".
34. » Ражнев Г.В. Символика розы в мировой культуре // Журнал "Гербовед". 1997. № 11 (23). С. 91-93, цв. вкладка 9 Аннотация: История роз гораздо старше истории человечества: если человек на Земле появился около двух миллионов лет назад, то розы цвели на нашей анете уже 25 миллионов лет назад. Но в качестве религиозного символа азы впервые упоминаются в священных книгах персов, в «Авесте». В тысячелетней китайской империи роза уже занимала весьма почетное место: Конфуций писал, что в те времена в императорской библиотеке имелось более 500 книг, рассказывающих о розах.
35. » Ражнев Г.В. Амбивалентность символики колеса // Журнал "Гербовед". 1997. № 11 (23). С. 156-157 Аннотация: Мировая культура задолго до христианства представляла колесо в качестве символа непостоянства и изменчивости счастья - атрибута римской богини Фортуны, благодаря которой родилось выражение "колесо Фортуны", имевшее еще несколько символических значений. Во-первых, оно символизировало коварную изменчивость и капризность судьбы. Вовторых, оно символизировало противоречивость бытия, а, в-третьих, оно символизировало бесконечную изменчивость мира.
36. » Ражнев Г.В. Оригинальные украшения герба Угры // Журнал "Гербовед". 1997. № 12 (24). С. 42-43 Аннотация: В июне 1996 г. Главой администрации Угранского района Смоленской области А.И. Федоровым был утвержден герб по проекту Г. Ражнева. Герб является «полуговорящим». В центре щита волнообразная перевязь - символ реки Угры, давший название поселку.
37. » Ражнев Г.В. Символика Архангела Михаила // Журнал «Гербовед». 1996. № 1 (9). С. 42-52, цв. вкладки 4-5, с. 162 (обложка) Аннотация: Одним из самых сложных и, к удивлению, малоисследованных символов, распространенных в геральдике, является образ Архангела Михаила. В родовой геральдике он известен как знак Рюриковичей, киевских князей. В городской геральдике изображение Архангела Михаила встречается не только в гербах Архангельска и Киева, но и в гербе Смоленска времен Речи Посполитой, а также в гербах Новогрудка, Кролевца, Малоархангельска, Овруча и Гадяча.
38. » Ражнёв Г.В. Проект герба Земского движения // Журнал "Гербовед". 1996. № 2 (10). С. 42-43 Аннотация: 18 апреля 1994 года Смоленским советом ученых и инициативной группой интеллигенции Смоленска было принято решение об организации общественного объединения "Смоленское Земское Движение".
39. » Ражнев Г.В. Малоизвестные факты о символике двуглавого орла // Журнал "Гербовед". 1996. № 2 (10). С. 76-77 Аннотация: О появлении двуглавого орла в качестве государственного герба России написано много. Известно также, что двуглавый орел - один из наиболее древних символов власти. Если считать, что язычник Гай Марий {157-86 rг. до н. э.) сделал двуглавого орла эмблемой Рима, то он имеет более двухтысячелетнюю историю. Вместе с тем, известны и более ранние изображения двуглавого орла, символике которого в современных публикациях не уделяется серьезного внимания, хотя она и представляется весьма интересной и глубокой по смыслу.
40. » Ражнёв Г.В. Герб и флаг города Ярцево // Журнал "Гербовед". 1996. № 4 (12). С. 104-105, цв. вкладка 16 Аннотация: Многие города России имеют собственные гербы, а флаги есть далеко не у каждого города. В этом отношении наша геральдическая традиция уступает западной: там с давних времен большинство городов обзавелось и флагами и гербами. Появилась надежда, что россияне наверстают упущенное. В число немногих российских городов, которые стали иметь свой герб и флаг, вошел один из самых молодых городов Смоленщины - город Ярцева. Это случилось в июле 1996 года, когда Ярцево отмечал свое 70-летие.
41. » Ражнев Г.В. Герб села Новоспасское // Журнал "Гербовед". 1994 № 1-2 (5-6). С. 85-87, цветная вкладка 8 Аннотация: Среди тысяч небольших российских сел есть несколько таких, которые особенно дороги сердцу русского человека: Ясная Поляна, Михайловское, Карабиха. Особое место среди них занимает Новоспасское - родина великого русского композитора М. И. Глинки.
42. » Ражнев Г.В. Кроссворд «Герб Смоленска» // Журнал "Гербовед". 1994 № 1-2 (5-6). С. 174-175 43. » Ражнёв Г.В. Когда был учрежден Смоленский герб? // В монографии: Ражнев Г.В. Герб Смоленска. Смоленск: Край Смоленский, 1993 Аннотация: Герб Смоленска занимает приметное, почетное место в отечественной и мировой геральдике. На удивительно пестром, почти 600-летнем ковре его истории вытканы одиннадцать причудливых вариантов герба, связанных с рядом интересных загадок, таинственных легенд и белых пятен. Наличие их во многом объясняется тем, что в силу своей исторической специфики Смоленск длительное время развивался как относительно самостоятельный, высоко цивилизованный русский город, имевший тесные связи с Западной Европой и Востоком, избежавший опустошительных набегов татарских полчищ. Но часть загадок обусловлена и тем, что Смоленск в разное время входил в Великое княжество Литовское и в Речь Посполитую.
44. » Ражнёв Г.В. Тайны и загадки птицы Гамаюн // Журнал "Гербовед". 1992. № 1 (1). С. 13-25 Аннотация: Кроме гербов Смоленска и смоленских городов, птица Гамаюн (райская птица) изображена во многих гербах тех фамилий, которые произошли от смоленскоrо князя Ростислава Мстиславовича (девятое колено от Рюрика). Достаточно назвать Вяземских, Кропоткиных, Ржевских, Карповых, Татищевых, Шаховских, Дашковых, Прозоровских, Дмитриевых, Всеволожских и многих других. Птица Гамаюн изображена также в гербах выезжих дворян: Болотниковых, Купреяновых, Бобриковых, Коробковых и Радковичей.
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |